ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В любом учебном заведении необходимо не только сообщить учащимся известные знания, но, и это гораздо важнее, научить их в какой-то степени владеть предметом. Учитель должен стараться, чтобы учащиеся научились лучше рассуждать, его задача — стимулировать и поощрять творческое мышление.

Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации или суммы знаний, так и формирование определенных умений. Когда у учеников накапливается подлинный опыт работы (пусть даже на элементарном материале), они осознают, что владение предметом гораздо важнее, чем одно чистое знание, которое всегда можно пополнить с помощью подходящих справочников. Более того, попытки неформального, исследовательского внедрения в предмет, совместное обсуждение нестандартных, сложных задач, решение тестов, «провоцирующих» рассматривать проблему с многочисленных точек зрения, попытки самостоятельно доказать основные теоремы курса и другие эвристические, диалоговые способы освоения предмета дают ученикам возможность почувствовать себя исследователями, а не школярами.

Между тем учащиеся вряд ли могут любить своего, хоть и глубоко знающего предмет, но совершенно эмоционально далекого, бесстрастного, никогда не думающего «здесь и сейчас» учителя, не стремящегося ни к духовному и эмоциональному контакту с ними, ни к постоянной тренировке и проверке своего интеллектуального лидерства. С таким учителем нельзя состязаться на «интеллектуальном поле» и выяснить кто «сильнее», такой учитель не рискует своим «авторитетом», но и не может выйти победителем и подтвердить свое право учить.

Учиться интересно и приятно у того, кто умнее, сообразительнее, лучше умеет «сгенерировать идею» и придать еще расплывчатому пониманию красивую и правильную форму, «чище» умеет провести доказательство. И очень важно, когда все это происходит на глазах учеников и при их живейшем участии.

Не следует, видимо, забывать ещё об одном важном моменте: учащиеся в наших школах приучаются работать в одиночку. Для большинства из них максимум совместной работы — списывание у товарища. А ведь в практической, профессиональной своей деятельности они вынуждены будут работать в группе, искать свою «психологическую нишу», участвовать в «мозговых штурмах» и так далее. И где их еще учить этому очень важному умению поддерживать общее творческое продвижение к истине, как не в мягкой, контролируемой обстановке учебного класса, когда «доминанта» можно увлечь любой возможностью организовать и формализовать общий интеллектуальный процесс, а также можно волевым усилием дать слово и очень часто выяснить, что он понял больше прочих или имеет некую нетривиальную идею, приближающую к решению проблемы.

Уроки в школе — это значительная часть жизни учащихся, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учащихся, наличия целенаправленной мотивации учения, от их прилежания, трудолюбия, обученности.

Однообразие урока, когда на нем в течение нескольких лет повторяются в неизменном порядке: проверка домашнего задания, опрос, сообщения нового, его закрепление и основа — домашнее задание, постепенно вызывает у учащихся скуку, притупляет их внимание. Можно избежать этого, создав оптимальные условия учащимся в соответствии с их возможностями обучению.

Такие условия достигаются определенным соотношением на уроке форм учебной работы.

Не высказываясь на уроке, учащиеся хуже усваивают изучаемый материал, развивается неуверенность в своих силах. Надо ставить их в позицию говорящих, делающих.

В процессе общения личность развивается, обогащается нравственными ценностями, необходимо развивать у учащихся стремление помогать друг другу, создавать условия для этого, укреплять, развивать это качество. Формирует личность не только содержание учебного материала, но и вся система взаимоотношений учителя с учащимся, учащихся друг с другом. Учителю необходимо создавать атмосферу сотрудничества, избегать перегрузок учащихся, учитывать их индивидуальные запросы, внедрять в педагогическую практику результаты научных и методических разработок, приемов, использующих подходы к проведению различных форм занятий.

При работе в традиционных условиях учащиеся редко обращаются друг к другу за помощью. О чём спрашивать? Учебники у всех одни. А сколько спортивного интереса, когда в игру втянута вся группа!

Термин «нестандартная форма урока» включает в себя нестандартные:

— подготовку и проведение урока;

— структуру урока;

— взаимоотношение и распределение ролей и обязанностей между учителем и учениками;

— подбор и критерии оценки учебных материалов;

— методику оценки деятельности учащихся;

— анализ урока.

Цель нетрадиционных уроков — поднять интерес учащихся к учёбе и к предмету и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объёму и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащегося.

Немаловажно, что все ученики такого урока имеют равные права и возможности принять в нём самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Нетрадиционные формы можно рассматривать как одну из форм активного обучения.

Для учащихся нетрадиционный урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, ощущения себя в новом качестве (новые обязанности и ответственность); такой урок — это возможность развивать свои творческие способности, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

Для учителя — возможность увидеть и узнать лучше учеников, оценить их индивидуальные особенности; возможность для самореализации, творческий подход к работе, осуществление собственных идей.

По форме проведения можно выделить группы нестандартных уроков.

Уроки в виде соревнований и игр — это турнир, поединок, викторина, эстафета, деловая игра.

Нестандартные уроки используются как итоговые обобщения и закрепление знаний, умений и навыков. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как приводит к потере устойчивого интереса к предмету. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка, разработка системы конкретных целей обучения.

При выборе формы нетрадиционного урока учителю необходимо учитывать особенности своего характера, темперамента, уровень подготовленности группы и отдельных учащихся.

Известно, что, став взрослым, непривычный к совместной работе «доминантный» учащийся часто не может найти решение, поскольку умеет слушать только себя. В то же время «пассивный» выросший учащийся не решается и уже не может «пробиться к микрофону», чтобы его идея, полезная для понимания и решения их общей «взрослой» задачи, была, наконец, услышана.

Можно предполагать, что ресурсы сотворчества при высоком профессиональном уровне, активном желании развивать и определённом бесстрашии учителя огромны и отнюдь не исчерпаны даже при полном отсутствии техники в распоряжении последнего. И, наверное, центральным моментам в этом сотворчестве надо признать активное совместное — учителя и учащихся — участие в общем, интеллектуальном процессе.

Нестандартные уроки помогают развить у учащихся столь недостающий или вкус к исследованию, без которого, невозможно сделать никаких открытий ни в какой области.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, нетрадиционный урок, урок, учитель, возможность, домашнее задание, друг, совместная работа, творческий подход, учебный процесс.

Сущность и виды нетрадиционных уроков в начальной школе

Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе  обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Структура и методика проведения урока зависит от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы.

Основными типами уроков, которые проводятся в современной школе, являются следующие:

а) уроки смешанные, или комбинированные;

б) уроки сообщения новых знаний учителем;

в) уроки закрепления изученного материала;

г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

д) уроки проверки и оценки знаний.

Урочным занятиям в полной мере присущи те же структурные компоненты, которые характеризуют процесс обучения в целом, а именно целевой,  потребностно-мотивационный, содержательный,  операционно – деятельностный, эмоционально – волевой,  контрольно – регулировочный,  оценочно – результативный. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учитель должен стараться разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью.

Нетрадиционный урок – это урок, который характеризуется нестандартным подходом.

-к отбору содержания учебного материала;

– к сочетанию методов обучения;

– к внешнему оформлению.

Существует большое количество типов нестандартных уроков: Урок – экспедиция, Деловая игра “Совещание”, Урок – игра “Что? Где? Когда?», Урок – игра “Морской бой”, Урок – «Встреча с инопланетянами», Урок – игра “Счастливый случай”, Урок – турнир, Урок – сказка., Урок – концерт, Урок пресс – конференция, Групповые уроки, Проблемная игра “Мозговой штурм”, Урок “мозговой атаки”, Урок – заочная экскурсия., Парный опрос, Урок – аукцион, Уроки, которые ведут ученики, Грамматический бой и т.д.

Опыт показывает, что нетрадиционные уроки вызывают большой интерес у учащихся. Каким способом можно заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания малопонятны, трудны, а порой и неинтересны для него? Принуждение может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребенка. Словесные просьбы и убеждения также не всегда могут активизировать мысль ученика.  На помощь здесь приходит игра. А любой нетрадиционный урок – это и есть игра, только игра “большая, на весь урок”, со своими правилами и атрибутами. Правильно поставленная игра позволит многому научить детей. Какое удовольствие доставляет детям “путешествие” к далекой планете на уроке природоведения, “посещение” циркового представления на уроке математики, проведение игры “Счастливый случай” или “Поле чудес” прямо как в телевизоре, со всеми “их” правилами!

Возможности нетрадиционных уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке.

Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

Рассмотрим некоторые виды нетрадиционных уроков, используемых в современной начальной школе.

Урок “Пресс – конференция”.

данного урока – повторение материала по теме или какому либо вопросу. Урок состоит из четырех частей: ответы “сотрудников” пресс-центра на вопросы “журналистов”; подготовка и оформление редакционных заданий – каждый “журналист” на основе полученных ответов на свой вопрос пишет заметку в журнал; отчет о проделанной работе; подведение итогов и выпуск экспресс – газеты.

Урок – соревнование.

– закрепление умения решать задачи разных типов. К уроку заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задания, готовит оборудования для постановки экспериментов и материал для кратких сообщений по теме. Начинается разминка /решение командами задач; демонстрируется опыт – требуется его объяснить/; далее – конкурс капитанов /решение экспериментальных задач/; в это время прослушивается еще один рассказ. Потом – конкурс команд: самостоятельное, “на время” решение расчетных задач. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды победительницы.

Уроки типа КВН

повторение тех или иных разделов программы.

Приведем примерную схему такого урока.        Соревнование состоит из конкурсов – этапов:

Заключительный этап – подведение итогов.

Урок взаимообучения учащихся

Характерная особенность урока – групповая работа над материалом, усвоение его тут же, на уроке /без домашнего задания/, взаимопомощь и взаимоответственность ребят.

В классе формируются “экипажи” из 4-х человек:командира /наиболее подготовленного ученика/, штурмана, двух пилотов.

Перед “экипажами” ставится цель: например, освоить новый материал. Учитель подробно объясняет его со всеми необходимыми демонстрациями, потом – более сжато по опорному конспекту и еще раз – на основе конспекта, но в ускоренном темпе.

После этого “экипажи” начинают действовать: сначала командир повторяет материал /задание/ всем своим подчиненным, затем он принимает зачет у штурмана; командир и штурман опрашивают пилотов и, если те готовы /усвоили материал/, ставят им зачет и оценку. ” Экипаж” готов к защите знаний.

Эта процедура проводится по-разному, при помощи жребия – жетона. Если жетон /выбирает команда/. ” Выбор” – отвечающего выбирает /назначает/ учитель; если жетон “делегат” – “экипаж” сам определяет посланца для ответа; при жетоне “все” отвечает каждый член “экипажа”, а при жетоне “доверие” опрос не проводится, и оценки в журнал каждому выставляются те, что проставлены в группах; есть еще жетон “экзаменаторы”, он означает, что “экипаж” командируется для приема зачета у других “экипажей”.

Если командир вытянул жетон “выбор”, а на защите член “экипажа” получил оценку ниже, чем заслужил в группе, оценка всех членов “экипажа” снижается на 1 или 2 балла. Это правило обеспечивает ответственность всех за одного.

Педагог назначает или ученики выбирают “дежурного учителя”, который должен составить вопросы для обсуждения. На следующем уроке класс делится на “учеников” и “учителей”. На первом этапе /5-6 мин./ “учителя” тихо опрашивают своих “учеников” /каждый одного/ и выставляет ему в тетрадь оценку: если нужно, он помогает уяснить то, что непонятно. На втором этапе /тоже 5-6 мин/ все воспроизводят в своих тетрадях конспект прослушанной лекции /объяснение/. На третьем, самом продолжительном, этапе “дежурный учитель” устно опрашивает класс; по ходу этого устного опроса – беседы ученики-лаборанты могут показывать опыты. После выставления оценок высказывают свое мнение о работе “дежурного учителя”.

: в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.

Структура данного урока такова:

Выигрывает тот, кто до счета “три” последним дает ответ.

Удобна, полезна такая форма опроса в начальных классах. Обычно небольшой рассказ читается в классе “цепочкой” – на это уходит много времени, а на долю каждого приходится всего несколько строчек. Пи парном опросе читают /или пересказывают/ все.

Заранее готовится материал, фотографии и т.п. Класс разбивается на три экскурсионные группы, каждая из которых получает комплект фотографий /материала/. Группы по очереди ведут экскурсию по “своим” участкам. Заканчивается занятие “аукционом” деловых идей.

Суть метода заключается в следующем: за минимум времени – максимум идей  Мозговые атаки особенно актуальны, когда повторяют большую, важную тему и надо выделить основные проблемы, предложить свои пути их решения.

Начинается занятие с формулировки главной проблемы, которую предстоит решить. Далее  класс делится на бригады и назначаются эксперты. Проводится тренировка: члены бригад быстро отвечают на вопросы. Следующий этап – “штурм” поставленной проблемы. Каждая бригада получает индивидуальное задание и за 15 минут должна найти неординарное решение проблемы. Требования к выдвигаемым идеям: новизна, простота, надежность, доступность.

Цель урока: изучение нового материала. Обязательно к этому уроку должно предшествовать опережающее задание, даются вспомогательные вопросы, ориентиры, цифры, факты, опорные сигналы, для несложной темы можно все это давать учащимся в виде таблиц, схем прямо на уроке.

Перед учащимися ставится задача “совершенно самостоятельно” вывести правило, доказать теорему, проанализировать произведение, дать объяснение и т.п. / Для интриги учитель может “признаться”, что ему никак не поддается данный материал, нужна помощь учащихся/. Дается время на решение данной проблемы “мозгового штурма” – 15 минут. Разрешается и индивидуальный штурм, и групповой. Можно помочь ребятам оформить комнаты /чтобы слабые не чувствовали себя ущербно/.

Затем выслушивается как можно большее число вариантов решения проблемы. Учитель “мешает” ребятам, приводит к абсурду, или, напротив, поддерживает позицию. Учащиеся тоже участвуют в этом как можно активнее /оценка за урок складывается из заранее подготовленного задания “мозгового штурма” и участия в обсуждении/.

Принимаются любые версии, в том числе и неправильные. В ходе поиска правильного решения у ребят складывается цельное представление о поставленной проблеме, и, самое главное – идет работа по предупреждению ошибок и пробелов /ведь их обязательно допустят участники штурма/.

Несколько условий и правил:

Ученические столы ставятся для проведения занятия буквой “Т”. За каждый “Т”-образный стол садится группа с консультантом: так удобнее разговаривать. Один из группы “защищает” выполненное задание.

Урок пресс – конференция

На уроке планируется следующая работа: по тексту должна пройти конференция с “гостем” из произведения. Роль гостя достается самому подготовленному ученику, все остальные – журналисты. Вопросы готовит каждый.

На следующем уроке сдвигаются столы, за ними – “журналисты” с записными книжками, “фотоаппаратами”. Перед каждым – табличка с название газеты или журнала, то есть представляемого им издания.

“Герой” едва успевает отвечать на вопросы: каждый хочет выспросить побольше, чтобы потом рассказать своим читателям.

Урок – концерт

Можно провести его как урок – обобщение. Можно предложить ребятам создать драматическую группу, вокальный ансамбль и группу чтецов, попросить каждого выучить стихотворение. Ребята читают по очереди. Между выступлениями – небольшие паузы, звучит музыка, на планшете появляются репродукции картин русских художников. На уроках – концертах возрождается забытый жанр искусства – мелодекламация.

Персонажи русских народных сказок дают задания, вручают призы, придумывают конкурсы. Диктанты ведет добрый Леший, физминутки – Русалка, запомнить новый материал помогает Иван-царевич и т.д. / Дети любят сказки – загадки с лингвистической терминологией.

Урок – турнир

Выбираются ведущие, назначается жюри. На уроке несколько конкурсов. В каждом участвуют по 1 человеку от команды.

2 конкурс. Члены команд решают кроссворды.

4 и 5 конкурсы. Самостоятельная работа.

Игра “Что не соответствует написанному?

Подведение итогов конкурса, турнира. Вручение призов. Математический экспресс.

Эта форма состоит в том, что учитель в целях установления новых понятий и фактов последовательно предлагает учащимся систему целесообразно составленных и расположенных вопросов, на которые учащиеся посильно дают ответы, постепенно раскрывающие сущность вводимых понятий и сообщаемых таким образом /путем/ фактов. Эффективность применения эвристической формы обучения зависит прежде всего от того, в какой мере правильно – в логическом и методическом отношениях – составлена система предлагаемых вопросов и насколько умело учитель направляет весь ход урока, проводимого в эвристической форме. При этом постановка вопроса составляет органическую часть урока, посвященного сообщению нового материала, ввиду чего соответствующая теме система вопросов должна охватывать и эту часть.

Ученики делятся на команды. Поочередно кто-нибудь из каждой команды выбирает цветной кубик /они лежат в непрозрачном мешочке/.

Зеленый кубик – вопрос по одному предмету

Желтый -по другому

Синий -по третьему

За правильный ответ команда получает 1 очко.

Красный кубик – “счастливый случай”

Ребятам предлагается и вопрос и иностранном языке. Они должны прочитать вопрос, перевести на русский язык и ответить. За правильный ответ команда получает 3 очка.

Игра состоит из 4-х геймов.

1-й гейм – на каждый заданный вопрос команда отвечает после 1 минуты коллективного обсуждения;

2-й гейм – индивидуальный ответ каждого участника команды;

3-й гейм – команды отвечают на вопрос по предметам, назначенным командой – соперницей;

4-й гейм – предлагается в течение 3-минут ответить на несколько вопросов:чем их больше и чем точнее ответы, тем больше очков получает команда.

В конце игры подсчитываются набранные очки и определяется команда – победительница.

Урок – «Встреча с инопланетянами».

В конце предыдущего урока учительница предложила: “Представьте, что к нам на Землю прилетели инопланетяне. На их планете все иное, все иначе, и они хотят познакомиться с нашей жизнью, их интересует, в частности, растительный мир нашей планеты. Академия наук поручила нам рассказать им все самое важное о растительном мире так, чтобы они хорошо это поняли”.

Правила игры: Если во время объяснения допускается ошибка или неточность, то “инопланетянин” жестом показывает, что он не понял, и просит объяснить еще раз. С того ряда, где сидит ученик, допустивший ошибку, снимается балл. У тех, кто сидит в этом ряду, есть преимущественное право исправить ответ и вернуть балл. Если они не сумеют это сделать, то снимается балл и ответ исправляют, уточняют их соседи по ряду, получая за это поощрительный балл. Основной ответ ученика оценивается по пятибалльной системе.

Беседуя с “инопланетянами”, ребята должны показать не только умения и навыки, но и свою выдержку – ведь за нарушение дисциплины снимается балл.

1-ряд – научные работники института растениеводства;2 ряд – корреспонденты журнала “Природа”;3 ряд – работники сельского хозяйства.

Учитель на этом уроке – переводчик. ” Инопланетяне” /а их столько, сколько рядов в классе/ – это сильные, хорошо знающие материал ученики.

Цель: повторение и обобщение изученного материала. Класс делится на эскадры, каждая из которых, в сою очередь, разбивается на корабли /крейсер, фрегат, подводная лодка/. Эскадры поочередно залают вопросы экипажам. При трех неверных ответах одного корабля, корабль тонет, но экипаж остается жив и может помочь другим кораблям своей эскадры.

Вопросы для блиц – турнира

Пакеты с вопросами

“волчок”, гонг у капитанов команд -списки игроков, шевроны.

Система оценки: за правильный ответ команда получает 5 баллов, 4, 3,         2 /в параллели с оценками/.

выработать умения принимать участие в дискуссии, формулировать, развивать и излагать суждения, принимать решения, оценивать выступающих.

Класс делится на две команды во главе с лидерами – председателями. Бросается жребий. Члены одной команды становятся дискутантами, члены второй – судьи. Дискутанты садятся полукругом лицом к судьям, у каждого нагрудный или настольный номер. Объявляется тема дискуссии в рамках изучаемого предмета, но в спорной, оригинальной постановке. Председатель, пока готовятся судьи, проводит разминку: тема анализируется и намечаются основные пути ее обсуждения. После этого полагается сигнал, включается секундомер, а дискуссия начинается. Время одного выступления – 1 минута.

Команда судей оценивает выступающих по активности, оригинальности суждений, умению четко и ясно излагать мысли, повести в обсуждении других за собой. Используется 3-баллная шкала: плохо, средне, хорошо.

Через намеченное время совещание заканчивается /в зависимости от характера темы и возраста учащихся/. Команда судей под руководством председателя сводит свои оценки в общий оценочный лист, где оценки суммируются и выставляются призеры по отдельным показателям. В это время команда дискутантов подводит итоги обсуждения.

После перерыва команды меняются местами и проводится обсуждение другой, равнозначной темя. В результате – определяется лично – командное первенство. Эта игра хорошо тем, что позволяет обсудить и прийти к конкретным выводам по действительно важной практической проблеме, создать атмосферу соревнования, не акцентируя, однако, внимание на отдельных успехах и как бы попутно награждая лучших. Зачет же по игре получают все участники.

– одна из игровых форм контроля. Закончив изучение темы, ребятам предлагается разделиться на две группы и подготовить к следующему уроку вопросы другой команде. Тут не обойдешься только материалами учебника – нужны справочники, пособия, художественная литература. На следующем уроке начинается “бой”. Вопросы трудные, необычные, отвечать на них интересно.

Оцениваются и вопросы, и ответы.

Подводя итоги вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что существует огромное количество вариантов проведения нетрадиционных уроков, умелое использование которых в обучении, позволит формировать познавательную деятельность школьников, активизировать учащихся в процессе учебной работы, а также стимулировать и развивать у них интерес к учению. Проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

Нетрадиционные уроки математики.

Привлечь первоначальное внимание детей к урокам математики можно разными средствами: особым красочным оформлением класса; классной доски,  где отражалось бы  удивительное сочетание знакомого детям мира сказок с таинственным миром математики, необычными вступительными словами учителя, создающими ситуацию, в которую влечены любимые детьми герои сказок и рассказов. Удивление и интерес  вызывают у детей занимательно сформулированные вопросы, задачи, ребусы, логические упражнения.

Значительно лучше, быстрее и прочнее запоминается тот материал, который  вызвал живые яркие чувства, чем тот, что оставил ребёнка равнодушным. Особенно умело надо использовать детское воображение. Оно  у младших школьников яркое, значительно сильнее интеллекта.         Нетрадиционные уроки  математики имеют ряд особенностей:

особенностью нетрадиционных уроков по математике являются занимательность предлагаемого материала, либо по содержанию предлагаемого материала, либо по форме, более свободного выражения своих чувств младшими школьниками во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий (уроков) и элементов соревнования в процессе их проведения.

Нетрадиционные уроки окружающего мира.

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования. Инструктором урока может быть учитель или подготовленный ученик. Учащимся предлагается маршрутный лист, по которому они определяют положение изучаемого ландшафта. Затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду – все, что необходимо для путешествия. Урок построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах природы “встречающихся” на остановках во время путешествия. Остановки учитель планирует заранее. Например, во время кругового путешествия по теме “Материки и океаны” учащиеся совершают остановки на каждом континенте и узнают отличительные особенности природы Америки, Африки, Австралии и т. д. Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист. По окончании путешествия составляют отчет об “увиденных” объектах природы.

Такой вид нетрадиционного урока проводится в 1-2 классах при обобщении и систематизации любой сезонной темы: “Лето, Осень, Зима Весна “. Урок строится по сказкам В. Бианки, М. Пришвина по русским народным сказкам, или учитель сочиняет новую сказку. Как в любой сказке на таком уроке должны быть положительные герои (Зимушка-зима, Старик-годовик, Учёный-эколог, любой зверёк или птица) и отрицательные герои (злой холодный ветер, Баба Яга). В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация (например: в зимнем саду слышится голос кукушки), загадка, появление героя сказки в необычном костюме. Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательна борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя  по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок-сказка  развязкой, победой добра над злом, знанием над незнанием, учитель называет лучших знатоков природы, ставит отметки, вручает призы.

Проводится в форме соревнований между командами этапами урока являются задания для команд: разминка, практическое задание поединок капитанов, физкультминутки, каждая команда в начале урока выбирает название капитана команды. Приглашается жюри (родители, куратор). Вопросы и задания  по содержанию носят познавательный, обучающий проблемный характер, а по форме может быть занимательными, шуточными, игровыми.

Урок похож на урок КВН разница только в том, что учащийся работает не по командам, а индивидуально. Урок – викторина и урок – КВН проводятся с целью повторения учебного материала.

Названный вид урока, может быть проведён в форме игр, “Что, Где, Когда”, “Поле чудес”, “Крестики-нолики” и другие. Учебная задача данных уроков – обобщение систематизации учащихся. Первые две игры проводятся по аналогии с одноимёнными телепередачами.

Урок – экспедиция

Класс снаряжает экспедицию в Гренландию. Всем ясно: надо готовиться всерьез. Дается список литературы, где можно узнать историю острова, почему у него такое название, в каких условиях будет проходить экспедиция. Затем “штурман” прокладывает курс кораблю. Доказывает, с какой стороны, и почему удобнее подплыть к острову. ” Биолог” экспедиции подбирает материал о флоре и фауне острова, “этнограф” – о коренном населении, его быте, обычаях. Есть в этой экспедиции и матросы, и капитан, и конечно, географы /природоведы/.

Нетрадиционные уроки русского языка.

Урок русского языка по результатам исследований не является любимым у детей, как в начальных классах, так и в среднем звене школы. Нетрадиционные формы помогают преодолевать трудности обучения языку. Они отвечают возрастным возможностям детей, полезны для развития. Это помогает отойти от однотипной структуры урока, преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок интересным и радостным. Как показывает практика, учителя интереснее проводят уроки-игры соревновательного характера. Целесообразнее проводить их во время обобщения изучаемого материала, перед проверочными и контрольными работами Элемент соревнования оживляет урок.

Формы нетрадиционных уроков могут быть разнообразны, они довольно подробно описаны в первой главе и предыдущем параграфе.

Одним из известных нетрадиционных видов урока является , таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки  памяти.

На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.

Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки.

учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Процесс   отгадывания,   по   мнению    современных   педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку ¾ как творческую задачу. Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале ¾ для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.

Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний ¾ важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала ¾  Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, работать с ними можно с первого класса.

Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую самостоятельность.

Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое пояснение на доске. Более целесообразным представляется показ его проекции через эпидиаскоп или кодоскоп. Можно наложить на кроссворд просвечивающий лист бумаги и таким образом вписать ответ без предварительного вычерчивания.

Можно использовать кроссворды в виде кармашков, лицевая часть которых представляет собой трафарет с прорезями вместо букв, а на изнаночной стороне напечатаны задания для решения. Внутри кармашка вложен чистый листок с фамилией ученика. Такой кармашек позволяет многократно использовать одну и ту же сетку-решетку кроссворда для индивидуальной работы.

Задания на нетрадиционных уроках могут быть весьма разнообразны:

Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им пройдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти с учениками, учитель определяет, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.

К предметам филологического цикла относится также уроки внеклассного чтения.

Уроки обсуждения, конференции, устные журналы, концерты, конкурсы, все эти уроки внеклассного чтения предлагает проводить Г. И. Модымевская, учитель школы № 41 города Брянска. Они проходят интересно, несут в себе эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует  очень большая кропотливая работа. Урок обязательно должен включать в себя что-то новое, незнакомое, интересное для ребят. Подбор материала – одно из самых главных задач подготовки. Обязательное условие – книги должны быть в достаточном количестве (1 на 2-х человек). На каждом уроке внеклассного чтения всегда оформляется выставка книг, учитель делает обзор. Элементы театра, изобразительного искусств, музыки, выразительное чтение детей и учащихся на уроке обязательны. Все это, несомненно, способствует достижению основных целей урока: повышению у ребенка интереса к книге, к занятиям; эстетическому и нравственному воспитанию

Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся.

Язык — это система знаков, с помощью которой можно общаться, мыслить и выражать себя, свое отношение к миру и к другим людям. Язык потому и способен служить средством общения людей, что он обладает возможностью обобщения, закрепления некой внеличностной, внесубъективной, общезначимой информации, позволяющей нам осмысливать и мир, и самих себя.

Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и эстетического воспитания. Среди множества задач развития коммуникативных умений младших школьников возникает и задача разработки принципов и методов взаимодействия искусства слова и изобразительного искусства и развития коммуникативных и художественно-творческих способностей учащихся, в наиболее полном раскрытии с их помощью специфики изучаемых искусств.

Сейчас интеграция этих искусств используется не в полной мере. Такая ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного образования в целом, создания системы художественного образования, пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня творческого развития и воспитанности), постоянного использования межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михейковская средняя школа Ярцевского района Смоленской области

и их классификация

по новым образовательным стандартам»

учитель высшей категории

Лавнюженков Сергей Павлович

2018 – 2019 учебный год

Нетрадиционные уроки – это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений учитель – ученик. Таким образом, нетрадиционный урок отличается от традиционного:

Нетрадиционные уроки являются одним из эффективных способов развития самостоятельной деятельности у учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

В нетрадиционном уроке помогают следующие принципы:

1) отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;

2) максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;

3) различные формы групповой работы на уроке;

4) не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

5) поддержка альтернативности, множественности мнений;

6) развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;

7) «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;

8) использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Перечисленные группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения. Эти принципы и показывают основные отличия нетрадиционного урока от традиционного.

Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех её направлениях. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

Учащимся предоставляется возможность:

– проявить себя с позиции творческого субъекта;

– включаться в деятельность для испытания своих возможностей;

– проявить свой интерес и активность;

– шире развивать познавательные способности.

Классификация нетрадиционных уроков

1 группа. Уроки с изменёнными способами организации:

– защита знаний;

– защита идей;

– урок вдвоём (проводится с гостем – специалистом в какой-то области);

– урок – встреча (приглашается тот, кто побывал за рубежом).

2 группа. Уроки, опирающиеся на фантазию:

– урок творчества;

– урок – творческий отчёт;

– урок фантастического проекта.

3 группа. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:

– заочная экскурсия;

– путешествие в прошлое (будущее);

– путешествие по стране.

4 группа. Уроки с игровой состязательной основой:

– урок «Что? Где? Когда?», урок эстафета, урок конкурс;

– урок – футбольный матч;

5 группа. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации:

– защита читательского формуляра;

– телеурок без телевидения;

– урок-общественный смотр знаний.

6 группа. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала:

– урок взаимообучения;

– уроки, которые ведут ученики («дублёр начинает действовать»);

– урок памяти;

– урок «мой поэт (писатель)»;

– урок – устный журнал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *