Один урок, который следует извлечь из геноцида советских людей в России

Один урок, который следует извлечь из геноцида советских людей в России

«Перед педагогом сегодня стоит важная задача помочь нашим детям научиться распознавать признаки геноцида, за какие бы лозунги и благие цели он не маскировался»

ЦунаеваОтветственный секретарь ООД «Поисковое движение России»

Ежегодно 19 апреля во всех образовательных организациях России проводится Дня единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

В этот день 19 апреля 1943 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников». Появление этого документа было первым фактом признания целенаправленной и масштабной политики нацистов и их пособников по уничтожению мирного населения на оккупированной территории и наказуемости таких преступлений.

Присоединиться к Дню единых действий может каждый. Достаточно только разместить в социальных сетях пост о своем отношении к геноциду с обязательными хештегами:

Один урок, который следует извлечь из геноцида советских людей в России

Всероссийский день единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны

19 апреля – особая дата в деле сохранении исторической правды. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников». В целях сохранения исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с АНО «Агентство социальных технологий и коммуникаций» и ООД «Поисковое движение России» 19 апреля 2021 года проводится День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. В рамках акции в группе 48 прошел информационный классный час, посвященный памяти жертв геноцида в годы Великой Отечественной войны.

Цель Дня единых действий: сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Показать через эту призму исторической памяти, что действия Красной Армии и единение советского народа в достижении Победы спасли наше государство и его граждан от полного уничтожения.

Задачи Дня единых действий:

– показать масштаб и характер преступлений нацистов в отношении мирных жителей оккупированной территории, дать им правовую оценку с исторической и современной точек зрения;

– овладеть основными фактами и тезисами, раскрывающими понятие «геноцид» советского народа со стороны нацистов в годы Великой Отечественной войны с опорой на национальное и международное законодательство;

– сформировать у обучающихся непримиримую позицию осуждения попыток героизации нацистов;

– интегрировать общественные инициативы обучающихся во Всероссийский проект «Без срока давности».

реализации программы воспитания

Л 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для народов СССР. Это война, в которой решалось – будет ли у народов Советского Союза будущее вообще. Генеральным планом Ост предусматривалась немецкая колонизация большей части территории Советского Союза, что означало принудительное выселение и уничтожение местного населения. Были не важны национальность, возраст, социальное происхождение, пол – ведь речь шла об освобождении территории для переселения немецких колонистов.

Итог преступлений нацистов против гражданского населения СССР выражается в страшном соотношении числа жертв среди военных и мирных жителей. Война унесла жизни 26,6 млн. чел. Из них практически половина – это потери среди мирного населения на оккупированной территории – 13 684 692, в том числе 11 520 379 – погибли в результате карательных операций, холода, голода, издевательств. Остальные 2 164 313 – погибли в изгнании на принудительных работах. Всего на принудительные работы с оккупированной территории было вывезено 5 269 513 советских граждан.

Уже в годы Великой Отечественной войны по мере освобождения оккупированной нацистами территории стали очевидны масштаб и зловещность преступлений против мирного населения. Потому дата 19 апреля – особая дата в сохранении исторической правды о преступлениях нацистов. Учитель должен объяснить учащимся, почему именно в этот день проводится единый урок. Обращая при этом внимание, что 19 апреля 1943 г. можно по праву рассматривать как предтечу формулировки в национальном и международном уголовном праве ответственности за преступления по статье «геноцид».

УК РФ Статья 357. Геноцид «Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью».

19 апреля 2021 года ко Дню единых действий в ГБ ПОУ Воронежском музыкальном колледже им. Ростроповичей  прошел тематический урок, посвященный памяти жертвам геноцида Советского народа от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны с просмотром видеофильма «Без срока давности» (https://youtu. be/ho62vZafdPs

В рамках данного мероприятия, обучающимся предложено написать Письмо в будущее «Нельзя забыть» – послание самому себе и своим потомкам в форме треугольника (военного) письма и разместить в любой социальной сети с обязательными хэштегами #безсрокадавности, #19апреля с фотографией листка «Нельзя забыть» и фотографией своего письма в форме «фронтового треугольника».

Вот некоторые письма.

Здравствуй, мой дорогой друг, соотечественник, брат!

Я пишу тебе в будущее, всей душой желая, чтобы оно было светлым и безгранично счастливым, наполненным яркими красками, любовью и покоем. Ты очень важен моему сердцу, ведь мы сыны великой страны, непокорённой державы – России.

История нашей страны рождена в пылающем огне и написана кровью  воина, неисчислимыми слезами матерей. Великие подвиги русского народа бессмертны. Я уверена, что и ты знаешь о трагедии и горе нашего народа, в годы Великой Отечественной войны!

Моё и твоё поколение является самым счастливым, потому что предутреннюю тишину не нарушают залпы орудий, сердца не содрогаются от падающих бомб и безутешных криков матерей, стариков и детей. Мы знаем о  великой трагедии  из фильмов и книг. Благодаря этим источникам мы узнаем о том страшном времени, насквозь пропитанном человеческими слезами и болью.

Я хочу поделиться с тобой впечатлениями о цикле фильмов, объединённых одним названием «Без срока давности». В них показано  такое явление, как нацизм. Фильмы рассказывают о поражающей жестокости и бесчеловечности, проявленной карательными отрядами, состоящими из немцев и русских, предавших  Родину, в отношении мирных жителей, захваченных городов и сёл. Я находилась в состоянии ужаса, который проник в каждую частичку души, вызвал слёзы и боль оттого, как мирные граждане страдали на оккупированных немцами территориях. Фильм « Под номером 28»  произвёл на меня  сильное впечатление. Это о жертвах города Луги, число которых  так и останется неизвестным.

Преступления нацизма против мирных граждан России в годы Великой Отечественной войны никогда не забудутся моим народом.

Мой милый друг,  мы   призываем ваше поколение  хранить память о подвиге советского народа, заплатившего дорогую цену за Победу над фашисткой Германией. Пусть память о жертвах нацизма станет нашим и вашим оберегом! Пусть будет сохранён мир на Земле! Пусть никогда не будет войны!

Уже в наше время делаются попытки обвинить нашу страну в развязывании Второй Мировой войны, поставить знак равенства между Красной Армией и армией вермахта. В окружающих Россию государствах стимулируются враждебные настроения, для чего всеми силами переворачиваются с ног на голову, фальсифицируются исторические данные о Великой Отечественной войне, фашистских убийц и карателей, националистов и коллаборационистов  всячески «отбеливают», а кое-где и выставляют героями. Сносятся памятники воинам Красной Армии, замалчивается правда о жертвах нацизма. Ведется активная борьба за умы юных россиян в интернет пространстве, для чего искажается правда о Второй Мировой войне стыдливо замалчивается тот факт, что, согласно Гитлеровскому плану «ОСТ» планировалось полное уничтожение «недочеловеков» евреев, цыган. Планировалось истребление с помощью дискриминации, голода и безжалостных убийств славянского населения с 200 миллионов до 14 миллионов с дальнейшим превращением их в рабов, обслуживающих «чистокровных арийцев». Природные ресурсы на захваченных территориях должны были принадлежать чистокровному германскому населению. Поэтому местное население, в том числе женщин и детей, считали низшей расой и уничтожали всеми доступными средствами. Война велась и на истребление местного населения. Запрещалось отдавать офицеров и солдат Вермахта под суд, какое бы преступление против мирного населения они ни совершили. Помимо немецких войск, в зверствах преуспели специальные карательные отряды создаваемые из коллаборационистов (эстонцев, латышей, украинцев). Сжигались за неповиновение, за малейшее подозрение в помощи партизанам целые деревни вместе с жителями, пытали, вешали, массово расстреливали женщин, стариков и детей. Нацисты широко применяли душегубки, так были умерщвлены 214 детишек еврейского детдома. В Белоруссии сожжено 628 деревень, в России более 60000.

До настоящего времени находят братские могилы с умерщвлёнными во время войны людьми. Было зверски загублено более 13. 5миллионов гражданского населения, а 2. 5 миллиона насильно увезено в Германию, или погибло на рабских работах, замучено в концлагерях, сожжено в крематориях.

Сейчас ведётся борьба с фальсификацией истории, оскорблением памяти о Великой Отечественной войне, введена ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, в уголовный кодекс РФ введена статья «Реабилитация нацизма».

Я надеюсь, что во всём мире будет восстановлена правда о страшной войне и о роли советского народа в освобождении Европы от фашистской чумы.

Помните слова Михаила Ломоносова:”Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего

Письмо в будущее.

Я родился в послевоенное время. Мне несказанно повезло! Над моей головой не летали военные самолёты, я никогда не держал в руках настоящий автомат, мне не приходилось убивать или быть убитым. Я свободен и счастлив, потому что могу заниматься творчеством, могу свободно выходить на улицу и любоваться родной природой, зная, что мне ничего не угрожает! Но такой жизни могло бы не быть. Мирному небу над головой я обязан нашим солдатам, героям, которые ценной своей жизни защищали Родину от вражеских захватчиков, людям, чьи сердца наполнены любовью и патриотизмом. Каких жертв стоило то, что я сейчас имею! Сколько людей полегло, чтобы целое поколение могло жить! И это письмо — моё напоминание себе, о тех временах, когда под угрозой находилась моя Родина, место в котором я вырос, в котором я счастлив! Пока жива память о героях Великой Отечественной войны и их подвигах, живы и они, люди, которые подарили нам свободу!

Виктория Басманова
Классный час ко Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ

Методическая разработка классного часа, посвященного

«Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны»

Преподаватель истории Басманова В.

Цель: создание условий для формирования у учащихся школы патриотических чувств, уважения и гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне; формирования национального, гражданского самосознания, бережного отношения к истории своей страны, средствами социально – культурного пространства через различные формы и виды деятельности

формировать представления об истинных ценностях настоящего гражданина, интереса к истории своей Родины, к её героям;

формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры; воспитывать нравственно-патриотические чувства

познакомить школьников с историческими фактами военных лет, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, видеофайлы.

Сегодня по всей нашей стране люди чтят день памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ. Жертвами второй мировой войны в нашей стране стали более 25 миллионов человек.

План Гитлера предусматривал немецкую колонизацию большей части территории Советского союза, что подразумевало под собой насильственное переселение и истребление народа, проживающего на этой территории.

Людей убивали не только во время военных действий, но и «истребляли», в специально созданных лагерях смерти (концлагерях).

Самые известные из них:

• Дахау: первый нацистский концлагерь (1933). До войны был трудовым лагерем для политзаключенных и «низших» слоев общества, угрожающих чистоте арийской расы; известен проведением ужасных медицинских опытов над узниками;

• Бухенвальд: один из самых крупных; расстрел военнопленных, медопыты;51000 чел. замученых.

• Освенцим (Польша) : массовые убийства советских военнопленных, евреев; впервые испытано ядовитое вещество для будущих газовых камер; убито около 1,5 млн;

• Равенсбрюк: женский концлагерь;

• Малый Тростенец (Белоруссия) : расстрелы и сожжение советских военнопленных, евреев.

Местом массового расстрела советских граждан, так же был Бабий-яр (на окраине Киева, было уничтожено около 150 тысяч евреев, цыган, советских военнопленных, пациентов психиатрической больницы).

Германия признала существование 1634-х лагерей разного типа (трудовые, транзитные, смерти). Исследователи же считают, что на самом деле их было не менее 14 тысяч. Список крупных официальных немецких концлагерей Второй мировой войны (созданных непосредственно в стране и на оккупированных территориях в количестве 22. Их отличает высокий уровень смертности заключенных не только от голода, болезней, тяжелого труда, но и в результате медицинских экспериментов, пыток, насилия, переливания крови, массовых убийств.

Как свидетельствуют документы, Вермахт совершал преступления против мирного населения уже в первые дни вторжения в Советский Союз. Но в силу сложившейся военной обстановки обратить внимание на факты массового истребления гражданского населения в полной мере не могли. Чрезвычайная государственная комиссия была создана после неоднократных обращений только в ноябре 1942 года. Ключевыми для формирования комиссии стали факты, установленные после временного освобождения Керчи. В шести километрах от населённого пункта находился Багеровский ров. Изначально танковый ров. 30 декабря 1941 года там были обнаружены около семи тысяч местных жителей, расстрелянных накануне отступающими нацистами. Очевидцы вспоминали, что ров шевелился. Кто-то был ранен и смог выбраться из рва. Трагедия Керчи запечатлена на знаменитом снимке «Горе» советского фотокорреспондента Бальтерманца. (Приложение 3).

Итогом преступлений фашистов против гражданского населения СССР стали более 25 млн. загубленных человеческих жизней, половина которых- мирное население на оккупированных территориях. Более 8 млн. погибли от холода, голода и каторжных работ, на которые вывозили самое сильное и выносливое население с захваченных территорий. (Приложение 2)

Давайте почтим минутой молчания всех, кто погиб безвинно.

По мере освобождения оккупированных нацистами регионов, стал очевиден масштаб преступлений, совершаемый немецкой армией, против мирного населения. Эти злодеяния не могли быть безнаказанны, именно поэтому, уже 19 апреля в УК РФ в статье 357 «Геноцид» дано определение этому и установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 12-20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь.

Вопрос: Что такое «Геноцид»?

Это форма массового насилия, совершаемая с намерением уничтожить полностью или частично, какую –либо национальную этническую, расовую, религиозную группу, путем:

убийства членов этой группы;

причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

мер рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;

насильственной передачи детей одной человеческой группы другой;

предумышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

Просмотр видеофильма «Без срока давности»

Вопрос: Что вы испытываете, посмотрев документальный фильм и увидев преступления нацистов и их пособников против мирного населения?

Вопрос: Есть ли человеческие качества, такие как жалость и сострадание у людей, совершавших их?

Ярчайшим примером бесчеловечности нацистских зверств может служить комендант Яновского концлагеря Густав Вильгауз, отстреливавший стоявших в очереди за пайком узников прямо из окна собственной канцелярии. Собственное 54-летие он отметил, лично убив 54 заключенных. Игравший «танго смерти» во время казней оркестр из Яновского навеки вошел в историю, а его фотография стала одной из улик на Нюрнбергском процессе. (Приложение 1)

Вопрос: Для чего необходимо сохранить и знать историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного населения в годы ВОВ?

Вопрос: Почему, именно в сегодняшнее время, так важно, сохранить историческую память?

Цель нашей с вами жизни- не забыть! Не забыть людей, отдавших жизнь за мирное небо, над нашей головой! Не забыть историю, написанную кровью наших предков!

комендант Яновского концлагеря Густав Вильгауз.

«Горе» снимок советского фотокорреспондента Бальтерманца.

Москва,
19 апреля 2022, 16:03 — REGNUM В РФ проходит Всероссийский День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. Во всех регионах страны запланирован комплекс памятных мероприятий.

Открыли День единых действий жители восточных регионов страны. В Сахалинской области 24 139 школьников 12-16 лет на тематическом уроке увидели видеофильм «Без срока давности», написали письмо в будущее «Нельзя забыть!». 1048 студентов профессиональных образовательных организаций приняли участие в уроке-реконструкции.

«Цель проведения Дня единых действий — сохранение исторической правды о тех страшных преступлениях, забыть которые нельзя. Истина не должна затеряться в пучине информации. Мы должны помнить, как единение советского союза спасло наше государство и его граждан от полного уничтожения», — отметила министр образования Сахалинской области Анастасия Киктева.

Сахалинцы создали онлайн-выставку архивных документов о трагедии мирных жителей в годы Великой Отечественной войны. Она доступна на сайте музейно-мемориального комплекса «Победа» разделе «Выставки».

После просмотра выставки, напрашивается однозначный вывод – нацистская Германия, нападая на Советский Союз, имела план истребить и поработить население нашей страны, истощить государственные ресурсы.

В Магаданской области только сегодня 19 апреля для более 1500 обучающихся проведён урок-реконструкция исторических фактов «Без срока давности». Равнодушных к теме геноцида среди участников не осталось. И мероприятия в регионе еще продолжаются. 21 апреля 2022 года урок-реконструкция состоится в Северо-Восточном Государственном университете, а 22 апреля запланировано проведение открытого урока в МАОУ Гимназия №13 города Магадана. Модераторами урока станут: победитель регионального конкурса «Учитель года 2020», учитель истории и обществознания Константин Зеленский, директор МАОУ Гимназии №13 Ангелина Бирюкова и руководитель регионального образовательного центра «Перспектива» Денис Домрачев.

В школах Камчатки прошли уроки, посвященные памяти жертв геноцида советского народа немецко-фашистскими захватчиками. В петропавловской школе №1 в девятых классах в открытых уроках приняла участие министр образования Камчатского края Александра Короткова.

«Уже в годы Великой Отечественной войны по мере освобождения оккупированной нацистами территории стал очевиден масштаб преступлений против мирного населения. Поэтому дата 19 апреля – особая дата в сохранении исторической правды о преступлениях нацистов», — отметила Александра Короткова.

На уроке ребята посмотрели видеофильм «Без срока давности», обсудили понятие «геноцид», окунулись в историю одной из самых страшных трагедий прошлого времени. В конце встречи министр ответила на вопросы ребят. Рассказала о том, какие мероприятия проходят в рамках проекта «Без срока давности».

Хабаровский край также присоединился к Дню единых действий в память о геноциде советского народа. Для более 50 000 учащихся 360 школ региона организованы классные часы, встречи с ветеранами, на которых детям рассказывают о трагических событиях тех лет.

Одно из ключевых для региона событий состоялось в Краевом центре образования, где открылась передвижная выставка «Без срока давности. Суды истории». Коллекция представленных архивных материалов посвящена крупнейшим международным судебным процессам над нацистскими и японскими военными преступниками. Выставка «Без срока давности» будет перемещаться между образовательными, научными, просветительскими учреждениями региона каждые две недели. В настоящее время уже ведётся работа по составлению графика её экспонирования. Ознакомиться с рассекреченными данными смогут все желающие жители края.

«История и память неотделимы друг от друга. Они, как две параллельные прямые, идут и возвращают нас к тому прошлому, которое несло нам горе и страдание. Бывшие узники фашистских лагерей, люди, которым уже по 85-90 лет, до сих пор с ужасом и слезами на глазах вспоминают те годы. Для них это было, как вчера. Мы преклоняемся перед воинами, защищающими страну от нацизма, и просим молодых ребят бережно хранить память о своих героических предках и тех идеях, за которые они боролись», – сказала председатель Совета ветеранов Индустриального района города Хабаровска Вера Савишина.

Также в День единых действий было организовано очередное заседание Ассоциации учителей истории Хабаровского края с участием победителей региональных конкурсов профессионального мастерства, молодых педагогов, представителей научного сообщества. Участники обсудили, как эффективно выстроить воспитательный процесс с помощью проведения тематических уроков.

«Темы Хабаровского процесса и окончания Великой Отечественной войны на Дальнем Востоке очень важны, потому что они «прикрепляют» ребёнка к территории, на которой он живёт. Ему становится понятно, что Хабаровск не оторван от остального мира. Прямо здесь вершилась история, проходили крайне важные для всего мира события. По опыту проведённых занятий, на которых мы дискутируем с детьми, даём оценку всему произошедшему, могу сделать вывод, что тема не оставляет равнодушным никого из ребят», — поделился учитель истории и обществознания школы № 85, призёр Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021» Дмитрий Морозов.

В Дне единых действий принимают участие и воспитанники Всероссийских детских центров. Так, артековцы накануне посетили мемориал «Концлагерь «Красный» в городе Симферополь. Дети возложили цветы и гирлянду жертвам фашистской оккупации Крыма и почтили погибших минутой молчания. Мемориал расположен на территории, где в период нацистской оккупации Крыма 1941–1944 гг. находился концентрационный лагерь. В концлагере были убиты и замучены около 15 тысяч человек. На территории мемориала установлены памятники, памятный колокол, горит Вечный огонь.

«Многие ребята впервые слышат слово геноцид, а те, кто слышал, впервые задумались о том, что это не просто квалификация преступления, это миллионы жизней мирных жителей, страшные пытки и казни, это целая политика уничтожения нации. На реконструкции у ребят в глазах стоят слёзы, а это значит, что они прочувствовали, не просто запомни, выучили дату, а именно прочувствовали. И уже не забудут, и уже будут с первого слова узнавать национализм и фашизм во всех их проявлениях», — рассказала Елена Родионова, председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, директор АНО «Агентство социальных технологий и коммуникаций».

Присоединиться к Дню единых действий может каждый. Достаточно разместить в социальных сетях пост о своем отношении к геноциду с обязательными хештегами: #безсрокадавности, #19апреля. Участники реконструкции исторических фактов «Без срока давности» уже размещают свое мнение о геноциде в социальных сетях.

«Геноцид — истребление отдельных групп населения или целых народов по политическим, расовым, национальным, этническим или религиозным мотивам. Люди, которые подвергались страшным мукам, были невинны и не способны себя защитить. Я считаю, что геноцид это ужасная и страшная вещь. Люди, которые были к этому причастны, должны нести наказание», пишет Катя Калинина из Омска.

«Забыть об этих ужасных событиях нельзя. Мы обязаны рассказать о них нашим детям, чтобы больше никогда не повторилось подобное. Нет геноциду. Нет фашизму», — отмечает Инесса Насонова из Рязани.

Москва,
19 апреля 2022, 16:12 — REGNUM В стране проходит День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

В 214 образовательных организациях Забайкальского края в мероприятиях Дня единых действий поучаствовало 14 000 школьников, а в 37 учреждении среднего и высшего профессионального образования более 17 300 студентов. Для ребят в регионе организовали и провели уроки-реконструкции «Без срока давности», классные часы, тематические выставки «Международный день освобождения узников фашистких концлагерей», акции в общежитиях, открытые кинопоказы художественных фильмов «Помни имя свое», «Без срока давности», «Иди и смотри», «Обыкновенный фашизм» и создали радиопередачу «Чтобы помнили».

Преподаватель истории Краснокаменского горно-промышленного колледжа Виталий Мосиенко рассказал журналистам: «Проводимый сегодня, 19 апреля, Всероссийский День единых действий в память о геноциде советского народа неонацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной Войны является важной акцией, направленной на патриотическое воспитание подрастающего поколения и сохранение исторической памяти. Память об огромных жертвах среди мирного советского населения дает осознание масштабов трагедии прошедшей войны. Это понимание дает людям решимость бороться за мир, справедливость, дружбу, ценить человеческую жизнь, мир во всем мире.

В Читинском педагогическом колледже на Открытом показе фильма «Помни имя свое» к студентам обратился кандидат философских наук, преподаватель истории Валентина Федотова: «История женщины Зины, попавшей в концлагерь с новорожденным ребенком, поражает. Кинолента 1974 года никого не оставляет равнодушным. Поломанные навсегда судьбы, голод, многочисленные смерти, дегуманизация человеческой жизни. Мы должны помнить об этом, о героизме наших людей, о цене Победы».

Студенты поделились впечатлениями от просмотра. Климова Мария, студентка специальности «Химические технологии неорганических веществ»: «О преступлениях против человечества и человечности нельзя молчать! Тема геноцида для многих очень сложная, но донести эту часть исторической правды просто необходимо. Нужно помочь разобраться молодым людям не только в том, что было в прошлом, но и помочь понять, что же происходит сейчас. Мы должны научиться распознавать признаки геноцида, за какими бы лозунгами и «благими» намерениями он не был спрятан».

Красноярский край также присоединился к Всероссийской акции «День единых действий». В этот день во всех школах, колледжах и вузах проходят уроки-реконструкции исторических фактов «Без срока давности». По предварительным данным акции сегодня приняли участие уже почти 100 000 школьников и студентов края.

«Уроки проводятся для сохранения исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Через призму исторической памяти Всероссийская акция «День единых действий» показывает, что действия Красной Армии и единение советского народа в достижении Победы спасли наше государство и его граждан от полного уничтожения», — отметила министр образования Красноярского края Светлана Маковская.

Формат урока – историческое погружение. Участники ставят себя на место реальных персонажей и пробуют сделать непростой выбор. Все ситуации основаны на реальных событиях, произошедших в годы Великой Отечественной войны в Аджимушкайских каменоломнях, деревне Хацунь Брянской области, блокадном Ленинграде.

«День единых действий помогает нам больше узнать об истории Великой Отечественной войны. Этот урок был проведен, чтобы наши ученики понимали, до какой нравственной и духовной пропасти может дойти человек, решив однажды, что он по каким бы то ни было причинам превосходит других людей. Особенно опасно это, когда истребление определенной этнической группы становится государственной идеологией», — отмечает преподаватель школы №1 города Красноярска Анна Кутлеева.

В школе №1 города Красноярска после проведения урока ребята делятся своими впечатлениями.

«Я до этого урока знал очень многое о Великой Отечественной войне, мне рассказывали о ней родители, дедушка. Но сегодняшний урок поверг меня в шок. Особенно мне запомнилась история советской школьницы, которая с начала блокады Ленинграда стала вести дневник. Почти вся семья Тани Савичевой погибла. И это ярое свидетельство геноцида русского народа в то страшное время. Мы обязаны сохранить в памяти эту историю и постараться никогда не допустить подобного», — рассказал ученик 8 класса Святослав Сидельников.

Принял эстафету и Приморский край.

«День единых действий Всероссийского проекта «Без срока давности» направлен на сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Необходимо показать через эту призму исторической памяти, что действия Красной Армии и единение советского народа в достижении Победы спасли наше государство и его граждан от полного уничтожения» — отметил – министр профессионального образования и занятости населения Приморского края Сергей Дубовицкий в своём выступлении перед студентами Дальневосточного федерального университета.

Для студентов в городе Находка был организован показ документального фильма «Без срока давности». После показа студенты обсуждали такие непростые темы как Нюрнбергский и Хабаровский процессы.

В общеобразовательных учреждениях Надеждинского района Приморского края состоялись видеоуроки, а для обучающихся начальных классов общеобразовательной школы Пограничного района в рамках данной акции проведен мастер-класс по изготовлению символов «Z».

В учебных классах школы ВДЦ «Океан» прошёл показ видеофильма «Без срока давности». Из него ребята узнали, что Великая Отечественная война унесла жизни 26,6 миллионов человек. Из них практически половина – это потери среди мирного населения на оккупированной территории –13 684 692 человека, в том числе11 520 379 человек погибли в результате карательных операций, холода, голода, издевательств, а остальные 2 164 313 – в изгнании на принудительных работах. После просмотра фильма юные зрители написали письмо «Нельзя забыть». Это послание самому себе и своим потомкам в будущее. В письме школьники выразили личную позицию относительно преступлений нацистов, оформив его в форме «фронтового треугольника».

Ключевым мероприятием Дня единых действий в Республике Саха (Якутия) стал концерт-митинг в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны МАУ «ЦКИСИ им. Гагарина» ГО «город Якутск», который начался с приветственного слова Главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева: «Нет в России такой семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война. Воевали наши деды и прадеды, наши отцы, родные и близкие. Весь наш народ встал на защиту своей Родины. И это мужество нашей армии и единение советского народа спасли мир от порабощения и уничтожения. И сегодня вновь именно Россия вышла на борьбу с фашизмом, который все чаще поднимает голову во всем мире и открыто обосновался в соседней Украине. Мы боремся за наши культурные, семейные и духовные ценности. За нашу память. Наш Президент Владимир Путин принял верное решение – защитить Россию и ее будущее от фашизма. Мы, россияне, поддерживаем решение своего Президента. Мы едины, мы одна страна, мы за правду и мы против фашизма. И мы обязательно победим!»

Полный зал тепло встретил выступление ветеранов тыла, труда, авиации, представителей поколения детей войны, переживших оккупацию. Душещипательные рассказы перенесли на миг всех в те времена, когда всем было нелегко, но их единство и дух помогли всем выстоять в годы борьбы с Германией. Концерт-митинг прошел в эмоционально напряженной атмосфере и укрепил веру участников в неприятие нацизма, фашизма и идеологии национального превосходства.

По предварительным данным в уроках-реконструкциях в Республике Саха (Якутия) приняло участие 105 611 обучающихся из 449 школ, 16 903 воспитанника из 57 учреждений дополнительного образования, 17 200 студентов из 34 профессиональных образовательных организаций и 10 300 студентов 4 учреждений высшего образования.

Министр образования и науки республики Саха (Якутия) Ирина Любимова отметила: «Перед педагогической общественностью республики стоит важная задача помочь нашим детям научиться распознавать признаки геноцида, за какие бы лозунги и благие цели он не маскировался. Сегодня мы – педагогическая общественность нужны нашей стране, мы должны помочь стране тем, что сформируем у подрастающего поколения правильное неискажённое восприятие происходящей действительности, патриотизм и любовь к Родине».

В эти дни во всех образовательных организациях Республики проводятся тематические уроки, акции и различные мероприятия. Так, в Якутске на базе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №33 им. Колосовой» (с углубленным изучением отдельных предметов) прошел открытый урок для учащихся.

«Сегодня на уроке замирало сердце от столь ужасных действий нацистов. Мы это знали и раньше, но, когда ты погружаешься полностью в тему, тогда становится действительно страшно. Об этих бесчинствах должен помнить и знать каждый человек, чтобы история не повторилась», — сказала десятиклассница Ксения Стюф.

Познавательное занятие «Исторические факты «Без срока давности» и викторина «Непобедимый город» состоялось во Дворце детского творчества им. Авдеевой. Организаторы отметили, что ребята отлично знают и помнят историю своей Родины, а значит поставленные цели данного мероприятия успешно достигнуты.

После урока реконструкции исторических фактов в «Региональном техническом колледже в городе Мирном» студентка Рая Иванова отметила: «Фильм о событиях был очень проницательным, показанные страшные фрагменты заставили ощутить всю жестокость происходящего в то время».

Также ключевые мероприятия проходят во всех муниципальных районах и городских округах. Например, в Олекминском районе ребята из вожатского отряда «Альтаир» Районного детско-юношеского центра подготовили в этот день памятное мероприятие, в котором рассказали о злодеяниях нацистов и их пособников, совершенных в годы Великой Отечественной войны против мирных советских граждан.

«Сегодня мы с вами остро переживаем происходящее в мире. Решение России завершить 8-летнее противостояние Украины и Донбасса считаю правильным. Очень важно в эти дни поддержать нашу страну, нашу армию, которая отстаивает нашу безопасность. Поддерживаю нашего президента, который принял, может, самое сложное в своей жизни, выстраданное, но необходимое решение. Сейчас, как никогда, мы должны продемонстрировать уверенность и стойкость вокруг нашего президента и своим примером укрепить оптимистический дух и надежду на скорейшее наступление мира. Не нужно верить всему, что льется в соцсетях, поддаваться провокациям и стараться верить только достоверным источникам. Вместе мы великая сила», — отметил заместитель главы района по развитию территорий Петр Федоров.

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев подчеркнул: «В Великой Отечественной войне погибло 26,6 миллиона советских людей, из них 13,7 миллиона — мирного населения. Такое нельзя забывать, нельзя допустить возрождения фашизма и повторения геноцида. Недопустимо забывать на что толкает людей ненависть к другим культурам и национальностям. Именно для этого Вооруженные силы России сейчас проводят спецоперацию на Украине».

В каждой кузбасской школе проходят уроки, где ребята с 7 по 11 класс знакомятся с онлайн-выставкой архивных документов «Без срока давности. Суды истории». Цифровая экспозиция посвящена Нюрнбергскому, Токийскому и Хабаровскому процессам. Цель таких уроков — сохранить историческую правду о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан. Мероприятия, посвященные Дню единых действий в память о геноциде советского народа, будут продолжаться в Кузбассе до 23 апреля.

Урок мужества(Внеклассное мероприятие) «Сроку давности не подлежит»  приурочен к Дню единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа  нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. (19 апреля)

  • совершенствовать навыки работы с разными источниками информации, учить анализировать и  делать выводы;
  • воспитывать патриотизм и уважение к людям разных национальностей;

19 апреля 2022 года  второй раз наша страна отмечает – День единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

Целью Всероссийской акции «День единых действий» является сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Необходимо показать через призму исторической памяти, что действия Красной Армии и единение советского народа в достижении Победы спасли наше государство и его граждан от полного уничтожения.

-Почему был выбран именно этот день?

Именно в этот день  19 апреля 1943 года Сталин подписывает указ  «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников» устанавливалась ответственность для:

1 «немецких, итальянских, румынских, венгерских, финских фашистских злодеев, уличённых в совершении убийств и истязаний гражданского населения и пленных красноармейцев, а также шпионов и изменников родины из числа советских граждан» (пункт 1) и

2 «пособников из местного населения, уличённых в оказании содействия злодеям в совершении расправ и насилий над гражданским населением и пленными красноармейцами» (пункт 2).

При этом для первой категории обвиняемых устанавливалось наказание в виде смертной казни через повешение, а для второй категории — каторжные работы сроком от 15 до 20 лет.

Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная советская держава развалиться под ударом его армий «как карточный домик». Но это не произошло, советский народ не только сумел выстоять, но и победить.

Нападая  на СССР Германия, разработала два плана Барбаросса и Ост

Идея плана «Барбаросса» состояла в том, чтобы за несколько месяцев, используя тактику блицкрига, нанести сокрушительное поражение Красной Армии.

В первые месяцы войны под немецкой оккупацией оказались миллионы граждан СССР. Оккупанты ввели в действие план «Ост».

Краткая историческая справка:

“План Ост” являлся программой массовых этнических чисток населения Восточной Европы и СССР в рамках более глобального нацистского плана по “освобождению жизненного пространства” (т. Lebensraum) для немцев и других “германских народов” за счет территорий “низших рас”, таких, как славяне. Копий плана не сохранилось, однако его основные детали восстановлены по упоминаниям и ссылкам в других документах Третьего Рейха.

На завоеванных славянских территория предусматривалось проведение

политики геноцида в ее самых крайних формах. Подрыв биологической

силы славянских народов планировалось осуществлять следующими основными методами:

1) физическим истреблением больших масс народа;

2) сокращением населения путем преднамеренной организации голода;

3) уменьшением населения в результате организованного снижения

рождаемости и ликвидации медицинского и санитарного обслуживания;

4) истреблением интеллигенции – носителя и продолжателя научнотехнических знаний и навыков, культурных традиций каждого народа; 5) разобщением, дроблением отдельных народов на мелкие этнические

6) переселением масс населения в Сибирь, Африку, Южную Америку и

другие районы Земли;

7) лишением славянских народов собственной промышленности и сельского хозяйства.

Определить общее число жертв не представляется возможным. Вот только некоторые примеры:

Ученик 1. после семидневного бесчинства гитлеровских головорезов во

Львове в июне 1941 г. , в городе говорили: « Гитлеровцы на завтрак едят

евреев, на обед – поляков, на ужин – украинцев».

Ученик 2. Бабий Яр, эта окраина Киева, стала одним из самых страшных символов нацистских зверств. Ровно два года – день в день – с 29 сентября 1941 г. по 29 сентября 1943г. – ровно 730 дней гитлеровцы уничтожали здесь людей. Вначале расстреливали. Потом, с 1942г. душили в газвагенах (душегубках). Первые пять дней убивали преимущественно евреев. Потом, 725 дней подряд, – просто мирных жителей без различия национальностей. 1 – 2 марта 1943г. , в результате карательной акции отрядами СС, погибло 6700 человек – жителей пос. Корюковка Черниговской области Украинской ССР. Это самое массовое убийство мирных жителей в ходе Второй мировой войны.

Ученик 3. В 1942-1943 гг. в деревне Жестяная Горка было организовано место массового уничтожения советских граждан. Всего только в этом месте было убито не менее 2 600 человек.

Ученик 4. 22 марта 1943г. фашистским карательным отрядом 149 жителей белорусской деревни Хатынь, в том числе 75 детей младше 16 лет, были сожжены заживо. В Белоруссии за годы войны еще 618 деревень были уничтожены фашистскими карателями. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществляющегося нацистами и коллаборационистами на оккупированной территории СССР.

Слова учителя. Одна из самых мрачных и кровавых страниц в истории германского фашизма и нацистского аппарата насилия – это обращение гитлеровцев с военнопленными. Особенно с советскими военнопленными. Здесь уже само слово «обращение» кажется просто неуместным. Речь шла о поголовном уничтожении взятых в плен бойцов и командиров Красной Армии – пленных расстреливали,  пытали, морили голодом.

Ученик 1. В ходе наступления части Красной Армии обнаруживали в отбиваемых у немцев населенных пунктах трупы убитых после зверских пыток советских военнопленных. Так в Феодосии были найдены десятки трупов, замученных красноармейцев – азербайджанцев. Среди них: Джафиров Исмаил – Заде, которому гитлеровцы выкололи глаза и отрезали уши, Ислам – Мамед Али оглы, которому гитлеровцы вспороли живот, Аскеров Мустафа оглы, привязанный проволокой к столбу и умерший от ран в этом положении.

Ученик 2. И таких примеров великое множество. Так, после зверских, нечеловеческих пыток, был распят на кресте и прибит к нему гвоздями, попавший к гитлеровцам в плен, житель пос. Макарьево мл. сержант Юрий Смирнов.

Ученик 3. Во время оккупации Ростова-на-Дону во дворе тюрьмы нацисты содержали советских граждан. Позже там было найдено 1 154 трупа со следами пыток и избиений, у многих были отрезаны носы, выколоты глаза, отрублены ноги, кисти и т.

По подсчетам советских историков немецко – фашистские захватчики лишь на оккупированной территории СССР уничтожили 3,9 млн. советских военнопленных.

Сообщение  Кузнецова Артема  о прапрадедушке который попал в плен  немцам

Одним из методов исполнения плана по порабощению граждан СССР

стал угон мирного населения на работу в Германию,

Основные работы в третьем рейхе производились в концлагерях или, как их еще называли, «конвейерах смерти». И для этого на оккупированных гитлеровцами территориях, как и в Германии, стали создаваться лагеря

Ученик 1. Только в Белоруссии фашистскими захватчиками было создано

более 260 лагерей смерти.

В посёлке Урицком под Брянском нацистами был организован лагерь «Дулаг-142». Из 40 000 погибших в этом лагере советских граждан, несколько тысяч скончались от сыпного тифа и туберкулёза, вызванных антисанитарными условиями содержания в лагере, а также от обморожения и голода.

Ученик 2. В посёлке Вырица Ленинградской области с лета 1942 года по ноябрь 1943 года нацистами был организован детский концлагерь для 300 человек, куда свозились дети, в том числе изъятые из семей. Многие из них пострадали

от выкачки крови для немецких солдат и офицеров.

Ученик 3 Саласпилс – это самый большой детский концлагерь в 18 км к юго-востоку от Риги. Дети напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички. В Саласпилсе немцами было выкачано из кровеносных сосудов детей 3,5 тысяч литров крови. За три года существования Саласпилсского лагеря в нем мученической смертью погибли не менее 7 тысяч детей.

И это не считая других оккупированных территорий. Необходимо сказать, что в самой гитлеровской Германии насчитывалось 1100 концлагерей. И сегодня леденеют душа и сердце при упоминании таких гитлеровских фабрик смерти как Освенцим, Дахау, Майданек, Бухенвальд, Маутхаузен, Собибор и другие.

Ученик 1. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.

Ученик 2. В Лагерях также использовались  газовые камеры с  угарным газом. Позже для убийства заключенных был разработан ядовитый газ «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх  груды тел.

Ученик 3. Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.

Ученик 4. В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей  евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.

Ученик 5. Фашисты перерабатывали волосы жертв в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.

В результате политики геноцида гитлеровского рейха потери

гражданского населения в зоне оккупации составили 13 684 700 человек

них преднамеренно истреблено – 7420 200 человек, погибло на

принудительных работах в Германии – 2 164 300 человек, погибло от голода,

болезней и отсутствия медицинской помощи – 4 100 000 человек.

городов, более 70 тысяч сел и деревень, лишили крова 25 млн. человек. Наша

страна лишилась 30% национального богатства, а на оккупированных

В ходе Великой Отечественной войны общие людские потери СССР

составили 26,6 млн. человек. Такая кровавая цена, которую заплатили народы

нашей страны за развязанную гитлеровской Германией войну.

Ученик 1. После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь фальшивыми демократическими лозунгами и мнимой свободой слова, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают им обелиски, уничтожая при этом памятники советским воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.

Ученик 2. В современной нам Украине, бывшей части Советского Союза, понесшей тяжелые потери в Великой Отечественной войне, подняли голову сторонники идей национализма. Они приняли активное участие в государственном перевороте, в свержении законного правительства. Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. Мы граждане России, должны гордиться своей Родиной, помнить ее историю, чтить традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь и гордость не должна быть связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.

Ученик 3. Для того чтобы противостоять потокам обмана и лжи, текущим с Запада, необходимо знать историю своей страны и своего народа. События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Все они были солдатами и участниками той страшной войны. Вечная память всем, кто непокорённый погиб в жестокой схватке с фашизмом!. Никакие годы не зарубцуют ран миллионов человеческих сердец. Этого нельзя забыть. И этого нельзя простить!

Поэт Роберт Рождественский завещал нам: «Мечту пронесите через

года и жизнью наполните!. Но о тех, кто уже не придет никогда, –

заклинаю, – помните!» видео ролик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector