Марина Меркулова Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Дом под крышей голубой»
Тема: Дом под крышей голубой.
Старшая возрастная группа.
Цель: – дать детям понять, что природа наш общий дом;
– учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы;
– формировать у детей чувство бережного отношения к природе;
– воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
Предварительная работа: наблюдения в природе.
Оборудование: картинки с живой и неживой природой; глобус; мольберт.
Оксана Калинина Конспект занятия в старшей группе по экологии «Посвящение в эколята»
– Дети, посмотрите вокруг себя! Что мы здесь видим? (деревья, мостик через ручей, полянку с цветами, солнышко светит, птицы поют).
– Как вы думаете, куда мы с вами попали? (в лес)
– А лес то непростой, а волшебный! Посмотрите, кто нас встречает в волшебном лесу? (Старичок-Лесовичок)
– Правильно – это Старичок-Лесовичок. Давайте поздороваемся с ним:
– «Здравствуй, Лесовичок!» (хором)
– Здравствуйте, ребята! Я Старичок-Лесовичок житель волшебного леса!
Я в своём лесу живу, охраняю здесь траву,
Светлана Скворцова Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Я природу берегу, я природе помогу»
Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.
Развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитывать заботливое отношение к природе, доброту.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие
Словарная работа: разорять гнёзда, перелётные, зимующие птицы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5-6 лет.
Тема: « Введение в образовательную программу ».
Провела педагог Лихачева О. В.,МБОУ ЦРТДЮ Тамбовского района.
развивать познавательный интерес к окружающему миру.
1. Расширять представление о компонентах природы (живой, неживой), закрепить свойства живого организма;
2. Дать представление о предметах, созданных руками человека («не природа») ;
3. Развивать логическое мышление; навыки сотрудничества;
4. Воспитывать у детей бережное отношение к объектам природы, чувство коллективизма, взаимопомощи, желание помогать сверстнику.
Слайдовая презентация по теме занятия, компьютер, мяч, набор картинок с изображением объектов живой и неживой природы, предметами рукотворного мира, письмо, камень и растение, лейка, тряпочка, удобрение, палочка, альбомные листы, клей, ленточка.
1. Проблемная ситуация «Поможем Крошу сделать подарок для Ежика».
2. Беседа «Что такое природа? ». Рассматривание модели «Свойства живого организма» (на примере опыта).
3. Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое».
4. Дидактическое упражнение «Отгадай картинки».
5. Вопросы к детям поискового характера.
6. Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу».
7. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы».
8. Подведение итогов занятия.
– Собрались все дети в круг, я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
( Дети берутся за руки, друг другу улыбаются)
А теперь улыбнитесь нашим гостям и поздоровайтесь с ними. (дети здороваются)
И вам, ребята, я скажу:
– Здравствуйте, милые дети! Вы прекрасней всех на свете!
Меня зовут Оксана Валентиновна, и я хочу познакомить вас с живой и неживой природой.
Узнать об окружающем нас мире новое и интересное хотите?
Проблемно – игровая ситуация: ( 1 мин.) слайд №
– Сегодня на наш адрес пришло письмо от Кроша.(показать письмо). Давайте его прочитаем. « Здравствуйте, дорогие ребята. Вы знаете, у моего лучшего друга Ёжика скоро день рождение. И мне хочется подарить нужный и полезный подарок. Я собрал много картинок и хотел сделать альбом о природе, но запутался. Я не могу разобраться, какие картинки относятся к природе, а какие – нет. Помогите мне, пожалуйста». (1 мин.)
Беседа «Что такое природа? ». Рассматривание модели «Свойства живого организма».
– Вы хотите помочь Крошу приготовить подарок для Ёжика?
– Какой альбом хочет сделать Крош? (о природе)
– А что же такое природа? (ответы детей)
– А какая бывает природа? (ответы детей)
– Чем живая природа отличается от неживой? (ответы детей)
Опыт с растением и камнем.
– Помочь Крошу мы еще не можем. Давай проведем опыт. Я на занятие принесла цветок. Даша, полей его, пожалуйста. Ребята, а для чего надо поливать цветы? А сейчас я внесу удобрение, подкормлю цветок. А теперь, Юля, протрет аккуратно листья цветка тряпочкой. ( для чего?) А теперь , что я делаю? ( рыхлю палочкой землю).
А, что случится с цветком, если его не поливать, не ухаживать за ним? (ответы детей). Значит, цветок относится к какой природе? (ответ детей).
У вас на столах лежат ракушки. Возьмите их в руки. Ракушки- это природа.
А вот у меня на столе –камень. Это природа? А надо ли его поливать, удобрять, будет ли ему больно, если его уронить?(ответы). Правильно, хоть, он и тоже объект природы, но не живой.
Микровывод: природа может быть живая ( цветок и показать на него) и неживая (показать на камень).
А, теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Внимание на экран.
Игра «Живое – неживое».( 1 мин.) слайд №
-Белая, пушистая, по небу летает,– На всех садится, никого не боится. – Снег (снежинка). Неживая природа.
– Ползун ползет, иглы везет. – Ежик.
– В воде под мостиком виляет хвостиком. – Рыба. Живая природа.
– Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут. – Облака.
Замечательно! Мы справились!
-Дети, вы немножечко устали и , поэтому, все встали. Будем в мячик мы играть, на вопросы отвечать.
Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое»
А сейчас давайте поиграем в игру «Живое – неживое». Я вам называю предметы природы, а вы мне отвечаете – живая это природа или неживая.
(Педагог называет слова – ворона, солнце, ветер, береза, ежик, воздух, камень, цветок, рыба, жук, облака, земля, трава, белка, песок, вода) .
Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу» (1 мин.)
Ребята, повторяйте за мной ( звучит музыка – звуки природы, а на экране- изображение лесной поляны)
Давайте немного отдохнем: закроем глаза и представим, что мы с вами на лесной полянке. Раннее утро и на полянке еще всё спит (дети сидят на корточках, головы опущены). Начинается новый день. Восходит солнышко. (дети, поднимаясь, делают круг руками). Вдруг упала дождинка, потом еще одна, еще и еще, и начался сильный дождь. (дети плавно опускают то одну руку, то другую – сначала медленно, потом быстрее). Дождь стал утихать, а потом совсем прошел . Посмотрите, какая радуга появилась на небе, у всех отличное настроение. Смотрим на экран , глазами следим за солнышком, облаками и повторяем за мной движения.
Игра- гимнастика для глаз « Крошка Енот». (слайд шоу) (1 мин)
– Хорошо мы отдыхали, в мячик с вами поиграли,
А потом мы погуляли, за енотом наблюдали.
А, теперь, пришла пора, продолжить занятие, детвора.
Игра « Природа –неприрода». ( 2 мин.)слайд №
Что вы видите на этой картинке? ( дети перечисляют). Все ли предметы мы отнесем к природе? ( ответы) Почему мы их не относим к природе? ( их сделал человек). Педагог обращает внимание детей на картинки природы.
– А деревья, животных, воду, солнце тоже делает человек? (ответы детей). (они появились без помощи человека, их создала природа) .
Природа – это, то что существует без помощи человека, а «не природа» – это, то что сделано руками человека.
IV. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы» (5 мин) .
– Ребята! Сколько сегодня много мы узнали о природе. Мы вспомнили, что такое природа, что относится к живой и неживой природе, – это то, что природа создала без помощи человека. А предметы созданные руками человека, не являются природой.
– Теперь мы сможем помочь Крошу, создать альбом в подарок Ежику?
Вы будете работать в парах. Давайте рассмотрим картинки, которые прислал нам Крош и разложим их. На зеленый лист мы положим картинки с изображением живой природы, а на белый лист – картинки с изображением неживой природы.
5. Вопросы к детям поискового характера. (3 мин.)
Педагог обращает внимание детей, что на столе остались лишние картинки.
– Назовите, какие картинки у нас остались?( ответы) Почему эти картинки вы не разложили? Являются они природой? Почему? (ответы детей) .
-Откуда появились эти предметы? (ответы детей). (их сделал человек) .
– А чтобы Крош понял, какие предметы не относятся к природе мы из оставшихся картинок сделаем коллаж – предметы, сделанные руками человека.
А, теперь картинки ,которые вы разложили, можете приклеивать на лист.
Организуется самостоятельная работа детей, в процессе которой педагог ведет индивидуальную работу.
После завершения работы детьми, педагог предлагает детям соединить отдельные листы в единый альбом. Совместно с детьми оформляется титульный лист альбома «Мир природы».
Подведение итогов занятия: (1 мин
– Посмотрите, какой у нас получился альбом. Как вы думаете, понравится ли он Крошу и Ежику? О чем узнают ,Крош и Ежик, рассматривая этот альбом? Почему оставшиеся картинки мы наклеили отдельно? ( посуда, одежда, инструменты, машины). Мы об этом будем говорить в течении всего года.
– Ребята, вам сегодня было интересно? Что вам больше всего понравилось?
Ну, а впереди нас ждет увлекательное путешествие в окружающий мир.
Посмотри, мой милый друг,
Как прекрасно все вокруг!
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Птицы, звери и леса,
Человек и время года-
Кстати, чуть не забыла. Крош с письмом прислал для вас еще и посылочку, с благодарностью за вашу помощь! ( раздаю детям сладкое угощение).
До новых встреч, ребята!
Игровое занятие кружка «Экологическая тропа»
Тема: Экологические задачи
Расширять и углублять экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.
конверты с заданиями, маршрутные листы, фонограмма музыки, презентация.
1. Организационный момент
1. На нашем шаре на земном,Где мы родились и живем,Где в травах летняя росаИ голубые небеса,Где море, горы, степи, лес –Полно таинственных чудес.- По лесу бродит серый волк,И ландыш тоненький цветет,В степи ковыль, как нежный шелк,Гремит на скалах водопад,И брызги радугой летят. А в синем море синий кит –Большой, как дом, на волнах спит.
2. Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки,Иначе эти чудесаОстанутся лишь в книжке.- Чтоб был в источниках нарзан,С полянки – земляника,Будь осторожен, как Тарзан,Дружи с природой дикой!- Ты тоже часть ее чудес,И для тебя темнеет лес,И речка светлая течет,И все весною зацветет. И надо постаратьсяНам с этим не расстаться!Итак, наша игра начинается!Сейчас мы проведем викторину «Экологический марафон». Соревноваться будем командами, победившая команда получит грамоту
1-й конкурс. «Название команд»
1. Какой зверь самый чистоплотный?
63 : 9 + 24 : 6 х 7 + 15 = ?
2. Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. О какой лечебной ягоде идёт речь?
54 : 9 х 8 + 20 : 5 + 90 = ?
3. Какое животное может обходиться без пищи несколько дней?
56 : 8 +12 : 4 х 8 Х 10 = ?
2-й конкурс. «Лесные правила»
Вы должны хором отвечать «да», если услышите правило поведения в лесу.
Если в лес пришел гулять,Свежим воздухом дышать,Бегай, прыгай и играй. Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь!(да)
Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, (да)И почаще вспоминай:Мусор с травки убирать! (да)Зря цветы не надо рвать! (да)Из рогатки не стрелять, (да)Ты пришел не убивать!Бабочки пускай летают,Ну кому они мешают?Здесь не нужно всех ловить, (да)Топать, хлопать, палкой бить. (да)Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги.
3 -й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
1. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).2. У кого на сучке кладовая? (У белки).3. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).4. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
1. Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. ( Бобры).
2. Скачет зверюшка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. ( Лягушка).
3. Над рекою он в полёте, Над водой парит он гладкой, На цветке его посадка. ( Стрекоза).
4 Лежит верёвка,Брать её опасно – Укусит. Ясно? (Змея).
4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
5 -й конкурс. « Собери пословицу». Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
Был бы лес, соловьи прилетят
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
1. Русская красавица, Всем нам очень нравится. Бела она, стройна, Одежда зелена. ( Береза).
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;Ты внимательно всмотрись:Не березы, не осинки,Нет листочков, есть хвоинки. ( Ели).
3. Вот бочонок с шапочкой,С дерева упал. Год прошел – и деревцем Маленьким он стал. ( Желудь).
4. Ветви над рекой склонила,В реку смотрится уныло. ( Ива).
5. Осень тихая настанет,Дивным дерево то станет: Листья – звезды яркие, Золотые, жаркие. ( Клен).
Вопросы для 1 команды 1. Новорождённые лосята весят 100 кг, а через полгода их вес достигает 250 кг. На сколько больше вес лосят через полгода, чем ко дню рождения?
Вопросы для 2 команды
3. Подведение итогов. Награждение победителей. Вручаются медали «Знатоки окружающего мира»
Есть одна планета-садВ этом космосе холодном. Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных,Лишь на ней одной цветут,Ландыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо. Береги свою планету –Ведь другой, похожей, нету!
Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной группе „Я природу берегу, я природе помогу“» размещена в разделах
Предварительная работа: знакомство с весенними месяцами на занятиях по математике, д/и «перелётные и зимующие птицы», Д/и «Чей след?», знакомство с запрещающими знаками по ПДД.
Индивидуальная работа: с Настей В. – закреплять умение называть весенние месяцы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, экологические знаки, аудиозаписи «Звуки леса», запись голоса «птички», 16 картинок месяцев, 2 мольберта, 2 нарисованных дерева: зимнее, весеннее, картинки с птицами перелётные и зимующие, Д/и «Чьи следы» настольно-печатная, шаблоны для изготовления экологических знаков, вырезанные картинки, красные полоски, обозначающие запрещающие знаки, клей-карандаш по числу детей, смайлики для рефлексии, значки подарки для детей
Методические приё мы:
Вводная часть: игровая мотивация, вопросы к детям, художественное слово,
Основная часть: умственные и практические действия, вопросы к детям, пояснение, поощрения, работа с раздаточным материалом
Заключительная часть: уточнения, вопросы, оценка, рефлексия
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент. ( Чтение стихотворения)
Словно крыша над землею,
А под крышей голубою-
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и, конечно, Я и Ты.
2. Основная часть. ( Беседа)
Воспитатель : Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего обычного дома, то попадаем в другой мир. Это мир природы.
– Ребята, как вы думаете, что такое природа? (Ответы детей)
– Мир природы – это растения, птицы, рыбы, животные, насекомые. Он такой разнообразный!
– Ребята, скажите, пожалуйста, а что нельзя назвать природой? (Ответы детей). – Нельзя назвать природой то, что сделано руками человека. Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Например: вертолет – (на кого похож) на стрекозу; подводная лодка – на кита.
Динамическая пауза. Игра (с мячом) «Природа и человек»
– Ребята, я буду бросать мяч и задавать вопросы: «Что сделано человеком?» или «Что создано природой?». Вы должны поймать мяч, и подумав, дать ответ. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Воспитатель : Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы. Живая природа – это то, что движется, растет, питается, развивается, размножается, умирает. Неживая природа – это такие объекты, которые не растут, не питаются, не дышат, не размножаются, не умирают.
– Дети, я приглашаю вас на волшебную полянку. Осенний ветерок перепутал все картинки, и я никак не могу разобрать, какие из них относятся к живой, а какие к неживой природе.
Игра «Разложи картинки».
На «полянке» лежат картинки, помогите мне их разделить на живую и неживую природу. Дети расставляют на мольберт, и объясняют: живая природа – то, что движется, растет, питается и т. д. ; неживая природа.
Воспитатель : Ребята, а можно ли сравнить природу с домом? Посмотрите, у вас на столах лежат карточки зеленого и белого цвета. На зеленых карточках обозначены объекты природы, а на белых-предметы, созданные человеком. Мы сейчас с вами сравним чем же похожи дом и Природа. Поиграем в игру «Найди пару». Я показываю картинку, связанную с домом, а вы показываете картинку природы. К РЫША – ОБЛАКА; ХОЛОДИЛЬНИК – ЛЕД, СНЕГ; КОВЕР – ТРАВА; ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ – ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. А теперь наоборот-я показываю картинку природы, а вы показываете картинку с предметом домашнего быта. С ОЛНЦЕ-ЛАМПА, БОТАРЕЯ (ОТОПЛЕНИЕ); ВЕТЕР-ВЕНТЕЛЯТОР; ЗЕМЛЯ-ПОЛ; ДОЖДЬ-ДУШ.
Воспитатель : Молодцы, ребята. Вот сколько общего в нашем доме и доме природы. Природа большой общий дом для всех живых организмов. В настоящее время люди построили много заводов и фабрик, которые загрязняют наш воздух, воду, от чего гибнут живые существа.
Как и в любом доме необходимо поддерживать порядок. Я буду зачитывать ситуации, а вы если согласны со мной, то отвечаете-ДА, а если нет- НЕТ.
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
Если я конфетку съем и выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок кину я собачке? (Да)
Если кустик посажу? (Да)
Разведу костер, а тушить не буду? (Нет)
Если веточку сорву? (Нет)
А цветочек посажу? (Да)
Природу я люблю, я ей помогаю! (Да)
– Дети, как помочь природе? (Ответы детей)
Любить её и охранять.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету!
Развеем над неё тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
Такая планета нужна нам с вами!
Воспитатель : Ребята, что нового вы узнали на занятии? Чем вам понравилось заниматься? Будите беречь природу?
Под одною голубою
Общей крышей мы живем
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло,
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи,
Как хорошие друзья.
1. Бондаренко Т. М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
2. Потапова Л. М. « Детям о природе: экология в играх для детей 5-10 лет» Ярославль, 2002
3. Интернет ресурсы.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по экологии „Посвящение в эколята“» размещена в разделах
все деревья и кусты, берегу жучков, цветы,
каждой птичке и зверьку помогаю, чем могу!
Ребята, я хочу пригласить вас на прогулку в свой сказочный волшебный лес, где много разных чудес!
Однажды я превратил желудей и ёлочку в маленьких Эколят. Эти веселые сказочные герои – Тихоня, Шалун, Умница и Ёлочка мои друзья и защитники леса. Они желают с вами познакомиться. Маленькие Эколята помогут вам подружиться с природой, понять и полюбить её.
– Ребята, вы согласны познакомиться и подружиться с маленькими Эколятами?
Давайте, сначала посмотрим и послушаем, кто такие маленькие Эколята и чем они занимаются? Мультфильм
Старичок-Лесовичок желает найти себе помощников по сохранению природы – Эколят. Ребят, которые желают сохранять родную природу. Ребята вы хотите вступить в ряды Эколят. Сделать это не просто. Эколенком чтобы стать, Нужно правил много знать!
Тихоня и Шалун приготовили нам задания, которые нужно выполнить, и только, тот, кто пройдет все испытания, ответит на все вопросы, сможет стать настоящим Эколёнком!
Итак, первое задание: Знаете ли вы правила поведения на природе?
– Можно ли играть на деревьях? (Нет)
– Можно ли ломать ветви деревьев? (Нет)
– Можно ли разбрасывать мусор? (Нет)
– Можно ли убирать за собой мусор? (Да)
– Можно ли вырубать деревья? (Нет)
– Можно ли срывать цветы на поляне? (Нет)
– Можно ли развешивать домики для птиц? (да)
– Можно ли разводить костер в лесу? (Нет)
– Можно ли играть и шуметь в лесу? (Нет)
– Можно ли развешивать кормушки и кормить птиц зимой? (Да)
– Можно ли разорять муравейники? (Нет)
– Можно ли ловить бабочек? (Нет)
– Нужно ли сажать деревья? (Да)
– Можно ли трогать руками гнёзда птиц и разорять их? (Нет)
– Можно ли брать диких животных к себе домой? (Нет)
– Нужно ли беречь природу? (Да)
– Какие вы молодцы, знаете все правила поведения на природе.
И следующее задание: знаете ли вы что это за песня? (Звучит гимн Эколят) Дети: Гимн «Эколят – молодых защитников природы»!
– Правильно ребята! Молодцы ребята, справились!
Под музыку и стихотворное сопровождение дети выполняют различные движения на месте:
Нам пора и поразмяться.
Темным лесом, сочным лугом
Мы шагаем друг за другом.
(Выполняют обычную ходьбу)
Чтоб цветочки не помять,
Ноги нужно поднимать!
(Ходьба с высоко поднятыми коленями)
По тропинкам мы бежим,
Не мешаем, не шумим.
(Бег змейкой друг за другом)
На полянке бабочкам Весело летать.
(Махи руками одновременно с бегом)
Мы слегка присядем,
Будем наблюдать. ( Приседания)
На лесной опушке.
(Прыжки из положения приседа)
Очень их боятся Комары и мушки.
Чтобы ветки не ломать,
Будем тихо мы шагать. ( Ходьба спокойным шагом)
С лесом в дружбе мы живем,
Лесу песенки поем.
Ребята у Лесовичка есть помощница, все в лесу зовут её Умницей. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории. Хотите с ней познакомится? Внимание на экран. А вот и она. Задание от Умницы «Угадай загадку».
Загадки о природе:
– Крыльев нет, а он летает, Тучки, облака гоняет, За погоду он в ответе! Кто же это? – Это. (ветер)
– Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый и всё же Без него мы жить не можем (воздух)
– Хочу вам сказать, ребята, что вы Молодцы! Все задания мои выполнили и каждый из вас достоин стать настоящим эколенком!
Ведущий 2: Хотите познакомиться еще с героем Эколят? Зовут ее Елочка. Елочка предлагает нам немного поиграть в игру «Когда это бывает?»
Вянет и желтеет, травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Отлично! У вас всё получилось!
Ведущий 1: (Дети выходят в круг) А сейчас я вам загадаю «Лесные загадки от Елочки» ответ, на которые вы должны не сказать, а показать.
3. Скачет зверюшка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. ( Лягушка).
4. Кто на своей голове Лес носит? (Лось)
5. Кто зимой всё время спит, Летом улья ворошит? (Медведь)
Ребята, вам понравилась игра? Замечательно!
Ведущий 2: «Ребята! Вы справились со всеми заданиями героев Эколят, поздравляем! И теперь вам предстоит самый ответственный момент! Нужно произнести клятву, после чего повяжут вам галстуки и вручат эмблемы, и вы станете настоящими Эколятами!»
Послушайте Клятву Эколят :
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят. Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших! Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними. Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду. Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, вы повторяйте слово «клянусь» :
Клянусь всегда защищать братьев наших меньших ( дети: клянусь).
Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними ( дети: клянусь).
Клянусь беречь водоёмы от загрязнения ( дети: клянусь).
Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде ( дети: клянусь).
Клянусь заботиться о природе, животных и растениях ( дети: клянусь).
Итак, настал самый торжественный момент! Сейчас мы повяжем вам галстук Эколенка! (Помощники под торжественную музыку повязывают галстуки.) Ребята, мы поздравляем всех вас! С этого дня вы вступили в ряды настоящих защитников природы! Ура, нашим ЭКОЛЯТАМ!
1. Вводная часть
Организационный момент. Собираю детей вокруг себя
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их:
«Встанем в кружочек дружно.
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет»!
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг»
Здравствуйте, гости! Здравствуйте!
На слайде 3 появляется сова с письмом.
(слайд 4 загадка про лес)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём!
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченный – до небес!
(Слайд 5 – лес нашего края)
-Конечно же, это лес. Какие деревья растут в лесу нашего края? Какие животные живут в наших лесах? (ответы детей)
Воспитатель: Да природа нашего края очень красивая в любое время года.
(слайды 6,7,8,9 – картинки с разными временами года)
Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие и побывать в лесу.
(Под весёлую, задорную мелодию дети идут в лес по тропинке, преодолевая небольшие препятствия) (идут зигзагом)
(звуки леса) Вот и мы с вами в лесу, присаживаемся на пенёчки (стулья)
На слайде 10 – картинка лес, меняется на картинку лес с детьми, которые шумят, ломают веточки и т. д.)
Слайд 11 появляется сова: – «Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!
Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!
Воспитатель: – Ребята, что же это такое, что же может случиться с лесом? (ответы детей)
Да, ребята, правильно, в лесу нельзя так себя вести. Нельзя ломать веточки, топтать цветы, травку – могут погибнуть насекомые. Животные тоже могут пострадать от поведения людей. Молодцы, вы всё знаете. К сожалению, некоторые дети этого не знают. Но мы с вами их сможем научить и сохранить тишину и чистоту в природе.
Сова: Да как же вы можете помочь лесу, если вы еще маленькие?
Воспитатель: – Наши ребята большие и умные. И они хорошо справятся с любым заданием. Ты проверь их и убедишься в этом.
Слайд 12 Сова: Хорошо. Сейчас я их проверю.
1. Игра «Узнай месяц»
Птичка: Выберете любую понравившуюся вам тарелочку с разрезными картинками и соберите её. Затем расскажите мне, какой месяц.
Сова – Молодцы дети, вы отлично справились с заданием!
Сова: следующее задание! (Слышится пение птиц, шум леса).
Слайд 13 – дерево с гнездом
2. Игра «Перелётные и зимующие птицы»
Сова: У нас есть два дерева зимнее и весеннее (летнее). Как вы думаете, какие птицы прилетят на зимнее дерево? На весеннее?
Воспитатель: Предлагаю вам разделиться на две команды. Одна команда девочек посадит перелётных птиц на летнее дерево, другая – мальчики зимующих птиц на зимнее дерево. Будьте внимательны!
Сова: Молодцы ребята, все справились с этим заданием!
3. Игра «Чей след»
Слайд 14 – следы на снегу
Сова: Ребята посмотрите, как здесь красиво, и очень много следов. А вот и задание. Необходимо определить какие животные здесь были, кому принадлежат следы.
Воспитатель: Для того, что бы выполнить задание, нам нужно снова поделиться на две группы. Берем животное и помещаем его на соответствующую дорожку со следами.
Воспитатель: молодцы ребята, очень хорошо справились с заданием.
А теперь отдохнём немного
Физкультминутка «Покажи мне мир природы»
На зарядку солнышко поднимает нас.
Дети по лесу гуляют, за природой наблюдают.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
Сова: Мы с вами выполнили задания. Теперь я вижу, что вы знаете лес и бережёте его. Давайте разберём правила поведения в лесу, что вы запомнили? Ответы детей.
1. Нельзя ломать ветви деревьев, растений.
2. Не мусори в лесу.
3. Нельзя разводить костёр в лесу.
4. Не разоряй птичьи гнёзда.
5. Не наступай на муравейник.
6. Не топчи грибы, даже если они ядовитые
(Другие варианты ответов)
Воспитатель: Другие дети, которые младше вас, эти правила ещё не знают. Давайте им поможем их узнать. Я предлагаю вам своими руками сделать экологические знаки, когда мы с вами пойдём на прогулку, то подарим их детям из другой группы.
4. Продуктивная деятельность «Экологические знаки»
Воспитатель: Наши правила говорят о том, что нельзя делать в лесу, как мы может назвать одним словом знаки, которые нам говорят, что этого делать нельзя? (ответы детей) Как мы обозначим такой знак?
Дети выбирают вырезанные картинки для каждого знака и приклеивают их.
Дети рассказывают о своих знаках.
З. Заключительная часть
Воспитатель:- Молодцы! Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы)
– Расскажите сове, какие знаки вы сделали? (ответы детей)
Слайд 15 Сова: – Молодцы, ребята! Вы настоящие защитники природы! Надеюсь, благодаря вам, люди будут бережно относиться к природе. А в память вашего путешествия я дарю вам сюрприз. До свиданья!
Посмотрите, птичка нам подарила красивые значки.
Воспитатель предлагает детям подумать, вспомнить понравившиеся и неудачные моменты путешествия, и выбрать соответственно смайлик. Если вы с лёгкостью выполнили задания, то возьмите весёлый смайлик, если испытывали какие то трудности, было сложно, то придётся выбрать грустный смайлик. Беседа с детьми об их выборе.
– А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, и друг другу на прощанье мы подарим обещанье: Будем с лесом мы дружить – охранять его любить.
Пора возвращаться в детский сад! (звучит мелодия, дети возвращаются)
Давайте попрощаемся с гостями.
– До свидания!