обучающихся в условиях ФГОС
в начальной школе.
учитель начальных классов
В соответствии проведение комплексной информатизации школ страны в рамках отраслевых целевых программ, информатизация начального образования получила системное решения.
Формирование высокого уровня информационной активности детей, закладываемого в начальной школе, и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся, как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому, младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.
В соответствии с новым Федеральным государственным стандартом (ФГОС) основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения. Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий.
Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности учащихся проходит во всех предметных областях начальной школы.
Важнейшим результатом реализации Федерального государственного стандарта второго поколения становится формирование ИКТ-компетентности обучающегося.
ИКТ-компетентность обучающихся – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Где наиболее важным является формирование осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ.
Для того, что организовать конструктивное формирование ИКТ-компетентного обучающегося необходимо иметь самому педагогу высокий профессиональный уровень ИКТ-компетенции.
Составными критериями профессиональной ИКТ-компетенции учителя будет являться его общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ.
Сегодня в начальной школе реализуются четыре основных формы работы учащихся с применением средств ИКТ: работа в адаптированных обучающих программных средах, проектная деятельность, работа с предметными тренажерами, коммуникация на учебных сайтах.
На сегодняшний день ни для кого не секрет, что уроки с использованием мультимедийного ресурса имеют ряд методических преимуществ:
, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Да и мы с вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Но это частично способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, частично носит развивающий и образовательный характер, является украшением урока. Но использование иллюстративно-презентационного материала на уроках литературного чтения, ИЗО, музыки, где это не просто уместно, а необходимо. На урока математики, русского языка, окружающего мира, ценностью урока является активная познавательная деятельность на протяжении всего урока. Но очень много того, что должны уметь учащиеся в области этой самой компетентности, изучается на других предметах.
«Русский язык» Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере и простыми видами редактирования текста.
«Литературное чтение» Работа с мультимедиасообщениями. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео – и аудиофрагментов. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстрированный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.
«Математика» Применение математических знаний и представлений и методов информатики для решения учебных задач. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
«Окружающий мир» Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных задач в том числе и в контролируемом Интернете. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
«Технология» Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Следовательно, работа на уроке с использованием мультимедийного сопровождения должна и может обучать, развивать, формировать ИКТ-компетентность ученика. Но для этого учителю необходимо соблюдать несколько требований к подготовке урока с ИКТ.
1. Необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.
2. Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);
3. Выбор типа образовательных электронных ресурсов.
4. Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;
5. Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.
Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами которого становятся – управление познавательной деятельностью учащегося.
ИКТ- компетентность учителя в полной мере способствует созданию условий для гармоничного вхождения ребенка в образовательный мир, поддержке его здоровья и эмоционального благополучия. В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
• развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
• эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
• развитие коммуникативных способностей;
• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Осуществления организацию учебной деятельности по формированию собственных информационно-коммуникативных умений обучающихся на разных предметах учитель способствует формированию у них таких мыслительных действий, как рефлексия, анализ и планирование, являющихся основой теоретического мышления, и одновременно развитию познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти.
Часть учеников имеют определённый навык работы на ПК, это важно для того, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.
Ребята готовят доклады к уроку окружающего мира, пользуясь ресурсами Интернета. На научные чтения, проходящие в школе, готовят презентации по выбранной теме.
Большинство учащихся имеют базовые навыки владения компьютером и с удовольствием создают свои электронные презентации к уроку. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Так мы постепенно выходим к обучению, когда каждый обучает каждого.
Таким образом, происходит формирование ключевых компетенций обучающихся.
освоении личностных действий ведётся формирование:
•критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
•уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
•основ правовой культуры в области использования информации.
регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:
•оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
•использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
•создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.
освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
•фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
•структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
•создание простых гипермедиа сообщений;
•построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются – обмен гипермедиа сообщениями; выступление с аудиовизуальной поддержкой; фиксация хода коллективной/личной коммуникации; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Таким образом, формирование ИКТ-компетентности обучающихся носит системно-деятельностный характер, позволяющий ученику выступать в качестве субъекта образовательного процесса. Расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; в общем, способствует повышению качества образования.
Формирование ИКТ- компетентности
в рамках урочной
и внеурочной деятельности.
Седунова Вера Алексеевна
1. Взаимосвязь ИКТ- грамотности и ИКТ- компетентности
2. Цель ИКТ
3. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности
по формированию и развитию ИКТ- компетенций
4. Планируемые результаты формирования компетентности обучающихся в
области использования ИКТ (Связь действий и предметов)
5. Проблемы и варианты использования средств ИКТ
6. Формирование ИКТ- компетентности во внеурочной деятельности
1. Взаимосвязь ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и обра-
зования для формирования универсальных учебных действий (далее УУД),
наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использова-
ние цифровых инструментов и возможностей современной информационно-
образовательной среды. Ориентирование обучающихся основной школы в
информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование
способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одни-
ми из важных элементов формирования УУД обучающихся на ступени ос-
новного общего образования.
Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-
Понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями
должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в дан-
ном смысле. В порядке повышения сложности познавательных (когнитив-
ных) действий, необходимых для их выполнения это:
доступ к информации;
интегрирование информации и противопоставление данных; оценивание информации;
А под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение уча-
щимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения
возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом особо вы-
деляется сформированность обобщенных познавательных, этических и тех-
Ключевые компетенции и универсальные учебные действия (УУД) вклю-
чают навыки планирования и целеполагания, измерений, анализа и обработки
информации, сотрудничества, решения проблем, коммуникативных навыков
и ряд других. Достижение учащимися обозначенного результата происходит
в процессе урочной и внеурочной деятельности.
Одновременно ИКТ необходимо применять и конечно будут применяться
в условиях ФГОС при оценке сформированности универсальных учебных
действий. Для их формирования исключительную важность имеет использо-
вание информационно-образовательной среды, в которой планируют и фик-
сируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.
В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как
способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в ос-
новной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии
с возрастными потребностями и возможностями школьника. Решение задачи
формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на заняти-
ях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-
компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формирова-
нию универсальных учебных действий, во внеурочной деятельности учащих-
ся. При освоении личностных УУД ведѐтся формирование:
критического отношения к информации и избирательности еѐ восприятия;
При освоении регулятивных УУД обеспечивается:
При освоении познавательных УУД ИКТ играют ключевую роль в
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуни-
кативных УУД. Для этого используются:
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в
рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без ис-
ключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ-
компетентности в программу формирования УУД позволяет образователь-
ному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции плани-
руемых результатов, помогает с учѐтом специфики каждого учебного пред-
мета избежать дублирования при освоении разных умений.
3. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций
Рассматриваемый нами возраст – это учащиеся 8-11 лет. На этот период
приходится пик интеллектуального развития личности. Соответственно ме-
тодологическому положению о формировании и развитии личности в актив-
ной деятельности, мы должны учесть, что в этом возрасте интеллектуальное
формирование и развитие учащегося происходит в учебно-познавательной
деятельности. Следовательно, любые упущения в овладении этой деятельно-
стью ведут к снижению интеллектуального уровня учащегося. Интеллекту-
альная сторона личности напрямую связана с уровнем овладения учебно-
При изучении каждого предмета выделяется несколько аспектов:
1. информационный – овладение информацией;
2. деятельностный – овладение способами деятельности;
3. личностный – осознание личностного значения познаваемого предмета.
Можно назвать и другие варианты видов учебно-познавательной деятельности (например, решение задач, проблем). Но, отмеченные выше являются
наиболее важными, так как:
водится максимум времени;
Таким образом, основными видами учебно-познавательной деятельности школьников на учебных занятиях являются наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний и др. Предметы этих видов деятельности не изолированы друг от друга. Следовательно, и виды учебнопознавательной деятельности связаны между собой. Объективной основой этой взаимосвязи является то, что во всех случаях мы получаем объективные знания о реальной действительности. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно
увязано с его применением.
Тем самым обеспечивается:
естественная мотивация, цель обучения;
встроенный контроль результатов освоения ИКТ;
повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;
формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оцени-
вания результатов освоения данного предмета.
Если рассматривать отдельно некоторые предметы учебного плана,
то, например, в Предметной области «Математика и информатика».
Применение математических знаний и представлений, а также методов ин-
форматики для решения учебных задач, начальный опыт применения мате-
матических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях
Предметные области «Общественно-научные и естественно-научные
предметы». Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с исполь-
зованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных на-
блюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инстру-
ментов ИКТ. Использование компьютера при работе с картой (планом терри-
«Искусство». Знакомство с простыми графическим и растровым редакто-
рами изображений, освоение простых форм редактирования изображений.
Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натур-
ной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучивани-
ем, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музы-
кальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.
4. Планируемые результаты формирования компетентности обучающихся
в области использования ИКТ (Связь действий и предметов)
В ходе реализации ФГОС основной школы, как и в начальной, необходи-
мо выделить «Чему должен научиться выпускник» и « Чему он получит воз-
можность научиться», последнее является самым существенным.
Через какие предметы достигаются планируемые результаты формирования компетентности обучающихся в области использования ИКТ:
: Обращение с устройствами ИКТ
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Техноло-
гия», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности,
таких как подготовка и проведение различных внеурочных мероприятий ( в
нашей школе это-День здоровья и День знаний, Вечер встречи выпускников,
День села, Акция «Салют, победа!», Интеллектуальные конкурсы и др.)
Фиксация изображений и звуков
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Искусст-
во», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Естест-
вознание», а также во внеурочной деятельности: освещение итогов акции
тый двор» по благоустройству территории школы и детского сада, проекта
«Клумба школьного двора», Дня самоуправления и др.
Создание письменных сообщений
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Русский
язык», «Иностранный язык», «Литература», «История», во внеурочное время
на занятиях детского творческого объединения «Пресс-центр», во время ра-
боты над школьной газетой «Истина здесь» и др.
Создание графических объектов
гия», «Обществознание», «География», «История», «Математика», во вне-
урочной деятельности в рамках защиты презентаций и проектов на обше-
школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» и др.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Результаты достигаются в рамках всех предметов, особенно во внеуроч-
ной деятельности в рамках участия в видеоконференциях, дистанционного
обучения (Математика, Химия, физкультура, рус.яз), во время деятельности
по наполнению, обновлению и оформлению личного мини-сайта, классного и
Поиск и организация хранения информации
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Исто-
рия», «Литература», «Технология», «Информатика» и других предметов, –
это запись информации на различные носители с учетом объема носителя и
качества самой информации, а также во внеурочной деятельности в рамках в
участия в проектах.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук,
предметов «Обществознание», «Математика» а также во внеурочной дея-
тельности в рамках в выполнения проектов таких как проект по энергосбере-
Большую помощь в формировании ИКТ компетентностей может оказать
такой предмет учебного плана, как Основы проектной деятельности, в кото-
ром в различных модулях заложено изучение основ ИКТ.
Формирование у школьников ИКТ-компетентности на уроках требует от
учителей использования специальных методов и приемов. Очевидно, что
учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности, т.е.
помнить о данной задаче всегда. От учителя потребуется изменение дидакти-
ческих целей типовых заданий, которые он дает своим учащимся (целей бу-
дет как минимум две: освоение конкретного учебного материала и формиро-
вание ИКТ-компетентности). Но успешность формирования ИКТ-
компетентности будет зависеть и от методов и приемов, которые учитель ис-
пользует в своей практике.
5. Как встроить в учебный процесс ИКТ
Для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе
ИКТ и исходя из своего опыта “встраивания” их в учебный процесс можно
предложить следующие рекомендации:
Проанализировать имеющиеся аппаратные и программные средства,
позволяющие использовать информационные технологии в процессе обуче-
ния и воспитания.
Обосновать целесообразность использования ПО на своих уроках.
Изучить научно-методическую литературу и ознакомиться с опытом
работы других педагогов по этому вопросу.
Предложить методические разработки по использованию программных
средств в урочной и внеурочной деятельности ( т.е создать свой банк ЭОР).
Информационные технологии включают программированное обучение,
интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа,
микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики
должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций,
когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в
других – важен анализ знаний в предметной области, в третьих – основную
роль может играть учет психологических принципов обучения. Использование новых информационных технологий позволяет заменить
многие традиционные средства обучения. Во многих случаях такая замена
оказывается эффективной, так как позволяет поддерживать у учащихся инте-
рес к изучаемому предмету, позволяет создать информационную обстановку,
стимулирующую интерес и пытливость ребенка. В школе компьютер дает
возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способ-
ствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала,
экономит время урока, позволяет организовать процесс обучения по индиви-
Для наиболее качественного и эффективного использования ИКТ на уро-
ках, учителю целесообразно применять компьютер в следующих случаях:
1. Диагностическое тестирование качества усвоения материала.
2. В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навы-
3. В обучающем режиме.
4. При работе с отстающими учениками.
5. В режиме самообучения ученика.
6. В режиме графической иллюстрацией и изучаемого материала.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подго-
товке к таким урокам, так и во время их проведения.
Существующие проблемы применения ИКТ на уроке:
1. В рабочем графике учителей нет чѐтко обозначенного времени для иссле-
дования возможностей Интернет.
2. Лишь 65% педагогов могут интегрировать компьютер в поурочную
структуру занятий (здесь может быть несколько причин, например, по пред-
мету «физическая культура», когда большая часть занятий проходит не в ка-
3. При условии менее 25 чел. в классе не предусмотрено деление класса на
группы при проведении занятия в компьютерном классе.
4. При недостаточной мотивации к работе (плотности урока, разном уровне обученности детей) учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку
характеристик ПК и т.п.
5. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках,
учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным
Поэтому, внедряя ИКТ в урок, должно быть четкое представление:
какая цель будет достигнута педагогом,
будет ли получен запланированный результат?
От поставленной цели будет зависеть и вариант использования средств
1. урок с мультимедийной поддержкой- в классе стоит один компью-
тер, им пользуется учитель в режиме «электронной доски» и ученики для за-
щиты проектов – лучше использовать для иллюстративной поддержки урока;
2. урок проходит с компьютерной поддержкой- несколько компьюте-
ров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одно-
временно или по очереди – дает больше возможностей для диагностики каж-
дого учащегося и индивидуализации заданий;
3. урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном
4. самостоятельное изучение (возможно дистанционное) с помощью
специальных обучающих систем.
При этом важно соблюдать санитарные нормы, касающихся времени работы
учеников за компьютером.
6. Формирование ИКТ- компетентности во внеурочной деятельности.
Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность,
осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются
различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реали-
зуются возможности образовательных учреждений дополнительного образо-
вания, культуры и спорта, дополнительного образования детей.
Часто, для проведения внеклассных мероприятий, например при прове-
дении математической викторины, необходимо подготовить много теорети-
ческого материала, в том числе и исторические справки. Ученики сами под-
бирают теоретический материал под руководством учителя. В этом нет ниче-
го нового, кроме тех средств, которыми могут в современном обществе вос-
Речь не идет о том, чтобы оборудовать каждый кабинет необходимым ко-
личеством компьютеров и организовать учебный процесс только таким обра-
зом, чтобы учащиеся работали исключительно в сети или с компьютерными
программами. Ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, ни какое-либо
другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово,
непосредственное общение. Речь главным образом идет о другом – о включе-
нии компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и
педагогически обоснованной внеурочной деятельности.
Другой формой внеурочной деятельности для эффективного формирова-
ния ИКТ компетентности являются предметные дистанционные конкурсы,
игры, которые способствуют развитию интереса школьников в области ин-
форматики и информационно-коммуникационных технологий, повышению
мотивации изучения данной предметной области. Наши учащиеся являются
постоянными участниками таких конкурсов.
Тот, кто использует Интернет-технологии, согласится со мной в том, что
работа в Сети – процесс творческий, требующий больших временных затрат,
именно по этой причине необходимо использовать Интернет-технологии во
внеурочной деятельности учащихся.
Здесь можно выделить три направления:
1. Поиск и отбор теоретического материала (для рефератов, докладов,
классных часов и т.д.) Такой вид образовательной деятельности изначально направлен на сбор
информации о каком-либо объекте, ознакомление с этой информацией, ее
анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. В
этом виде деятельности нет ничего нового, за исключением средств, которы-
ми ученики могут воспользоваться в современном мире.
Поисковые услуги – это каталоги, поисковые и метапоисковые системы.
Наиболее распространенные поисковые системы – это yandex.ru, rambler.ru,
google.ru. Чтобы избавиться от такого дублирования, можно воспользоваться
метапоисковой системой (например: metabot.ru).
Использование Интернет-технологий для сбора информации экономит
время школьников для ее вдумчивого анализа и обобщения, формирует на-
вык работы с поисковыми системами, школьники учатся обращаться с новой
информацией, отбирать важные и актуальные моменты.
Это направление широко используется во внеурочной проектной деятель-
2. Дистанционное обучение.
Методика применения возможностей и ресурсов Интернет во внеурочное
время строиться исходя из специфики предмета. В этом плане массу возмож-
ностей предоставляет дистанционное обучение.
Само по себе дистанционное обучение – вещь тоже не новая, но благодаря
интерактивности, смысл понятия дистанционное обучение изменился. В на-
стоящее время под ним понимается активный обмен информацией между
учащимся и преподавателем, а также между самими учащимися, используя в
максимальной степени все доступные услуги новых информационных техно-
логий. В школе постоянно используется обмен информацией (а именно за-
даний, когда педагог выставляет задания в блоге, а учащиеся отправляют ему
ответы) при подготовке учащихся к ГИА по математике.
Дистанционное обучение не является заменой общеобразовательной шко-
лы, это ее естественное дополнение и продолжение.
Существует достаточно большой спектр курсов дистанционного обучения
для использования их во внеурочное время: курсы дистанционного обучения для школьников по отдельным дисцип-
курсы, интегрированные с системой базового, углубленного, углубленно-
курсы предпрофильного обучения. Так в школе готовятся к внедрению
курсы предпрофильной подготовки рамочных программ «Химическая лаборатория» и «Курс юного спасателя»
курсы, интегрированные с кейс-технологиями (печатными учебными ма-
териалами, видеокассетами, дискетами, CD-дисками и т.д.)
Таким образом, дистанционное обучение может решить массу проблем,
связанных с необходимостью получения образования или самообразования
для многих учащихся и учителей.
Для реализации использования Интернет-технологий во внеурочной дея-
тельности школьников мало иметь соответствующие технические средства
(подключение к Интернет, мощную техническую базу), грамотно спланиро-
ванную и организованную работу с Интернет-ресурсами, особенно важно за-
интересовать в этой работе школьников, создать у них положительную моти-
вацию на познание и обучение. И, пожалуй, это наиболее сложная часть в
процессе обучения. Не секрет, что многие учащиеся имеют слабую мотива-
цию на получение образования, и уровень этой мотивации снижается у
большинства учащихся по мере их взросления.
Чем же могут быть полезны Интернет-технологии в разрешении этой проблемы?
Во-первых, сама возможность поработать с Интернет привлечет ребят к
внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполне-
ние запланированной работы.
Во-вторых, участие в научных объединениях и творческих конкурсах,
проходящих в среде Интернет, может подтолкнуть школьников к самостоя-
тельному или коллективному поиску информации по теме конкурса.
В-третьих, участие в предметных олимпиадах, также может подтолкнуть
школьника к более углубленному изучению предмета, т.е. приведет его к дистанционному обучению (и не важно победит он в олимпиаде или нет,
важно какой будет реакция на это событие в семье и в школьном коллекти-
В-четвертых, использование интерактивных обучающих программ и про-
грамм-тренажеров. Это очень мощное средство в создании положительной
мотивации на учебу. Как правило, учащиеся воспринимают эти программы,
как игры и относятся к выполнению заданий со всей своей детской серьезно-
стью, ответственностью и собранностью. ― Мне компьютер поставил пятер-
ку!‖ – нет лучшей награды. Остаются довольны работой даже ребята, у кото-
рых были не очень хорошие результаты.
Однако, при всей заманчивости использования Интернет во внеурочной
деятельности учащихся, при всем его широком спектре возможностей и гро-
мадном информационном ресурсе следует помнить, что Интернет не панацея,
не решение всех проблем (в том числе и образования), а лишь средство, ин-
струмент для повышения эффективности образовательного процесса и, что
наиболее важно, средство для повышения уровня мотивации учащихся на
образовательную и творческую деятельность.
Самым распространенным и уже давно применимым и формирующим
хорошие ИКТ- компетентности является опыт школьных редколлегий, Теле-
студий, компьютерных кружков и объединений, web-страниц и сайтов ОУ,
поддерживаемых наиболее развитыми в этом отношении учащимися. Вполне
возможно расширение границ таких начинаний до уровня отдельных класс-
ных коллективов, создающих свои газеты, web-страницы и т.д. Опыт созда-
ния небольших открыток, рекламы, буклетов, классных тематических газет и
т.д. с использованием всего спектра приложений Microsoft Office очень по-
пулярен среди учащихся нашей школы.
Но всегда надо помнить, что такие объединения будут приносить толк
только тогда, когда педагог, работающий с детьми в этом направлении, будет
«Пока познаю я – будут познавать и дети, которых я обучаю».
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования.- М. Просвещение, 2011.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного уч-
реждения. Основная школа.- М. Просвещение, 2011.
3. Агапова Н. В. – Перспективы развития новых технологий обучения. –
М.: ТК Велби, 2005 – 247 с.
4. Гузеев В. В.- Образовательная технология: от приема до философии /
Директор школы, выпуск 4, М.: Сентябрь 1996.
5. Заир-Бек С. И. , Муштавинская И. В. – Развитие критического мышления
на уроке. — М.: Просвещение, 2004 г.
6. Кларина М. В. Технологии обучения. Идеалы и реальность. – Рига, 1999
7. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и
педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. – М: Омега-Л, 2004. – 215 с.
9. Полат Е. С. и др.; под ред. Е.С. Полат- Новые педагогические и инфор-
мационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ.
пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров – М. Издательский
центр «Академия», 1999.
10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное посо-
бие. – М., 1998.
11. Советов Б. Я.- Информационные технологии в образование и общество
XXI века. // Информатика и информационные технологии в образовании,
2004, № 5.
12. Тряпицына А. П.- Образовательная программа – маршрут ученика.
Часть 2 – СПб., 2000.
13. Монография. Основные виды учебно-познавательной деятельности