ОБШИРНЫЙ ОБЗОР КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИНЯТЫХ МЛАДШЕЙ ГРУППОЙ НАРЯДУ С ВСЕСТОРОННИМ АНАЛИЗОМ КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ БЫЛ СОСРЕДОТОЧЕН НА ИЗУЧЕНИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И СВОЙСТВ ВОДЫ

Ольга Пугаева Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей второй младшей группы «Волшебные горошины»

Образовательные: 1. Через исследовательскую деятельность уточнить и обобщить знания детей о свойствах гороха и фасоли, их происхождении, использовании.

2. Обогащать сенсорный опыт детей.

3. Совершенствовать навыки и умения практического общения.

Елена Абдуллаева Конспект познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Воспитатель: Aбдуллаева Елена

Цель: познакомить детей со свойствами воды : жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие о важности воды в жизни людей, животных и растений.

Задачи: Интеграция образовательных областей:

– Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы,делать самостоятельные выводы и умозаключения.

Конспект познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Развитие у детей познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.

– познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие важности воды в жизни людей, животных, растений;

– формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы;

– формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

– развивать любознательность внимательность логическое мышление, делать самостоятельные выводы и умозаключения.

– воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

– воспитывать бережное отношение к воде;

– формировать привычку бережно и разумно использовать воду;

– воспитывать любовь к природе.

бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная, цветная, светлая.

Оборудование для воспитателя / детей:  вода в стаканчиках, пустые стаканчики, стакан с молоком, две ложки, краски разных цветов, кисточки, шапочки капелек.

чтение потешек, стихотворений, чтение стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о воде, совместная работа в уголке природы.

Дети становятся в круг, вместе с воспитателем проговаривают:

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Чтобы узнать много нового. Нужно быть внимательными, не шуметь, слушать друг друга.

Посмотрите. Сегодня к нам пришла гостья. Как вы думаете, кто это? Это  Она принесла для вас загадки. Хотите их послушать?

«Она и в озере, она и в лужице.

Она и в чайнике у нас кипит.

Она и в реченьке бежит, журчит. Что это?»

«Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды).

О чем эти загадки? Вот и говорить мы сегодня будем о воде.

Так что же такое вода? Вода – это жидкость. Она течет. Её можно налить во что-нибудь, вылить, перелить. Вот у вас на столах есть стаканчики с водой. Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой? Правильно, она льется. Мы можем лить воду тонкой струйкой, она течет не прерываясь. Значит вода какая? Правильно, она жидкая. ( Закрепляет с детьми).

Воспитатель показывает детям два стакана, в одном молоко, во втором стакане – вода. В оба стаканчика положить палочки или ложечки.

Воспитатель: Перед вами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стаканчике с молоком – нет. Значит, вода – прозрачная, а молоко – нет

Вот у меня в стаканчике вода, а что это? (Краски). Как вы думаете, что произойдет с водой, если я в неё добавлю краску? Посмотрим. ( Воспитатель набирает на кисточку краску и опускает в стаканчик с водой, хорошо перемешивает). Что произошло с водой? Правильно, она поменяла цвет. Вода не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Вода изменяет свой цвет в зависимости от того. Что в неё добавлено.

А теперь понюхайте воду. Что вы можете сказать о запахе воды? Правильно, вода не имеет запаха.

Две сестрицы, две руки –

Левая и правая (показ рук поочередно)

Рвут на грядках сорняки

И друг дружку моют

Воду моря и реки

Загребают, плавая (выполняют плавательные движения).

Д/И «Кому нужна вода?»

Воспитатель: Ребята, представьте, что обруч – это вода. На столе разложены картинки. Вам нужно выбрать и положить в обруч те картинки, которым нужна вода. ( Дети выбирают и раскладывают картинки).

Подвижная игра «Капельки и тучка».

Воспитатель: Ребята, капелька хочет с вами поиграть. Предлагаю вам превратиться в капельки. ( Дети надевают шапочки капелек) Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручеек, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали в океане, а потом вспомнили, что мама-Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-Тучке.

Итак, мы с вами узнали, что вода – это жидкость. Её можно наливать, переливать в разные ёмкости.

Вода – бесцветная. Не имеет цвета, но ее можно легко окрасить в любой цвет. Вода не имеет запаха.

Вода очень важна для каждого человека. Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду. Поливать растения, стирать белье, мыть посуду, овощи, фрукты, умываться, мыться и мыть руки и т.д.).

А кто еще нуждается в воде? (Животные, рыбы, растения, птицы и т.д.).

Вода нужна всему живому на Земле. Без воды все живое погибнет. Поэтому воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как можно беречь воду? (Не засорять водоемы, закрывать кран с водой и т.д.).

Вот сколько интересного мы узнали о воде.

и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Ребята, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла –

Только в садик я зашла,

Правильно!  (Показывает капельку )

Ну вот, ребята, пришла капелька ко мне и плачет бедная, грустит, а потом мне говорит:

-Дети кран закрыть забыли, и все мои подружки – капельки уплыли.

И сказала я в ответ:

– у нас таких детей здесь нет.

Мы воду попусту не льем,

Мы водичку бережем.

И у нас в саду осталась.

Давайте расскажем капельки, что мы знаем о воде.

Слушают,  отвечают на вопросы.

Дети вступают в проблемный диалог

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, где у нас в группе живет вода?

(воспитатель просит повторить всех детей, что вода живет в кране)

Воспитатель: А какая вода бежит с крана?

Воспитатель: А какой водой мы моем руки?

Воспитатель: А как нам получить теплую воду?

Воспитатель: А какую песенку поет вода?

Воспитатель: А какую песенку поет капелька?

Воспитатель: А в туалетной комнате для чего вода?

Воспитатель: А давайте покажем  как мы умеем правильно умываться. Вставайте  в круг.

-Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

Брызги вправо, брызги влево, будет мокрым наше тело!

Полотенчиком пушистым вытрем ручки очень быстро!

Воспитатель:  Для чего  нужна вода в буфетной?

Воспитатель: А тут для чего у нас стоит бутыль  с водой?

Воспитатель: В игровом уголке  нужна ли нам вода?

Воспитатель: В уголке природы кому тут нужна вода?

Воспитатель: Ребята, а где на улице живет вода?

Воспитатель: Давайте покажем как падают капельки.

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва,

А теперь, ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию, где мы с вами узнаем о свойствах  нашей капельки. Но сначала нам надо одеть фартуки.

Прежде, чем приступить к исследованиям, я вам расскажу о  правила поведения в лаборатории:

– не шуметь, этим мы мешаем другим

– аккуратно обращаться с инструментами

– слушать внимательно воспитателя

– внимательно следить за результатом опыта

– закончив наблюдение, сделать вывод.

Опыт №1: «Вода – жидкость» провожу вместе с детьми.

Воспитатель: Ребята, что у нас в стакане?

Воспитатель: А теперь давайте перельем воду со стаканчиков в стакан. Почему мы смогли это сделать? Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая.

Итак, какая вода? (Жидкая).

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Вывод: Вода – это жидкость (вешаю символ на доску).

Опыт №2 «У воды нет запаха».

Воспитатель предлагает детям пододвинуть стакан с водой и понюхать воду.

Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет.

Итак: Чистая вода не имеет запаха (вешаю символ)

Опыт №3 «Вода прозрачная»

Воспитатель: (показывает стакан с молоком) Ребята, а что находиться в этом стакане?

Воспитатель: Какого цвета молоко?

Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стакана ставлю ложки.

Воспитатель: В каком стакане видно ложку? Правильно, в стакане с водой. Как вы думаете, почему в этом стакане видно ложку?

Дети: Вода прозрачная, а молоко нет.

Вывод: Вода не имеет цвета (вешаю символ на доску).

Опыт №4 «Вода окрашивается»

Стакан  с крышкой (дно крышки заранее окрашено в краски) с чистой водой

Воспитатель: Ребята, какая вода в стакане?

( Воспитатель спрашивает в какой цвет у кого окрасилась вода)

Вывод: Вода окрашивается.

Опыт №4 «Волшебница вода»

Ребята, А почему воду называют волшебницей? Даю подсказку (картинки снега, льда, сосулек). Вода может превращаться в снег, лед, сосульки,  пар, росу) Из-за этих превращений воду называют волшебницей.

Опыт №3 «У воды нет вкуса»

(  на столе с питьевой водой стоят одноразовые стаканчики)

Воспитатель наливает в чистый стакан воды и просит попробовать на вкус.

Вывод: Вода не имеет вкуса (вешаю символ)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь я приглашаю  вас к следующему столу, посмотрим, что у нас на столе? (ватман с изображением яблони) Давайте дорисуем капельки дождя, чтобы наша яблоня цвела!

Дорисовываем капельки дождя с чтением заклички

-Дождик, лей посильней!

Чтобы листья были зеленей!

Вот такая получилась яблоня у нас (вешаем на доску)

Дети отвечают на вопросы.

Повторяют все вместе.

Поют вместе песенку воды.

Поют вместе песенку капельки.

Дети  встают в круг,

показывают пальчиковую гимнастику.

Ответы детей на вопросы.

Дети маршируют на месте набирая скорость.

Одевают фартуки, садятся за столы.

Повторяют правила поведения в лаборатории.

Отвечают на вопросы, переливают со стакана в стакан воду и делают вывод.

Дети делают вывод.

Дети нюхают воду в стакане.

Дети рассматривают стакан с молоком и отвечают на вопросы.

Проводят опыт, ставят в стакан с водой и в стакан с молоком по ложки. Рассматривают, сравнивают и делают вывод.

Проводят опыт: берут баночку с крышкой и трясут.

Дети рассказывают, что  изображено на  картинах, вступают в диалог с воспитателем.

Пробуют воду на вкус.

Дети подходят к столу, рассматривают рисунок и отвечают на вопросы.

Дорисовывают капельки дождя (нетрадиционная  техника рисования) с чтением заклички.

Дети  вытирают салфетками руки, снимают фартуки и садятся на стульчики.

Познавательно – исследовательская деятельность

Подготовила Новикова Е. А

Познакомить детей с понятием «Воздух» и некоторыми его свойствами, способами его обнаружения и способами определения горячий – холодный воздух.• дать понятие что такое «Воздух» и некоторые его свойства.• Учить отвечать на вопросы воспитателя в экспериментальной деятельности, давать четкий ответ.• Учить делать обобщающие выводы после проведенного опыта• Развивать экспериментальный интерес к проведению опытов, речь, внимание.• Развивать логическое мышление, познавательно – исследовательскую деятельность.• Способствовать развитию интереса к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.• Воспитывать интерес и желание заниматься в дальнейшем опытно – экспериментально деятельностью. игровая ситуация, беседа, эксперимент, обобщение, подведение итогов и результативность НОД. полиэтиленовые пакеты, веера, контейнер с дольками апельсина, мыльные пузыри ; трубочки для коктейля; стаканчики с водой.

Беседа «Живая и неживая природа», загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер» М. Исаковского. Наблюдение на прогулке за ветром.

Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с вами.

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй лёгкий ветерок,

Здравствуй маленький цветок.

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Вот какие молодцы. Ребята, а я предлагаю вам сегодня поиграть в игру. Называется она «Научная лаборатория». В лаборатории проводят различные опыты и исследования.  Ребята, в лаборатории нужно соблюдать определенные правила поведения: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты .

Ребята, послушайте загадку:

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой!

Что это? ( ответы детей) Правильно – это воздух. Ребятки, а что такое воздух?

Мы не знаем

Давайте вместе выясним все про воздух. А помогут нам в этом различные предметы.

Воздух вокруг нас повсюду. Попробуйте поймать руками воздух (дети пробуют ловить воздух)

Получилось поймать воздух?

Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

1. Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Подойдите к столу, возьмите пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). Теперь набираем воздух в пакет.

Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.

Посмотрите, какой теперь стал пакет?

Что вы поймали?

Ребята, покажите, сколько воздуха в ваших пакетах.

Посмотрите, какого цвета воздух в вашем пакете?

Откройте пакет, посмотрите, вы видите воздух?

Значит воздух, какой? (прозрачный, бесцветный). Молодцы, ребята. А вот интересно, чем пахнет воздух? Давайте вдохнём в себя воздух. Что вы чувствуете?

Правильно. Воздух не имеет запаха. А я сейчас приготовлю для вас сюрприз, закройте глазки.

2. Опыт « Чем пахнет воздух»

У нас есть волшебная коробочка, посмотрите, что в ней? Чем пахнет?

Правильно. Значит мы сделаем вывод – воздух у нас ничем не пахнет, но он может передавать запахи.

Молодцы, ребята, мы справились с заданием. А теперь давайте подумаем какой бывает воздух? Может он быть холодным или горячим?

3. Опыт « Горячо – холодно»

Давайте представим, что мы на улице. Там холодно и у нас замёрзли ручки. Чтобы их согреть нужно подышать на них тёплым воздухом. Давайте попробуем. (сложить руки и подуть). Каким воздухом мы дуем?

Правильно, мы дуем тёплым воздухом и ручки согреваются. А теперь давайте представим, что нашим ладошкам жарко. Давайте на них подуем другим воздухом. (дуем на ладошки) Каким воздухом мы дуем?

Правильно. И с этим заданием мы справились. Мы узнали, что воздух может быть холодным и горячим. А сейчас давайте немного отдохнём.

Раз, два, три, четыре, пять! (шагаем на месте)

Все умеем мы считать, ( хлопаем в ладоши)

Отдыхать умеем тоже ( прыжки на месте)

Руки за спину положим, ( руки за спину)

Голову поднимем выше ( подняли голову)

И легко – легко подышим. ( глубокий вдох – выдох)

Ребята, а для чего нам нужен воздух?

Правильно. Все люди дышат воздухом через нос. Покажите ваши носики. Давайте подышим носиком:

Носиком дышу свободно,

Тише, громче, как угодно.

Дышат птицы и цветы,

Дышит он и я, и ты.

4. Опыт « Вода – воздух»

Мы сейчас с вами дышали носиком, значит воздух есть и внутри нас?

Давайте проведём эксперимент. У нас есть трубочка водичка. Давайте подуем в трубочку. Что получилось в стаканчике?

Правильно. Это пузырьки воздуха. Значит воздух есть внутри нас. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Молодцы, ребята. Воздух есть и вокруг нас.

5. Опыт « Веерочки»

Ребята, что это?

Правильно. Возьмите веер и помашите им. Что получилось?

Правильно. А теперь подуйте друг на друга. Чувствуете ветерок? Правильно. Мы с вами узнали, что воздух есть внутри и вокруг нас.

Ребята, какие вы сегодня молодцы, вы настоящие исследователи. Мы выполнили все задания. Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе:

– Воздух невидимый, прозрачный, ничем не пахнет, но может передавать запахи, бывает холодным и горячим, воздух есть внутри и вокруг нас. А теперь я предлагаю поиграть. Приготовьте ваши ладошки:

Начинаем мы играть.

Посмотрите, что у меня есть.

Правильно. Они без воздуха тоже не могут быть. Давайте их надуем. ( игра с мыльными пузырями)

Конспекты занятий по познавательно – исследовательской деятельности с детьми младшего возраста

Ребята, Маша Знайка приглашает нас в гости, в свою лабораторию. Пойдём?  Да. Давайте все наденем халаты, и Маша покажет нам много нового и интересного. Дети одеваются и проходят.

1. Ребята, что у меня в стаканчике? (воспитатель насыпает горкой песок разной величины). Песок. Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. А чтобы получилась большая горка песка, сколько нужно песчинок? Много. ( Ответы детей). А в песочнице сколько песчинок? Много. Песок состоит из множества песчинок.

Песок состоится из множества песчинок.

2. Ребята, давайте потрогаем песок. Какой песок? Сухой. Суньте руки в песок, а затем вытащите руки. Руки у нас чистые или грязные? Ответы детей. Чистые.

А теперь давайте проведём эксперимент с песком. Дети поливают песок водой. Что произошло с песком? Песок стал мокрым. Ребята, суньте руки в песок. Достаньте руки. Какие у вас стали руки? Руки мокрые, грязные. Почему руки мокрые? Ответы детей – Потому что мы полили песок водой.

Песок бывает сухой, но если песок полить водой он становится мокрым. Наше путешествие по лаборатории Маши Знайки  продолжается. Перед вами стоят два тазика, один с сухим песком, другой с мокрым песком. Сейчас мы будем делать пирожки с помощью формочек.

Пробуем лепить из сухого песка пирожки. Получается? Нет. А почему? Песок сухой, с него не получается лепить. . А теперь пробуем лепить с мокрого песка. Получается? Да. Почему? Песок мокрый.

Из мокрого песка можно лепить, а из сухого нельзя.

Ребята, нам пора возвращаться в группу. Давайте прощаться с Машей Знайкой.

Ребята, к нам в гости пришла Маша Знайка. Знайка приглашает нас снова провести опыты, одевайте халаты. Дети надевают халаты и проходят к столу. На столе лежат камни разного размера (большие и меленькие).

Ребята, посмотрите, что это? Камни. Возьмите их в руки, рассмотрите камни. Какие камни тяжёлые или лёгкие? Ответы детей. А теперь давайте определим тяжёлые камни или лёгкие Ответы детей. Ребята камни бывают тяжёлые и легкие.

А теперь поиграем с камнями. У меня есть два мешочка, в них мы положим камни. Один мешочек мы положим на подоконник, а другой мешочек положим на батарею. Проводится пальчиковая гимнастика.

Ребята, а теперь давайте потрогаем камни из мешочков. Какие камни в этом мешочке, холодные или теплые. Ответы детей. Дети трогают камни и отвечают на вопросы воспитателя. Ребята, а теперь давайте попробуем сжать камни, камни сжимаются. Нет. А у меня есть вата. Давайте попробуем сжать вату. Вата сжимается? Да. Вата сжимается, потому что она мягкая, а камни твёрдые они не могут сжиматься. Ребята, посмотрите, камни у нас разного цвета. А какого цвета камни? Жёлтые, зелёные, красные и синие. Ответы детей. Давайте разложим камни по цвету. Дети раскладывают камни по цвету. Молодцы ребята, вы хорошо справлялись с заданиями. Что сегодня узнали? Давайте прощаться с Машей.

Позвонил телефон, звонит Маша Знайка. Она снова приглашает нас к себе в гости, в лабораторию. Давайте снова оденем халаты. Дети надевают халаты. Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе. На столе стоит стакан с водой. А вода в стакане прозрачная? Ответы детей. А давайте поиграем с вами в игру, добавим в стакан с водой ложку муки и размешаем. Какая стала вода? Ответы детей. Мутная, грязная, не прозрачная. А почему? Мы добавили в воду муку. Ребята, посмотрите, у меня есть маленькие шарики, давайте положим один в прозрачную воду, а другой положим в мутную воду. В какой воде видно шарик? Ответы детей. Теперь ребята мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной.

Ребята, а ещё мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы с вами попробуем поймать воздух. Воспитатель раздаёт всем пакетики. Воспитатель показывает детям, как ловить воздух. Дети повторяют. Потрогайте пакет. Что в нём? Воздух. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Лерочка, что в пакете? Теперь я выпущу воздух из пакета. Почему пакет стал тоненьким? Ответы детей.

Молодцы ребята, теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде.

Ребята, а теперь мы будем играть с бумагой. Каждый возьмёт в руки бумагу и положит её на ладошку. Дыхательная игра «Подуй». Поиграли, а теперь проведём опыт с бумагой.

Возьмите в руки лист бумаги. Потрогайте бумагу руками, какая бумага? Бумага тонкая или толстая? Ответы детей.

А теперь давайте попробуем смять бумагу, покажите, что получилось. Бумага смялась. Попробуйте бумагу порвать. Порвалась, почему? Бумага тонкая. Правильно бумага тонкая, она рвётся. Тоже самое действие проделать с толстой бумагой.

Тонкая бумага рвётся, а толстая нет. Тонкая бумага мнётся, а толстая не мнётся.

Ребята, вам понравились опыты с Машей Знайкой. Дети повторяют, чем они сегодня занимались. Прощаются, снимают халаты.

Эксперименты с водойТема:  Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются. Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель такое же действие проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Эксперименты с пескомТема:  Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. Емкость с песком, кувшин с водой.

Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? . Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается?  Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).

На мок ром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.

Эксперименты с воздухомТема:  Дать представление о том, что воздух легче воды. Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? . Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды. Эксперименты с камнямиТема: «Легкий – тяжелый» Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие. Три камня резко контрастные по величине.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).

Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Эксперименты с бумагойТема: Дать представление о том, что бумага легкая. Лист бумаги, емкость с водой.

Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони)(Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? . Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая).

Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.

Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД – Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста «Волшебница вода»

Главная 2 3 4 5 6

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе „Знакомство со свойствами воды“» размещена в разделах

– Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.

– Воспитывать бережное отношение к воде.

– Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Словарная работа: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная, цветная, светлая.

Предварительная работа: чтение потешек, стихотворений, чтение и рассматривание книги К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о воде, совместная работа в уголке природы.

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей второй младшей группы „Волшебные горошины“» размещена в разделах

Развивающие:1. Развивать познавательную активность детей, потребность и умение приобретать новые знания, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и применять в различных ситуациях.

2. Путём экспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи.

3. Развивать логическое мышление, внимание, умение рассуждать, доказывать.

Воспитательные:1. Воспитывать умение сообща решать поставленные задачи, интерес к окружающему миру.

2. Познакомить с правилами безопасности при работе с горохом и фасолью.

3. Формировать уважительное отношение к старшему поколению.

Словарная работа: 1. Обогатить речь детей прилагательными: «круглый», «овальный», «тяжёлый», «лёгкий».

2. Активизировать употребление слов крупа, опыт, эксперимент.

Методы и приёмы: игровые методы – путешествие в сказку; словесные – рассказ; наглядно – демонстрационные – просмотр кукольного спектакля; просмотр слайдов, исследовательский – создание проблемной ситуации.

Модель общения: личностно – ориентированная

Технологии: экспериментальная деятельность; здоровьесберегающая – физкультминутка.

Материалы: кукольный театр: бабушка курица, 2 петушка, чашечки, горох, фасоль, ёмкость с водой.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в сказку (показ кукольного спектакля)

На лесной опушке в маленькой избушке жили бабушка и Петушок.

-«Бабушка свари мне гороховый каши, пожалуйста» – просит Петя.

– Я, с удовольствием, да только, горох с фасолью перемешен, а перебирать некогда. Ты мне Петя помоги, горох от фасоли перебери и в воде горох промой. А я с огорода приду и кашу сварю.

– «Хорошо бабушка» – согласился Петя и проводил бабушку в огород.

Петушок сразу решил выполнить поручение. Но к нему пришёл друг, они стали играть и наш Петушок забыл, о чём просила его бабушка. Друг ушёл.

Петя как закричит: «Ку-ка-ре-ку, солнышко высоко, сейчас бабушка придёт, а я ничего не сделал». Сидит и плачет.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему петушок кричит? О чём попросила петушка бабушка?

Дети: Петя забыл про поручение бабушки. Нужно горох перебрать от фасоли и промыть её в воде.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой петушок грустный. Поможем Петушку.

Воспитатель: Подойдите к столу. В большой миски лежит крупа гороха и фасоли. Вы знайте, откуда взялась эта крупа?

Воспитатель: Поздней весной, мы сажаем семена гороха в землю. Греет солнышко, идут дожди и из горошинки вырастает побег, он растёт и зацветает, потом на месте цветка образуется плод стручок. Из стручка собирают новые горошинки, их сушат и снимают оболочку и получается крупа (показ слайдов).

Воспитатель: Ребята, вы теперь знайте, как получается крупа. Теперь давайте мы её переберём. Нужно из большой чашечки перебрать крупу – горох положить в одну тарелочку, а фасоль в другую. Начинаем. Только не забывайте, что крупу ни в рот, ни в нос, ни в уши засовывать нельзя!

(Дети отделяют горох и фасоль самостоятельно).

Воспитатель: Всё перебрали? Что в этой тарелочке, а что в этой?

Воспитатель: Горох какой?

Дети: Круглый, гладкий.

Воспитатель: Фасоль какая?

Дети: Овальная, гладкая.

Воспитатель: Молодцы, ребята горох от фасоли перебрали.

Петушок наш встрепенулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Шею вытянул, согнул

И по улице шагнул.

Воспитатель: Отдохнули, теперь вспоминайте, что просила бабушка сделать с горохом?

Дети: Промыть горох в воде.

Воспитатель: Сейчас мы с вами пойдём, помоем горох в ёмкости с водой

(высыпает горох в ёмкость с водой).

– Посмотрите, что произошло с горохом?

Воспитатель: Ребята, посмотрите что – то плавает на поверхности?

Дети: Мусор, грязь.

Воспитатель: Ребята, если предмет тяжёлый, то он утонет, а лёгкий – останется на поверхности. Какой из этого можно сделать вывод?

Дети: Горох тяжёлый, а мусор лёгкий.

Воспитатель: Молодцы, помогли Пети. Посмотрите, какой он весёлый сидит и спасибо вам говорит. Бабушка теперь сварит кашу. Он вам за это приготовил сюрприз в тарелочки с фасолью (Дети ищут сюрприз в фасоли).

Воспитатель: Ребята, какое мы сегодня доброе дело сделали, кому мы сегодня помогли? Что мы ему помогали делать?

Что нового и интересного вы узнали?

Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Ребята, давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, чтобы создать хорошее

настроение. Чтобы узнать много нового, нужно быть внимательными, не шуметь, слушать друг друга.

Посмотрите, сегодня к нам пришла гостья. Как вы думаете кто это? Это капелька.

О чём эти загадки? Вот и говорить мы сегодня будем о воде.

А теперь она приглашает нас стать капельками. (дети закрывают глаза и превращаются в капельки). У нас прошел волшебный дождик и склеил все капельки. Получился ручеек. Веселый ручеек стал двигаться по группе и добежал до столов.

Опыт №1. Так что же такое вода? Вода –это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь, вылить, перелить. Вот у вас на столах есть стаканчики с водой. Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой? Правильно она льётся. Мы можем лить воду тонкой струйкой, она течёт не прерываясь. Значит вода какая? Правильно она жидкая.

Опыт №2. Посмотрите на стаканчики с водой. Какого цвета вода? Правильно вода не имеет цвета. Она бесцветная. А теперь положите в стаканчик камешки. Что произошло? Вам видны камушки?

Если мы хорошо их видим, значит вода прозрачная.

Опыт №3. Ребята подойдите сюда к столу. Вот у меня в стаканчике вода, а это что? (краски). Как вы думаете, что произойдёт с водой, если я в неё добавлю краску? Посмотрим. (воспитатель набирает на кисточку краску и опускает в стаканчик с водой, хорошо перемешивает).

Что произошло с водой? Правильно она поменяла цвет. Вода не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Опыт №4. А теперь понюхайте воду. Что вы можете сказать о запахе воды? Правильно вода не имеет запаха. Как выдумаете, вода имеет вкус? В стаканчиках есть вода, попробуйте её. Какая она? Вода безвкусная. А можем ли мы изменить вкус воды? Давайте добавим в воду сахар, хорошо перемешайте. Возьмите ложечку и попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (сладкий). Подойдите ко мне. Я добавлю в стаканчик несколько капель лимонного сока. Попробуйте ложечкой воду какой вкус у воды? (кислая). Значит мы можем по желанию изменять вкус воды.

«Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)

На цветы (показывается раскрывание кистей рук, как бутона)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льётся, льётся, ой-ёй-ёй (покачивание головы)

Побежали мы домой (бег на месте)

Итак мы с вами узнали, что вода – это жидкость. Она текучая. Её можно наливать, переливать в разные ёмкости.

Вода – бесцветная. Не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Ещё вода прозрачная.

Вода – безвкусная. Не имеет вкуса. Но вкус воды можно изменить.

Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете почему? Для чего нам нужна вода? (пить, готовить еду, поливать растения, стирать бельё, мыть посуду, овощи и фрукты, умываться, мыться и мыть руки и т. д.)

А кто ещё нуждается в воде? (животные, рыбы, растения, и т. д.)

Д/игра «Кому нужна вода?» (проводиться на ковре)

Посмотрите это обруч, а на ковре разложены картинки. Вам нужно выбрать и положить в обруч те картинки, которым нужна вода. (дети выбирают и раскладывают картинки)

Ребята, так кому же нужна вода? Правильно всему живому нужна вода. А что может произойти если не станет воды? (ответы детей)

Да вода нужна всему живому на Земле. Без воды всё живое погибнет. Поэтому воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как можно беречь воду? (не засорять водоемы, закрывать кран с водой)

«Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите у нас кипит,

Паром в чайнике шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Без воды нам не умыться.

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Нам сопутствует всегда

Наша спутница – вода!»

Ребята, мы сегодня с вами говорили о воде. Скажите, а какая она? (жидкая, текучая, бесцветная, прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, очень важна для всего живого)

Ну вот, нашей капельке пора в путь. А на память она нам оставила маленькие капельки. Капелька надеется, что вы будете всегда беречь воду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *