Оценить 610 0
Содержание методической работы формируется на основе следующих источников: документы, положения, дающие общую целевую ориентацию всей методической работы; достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогических исследований, в том числе, исследований по проблемам самой методической работы в образовательном учреждении: инструктивно-методические документы органов управления образования города, области по вопросам организации учебно-воспитательной работы в учреждениях образования; информация о передовом, новаторском и массовом опыте; данные конкретного анализа состояния уровня обученности, воспитанности и развития учащихся, помогающие выявить первоочередные для данного учреждения темы и проблемы методической работы и самообразования. Выбор содержания методической работы – дело творческое.
Направления и содержание методической работы
Дидактическое – обновление знаний по наиболее актуальным проблемам обучения, воспитания, развития учащихся.
Частнометодическое – изучение нового содержания учебных предметов и частных предметных методик.
Психолого-физиологическое – повышения квалификации педагогов в области общей, социальной, возрастной физиологии и школьной гигиены, охраны здоровья детей.
Техническое – подготовка педагогов по изучению основ компьютерной грамотности, различных видов учебного образования.
Работа по повышению интеллектуального уровня, эрудиции педагогических кадров.
Функции методической работы по отношению конкретному педагогу:
– совершенствование, обогащение знаний;
– формирование мотивов творческой деятельности
– освоение новых педагогических технологий;
– знание возрастной психологии, основ психологии педагога;
– формирование у педагога готовности к самообразовательной работе;
– развитие современного стиля педагогического общения.
по отношению к педагогическому коллективу:
– разработка педагогических позиций, общих духовных ценностей, ее традиций;
– выявление, обобщение передового опыта, рожденного внутри коллектива.
– стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов.
по отношению к государственной системе повышения квалификации:
– осмысление социального заказа, программно-методических требований и рекомендаций, доведение их до каждого работника;
– внедрение педагогического опыта.
Приоритетные направления методической деятельности в современных условиях
1. Оказание практической помощи педагогу в выборе дополнительных общеобразовательных программ, образовательного учебного материала, технологий (учебных и воспитательных), с учетом типа и вида образовательного учреждения.
2. Диагностика уровня профессионального мастерства и результативности деятельности педагога.
3. Методобъединения– предметные, межпредметные, цикловые, кафедры (для инновационных). ( Основы работы: открытые уроки, педконсилиумы, особенности классных коллективов, творческие отчеты, информация о ходе самообразовательной работы, исследовательской деятельности).
4. Творческие группы педагогов (3-6 человек). Группы создаются на тот период, когда необходимо освоить новое (методику, опты, идею). Основы объединения (по стажу, по опыту, по интересам, по творческим индивидуальному характеру, симпатиям). Каждый член группы может изучать какой-то новый опыт его теорию, практику, обмен мнениями, выработка направления, идеи концепции. Затем члены группы реализуют выработанную сообща идею на практике, идет процесс взаимопосещения, самооанализа, анализа, подведение полученных результатов. Освоенный опыт доводится до всего коллектива.
5. Педагогические мастерские (школы передового опыта) создаются только в тех коллективах, где есть мастера педагогического труда.
6. Методические аукционы, дни, недели и т.д.
7. Психолого-педагогические семинары, научно-методические семинары(требуют подготовки, привлечение по возможности специалистов, научных работников).
8. Научно-практические конференции учащихся (в конце года)
9. Педагогические клубы для проведения досуга, неформальные объединения.
10. В каждом учреждении дополнительного образования необходим или методический уголок, методический кабинет, выставки, видеотека, методические бюллетени и др.
Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса носит непрерывный характер, вытекает из реальных проблем, возникающих в педагогической деятельности, и включает широкий набор видов форм и содержания деятельности.
Задачи методической работы по отношению к педагогам
– Повышение уровня педагогических знаний.
– Изучение и использование в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания
– Принятие вкуса, интереса и умения заниматься творческой деятельностью.
– Повышение уровня педагогического мастерства, в том числе и педагогической техники.
– Создание условий и привитие интереса к самообразованию.
– Повышение уровня психологической оснащенности и готовности учителя.
– Формирование устойчивых профессиональных ценностей и взглядов.
– Изучение и использование на практике современных способов диагностирования ученической успешности.
– Изучение и использование на практике современных методик воспитания.
– Поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, курсов, пособий.
– Организация информационного обеспечения педагогов.
– Внедрение в практику работы педагогов основ научной организации труда.
Задачи методической работы по отношению к педагогическому коллективу
– Согласование понятий, ценностей и представлений, выработка единой педагогической позиции.
– Сохранение и поддержка разумных традиций.
– Способствование формированию созидательной педагогической среды.
– Организационная, педагогическая и содержательная поддержка экспериментальной и инновационной деятельности педагогов.
– Использование разнообразных стимулов, способов и организационных решений для повышения квалификации педагогов.
– Создание условий для зарождения оценки и общешкольного использования ценного педагогического опыта.
– Организация и стимулирование общественно-педагогической деятельности
На заседаниях МО обсуждают планы, уделяется внимание вопросам самообразования, развития уровня воспитанности учащихся.
Формы занятий (заседаний):
3) диспуты, дискуссии;
5) лектории ученых, психологов, социологов, врачей;
6) обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки;
7) обсуждение открытых мероприятий;
8) обсуждение и оценка авторских программ;
9) обсуждение результатов тестирования, анкетирования;
10) разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;
11) обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению;
13) педчтения, научно-практические конференции;
14) педагогические советы и др.
Следующая форма –
методические уголки
.
Методическая работа требует наглядности – это методические выставки, бюллетени, стенгазеты и т. д.
Важной особенностью современной школы являются такие формы методической работы, как: ролевые игры, творческие микрогруппы, обучающие семинары на основе открытых занятий, мероприятий
.
В творческие группы педагоги объединяются по желанию. Они изучают новые разработки, обмениваются мнениями, а затем реализуют идеи в своей практике.
1. Умение планировать и определять цели.
2. Умение четко ставить задачи и цели мероприятия.
3. Умение выбрать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приемы работы с учащимися.
4. Умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда и т. д.
Выставки и отчеты по самообразованию
Отчеты по самообразованию требуют наглядной демонстрации продуктов труда педагога: доклады, рефераты, разработки мероприятий, создание авторских программ, составление тестов-анкет и т. д. – и продуктов труда учащихся, созданных под руководством педагога: выступления, рисунки, поделки, творческие работы.
При определении критериев оценки передового педагогического опыта методическое объединение должно учитывать:
а) высокую эффективность, результативность;
б) длительность функционирования данного опыта;
в) сбалансированность и комплексность результатов;
г) рациональность затрат времени, усилий и средств;
д) возможность воспроизведения, использования данного опыта другими педагогами.
Очень важно для обобщения опыта умение систематизировать, описать его, представить в виде целостной структуры.
Важнейшим условием повышения качества образования является создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию их творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.
Возникновение профессионально-познавательного интереса у педагога, желания развиваться, двигаться вперед является прямым результатом работы методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов.
Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива школы.
Методическая служба в школе даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося. Поэтому определить цели и задачи методической работы – значит определить результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя.
Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению, распространению наиболее ценного опыта учителей; созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.
Функции методической работы
Необходимость решения перечисленных задач вытекает из непосредственных потребностей самой школы в обеспечении образовательного процесса программно-методическим материалом, в подготовке педагогических кадров к решению поставленных перед ними задач. Названные функции можно считать основными, если не перечислять ряд важных функций, относящихся к самому учителю. Прежде всего благодаря активному участию в методической работе, учитель сохраняет и закрепляет своё положение в школе; обучение делает учителя более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным; обучение на рабочем месте способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру; методическая работа играет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных, профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в труде.
Структура методической службы
В реализации функций методической работы определена следующая структура методической службы школы, которая выглядит таким образом:
- Педагогический Совет
- Методический Совет школы
- Школьные методические объединения учителей-предметников
Методический совет школы является центром работы в школе
Методический совет руководит педагогической деятельностью. Цель деятельности методического совета – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители школьных методических объединений и заместитель директора по УВР.
В течение последних лет методсовет вёл свою работу по следующим направлениям:
- создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
- координация работы ШМО;
- диагностика профессиональной деятельности учителей.
Основными задачами МС являются следующие:
- Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров.
- Анализ эффективности работы школы, определение проблем, цели, задач на ближайший период и на перспективу.
- Создание необходимых условий для обеспечения внедрения педагогических технологий, реализации Программы развития школы.
- Обобщение передового педагогического опыта учителей.
В МС имеются следующие материалы:
- план работы школы на учебный год;
- образовательная программа школы;
- Программа развития школы;
- план работы ШМО;
- методические материалы, разработанные учителями школы (разработки уроков, внеклассных мероприятий);
- материалы по аттестации учителей;
- материалы по экзаменам и итоговым проверочным работам;
- олимпиады по предметам и материалы школьного интеллектуального марафона;
- учебно-методическая литература в помощь учителю.
Школьное методическое объединение учителей-предметников
Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является школьное методическое объединение (ШМО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.
В нашей школе работают следующие ШМО:
- МО учителей начальных классов
- МО учителей гуманитарного цикла
- МО учителей физико-математического цикла
- МО учителей естественно-научного цикла
- МО учителей иностранных языков
- МО классных руководителей
Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.
Формы организации и проведения ШМО могут быть следующими:
- лекция;
- теоретический семинар;
- семинар-практикум;
- творческая дискуссия;
- час коллективного творчества;
- ярмарка методических идей;
- методический тренинг;
- встреча за круглым столом.
В ходе работы могут проводиться объединённые заседания ШМО.
В рамках работы ШМО предусматриваются домашние задания учителям. Они могут быть такими:
- моделирование урока (целиком или фрагментарно);
- разработка системы уроков по теме или курсу;
- разработка элективного курса, программы исследования по определённой теме;
- подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме;
- составление контрольных материалов, тестов;
- составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;
- разработка планов работы объединений дополнительного образования, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;
- посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;
- представление собственного опыта работы по теме, проблеме;
- работа над темой по самообразованию;
- подготовка докладов по определённой проблеме;
- подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;
- защита собственных достижений в рамках собственного исследования.
Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом.
От агрегатора формальной отчетности – к субъекту аналитической адресной работы с педагогом
Об авторах
САВИНЫХ Галина Петровна
КЛАДОВА Ирина Сергеевна
Заведующая методическим отделом Центра сопровождения, обеспечения и развития образования г. Березники, Пермский край
Очевидно, что субъектами внутришкольной аналитики не могут рассматриваться только административные работники, поскольку основной массив подлежащих информационно-аналитической обработке данных генерируют педагоги. И они либо принимают на себя ответственность за работу с данными и, таким образом, становятся акторами коллективно-распределенного субъекта внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО), либо остаются сугубо на позиции учителя-урокодателя, игнорируя управленческие стратегии качества образования и, как следствие, девальвируют саму идею доказательной педагогики.
Зачастую, конечно, и сами руководители школ пренебрегают аналитической работой или не обладают должным уровнем аналитической культуры. Для многих из них результаты обучающихся все еще просто цифры для сравнительной оценки своего учреждения с другими школами. Однако винить в этом только руководителей школ нельзя, поскольку и на уровне муниципального управления пока еще не сформированы должные механизмы стимулирования аналитических компетенций управленческих и педагогических работников школ. Причины этого кроются в дисбалансе функций, которые возложены на муниципальные методические службы (далее – ММС), а также в сохраняющейся неопределенности их статуса в региональных системах управления качеством образования.
Обозначенная перспектива ставит перед ММС ряд задач, одна из которых – изменение организационной модели методической работы.
Тренд управления на основе данных последовательно внедряется в системы управления качеством образования, а вместе с ним растет и запрос на аналитические компетенции участников образовательных отношений.
Столь конкурентная информационная среда заключает в себе риск девальвации методической работы на уровне муниципалитетов, если содержание этой работы тяготеет к общим инновациям в ущерб решению локальных проблем качества образования и персональных затруднений педагогов. До тех пор, пока управления образования на уровне муниципалитетов не инициируют новую, основанную на работе проектных групп, организованных с учетом персональных дефицитов педагогов модель ММС, их эффективное управление будет оставаться под вопросом.
Организационная мобильность нужна для того, чтобы готовность муниципальных методических служб внедрять инновации федерального значения опиралась на глубокое понимание проблем каждой образовательной организации, находящейся в ведении муниципальных властей. На смену годовому планированию работы методических кабинетов и информационно-методических центров по так называемым тематическим направлениям должно прийти оперативное управление проектными группами в условиях открытых кластеров и сетевых объединений. В рамках сформированной таким образом системы оперативного реагирования сотрудники ММС будут курировать не некое количество школ, а один или несколько проектных кластеров, организованных по тематическому, а не территориальному признаку.
До тех пор, пока управления образования на уровне муниципалитетов не инициируют новую, основанную на работе проектных групп, организованных с учетом персональных дефицитов педагогов модель ММС, их эффективное управление будет оставаться под вопросом.
В качестве обязательной задачи сотрудника ММС, курирующего тот или иной тематический кластер, мы видим создание специальной матрицы данных, предназначенной для анализа причин профессиональных затруднений участников кластера. Смысл матрицы – охватить максимально полный перечень причин, из-за которых возникает профессиональное затруднение, чтобы при каждом новом запуске кластера у его участников была возможность разобраться в таких причинах, обнаружить их взаимовлияние и грамотно решить проблему.
Кроме того, при комплексном подходе к анализу профессиональных затруднений педагогов актуальными станут так называемые проективные методики, когда затруднение выявляется, например, по ходу наблюдения за деятельностью диагностируемого. От того, как будет организована деятельность, что станет ее содержанием, зависит полнота диагностируемых данных.
Желательно также, чтобы выявление узкопрофессиональных дефицитов и диагностика личностных факторов профессиональных затруднений сопровождались экспертизой программно-методической документации педагога, которая (пусть и косвенно) говорит о причинах его профессиональных затруднений.
Накопленный опыт такого взаимодействия со школами позволит в ближайшее время перейти на модель тематических кластеров и, по итогам муниципального методического мониторинга, включать педагогов в тематические кластеры, курируемые сотрудниками Центра сопровождения, обеспечения и развития образования (ЦСОиРО) г. Березники. Перспективу перехода методической работы на кластерную модель видим в договоренности с региональным институтом развития образования, и в зачете работы педагогов в кластере в качестве практического модуля в рамках мероприятий по повышению квалификации, проводимых региональным институтом развития качества образования Пермского края.
Полагаем, что тематические кластеры могут стать ядром стратегии адресной работы с профессиональными затруднениями педагогов. Такое решение позволит школам с низкими образовательными результатами получить дополнительные возможности для роста и развития за счет эффекта синергии профессиональных инициатив внутри кластера. Не исключаем также возможности накопительного принципа прохождения педагогами курсовой подготовки, когда успешное участие одновременно в нескольких тематических кластерах будет приравниваться к практическому модулю программы повышения квалификации.
Первый вариант предполагает обязательный вводный модуль для педагогов на базе регионального центра оценки качества образования. Идея модуля – навигация педагогов в региональной структуре образовательных данных с отработкой единых подходов к их анализу в разрезе образовательной организации. По завершении базового модуля педагоги, имеющие профессиональные затруднения, применяют освоенные подходы в процессе работы внутри тематического кластера, уже непосредственно на материале восполняемых дефицитов.
Гарантом развития аналитических компетенций педагогов, независимо от варианта применения кластерной модели, будет прямая содержательная связь вводного модуля с деятельностью ММС по сопровождению внутренних систем оценки качества образования (далее – ВСОКО). Единая вариативная концепция ВСОКО должна придавать педагогической аналитике нужный статус и быть надежным источником приемов работы с образовательными данными. Кроме того, сам процесс сопровождения ВСОКО со стороны ММС будет изначально строиться на обязательном для всех школ требовании актуальности процедур ВСОКО и обеспеченности основных образовательных программ оценочными материалами.
Общим итогом плановой работы ММС по развитию образовательной аналитики станет запрашиваемый сегодня уровень применения результатов федеральных мониторингов и региональных диагностик качества образования к институциональным стратегиям управления качеством. Таким образом, не будучи прямым исполнителем федеральной политики в вопросах информационно-аналитической составляющей образования, ММС обретают роль устроителей этой составляющей на материале данных, максимально приближенных к каждому конкретному педагогу и каждому обучающемуся.
На смену годовому планированию работы методических кабинетов и информационно-методических центров по так называемым тематическим направлениям должно прийти оперативное управление проектными группами в условиях открытых кластеров и сетевых объединений.
Статья опубликована в рамках цикла авторских материалов о развитии отечественной системы оценки качества образования (предыдущие статьи – №№ 120, 121, 123), предназначенный для специалистов и управленцев, ответственных за формирование политики качества как на уровне региона, муниципалитета, так и конкретной образовательной организации. В статье рассмотрена новая модель деятельности муниципальных методических служб.
В данном материале представлена работа школьной методической службы, её цели, задачи, основные направления.
учитель начальных классов,
1.
Обоснование необходимости модернизации школьной методической службы
Современные условия, нормативные документы в сфере образования предъявляют новые требования к качеству образования, к повышению квалификации педагогических работников. Это вызывает необходимость постановки перед методической службой задач, решение которых предполагает изменение содержания, средств, способов организации методической работы на всех уровнях.
Методическая служба должна стать средством повышения компетенции учителя и средством его профессионального роста.
Исходя из этого, на сегодняшний день можно обозначить актуальную проблематику школы: потребность в педагоге, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применяя достижения науки и передовой опыт.
2. Цель проектирования новой модели школьной методической службы
Модернизировать систему школьной методической работы посредством создания новой модели школьной методической службы (ШМС), способной разрешить противоречия между достигнутым уровнем методической работы и новыми требованиями.
3.
Концепция модели
школьной методической службы
Школьная методическая служба
– это системная, коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, базирующаяся на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленная на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя и ориентированная, прежде всего, на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития потенциала и возможностей каждого обучающегося.
Миссия методической службы школы –
создание образовательно-методической среды, способствующей росту творческого поиска и педагогического мастерства коллектива.
Принципы деятельности методической службы:
Принцип системности и целостности
Принцип совместной деятельности и индивидуализации
Принцип направленности на проблемные вопросы
Принцип демократичности взаимоотношений администрации и педагогов
Принцип самостоятельного обучения
В соответствии с принципами определены цель и задачи методической службы.
Цель методической службы
– создание условий для профессионального саморазвития, готовности к инновациям, творческой самореализации.
1. Обеспечить условия для информационной, методической и научной поддержки педагогов.
2. Способствовать высокому уровню готовности педагогов к инновационной деятельности.
3. Создать систему методических услуг в соответствии с потребностями педагогов.
4. Создать условия для непрерывного повышения квалификации педагогических работников, развития мотивации к профессиональному росту.
5. Расширить спектр методических услуг путём развития новых форм методической поддержки педагогов.
6. Создать механизм изучения динамики становления и развития профессиональной компетентности учителя.
Основные направления деятельности школьной методической службы:
Организация непрерывного образования педагогических работников
(Данное направление нуждается в развитии и дополнении. Поэтому наряду с организацией курсов повышения квалификации, обучающих семинаров, тренингов, мастер-классов и др. вводится новая форма обучения, как, сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями
, что создаст среду, благоприятную для обмена информацией, опытом, профессионального роста.)
Организация работы различных объединений педагогов
(Потенциал структурных подразделений – методические объединения учителей, классных руководителей, временные творческие группы, временные проблемные группы – не в состоянии обеспечить эффективность профессионального развития педагогов. Поэтому в структуре методической службы появляется новое
структурное подразделение –
школа передового педагогического опыта, в состав которого
включаются педагоги – лидеры, имеющие положительный опыт в решении тех или иных задач современного образования, которые не просто будут транслировать результаты своей инновационной деятельности, но и сами станут учителями – наставниками для молодых педагогов, тьюторами, организаторами инновационной работы по своему направлению).
Поддержка формирования и развития кадрового потенциала
Данное направление включает в себя работу методической службы по совершенствованию мастерства педагогических кадров и формирование у них мотивации на профессиональное развитие и проходит через 4 этапа:
1 этап
организуется, исходя из анализа двух составляющих: запроса школы
на уровень владения учителями различными педагогическими технологиями, формами и методами обучения в образовательном процессе и потребностно-мотивационных установок
педагогов.
2 этап
представляет собой собственно деятельность по развитию учительского потенциала.
методическая поддержка
носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Предпочтение отдаётся активным формам работы: методический практикум; презентация опыта работы, достижений, конкурс методических находок, методический ринг, деловая игра, решение педагогических задач, тренинг, методический фестиваль и др.;
организационно- методическая поддержка
для участия педагогов школы в различных мероприятиях: курсы, конференции, окружные методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т.д.;
научно-методическая поддержка
осуществляется через обеспечение учителей методическими рекомендациями, пособиями, разработками, оказание помощи в публикации материалов, руководство экспериментальной и исследовательской деятельностью;
информационная поддержка
участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта;
психолого-педагогическое сопровождение
учителей позволяет им преодолевать психологические барьеры, связанные с готовностью к нововведениям, овладевать конструктивными способами общения, строить позитивное взаимодействие с коллегами, руководством школы, родителями и детьми.
3 этап
– это непосредственная деятельность педагога, нацеленная на использование новых технологий, форм и методов обучения в образовательном процессе. Он может протекать параллельно с предыдущим, что и дает несомненные преимущества описываемой модели, так как, организуя свое повышение квалификации на рабочем месте, учитель имеет возможность максимально встроить его в свою работу. Все направления деятельности учителя можно разделить на четыре вида:
Каждое из них предполагает свой набор конкретных способов использования различных технологий, форм и методов обучения, а приоритетность того или другого определяется как уровнем готовности педагога, так и потребностями школы.
4 этап
– оценочный, в рамках которого проводится оценка деятельности педагогов с точки зрения развития их профессионального потенциала.
4.
Содержательная характеристика модели
школьной методической службы
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ
Система повышения квалификации
Методический совет района
Возглавляет методическую работу педагогический совет
школы, цели и задачи которого заключаются в повышении профессионального мастерства и творческого роста учителей.
Ведущая роль в управлении методической работой в школе, как целостной системы, принадлежит м
етодическому совету
. Он координирует всю методическую работу школы.
Цель деятельности методического совета:
– обеспечение гибкости и оперативности методической работы;
– повышение квалификации педагогических работников;
– формирование профессионально значимых качеств учителя, наставника, роста их профессионального мастерства;
– организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учебы педагогических кадров;
– изучение динамики становления и развития профессиональной компетенции учителя; оценка их деятельности.
Методические объединения
объединяют учителей одной образовательной области. Данные группы постоянные по составу. В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:
– обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов:
– освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;
– организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках предмета или цикла;
– создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;
– изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области;
– обобщение прогрессивного педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы.
Творческая группа учителей, проблемная группа учителей – временная
форма педагогического коллектива, работающего в режиме развития.
Временная проблемная группа учителей
создается для решения определенной учебной или воспитательной проблемы, может объединять учителей одного или различных предметов.
Временная творческая группа учителей
создается для апробирования новых педагогических технологий, программ в соответствии со стратегией развития школы.
Потенциал структурных подразделений не в состоянии обеспечить эффективность профессионального развития педагогов. Поэтому в методическую работу школы включаются педагоги – лидеры, имеющие положительный опыт в решении тех или иных задач современного образования, которые не просто будут транслировать результаты своей инновационной деятельности, но и сами станут учителями – наставниками для молодых педагогов, организаторами инновационной работы по своему направлению. Таким образом, в структуре методической службы появляется новое структурное подразделение – школа передового педагогического опыта.
Данная структура методической службы представляется наиболее эффективной и работоспособной.
Новизна модели ШМС заключается в следующем:
– расширение направлений методической деятельности (поддержка формирования и развития кадрового потенциала, стимулирование по результатам деятельности педагогов);
– появление в структуре методической службы нового структурного подразделения – школы передового педагогического опыта;
– использование новых форм методической работы: методический практикум; презентация опыта работы, достижений; научно-практическая конференция; конкурс методических находок; методическая неделя; методический ринг;
– введение и дальнейшее развитие тьюторского сопровождения учителей;
– введение новой формы стимулирования педагогов – грантовая поддержка учителя образовательным учреждением;
– развитие сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями.
5. Этапы
реализации проекта:
Новая идея в процессе внедрения проходит несколько последовательных этапов: от овладения теорией и методикой проблемы через практическую деятельность к развитию творчества педагога.
1 этап
– подготовительный:
теоретическое изучение и осмысление проблемы, разработка модели ШМС
2 этап
– практический:
реализация планов работы всех структурных подразделений (СП); контроль и анализ деятельности СП; координация, корректирование и мониторинг результативности деятельности СП.
3 этап – отчётно-рефлексивный:
проведение анализа работы ШМС; оформление результатов деятельности; перспективы развития ШМС
6. Ожидаемые результаты внедрения модели ШМС
1. Рост профессионального уровня учителей.
2. Повышение качества методического обслуживания педагогов.
3. Готовность педагогов к инновационной деятельности.
4. Повышение творческой активности педагогов.
5. Внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, новых образовательных стандартов.
6. Мотивация педагога на развитие личностных и профессиональных качеств; мотивация на профессиональное самосовершенствование.
7. Создание открытого профессионального сообщества.
8. Выпуск сборника методических продуктов.
7. Перспективы развития ШМС:
– расширение направлений методической деятельности, освоение новых технологий;
– расширение поля взаимодействия школьной методической службы с методическими службами других школ города (сетевое взаимодействие).
Список вопросов теста
Вопрос 1
Укажите кем утверждается основная образовательная программа дошкольного образования?
- Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования
- Дошкольной образовательной организацией
- Министерством образования
- Управлением образования города
Вопрос 2
Укажите требования ФГОС ДО
- к результатам освоения основных образовательных программ
- к максимуму содержания всех разделов программ
- к условиям реализации основных образовательной программы
- к структуре образовательной программы дошкольного образования
- к объёму образовательной программы дошкольного образования
Вопрос 3
Укажите процентное отношение обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений в основной образовательной программе по ФГОС ДО
- обязательной части – не менее 60% и части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40%
- обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений – в равном соотношении
- обязательной части – не менее 80% и части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 20%
- обязательной части – не менее 40% и части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 60%
Вопрос 4
Укажите, что не является целью методической работы в ДОО
- Создание оптимальных условий для совершенствования творческой направленности педагогов образовательной организации
- Создание оптимальных условий для повышения уровня педагогической культуры родительского комитета
- Создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса
- Создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры всех специалистов ДОО
- Создание оптимальных условий для повышения образовательного уровня всего педагогического коллектива
Вопрос 5
Укажите локальные акты, которыми руководствуется ДОО
- Должностные инструкции воспитателя
- Правила внутреннего трудового распорядка
- Закон Российской Федерации “Об образовании”
- ФГОС ДО
- Основная образовательная программа дошкольного образования
Вопрос 6
Укажите главный документ отражающий специфику работы в группах общеразвивающей направленности
Вопрос 7
Определите вид образовательной программы дошкольного образования
Вопрос 8
Установите соотвествие между понятием “Методическая работа” и автором определения
- Комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми
- Целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ.
Вопрос 9
Определите последовательность уровней педагогического мастерства и активности воспитателей детей дошкольного возраста
- интуитивный
- поисковый
- мастерский
Вопрос 10
Укажите направление содержания методической работы, которое обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.
- воспитательное
- дидактическое
- психологическое
- физиологическое
Вопрос 11
Укажите направление содержания методической работы, которое способствует обновлению знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОО.
- воспитательное
- дидактическое
- психологическое
- физиологическое
Вопрос 12
Образовательная деятельность осуществляется в разных группах. Определите соотвествие между видом группы и её направлением.
- В группе осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
- В группе осуществляется реализация Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- В группах создаются для детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий
- В группах осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вопрос 13
Укажите срок получения дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в образовательной организации
- от двух месяцев до прекращения образовательных отношений
- от двух месяцев до семи лет
- от рождения до школы
- от двух месяцев до шести лет
Вопрос 14
Установите соотвествие между наименованием стадии профессионального становления педагога и её характеристикой
- Характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования
- Характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности
- Первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями
Вопрос 15
Укажите, что не является мотивацией к самообразованию воспитателя детей дошкольного возраста