ОПЫТ И СПОСОБНОСТИ НЕОБХОДИМЫЕ УЧИТЕЛЮ ПРЕДМЕТЫ КОТОРЫЕ ОН ИЗУЧАЕТ И РАЗДЕЛ 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Подготовила: Е. А. Пузанова Учитель русского языка и чтения г. Комсомольск –на- Амуре 29 марта 2022 год

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ Современный учитель должен обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно- поисковых технологий; разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ организовывать и сопровождать учебно – исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; использовать возможности информационно – коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ У педагогического работника должны быть сформированы основные компетенции , необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы образования

Компетентность – это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. ( Митина Л. М.) Компетентным считается такой труд учителя , в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. ( Маркова А. К.) Компетентность – это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. ( Веснин В. Р.) Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. ( Адольф В. А.)

Вывод: «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Предметная КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Предметная Общепедагогическая КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая В сфере инновационной деятельности

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая В сфере инновационной деятельности Рефлексивная

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая В сфере инновационной деятельности Рефлексивная Информационно- коммуникативная

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Познавательно- творческая

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Ценностно-смысловая ориентация личности Познавательно- творческая

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Личностное самосовершенствование Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная Социально-трудовая

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Личностное самосовершенствование Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная Социально-трудовая Профессиональная

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Личностное самосовершенствование Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная Социально-трудовая Профессиональная Предметная

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации Работа в методических объединениях, творческих и сетевых группах Исследовательская, экспериментальная и творческая деятельность Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий Различные формы педагогической поддержки Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях Обобщение и распространение собственного педагогического опыта Использование ИКТ Аттестация педагогов, повышение квалификации

Профессиональная
компетентность педагога это – единство
теоретической и практической готовности
к осуществлению педагогической
деятельности, его профессионализм.

Содержание
компетентности педагога сформулировано
в квалификационной характеристике,
которая представляет собой обобщенные
требования к учителю, его теоретическим
знаниям, практическому опыту.


методических основ, категорий педагогики;


закономерностей развития личности;


законов возрастного анатомо-физиологического
и психического развития детей;


сущности целей и технологий воспитания
и обучения.

Психолого-педагогические
знания являются основой гуманистического
мышления учителя.

Психолого-педагогические
и специальные знания (по предмету)
являются необходимыми но недостаточными
для профессиональной компетентности.
На основе многих из них формируются
интеллектуальные и практические умения
и навыки.

Педагогические
умения
– совокупность последовательно
развивающихся действий, часть из них
доводится до автоматизма (навыки),
основаны на теоретических знаниях.

Умение
имеет внутреннюю структуру:
взаимообусловленную связь, компонентов
умения, относительно самостоятельных.

Например
в “умение провести беседу” можно
выделить части:


сформулировать тему, чтобы она отражала
интересы учащихся и воспитательные
задачи воспитателя;


отобрать методы и формы, средства
воспитания;


разработать план-конспект и т.д.

Структура
профессиональной компетентности
педагога может
быть раскрыта через педагогические
умения, которые объединены в четыре
группы.

Содержание
теоретической готовности учителя.

Их
наличие является одним из критериев
педагогического мастерства, они включают
в себя частные умения:


расчленять педагогические явления на
составляющие элементы (условия, причины,
мотивы, средства, формы);


находить основную педагогическую
задачу, способы ее решения;


правильно диагностировать педагогическое
явление (результат взаимодействия,
видеть педагогическую задачу (проблему)
и находить пути ее решения.


выдвижение педагогических целей и
задач;


отбор способов достижения педагогических
целей;


предвидение результата, возможных
отклонений;


определение этапов (стадий) педагогического
процесса;


планирование совместно с учащимися
жизнедеятельности.

Суть
их состоит в разработке
воспитательно-образовательных проектов
и включают в себя умения:


переводить цель и содержание воспитательного
процесса в конкретные педагогические
задачи;


учитывать при определении педагогических
задач потребности и интересы учащихся,
возможности, опыт;


отбирать содержание, формы, методы и
средства педагогического процесса;


планировать систему приемов стимулирования
активности школьников.

Суть
данных умений состоит в понимании
учителем самого себя, своих действий.
Они включают в себя умения анализировать:


правильность постановки целей, их
перевод в конкретные задачи;


соответствие содержания деятельности
воспитанников поставленным задачам;


эффективность применяемых методов;


соответствие применявшихся организационных
форм возрастным и индивидуальным
особенностям учащихся;


причины успеха или неудач;


опыт своей деятельности.

Содержание
практической готовности учителя.

Практическая
готовность проявляется во внешних
действиях, которые можно наблюдать. Это
организаторские и коммуникативные
умения.

К
организаторским умениям относятся:
мобилизационные, информационные,
развивающие, ориентационные.

Направлены
на активизацию внимания школьников,
развитие интересов к учебной и другим
видам деятельности; формирование
потребности в знаниях и т.д.

Это
умения изложения учебной информации,
ее получения, работы с печатными
источниками, дидактически преобразовывать
полученную информацию и адаптировать
ее к поставленным задачам обучения и
воспитания.

Создают
условия для развития познавательных
процессов, чувств, воли, стимулируют
самостоятельность и творческое мышление,
индивидуальные особенности и т.д.

Формируют
морально-ценностные установки, научное
мировоззрение, интерес к учебной и
профессиональной деятельности.

Коммуникативные
умения педагога: перцептивные,
умения педагогического общения.


воспринимать информацию от партнеров
по общению в ходе совместной деятельности;


проникать в личную суть других людей;


определять тип личности, темперамент,
характер;


видеть главное в человеке;


определять его отношение к социальным
ценностям и т.д.

Данные
об учащихся, полученные в результате
применения перцептивных умений лежат
в основе успешного педагогического
общения.


моделирование общения (анализ особенностей
аудитории, вероятные затруднения и
т.д.);


осуществление коммуникативной атаки
(быстрое включение класса в работу);


установление психологического контакта
с детьми (создать обстановку для
творчества и т.д.);


управление общением (органично и
последовательно действовать в публичной
обстановке, поддерживать общение и
т.д.);


установление обратной связи в процессе
общения (улавливать общий настрой
класса, видеть тех, кто отключился от
общей деятельности) и т.д.

Общение учителя
и учащихся на уроке, досуге, во внеклассной
работе является важным условием
эффективности педагогического процесса,
средством развития личности.

Учитель дожжен
уметь не только передавать информацию,
но и создать атмосферу радости познания,
комфортности, заинтересованности.
Неправильное педагогическое общение
является причиной негативного отношения
к учителю, к школе. Для успешной
педагогической деятельности необходимо,
чтобы учитель смог установить
педагогические целесообразные отношения
с учащимися, владеть культурой
педагогического общения. Культура
педагогического общения – система
знаний, умений и навыков адекватного
поведения в различных ситуациях общения.

«Педагогическое
общение – это профессиональное общение
преподавателя с учащимися на уроке и
вне его, направленное на создание
благоприятного психологического
климата».

– создать комфортную
атмосферу для учения, воспитания и
развития детей,

– обеспечить
работоспособность учащихся, развивать
их самостоятельность и ответственность
в учебно-воспитательном процессе,

– вызывать чувства
радости учения, познания, жажду
деятельности,

– создание
благоприятных условий развития памяти,
внимания учащихся.

– познание личности,

– обмен информацией.

– обмен ролями.

В процессе общения
дети познают других людей и самих себя,
происходит обмен духовными и материальными
ценностями, создаются условия для
положительной мотивации учебно-воспитательного
процесса.

В процессе общения
дети выполняют разнообразные роли
(учитель – ученик, организатор –
исполнитель), что программирует набор
того или иного социального поведения.
Смена социальных ролей способствует
разностороннему развитию личности.

В процессе общения
учитель должен помочь ребенку осознать
своего «я», свою значимость, сформировать
адекватную самооценку, создать условия
для сопереживания (понимания чувств
другого человека), что способствует
гармонизации отношений между личностью
и коллективом, учителем и учащимися.

В современной
педагогической теории и образовательной
практике особую актуальность приобрели
такие понятия, как «компетентностный
подход», «компетенция», «профессиональная
компетентность педагога». Об актуальности
обозначенной проблемы свидетельствует
тот факт, что в конце 2012 г. журнал
«Педагогика» и Московский государственный
гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
провели круглый стол на тему: «Реализация
компетентностного подхода в образовательном
процессе». В работе круглого стола
приняли участие ведущие ученые политологи,
философы, педагоги, психологи. Актульность
данной проблемы связана с тем, что
сегодня компетентностный подход
рассматривается государством, как
отмечает в своем выступлении доктор
психологических наук, член-корресподент
РАО А. А. Вербицкий, в качестве одного
из главных путей повышения качества не
только профессионального, но и общего
среднего образования, ключевая
методология их модернизации.

Системная реализация
этого подхода будет означать смену
результативно-целевой основы образования
(И. А. Зимняя), а вместе с ней и ЗУНовской
образовательной парадигмы на
компетентностную. Речь фактически идет
о появлении исторически нового типа
обучения и воспитания, что потребует
сущностных изменений во всех звеньях
педагогической системы.22

Проблема
компетентностного подхода и необходимость
владения педагогом педагогической
компетентностью не является для
педагогической науки и практики абсолютно
новой проблемой; исследованию этой
проблемы посвящены труды А. А. Вербицкого,
И. А. Зимней, А. В. Хуторского, В. А. Сластенина,
А. А. Орлова, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко,
В. А. Мижерикова, Т. А. Юзефавичус и др.
Согласно концепции В. А. Сластенина,
понятие профессиональной
компетенции педагога отражает единство
его теоретической и практической
готовности к осуществлению педагогической
деятельности и характеризует его
профессионализм.23Структура
профессиональной компетентности
педагога раскрывется через его
педагогические умения. Модель
профессиональной компетентности учителя
выступает как единство его теоретической
и практической готовности.

Содержание
теоретической готовности педагога
проявляется в обобщенном умении мыслить,
которое предполагает наличие у него
аналитических, прогностических,
проективных, а также рефлексивных
умений.

Содержание
практической
готовности
педагога
выражается во внешних (предметных)
умениях, т.е. действиях, которые можно
наблюдать. К ним относятся организаторские
и коммуникативные умения.

Педагогическая
компетентность учителя тесно связана
с его мастерством. По мнению В. А.
Сластенина, педагогическое мастерство
– это сплав личностно-деловых качеств
и профессиональной компетентности
учителя-воспитателя.

С понятием
«педагогическая компетентность» тесно
связано другое понятие – «компетенция».
В педагогической науке сегодня отсутствует
общепринятое определение этого понятия.
Вместе с тем анализ работ отечественных
ученых педагогов, психологов показал,
что сущность этого понятия может быть
раскрыта только с определенной
теоретико-методической позиции. Согласно
концепции В. С. Лазарева, директора
Института инновационной деятельности
в образовании РАО, доктора психологических
наук, академика РАО, «компетенция это
некое психическое образование, позволяющее
человеку решать определенные виды задач
профессиональной деятельности».
Сформировать компетенцию – это значит
сформировать соответствующую
функциональную систему психики как
целостное интегративное образование.
В содержании каждой компетенции В. С.
Лазарев выделяет четыре компонента:
знаниевый, ориентировочный, операциональный
и опыт. Когнитивный компонент компетенции
включает в себя комплекс заданий,
владение которыми необходимо для решения
соответствующего типа задач.

Ориентировочный
компонент включает в себя способы
постановки, планирования решения этого
типа задач и оценки результатов решения.

В операциональный
компонент входят методы выполнения
действий, требующихся для решения задач
данного типа.

Опыт – это компонент
компетенции, благодаря которому другие
ее компоненты оказываются интегрированными
в способ решения задач соответствующего
типа.24В исследованиях отечественных ученых
обосновываются и другие концептуальные
подходы к рассмотрению сущности
компетентностного подхода и компетенций
обучающихся, что имеет большое значение
для успешной практической реализации
концептуальных идей Федерального
государственного образовательного
стандарта высшего профессионального
образования и Федерального государственного
образовательного стандарта общего
образования. Так, в соответствии с
Федеральным государственным
образовательным стандартом высшего
профессионального образования по
направлению подготовки педагогическое
образование (квалификация (степень)
«бакалавр») выпускник должен обладать
определенными компетенциями,
представленными в п.5.

5. ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

Выпускник по
направлению подготовки «Педагогическое
образование»

с квалификацией
(степенью) «бакалавр» должен обладать
следующими

−владеет культурой
мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию
информации, постановке цели и выбору
путей её достижения

−способен
анализировать мировоззренческие,
социально и личностно

значимые философские
проблемы (ОК-2);

−способен понимать
значение культуры как формы человеческого

существования и
руководствоваться в своей деятельности
современными

принципами
толерантности, диалога и сотрудничества
(ОК -3);

−способен
использовать знания о современной
естественнонаучной

картине мира в
образовательной и профессиональной
деятельности,

применять методы
математической обработки информации,
теоретического и экспериментального
исследования (ОК-4);

−готов использовать
методы физического воспитания и
самовоспитания

для повышения
адаптационных резервов организма и
укрепления здоровья (ОК-5);

−умеет логически
верно, аргументировано и ясно строить
устную и

−готов к кооперации
с коллегами, к работе в коллективе
(ОК-7);

−владеет основными
методами, способами и средствами
получения,

хранения, переработки
информации, имеет навыки работы с
компьютером как средством управления
информацией (ОК-8);

−способен работать
с информацией в глобальных компьютерных
сетях

−владеет одним
из иностранных языков на уровне не ниже

−владеет основными
методами защиты от возможных последствий

аварий, катастроф,
стихийных бедствий (ОК- 11);

−способен понимать
сущность и значение информации в развитии

современного
информационного общества, сознавать
опасности и угрозы,

возникающие в этом
процессе, соблюдать основные требования

информационной
безопасности, в том числе защиты
государственной тайны (ОК-12);

−умеет использовать
нормативные правовые документы в своей

−готов к толерантному
восприятию социальных и культурных
различий,

уважительному и
бережному отношению к историческому
наследию и

−способен понимать
движущие силы и закономерности
исторического

процесса, место
человека в историческом процессе,
политической

− способен
использовать навыки публичной речи,
ведения дискуссии и

−осознает социальную
значимость своей будущей профессии,
обладает

мотивацией к
выполнению профессиональной деятельности
(ОПК- 1);

−способен
использовать систематизированные
теоретические и

практические
знания гуманитарных, социальных и
экономических наук при решении социальных
и профессиональных задач (ОПК-2);

−владеет основами
речевой профессиональной культуры
(ОПК-3);

−способен нести
ответственность за результаты своей

−владеет одним
из иностранных языков на уровне
профессионального

−способен к
подготовке и редактированию текстов
профессионального и

социально значимого
содержания (ОПК-6);

в области
педагогической деятельности:

−способен
реализовывать учебные программы базовых
и элективных

курсов в различных
образовательных учреждениях (ПК-1);

−готов применять
современные методики и технологии, в
том числе и

информационные,
для обеспечения качества учебно-воспитательного

процесса на
конкретной образовательной ступени
конкретного

−способен применять
современные методы диагностирования

достижений
обучающихся и воспитанников, осуществлять
педагогическое сопровождение процессов
социализации и профессионального

самоопределения
обучающихся, подготовки их к сознательному
выбору

−способен
использовать возможности образовательной
среды, в том

числе информационной,
для обеспечения качества учебно-воспитательного
процесса (ПК-4);

−готов включаться
во взаимодействие с родителями, коллегами,

социальными
партнерами, заинтересованными в
обеспечении качества

−способен
организовывать сотрудничество обучающихся
и

−готов к обеспечению
охраны жизни и здоровья обучающихся в
учебно-

воспитательном
процессе и внеурочной деятельности
(ПК-7);

в области
культурно-просветительской деятельности:

−умеет разрабатывать
и реализовывать культурно-просветительские

программы для
различных категорий населения, в том
числе с

−способен
профессионально взаимодействовать с
участниками

−способен к
использованию отечественного и
зарубежного опыта

−способен выявлять
и использовать возможности региональной

культурной
образовательной среды для организации
культурно-

просветительской
деятельности (ПК- 11);

В выступлении на
«круглом столе» В. М. Монахова, профессора
МГГУ им. М.А. Шолохова, доктора
педагогических наук, член-корреспондента
РАО подчеркнуто, что конечный результат
высшего образования ФГОС ВПО трактует
как некую компетентностную модель
выпускника, в состав которой входят
различные компетенции: профессиональные,
общекультурные, мировоззренческие,
нормативные и т.д. В связи с этим возникает
необходимость создания нормальных
образцов учебников нового поколения
по всем специальностям, создания новой
дидактики высшего профессионального
образования, а также опора на лучшие
образцы отечественного образования.25

Понятие и виды»

В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.

Актуальность темы: Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Система профессионального педагогического образования, прежде всего, направлена на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить учителя, у которого сформированы и развиты ключевые компетенции в сфере решения задач общеобразовательной школы, что, в свою очередь, позволяет обеспечивать развитие личности ученика. Возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у выпускников профессиональных педагогических учебных заведений должны быть сформированы основные компетенции для дальнейшей успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам будущий педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

Все вышесказанное обусловило выбор темы реферата «Профессиональная компетентность педагога. Понятие и виды».

Предмет исследования: Понятие «профессиональная компетентность педагога».

Цель исследования: Рассмотрение содержания профессиональной компетентности педагога.

Определить сущность понятия «профессиональная компетентность педагога».

Рассмотреть содержание профессиональной компетентности педагога.

Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и литературы.

1. Сущность понятия «профессиональная компетентность»

В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся и студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей или, в более отдаленную эпоху, к понятиям веры и убеждений.

Теперь, рассмотрим существующие определения данного термина в справочной литературе и работах ведущих исследователей компетентностного подхода в образовании.

В документе «Стратегия модернизации российского образования» отмечается, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает обучение (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.

Кроме того, по их мнению, нужно различать компетенцию и умение. Умение – это действие (doing) специфической ситуации. Это проявление компетентности или способности (a capability), более общей подготовленности к действию или возможность совершать действие в специфической ситуации. Однако только умения поддаются наблюдению; компетенция – это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями.

Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция это то, что порождает умение, действие.

Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

Рассмотрим понятие «компетенция» во взаимосвязи с понятием «квалификация». Быстрые изменения многих профессиональных задач, связанных, в частности, с введением новых технологий, требуют новых квалификаций. Умения, обычно характеризующие выполнение какой-либо профессии, уже недоступны. Нужно еще уметь предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность.

Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации; непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а, самое большее, скрытой возможностью.

Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным.

Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность – ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.

Таким образом, изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, В. А. Кальней, В. Г. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

2. Содержание профессиональной компетентности педагога

В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Мастерство учителя – это и есть компетентность.

Главную роль в развитии компетентности педагога играют его профессионально-педагогические способности. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный преподаватель.

По мнению Станкина М. И., с позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических способностей:

экспрессивные способности – умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств;

дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс;

авторитарные способности – умение быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников;

научно-педагогические способности – умение участвовать в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег;

перцептивные способности – это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к преподавателю;

коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения;

личностные умения преподавателя проявляются, прежде всего, в педагогическом такте;организаторские способности – умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание, экскурсию в музей, туристический поход и т.п.;

мажорные способности – это оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение;

прогностические способности – это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами;

Стремясь постичь секреты профессиональной компетентности, педагог главным образом совершенствует методы обучения и воспитания учащихся. Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих воспитанников в различные виды учебной работы (в первую очередь творческой) и тем самым формирует у них определенные знания, умения, навыки, отношения, поведение.

Исходя из данного содержания профессиональной компетентности, можно предположить, что профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание.

Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности. Различные авторы – исследователи профессиональной компетентности предлагают разные варианты.

Н. Н. Лобанова в структуре профессиональной компетентности выделяет профессионально-содержательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный компоненты.

Профессионально-содержательный или базовый компонент предполагает наличие у педагога теоретических знаний, что обеспечивает осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной деятельности.

Профессионально – деятельностный или практический компонент включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболее эффективные.

По мнению, Подласого И. П., существует несколько типов профессиональной компетентности. Это:

– Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

– Социальная компетентность. Педагог владеет совместной профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

– Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

В. И. Байденко отмечает, что компетенции и навыки разбиты на три категории: инструментальные, межличностные и системные. Следующая квалификация была принята в качестве рабочей.

Инструментальные компетенции: компетенции, имеющие инструментальную функцию. Они включают:

– когнитивные способности: понимать и использовать идеи и мысли;

– методологические способности обращаться с окружением: организация времени и стратегии учебы, принятие решений или решение проблем;

– технологические навыки: использование технических устройств, навыки управления информацией и работы с компьютером;

– лингвистические навыки: устная или письменная коммуникация, знание второго языка.

Межличностные компетенции – индивидуальные способности, такие, как способность выражать свои чувства, способность к критике и самокритике.

Социальные навыки: межличностные навыки или работа в команде, приверженность общественным или этическим ценностям. Эти навыки способствуют процессам взаимодействия и сотрудничества.

В «Стратегии модернизации российского образования» в качестве ключевых компетентностей предлагается:

– компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

– компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

– компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, обладать навыками самоорганизации);

– компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);

– компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

И. А. Зимняя выделяет десять основных компетенций, объединив их в три группы.

Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

– компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм ЗОЖ, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода об ответственность в выборе образа жизни;

– компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, культуры (живопись, литература, искусство, музыка); науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

– компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний;

– компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание символов государства (герб, флаг, гимн) и гордость за них;

– компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

– компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

– компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

– компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

– компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности; планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентировка в разных видах деятельности;

Таким образом, содержание профессиональной компетентности включает:

Педагогическое мастерство – знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение (А. С. Макаренко) и профессионализм, которые включают профессионально – педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем.

Личностные качества, интересы и склонности педагога.

Профессиональная компетентность должен иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности, различные авторы предлагают разные варианты.

Отсутствие единой концепции, дающей четкое представление о компетентностном подходе, о формировании профессиональной компетентности педагога, связано с тем, что, во-первых, самому термину «компетенция» сложно дать однозначного количества определений специалистов, компетентных в данном вопросе. Существующие пробелы в теоретической части, в свою очередь, порождают сложности при переходе в практическую область: возникают проблемы соответствия учебников новым требованиям, переквалификации работников образовательной системы. И, наконец, нет единого мнения исследователей по отношению к определению структуры профессиональной компетентности.

Современный учитель – это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная. Деятельность учителя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.

Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

Очень важным представляется в такой ситуации выявление и изучение педагогических инноваций. Большое значение в развитии педагогической теории имеет умение педагога изучать педагогические инновации с помощью таких методов, как наблюдение, беседа, интервьюирование и др. Такими знаниями должен обладать каждый теоретик и практик системы образования.

В ходе работы над рефератом, нами сделаны следующие выводы:

Определена сущность понятия «профессиональная компетентность педагога». изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, В. А. Кальней, В. Г. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Рассмотрено содержание профессиональной компетентности педагога, которое, если обобщить мнения различных авторов, включает:

1). Педагогическое мастерство – знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение (А. С. Макаренко) и профессионализм, которые включают в себя профессионально – педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем.

2). Личностные качества, интересы и склонности педагога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *