ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

3.1. В целях повышения
уровня физической подготовленности и
успешного выполнения оперативно-служебных
задач личный состав обязан регулярно
посещать занятия по физической подготовке,
ак­тивно участвовать в спортивных
тренировках и соревнованиях, в
физкультурно-оздоровительных мероприятиях,
систематически выпол­нять утреннюю
физическую зарядку, а при длительном
пребывании в командировках заниматься
физической подготовкой самостоятельно.

3.2. Для занятий по
физической подготовке и сдачи нормативов
сотрудники обязаны ежегодно проходить
медицинское освидетельство­вание и
в соответствии с их возрастом распределяются
на следующие возрастные группы:

3.3. Личный состав,
который по состоянию здоровья не может
быть допущен к занятиям по физической
подготовке, временно занимаются лечебной
физической культурой по назначению
врача и под руководством специалистов,
медицинских работников.

3.4. Занятия по
физической подготовке организуются и
прово­дятся в служебное время в течение
года по месту службы (работы).

Общее количество
времени, отведенное на занятия и сдачу
конт­рольных нормативов для личного
состава (вклю­чая постоянный состав
учебных заведений МЧС России), составляет
не менее 100 часов в год.

3.5. Занятия по
физической подготовке проводятся в
спортивной или форменной одежде, в
зависимости от темы занятий, места
прове­дения и погодных условий
(приложение № 1).

3.6. Форма одежды
устанавливается: на занятия – преподавате­лем
(инструктором), проводящим занятия, на
проверках – лицом ор­ганизующим
проверку: при проведении спортивных
соревнований – главным судьей соревнований
в зависимости от вида спорта и дейс­твующих
правил.

3.7. Лица, проводящие
занятия по физической подготовке с
лич­ным составом, специалисты
медицинской службы, физической подго­товки
и спорта обязаны принимать все необходимые
меры по предуп­реждению травматизма
в процессе физической подготовки.

3.8. Предупреждение
травматизма обеспечивается:

тщательной
подгонкой обмундирования, спортивной
одежды и обуви,

проверкой
исправности и безопасности спортивных
сооруже­ний, мест выполнения упражнений,
инвентаря и оборудования;

правильной
организацией и методикой проведения
всех форм физической подготовки,
поддержанием в процессе занятий и
соревно­ваний высокой дисциплины;

строгим соблюдением
правил проведения спортивных соревнова­ний;

заблаговременной
подготовкой и применением средств
страхов­ки и оказанием помощи при
выполнении упражнений (приемов),
свя­занных с риском и опасностью;

учетом состояния
здоровья и физической подготовленности
сотрудников, особенно имеющих отклонения
в состоянии здоровья или перенесших
заболевания;

постоянным
наблюдением за внешними признаками
утомления личного состава;

разъяснительной
работой среди личного состава о мерах
пре­дупреждения травматизма;

соблюдением мер
исключающих возможность обморожений,
теп­лового и солнечного ударов, других
обморочных состояний.

Зарядка
должна проводиться в хорошо проветренной
комнате, а если позволяют условия – на
свежем воздухе. Выполнять упражнения
следует в легкой, не стесняющей движения
одежде. После зарядки рекомендуются
водные процедуры – влажное обтирание,
обмывание, прием душа, летом – купание.
При выполнении зарядки необходимо
следить за самочувствием и правильным
дыханием во время упражнения. Лицам
пожилого возраста, а также лицам, с
какими-либо нарушениями в состоянии
здоровья перед тем как начать занятия
зарядкой следует посоветоваться с
врачом и проводить занятия под его
контролем. Для регулирования нагрузки
при занятиях зарядкой важен самоконтроль
– наблюдение за физическим состоянием
(подсчет пульса, периодическое
взвешивание).
Каждый организм
характеризуется комплексом специфических,
присущих только ему свойств. На земле
не существует двух одинаковых организмов,
более того, в одном многоклеточном
организме нет двух одинаковых клеток
– каждая клетка уникальна и отличается
от других. Поэтому, наряду с общими
принципами построения комплекса утренней
гимнастики, при его разработке необходимо
учитывать и индивидуальные особенности
организма. При разработке комплекса
утренней гимнастики необходимо учитывать
следующие наиболее важные факторы:
состояние здоровья организма, общую
физическую подготовленность организма,
индивидуальные биологические ритмы
организма

Я
предлагаю комплекс упражнений максимально
приближенный к универсальному.

Основной формой организации занятия по ФК является урок. Урок составлен по определенному плану, позволяющему распределить материал в нужной последовательности, исходя из задач урока и конкретных условий.

Структура урока предусматривает три части:

– подготовительная (разминка);

Каждая часть урока имеет свои задачи, разрешаемые специфическими средствами.

Задачи подготовительной части:

– организовать занимающихся и сконцентрировать их внимание;

– подготовить двигательный аппарат, нервную и сердечно-сосудистую системы, дыхательную систему, повышенной двигательной активности.

ОРУ – общее развивающее упражнение.

Общие развивающие упражнения могут выполняться на месте, в движении.

Упражнения должны выполняться в такой последовательности.

Упражнения для мышц:

– верхнего плечевого пояса (рук);

Объяснять упражнение необходимо с исходного положения: узкая стойка, ноги врозь, широкая стойка, ноги врозь. Затем положение рук, упражнения выполнять на счет 1-4, 1-8, 1-16. Прыжки 1-16, 1-32.

Методическое пособие  по физической культуре

Тема 1 Физическая культура и спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Эстетика физической культуры и спорта        4

Тема 2 Биологические и социально-биологические основы физической культуры        12

Темы 3-4 Физиологическая характеристика двигательной активности и формирование движений        16

Тема 5 Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья        25

Тема 6 Психофизиологические основы учебного труда студентов, средства физической культуры в регулировании работоспособности        29

Тема 7 Спорт  Индивидуальный выбор видов спорта и систем физического

Тема 8 Педагогические основы физического воспитания        39

Тема 9 Общая и специальная физическая подготовка        50

Тема 10 Врачебный и педагогический контроль и самоконтроль        58

при занятиях физическими упражнениями и спортом        58

Тема11 Основы методики самостоятельных занятий        63

Тема 12 Профессионально–прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)         75

Тема 13 Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста        82

Тема 14  Критерии оценки теоретической части заданий        86

по физической культуре в виде тестов        86

Методическое пособие содержит учебные задания по физической культуре для теоретических и семинарских занятий. Тематика заданий соответствует содержанию ФГОС по дисциплине «Физическая культура».

Данное пособие способствует систематизации знаний студентов по изучаемой дисциплине, воспитанию организованности, дисциплинированности и самостоятельности. Оказывает помощь при подготовке к итоговому семестровому контролю знаний.

Задания разработаны в виде тестов и контрольных вопросов по изученной теме, выполнения творческих заданий. Задания следует выполнять с использованием соответствующих учебников. Список рекомендуемой литературы представлен в конце учебного пособия.

Характеризуя задания, следует отметить, что часть тестов требует выбора правильного ответа или установления соответствия предложенных вариантов ответов. Часть тестов носит репродуктивный характер, выполняется в виде заполнения пропусков или дополнений в предложениях.

Методическое пособие предназначено студентам очного обучения технических специальностей.

Тема 1 Физическая культура и спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Эстетика физической культуры и спорта

Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая обеспечивает базовый уровень физической подготовленности человека. Именно она характеризует наличие основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Базовая физическая культура служит фундаментом для специализированных видов подготовки (профессионально-прикладной, спортивной и т.п.).

На базовой физической культуре, т.е. на обшей физической подготовке, основывается и процесс физического воспитания во всех образовательных учебных заведениях.

Спорт и туризм. Следует обратить особое внимание на составляющие физической культуры, которые при определенных условиях выступают и как самостоятельные заметные общественные явления культурной жизни, и как самостоятельные сферы человеческой деятельности. Это, прежде всего спорт и туризм.

это часть физической культуры, посредством которой человек стремится расширить физические и психические границы своих возможностей. Соревновательная деятельность является отличительной чертой спорта от других занятий физическими упражнениями.

Спорт — составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Следует отметить, что в настоящее время принято подразделять общее понятие «спорт» на массовый спорт и спорт высших достижений («большой спорт»). — занятия отдельными видами спорта или физическими упражнениями в разнообразных соревновательных формах с целью активного отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности и достижения физического совершенства. Эти задачи совпадают как с общей целевой направленностью физической культуры, так и с рядом положений базовой физической культуры.

Вместе с тем существует так называемый «большой спорт», который по своей направленности все дальше уходит от задач физической культуры. Спорт высших достижений уже сейчас может рассматриваться как самостоятельная сфера человеческой деятельности, где спорт проявляется и как профессиональный труд спортсменов, и как зрелище, и как крупный бизнес и т.д. (более подробно этот вопрос будет рассматриваться в гл. 7).

существенная составляющая физической культуры. Активные виды туризма (пеший, вело – водный и др.) являются действенными физическими упражнениями, очень часто имеющими не только оздоровительный, спортивный, но и профессионально-прикладной характер. В то же время существуют и коммерческие виды туризма, которые в большей мере решают задачи познавательного характера и в меньшей степени связаны (или вообще не связаны) с физическими упражнениями и нагрузками оздоровительного характера.

Профессионально-прикладная физическая подготовка связана с процессом профилированного (направленного) использования средств физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессии. К этому компоненту физической культуры условно можно отнести и производственную физическую культуру, связанную с оптимизацией трудовых процессов в различных профессиональных сферах труда (повышение и восстановление профессиональной работоспособности, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма). В эту же составляющую физической культуры можно включить и специальную физическую подготовку военнослужащих, которая профилируется в соответствии с особенностями службы в различных родах войск.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура представляет собой специально направленное использование средств физической культуры для лечения заболеваний, восстановления отдельных функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.

К этому разделу относится лечебная физическая культура и кинезиотерапия (лечение болезней движениями). Оба этих направления находятся на стыке двух наук: теории физической культуры и медицины.

В последние десятилетия сложилась система мер спортивно-реабилитационного характера, которая пригодна для применения и в сфере различных видов трудовой деятельности.

«Фоновые» виды физической культуры. Под этим условным названием объединены два подраздела физической культуры:

осуществляется в рамках повседневного быта: утренняя гигиеническая гимнастика («зарядка»), пешие оздоровительные прогулки и другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками.

— обычно представлена в режиме расширенного активного отдыха (спортивные развлечения с нестрого нормированными и нефорсированными физическими нагрузками, а также охота, активные виды рыбалки, активно-двигательные виды туризма). Сюда не входят речные и морские круизы, автотуризм, туристические вылазки на природу (типа пикника) из-за их малой двигательной активности. В отличие от других составляющих физической культуры, «фоновые» виды физической культуры (или, как их иначе называют, «малые формы») оказывают менее глубокое воздействие на физический статус и развитие организма, но они играют важную роль в оперативной регуляции текущего функционального состояния организма, создают определенные предпосылки к поддержанию повседневной активности человека в современных условиях жизни.

Средства физической культуры

Основными средствами физической культуры являются физические упражнения.

Они исторически сложились в виде гимнастики, игр, спорта и туризма. Физические упражнения представляют собой целенаправленные и осознанные двигательные действия. Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.

В качестве вспомогательных средств физической культуры выступают естественные силы природы (солнце, воздух и вода), их закаливающее воздействие, а также гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания и трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек).

Комплексное взаимодействие основных и вспомогательных средств физической культуры обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений – система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях, система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

Это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем, физическое развитие в определенной мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.

Социальные функции физической культуры

Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как:

Рассмотрим лишь некоторые из них.

Занятия физическими упражнениями и спортом создают возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств; развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника; формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту). В ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Отношения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения. Для физкультурников и спортсменов характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий.

В процессе занятий физической культурой и спортом (ФКС) человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения результата. Занятия ФКС создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности.

Физическая культура — важная часть валеологии. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура (АФК) — новое направление физкультурнооздоровительной работы с инвалидами. Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции. Последние органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.

По признакам общности их можно объединить в следующие группы:  Общее развитие и укрепление организма всех людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование         двигательных         навыков,         укрепление         здоровья, снижение процессов инволюций и т.д.)

Физическая подготовка людей к трудовой деятельности, защите Отечества  3. Удовлетворение потребностей людей в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни)

Определение следующих понятий

– это часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

– это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения.

– это исторически обусловленный уровень здоровья и         всестороннего         развития         физических         способностей         людей,         соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека.

Выберите правильный ответ

а) на повышение трудоспособности организма

б) на укрепление уровня здоровья

в) на повышение активности мозговой деятельности Ответ________

а) артериальное давление

б) продолжительность жизни

в) здоровье Ответ________

а) часть физической деятельности

б) часть физической культуры, направленная на совершенствование

психических и физических способностей

в) метод физического воспитания

а) приказ Министерства здравоохранения РФ

б) приказ Министерства обороны РФ

в) приказ Министерства образования РФ

а) Древняя Греция

в) физические и духовные Ответ________

Стороны эстетики спорта

Эстетика спорта возникла и развивается, с одной стороны, как определенная эстетическая дисциплина, а с другой стороны, как одна из наук о спорте Эстетические ценности создаются и воспринимаются людьми не только в искусстве, но и в процессе труда, в быту, в различных сферах человеческой жизни и деятельности. Во всем мире миллионы людей приобщаются к активным занятиям физическими упражнениями, принимают участие в спортивных соревнованиях Стремительными темпами развивается спорт высших достижений. Еще более широкое распространение получают массовый спорт, различные формы физической активности людей (в том числе оздоровительный бег, закаливание, лыжные прогулки, плавание, туризм и т.д.) Эстетика спорта, как особая эстетическая дисциплина и наука о спорте изучает все те эстетические явления, состоящие, функционируют и развиваются в области спорта.

Человек с развитым эстетическим вкусом имеет соответствующие потребности, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность в спорте.

Таким образом, эстетика спорта – это наука, предметом изучения которой является эстетическое содержание и эстетические ценности спорта; законы сознания, отражающие спорт с эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области спорта Эстетика спорта затрагивает и некоторые вопросы эстетического воспитания физкультурников и спортсменов, учитывая, что данный процесс является предметом изучения ряда других наук, например воспитания, педагогики.

Недостающие разделы программы обязательной учебной дисциплины «Физическая культура»

Формы внеучебных занятий по физической культуре Внеучебные занятия организуются в форме:

1. Физическая культура – часть человеческой культуры.

2. Физическая культура в структуре профессионального образования.

Тема 2 Биологические и социально-биологические основы физической культуры

а) клетки, ткани, органы, системы

системы, клетки, ткани, органы

в) системы, органы, ткани, клетки Ответ    __________

Основное жизненное свойство клетки

а) катаболизм (сбрасывание, разрушение, совокупность протекающих в живом организме ферментных реакций расщепления сложных органических веществ).

б) метаболизм (процессы, проходящие в любом живом организме для поддержания его жизни. Метаболизм позволяет телу расти, размножаться, заживлять повреждения и реагировать на окружающую среду).

в) ассимиляция (совокупность процессов синтеза в живом организме). Ответ    __________

а) 6 – 8 % массы тела человека

б) 9 – 10 % массы тела человека

в) 11 – 12 % массы тела человека

а) 50— 60 ударов в минуту

б) 60— 80 ударов в минуту

в) 80— 90 ударов в минуту

а) 12 – 18 млрд клеток

б) 13 – 19 млрд клеток

в) 20 – 26 млрд клеток Ответ    __________ Определение ткани человека

Ткань – это совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих одинаковое строение, функции и происхождение.

Характеристика видов ткани

— жидкая подвижная ткань внутренней среды организма, которая состоит из жидкой среды — плазмы и взвешенных в ней клеток — форменных элементов: клеток, постклеточных структур (эритроцитов – белые кровяные пластинки). Циркулирует по замкнутой системе под действием силы ритмически сокращающегося и не сообщается непосредственно с другими тканями

Кровь тоже является органом нашего тела, который имеет свое строение и свойства. Ниже приведены важнейшие составляющие анализа крови. Гемоглобин – пигмент, окрашивающий кровь в красный цвет. Он содержится в эритроцитах, которые являются составной частью крови человека.

Функция гемоглобина заключается в переносе кислорода с током крови. Если при обследовании крови выявляется повышенное содержание гемоглобина, значит, увеличено количество эритроцитов, которые его переносят. Такое явление может происходить также при условиях, когда человек находится высоко в горах, при очень сильной физической нагрузке, а также при сильнейшей жажде и сгущении крови. Если обнаружено пониженное содержание гемоглобина – это говорит о таком отклонении, как анемия.

Следующий важный показатель в анализе крови – это эритроциты. Красные кровяные тельца, переносящие кислород. Место рождения их находится в костном мозге. В норме у женщин их должно быть меньше, чем у мужчин. Если наблюдается повышения нормы эритроцитов, это может обозначать, что у человека болезнь костного мозга. Обезвоживание, в результате некоторых болезней, также приводит к повышению уровня эритроцитов.

При низком содержании эритроцитов наблюдается анемия. Лейкоциты, в отличие от эритроцитов – белые кровяные тельца. Зарождаются в красном костном мозге. В человеческом организме играют роль защитников от микробов и чужеродных веществ.

Понятие «внешняя среда». Перечислите ее природные, биологические и социальные факторы

На человека воздействуют различные факторы окружающей среды:

Суть принципа целостности организма и его единства с окружающей средой

Человек зависит от условий среды обитания точно так же, как природа зависит от человека. Между тем влияние производственной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация в результате аварий и нарушений технологий) ставит под угрозу существование самого человека. К примеру, в крупных городах значительно ухудшается естественная среда обитания, нарушаются ритм жизни, меняется климат. В городах интенсивность солнечной радиации на 15-20% ниже, чем в прилегающей местности, зато среднегодовая температура выше на 1-2ºС. Все эти изменения оказывают крайне неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Около 80% болезней современного человека – результат ухудшения экологической ситуации на планете. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации и проведения систематических занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происходят.

бщая схема энергетического обеспечения мышечного сокращения

Сокращение и напряжение мышцы осуществляется за счет энергии, освобождающейся при химических превращениях, которые происходят при поступлении в мышцу нервного импульса или нанесении на нее непосредственного раздражения. Химические превращения в мышце протекают как при наличии кислорода (в аэробных условиях), так и при его отсутствии (в анаэробных условиях).

конечный процесс, обеспечивающий все энергетические расходы мышцы Между тем длительная деятельность мышцы возможна лишь при достаточном поступлении к ней кислорода, так как содержание веществ, способных отдавать энергию, в анаэробных условиях постепенно падает

Темы 3-4 Физиологическая характеристика двигательной активности и формирование движений.

– это материал для построения клеток, тканей и органов, для синтеза ферментов, гормонов, гемоглобина и т. д. Белки имеют ни с чем несравнимое значение в питании человека: прежде всего они служат “строительным материалом” для всего организма, кроме того белки отвечают за основные обменные и регуляторные функции в организме.

Белки служат основой для создания тканей, например мышечных волокон. Белки выполняют транспортные функции в обменных системах организма, например гемоглобин (переносчик кислорода в крови) – сложный белок.

Также белки управляют функциями организма: некоторые важнейшие гормоны – белки, например инсулин. Белки участвуют в энергетическом обмене, в процессах пищеварения, обеспечивают защиту организма (токсины, антитела – тоже белки) и выполняют многие другие функции. Белки образуют также соединения, обеспечивающие иммунитет к инфекциям, участвуют в процессе усвоения жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов.

В химическом смысле, белки – это очень большие молекулы, состоящие из остатков аминокислот.

(сахара, сахариды) — органические вещества, содержащие карбонильную группу и несколько гидроксильных групп. Название класса соединений происходит от слов «гидраты углерода», оно было впервые предложено К. Шмидтом 1844 году.

Углеводы являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов представителей растительного и животного мира, составляя (по массе) основную часть органического вещества на Земле. Источником углеводов для всех живых организмов является процесс фотосинтеза, осуществляемый растениями.

– это класс органических веществ, ведущее назначение которых – энергообеспечение организма. Известно, что молекулы жира обладают большей энергоемкостью по сравнению с углеводами. Так, при сгорании (окислении) 1 г. жира до конечных продуктов – воды и углекислого газа выделяется в 2 раза больше энергии, чем при окислении того же количества углеводов. Жиры являются аккумуляторами энергии, но сгорают они в пламени углеводов. Иными словами, чтобы жиры освободили энергию, необходимо достаточное количество углеводов и кислорода.

Хорошо известно, что длительное голодание легче переносят люди, имеющие толстую жировую прослойку. Велика роль жира как пластического материала в сохранении теплового гомеостаза. Т.е. подкожно-жировая клетчатка сохраняет тепло, не давая ему рассеиваться в пространстве (жир – плохой проводник тепла).

Жировая ткань, будучи материалом рыхлым и мягким, “укутывает” хрупкие органы, предохраняя их от механических сотрясений и травм. В организме жир в основном входит в состав различных органов и заполняет пространство между ними.

Обмен воды и минеральных веществ

Человеческий организм на 60% состоит из воды. Жировая ткань содержит 20% воды (от ее массы), кости – 25, печень – 70, скелетные мышцы – 75, кровь – 80, мозг – 85 %. Для нормальной жизнедеятельности организма, который живет в условиях меняющейся среды, очень важно постоянство внутренней среды организма. Ее создают плазма крови, тканевая жидкость, лимфа, основная часть которых это вода, белки и минеральные соли.

Вода и минеральные соли не служат питательными веществами или источниками энергии. Но без воды не могут протекать обменные процессы.

– хороший растворитель. Вода входит в состав пищеварительных соков, участвует в удалении из организма продуктов обмена, среди которых содержатся и токсичные вещества, а также в терморегуляции.

Без воды человек может прожить не более 7 – 10 дней, тогда как без пищи 30 – 40 дней. Удаляется вода вместе с мочой через почки (1700мл), с потом через кожу (500мл) и с воздухом, выдыхаемым через легкие (300мл).

(лат vita – жизнь). Значение витаминов состоит в том, что присутствуя в организме в ничтожных количествах они регулируют реакции обмена веществ.

При недостатке в организме витаминов развивается состояние, называемое – гиповитаминозом. Заболевание, возникающее при отсутствии того или иного витамина, называется авитаминозом.

– это необходимые компоненты здоровой жизни человека. Они активно участвуют не только в процессе обмена веществ, но и в электрохимических процессах нервной системы мышечной ткани. Также они необходимы при формировании таких структур, как скелет и зубы. Некоторые минералы играют также роль катализатора во многих биохимических реакциях нашего организма.

Минеральные соли нужны нашему организму так же, как и белки, углеводы, жиры и вода. Почти вся периодическая система Менделеева представлена в клетках нашего организма, однако роль и значение некоторых элементов в обмене веществ до сих пор еще полностью не изучены. Что касается минеральных солей и воды, то известно, что они являются важными участниками процесса обмена веществ в клетке. Они входят в состав клетки, без них нарушается обмен веществ.

И так как в нашем организме нет больших запасов солей, необходимо обеспечить их регулярное поступление. В этом нам и помогают пищевые продукты, содержащие большой набор минеральных веществ.

Характеристика положительного эффекта воздействия физических нагрузок 1. Общий положительный эффект

Общий         эффект         регулярных         занятий         физическими         упражнениями

(тренированность) заключается в:

увеличивается масса и объем скелетных мышц, улучшается их кровоснабжение, укрепляются сухожилия и связочный аппарат суставов и др.;

Как правило, повышение общей тренированности к физическим нагрузкам имеет и неспецифический эффект – повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды (стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии), к простудным и

В то же время, длительное использование предельных тренировочных нагрузок, что особенно часто случается в «большом спорте», может привести к противоположному эффекту – угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Локальный положительный эффект

а) наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, составляющих его физиологических систем, отдельных органов, тканей, клеток и субклеточных структур, механизмы регуляции этих процессов, а так же действие факторов внешней среды на динамику жизненных процессов.

б) наука, изучающая деятельность клеток

в) наука, изучающая строение организма

Ответ   ____________

Адаптация – это

а)         специфическая         сущность         человека,         которая         не         упраздняет         его

б) приспособление органов чувств и организма к новым, изменившимся

в) способность быстро и рационально координировать движение тела

Ответ   ____________ 3. Гипокинезия – это

а) недостаток двигательной активности

б) повышение работоспособности

в) утомительная работа Ответ   ____________

Гипоксия – это

а) кислородный голод

б) снижение работоспособности

в) повышение артериального давления

Работоспособность – это

а) это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках

заданных временных лимитов и параметров эффективности

б) это приспособление органов чувств  и организма к новым условиям

в) это длительное использование предельных тренировочных нагрузок

Ответ ____________ 7. При гиподинамии – это

а) повышается утомляемость

б) увеличивается концентрация внимания

в) увеличивается способность к труду и обучению

Главный внутренний водитель ритма у человека

а) нервная система

в) гипоталамус Ответ   ____________

Тема 5 Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

акторы, определяющие здоровье человека

Отрицательное воздействие на организм человека вредных привычек

б) 80 – 100гр

в) 110 – 130

В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет

в) 2700 Ответ  ________

В среднем суточное потребление энергии у девушек составляет

а) Воспитание этических норм у подрастающего поколения

б) Удовлетворение  естественных потребностей человека в двигательной

в) Установление межличностных отношений

Какова суточная потребность организма в воде

а) 1 литр

б) 1,5 литра

в) соответствует количеству теряемой жидкости

При нагрузках, связанных с интенсивным потоотделением необходимо

а) увеличить суточную норму потребления поваренной соли

б) увеличить суточную норму потребления белков

в) увеличить суточную норму потребления углеводов Ответ  ________

Тема 6 Психофизиологические основы учебного труда студентов, средства физической культуры в регулировании работоспособности

Факторы физиологического характерасостояние здоровья, сердечнососудистой и дыхательной систем и др.

Факторы психологического характерасамочувствие, настроение, мотивация и др.

– степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума, влажности и др.

сновные формы самостоятельных занятий

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Приобщение студенческой молодежи к физической культуре – важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3-5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 2-7 раз в неделю по 1- 1,5 ч. Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшее время для тренировок – вторая половина дня, через 2-3 ч после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 ч после приема пищи и не позднее чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак (в это время необходимо выполнять гигиеническую гимнастику). Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего множества физических качеств, а также укреплять здоровье и повышать общую работоспособность организма. Специализированный характер занятий, т.е. занятия избранным видом спорта, допускается только для квалифицированных спортсменов.

Утренняя гигиеническая гимнастика – зарядка

Одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно после сна, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.

У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Зарядка полезна для всех людей, начиная с детского и кончая пожилым возрастом. Особо необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности (сидячие профессии).

Физические упражнения зарядки – простые и доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья – подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег ( пробежка ) или не утомительный кросс.

Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики

1. Упражнения на потягивание

2. Различные виды ходьбы

3. Общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.)

Планирование и управление самостоятельными занятиями

Планирование самостоятельных занятии осуществляется студентами под руководством преподавателя с целью четкого определения последовательности решения задач овладения техникой различных физических упражнений и повышения уровня функциональной подготовленности организма.

Управление самостоятельными тренировочными занятиями заключается в определении состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся на каждом отрезке времени занятий и в соответствии с результатами этого определения – в корректировке различных сторон занятий с целью достижения их наибольшей эффективности. Чтобы управлять процессом самостоятельных занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели самостоятельный занятий; определить индивидуальные особенности занимающегося; скорректировать планы занятий (перспективный, годичный, на семестр и микроцикл); определить и изменить содержание, организацию, методику и условия занятий, применяемые средства тренировки.

Задание Выберите правильный ответ 1. Обеспечить высокое качество профессиональной подготовки выпускников колледжа невозможно

а) без их собственной активной учебно-трудовой деятельности

б) без больших материальных вложений

в) без длительного отдыха Ответ   ________

Какой процент студентов ощущают дезадаптационный синдром при поступлении в институт

а) около 80%

б) около 35%

В) около 10% Ответ ________ 3. Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе

а) уменьшает продолжительность еѐ выполнения

б) увеличивает продолжительность еѐ выполнения

в) не влияет на продолжительность еѐ выполнения

Ответ ________ 4. Рассеянное внимание, частые отвлечения являются характеристиками

а) резкого утомления

б) значительного утомления

в) незначительного утомления

Ответ ________ 5. Какую продолжительность имеет период оптимальной (устойчивой) работоспособности

б) 1,5 – 3 часа

в) 3 – 6 часов

Ответ ________ 6. Какой из перечисленных периодов можно отнести к периодам снижения работоспособности

а) период оптимальной работоспособности

б) период врабатывания

в) период полной компенсации

Ответ ________ 7. Напряжение на экзаменах выше у студентов

а) с хорошей успеваемостью

б) со слабой успеваемостью

в) успеваемость не влияет на напряжение студентов

Ответ ________ 8. Период спада работоспособности у «жаворонков» и «сов» целесообразно было бы использовать

а) для занятий наиболее трудными дисциплинами

б) для посещения библиотеки

в) для отдыха, обеда

Ответ ________ 9. Какой режим занятий нежелателен в дни напряженной учебной деятельности (зачет, контрольная)

а) занятия с ЧСС выше 160 ударов в минуту и моторной плотностью 65 – 75 %

б) занятия с ЧСС 130 – 160 ударов в минуту и моторной плотностью 50 – 65%

в) занятия с ЧСС 110 -130 ударов в минуту и моторной плотностью 65 – 80% Ответ   ________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *