ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ

Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва
“Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025
года”

Дата подписания: 29.05.2015

Дата публикации: 08.06.2015 00:00

1. Утвердить прилагаемую Стратегию
развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (далее –
Стратегия).

2. Минобрнауки России:

с участием заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти в
6-месячный срок разработать план
мероприятий по реализации Стратегии и
внести его в Правительство Российской
Федерации;

совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти обеспечить реализацию Стратегии.

Председатель Правительства Российской
Федерации Д. Медведев

Общие положения

Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию
и защите Родины.

Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025
года (далее – Стратегия) разработана во
исполнение Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017
годы, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N
761 “О Национальной стратегии действий
в интересах детей на 2012-2017 годы”, в
части определения ориентиров
государственной политики в сфере
воспитания.

Стратегия учитывает положения
Конституции Российской Федерации,
федеральных законов, указов Президента
Российской Федерации, постановлений
Правительства Российской Федерации и
иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, затрагивающих
сферы образования, физической культуры
и спорта, культуры, семейной, молодежной,
национальной политики, а также
международных документов в сфере защиты
прав детей, ратифицированных Российской
Федерацией.

Стратегия развивает механизмы,
предусмотренные Федеральным законом
“Об образовании в Российской Федерации”,
который гарантирует обеспечение
воспитания как неотъемлемой части
образования, взаимосвязанной с обучением,
но осуществляемой также в форме
самостоятельной деятельности.

Стратегия создает условия для
формирования и реализации комплекса
мер, учитывающих особенности современных
детей, социальный и психологический
контекст их развития, формирует
предпосылки для консолидации усилий
семьи, общества и государства, направленных
на воспитание подрастающего и будущих
поколений.

Стратегия опирается на систему
духовно-нравственных ценностей,
сложившихся в процессе культурного
развития России, таких как человеколюбие,
справедливость, честь, совесть, воля,
личное достоинство, вера в добро и
стремление к исполнению нравственного
долга перед самим собой, своей семьей
и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие
социальных институтов воспитания,
обновление воспитательного процесса
в системе общего и дополнительного
образования, в сферах физической культуры
и спорта, культуры на основе оптимального
сочетания отечественных традиций,
современного опыта, достижений научных
школ, культурно-исторического,
системно-деятельностного подхода к
социальной ситуации развития ребенка.

Цель, задачи, приоритеты Стратегии

Целью Стратегии является определение
приоритетов государственной политики
в области воспитания и социализации
детей, основных направлений и механизмов
развития институтов воспитания,
формирования общественно-государственной
системы воспитания детей в Российской
Федерации, учитывающих интересы детей,
актуальные потребности современного
российского общества и государства,
глобальные вызовы и условия развития
страны в мировом сообществе.

Воспитание детей рассматривается как
стратегический общенациональный
приоритет, требующий консолидации
усилий различных институтов гражданского
общества и ведомств на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях.

Для достижения цели Стратегии необходимо
решение следующих задач:

создание условий для консолидации
усилий социальных институтов по
воспитанию подрастающего поколения;

обеспечение поддержки семейного
воспитания, содействие формированию
ответственного отношения родителей
или законных представителей к воспитанию
детей;

повышение эффективности воспитательной
деятельности в системе образования,
физической культуры и спорта, культуры
и уровня психолого-педагогической
поддержки социализации детей;

создание условий для повышения
ресурсного, организационного, методического
обеспечения воспитательной деятельности
и ответственности за ее результаты;

формирование социокультурной
инфраструктуры, содействующей успешной
социализации детей и интегрирующей
воспитательные возможности образовательных,
культурных, спортивных, научных,
экскурсионно-туристических и других
организаций;

создание условий для повышения
эффективности воспитательной деятельности
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, находящихся
в сельских поселениях;

повышение эффективности комплексной
поддержки уязвимых категорий детей (с
ограниченными возможностями здоровья,
оставшихся без попечения родителей,
находящихся в социально опасном
положении, сирот), способствующей их
социальной реабилитации и полноценной
интеграции в общество;

обеспечение условий для повышения
социальной, коммуникативной и
педагогической компетентности родителей.

Приоритетами государственной политики
в области воспитания являются:

создание условий для воспитания
здоровой, счастливой, свободной,
ориентированной на труд личности;

формирование у детей высокого уровня
духовно-нравственного развития, чувства
причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе
России;

поддержка единства и целостности,
преемственности и непрерывности
воспитания;

поддержка общественных институтов,
которые являются носителями духовных
ценностей;

формирование уважения к русскому
языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся
основой гражданской идентичности
россиян и главным фактором национального
самоопределения;

обеспечение защиты прав и соблюдение
законных интересов каждого ребенка, в
том числе гарантий доступности ресурсов
системы образования, физической культуры
и спорта, культуры и воспитания;

формирование внутренней позиции
личности по отношению к окружающей
социальной действительности;

развитие на основе признания определяющей
роли семьи и соблюдения прав родителей
кооперации и сотрудничества субъектов
системы воспитания (семьи, общества,
государства, образовательных, научных,
традиционных религиозных организаций,
учреждений культуры и спорта, средств
массовой информации, бизнес-сообществ)
с целью совершенствования содержания
и условий воспитания подрастающего
поколения России.

1.
Гражданское воспитание. Воспитание
гражданина – одна из краеугольных задач
образовательного учреждения. Решая
проблему гражданского воспитания
учащихся, школа прежде всего сосредоточивает
свои усилия на формировании у школьника
ценностного отношения к явлениям
общественной жизни.

Основная цель
гражданского воспитания состоит в
формировании гражданственности как
интегративного качества личности,
заключающего в себе внутреннюю свободу
и уважение к государственной власти,
любовь к Родине и стремление к миру,
чувство собственного достоинства и
дисциплинированность, гармоническое
проявление патриотических чувств и
культуры межнационального общения.
Становление гражданственности как
качества личности определяется как
субъективными усилиями педагогов,
родителей, общественных организаций,
так и объективными условиями
функционирования общества – особенностями
государственного устройства, уровнем
правовой, политической, нравственной
культуры общества.

Содержание
гражданского воспитания в школе и семье
составляет работа учителей, воспитателей
и родителей по патриотическому воспитанию,
по формированию культуры межнационального
общения, правовой культуры, воспитанию
в духе мира и ненасилия. В гражданском
становлении личности важное место
занимает участие детей, подростков и
юношества в деятельности детских
общественных объединений и организаций.

Патриотическое
воспитание и формирование культуры
межнационального общения осуществляется
в процессе включения учащихся в активный
созидательный труд на благо Родины,
привития бережного отношения к истории
отечества, к его культурному наследию,
к обычаям и традициям народа – любви к
малой Родине, к своим родным местам;
воспитание готовности к защите Родины;
изучения обычаев и культуры разных
этносов.

2.
Нравственное воспитание. Моральные
нормы, причины, категории, идеалы
принимаются людьми, принадлежащими к
определенной социальной группе и
выступают как форма общественного
нравственного сознания. Вместе с тем
мораль – это не только форма общественного
сознания, но и форма индивидуального
нравственного сознания, так как человеку
присущи свои особенности духовного
склада, особенности его представлений,
чувств, переживаний. Эти личные проявления
всегда окрашены общественным сознанием.
Усвоенные и принятые личностью
нравственные нормы, принципы, категории,
идеалы в то же время выражают ее
определенные отношения к другим людям,
к себе, к своему труду, к природе.
Содержание воспитательной работы
учителя, классного руководителя по
формированию нравственной культуры
учащихся и составляет формирование
названных групп отношений.

Отношение к другим
людям предполагает формирование
гуманизма, взаимного уважения между
людьми, товарищеской взаимопомощи и
требовательности, коллективизма,
воспитание заботы о старших и младших
в семье, уважительное отношение к
представителям противоположного пола.
Отношение к себе складывается из
осознания собственного достоинства,
чувства общественного долга,
дисциплинированности, честности и
правдивости, простоты и скромности,
нетерпимости к несправедливости,
стяжательству. Отношение к своему труду
проявляется в добросовестном, ответственном
исполнении своих трудовых и учебных
обязанностей, развитии творческих начал
в трудовой деятельности, признании
важности своего труда и результатов
труда других людей. Отношение к природе
требует бережного отношения к ее
богатству, нетерпимости к нарушениям
экологических норм и требований.

Формирование основ
нравственной культуры школьников
осуществляется в системе нравственного
воспитания в условиях школы, семьи,
общества.

3.
Воспитание трудолюбивой и конкурентноспособной
личности. Трудовое воспитание ребенка
начинается с формирования в семье и
школе элементарных представлений о
трудовых обязанностях. Труд был и
остается необходимым и важным средством
развития психики и нравственных
представлений личности. Трудовая
деятельность должна стать для школьников
естественной физической и интеллектуальной
потребностью. Трудовое воспитание тесно
связано с политехнической подготовкой
учащихся. Политехническое образование
обеспечивает знание основ современной
техники, технологии и организации
производства; вооружает учащихся
общетрудовыми знаниями и навыками;
развивает творческое отношение к труду;
способствует правильному выбору
профессии. Таким образом, политехническое
образование является базой трудового
воспитания.

В условиях
общеобразовательной школы решаются
следующие задачи трудового воспитания
учащихся:

·  формирование
у учащихся положительного отношения к
труду как высшей ценности в жизни,
высоких социальных мотивов трудовой
деятельности;

·  развитие
познавательного интереса к знаниям,
потребности в творческом труде, стремление
применять знания на практике;

·  воспитание
высоких моральных качеств, трудолюбия,
долга и ответственности, целеустремленности
и предприимчивости, деловитости и
честности;

·  вооружение
учащихся разнообразными трудовыми
умениями и навыками, формирование основ
культуры умственного и физического
труда.

Содержание трудового
воспитания определяется названными
задачами, а также рядом хозяйственно-экономических
факторов, производственными условиями
района, области, возможностями и
традициями школы и т.д.

Содержательную
основу трудового воспитания школьников
составляют следующие виды труда.

Учебный труд
школьника включает в себя труд умственный
и физический. Умственный труд является
наиболее напряженным, требует больших
волевых усилий, терпения, усидчивости.
Привычка к повседневному умственному
труду имеет большое значение для всех
видов трудовой деятельности. Школьными
программами предусмотрен физический
труд на уроках трудового обучения в
учебных мастерских и на пришкольном
участке. В процессе физического труда
создаются условия для проявления детьми
нравственных качеств, коллективизма,
взаимопомощи, уважения к людям и
результатам их деятельности.

Общественно
полезный труд организуется в интересах
членов всего коллектива и каждого
ребенка в отдельности. Он включает в
себя труд по самообслуживанию в школе
и дома (уборка класса, школьной территории,
бытовой труд дома, уход за насаждениями
и др.), летнюю работу на полях во время
школьных каникул, работу в школьных
строительных отрядах, школьных
лесничествах, тимуровскую работу.

Производительный
труд предполагает участие школьников
в создании материальных ценностей,
вступление в производственные отношения.
Участие в производительном труде
развивает у учащихся профессиональные
интересы, склонности, потребности в
труде, они познают смысл экологических
понятий и категорий.

4.
Воспитание экономической культуры.
Формирование основ экономической
культуры школьников. Под формированием
экономической культуры понимается
выработка ясного представления об
экономических закономерностях развития
общества и воспитание на этой основе
таких качеств личности, которые необходимы
ей в производственно-экономической
деятельности. Формирование экономической
культуры неразрывно связано с подготовкой
выпускника к жизни, труду, она становится
одним из необходимых условий становления
гражданской позиции личности. В целостном
педагогическом процессе решается ряд
задач формирования экономической
культуры школьников. Важнейшими из них
являются: формирование у учащихся
экономического мышления; воспитание
качеств характера рачительного
хозяина-гражданина (бережливости,
практичности, хозяйственности); овладение
учащимися элементарными навыками
экономического анализа, привычками
экономии и расчетливости. Указанные
задачи могут быть решены при соответствующей
работе по формированию экономичес ких
знаний о труде и производстве, об
отношениях собственности, предпринимательстве,
коммерциализации и др., умений и навыков
в организационно-экономической
деятельности.

Экономическая
культура формируется в процессе изучения
практически всех учебных предметов. Но
особенно большие возможности для
развития экономической культуры
личности, как это показано в исследованиях
Ю. К. Васильева, В. К. Розова,
П. А. Шемякина и др., заложены в таких
предметах, как “История”, “География”,
“Трудовое обучение”, “Химия”,
“Биология”. В учебных курсах
содержится богатый арсенал экономических
знаний и возможностей организации
экономической деятельности учащихся.
Задача здесь состоит прежде всего в
том, чтобы в рамках школьных дисциплин
и сложившейся практики политехнического
образования, общественно полезного и
производительного труда упорядочить,
обновить и систематизировать экономические
знания и умения, расширить сферу
экономической деятельности в новых
социально-экономических условиях.

5.
Формирование эстетической культуры –
это процесс целенаправленного развития
способности личности к полноценному
восприятию и правильному пониманию
прекрасного в искусстве и действительности.
Он предусматривает выработку системы
художественных представлений, взглядов
и убеждений, воспитание эстетической
чуткости и вкуса. Одновременно с этим
у школьников воспитывается стремление
и умение вносить элементы прекрасного
во все стороны бытия, бороться против
всего уродливого, безобразного,
низменного, а также готовность к
посильному проявлению себя в искусстве.

6.
Воспитание физически здоровой личности,
половое воспитание. Задачи и содержание
воспитания физической культуры.
Организация работы по воспитанию
физической культуры учащихся направлена
на решение следующих задач:

·  содействие
правильному физическому развитию детей,
повышение их работоспособности,
закаливание, охрана здоровья;

·  развитие
основных двигательных качеств. Способность
человека к разносторонней двигательной
деятельности обеспечивается гармоничным
развитием всех физических качеств –
силы, выносливости, ловкости и быстроты.
Особенно следует сказать о выносливости.
Приучая школьников преодолевать
неуверенность, страх, усталость, болевые
ощущения, мы тем самым воспитываем у
них не только физические, но и моральные
качества;

·  формирование
жизненно важных двигательных умений и
навыков.

Половое воспитание
– воспитание в соответствии с половой
принадлежностью детей, привитие им тех
ценностей, которые соответствуют их
полу.

Соседние файлы в папке ответы_наши

Цели и стратегии воспитания

Взаимодействие
молодого человека и социальной среды
существенно
зависит от тех целей воспитания, которые
определяются субъектами этого процесса.
Это и определяет многоаспектность
понимания сущности этого явления.

Каждая
эпоха, каждое государство ставили свои
задачи перед образовательными
учреждениями. Цель определялась исходя
из доминирующих идеологических воззрений
и формулировалась в форме социального
заказа. Государство и общество всегда
рассматривали цель педагогической
деятельности как аргументированную
заботу о своем будущем. Поэтому
формулировка цели чаще всего вбирала
в себя постулаты, которые, по мнению
правящей элиты, обеспечивали бы сохранение
существующего строя и системы социальных
отношений. В то же время в качестве
основных аргументов выдвигалась забота
о будущем подрастающего поколения.

Цели
воспитания – это ожидаемые изменения в
человеке, происходящие под влиянием
целенаправленных воздействий субъектов
воспитания.

Можно
обнаружить два основных подхода к
определению целей воспитания. Первый
подход при разработке целей учитывает
прежде всего потребность общества,
поэтому требования к воспитанию ребенка
опираются на задачи го­сударства,
общества, сословия.

Второй
подход в определении целей предполагает
в первую очередь учет потребностей
человека. При этом целью является помощь
ему в его социальном становлении,
обеспечении его приспособления к
существующим социальным условиям и
одновременно сохранения своего «Я»,
развития индивидуальности. В учебнике
К. Смирнова, опубликованном в России в
1913 году, в качестве таковой выдвигалась
следующая цель: «Воспитать питомца
значит помочь ему достичь собственными
силами возможного для него совершенства,
т.е. стать нравственно развитой и
практически деятельной личностью».1

В
зависимости от идеологии отношений,
которая устанавливается в любом обществе,
доминировал первый или второй подход.

Цели
рассматривались с позиции идеала
человека, гармонично развитого,
сочетающего в себе духовное богатство,
моральную чистоту и физическое
совершенство. Что такое гармоническое
развитие человека в современном
понимании? Это идеал, к которому должен
стремиться прежде всего сам человек.
Кроме того, это ориентир для педагога,
который на его основе определяет
содержание своей деятельности.

Гармоничного
человека отличает гуманное отношение
к людям, к самому себе, высокая
нравственность и духовность. При этом
надо четко представлять себе, что
гармонично развитый человек лишь идеал,
ориентир для определения реальных
целей, которые не противоречат этому
идеалу.

Можно
выделить четыре
основные стратегии воспитания
в соответствии с поставленными
доминирующими целями.

Первая
стратегия, которая сегодня чрезвычайно
распространена в психолого-педагогической
теории и существенно влияет на понимание
социально-психологической сущности
воспитания, – социализирующая.

В
этом смысле воспитание рассматривают
в контексте про­цесса социализации
человека.

Воспитание
предполагает, что в процессе включения
воспи­танников в социальную деятельность
происходит следующее:

Вторую
стратегию воспитания можно условно
назвать акмеологической
(от слова «акме» – вершина, высшая точка,
рассвет). Этот аспект воспитания
предполагает, что процесс должен быть
направлен на развитие человека, оказание
ему макси­мальной помощи в реализации
потенциальных возможностей, спо­собствовать
тому, чтобы он достиг собственной
вершины.

Развитие
личности и индивидуальности представляет
собой процесс, в котором происходят как
количественные, так и качест­венные
преобразования. Процесс предполагает
разрешение различ­ного рода противоречий,
которые являются источниками развития:

Эти
противоречия проявляются по-разному
на различных воз­растных этапах
развития человека и имеют свою специфику
в возрастных границах молодежи от ранней
юности до зрелости.

Третья
стратегия воспитания в контексте
социально-психологического рассмотрения
данного явления –
культурологическая.

Формирование
многих личностных черт человека
непосредст­венным образом зависит
от степени ос­воения им культуры.
«Культурологическая» парадигма в
большей степени ориентирует не на
знания, а на освоение элементов культуры.
При этом акцент делается на особенностях
того сообщества, в котором происходит
процесс воспитания человека, на
формировании этнической идентичности.

Этниче­ская
принадлежность ин­дивида обеспечивается
на основе освоения им элементов «своей»
культуры, из которых главными выступают
для него ценности и нормы жизни,
деятельности и поведения. Про­цесс
врастания инди­вида в его этническую
общность и культуру обозначается
понятием «инкультурация».

В
результате ин­культурации человек
приобретает способность свободно
ориенти­роваться в окружающей его
этнической среде, пользоваться
боль­шинством предметов культуры,
созданных преды­дущими поколения­ми,
обмениваться результатами физического
и умственного труда, устанавливать
взаимопонимание с другими на­родами.

Каждый
человек проходит через процесс
инкультурации, по­скольку без его
результатов не может существовать как
член обще­ства и своего этноса. Этот
сложный процесс начинается в раннем
детстве с приобретения навыков владения
своим телом и усвоения элементов
ближайшей жизненной среды и продолжается
всю его жизнь. В данном процессе принято
выделять две основные стадии: первичную
(детскую) и вторичную (взрослую).

На
первом этапе инкультурации люди осваивают
самые обще­распространенные, жизненно
важные элементы своей куль­туры. При
этом инкультурация характеризуется
целенаправленным воздействием на
молодого человека с целью формирования
у него адекватных навыков, необходимых
для нормальной социокультурной жизни.
В любой культуре сущест­вуют специальные
формы и способы инкуль­турации, которые
обес­печивают молодым людям нужное
количество знаний и навыков для их
повсе­дневной практики.

Главной
отличительной особенностью инкульту­рации
стано­вится выработка у индивида
способности к самостоя­тельному
ос­воению социокультурного окружения
в пределах, уста­новленных в данном
обществе. Индивид получает возможность
ком­бинировать полученные знания и
навыки для решения собственных жизненно
важных проблем: расширяется его
способность прини­мать решения,
которые могут иметь значимые последствия
для него и для других; он получает право
участвовать в составе своей этни­ческой
группы в действиях, результатами которых
могут быть зна­чительные куль­турные
изменения.

Первый
этап инкультурации способствует
сохранению ста­биль­ности культуры,
поскольку основным здесь является
воспроиз­веде­ние уже имеющихся
образов, контроль за проникновением в
куль­туру случайных и новых элементов.
Второй этап, именно в период молодости,
обеспечивает членам общества возможность
принять на себя ответственность за
экс­периментирование в культуре,
внесение в нее изменений различ­но­го
масштаба. Гармоничное и последовательное
развитие обоих эта­пов инкультурации
завершается формированием менталитета
лич­ности — совокупности установок
и предрасположенностей ин­дивида
действовать, мыслить, чувствовать и
воспринимать мир оп­ределен­ным
образом. В свою очередь это состояние
ментальности является показателем
нормального функционирования и развития
как инди­вида, так и социокультурной
среды.

И,
наконец, четвертую стратегию воспитания
можно условно назвать экзистенциальной.

Психологи-экзистенциалисты
пытались использовать идеи экзистенциальной
философии для понимания сущности
психических процессов и оказания
психотерапевтической помощи клиентам.
Ролло Мэй, выделяя принципы экзистенциальной
психотерапии, подчеркивает стремление
человека к центрированности, сохранению
своего существования, субъективной
стороной этого стремления является
осознание. При этом он подчеркивает,
что собственно человеческой формой
сознания является самосознание, которое
помогает человеку переживать себя как
субъекта, которого окружает мир.1

Для
понимания экзистенциального подхода
к воспитанию необходимо обратится к
трудам известного психолога В. Франкла,
который пытался рассмотреть важнейшую
категорию экзистенциальной психологии:
смысл человеческого существования.
Свобода в понимании В. Франкла – это
прежде всего свобода стать другим.
Экзистенциальный анализ считает человека
существом, ориентированным на смысл и
стремящимся к ценностям. В этом качестве
человек характеризуется двумя
онтологическими характеристиками:
способностью к самотрансценденции и
способностью к самоотстранению. Первая
выражается в постоянном выходе человека
за пределы самого себя, в направленности
его на что-то существующее вне его.
Вторая выражается в возможности человека
подняться над собой и над ситуацией,
посмотреть на себя со стороны. Эти две
способности помогают человеку быть, в
определенных пределах, самодетерминирующимся
существом.

Несмотря
на широкое развитий идей экзистенциализма
в психологии, по отношению к воспитанию
человека эти идеи нашли свое приложение
лишь в конце ХХ века.

В
этом плане необходимо отметить работы
О. С. Гребенюка, Т. Б. Гребенюк и их учеников.
Именно в своей работе «Основы педагогики
индивидуальности» они впервые
акцентировали внимание на развитии
индивидуальности учащихся, рассматривая
это в качестве важнейшей педагогической
цели. Именно они среди семи сущностных
сфер человека, которые развиваются под
влиянием педагогического воздействия,
выделили экзистенциальную сферу.
Концептуальные основы формирования
этой сферы как педагогического процесса
были рассмотрены в диссертационном
исследовании А. В. Шершневой. На основе
анализа педагогической теории и практики
она делает вывод о том, что формирование
экзистенциальной сферы должно стать
целью педагогического процесса
современной школы.

При
этом учащимися должно осуществляться
обретение свой собственной «самости»
на основе своих собственных возможностей;
человек сам делает выбор и отвечает за
него; человек может быть определен лишь
в связи с его решением занять определенную
позицию. Экзистенциальную сферу
характеризуют такие понятия, как
«ответственен», «не могу иначе», «обязан».

Необходимо
отметить, что исследования многих
педагогов конца ХХ – начала ХХI
вв., по своей сущности, отражали идеи
экзистенциализма. В работах Б. З. Вульфова,
Д. В. Вилькеева, А. А. Кирсанова, Л. Ф. Спирина,
Н. М. Таланчука, Л. И. Уманского, Е. Н. Щурковой
мы встречаем установки на синергетический
подход, акцент на индивидуализацию
педагогического процесса, выделение и
классификацию педагогических ситуаций,
формирование рефлексивной позиции как
педагогов, так и учащихся.

Основной
идеей экзистенциальной стратегии
является выделение в качестве идеальной
цели формирование
человека, умеющего прожить свою жизнь
на основе сделанного им экзистенциального
выбора, осознающего ее смысл и реализующего
себя в соответствии с этим выбором.

Реализация
этой цели возможна только через
педагогическое влияние на жизнь ребенка,
которая состоит из определенных значимых
для него событий.

Таким
образом, первой характеристикой
социально-психологической модели
воспитания является выбранная стратегия,
которая, по сути, определяет доминирующие
задачи субъектно-субъектного взаимодействия
воспитанника и окружающей социальной
среды, существенно влияя на систему
ценностей, регулирующих эти отношения.

Тимонина Любовь Ильинична

Исследование проведено по государственному заданию Министерства образования и науки РФ,

проект № 27.4374.2017/НМ

В статье рассматриваются основные подходы к определению воспитания и стратегий воспитания. Воспитание рассматривается как сложная система взаимодействий и взаимосвязей, в которой каждый участник является действующим лицом со своими целями, установками, идеалами, представлениями. Утверждается, что система воспитания отличается от иных социальных систем тем, что у отдельных субъектов этой системы (педагогов) есть цели, ориентированные на развитие личности воспитанников. Стратегия определяется как способ достижения сложной цели, как способ действий особо необходимый в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов; как своего рода искусство экономии средств в осуществлении результативного действия. Выбор стратегии воспитательных влияний зависит от возраста и особенностей детей, от целей и содержания воспитания, от ситуации, возможностей воспитательной среды, профессиональной позиции педагога.

Ключевые слова: воспитание, влияние, стратегия, воздействие, взаимодействие, создание условий, управление, включение в деятельность.

Про воспитание сказано и написано огромное количество книг. Каждый автор, в соответствии с эпохой, своей профессиональной и личностной позицией вкладывал в понятие воспитание свой смысл, но все говорили о том, что воспитание необходимо для передачи опыта от одного поколения к другому.

Воспитание рассматривалось как процесс, деятельность, результат, как основа для самовоспитания. Это сложное и противоречивое явление с отсроченным и часто неопределенным результатом.

Воспитание можно рассматривать в широком и в узком смысле слова. В этом случае можно говорить о непрофессиональном и профессиональном влиянии на личность. В широком смысле – это передача социального опыта от одного поколения к другому. Максимальное влияние на развитие личности оказывает семья, социальная и природная среда, в которой растет человек, государство, в котором происходит взросление. Воспитание в таком контексте можно рассматривать как процесс обогащения личности знаниями о мире и социальным опытом, который приобретается во взаимодействии с членами семьи, социума, объектами человеческой культуры. Рассматривая воспитание в узком смысле, мы имеем в виду целенаправленное профессиональное педагогическое влияние на развитие личности.

Воспитание в узком смысле предполагает, что педагог по отношению к воспитаннику осуществляет целенаправленную педагогическую деятельность. Педагог является носителем ценностей и целей воспитания заданных государством, а также специалистом, владеющим специальными методами, технологиями воспитания. Воспитатель – это человек, выполняющий воспитательные функции в образовательной организации.

Словарь русских синонимов соотносит термин «воспитатель» со следующими словами: гувернёр, ментор, наставник, наставитель, пестун, учитель, дядька, образователь, атабек, педагог. Каждый термин отражает определенную специфику деятельности, связанную и с историческим периодом и с профессиональной позицией воспитателя. Например, слово «пестовать» означает воспитывать с любовью, и, следовательно, пестун, тот, кто с любовью воспитывает ребенка. Действия, которые будет совершать педагог, во многом зависит от того, какие ценности он «несет» воспитанникам, какие цели ставит в воспитании, какая у педагога профессиональная позиция. В связи с этим можно говорить о возможных действиях педагога: помощь, сопровождение, взаимодействие с воспитанниками, воздействие, управление деятельностью детей, организация их жизнедеятельности и т.д. Воспитательную деятельность можно рассматривать как совокупность действий педагога, направленных на развитие личности воспитанника. Опыт показывает, что влияния педагога на личность воспитанника будут более эффективными, если педагог будет восприниматься ребенком, как значимый взрослый.

Воспитанник – это человек (ребенок, подросток, юноша), как правило, находящийся в образовательной организации, где на его личность оказывают целенаправленное влияние. Но мы прекрасно понимаем, что каждый воспитанник – это уже личность со своим опытом жизнедеятельности, со своими индивидуальными особенностями, со своими ценностями, установками, мотивами, целями. Задача педагога учесть все эти личностные факторы и так выстроить свою деятельность, чтобы она была результативна, чтобы влияние, оказываемое на человека, было им воспринято. Нельзя не учитывать активность воспитанника, его восприимчи-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

вость или невосприимчивость к воспитательным действиям педагога.

Когда мы говорим о воспитании, то в первую очередь представляем себе воспитателя и воспитанника. Если ребенок находится в образовательной организации, то воспитательное влияние на него оказывает сразу несколько педагогов. Встает вопрос, а согласованы ли цели, методы, технологии воспитательной деятельности всех педагогов и как это соотносится с действиями родителей? Кроме того, ребенок находится в детской группе, например в классе и педагоги работают с целым классом и с каждым ребенком индивидуально. Как влияют коллективные формы воспитательной деятельности на конкретного воспитанника, и какое в процессе взаимодействия осуществляется взаимовлияние детей друг на друга? Рассматривая воспитание, приходится говорить о сложной системе взаимодействий, взаимосвязей в которой каждый участник является действующим лицом со своими целями, установками, идеалами, представлениями. То есть существует сложная социальная система, как целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Но система воспитания отличается от иных социальных систем тем, что у отдельных субъектов этой системы (педагогов) есть цели, ориентированные на развитие личности воспитанников. Компонентами системы воспитания будут цели и ценности воспитания, субъекты (педагоги, дети, родители, педагогический, детский, родительский коллективы), взаимодействие между субъектами, отношения, возникающие в процессе этого взаимодействия между субъектами. При этом мы понимаем, что в основе взаимодействия лежат методы, технологии, которые в соответствии с целями использует педагог.

Система воспитания не является изолированной. Она встраивается в социум. Педагогу необходимо учитывать те факторы, которые влияют на развитие личности за рамками образовательной организации. В первую очередь – это семья. Влияние семьи и педагогов на ребенка не должно быть, как минимум, противоречивым.

Целью воспитания является развитие личности. Прежде, чем воспитывать, необходимо понимать, что должно быть в итоге, какими социально-значимыми качествами должен обладать человек, какой должна быть личность, чтобы быть частью

современного общества. Воспитание считается ведущей силой мотивационно-ценностного развития личности, то есть главным результатом воспитания можно считать не столько формирование качеств, сколько формирование новых социальных мотивов или преобразование уже имеющихся.

Поскольку воспитание рассматривается как деятельность, то мы должны ответить на вопрос, что значит воспитывать, какие действия может совершить педагог с целью влияния на развитие личности? Какие стратегии воспитания могут использовать педагоги?

Если спросить студентов, учителей о том, что они делают, когда воспитывают, или что делают с ними, когда воспитывают, то ответы бывают типовыми. Мы объясняем, беседуем, наказываем, хвалим, требуем следовать примеру, даем поручение и т. д.

Как правило, студенты и учителя в первую очередь перечисляют действия, которые можно отнести к категории «воздействия» на личность воспитанника. При этом воспитанник однозначно понимается как объект воздействия, а педагог, как субъект, знающий, что и как должен делать воспитанник. В процессе такого воздействия могут формироваться представления о нормах и ценностях, правилах жизни в обществе, через требование, поручение, упражнения формироваться умения и навыки поведения в обществе. Но для формирования мотивов этого недостаточно. Необходимо проживание или эмоциональное переживание различных жизненных ситуаций, приобретения собственного опыта. Для решения этих задач большое значение могут иметь иные стратегии воспитания.

Стратегия определяется как способ достижения сложной цели, как способ действий особо необходимый в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов; как своего рода искусство экономии средств в осуществлении результативного действия. Понятие стратегии включает в себя и понятие планирования, и понятие проектирования действий, и определенный концептуально-теоретический компонент, но программные и теоретические схемы в развертывании этого понятия оказываются подчиненными реализации стратегии; отдельные фигуры или схемы могут меняться местами или трансформироваться ради поддержания общей направленности действия.

Воспитание можно рассматривать как взаимодействие воспитателя и воспитанника или воспитанников, как делание чего-то важного, полезного, интересного вместе. Идеальной формой взаимодействия является сотрудничество. Позиция педагога при этом должна быть гуманистической, помогающей. В этом случае речь будет идти о субъект-субъектных отношениях. Педагог принимает активность воспитанников, как значимую состав-

Вестник КГУ Л 2017

Воспитание может идти опосредованно, через создание условий, соответствующей среды и схематично рассматриваться как взаимодействие «субъект – условия – субъект». Например создание ситуации, которую должен самостоятельно разрешить воспитанник; создание среды, в которой человек может вести себя только определенным образом.

Но чаще всего процесс воспитания строится как управление деятельностью воспитанников. Например подготовка и проведение какого-либо мероприятия, когда инициатива и управление находятся в руках воспитателя, а исполнителями, участниками являются дети. Педагог, беря на себя функции менеджера, ставит цели, планирует, организует, контролирует, реализует задуманное, анализирует деятельность детей и собственную работу. При этом допускается различная степень участия школьников во всех процессах. Но, тем не менее, все управленческие функции сосредоточены в руках педагога.

В последнее время стала все чаще проявляться еще одна стратегия воспитательного влияния на личность школьника – ситуативное или системное включение в деятельность иной организации, вне школы. Примером могут служить образовательные программы музеев, библиотек, предприятий (например, «День без турникетов» в Костроме). Самое важное в этих программах, грамотное построение работы с детьми: рассказали, показали – создали образ, дали возможность сделать что-то своими руками. Происходит процесс и усвоения, и присвоения нового для детей опыта. Возможности такого включения в деятельность растут, образовательное пространство становится все более открытым. Задача педагога – выбрать в соответствии с целью воспитания маршрут движения детей.

Но здесь есть одна опасность, заключающаяся в том, что мы формируем у ребенка качества потребителя услуги, которую предлагают другие. Для личностного развития важно, чтобы ребенок научился самостоятельно решать стоящие перед ним социальные задачи, быть организатором своей жизнедеятельности.

Нельзя сказать, что какая-то стратегия воспитания будет наиболее эффективной. Выбор стратегии воспитательных влияний будет зависеть от возрас-

та и особенностей детей, от целей и содержания воспитания, от ситуации, от возможностей воспитательной среды, от профессиональной позиции педагога.

Для учителя, воспитателя, вожатого важно осознанно выбирать стратегию воспитания, системно работая с детьми, детскими коллективами.

1. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема II Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. – М., 1995. – С. 59-60.

2. Иванов И. П. Созидание: теория и методика воспитания. – СПб.: «Аверс»; ООО «Инновационное психолого-педагогическое объединение», 2003. – 504 с.

3. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 36S с.

4. Ромм Т. А. Воспитание в современной реальности: перспективы и ограничения II Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кострома, 13-14 апреля 2017 г. I под ред. Л.И. Тимониной. – Кострома: Костром. гос. ун-т, 2017. – С. S-11.

1. Gazman O. S. Pedagogicheskaya podderzhka detej v obrazovanii kak innovacionnaya problema II Novye cennosti obrazovaniya: desyat’ koncepcij i ehsse. Vyp. 3. – M., 1995. – S. 59-60.

2. Ivanov I. P. Sozidanie: teoriya i metodika vospitaniya. – SPb.: «Avers»; OOO «Innovacionnoe psihologo-pedagogicheskoe ob”edinenie», 2003. – 504 s.

3. Mudrik A. V. Vvedenie v social’nuyu pedagogiku. – M.: Institut prakticheskoj psihologii, 1997. – 36S s.

4. Romm T. A. Vospitanie v sovremennoj real’nosti: perspektivy i ogranicheniya II Tekhnologii vospitaniya v obshcheobrazovatel’nyh organizaciyah: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Kostroma, 13-14 aprelya 2017 g. I pod red. L.I. Timoninoj. – Kostroma: Kostrom. gos. un-t, 2017. – S. S-11.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 5