Статья подготовлена Калинкиной Еленой Александровной и
Татарниковой Викторией Александровной
Теоретические основы профессиональной деятельности педагога.
В деятельности педагога дошкольного учреждения большое значение имеет знание нормативной документации, согласно которой выстраивается педагогический процесс в учреждении и знание основных теоретических подходов, поскольку именно на них базируется построение содержания дошкольного образования. Ключевыми нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность педагога дошкольного учреждения, являются такие законодательные акты как: Конституция Российской Федерации, Закон о образовании, типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, устав детского сада, программа развития ДОУ, образовательная программа, основная общеобразовательная программа дошкольного детства и комплекс парциальных программ, федеральные государственные образовательные стандарты и многие другие нормативно-правовые документы и положения, с помощью которых регулируется деятельность педагогов ДОУ.
Ведущая деятельность – это деятельность ребенка, в рамках которой происходит формирование новых видов деятельности, развиваются психические функции, формируются личностные новообразования. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Построение образовательной программы в основе своей опирается на учет ведущего вида деятельности.
Социальная ситуация развития отображает систему межличностных взаимодействий ребенка с окружающими его людьми. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью – именно это отношение и называется ситуацией развития. Согласно культурно-исторической концепции, образовательные цели должны быть ориентированы на:
Ведущий вид деятельности дошкольного возраста — игра — исчерпывает свое развивающее влияние к 7 годам, когда ребенок становится на новую ступень развития и переходит к школьному обучению. Это происходит благодаря тому, что у ребенка наблюдается психологическое созревание тех функций и процессов, которые имеют
важное значение для обучения. В дошкольном возрасте игра обеспечивает целый ряд функций и способствует развитию у ребёнка умения соотносить свои действия с образцом и подчиняться правилам, регулировать свои действия и поступки, поэтому все эти новообразования выступают как показатели результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Важнейшим понятием в рамках культурно-исторической концепции является понятие зоны актуального и зоны ближайшего развития. Зона актуального развития — это то, что ребёнок умеет и знает на данный момент, зона ближайшего развития — это то, чему ребёнок может научиться и то, что завтра перейдёт в зону его актуального развития. На этом строится процесс дошкольного образования. У детей формируется система знаний, умений и навыков. Благодаря культурно-исторической концепции в дошкольном образовании определены базовые характеристики процесса развития ребёнка, и они учитываются в процессе обучения и воспитания.
Сущность деятельностного подхода гласит о том, что основу развития составляет самостоятельная деятельность и совместная деятельность ребёнка. Исходя из данного подхода, важное значение имеет не то, что педагог даёт ребёнку готовые образцы, которые он усваивает, а то, что ребёнок сам создаёт их совместно с педагогами. Личностный подход в основе организации образовательного процесса дошкольного учреждения свидетельствует о признании приоритета личности перед коллективом, построение гуманистических отношений.
Личностный подход в деятельности педагога является базовой ценной ориентацией, которая определяет его отношение во взаимодействии с ребёнком. В рамках личностного подхода дошкольного образования рассматриваются такие понятия как «индивидуальность», «личность», «Я-концепция», «выбор», «педагогическая поддержка». Интеграция содержания дошкольного образования, которая представляет собой объединение в единое целое отдельных частей, является важнейшей характеристикой дошкольного образования на современном этапе.
1. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. Соч. — В. 6-ти тт. — Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. — М.: Педагогика, 1982. — С. 168–174.
2. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 138 с. 3.
3. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. — 147 с.
Педагог – это тот человек,
который должен передать новому поколению
все ценные накопления веков
и не передать предрассудков, пороков и болезней.
А. В. Луначарский
— это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.).
Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности — ее совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Ее сущность — в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности).
Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией. Этими знаниями и умениями вы будете овладевать, изучая теоретическую и практическую педагогику, занимаясь самообразованием и самосовершенствованием, чтобы достигнуть высоких результатов деятельности, прийти к высокому уровню профессионализма. Человек, который занимается профессионально педагогической деятельностью, может называться по-разному: воспитатель, учитель, преподаватель, педагог. Часто это зависит от учреждения, в котором он работает: воспитатель — в детском саду, учитель — в школе, преподаватель — в техникуме, училище, вузе.
1. Раздел «Введение в педагогическую деятельность»
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность — профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного.
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания. Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания, рассматривается изолированно от воспитания. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте — это процесс, в котором воедино слиты “воспитывающее обучение” и “обучающее воспитание” (А. Дистервег).
Сравним в общих чертах деятельность преподавания, имеющую место как в процессе обучения, так и во внеурочное время, и воспитательную работу, которая осуществляется в целостном педагогическом процессе. Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.
Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.
Содержание обучения, а, следовательно, и логику преподавания, можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе.
Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность обучения во многом зависит от сформированного познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.
Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности.
1.3. Структура педагогической деятельности
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.
в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой — они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности.
2. Раздел «Общие основы педагогики», «Теория обучения»
2.1 Основные категории педагогики, их сущность
К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления.
Основными категориями педагогики выступают:
это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовноеРазвитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
– одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, как социальное явление, понимаемое как общественное воздействие на личность.
Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.
При этом воспитатель:
В свою очередь воспитанник:
Можно выделить следующие направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.
Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.
– понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.
При этом педагог:
В свою очередь учащийся:
Таким образом, диалектическое отношение «обучение – воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.
Но человек – не сосуд, куда помещается опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Следующая категория педагогики
Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с целями, стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования.
На современном этапе развития педагогической науки взаимосвязь образования, обучения и воспитания отражена в Законе «Об образовании».
Список используемой литературы.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов. М.: Педагогика. 1988.
- Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: Просвещение. 1990.
- Никитин А. Р. Педагогика прав человека. Пособие для учителей. – М., 1993.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
- Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.
- Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котов и др. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.
- Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,1998.
- Харламов И. Ф. Педагогика.— Мн., 1998.