ОДНКНР 5 КЛАССРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОДНКНР 10 КЛ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 17 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА В. М. Б АДАНОВА

ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Наименование курса: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Класс: 5 А, Б, К

Уровень общего образования:  основное общее образование

Данная программа может использоваться для обучения по АООП НОО для учащихся с ЗПР (вариант 7.1)

Учитель музыки: Сафиулова Зульфия Самитовна

Срок реализации программы: 2022 – 2023 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час

Планирование составлено на основе «Примерной рабочей программы основного общего образования Основы духовно-нравственной культуры народов России (для 5 – 6 классов образовательных организаций). ( Москва 2022)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 класс.    Студеникин М. Т.  (Москва, «Русское слово», 2017г.) ФГОС. Инновационная школа

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для изучения.

Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе.

В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.

Содержание учебного курса «Основы духовно-

Тематический блок 1.

«Россия — наш общий дом»

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.

Тема 2. Наш дом — Россия.

Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.

Тема 3. Язык и история.

Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.

Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.

Тема 5. Истоки родной культуры.

Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Един ство культурного пространства России.

Тема 6. Материальная культура.

Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.

Тема 7. Духовная культура.

Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.

Тема 8. Культура и религия.

Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.

Тема 9. Культура и образование.

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.

Тема 10. Многообразие культур России

Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.

Тематический блок 2.

«Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.

Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.

Тема 12. Родина начинается с семьи.

История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.

Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.

Тема 15. Труд в истории семьи.

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.

Тема 16. Семья в современном мире

Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.

Тематический блок 3.

«Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17. Личность — общество — культура.

Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.

Тема 18. Духовный мир человека.

Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.

Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

Тематический блок 4. « Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная

Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.

Тема 21. Литература как язык культуры.

Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.

Тема 22. Взаимовлияние культур.

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная

трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,

гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.

Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.

Тема 25. Праздники в культуре народов России.

Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов, основы духовно-нравственной культуры народов России.

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.

Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.

Тема 27. Музыкальная культура народов России.

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.

Тема 28. Изобразительное искусство народов России.

Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России.

Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.

Тема 31. Культурная карта России

География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России.

Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.

Реализация        школьными        педагогами        воспитательного        потенциала        урока музыки предполагает следующее

– установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

– побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

–  привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

– использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

– применение   на   уроке   интерактивных   форм   работы   учащихся:

– интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой

– работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

– включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

– организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

– инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Планируемые результаты освоения учебного курса

России» на уровне основного общего образования

Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

1. Патриотическое воспитание

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.

2. Гражданское воспитание

Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к  религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

3. Ценности познавательной деятельности

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

4. Духовно-нравственное воспитание

Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации

и её аудитории.

1. Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия включают:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).

3. Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия включают:

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); основы духовно-нравственной культуры народов России.

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению

нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

Тематический блок 1. « Россия — наш общий дом»

Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность из учения культуры и гражданствообразующих религий для

формирования личности гражданина России;

иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;

понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.

Иметь представление об историческом пути формирования

многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;

знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;

понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость

Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения

и влияние на миропонимание личности;

иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;

понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;

обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.

Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;

знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;

понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить

иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.

Иметь сформированное представление о понятие «культура»;

осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; основы духовно-нравственной культуры народов России.

уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Иметь представление об артефактах культуры;

иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;

понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;

понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.

Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;

знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;

понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;

осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;

знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.

Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные  функции;

осознавать связь религии и морали;

понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;

уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.

Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;

иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;

понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;

приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;

понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.

Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;

выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;

предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;

обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

Тематический блок 2. « Семья и духовно-нравственные ценности»

Знать и понимать смысл термина «семья»;

иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;

осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;

уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;

понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;

осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;

понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.

Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;

осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;

понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;

обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.

Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;

знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;

уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;

осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.

Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;

уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;

знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;

понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.

Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;

понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и рас пределение экономических функций в семье;

осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;

характеризовать распределение семейного труда и осознавать

его важность для укрепления целостности семьи.

Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;

выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;

предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;

обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3. Духовно-нравственное богатство личности

Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;

уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;

понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;

знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры

Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;

осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;

обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;

доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;

знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.

Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;

обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;

понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».

Тематический блок 4. Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность

Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; основы духовно-нравственной культуры народов России.

иметь представление о значении и функциях изучения истории;

осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина и патриота.

Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;

рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;

обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.

Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;

понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;

знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России

с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:

осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.

Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;

называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;

уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;

понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;

устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;

различать основные типы праздников;

уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;

анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;

понимать основной смысл семейных праздников:

определять нравственный смысл праздников народов России;

осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры народов России

Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;

понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;

осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;

осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;

устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;

иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.

Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;

обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;

знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты

Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;

уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;

обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;

знать основные темы изобразительного искусства народов России.

Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;

понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;

воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;

знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;

оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.

Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;

уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;

уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);

понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.

Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от

физической и политической географии;

понимать, что такое культурная карта народов России;

описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.

Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в

культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;

понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.__

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Рабочая программа составлена «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на основе :

2.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. – М.: «Вентана-Граф», 2013

Преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в общеобразовательных организациях регулируется рядом нормативных документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года:

 статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации»;

 статья 8, п.10 и статья 18, п.4 (об организации обучения в соответствии с перечнем учебников, рекомендованных к использованию);

 статья 28, п.2 («Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам”)

2. Ф ГОС НОО (standart.edu.ru);

3. Ф ГОС основного общего образования (standart.edu.ru);

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (standart.edu.ru);

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (standart.edu.ru);

6. Приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253 (с изменениями от 08.06.15) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». (http://минобрнауки.рф/новости/4136);

7. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников» (Приложение 1. « Учебники предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-5 классов»);

8. Письмо Минобрнауки РФ от 9.02.2012 г. № МД-102-03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;

9. Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089» (http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_12/m69.html);

10. Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_12/m74.html);

11. Приказ Минобрнауки РФ от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_12/m1060.html );

12. Приказ Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193445/ )

13. Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» (http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=5006)

14. Письмо Минобрнауки РФ от 07.08.2015г. № 08-1228 «Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=184948

15. Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.15 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188536 )

16. Методические рекомендации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.15 №09-3564 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_190700/)

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Предмет «Основ духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *