ОБЗОР ПРОЕКТА ПОСВЯЩЕН ЭТОЙ ТЕМЕ

обучающихся в условиях ФГОС

в начальной школе.

учитель начальных классов

В соответствии проведение комплексной информатизации школ страны в рамках отраслевых целевых программ, информатизация начального образования получила системное решения.

Формирование высокого  уровня  информационной активности детей, закладываемого  в начальной школе, и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся, как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому, младших школьников необходимо не только знакомить с  ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них  ИКТ-компетентности.

В соответствии с новым Федеральным государственным стандартом (ФГОС) основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения. Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий.

Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности учащихся проходит во всех предметных областях начальной школы.

Важнейшим результатом реализации Федерального государственного стандарта второго поколения становится формирование ИКТ-компетентности обучающегося.

ИКТ-компетентность обучающихся – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

Где наиболее важным является формирование осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ.

Для того, что организовать конструктивное формирование ИКТ-компетентного обучающегося необходимо иметь самому педагогу высокий профессиональный уровень ИКТ-компетенции.

Составными  критериями  профессиональной   ИКТ-компетенции  учителя  будет являться его общепользовательская  ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ.

Сегодня в начальной школе реализуются четыре основных формы работы учащихся с применением средств ИКТ: работа в адаптированных обучающих программных средах, проектная деятельность, работа с предметными тренажерами, коммуникация на учебных сайтах.

На сегодняшний день ни для кого не секрет, что уроки с использованием мультимедийного  ресурса имеют ряд методических преимуществ:

, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Да и мы с вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Но это частично способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, частично носит развивающий и образовательный характер,  является украшением урока. Но использование иллюстративно-презентационного материала на уроках литературного чтения, ИЗО, музыки, где это не просто уместно, а необходимо. На урока математики, русского языка, окружающего мира,  ценностью урока является активная познавательная деятельность на протяжении всего урока. Но очень много того, что должны уметь учащиеся в области этой самой компетентности, изучается на других предметах.

«Русский язык» Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере и простыми видами редактирования текста.

«Литературное чтение» Работа с мультимедиасообщениями. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео – и аудиофрагментов. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстрированный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

«Математика» Применение математических знаний и представлений и методов информатики для решения учебных задач. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

«Окружающий мир» Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных задач в том числе и в контролируемом Интернете. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

«Технология» Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Следовательно,  работа на уроке с использованием мультимедийного сопровождения должна и может обучать, развивать, формировать ИКТ-компетентность ученика. Но для этого учителю необходимо соблюдать несколько требований к подготовке урока с ИКТ.

1. Необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

2. Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);

3. Выбор типа образовательных электронных ресурсов.

4. Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;

5. Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами которого становятся – управление познавательной деятельностью учащегося.

ИКТ- компетентность учителя в полной мере способствует созданию условий для гармоничного вхождения ребенка в образовательный мир, поддержке его здоровья и эмоционального благополучия. В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

• развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

• эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

• развитие коммуникативных способностей;

• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

Осуществления организацию учебной деятельности по формированию собственных информационно-коммуникативных умений обучающихся на разных предметах учитель способствует формированию у них таких мыслительных действий, как рефлексия, анализ и планирование, являющихся основой теоретического мышления, и одновременно развитию познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти.

Часть учеников имеют определённый навык работы на ПК, это важно для того, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.

Ребята готовят доклады к уроку окружающего мира, пользуясь ресурсами Интернета. На научные чтения, проходящие в школе, готовят презентации по выбранной теме.

Большинство учащихся имеют базовые навыки владения компьютером и с удовольствием создают свои электронные презентации к уроку. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Так мы постепенно выходим к обучению, когда каждый обучает каждого.

Таким образом, происходит формирование ключевых компетенций обучающихся.

освоении личностных действий ведётся формирование:

•критического отношения к информации и избирательности её восприятия;

•уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

•основ правовой культуры в области использования информации.

регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

•оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

•использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

•создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

•фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

•структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

•создание простых гипермедиа сообщений;

•построение простейших моделей объектов и процессов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются – обмен гипермедиа сообщениями; выступление с аудиовизуальной поддержкой; фиксация хода коллективной/личной коммуникации; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности обучающихся носит системно-деятельностный характер, позволяющий ученику выступать в качестве субъекта образовательного процесса. Расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; в общем, способствует повышению качества образования.

Формирование ИКТ- компетентности

в рамках урочной

и внеурочной деятельности.

Седунова Вера Алексеевна

1. Взаимосвязь ИКТ- грамотности и ИКТ- компетентности

2. Цель ИКТ

3. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности

по формированию и развитию ИКТ- компетенций

4. Планируемые результаты формирования компетентности обучающихся в

области использования ИКТ (Связь действий и предметов)

5. Проблемы и варианты использования средств ИКТ

6. Формирование ИКТ- компетентности во внеурочной деятельности

1. Взаимосвязь ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и обра-

зования для формирования универсальных учебных действий (далее УУД),

наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использова-

ние цифровых инструментов и возможностей современной информационно-

образовательной среды. Ориентирование обучающихся основной школы в

информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование

способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одни-

ми из важных элементов формирования УУД обучающихся на ступени ос-

новного общего образования.

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-

Понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями

должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в дан-

ном смысле. В порядке повышения сложности познавательных (когнитив-

ных) действий, необходимых для их выполнения это:

доступ к информации;

интегрирование информации и противопоставление данных;  оценивание информации;

А под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение уча-

щимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения

возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом особо вы-

деляется сформированность обобщенных познавательных, этических и тех-

Ключевые компетенции и универсальные учебные действия (УУД) вклю-

чают навыки планирования и целеполагания, измерений, анализа и обработки

информации, сотрудничества, решения проблем, коммуникативных навыков

и ряд других. Достижение учащимися обозначенного результата происходит

в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Одновременно ИКТ необходимо применять и конечно будут применяться

в условиях ФГОС при оценке сформированности универсальных учебных

действий. Для их формирования исключительную важность имеет использо-

вание информационно-образовательной среды, в которой планируют и фик-

сируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как

способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в ос-

новной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии

с возрастными потребностями и возможностями школьника. Решение задачи

формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на заняти-

ях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-

компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формирова-

нию универсальных учебных действий, во внеурочной деятельности учащих-

ся. При освоении личностных УУД ведѐтся формирование:

критического отношения к информации и избирательности еѐ восприятия;

При освоении регулятивных УУД обеспечивается:

При освоении познавательных УУД ИКТ играют ключевую роль в

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуни-

кативных УУД. Для этого используются:

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в

рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без ис-

ключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ-

компетентности в программу формирования УУД позволяет образователь-

ному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции плани-

руемых результатов, помогает с учѐтом специфики каждого учебного пред-

мета избежать дублирования при освоении разных умений.

3. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций

Рассматриваемый нами возраст – это учащиеся 8-11 лет. На этот период

приходится пик интеллектуального развития личности. Соответственно ме-

тодологическому положению о формировании и развитии личности в актив-

ной деятельности, мы должны учесть, что в этом возрасте интеллектуальное

формирование и развитие учащегося происходит в учебно-познавательной

деятельности. Следовательно, любые упущения в овладении этой деятельно-

стью ведут к снижению интеллектуального уровня учащегося. Интеллекту-

альная сторона личности напрямую связана с уровнем овладения учебно-

При изучении каждого предмета выделяется несколько аспектов:

1. информационный – овладение информацией;

2. деятельностный – овладение способами деятельности;

3. личностный – осознание личностного значения познаваемого предмета.

Можно назвать и другие варианты видов учебно-познавательной деятельности (например, решение задач, проблем). Но, отмеченные выше являются

наиболее важными, так как:

водится максимум времени;

Таким образом, основными видами учебно-познавательной деятельности школьников на учебных занятиях являются наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний и др. Предметы этих видов деятельности не изолированы друг от друга. Следовательно, и виды учебнопознавательной деятельности связаны между собой. Объективной основой этой взаимосвязи является то, что во всех случаях мы получаем объективные знания о реальной действительности. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно

увязано с его применением.

Тем самым обеспечивается:

естественная мотивация, цель обучения;

встроенный контроль результатов освоения ИКТ;

повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;

формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оцени-

вания результатов освоения данного предмета.

Если рассматривать отдельно некоторые предметы учебного плана,

то, например, в Предметной области «Математика и информатика».

Применение математических знаний и представлений, а также методов ин-

форматики для решения учебных задач, начальный опыт применения мате-

матических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях

Предметные области «Общественно-научные и естественно-научные

предметы». Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с исполь-

зованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных на-

блюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инстру-

ментов ИКТ. Использование компьютера при работе с картой (планом терри-

«Искусство». Знакомство с простыми графическим и растровым редакто-

рами изображений, освоение простых форм редактирования изображений.

Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натур-

ной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучивани-

ем, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музы-

кальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.

4. Планируемые результаты формирования компетентности обучающихся

в области использования ИКТ (Связь действий и предметов)

В ходе реализации ФГОС основной школы, как и в начальной, необходи-

мо выделить «Чему должен научиться выпускник» и « Чему он получит воз-

можность научиться», последнее является самым существенным.

Через какие предметы достигаются планируемые результаты формирования компетентности обучающихся в области использования ИКТ:

: Обращение с устройствами ИКТ

Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Техноло-

гия», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности,

таких как подготовка и проведение различных внеурочных мероприятий ( в

нашей школе это-День здоровья и День знаний, Вечер встречи выпускников,

День села, Акция «Салют, победа!», Интеллектуальные конкурсы и др.)

Фиксация изображений и звуков

Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Искусст-

во», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Естест-

вознание», а также во внеурочной деятельности: освещение итогов акции

тый двор» по благоустройству территории школы и детского сада, проекта

«Клумба школьного двора», Дня самоуправления и др.

Создание письменных сообщений

Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Русский

язык», «Иностранный язык», «Литература», «История», во внеурочное время

на занятиях детского творческого объединения «Пресс-центр», во время ра-

боты над школьной газетой «Истина здесь» и др.

Создание графических объектов

гия», «Обществознание», «География», «История», «Математика», во вне-

урочной деятельности в рамках защиты презентаций и проектов на обше-

школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» и др.

Коммуникация и социальное взаимодействие

Результаты достигаются в рамках всех предметов, особенно во внеуроч-

ной деятельности в рамках участия в видеоконференциях, дистанционного

обучения (Математика, Химия, физкультура, рус.яз), во время деятельности

по наполнению, обновлению и оформлению личного мини-сайта, классного и

Поиск и организация хранения информации

Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Исто-

рия», «Литература», «Технология», «Информатика» и других предметов, –

это запись информации на различные носители с учетом объема носителя и

качества самой информации, а также во внеурочной деятельности в рамках в

участия в проектах.

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

Результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук,

предметов «Обществознание», «Математика» а также во внеурочной дея-

тельности в рамках в выполнения проектов таких как проект по энергосбере-

Большую помощь в формировании ИКТ компетентностей может оказать

такой предмет учебного плана, как Основы проектной деятельности, в кото-

ром в различных модулях заложено изучение основ ИКТ.

Формирование у школьников ИКТ-компетентности на уроках требует от

учителей использования специальных методов и приемов. Очевидно, что

учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности, т.е.

помнить о данной задаче всегда. От учителя потребуется изменение дидакти-

ческих целей типовых заданий, которые он дает своим учащимся (целей бу-

дет как минимум две: освоение конкретного учебного материала и формиро-

вание ИКТ-компетентности). Но успешность формирования ИКТ-

компетентности будет зависеть и от методов и приемов, которые учитель ис-

пользует в своей практике.

5. Как встроить в учебный процесс ИКТ

Для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе

ИКТ и исходя из своего опыта “встраивания” их в учебный процесс можно

предложить следующие рекомендации:

Проанализировать имеющиеся аппаратные и программные средства,

позволяющие использовать информационные технологии в процессе обуче-

ния и воспитания.

Обосновать целесообразность использования ПО на своих уроках.

Изучить научно-методическую литературу и ознакомиться с опытом

работы других педагогов по этому вопросу.

Предложить методические разработки по использованию программных

средств в урочной и внеурочной деятельности ( т.е создать свой банк ЭОР).

Информационные технологии включают программированное обучение,

интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа,

микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики

должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций,

когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в

других – важен анализ знаний в предметной области, в третьих – основную

роль может играть учет психологических принципов обучения. Использование новых информационных технологий позволяет заменить

многие традиционные средства обучения. Во многих случаях такая замена

оказывается эффективной, так как позволяет поддерживать у учащихся инте-

рес к изучаемому предмету, позволяет создать информационную обстановку,

стимулирующую интерес и пытливость ребенка. В школе компьютер дает

возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способ-

ствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала,

экономит время урока, позволяет организовать процесс обучения по индиви-

Для наиболее качественного и эффективного использования ИКТ на уро-

ках, учителю целесообразно применять компьютер в следующих случаях:

1. Диагностическое тестирование качества усвоения материала.

2. В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навы-

3. В обучающем режиме.

4. При работе с отстающими учениками.

5. В режиме самообучения ученика.

6. В режиме графической иллюстрацией и изучаемого материала.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подго-

товке к таким урокам, так и во время их проведения.

Существующие проблемы применения ИКТ на уроке:

1. В рабочем графике учителей нет чѐтко обозначенного времени для иссле-

дования возможностей Интернет.

2. Лишь 65% педагогов могут интегрировать компьютер в поурочную

структуру занятий (здесь может быть несколько причин, например, по пред-

мету «физическая культура», когда большая часть занятий проходит не в ка-

3. При условии менее 25 чел. в классе не предусмотрено деление класса на

группы при проведении занятия в компьютерном классе.

4. При недостаточной мотивации к работе (плотности урока, разном уровне обученности детей) учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку

характеристик ПК и т.п.

5. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках,

учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным

Поэтому, внедряя ИКТ в урок, должно быть четкое представление:

какая цель будет достигнута педагогом,

будет ли получен запланированный результат?

От поставленной цели будет зависеть и вариант использования средств

1. урок с мультимедийной поддержкой- в классе стоит один компью-

тер, им пользуется учитель в режиме «электронной доски» и ученики для за-

щиты проектов – лучше использовать для иллюстративной поддержки урока;

2. урок проходит с компьютерной поддержкой- несколько компьюте-

ров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одно-

временно или по очереди – дает больше возможностей для диагностики каж-

дого учащегося и индивидуализации заданий;

3. урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном

4. самостоятельное изучение (возможно дистанционное) с помощью

специальных обучающих систем.

При этом важно соблюдать санитарные нормы, касающихся времени работы

учеников за компьютером.

6. Формирование ИКТ- компетентности во внеурочной деятельности.

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность,

осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются

различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,

диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реали-

зуются возможности образовательных учреждений дополнительного образо-

вания, культуры и спорта, дополнительного образования детей.

Часто, для проведения внеклассных мероприятий, например при прове-

дении математической викторины, необходимо подготовить много теорети-

ческого материала, в том числе и исторические справки. Ученики сами под-

бирают теоретический материал под руководством учителя. В этом нет ниче-

го нового, кроме тех средств, которыми могут в современном обществе вос-

Речь не идет о том, чтобы оборудовать каждый кабинет необходимым ко-

личеством компьютеров и организовать учебный процесс только таким обра-

зом, чтобы учащиеся работали исключительно в сети или с компьютерными

программами. Ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, ни какое-либо

другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово,

непосредственное общение. Речь главным образом идет о другом – о включе-

нии компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и

педагогически обоснованной внеурочной деятельности.

Другой формой внеурочной деятельности для эффективного формирова-

ния ИКТ компетентности являются предметные дистанционные конкурсы,

игры, которые способствуют развитию интереса школьников в области ин-

форматики и информационно-коммуникационных технологий, повышению

мотивации изучения данной предметной области. Наши учащиеся являются

постоянными участниками таких конкурсов.

Тот, кто использует Интернет-технологии, согласится со мной в том, что

работа в Сети – процесс творческий, требующий больших временных затрат,

именно по этой причине необходимо использовать Интернет-технологии во

внеурочной деятельности учащихся.

Здесь можно выделить три направления:

1. Поиск и отбор теоретического материала (для рефератов, докладов,

классных часов и т.д.) Такой вид образовательной деятельности изначально направлен на сбор

информации о каком-либо объекте, ознакомление с этой информацией, ее

анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. В

этом виде деятельности нет ничего нового, за исключением средств, которы-

ми ученики могут воспользоваться в современном мире.

Поисковые услуги – это каталоги, поисковые и метапоисковые системы.

Наиболее распространенные поисковые системы – это yandex.ru, rambler.ru,

google.ru. Чтобы избавиться от такого дублирования, можно воспользоваться

метапоисковой системой (например: metabot.ru).

Использование Интернет-технологий для сбора информации экономит

время школьников для ее вдумчивого анализа и обобщения, формирует на-

вык работы с поисковыми системами, школьники учатся обращаться с новой

информацией, отбирать важные и актуальные моменты.

Это направление широко используется во внеурочной проектной деятель-

2. Дистанционное обучение.

Методика применения возможностей и ресурсов Интернет во внеурочное

время строиться исходя из специфики предмета. В этом плане массу возмож-

ностей предоставляет дистанционное обучение.

Само по себе дистанционное обучение – вещь тоже не новая, но благодаря

интерактивности, смысл понятия дистанционное обучение изменился. В на-

стоящее время под ним понимается активный обмен информацией между

учащимся и преподавателем, а также между самими учащимися, используя в

максимальной степени все доступные услуги новых информационных техно-

логий. В школе постоянно используется обмен информацией (а именно за-

даний, когда педагог выставляет задания в блоге, а учащиеся отправляют ему

ответы) при подготовке учащихся к ГИА по математике.

Дистанционное обучение не является заменой общеобразовательной шко-

лы, это ее естественное дополнение и продолжение.

Существует достаточно большой спектр курсов дистанционного обучения

для использования их во внеурочное время: курсы дистанционного обучения для школьников по отдельным дисцип-

курсы, интегрированные с системой базового, углубленного, углубленно-

курсы предпрофильного обучения. Так в школе готовятся к внедрению

курсы предпрофильной подготовки рамочных программ «Химическая лаборатория» и «Курс юного спасателя»

курсы, интегрированные с кейс-технологиями (печатными учебными ма-

териалами, видеокассетами, дискетами, CD-дисками и т.д.)

Таким образом, дистанционное обучение может решить массу проблем,

связанных с необходимостью получения образования или самообразования

для многих учащихся и учителей.

Для реализации использования Интернет-технологий во внеурочной дея-

тельности школьников мало иметь соответствующие технические средства

(подключение к Интернет, мощную техническую базу), грамотно спланиро-

ванную и организованную работу с Интернет-ресурсами, особенно важно за-

интересовать в этой работе школьников, создать у них положительную моти-

вацию на познание и обучение. И, пожалуй, это наиболее сложная часть в

процессе обучения. Не секрет, что многие учащиеся имеют слабую мотива-

цию на получение образования, и уровень этой мотивации снижается у

большинства учащихся по мере их взросления.

Чем же могут быть полезны Интернет-технологии в разрешении этой проблемы?

Во-первых, сама возможность поработать с Интернет привлечет ребят к

внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполне-

ние запланированной работы.

Во-вторых, участие в научных объединениях и творческих конкурсах,

проходящих в среде Интернет, может подтолкнуть школьников к самостоя-

тельному или коллективному поиску информации по теме конкурса.

В-третьих, участие в предметных олимпиадах, также может подтолкнуть

школьника к более углубленному изучению предмета, т.е. приведет его к дистанционному обучению (и не важно победит он в олимпиаде или нет,

важно какой будет реакция на это событие в семье и в школьном коллекти-

В-четвертых, использование интерактивных обучающих программ и про-

грамм-тренажеров. Это очень мощное средство в создании положительной

мотивации на учебу. Как правило, учащиеся воспринимают эти программы,

как игры и относятся к выполнению заданий со всей своей детской серьезно-

стью, ответственностью и собранностью. ― Мне компьютер поставил пятер-

ку!‖ – нет лучшей награды. Остаются довольны работой даже ребята, у кото-

рых были не очень хорошие результаты.

Однако, при всей заманчивости использования Интернет во внеурочной

деятельности учащихся, при всем его широком спектре возможностей и гро-

мадном информационном ресурсе следует помнить, что Интернет не панацея,

не решение всех проблем (в том числе и образования), а лишь средство, ин-

струмент для повышения эффективности образовательного процесса и, что

наиболее важно, средство для повышения уровня мотивации учащихся на

образовательную и творческую деятельность.

Самым распространенным и уже давно применимым и формирующим

хорошие ИКТ- компетентности является опыт школьных редколлегий, Теле-

студий, компьютерных кружков и объединений, web-страниц и сайтов ОУ,

поддерживаемых наиболее развитыми в этом отношении учащимися. Вполне

возможно расширение границ таких начинаний до уровня отдельных класс-

ных коллективов, создающих свои газеты, web-страницы и т.д. Опыт созда-

ния небольших открыток, рекламы, буклетов, классных тематических газет и

т.д. с использованием всего спектра приложений Microsoft Office очень по-

пулярен среди учащихся нашей школы.

Но всегда надо помнить, что такие объединения будут приносить толк

только тогда, когда педагог, работающий с детьми в этом направлении, будет

«Пока познаю я – будут познавать и дети, которых я обучаю».

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования.- М. Просвещение, 2011.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного уч-

реждения. Основная школа.- М. Просвещение, 2011.

3. Агапова Н. В. – Перспективы развития новых технологий обучения. –

М.: ТК Велби, 2005 – 247 с.

4. Гузеев В. В.- Образовательная технология: от приема до философии /

Директор школы, выпуск 4, М.: Сентябрь 1996.

5. Заир-Бек С. И. , Муштавинская И. В. – Развитие критического мышления

на уроке. — М.: Просвещение, 2004 г.

6. Кларина М. В. Технологии обучения. Идеалы и реальность. – Рига, 1999

7. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и

педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.

8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в

системе образования. – М: Омега-Л, 2004. – 215 с.

9. Полат Е. С. и др.; под ред. Е.С. Полат- Новые педагогические и инфор-

мационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ.

пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров – М. Издательский

центр «Академия», 1999.

10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное посо-

бие. – М., 1998.

11. Советов Б. Я.- Информационные технологии в образование и общество

XXI века. // Информатика и информационные технологии в образовании,

2004, № 5.

12. Тряпицына А. П.- Образовательная программа – маршрут ученика.

Часть 2 – СПб., 2000.

13. Монография. Основные виды учебно-познавательной деятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *