Урок «Организм растения –единое целое»
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания об органах цветкового растения, обобщить и систематизировать знания о взаимосвязях органов цветкового растения, создать условия для осознанного применения знаний.
Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к растениям.
Форма организации познавательной деятельности: групповая. Использование обучающих структур Сингапурской системы «ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН»,«КОНЭРС», «ДЖОТ ТОТС»
Тип урока: Урок обобщающего повторения.
Приветствие (Здравствуйте уважаемые гости, ребята. Садитесь. Начинаем урок.)
Знакомство гостей с детьми проводим используя обучающую структуру
ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН «встать-сесть» (Ученики встают и проговаривают свое имя, )
1. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня мы поговорим о растительных организмах, которые, обладая всеми признаками живых организмов, могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции, растения видоизменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они являются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое.
Сегодня на уроке мы будем работать с инструктивными индивидуальными картами. Запишите число и свою фамилию в верхнем правом углу карты.
(Запись числа, фамилий учащихся в инструктивные индивидуальные карты урока.)
– Как вы понимаете выражение биологическая система?
Биологическая система – целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих собой целостное образование, единство.
– Можно ли клетку назвать биологической системой?
– Вспомните, из каких частей состоит клетка?
Назовите составные части клетки. (Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии и т.д.)
Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №1.
Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, впишите его в предложение.
Учитель: Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм. Продолжите запись понятия « организм».
Организм –единая, целостная, открытая биологическая система.
Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.
(Дети продолжают запись в тетрадях.)
Учитель: А теперь перейдём к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.
Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (Растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)
Учитель: Ребята, если бы у вас была возможность перевоплотиться и стать растением, то какой из органов вы бы выбрали? Корень, цветок, побег, плод. ( используя обучающую структуру «КОНЕРС»
Подойдите к тому, углу какой вы выбрали.
Найдите партнера из другой команды.
Обсудите в парах причину вашего выбора, начинают те у кого длиннее волосы.
Выбираю несколько учеников из каждого угла, чтобы они поделились ответами своих партнеров.
Задача. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом.
А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.
Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.
В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.
Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.
Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.
Проверьте правильность выполнения задания.
Ответы: 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Г, 5-Д.
– А как вы, ребята, думаете: кто из органов для растения самый главный? Ответ свой обязательно обоснуйте.(Итак, для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому организм живёт как единое целое.)
Узелки на память.
1. Учёными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево.
2. Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листьев.
3. Мне бы очень хотелось, чтобы вы надолго запомнили эти прекрасные строки, которые написал К. Паустовский: «Никогда не поздно посадить деревце; и пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».
Используя обучающую структуру «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР»
Лист А4 сгибаем пополам, далее еще раз пополам, угол отгибаем, получившиеся на листе линии прочерчиваем карандашом. В ромбике записываем основное понятие Растение. В левой верхней части записываем обязательные характеристики, в левой верхней части записываем необязательные характеристики, в левой нижней части записываем примеры, а в правой нижней части противоположные примеры. Работаем в группах в течение 5 минут.
Учитель А сейчас мы составим общую таблицу. (каждая группа проговаривает свои ответы, учитель записывает в общую таблицу)
Растение – это целостный организм, а это значит:
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии “Организм растения – единое целое” »
Организм 7 класс
Выделите общие признаки для всех живых организмов, отличающие их от неживого. Основные признаки живого Обмен веществ Питание Дыхание Выделение Раздражимость Размножение Рост и развитие Клеточное строение
Уровни организации живого Живая природа на нашей планете сложно организована. Она представляет собой единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей – клеток, организмов, видов, природных сообществ и экосистем. Клетка – наименьшая единица живого.
Все живые организмы состоят из клеток. Клетка может быть отдельным организмом и частью многоклеточного организма растения или животного. Клетка — структурная и функциональная единица, а также единица размножения и развития всех живых организмов, обитающих на Земле. Клетка – наименьшая единица живого.
Клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированы и не способны существовать самостоятельно. Они образуют ткани. Ткань –совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Растительные ткани Животные ткани Покровная Механическая Проводящие Основные (ф отосинтезирующая, запасающая) Образовательная Эпителиальная Мышечная Соединительные (кровь, жировая, костная и др. ) Нервная
Ткани образуют органы, выполняющие определенную функцию в организме. Органы могут объединяться в системы органов. Орган — часть многоклеточного организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции.
Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов образует целостный организм, которому присущи определенные свойства. Организм – целостная, саморегулирующаяся система, способная к самостоятельному существованию.
Организм – это существо, обладающее всеми свойствами живого: Обмен веществ и превращение энергии (питание, дыхание, выделение) Раздражимость Движение Размножение Рост и развитие Особенности химического состава (98% – кислород, углерод, водород и азот) Клеточное строение
С овокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определенную территорию, образуют вид . Каждый вид имеет свой ареал – территорию, в пределах которой распространены его особи.
Представители любого вида, занимают определенную территорию, часто разделены географическими, климатическими и другими препятствиями на отдельные группы – популяции. Популяция – совокупность особей одного вида, более или менее длительно занимающая определённое пространство.
Сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, имеющих общее местообитание, т.е. живущих сообща и тесно взаимодействующих между собой формирует биоценоз . Примеры биоценозов Сосновый лес Березовый лес Болото Степь ковыльная
Совокупность всех биоценозов, обитающих в настоящее время на Земле формирует биосферу. Биосфера – оболочка Земли, заселённая живыми организмами
Какие условия необходимы для существования организма? Обмен веществ Превращение энергии
Влияние организмов на среду обитания называют средообразующей деятельностью.
Влияние растений на климат и водный режим Лесной великан (Перу) Фотосинтез – главный источник кислорода в атмосфере Земли. Растения создают условия для дыхания всех живых существ . Поглощение и испарение воды наземными растениями влияет на климат. Увлажняя воздух, задерживая движение ветра, растения создают особый микроклимат , смягчающий условия существования многих видов.
Если представить ,что фотосинтез на планете прекратится, весь кислород атмосферы израсходуется всего за 2000 лет. Тропический лес – « зеленые легкие» планеты Вельвичия
Почвообразующая деятельность живых организмов Совместная деятельность множества организмов создает почву. Каждый комочек почвы содержит миллионы клеток различных микроорганизмов.
Влияние водных организмов на качество природных вод. Фильтрационное питание наблюдается у 40 тысяч видов водных животных. В результате этой деятельности происходит биологическое самоочищение водоемов.
Биосфера – оболочка Земли, заселённая живыми организмами Биосфера включает в себя три оболочки: Атмосфера Гидросфера Литосфера
Сделайте вывод по проблеме урока Биологи рассматривают живую природу как совокупность биологических систем разного уровня организации . При этом одни биологические системы являются элементами других , относящихся к более высокому структурному уровню организации живой материи . Изучают многообразие живых организмов на различных уровнях организации и различных систематических единицах. Как биологи изучают многообразие живых организмов ?
Домашнее задание: § 1 , № 5, 6, с. 2 (рабочая тетрадь) термины: клетка, ткань, орган. организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера, живое вещество биосферы, биокосное вещество биосферы .
У р о к ОРГАНИЗМ как ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
Цели: сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, систем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.
развивать умение слушать, обобщать, формулировать выводы, работать с текстом учебника, использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;
-формировать интерес к предмету
распознавать и описывать органы и системы органов живых организмов;
характеризовать причины нарушения целостности организма;
доказывать, что организм – единое целое.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, проблемный.
Оборудование:, мультимедийный проектор, , презентация Microsoft Power Point , карточки для работы в группах, листы самооценки и рефлексии. , комнатные растения
2. Уровни организации живого.
3. Усложнение уровней организации живого в ходе эволюции.
4. Организм – единая, целостная, открытая биологическая система.
5. Причины, нарушающие целостность организма, и способы их устранения.
6. Подведение итогов.
I. Исходная мотивация. Погружение в проблему.
У: Отгадайте загадку: – учащиеся анализируют данную загадку
Один в земле копается,
Другой в свету купается.
И хотя они друзья –
Поменяться им нельзя
Домашнее задание. Повторить изученный материал. Составить экологическую сказку на тему «Растение (животное) – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих воздействий».
Схема органов цветкового растения.
1. Корень 1. Цветок
2. Стебель 2. Плод
3. Лист 3. Семя
а) главный главный ко-
корень; рень недо-
Проведение веществ от корня к листьям и обратно
Обеспечивает положение тела растения в пространстве; выносит листья к свету, выдерживает нагрузки (собственную тяжесть, действие ветра)
Отложение жира, крахмала и других органических веществ
4. Воздушное питание
Молодые зеленые стебли осуществляют процесс фотосинтеза
Системы органов животных:
– система органов размножения
2. Глотка( Проталкивает пищу в пищевод)
3. Пищевод ( «ведет» пищу в зоб.)
4. Зоб ( увлажняет пищу. )
5. Желудок (перетирает пищу, превращает ее в кашицеобразную массу)
6. Кишечник (переваривание и всасывание питательных веществ в кровь)
(выводит непереваренные остатки пищи наружу)
I. Наземно-воздушная. 1. Трахеи. Насекомые.
2. Легкие. Птицы.
II. Водная. 3. Жабры. Рыбы
1. Выделительная система у живых организмов представлена:
1. раки а-почки
2.насекомые б-зеленые железы
3.птицы в-выделительные трубочки
2. Установите соответствие между организмами и органами дыхания:
3.впервые нервная система появляется у:
Ткань – это
4.12 2013 г
Лист самооценки по биологии
желудок почка, кишечник
легкие мочевой пузырь
Дан не только информационный материал, но и задания для самостоятельного изучения темы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему “Организм-единое целое” 10 класс»
Ответьте на вопросы
Организм –единое целое
. Одноклеточные организмы: особенности их строения и жизнедеятельности
Переживание неблагоприятных условий
Работа с учебником с.93 Чтение раздела «Колония одноклеточных организмов»
Особенности многоклеточных организмов. Самостоятельное изучение на с.92-93
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС
Тема: “Организм как единое целое. ”
Класс: 6 класс
Тип урока: Обобщение знаний
Технология построения урока:
Здоровье сберегающая, дифференцированная, проблемная, информационная технология, системно-деятельностный метод.
1. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Оценивать собственный вклад в работу класса, группы
1. Определять цели и задачи урока
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
3. Определяют критерии изучения цветка
1. Работать с таблицей
3. Работа с информационными текстами
4. Сравнивать и выделять признаки
1. Групповая работа по обсуждению информации
2. Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ресурсы: ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация, учебник, дополнительный материал, таблицы
1. Организационный момент
Создать эмоционально-психологическую готовность учащихся к общению и предстоящей учебно-познавательной деятельности.
«На уроке будем думать, предлагать и рассуждать,
и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание».
В тетради запись числа
2. Новая тема: (вступительное слово учителя)
-Итак, учебный год подошел к концу. Мы хорошо поработали над предыдущими темами, которые познакомили нас с жизнедеятельностью организмов. Давайте вспомним все темы, о которых мы говорили в течение этого учебного года. Сегодня нам нужно выполнить еще одно важное задание. Откройте страницу 141 учебника и подумайте, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (слайд 1)
– Давайте посмотрим на обложку учебника. Как называется наш учебник? Живой организм. Вот с этого мы и начнем.
– Действительно, мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в далекие страны. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.
– Почему же такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми? (слайд 2)
-Давайте вспомним и назовем свойства живой материи. (слайд 3)
Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.
Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут отличаться друг от друга. Чем, например, отличается амеба и слон? Да, они существуют на разных уровнях организации.
– Что такое уровни организации живой материи? (слайд 4)
– Давайте их назовем. А для этого выполним следующее задание:
Задание – Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня (работа с учебником и с печатной тетрадью) (слайд 5)
Итак, 1 уровень – клеточный. ( Запись на доске и в рабочих тетрадях)
2 уровень – тканевый
3 уровень – органный
4 уровень – систему органов
5 уровень – организменный
(Показываю название уровней на слайде)
Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного.
– Посмотрите еще раз на название параграфа на странице 141 учебника и уровни организации живой материи. Какой вывод можно сделать из этого? (живой организм – единое целое)
– Наша задача сегодня на уроке доказать, что живой организм – единое целое. Итак начнем.
С неё начинается развитие и размножение.
В науке она – основной объект изучения.
Хоть сама и мала, но имеет большое значение.
3. Клетка – самый низкий уровень организации материи. Сейчас мы погостим немного у клетки.
(Слабые ученики, пока идет диалог о клетке, рисуют клетку и подписывают ее главные части).
Работа с классом:
– Что лежит в основе строения всех организмов?
– Что такое клетка? (слайд 7)
– Почему клетку называют структурно-функциональной единицей любого живого организма?
-А есть ли у клетки главные части? (слайд 8)
– Чем растительная клетка отличается от животной? (слайд 9)
– Какие химические элементы составляют основу клетки?
– Из каких веществ состоят живые организмы?
– Давайте посмотрим, как нарисовали клетку наши ученики. (выходит 1 ученик и рисукт, остальные показывают в конце урока). Все ли правильно?
Обобщение учителя о клетке.
4. Давайте посмотрим опять на ваш рисунок.
– Во что объединяются клетки?
– Следующий уровень организации материи тканевый.
– Что такое ткань? На какие 2 группы делятся ткани? (слайд 10)
-Задание классу. Вспомните и назовите, какие ткани относятся к растительным, а какие к животным. Давайте проверим (проверяют по слайду презентации) (слайд 11)
Итак, животные ткани: (слайд 12-15)
Растительные ткани: (слайд 16-20)
Выполните задание: исправь ошибку.
– На столе у вас лежат листы с надписью – Приложение 1. Выполните задание, которое на них написано.
– Проверим животные ткани. ( Слайд 13-17)
-Но ведь ткань играет для организма какую-то роль?
Давайте выполним задание: соотнесите ткань растения с особенностями строения и выполняемой ею функцией? (Приложение 2) (Слайд 18)
-Давайте проверим. (слайд 19-23)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 24)
5. Что образуется из тканей разных видов? Следующий уровень организации материи – органный. ( Слайд 25)
– Что такое орган?
Поменяться им нельзя.
– О каких органах идет речь? К какой группе они относятся? (Слайд 26)
– На какие 2 группы делятся органы по их назначению? Какие органы относятся к генеративным или репродуктивным?
Не рыли, не бурили, а воду добыли
– О каком органе идет речь? (корень)
По бетонке литой, Многоножка ползет,С собой листья везет.
Осенью – летят.
( листья) (Слайд 27)
Дальше класс работает по группам.
Один ряд характеризует корень, второй – стебель, третий – лист,
– особенности строения
Проверка работы. (слайд 28,29,30)
-Назовите теперь органы животных. Давайте поработаем с доской.(слайд 31-35)
– Это следующий уровень организации материи для растений или животных?
Выполняется задание: “Соотнести систему органов с органами из которых она состоит и функциями которые выполняет (Приложение 3)
ПРОВЕРКА . С ЛАЙД 37-42
– И последний уровень, из тех, что мы пока знаем, это организм (слайд 43).
– Какое определение можно дать организму?
Толковый словарь Дмитриева (слайд 44)
-Так почему живой органим – единое целое? Докажите мне.
6. Обобщение и систематизация знаний.
Итак, мы выяснили, что в любом живом организме есть органы, клетки, ткани.
-А какой можно сделать вывод о строении организма используя все данные части?
Давайте еще раз посмотрим на схему: (слайд 45)
летка ткань орган организм.
– Приведите собственные примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм.
– А что отрицательно влияет на работу организма?
– Как влияют курение, алкоголь и наркотики на отдельные органы и как это отражается на целом организме?
Вывод: (слайд 46)
7. Подведение итогов, домашнее задание.
8. Выставление оценок. Рефлексия:
Что нового я узнал сегодня на уроке?
Что мне осталось непонятным?
Поставьте оценку (по пятибалльной шкале) за ценность изученного на уроке, а теперь оценку себе за работу на уроке, и ещё оценку учителю за проведение урока.
Спасибо за урок.
10. Д. З. стр. 41-43;
Приложение 1: Исправь ошибку
Ткани растительного организма
Работа по группам.
Дайте характеристику части растения по плану:
Обобщение знаний, умений, навыков.
Метод обучения: частично-поисковый, словесно-наглядный.
Фронтальный опрос с демонстрацией слайдов.
Подведения итогов урока.
Приложение 1 ( Слайд 1)
Проверка организации рабочих мест. Начиная с первых уроков биологии, вы изучаете живой организм. Вы уже очень много знаете о его строении и жизнедеятельности, сегодня мы должны обобщить все эти знания, упорядочить их, систематизировать.
Когда я готовила сегодняшний урок, то специально решила не формулировать его тему, т.к. считаю, что вы сами это сможете сделать в конце урока, может быть даже лучше, чем я! Поэтому, в конце урока мы проведем конкурс на лучшую тему урока.
Сначала давайте немного вспомним, что мы знаем о строении живых организмов.
Для разъяснения понятия система видеофрагмент
Борщ – это система? Попробуем доказать это! (Вместе с учащимися рассуждаем о понятие система)
По ходу беседы схема на слайде дополняется уровнями организации живых систем и примерами существующих на них структур.
Молодцы! А теперь давайте посмотрим, насколько хорошо вы ориентируетесь в органах и их системах у животных и растений. Ваша задача найти лишний объект среди перечисленных и объяснить, почему он является лишним.
Учащиеся выбирают лишние объекты и объясняют свой выбор. После чего объект «вычеркивается» из слайда.
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что вы были внимательны .
Я хочу, чтобы все, кто работает на уроке хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Работа в группах. Каждая группа получает бланк с заданием
Заслушивание ответов команд, при заслушивании ответов демонстрируются слайды с изображениями соответствующих систем органов
Учитель делает вывод:
Нарушение работы одного органа или одной из их систем отражаются на деятельности всех других систем и всего организма в целом, т.к. организм п.с.с единое целое, а не набор отдельных частей.
Оценивание ответов команд путем сравнения со сделанным выводом.
Итак, мы изучили весь запланированный материал. А теперь как я и говорила, объявляется конкурс на лучшее название темы урока.
Оценивание их ответов, выбор лучшей формулировки темы.
Подведение итогов работы. Выставление оценок.
«Одним словом». Закончите, одним словом:
Спасибо за работу на уроке!!!
Организация рабочих мест.
Растительные и животные, еще могут различаться по выполняемым функциям
Покровная, основная, механическая у растений, соединительная, эпителиальная, нервная и мышечная у животных.
Приводят примеры органов растений и животных
Побеговая и корневая системы у растений, примеры систем органов животных
Отвечают на поставленные вопросы
Формулируют точку зрения группы по предложенному вопросу.
Высказывают свою точку зрения.
Обсуждают задание в группе, выполняют задания в карточке.
Сбою работы всех систем органов и организма в целом.
Выбирают лучшую формулировку темы урока. Заканчивают фразу.
– Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе?
определение понятия «система» в тетрадь.
– (от греч.) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н. Ф. Реймерс. Краткий словарь биологических терминов)
2. Клетка – открытая система
Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: «Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т.е. является ли отдельная клетка биологической системой? Почему?»
Покажите их на таблице
– Взаимосвязаны ли они между собой?
– Взаимодействуют ли они друг с другом?
Таким образом, клетку можно назвать
– Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией?
: По этой причине биологической системой, т.е. клетка «открыта» для окружающей среды.
Итак, мы рассмотрели понятие «биологическая система» на клеточном уровне.
1). Что называется тканью?
Почему при изучении тканей нужен микроскоп?
3). Какие виды тканей растений и животных вам известны?
Найди и исправь ошибку (слайд №2 и контрольный слайд)
Сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?
По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?
Заполните таблицу «Ткани растительного организма»
(Приложение № 1)
. – Где в растении находятся фотосинтезирующая и запасающая ткани?
.- После полива завядшие листья принимают нормальный вид. Объясните, за счет, какой ткани это происходит
: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.
– Внимательно посмотрите на таблицу «Ткани животных и человека».
– Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему?
Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует за тканевым?
1 вариант – органы цветкового растения. Каково их значение? (игра «Снежный ком»)
2 вариант – Назовите органы животных (игра «Снежный ком»)
: Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов.
Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов – нервная и мышечная.
Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.
2. Дотянулись правой рукой до левого уха. ( Я достаю пальцем кончика носа)
3. Присели. ( Я касаюсь уха)
4. Встали. ( Я хлопаю в ладоши)
5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.
6. Вытянули руки вперёд. ( Я развожу руки в стороны)
7. Руки в стороны. ( Я вытягиваю руки вперёд)
8. Опустили руки.
9. Сели на места.
4. Организм – открытая единая целостная система
– Единицей этого уровня является организм. Что такое организм?
(Запись определения в тетрадь) Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.
– Из каких частей состоит живой организм?
Работа у доски
Назовите и покажите на таблице органы пищеварительной системы человека. Назовите функции пищеварительной системы
Назовите функции системы органов дыхания.
Назовите и покажите их на таблице.
Представьте себе, что вы уменьшились настолько, что можете путешествовать внутри организма животного.
– Сможете ли вы попасть из ротовой полости в сердце, лёгкие, почки? Опишите маршрут своего движения. Объясните, почему это возможно
(У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Все ученики в костюмах. Слова автора говорит учитель.)
Разыгрывается задача следующего содержания:
Между органами растения идет спор. Стебель говорит:
« Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».
Лист утверждает: « А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры (показывает комнатное растение) только листовая пластинка достигает больше метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю».
А мы, – говорит корень, – даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя, стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».
Словом тоже стал утверждать своё превосходство.
– Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом. ( Приложение №2)
– Можно ли организм назвать биологической открытой системой? Попробуйте доказать это самостоятельно, используя при ответе конкретные примеры, например, комнатные растения, иллюстрации на доске, в учебнике
5. Нарушение целостности живого организма
– Целостность живого организма может нарушаться. К каким последствиям может привести данное явление?
Растение – целостный организм.
– Посмотрите записи в тетради и попробуйте самостоятельно сформулировать вывод по уроку.
Записывают определение в тетрадь под диктовку учителя
Записывают пункт плана в тетрадях
Ядро, цитоплазма, мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии и т.д. Показывают их на таблице.
Да, например, аппарат Гольджи и лизосомы
Да, например, в процессе питания клетки
Да. Хламидомонада, например, при фотосинтезе поглощает одни вещества и выделяет другие
Вывод записывают в тетрадь
Находят и исправляют ошибки
Работа по карточкам
Ткань можно назвать биологической системой. ( Объясняют, почему).
Организм – это живое существо, способное к самостоятельному существованию
Живой организм состоит из органов (систем органов)
Анализируют ответы учащихся
Для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой, выполняют определённые функции, обеспечивая жизнедеятельность всего организма, как единого целого
Органы цветкового растения будучи разными по строению и выполняемым функциям, обеспечивают жизнедеятельность всего организма, как единого целого.
Просмотр видеосюжета и ответы на вопросы
При нарушении работы одного из жизненно важных органов весь организм выходит из строя, значит, живой организм – единое целое
Новая тема: (вступительное слово учителя)
-Итак, учебный год подошел к концу. Мы хорошо поработали над предыдущими темами, которые познакомили нас с жизнедеятельностью организмов. Давайте вспомним все темы, о которых мы говорили в течение этого учебного года. Сегодня нам нужно выполнить еще одно важное задание. Откройте страницу 141 учебника и подумайте, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
– Действительно, мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в далекие страны. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.
Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут отличаться друг от друга. Чем, например, отличается амеба и слон? Да, они существуют на разных уровнях организации.
– Что такое уровни организации живой материи?
– Давайте их назовем. А для этого выполним следующее задание:
– Что лежит в основе строения всех организмов?
– Что такое ткань? На какие 2 группы делятся ткани?
– На столе у вас лежат листы с надписью – Приложение 1. Выполните задание, которое на них написано.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 24)
-Назовите теперь органы животных. Давайте поработаем с доской.(слайд 31-35)
Итак, мы выяснили, что в любом живом организме есть органы, клетки, ткани.
клетка ткань орган организм.
– Приведите собственные примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм.
8. Выставление оценок. Рефлексия:
Поставьте оценку (по пятибалльной шкале) за ценность изученного на уроке, а теперь оценку себе за работу на уроке, и ещё оценку учителю за проведение урока.
Приложение 1: Исправь ошибку