ОНЛАЙН ШКОЛА НАУКА ДЛЯ ТЕБЯ ВАРИАНТ 1

Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.

Из указанных в ряду химических элементов выберите два элемента, атомы которых в основном состоянии содержат одинаковое число спаренных электронов на внешнем энергетическом уровне:

1) Ca           2) F           3) Al           4) S           5) Na

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, принадлежащих к главной подгруппе одной группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Расположите выбранные элементы в порядке возрастания атомного радиуса.

1) Na           2) Ag           3) K           4) Au           5) Cs

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Из предложенного перечня химических элементов выберите два таких, которые способны проявлять степени окисления +1, +3 и +5 в сложных веществах:

1) N           2) Al           3) Cl           4) Si           5) C

Из предложенного перечня веществ выберите два с таким же типом химической связи, как у кремния.

1) Cl2 2) SiC 3) SiCl4 4) H2 5) Fe

Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) соли слабой кислоты; Б) амфотерного гидроксида; В) основного оксида.

Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

В пробирку с концентрированной холодной азотной кислотой внесли порошок вещества Х, в результате чего он растворился с выделением окрашенного газа и образованием бесцветного раствора. В пробирку с горячей концентрированной азотной кислотой внесли порошок вещества Y, который при растворении дал окрашенный раствор. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.

1) серебро 2) железо 3) карбонат цинка 4) оксид магния 5) сульфат алюминия

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и продуктами этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

В заданной схеме превращений

веществами X и Y, необходимыми для последовательного осуществления превращений, являются соответственно:

1) карбонат свинца 2) нитрат свинца 3) магний 4) медь 5) оксид цинка

Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Из предложенного перечня соединений выберите два таких, которые являются гомологами.

1) н-бутан 2) циклопропан 3) циклопентен 4) этен 5) пропан

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Из приведенного списка соединений выберите все такие, из которых в одну стадию не может быть получен дивинил.

Из предложенного перечня соединений, выберите два вещества, с которыми может вступать в реакцию аминоуксусная кислота.

1) сульфат натрия 2) бензол 3) метан 4) метанол 5) глицин

Установите соответствие между дигалогеналканом и продуктом его взаимодействия со спиртовым раствором щелочи: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между названием спирта и основным продуктом его внутримолекулярной дегидратации: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Задана следующая схема превращений веществ

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) (NH4)2CO3 2) H2 3) Cu(OH)2 4) CuO 5) CH2O

Из предложенного перечня типов реакций выберите все такие, к которым можно отнести реакцию

4KClO3 = KCl + 3KClO4

1) каталитическая 2) некаталитическая 3) сопропорционирования 4) диспропорционирования 5) соединения 6) нейтрализации

Запишите в поле ответа номера выбранных типов реакций.

Из предложенных пар реагентов выберите все, реакция между которыми протекает быстрее при одинаковых условиях, чем между 10%-ным раствором соляной кислоты и железом:

1) литий и 10%-ный раствор соляной кислоты 2) растворы сульфита калия и бромида натрия 3) железо и сера 4) алюминий и 10%-ный раствор бромоводородной кислоты 5) натрий и кремний

Запишите в поле ответа номера выбранных пар реагентов.

Установите соответствие между формулой частицы и окислительно-восстановительной функцией, которую может проявлять в ней азот: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между веществом и продуктами, образующимися на инертных электродах при электролизе его водного раствора: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). p H («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.

Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).

1) фенол  2) хлоруксусная кислота 3) гидроксид калия 4) фторид натрия

Запишите номера веществ в порядке убывания значения рН их водных растворов.

Установите соответствие между уравнением обратимой реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

В замкнутый реактор, содержащий катализатор, поместили смесь угарного газа с хлором и нагрели. В результате протекания обратимой реакции

СO(г) + Cl2(г) ⇆ COCl2(г)

в системе установилось равновесие. При этом исходная концентрация хлора была равна 0,6 моль/л, а равновесные концентрации угарного газа и фосгена (СОCl2) – 0,2 моль/л и 0,1 моль/л соответственно. Определите исходную концентрацию угарного газа (Х) и равновесную концентрацию хлора (Y).

Установите соответствие между формулами двух веществ и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между кратким описанием и соответствующим ему процессом нефтепереработки: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Какую массу соли надо добавить к 150 г 14%-ного раствора нитрата бария для получения раствора с массовой долей растворенного вещества 15%. Запишите число с точностью до сотых.

Реакция серы с фтором происходит согласно термохимическому уравнению

Рассчитайте тепловой эффект реакции Q, если при образовании 50 г фторида серы (VI) выделяется 413 кДж энергии. Ответ округлите до целых.

При нагревании навески фосфора массой 204,6 мг с навеской технического магния массой 264 мг, содержащего 10% инертных примесей, был получен твердый продукт.  Вычислите массовую долю примесей в нем. Ответ округлите до десятых.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:

раствор серной кислоты, гидроксид меди (II), дихромат калия, диоксид кремния, сульфид натрия, сульфат железа (II). Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора. Выделение осадка или газа в ходе этой реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена, сопровождающаяся образованием голубого раствора. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

Через водный раствор сульфата железа (III) пропустили избыток сероводорода. Полученный осадок отфильтровали и растворили в концентрированной азотной кислоте. Выделившийся газ поглотили водным раствором гидроксида бария, после чего к полученному раствору добавили раствор нитрата аммония и нагрели. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

При сжигании навески неизвестного вещества массой 3,5 г образовалось 4,48 л углекислого (н.у.) газа и 2,7 г воды. Определите молекулярную формулу вещества и его структуру, если известно, что оно не реагирует с аммиачным раствором оксидом серебра и способно полимеризоваться. На основании данных условия задания: 1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества; 2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле; 3) напишите уравнение реакции искомого соединения с избытком водорода в присутствии катализатора (используйте структурные формулы органических веществ).

К 47 г насыщенного раствора сульфата меди (II) добавили 5,6 г железного порошка. После окончания реакции к раствору добавили 117 г раствора сульфида натрия, в котором массовая доля протонов из соли равна 4,87%. Определите массовую долю сульфида натрия в конечном растворе, если известно, что в 100 г воды растворяется 20,5 г сульфата меди (II). ( Считайте, что в условиях задачи при протекании реакции между сульфатом меди (II) и железом никакие соли в осадок не выпадают.) В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Ответы к первой части варианта №1

K2Cr2O7 + 6FeSO4 + 7H2SO4 = K2SO4 + Cr2(SO4)3 + 3Fe2(SO4)3 + 7H2O

Железо в степени окисления +2 (или сульфат железа(II)) является восстановителем.

Хром в степени окисления +6 (или дихромат калия) – окислителем.

Задание 30

Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O

Cu(OH)2 + 2H+ + SO42- = Cu2+ + SO42- + 2H2O

Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O

Задание 31

1) Бензойная кислота является производным бензола, содержащим ориентант II-го рода (мета-ориентант) − карбоксильную группу. Производные бензола с ориентантами II-го рода имеют более низкую активность, чем сам бензол, и реакции замещения в их случае происходят по мета-положению по отношению к заместителю:

Задание 33

n(CO2) = V(CO2)/Vm(CO2) = 4,48/22,4 = 0,2 моль; n(C) = n(CO2) = 0,2 моль; m(C) = n(C) · M(C) = 0,2 · 12 = 2,4 г; n(H2O) = n(H2O)/M(H2O) = 2,7/18 = 0,15 моль; n(H) = 2n(H2O) = 2 · 0,15 = 0,3 моль; m(H) = n(H)*M(H) = 0,3 · 1 = 0,3 г.

Проверим, есть ли в искомом соединении кислород: m(O) = m(в-ва) − m(C) − m(H) = 3,5 г – 2,4 г – 0,3 г = 0,8 г, т.е. m(O) ≠ 0, значит кислород в соединении есть. n(O) = m(O)/M(O) = 0,8/16 = 0,05 моль

Пусть простейшая формула искомого соединения CxHyOz, тогда: x : y : z = n(C) : n(H) : n(O) = 0,2 : 0,3 : 0,05 = 4 : 6 : 1.

т.е. простейшая формула искомого вещества C4H6O

Истинная формула может отличаться от простейшей в целое число раз, т.е. ее можно записать как (C4H6O)k или C4kH6kOk, где k – некоторое целое положительное число. Задача на определение формулы в ЕГЭ считается решенной, если найдено хотя бы одно решение, удовлетворяющее условиям задачи. Поэтому будем искать решение, перебирая варианты, начиная с самого первого возможного значения k, т.е. единицы.

В случае, если k=1, истинная формула совпадает с простейшей, т.е. C4H6O.

Поскольку сказано, что искомое соединение способно полимеризоваться и не вступает в реакцию серебряного зеркала, можно предположить, что его структура будет иметь вид:

Тогда уравнение его взаимодействия с избытком водорода будет записываться следующим образом:

Задание 34

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

FeSO4 + Na2S = Na2SO4 + FeS

Рассчитаем массовую долю сульфата меди в стандартном насыщенном растворе, полученном растворением 20,5 г CuSO4 в 100 г воды: ωст.(CuSO4) = mст.(CuSO4)/mст.(р-ра CuSO4) = mст.(CuSO4)/(mст.(H2O) + mст.(CuSO4)) = 20,5 г/(20,5 г + 100 г) = 0,1701 или 17,01 %

Концентрация насыщенного раствора для любой соли при одной и той же температуре величина постоянная, поэтому концентрация раствора массой 47 г из задачи совпадает с концентрацией раствора, полученного смешением 100 г воды с 20,5 г сульфата меди.

Тогда: mисх.(CuSO4) = mисх.(р-ра CuSO4) ⋅ ωст.(CuSO4)/100% = 47 г · 0,1701 = 8 г; n(CuSO4) = n(CuSO4)/M(CuSO4) = 8/160 = 0,05 моль; n(Fe) = m(Fe)/M(Fe) = 5,6/56 = 0,1 моль; nреаг.(Fe) = n(CuSO4) = 0,05 моль; mреаг.(Fe) = nреаг.(Fe) · M(Fe) = 0,05 · 56 = 2,8 г; n(Cu) = nреаг.(Fe) = 0,05 моль; m(Cu) = n(Cu) · M(Cu) = 0,05 · 64 = 3,2 г;

Определим массу, приходящуюся на протоны от соли: m(р+ из Na2S) = mисх.(р-ра Na2S) · w(р+ из Na2S)/100% = 117 · 0,0487 = 5,7 г;

Далее вычислим количество протонов и самой соли:  n(р+ из Na2S) = m(р+ из Na2S)/M(р+) = 5,7/1 = 5,7 моль; n(р+)/n(Na2S) = N(р+)/N(Na2S) = 38/1 nисх.(Na2S) = n(р+)/38 = 5,7/38 = 0,15 моль

Далее вычислим количество и массу оставшегося сульфида натрия: nреаг.(Na2S) = n(FeSO4) = 0,05 моль; nост.(Na2S) = 0,15 – 0,05 = 0,1 моль; mост.(Na2S) = 78 · 0,1 = 7,8 г; n(FeS) = n(FeSO4) = 0,05 моль; m(FeS) = n(FeS) · M(FeS) = 0,05 · 88 = 4,4 г;

Вычислим массу конечного раствора: m(р-ра конечн.) = m(р-ра CuSO4) + mреаг.(Fe) – m(Cu) +  mисх.(р-ра Na2S) – m(FeS) = 47 г + 2,8 г – 3,2 г + 117 г – 4,4 г = 159,2 г;

Определим массовую долю сульфида натрия в конечном растворе: ωконечн.(Na2S) = 100% · mост.(Na2S)/m(р-ра конечн.) = 100% · 7,8 г/159,2 г = 4,9 %.

Запишите в Поле “ОТВЕТ” номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Задана следующая схема превращений веществ:

Установите соответствие между уравнением реакции и свойством элемента азота, которое он проявляет в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Запишите в Поле “ОТВЕТ” выбранные цифры под соответствующими буквами.

Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются структурными изомерами бутена-1.

Запишите в Поле “ОТВЕТ” номера выбранных веществ.

Из предложенного перечня выберите два вещества, при взаимодействии которых с раствором перманганата калия будет наблюдаться изменение окраски раствора.

Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует формальдегид.

Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует метиламин.

Установите соответствие между названием вещества и продуктом, который преимущественно образуется при взаимодействии этого вещества с бромом: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между реагирующими веществами и углеродсодержащим продуктом, который образуется при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Из предложенного перечня типов реакций выберите два типа реакции, к которым можно отнести взаимодействие щелочных металлов с водой.

Запишите в Поле “ОТВЕТ” номера выбранных типов реакций.

Из предложенного перечня внешних воздействий выберите два воздействия, которые приводят к уменьшению скорости реакции этилена с водородом.

Запишите в Поле “ОТВЕТ” номера выбранных внешних воздействий.

Установите соответствие между формулой соли и продуктами электролиза водного раствора этой соли, которые выделились на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между названием соли и отношением этой соли к гидролизу: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить их водные растворы: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Вычислите массу нитрата калия (в граммах), которую следует растворить в 150 г раствора с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей 12%.

В результате реакции, термохимическое уравнение которой 2H2(г) + O2(г) = 2H2O(г) + 484 кДж, выделилось 1452 кДж теплоты. Вычислите массу образовавшейся при этом воды (в граммах).

Вычислите массу кислорода (в граммах), необходимого для полного сжигания 6,72 л (н.у.) сероводорода.

Запишите решение заданий 30-34 на листок, после решения всех заданий, которые вы смогли решить (включая 30-34) нажмите “завершить экзамен”

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Железо растворили в горячей концентрированной серной кислоте. Полученную соль обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество нагрели с железом.

Определите массовые доли (в %) сульфата железа (II) и сульфида алюминия в смеси, если при обработке 25 г этой смеси водой выделился газ, который полностью прореагировал с 960 г 5%-ного раствора сульфата меди (II).

В ответ запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

При сжигании образца некоторого органического соединения массой 14,8 г получено 35,2 г углекислого газа и 18,0 г воды. Известно, что относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 37. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди(II) образуется кетон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *