Каждый человек индивидуален. При разных вкусах, внешности, характерах, любимых хобби, у каждого есть что-то своё, что отличает от остальных людей, а есть и что-то общее – это права.
Институт воспитания совместно с
Министерством просвещения РФ и Аппаратом Уполномоченного по правам человека в РФ разработал комплект методических материалов по теме «Права человека» в преддверии Дня прав человека, который традиционно празднуется 10 декабря.
В комплект материалов входят:
В ходе урока дети и подростки всех возрастов смогут познакомиться с понятиями права и обязанности, а также основными документами – Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации, сформируют уважительное отношение к правам человека.
Данное направление деятельности носит важный, определяющий характер в жизни ребёнка. Прививая с самых ранних лет уважение к правам каждого человека, взрослые одновременно вырабатывают у ребёнка механизм защиты и своих прав, и прав другого человека. Познавая свои права, человек узнает, что у него есть и обязанности. Именно об этом пойдёт речь в материалах единого урока.
Методические материалы доступны по ссылке.
Ещё больше материалов и интересных эфиров ищите на сайте и в социальных сетях по хештегам: #институтвоспитания #открытыеурокирф #открытыеродительскиесобрания.
Всероссийский проект «Открытые уроки» реализуется Институтом воспитания при поддержке Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование».
Тест: Уровень правовых знаний школьника
Тестирование для 9-11 классов, разработано учителем обществознания
В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию
а) в 1948 г
б) в 1959 г
в) в 1966 г
В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах
а) в 1966 г
б) в 1982 г
в) в 1989г
В чем заключается значение Конвенции о правах ребенка:
а) в ней права ребенка приобретают силу норм международного права;
б) она является обязательством на будущее;
в) она впервые описывает права ребенка?
Какие различия могут обусловить неодинаковое использование детьми
а) национальная принадлежность;
б) состояние здоровья;
в) нет таких различий!
Что такое гражданство:
а) почетное звание, присваиваемое за особые заслуги;
б) обозначение принадлежности к определенному слою общества;
в) устойчивая правовая и политическая связь человека с государством !
Где дети имеют право свободно выражать свое мнение:
а) только в семье;
б) среди своих друзей;
в) во всех сферах жизни и деятельности!
Как обеспечивается право детей на свободу ассоциаций:
а) только под руководством родителей;
б) только под руководством учителей;
в) в результате самостоятельного выбора и деятельности
детей, которые по своему желанию могут учитывать мнения
Что писатель Фазиль Искандер назвал «пульсацией Бога внутри нас»:
а) религиозные убеждения;
б) страх перед Божьей карой;
Дети должны содержаться под стражей в случае совершения
а) вместе со взрослыми;
б) отдельно от взрослых;
в) это не имеет существенного значения.
Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав
а) 10 декабря 1946 г
б) 10 декабря 1948 г
Тест – опросник «Права ребенка»
Кто несет основную ответственность за ребенка:
а) семья б) школа в) орган опеки и попечительства г) государство
В каком возрасте наступает правоспособность:
а) с рождения, б) с 6 лет, в) с 14 лет, г) с 18 лет.
С какого возраста мнение ребенка является основным для решения вопросов его
а) с 10 лет, б) с 14 лет, в) с 16 лет. г) с 18 лет.
Ребенком считается человеческое существо пока ему не исполниться:
а) 12 лет, б) 14 лет, в) 16 лет, г) 18 лет.
Равные ли права у обоих родителей:
а) да, всегда б) да, если нет судебных ограничений, в) нет, если проживают
раздельно, больше у того с кем проживает ребенок г) нет, у матери всегда прав больше.
Где лучше всего воспитать ребенка:
а) дома, с родителями б) у бабушки, в) в замещающей семье г) в детском доме.
Какой метод воспитания является основным:
а) наказание, б) поощрение в) убеждение, г) личный пример
Все без исключения несовершеннолетние, нарушившие уголовное законодательство имеют
а) на прощение, б) на гуманное обращение, в) на условное наказание, в) на
минимальный срок наказания.
Какое минимальное образование должны обеспечить родители своему ребенку:
а) начальное -4 класса, б) основное общее –9 классов, в) полное среднее – 11
классов г) профессиональное образование.
Несовершеннолетний старше 14 лет имеет право работать если:
а) нечего есть, б) нечего надеть, в) когда он сам захочет г) не мешает учебе и
не вредит здоровью.
Если несовершеннолетний до 14 лет нанес кому-либо ущерб, то первоочередную
а) родители/лица их замещающие, б) педагоги/воспитатели в) он сам
Ребенок имеет право совершать самостоятельно мелкие бытовые сделки:
а) с 18 лет, б) с 14 лет, в) с 12 лет г) с 6 лет.
Несовершеннолетний имеет право исповедовать свою религию или веру:
а) которая является основной для общества, б) которую исповедуют его родители
в) любую, которую они желают исповедовать, если она не ограничена законом
г) любую, которую они желают исповедовать без ограничений.
Если ребенок попрошайничает, то виноваты в этом в первую очередь:
а) общество, б) педагоги, в) родители, г) никто не виноват.
Ребенок имеет право получать и распоряжаться самостоятельно:
а) пенсией, б) алиментами в) пособием, г) стипендией/заработками.
Приоритетное право представлять интересы несовершеннолетнего имеют:
а) он сам, б) родители, в) педагоги, г) орган опеки и
Если родителей лишают родительских прав, то они лишаются:
а) всех прав и обязанностей в отношении ребенка, б) лишаются только
обязанностей, в) лишаются только прав, г) ничего не лишают.
В случае, если родители осуществляют воспитание с применением жестокого обращения,
вмешаться в семейную жизнь могут:
а) любые граждане б) соседи, в) школа, г) орган опеки и
Родители обязаны материально поддерживать ребенка, если:
а) подан иск на алименты,
б) если ребенок болен
в) в любом случае, если ребенок нуждается,
г) в случае раздельного проживания.
Ребенок может самостоятельно обратиться за защитой в орган опеки и попечительства:
а) по достижению 10 лет
б) по достижению 14 лет,
в) в любом возрасте,
Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагаются вопросы и ответы из тестирования классных руководителей.
Просмотрев материал полностью, вы увидите все варианты ответов на вопросы. Ниже приводятся вопросы и правильный ответ.
Одна из главных задач образовательного учреждения
Ответ: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности
Сформировать и поддержать у ребенка высокую учебную мотивацию эффективнее всего
Ответ: Создавать ему ситуацию личного успеха, строить процесс обучения на позитивных эмоциях, с учетом значимых ценностей и интересов обучающегося
Мотив достижения это
Ответ: Стремление личности к достижению результатов в деятельности
Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является
Институциональная форма профильного обучения
Ответ: Профильная школа
Целенаправленный процесс передачи информации, специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности называется
Каких списков нет в текстовом редакторе
Средство для просмотра Webстраниц
Ответ: программа браузер
Что понимается под медиатекой
Ответ: кабинет, который оборудован: мультимедийным проектором, экраном, компьютером, автоматизированным рабочим местом (АРМ) библиотекаря, электронными учебно-методическими комплексами
Информационная технология – это
Ответ: процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления
Электронная таблица структурно состоит из
Ответ: строк и столбцов
Ребенок может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства
Ответ: в любом возрасте
Где дети имеют право выражать свое мнение
Ответ: Во всех сферах жизни
В каких международных документах закреплены права ребенка
Ответ: «Конвенция о правах ребенка” (1989г
Может ли ребенок быть принятым на работу до достижения им возрастного минимума
Ребенок имеет право совершать мелкие бытовые сделки
Ответ: с 6 лет
Главный фактор социальной адаптации в школе:
Ответ: знания как модель мира
Трудная жизненная ситуация подростка характеризуется:
Ответ: обстоятельствами, требующими таких действий, которые находятся на пределе возможностей подростка
Выберите неправильный ответ. Какие представления подростка о семье свидетельствуют о благополучной социальной адаптации?
Ответ: постоянно ругают, обижают и наказывают подростка
Содержание уроков литературы, истории, математики и др. формирует социальные навыки адаптации, потому что
Ответ: подросток усваивает ценности, которые вырабатывали люди, понимает сущность научных открытий
Основным направлением в деятельности педагога в работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков является:
Ответ: посредническая деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации
Типичными проявлениями девиантного поведения являются:
Ответ: систематические уходы из дома и бродяжничество
Желаю Вам удачи и ни пуха ни пера на тестировании!
Почему так важно защищать права ребенка? («ребенок, ввиду его физической и
умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую
защиту, как до, так и после рождения»).
Для чего нужна Конвенция? (во всех странах есть дети, живущие в исключительно
трудных условиях, такие дети нуждаются в особом внимании; для защиты и гармоничного развития
ребенка; для улучшения условий жизни детей в каждой стране).
Если в ходе дискуссии активно участвуют только несколько учащихся, а остальные молчат,
учитель может активизировать остальных. Для этого существуют различные приемы:
Карусель – участники высказывают свои мнения, но не более 3-4 минут ребенка ребенка.
Дальше предлагается викторина :
■ Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
■ Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»?
Ответ: Союз, объединение.
■ Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
■ Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
■ На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
■ Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
■ Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности
■ Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
■ Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
■ Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города,
государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
■ Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений,
синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
■ Как называются правила, которые устанавливает государство?
■ Народное голосование, которое проводится по самым важным
вопросам жизни государства. Ответ: Референдум.
■ Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990
году принято решение о независимости России, а через год состоялись
всенародные выборы первого Президента России.
А теперь обсудим несколько ситуации: «Сказка ложь, да в ней намёк»
Ответы ищем в тексте Конвеции
Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были
– Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной
девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья
Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное
происходило в наши дни? (Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право
участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих- его возрасту, и свободно
участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
– Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с
прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до
достижения 18-летнего возраста).
– Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с
точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и
обращаться с ним, как с животным? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм
поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже
неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые
обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно,
– Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные
мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Ст. Она гласит: «Ни один ребенок не может
быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь,
Тест с ответами «Права ребенка»
Преподаватель: Ахмедова Э.
Право участвовать в управлении делами государство
Право на жилище
Право на жизнь
Право на неприкосновенность личности
Выберите один ответ:
с момента рождения
по достижению 16 лет
по достижению 18 лет
право на равную защиту
право не подвергаться жестокому обращению
право на стандарты эмоционального состояния
право на жизнь и физическую неприкосновенность
не вмешивается, если не угрожает жизни и здоровью ребенка
никогда не вмешивается
контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях
да, но только в чрезвычайных случаях
усыновители (удочерители), опекуны, попечители
патронатные воспитатели и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка
все выше перечисленные
от 12 до 19 лет
от 10 до 19 лет
от 12 до 18 лет
«Конституция Российской Федерации»
«Всеобщая декларация прав человека»
«Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
«Конвенция ООН о правах ребенка»
Общим собранием родителей
Уставом образовательного учреждения
Типовым положением об образовательном учреждении
бороться с болезнями и недоеданием детей
распространять санитарную информацию
сокращать детскую смертность
все выше перечисленное
обеспечивать дородовой и послеродовой уход за ребенком
если это не наносит вреда другим
по разрешению старших
Конституция о правах ребенка
Международный пакт о правах ребёнка
Декларация прав ребёнка
вводят бесплатное и обязательное начальное образование
принимают такие меры как введение бесплатного среднего образования (общего и профессионального) и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей
поощряют развитие различных форм среднего образования, обеспечивают его доступность
все ответы правильные
МОУ Софьинская СОШ
Открытое внеклассное мероприятие
(знакомство с Конвенцией о правах ребёнка)
учитель музыки, педагог-организатор
Дата проведения: 20. 2021г.
Форма проведения: Единый урок, посвящённый
Конвенции о правах ребёнка с использованием
Цель: В доступной и понятной для учащихся форме ознакомить детей
с таким документом как Конвенция о правах ребёнка и её основными
статьями, дать определение понятию «Счастливое детство»
Общее время действа: 45 мин.
Школьная презентация №1 «Детский калейдоскоп» – 10 мин.
Хореографическая композиция с мячами «Мы маленькие дети» – 4 мин.
Выступление агитбригады /4-6 кл. / – 3 мин.
Выступление ведущих/8-10 кл/ по статьям Конвенции
с презентационным показом №2 – 10 мин.
Хореографическая композиция «Солнечное детство» – 4 мин.
Показ видеоролика «Я имею право!» – 4 мин.
Заключительное слово учителя – 5 мин.
Место действа: Актовый зал /сцена/
Оформление: Сцена украшена разноцветными шарами,
на экране спроецирована заставка мероприятия
«Праздник детства» и титульный лист
Конвенции о правах ребёнка.
Звучат фанфары, в зале приглушается свет, на экране презентация№1
«Детский калейдоскоп» о школьных буднях и праздниках.
По окончании презентации исполняется хореографическая композиция «Мы маленькие дети».
По окончании композиции на сцену под музыку поднимается агитбригада из 8 человек.
Мы дети планеты Земля и учимся в Софьинской школе!
Взрослые дяди и тёти приняли очень важный для нас документ!
И в 2021 году ему 37 лет исполняется!
И про этот документ мы всё должны знать!
/Агитбригада уходит со сцены под музыку, на смену им выходят ведущие-старшеклассники 4 человека/.
На экране презентация №2, слайд №1.
1 вед: «Не строй церковь, пристрой сироту» – призывает русская пословица.
Увы, не многие следуют этому призыву.
Богатство и нищета по-прежнему существует во всём мире.
2 вед: Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра,
поэтому 20 ноября 1989 года более 180-и государств, в том числе
и Россия приняли и подписали такой важный документ как
«Конвенция о правах ребёнка».
/на экране слайд №2 /
3 вед: В конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли, независимо
от национальности и вероисповедания были одинаковые права.
4 вед: Следят за соблюдением Конвенции – Уполномоченные представители
по правам ребёнка.
/на экране слайд №3/
1 вед: Самая первая статья Конвенции гласит,
что РЕБЁНКОМ является каждый человек от рождения до 18-и лет.
/на экране слайд №4/
2 вед: Дети имеют право на защиту от дискриминации.
Это означает, что все дети имеют одинаковые права,
независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.
/на экране слайд №5/
3 вед: Все взрослые должны поступать так, чтобы обеспечить
наилучшие интересы детей.
/на экране слайд №6/
4 вед: Государство несёт ответственность за заботу о нас,
чтобы права любого ребёнка не нарушались.
/на экране слайд №7/
1 вед: Все дети имеют право на жизнь.
Родители несут основную долю ответственности за воспитание ребёнка.
/на экране слайд №8/
2 вед: Все дети имеют право на имя, приобретение гражданства
и их сохранение.
/на экране слайд №9/
3 вед: Все дети имеют право жить со своими родителями,
за исключением случаев, когда это невозможно.
/на экране слайд №10/
4 вед: Всем детям-беженцам должна быть предоставлена особая защита,
гуманитарная помощь и помощь воссоединения с семьёй.
Вывозить детей из страны нелегально ЗАПРЕЩЕНО!
/на экране слайд №11/
1 вед: Все дети имеют право свободно выражать и высказывать своё мнение,
а также получать полезную информацию.
Дети имеют право организовывать клубы по интересам и принимать
участие в собраниях. Сохраняется и право на частную жизнь.
/на экране слайд №12/
2 вед: Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия
или эксплуатации, включая насильственное злоупотребление
со стороны родителей, или других лиц, заботящихся о ребёнке.
/на экране слайд №13/
3 вед: Дети имеют право на особую защиту и помощь,
если у них нет родителей или родители лишены своих прав.
Усыновлённые дети должны находиться под особой опекой и защитой.
/на экране слайд №14/
4 вед: Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение,
а также помощь государства, если они находятся в нужде и бедности.
1 вед: Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую защиту
и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную
и достойную жизнь.
/на экране слайд №15/
2 вед: Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни.
Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.
/на экране слайд №16/
3 вед: Все дети имеют право на получение образования,
которое даёт возможность развития личности ребёнка.
/на экране слайд №17/
4 вед: Все дети имеют право играть, отдыхать в таких условиях,
которые способствуют их творческому и культурному развитию.
/на экране слайд №18/
1 вед: Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы
или эксплуатации, которая может представлять опасность для здоровья
ребёнка или препятствовать получению образования.
Дети не должны подвергаться жестоким и болезненным наказаниям
со стороны взрослых.
/на экране слайд №19/
2 вед: Все дети имеют право на защиту от незаконного применения
распространения наркотических средств.
/на экране слайд №20/
3 вед: Все дети имеют право на защиту в военное время.
Военная служба или участие в военных действиях
НЕДОПУСТИМЫ для детей младше 18-и лет.
/на экране слайд №21/
4 вед: Все дети, которые обвиняются или были признаны в нарушении
закона. Имеют право на предоставление защиты.
НО – большую ответственность за ребёнка несут его РОДИТЕЛИ!
/на экране слайд №22/
1 вед: Все взрослые и дети должны знать об этой КОНВЕНЦИИ!
2 вед: Все дети имеют право знать о своих правах,
и, взрослые тоже должны о них ЗНАТЬ!
На сцене хореографическая композиция «Солнечное детство»
/по окончании композиции на сцену выходит агитбригада/
Где всем управляют маленькие дети!
Жителям всем города очень повезло!
Что здесь защищают детские права!
Права свои знайте, хорошими людьми растите!
/уход выступающих со сцены. В зале приглушается свет/
На экране видеоролик «Я имею право!»
После ролика заключительное слово педагога-организатора.
обобщить знания учеников о личных правах человека;
познакомить учащихся с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией о правах ребёнка;
помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей – нет прав;
способствовать осознанию ответственности за свои права;
формировать положительное отношение к правам других.
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Давным – давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что хорошо? Что плохо? Почему так можно делать, а так нельзя? И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, путем международных переговоров, в битвах, в войнах.
И когда в 1945 году закончилась вторая мировая война – самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты решать мирным путём. Именно с этой целью в октябре 1945 г была создана Организация Объединенных наций (ООН). В 1948 году государства входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека, где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.
А в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила еще и Декларацию прав ребенка. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело – конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН.
Этот документ должны знать все дети мира. Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают – из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох – вступает в жизнь.
Наша страна подписалась под этим документом (1. 1990г), значит, пообещала всему миру заботиться о своем подрастающем поколении, о вас – молодых гражданах Российской Федерации. Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
Ребята в каждой стране есть человек, который отвечает за соблюдение прав ребёнка.
? – Вы знаете кто этот человек в нашей стране? (Павел Астахов уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка )
? – А кто может сказать, что такое право? В толковом словаре Ожегова даётся такое определение ПРАВО это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
? – Зачем вообще нужно знать какие – то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).
А сейчас давайте, проверим, знаете ли вы свои права. Перед вами цветы, на лепестках напишите права, которые вы имеете.
право на жизнь;
право на имя, отчество и фамилию;
право на свободу и неприкосновенность;
право на труд;
право на отдых;
право на защиту чести и достоинства;
право на образование;
право на медицинское обслуживание.
право на заботу и воспитание;
право выражать своё мнение;
право на уважение человеческого достоинства;
право на защиту своих прав и законных интересов;
право на имущество;
Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
Ребенок имеет право на равенство.
Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребенок имеет право на собственное мнение.
Ребенок имеет право на имя и гражданство.
Ребенок имеет право на получение информации.
Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
Ребенок имеет право на отдых и досуг.
Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
Зачитывают и 2 человека помогают крепить на ватман
Посмотрите цветы разные, а права на них написаны одинаковые.
И вы все такие разные, но каждому из вас принадлежат одинаковые права.
? – Существует в нашей стране законы, по котором мы живем?
? – Где прописаны эти законы? (в конституции)
Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».
Сейчас я предлагаю вам разыграть ситуации, которые встречаются в нашей жизни, и подискутировать на затронутую тему
Ваши права не могут быть нарушены лишь в том случае, если вы выполняете в полном объеме свои обязанности.
Права личности и обязанности гражданина неразделимы – это две стороны нашей жизни.
– Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет, не только права, но и обязанности.
– Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения).
? – Какие у вас обязанности имеются?
– Все граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
– Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
– Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
– Основное общее образование бесплатно.
– Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
– Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь
памятники истории и культуры.
– Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
– Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской федерации.
ИТАК, Права и обязанности человека сопровождают его всю жизнь.
– Нет прав без обязанностей.
– Защищая свои права, Вы всегда должны помнить о своих обязанностях.
Вы несовершеннолетние, но как любой гражданин имеете правовой статус, который определяется правами, обязанностями и ответственностью за свои поступки перед государством и обществом.
Школа – социальный институт, где вы не только получаете знания, но и приобретаете опыт взаимодействия с другими людьми. От того, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, настолько успешным станут ваши школьные годы и в последующем весь ваш жизненный опыт. Если вы будете добросовестно и ответственно выполнять свои обязанности, разумно пользоваться своими правами, уважать права других людей, тогда и окружающие будут соблюдать и уважать ваши права.
Вы знаете, что каждая школа имеет – главный документ. Какой это документ(Устав).
– Что содержится в этом документе?
(определяющий всю деятельность учреждения, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
– Какие обязанности в нем прописаны
Выполнять требования Устава и внутреннего распорядка школы.
Вовремя приходить на занятия.
Своевременно и в полном объеме готовить домашние задания.
Уважать права одноклассников, других учащихся и работников школы.
Бережно относиться к школьному имуществу и т.
Уважать права, честь и достоинство всех участников;
Иметь аккуратный вид;
Соблюдать правила техники безопасности;
Придерживаться общепринятых правил поведения;
Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.
Итак, мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел телефон:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов – вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов – вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов – здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
Что понравилось? Важная ли это тема классного часа? Почему?
В процессе подготовки к викторине в каждом классе создаётся команда (6-7 человек), выбирается капитан. Все остальные учащиеся класса становятся болельщиками, которые тоже участвуют в викторине, помогая своей команде и борясь за индивидуальные призы. Каждая команда для участия в викторине готовит:
(См. приложения 5,6,7)
Формируется жюри из учителей и учащихся 11-х классов – членов инициативной группы. Подбирается музыкальное сопровождение, готовятся ведущие (ученики 11-х классов). Кроме того, предлагается список источников и литературы, которую учащимся необходимо изучить или повторить для подготовки к викторине.
I конкурс. « Разминка»
Вопросы для разминки:
Предложенные вопросы задаются командам поочерёдно. За каждый правильный ответ присуждается 1 очко. Если одна из команд не знает ответ на свой вопрос, то другая команда получает право ответить за неё. За это даётся уже 2 очка. Если обе команды не знают ответа,
командам могут быть предложены и другие вопросы.
Вопрос, на который не ответили команды, адресуется болельщикам, которые могут помочь своей команде.
Для подведения итогов каждого конкурса слово предоставляется жюри.
II конкурс. Лингвистическая мозаика.
Команды получают по 2 конверта, в которых содержатся карточки с написанными в них отдельными словами.
Участники викторины должны за 2 минуты составить по 2 определения правоведческих понятий, используя все приведённые в каждом конверте слова и назвать их. При этом можно изменять слова по падежам (они даны в основном в именительном падеже).
(Пока команды выполняют задание, звучит тихая, спокойная музыка).
Приведём несколько вариантов.
(Ответ: охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять – право).
(Ответ: права людей иметь возможность жить в соответствие с их природой совместно с другими людьми – права человека).
(Ответ: совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы – политический режим).
(Ответ: документ, систематизированный акт, который содержит нормы гражданского права – гражданский кодекс).
Общая оценка за конкурс – по 5 баллов за каждое задание (составить определение – 3 балла, назвать понятие – 2 балла).
III конкурс. Конкурс капитанов.
Капитаны команд отвечают на вопросы тестов. Предлагается вопрос и ряд ответов. Первым отвечает тот капитан, который первым поднимет руку, показывая, что знает правильный ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл. (правильный ответ выделен курсивом).
Тест для конкурса капитанов.
а) наших дней;
б) последнего столетия;
Как называется совокупность основных международных договоров о правах человека: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к последнему?
а) Меморандум о правах человека;
б) Международный Билль о правах человека;
в) Кодекс прав человека.
В каком соотношении находятся права человека и его обязанности как гражданина?
а) Обязанности имеют приоритет над правами;
б) Права имеют приоритет над обязанностями;
в) Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Как раньше у нас называли (а иногда называют и сейчас) гражданские права?
а) Персональные права;
б) Интимные права;
в) Личные права.
Что из существующего в практике многих стран противоречит праву человека на жизнь?
а) Дорожно-транспортные происшествия;
б) Смертная казнь;
в) Недостаток пищи.
Куда следует обращаться, если права человека оказываются грубо нарушенными?
а) К обидчику;
б) В суд;
в) К генеральному секретарю ООН.
Как называется принцип, выраженный в ст. 49 Конституции РФ: «1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»?
а) Принцип справедливости судопроизводства;
б) Принцип гарантированности достоинства личности;
в) Принцип презумпции невиновности.
На что имеет право человек в случае, если он будет невинно осуждён?
а) На устное извинение секретаря судебного заседания;
б) На получение справки о случившейся судебной ошибке;
в) На возмещение государством причинённого ему вреда.
а) Во всех сферах жизни и деятельности;
б) Только в среде своих друзей;
в) Только в семье.
Как именуется должность человека, избираемого Гос. Думой для сбора информации о нарушениях прав человека и содействия тем, чьи права ущемлены?
б) Председатель союза правозащитников;
в) Уполномоченный по правам человека.
Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы:
а) которая мешает образованию и вредит здоровью;
б) которая не указана в официальных справочниках;
в) которая не соответствует интересам и склонностям ребёнка.
В случае совершения правонарушения дети должны содержаться под стражей:
а) Отдельно от взрослых;
б) Вместе со взрослыми;
IV конкурс. Домашнее задание.
Каждой команде предлагается разгадать кроссворд, составленный командой соперников (См. приложение 5,6,7)
Команде, которая первой решит кроссворд, присуждается ещё 2 балла.
V конкурс. Народная мудрость.
Этот конкурс требует специальной подготовки, поэтому его содержание сообщается командам заранее (за несколько дней), чтобы учащиеся нашли необходимый материал в дополнительной литературе.
Задание: за 2 минуты каждая команда должна написать как можно больше пословиц и поговорок разных народов по теме «Право и закон».
За каждый ответ даётся по 2 балла.
«Всуе законы писать – когда их не исполнять» (русская пословица).
«Нужда свой закон пишет, законы святы, да исполнители супостаты» (русская пословица).
«Закон – что дышло, куда повернёшь, туда и вышло» (русская пословица).
«Законы деспота беспощадны» (древнекитайская пословица).
«Где права сила, там бессильно право» (японская пословица).
«Для господ закон не писан» (японская пословица).
«По лесу и звери, по времени и законы» (народная мудрость).
VI конкурс. Права человека в рисунках.
Каждая команда получает конверт. В нём – рисунки детей, иллюстрирующие статьи Всеобщей декларации прав человека. ( Можно использовать рисунки участников конкурса «Я рисую свои права»).
Задание командам – вспомнить содержание соответствующих статей Декларации прав человека и подписать рисунки.
Приведём несколько примеров.
Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. ( Рисунок – см. Приложение №8).
Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, рабство и работорговля запрещаются во всех видах. ( См. Приложение №9).
Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. ( См. Приложение №11).
Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. ( См. Приложение №12).
Статья 29. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. ( См. Приложение №13).
За каждый ответ команде присуждается по 2 балла. Если участники конкурса называют и номер статьи, то команде даётся ещё по 1 баллу.
Пока жюри подводит итоги викторины, объявляется следующий конкурс.
Конкурс для болельщиков.
О проведении конкурса сообщается заранее. Это делает болельщиков не просто пассивными наблюдателями, а вызывает у них чувство заинтересованности. Кроме помощи своей команде, самые активные болельщики могут быть поощрены грамотами и призами.
Предлагаем примерные вопросы конкурса болельщиков.
*Вопросы для болельщиков должны быть более простыми. За каждый правильный ответ болельщику даётся специальный значок (в виде цветного кружка) для удобства подсчёта баллов.
По окончании конкурса болельщиков слово предоставляется жюри. Оно подводит итоги викторины, награждает победителей среди команд и болельщиков памятными призами и грамотами.
Звучит музыкальная композиция.
В Российской Федерации есть человек, который обеспечивает защиту права детей. Его назначает Президент Российской Федерации. Как называется должность этого человека?
2021. Тест. Начальные классы, 4 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Тест на знание детьми прав ребенка.