ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯСТАТЬЯ НА ЭТУ ТЕМУ

Информационно-педагогическая компетенция – одна из ключевых компетенций современного учителя

Современная информационная революция дала нам новое поколение средств передачи, хранения и обработки информации, в результате чего на основе информационных и коммуникационных технологий сформировалась информационная среда обитания человека.

В эру информационно-компьютерных технологий, внедрившихся во все сферы нашей жизни, формируется новая компетенция учителя – информационно-педагогическая, владение информационно-коммуникативными технологиями в образовательных целях.

Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

Перед учителем встают новые задачи, решение которых зависит от его ИКТ-компетентности. Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. В Стандартах второго поколения сформулированы требования к современному учителю как профессионалу, обладающему информационной компетентностью. В другом документе «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» указывается, что входит в

–  знания и умения, обеспечивающие эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;

– регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, ЦОР, ведение школьной документации в электронном виде.

Информационная компетенция учителя подразумевает его практические знания современных возможностей компьютера и Интернета и связанные с ними умений, которые необходимы ему в его профессиональной деятельности. ИКТ-компетенция учителя включает в себя в обобщённом виде три компонента.

1) Цифровой компонент – компетенция «правильной кнопки». Это знания учителя о возможностях компьютера и Интернета, навыки пользователя и умения в доступных пределах модифицировать материалы и программное обеспечение для своих нужд, а также устраняя некоторые сбои в работе.

2) Ресурсный компонент – компетенция «правильного адреса». Это представление учителя о бесконечных запасах информации всемирной паутины и умения найти нужную информацию, систематизировать её, превратить в методическое пособие и использовать в обучающих целях.

3) Технологический компонент – компетенция «правильного решения». Это означает умелое применение компьютера и Интернета не только как источника информации, но и как средства обработки информации, глобальной коммуникации, чтобы создавать свои электронно-дидактические пособия, публиковать свои материалы и проекты в Интернете.

Для этого учитель должен владеть умениями работать с компьютерными редакторами различных типов, обучающими тренажёрами и сайтами, социальными сервисами, программными оболочками, типа e-learning.

Учитель с достаточным уровнем ИКТ-компетентности владеет ресурсами компьютера и Интернета не только на пользовательском уровне, но и на авторизованном уровне. Ему под силу не только участвовать в интернет-форуме, но и создать собственное интернет-сообщество.

На авторизованном уровне ИКТ-компетентности учитель может создавать с помощью компьютера методические материалы и публиковать их в Интернете, например, на самостоятельно созданном Интернет-сайте.

На данный момент в отличие от учащихся, мы, учителя, являемся «цифровыми иммигрантами». Сегодня без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены оставаться в прошлом.

Основной целью учебного процесса сегодня согласно ФГОС-2 становится не столько усвоение знаний, сколько овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся.  Поэтому, как мы уже сказали, обучать современное поколение детей, которых называют «цифровыми аборигенами», должен профессионал, способный создать новую информационно-образовательную среду, которая в корне отличается от традиционной с незаменимыми «мелом, тряпкой, доской».

Информационно-образовательная среда урока – это система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных средств коммуникации, педагогических технологий, направленная на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности.

Применение компьютера на уроке возможно в различных режимах, а именно: в обучающем режиме; в режиме графической иллюстрации изучаемого материала; в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы; в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала; в режиме самообучения. Обучающиеся могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Что касается иностранного языка, ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.  Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Сегодня без применения средств ИКТ урок не может соответствовать требованиям ФГОС. Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с учителем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

электронные энциклопедии и справочники,

тренажеры и программы тестирования,

образовательные ресурсы Интернета,

DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

видео и аудиотехника,

научно-исследовательские работы и проекты.

Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ.

В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. В связи с этим, вторая классификация средств ИКТ – это возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla, Firefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);

для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.;

для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);

для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);

для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.

При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако, при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

общекультурное развитие обучающихся;

совершенствование навыков владения компьютером;

совершенствование языкового уровня;

создание благоприятного психологического климата;

повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

возможность реализации индивидуализации обучения;

реализация принципа обратной связи;

большие возможности наглядного предъявления материала;

исключение времени для написания материала на доске;

экономия расходования материалов учителем;

совершенствование процесса проверки работ учащихся;

повышение авторитета учителя;

сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

активизация навыков самостоятельной работы.

Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:

от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;

от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;

от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

Ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивные формы организации обучения. На сегодняшний момент современные УМК (например, Биболетовой М. З.) представлены в основном дидактическими аудиоматериалами. Поэтому перед учителем стоит задача овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса, находить новые подходы к организации работы обучающихся на уроках.  Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

каковы возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка общеобразовательной школы;

каковы особенности их использования;

какими ресурсными возможностями должна обладать информационно–образовательная среда в условиях реализации ФГОС.

Об этом мы будем говорить на сегодняшнем семинаре.

Информация о том, в каком объеме могут привлекаться Интернет ресурсы на уроках, дается в разработанных на основе федерального закона «О санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах», где говорится о допустимой продолжительности работы с ТСО учащихся разных возрастных групп. Так, учащиеся 1-х классов — 10 минут, 2—5 классов — 15 минут, 6—7 классов — 20 минут, 8—9 — 20 мин., 10—11 — на первом уроке 30 мин., на втором — 20 мин. Причем, перерыв между занятиями должен быть не менее 10 минут, во время него должна проводится зарядка для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления. В результате их анализа становится ясно, что невозможно посвятить весь урок работе с компьютером. Работу с ним необходимо разумно сочетать с другими видами деятельности, которые позволят учащимся дать отдых глазам (например, обсуждение материала, задания, требующие перемещения по классу и т. п.).

Формирование информационной компетентности современного педагога

Современный этап развития человеческого общества  характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,  появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования. В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизации  уделяется большое значение.

Освоение педагогами новой техники — это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности. В настоящее время существуют различные трактовки термина “профессиональная компетентность”. Одна из них –         «профессиональная компетентность” – способность педагога к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности.   – понятие многогранное. В частности, А. С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность (ИК).

Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность».

Основными элементами процесса формирования ИК являются:

ИК – одна из основных компетентностей современного педагога, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельности  педагога. Субъективная сторона ИК определяется  индивидуальностью учителя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.

Формирование ИК педагога предполагает:

– освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

– развитие коммуникативных способностей учителя;

– умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.

В составе ИК педагога можно выделить четыре составляющие:

·  мотивационную – наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;

· когнитивную –  наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;

·   операционно-деятельностную – демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;

·  рефлексивную – обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.

Формирование ИК педагога является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ребенка.

Библиографическое описание

Царева, М. И. Формирование информационной компетентности будущего педагога гуманитарного профиля / М. И. Царева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 3

. — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/64/2604/ (дата обращения: 08.10.2023).

Под формированием информационной компетентности, будем понимать процесс приобретения устойчивых информационных знаний и умение применять их в новой ситуации, способность достигать значимых результатов в информационной деятельности.

Анализ изученных материалов позволяет отметить, что одной из ключевых проблем, стоящих перед высшим образованием, считается подготовка выпускника к профессиональной деятельности в информационном обществе. Решение этой проблемы связано с формированием информационной компетентности у студентов гуманитарного профиля педагогического вуза и школьных педагогов (и, параллельно, с информационно-технологической переподготовкой педагогов высшей школы).

Система Интернет и многочисленные компьютерные образовательные курсы, библиотеки и базы данных составляют более чем серьезную конкуренцию педагогам, придерживающимся традиционных докомпьютерных средств и методов обучения. Таким образом, проблема формирования и развития информационной компетентности современного педагога, обучение его навыкам работы с вычислительной техникой, современными коммуникационными и информационными технологиями становится весьма актуальной на сегодняшний день.

Стартовая ситуация в вузовской подготовке будущего педагога характеризуется тем, что контингент уже первого курса обладает какой-то, но весьма различной подготовкой в работе с компьютером.

Оптимальным решением подобной проблемы является создание готовых обучающих виртуальных сред, применяемых в той или иной мере всеми современными образовательными учреждениями.

Проведенный анализ литературы по проблеме показал, что большинство исследователей сходится во мнении о том, что информационная компетентность это многоуровневая категория.

Обобщая результаты разработок уровней ИК можно отметить следующее:

На первом уровне — уровне компьютерной грамотности — формируются базовые понятия и операции, которые человек должен держать в памяти для выполнения необходимых действий при работе с компьютером и использованием программных продуктов.

На втором уровне — уровне компьютерной образованности — закрепляются типовые алгоритмы действий и умение следовать типовым алгоритмам и выполнять соответствующие действия в новых программных продуктах, которые до этого не были изучены.

Третий уровень — уровень информационной компетентности — предполагает выход за рамки общего для всех образовательного стандарта и ориентирует на самостоятельную деятельность не по известным алгоритмам, а с опорой на интуицию, догадку, более высокую ступень абстрактного мышления.

Процесс формирования информационной компетентности будущего бакалавра предусматривает следующие условия в учебной работе преподавателя вуза:

− отбор (на каждом этапе подготовки) содержания, сочетание форм и методов обучения, направленных на реализацию целевых установок и достижение заданного уровня сформированности информационно-технологической составляющей;

− направленность подготовки на формирование интеллектуальных инструментальных средств познания и организации информационных процессов с целью принятия профессиональных решений;

− адекватность учебно-информационной среды профессиональной среде по основным параметрам (профессионально значимые средства, профессионально значимые ресурсы).

Для формирования информационной компетентности будущих учителей должны соблюдаться следующие условия:

Анализ исследований посвященных формированию информационной компетентности будущих педагогов показывает, что разработчики этой проблематики выделяют следующие условия:

1) Организационно-управленческие: достигнутый уровень внедрения информационных технологий в практику работы вуза и приведение содержания учебных планов и программ в соответствие с достигнутым уровнем возможностей использования информационных технологий;

2) Организационно-методические: достижение высокого уровня профессиональной подготовки преподавателей в области информационных технологий;

3) мотивационный: система стимулирования студентов во владении информационной компетентностью;

4) поэтапность и непрерывность формирования информационной компетентности по всем изучаемым дисциплинам учебного плана на всех курсах обучения;

5) материально техническое: наличие современной компьютерной базы в вузе и доступа к ней студентов.

Подводя итоги, отметим, что для моделирования процесса формирования информационной компетентности будущих педагогов принципиально значим компетентностный подход в образовании и обозначение аспектов его реализации в высшей школе:

1) Современные исследователи единодушны в принципиальной необходимости компетентностного подхода в формировании информационной компетентности.

2) Зарубежный и отечественный опыт формирования информационной компетентности обучающихся доказывает необходимость создания в образовательном учреждении информационно-образовательной среды, как программно-технической так и программно-организационной.

3) Процесс формирования информационной компетентности должен быть поэтапным и непрерывным.

4) Диагностическое сопровождения процесса формирования информационной компетентности осуществляемое разнообразными средствами диагностики (от систематических наблюдений до компьютерного тестирования и анализа качества выполняемого задания) и ориентированной на критерии и индикаторы достижения каждым обучающимся уровня информационной компетентности.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетентность, высшее образование, информационная культура, процесс формирования, уровень, формирование, высокий уровень, высшая школа, вычислительная техника, учебный план.

Шмелева, О. В. И КТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС / О. В. Шмелева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 80-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10861/ (дата обращения: 08.10.2023).

Статья посвящена вопросам ИКТ — компетентности современного педагога, а также проектированию урока с применением информационных технологий.

Ключевые слова: ИКТ — компетентность, Федеральные государственные образовательные стандарты, проектирование урока

ФГОС нового поколения фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить обучающихся их эффективному применению. Так, некоторые требования к результатам образования, согласно стандартам, напрямую связаны с необходимостью использования информационных технологий. В частности, выпускник должен:

– активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

– фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;

– готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

– уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета и т. п.

Широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных дисциплин становится необходимостью.

На сегодняшний день внедрение ФГОС в образовании предъявляет новые требования к подготовленности учителя в области ИКТ.

ИКТ-комптентность педагога предполагает, что он

– активно участвует в формировании информационно-образовательной среды школы;

– применяет современные ИКТ для обеспечения качества обучения;

– использует компьютер как средство управления информацией;

– свободно работает с информацией в сети Интернет.

Современный педагог должен

– знать образовательные возможности основных видов телекоммуникаций — электронной почты, вебинаров, форумов, чат-конференций и т. п.;

– владеть информацией об основных российских и зарубежных образовательных сайтах (содержание ресурсов и их качество, дидактические возможности);

– знать наиболее популярные типы программ, классификации программ по функциональному признаку, характеристики отдельных типов обучающих программ;

– владеть методикой дистанционного обучения.

Таким образом, учитель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность.

В условиях перехода на новый ФГОС современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы помочь учащимся успешно справиться с обучением, т. е. достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Исследователи в области реализации педагогических технологий с помощью ИКТ выделяют три дидактических принципа обучения.


ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯСТАТЬЯ НА ЭТУ ТЕМУ

Рис. 1. Диаграмма «Дидактические принципы обучения с ИКТ»

При подготовке к уроку с использованием ИКТ педагог не должен забывать, что это прежде всего урок, а значит должен быть план урока, исходя из его целей, необходимо отобрать учебный материал и т. д.

Диаграмма отражает основные этапы проектирования современного урока.


ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯСТАТЬЯ НА ЭТУ ТЕМУ

Рис. 2. Диаграмма «Этапы проектирования урока»

Практический опыт доказывает, что учитель может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности.

Если урок предполагает использование ИКТ, то необходимо

– составить временну́ю структуру урока, в соответствии с целью наметить задачи для её достижения и этапы применения ИКТ;

– отобрать наиболее эффективные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для решения задач урока;

– рассмотреть целесообразность их применения по сравнению с традиционными средствами;

– отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;

– составить поминутный план урока.

Безусловно, можно отметить ряд важных преимуществ урока с использованием ИК-технологий.


ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯСТАТЬЯ НА ЭТУ ТЕМУ

Рис. 3. Преимущества использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Нельзя забывать при использовании ИК-технологий о санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ( СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), вступивших в силу с 1 сентября 2011 года.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность. Главные приоритеты новых стандартов образования базируются на развитии ИКТ грамотности обучающихся и педагогов и формировании ИКТ-компетенций на всех ступенях обучения. Школа должна принимать во внимание прогресс современных технологий передачи и обработки информации. Федеральный стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

  • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998
  • http://pedagogcentr.ru/publication/1/9/659

Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, внеурочная деятельность, использование ИК-технологий, организация обучения, отраженное свечение, проектирование урока, прослушивание аудиозаписи, современный педагог, требование, урок.

Информационная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС

Интеграция современных образовательных и информационно – коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения.

Он рисует, он считает, проектирует заводы,

Даже в космос он летает, и даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений может сделать за минуту.

Догадайся, что за гений?

Ну, конечно же – компьютер!

Наше общество стремится стать информационным, где решающую роль будут играть не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания. И нашей стране требуются люди, способные самостоятельно проектировать  структуры и управлять ими, люди, умеющие учиться, самостоятельно работать с информацией – только они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе. В связи с этим, основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности. Необходимым условием создания таких специалистов является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Одним из основных показателей профессионализма педагогов является ИКТ- компетентность.

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

– знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

– не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Выделяют также еще два вида ИКТ-компетентности:

– квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).

– материалы для урока,

– тематическое планирование,

-мониторинги по своему предмету,

-различные отчеты по предмету,

–  анализ процесса обучения, и т.д.

– школьная сеть,

– электронная почта,

-сайт (раздел сайта),

-лист рассылки(список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),

-Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),

– блог (сетевой журнал или дневник событий),

–  RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);

-подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).

широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных дисциплин становится необходимостью. На сегодняшний день внедрение ФГОС в образовании предъявляет новые требования к подготовленности учителя в области ИКТ. И КТ-комптентность педагога предполагает, что он

Современный педагог должен:

– владеть методикой дистанционного обучения. Таким образом, учитель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность.

В условиях перехода на новый ФГОС современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы помочь учащимся успешно справиться с обучением, то есть достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Практический опыт доказывает, что учитель может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности. Если урок предполагает использование ИКТ, то необходимо:

– составить временную структуру урока, в соответствии с целью наметить задачи для её достижения и этапы применения ИКТ;

Ляднов, Н. Д. Формирование информационной компетентности будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки / Н. Д. Ляднов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99383/ (дата обращения: 08.10.2023).

В статье автор доказывает актуальность проблемы формирования информационной компетентности будущих педагогов, рассматривает степень разработанности понятия «информационная компетентность» в научной литературе, выделяет критерии для определения уровня ёё сформированности.

Ключевые слова:

педагогика, информационные технологии, дистанционное обучение.

XXI век отличается активным внедрением IT-технологий в сферу образования, массовой компьютеризацией, развитием современных информационных технологий. В связи с этим в современной сфере образования и обучения все чаще требуются высококвалифицированные сотрудники, обладающие способностью профессионально использовать высокотехнологичное оборудование и современные технические средства в своей профессиональной деятельности.

На сегодняшний день нет достаточно четкого, устоявшегося определения понятия «информационная компетентность». Развитие современного технологического общества постоянно вносит изменения в понимание информационной составляющей нашей жизни.

Исследуемая компетентность педагога сегодня стала центром особого внимания. Проблема формирования информационно-компетентного специалиста, обладающего высокой конкурентоспособностью на современном рынке труда, касается, в первую очередь, педагога, его собственных достижений и способностей в этой области, так как он является первоисточником, управляющим, куратором в деле формирования информационный компетентности будущих специалистов различных областей.

Изучив литературы, можно выделить следующие компетенции, которые являются неотъемлемыми частями информационной компетентности в целом:

1) когнитивная компетенция — включает в себя ход рассмотрения, обработки, извлечения, передачи, моделирования, предоставления, отбора и сохранения данных. Другими словами — правильное использование данных в профессиональной деятельности;

2) мотивационная компетенция — формирование мотивационных ценностей, выражение заинтересованности к овладению и применению данных, содействующее расширению познаний, самосовершенствованию личности, а в следствии и передаче средства познаний;

3) технологическая компетенция выражается в деятельности с данными с помощью информативных технологий. Информационные технологии становятся основным орудием работы с данными;

Анализ различных трактовок понятия «информационная компетентность» позволил рассмотреть и сформулировать основополагающее для нашего исследования понятие

«информационная компетентность будущего педагога»

, которое мы трактуем как сложное непрерывное системное образование, отражающее интеграцию знаний о современных информационных технологиях и особенностях их применения в образовательном процессе, формирование профессионально-личностных качеств педагога, готовность специалиста к рефлексии.

«Развитие информационной компетентности будущего педагога» будем рассматривать как специально организованный непрерывный педагогический процесс формирования знаний, умений и профессионально-личностных качеств, для решения профессиональных задач.

Уровни сформированности информационной компетентности

Деятельность педагога имеет особую специфику, связанную с профессионально-педагогическим характером. Подготовка такого рода специалистов должна базироваться не только на освоении стандартных программ и программных пакетов для повседневной жизни, участия в общении, в различных социальных группах, проведения занятий с использованием ИКТ, но и на изучении прикладных продуктов информационных технологий, позволяющих грамотно проектировать образовательную среду и наполнять ее современным содержанием. Речь идет о подготовке будущих педагогов и к компьютерному моделированию, которая основана на деятельности, объединяющей как проектирование образовательного пространства, так и моделирование производственных процессов с применением информационных технологий.

Учитывая вышесказанное, формирование информационной компетентности на современном этапе развития образования следует рассматривать как одну из приоритетных задач профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе.

1. Шамсутдинова Т. М. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования /Открытое образование, 2013. № 6.

2. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя средствами инновационных технологий: дис. канд. пед. наук / О. Б. Зайцева. Армавир, 2002. — 169 с.

3. Пашенцева И. Т. Формирование профессионального сознания в рамках учебного процесса (естественно-гуманитарный подход): монография. — Курск: КГУ, 2016. — 407 с

4. Абдуллаева С. А. Применение инноваций в образовании как требование времени // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. No 3

. С. 11–14.

5. Монахова Л. Ю. Обучение противостоянию агрессивной коммуникации в киберпространстве // Человек и образование. –2019. — No 1 (58).–С.42–46.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетентность, уровень работы, профессиональная деятельность, будущий педагог, ИКТ, педагогическая деятельность, средство, уровень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *