Общеобразовательные программы начального общего образования введены приказом Минпросвещения России No286 от 31 мая 2021 года

Занятие 6. Принципы реализации обучения в соответствии с ФОП НОО

ФОП НОО базируется на следующих принципах:

ФОП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Наиболее адаптивный срок освоения ООП НОО – четыре года. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса и учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Занятие 14. Корректировка ФГОС НОО в соответствии с ФОП

С 17 февраля 2023 года вступил в силу приказ Минпросвещения РФ от 8 ноября 2022 года № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Этот документ предполагает корректировку текста стандартов во избежание разночтений между ними и федеральными программами, по которым необходимо разрабатывать ООП школы и детского сада уже с 2023 года.

Ниже в таблице приведен перечень таких изменений по пунктам ФГОС НОО.

Обновление ФГОС связано с двумя законодательными нормами.

Во-первых, это статья 43 Конституции РФ, гарантирующая право на образование, а также общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 

Во-вторых, это статья 3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, в которой перечислены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, в том числе принцип единства образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства.

Гарантировать равенство ресурсов, условий и возможностей могут три составляющих:

Обновление ФГОС необходимо для того, чтобы:

Занятие 2. Субъекты образования в обновлённых ФГОС

Методологическая основа ФГОС осталась прежней: системно-деятельностных подход, предполагающий достижение образовательных результатов в ходе учебной деятельности, в ходе создания учебных ситуаций, в которых знание находит свое

применение при решении задач академической или практической направленности.

Обновления коснулись детализации и конкретизации образовательных результатов.

ФГОС — единственный государственный нормативно-правовой документ, который нормирует всю совокупность методических документов, по которым работает система образования. Без согласованности и единообразия подходов сложно добиться фокусировки на образовательном результате. 

ФГОС является ключевым регулятором содержания образования. Он определяет содержание образовательных программ, учебно-методических изданий, контрольно-измерительных материалов, программ дополнительного профессионального образования.

Исходя из этого можно выделить целевые группы ФГОС. 

Родители

На сегодняшний день родители не могут понять, чего добивается школа от школьника. Обновлённые ФГОСы содержат конкретику, которую поймут родители. Они могут открыть Стандарт и посмотреть, тому или не тому учат их ребёнка в школе. 

Педагоги

Каждый педагог, когда пишет рабочую программу, ставит перед собой какие-то профессиональные цели, и вопрос в том, насколько эти цели коррелируют или не коррелируют с государственной политикой и коррелируют или не коррелируют с нормативным документом. Если этой уверенности нет, педагог начинает искать опору в каких-то других документах. Кто-то находит в содержании учебника эту опору, в логике изложения предмета и образовательном результате, кто-то находит такую опору в кодификаторах, связанных с итоговой аттестацией. Кто-то вообще их берет из головы. Обновлённые ФГОС помогут решить эту проблему и сделают так, чтобы система давала прогнозируемый и понятный образовательный результат.

Руководители организаций общего и дополнительного профессионального образования

Руководители смогут ставить чёткие задачи, связанные с достижением образовательного результата, обсуждать, почему происходит достижение или недостижения и сбой в достижении результатов. 

Разработчики КИМ для государственной итоговой аттестации

Перед разработчиками стоит очень непростая задача в формулировке таких заданий на итоговую аттестацию, чтобы они проверяли не только твердые знания, hard knowledge, но и проверяли все другие компоненты образовательных результатов, которые могут быть выражены не только в предметном результате, но и в том, что называют метапредметным результатом. 

Одна из особенностей сформулированных, конкретизированных требований к Стандарту заключается в том, что формулировка конкретных результатов заключалась в том, чтобы не просто насытить конкретными результатами Стандарт, но и в том, чтобы они были сформулированы в деятельностном ключе и чтобы эти результаты были проверяемыми. 

Также обновлённые ФГОС в своей работе будут использовать:

Занятие 3. Особенности разработки и формулирования результатов обучения в обновлённых ФГОС

Стандарт задает планку формулировки образовательных результатов не просто в знаниевом ключе. Объём результатов не стандартизирован. 

По разным предметам во ФГОС получилось разное количество формулировок. По математике их меньше, по истории и литературе — больше. 

Стандарт сохраняет возможность дифференциации. Это не просто декларация. Если в прежнем Стандарте основного общего образования содержался тезис о возможностях дифференциации образовательных программ, то в обновленном Стандарте эта возможность дифференциации появляется уже на уровне двухуровневых результатов по 5 предметам: по математике, физике, биологии, химии, информатике. Эти предметы лежат в основе естественнонаучной грамотности. Школа может выбирать уровень изучения таких предметов. 

Детализации и конкретизации подверглись не только предметные результаты. Сохраняются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. 

В обновленном Стандарте результаты, связанные с личностными результатами и с метапредметными, усилены и систематизированы. Усилены в смысле конкретизации формулировок и их четкой классификации. 

Если старом Стандарте в отношении характеристики личностных результатов присутствует 10 формулировок этих требований, то в обновленном — 36 требований, распределенных по всем направлениям воспитательной деятельности. 

Воспитательная деятельность и личностные результаты сквозной нитью проходят через обновленный Стандарт. Они взаимосвязаны. Программа воспитания и способы организации, способы реализации этой деятельности, воспитательной деятельности в образовательной организации не ограничены тем, что только через программу воспитания достигаются личностные результаты. Каждый предмет в том числе обладает воспитательным потенциалом. 

Наличие в основной образовательной программе программы воспитания не должно ограничивать педагогов в части понимания воспитательной миссии, воспитательных задач образовательной организации. 

Речь идёт о двух составляющих воспитательной деятельности: о программе воспитания и воспитательном потенциале каждого предмета общеобразовательной программы. 

Достижение личностных результатов не является предметом аттестации. Но это не означает, что они не являются предметом оценки достижения образовательного результата. Другое дело, что эта оценка, система оценивания достижения образовательного результата – это функция педагога и школы. Должна быть система оценивания внутри. 

Аналогичная ситуация с метапредметными результатами. В действующем Стандарте основного общего образования и начального общего образования порядка 16 метапредметных результатов, которые даны единым списком, без систематизации, без структурирования. 

В обновлённых ФГОС три больших блока метапредметных результатов:

Этот ключевой раздел называется «Овладение универсальными учебными познавательными действиями». 

Два других раздела также в меньшей степени соприкасаются с предметными областями и с предметами, но в большей степени соприкасаются с личностными результатами. Это универсальные коммуникативные действия —действия, связанные с общением, совместной и командной деятельностью. 

Ещё один блок – универсальные регулятивные действия: самоорганизация и самоконтроль. 

Фактически в 2 раза увеличилось количество детализированных метапредметных результатов, поэтому говорить о том, что в обновленном стандарте недостаточно большое внимание или не уделяется внимание вопросам личностных результатов или метапредметных результатов – по меньшей мере спорное утверждение. 

Детализации подверглись все три группы образовательных результатов.

Принцип конкретизации результатов

Обратите внимание на формулировки. В них отглагольные формы акцентируют внимание на деятельности и возможности оценивания.

Кроме того, что необходимо было конкретизировать предметные результаты, нужно было их задать таким образом, чтобы было понятно, как и с помощью чего их можно оценить.

Задачи образовательных организаций и органов управления образованием

Основная задача — подготовить школу, учителя, систему образования к введению ФГОС. 

Например, в Стандарте математика разделена на три курса. Вероятность и статистика в последнее время включалась в рабочие программы по алгебре, но в качестве самостоятельного курса такого еще не было. Это заставляет нас повнимательнее присмотреться к тем изменениям, которые есть сегодня в Стандарте. 

В Стандарте вводится обязательность привлечения к реализации основной образовательной программы в случае необходимости разных категорий педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Раньше прямой нормы и такого требования в кадровом обеспечении Стандарта не было. Поэтому нужно очень внимательно посмотреть, насколько в данном случае те программы, которые реализуются в образовательных организациях, действительно нуждаются в таком кадровом аудите и в подкреплении реализации программы специалистами, которые участвуют в психолого-педагогической поддержке детей и педагогов. 

Для особых категорий детей это очень важный момент и очень важный залог качества реализации образовательной программы. 

В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ должны обратить особое внимание на аудит финансового обеспечения, потому что от этого будет зависеть правильность расчета нормативов. 

В Стандарте вводится обязательность комплектации школьных библиотек одним школьным учебником по одному предмету на одного обучающегося. Бумажным учебником. Если в прежнем Стандарте было «и/или», то есть технически было возможно обеспечить доступом к электронному учебнику, то обновлённый Стандарт этого не позволяет. 

В начальной школе сегодня треть детей с проблемами со зрением. Эта норма связана с тем, чтобы ограничить взаимодействие на уровне начальной школы между ребёнком и гаджетом. 

Поэтому вопрос укомплектованности школьных библиотек учебниками также должен быть рассмотрен и в случае необходимости должны быть приняты соответствующие решения. То есть дальше, следующим этапом мы должны понять, каковы дефициты, связанные с реализацией стандарта, и только потом планировать переход на Стандарт на региональном, муниципальном, федеральном уровне.

Занятие 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты в обновлённых ФГОС НОО

Ключевая педагогическая задача: создать условия, инициирующие действие обучающегося. 

Требования к результатам реализации образовательной программы сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода. 

В соответствии с системно-деятельностным подходом в процессе обучения обучающийся должен достичь трёх групп результатов:

Формулировки личностных результатов:

Формулировки метапредметных результатов:

Формулировки предметных результатов:

Занятие 5. Hard skills и soft skills в обновлённых ФГОС НОО

Обновлённые ФГОС способствуют достижению целей Указа Президента №204 от 7.05.2018 г. по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования. Они направлены на формирование hard skills и soft skills.

Нard skills в проектах ФГОС отражены:

Soft skills в проектах ФГОС соотносятся с результатами следующим образом.

Соотношение soft skills и результатов

Занятие 6. Детализация требований к разным группам результатов

Сравнение требований к личностным результатам

Сравнение требований к метапредметным результатам

Требования к предметным результатам

В обновлённых ФГОС требования конкретизированы по всем предметам. Всего 15-20 конкретизированных формулировок привязанных к части (году) изучения предмета.

Предметные результаты включают умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Занятие 7. Механизмы обеспечения вариативности образовательных программ, предусмотренные ФГОС

В обновлённых ФГОС используются те же механизмы вариативности:

Дополнение вводится в п. 12. Инновационные школы могут в произвольном порядке выполнять требования к предметным результатам.

Стандарты предусматривают возможность гибкого изменения срока освоения основной образовательной программы в связи с индивидуальным учебным планом или ОВЗ у ребенка. 

Предусмотрено деление на подгруппы по различным основаниям. В рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, кроме разбивки по темам (так называемого математического планирования), необходимо указывать форму проведения занятий. Расчет диапазона часов – минимум и максимум при пяти- и шестидневной учебной неделе – приведен, но при этом минимум ниже, а максимум чуть выше тех часов, которые действовали в предыдущем стандарте. 

На уровне основного общего образования по пяти предметам – это математика, информатика, физика, химия и биология – результаты определены на базовом и углубленном уровнях. Кроме того, в стандарте нашли свое отражение вопросы финансовой грамотности и навыков XXI века.

Проектная деятельность в обновлённых ФГОС

В обновлённых ФГОС проектная деятельность рассматривается, как

Особенности требований к ИОС в проектах ФГОС

В обновлённых ФГОС прописаны требования к информационной образовательной среде. Выделены три группы требований.

Занятие 8. Примерные рабочие программы по всем предметам начальной школы

Институт стратегии развития образования Российской академии образования разработал примерные рабочие программы по всем предметам начальной и основной школы. Программы были одобрены Федеральным учебно-методическим объединением. 

С 1 сентября 2021 года в 25 субъектах началась апробация примерных рабочих программ для того, чтобы к концу учебного года были получены замечания, предложения. С 1 сентября 2022 года апробированные выверенные примерные рабочие программы будут включены в реестр, и педагоги всей страны получат возможность пользоваться этими программами. 

2 июля 2021 года Президент подписал закон по внесению изменений в Закон «Об образовании в Российской Федерации». Сегодня школа или учитель может не разрабатывать свою рабочую программу по предмету, а взять программу из реестра и работать по ней. 

Кроме того, школа может использовать частично или полностью ту документацию, которая содержится в примерной основной образовательной программе, – это календарный план-график, расписание – и тоже не разрабатывать что-то свое, а пользоваться выверенными документами. 

Третья составляющая конструкции – это универсальные кодификаторы, которые разработаны Федеральным институтом педагогических измерений, и которые могут использоваться для мониторинга в системе образования как на федеральном уровне, так и для разработки образовательными организациями измерительных материалов. 

Вариативность остается, Закон об образовании никто не меняет. Если учитель хочет разрабатывать свою программу, никто ему препятствовать в этом не будет. Но для большинства учителей будет создана возможность пользоваться примерными рабочими программами, разработанными авторитетными учеными-практиками, чтобы не заниматься бюрократией, а иметь больше времени на профессиональное развитие, на работу с детьми. 

Примерные рабочие программы

Учебный план НОО

Занятие 9. Участие в международных исследованиях и обновлённые ФГОС

Системе образование дано глобальное поручение по вхождению России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Показателем вхождения является средневзвешенное место России в трех международных сравнительных исследованиях. 

Первое исследование – это PIRLS, читательская грамотность в 4-х классах. По результатам исследования 2016 года Россия занимает 1-е место, следующие результаты мы узнаем в 2022 году. То есть начальная школа у нас учит прекрасно. 

Следующее исследование – это TIMSS, математика и естествознание в 4-х и 8-х классах. Это классические, привычные для школьников задачки из наших учебников, которые соответствуют нашим образовательным программам. По итогам исследования в 2019 году в России 6-е место по математике и 3-е место по естественнонаучным в 4-х классах и 6-е место, соответственно, по математике и 5-е место по естествознанию в 8-х классах. Это хорошие результаты, наша основная школа учит хорошо. 

Ещё одно исследование – это PISA: умение 15-летних обучающихся использовать на практике те знания, которые они получили. Задания этого исследования содержат необычные для наших школьников формулировки и требуют понимания межпредметных связей, связи предмета с реальной жизнью, проявления кругозора. В этом исследовании Россия находится не на самых высоких позициях: по итогам исследования 2018 года читательская грамотность – 31-е место, математическая грамотность – 30-е место, естественнонаучная грамотность – 33-е место. 

Результаты ОГЭ прошлого года показали такую же картину: когда в задачи по математике были включены задания практической направленности, многие дети с ними не справились. Поэтому вопросы повышения функциональной грамотности будут для нас задачей номер один на ближайшие несколько лет. 

Банк заданий и методические материалы по формированию функциональной грамотности находятся на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования. Институт проводит еженедельные семинары, к участию в которых приглашает всех желающих. В каждом регионе необходимо создать план по развитию функциональной грамотности

Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности»

Занятие 10. Ключевые различия ФГОС-2009 и ФГОС-2021

Основные отличия ФГОС-2021

Актуализация содержания ФГОС НОО (сравнение документов 2009 и 2021 годов)

Занятие 9. Содержательный раздел ФОП НОО

Содержательный раздел ФОП НОО включает федеральные рабочие программы по учебным предметам, обязательным для уровня начального общего образования:

Программа по русскому языку на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания. На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка не только станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, но и будут востребованы в жизни.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения; читательской грамотности, а также закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести учащегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приемов работы с различными видами текста и книгой, знакомство с детской литературой. Вместе с тем предмет направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию его творческих способностей; на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нем, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:

Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.

Программа формирования универсальных учебных действий

Цель развития обучающихся на уровне начального общего образования реализуется через установление связи и взаимодействия между освоением предметного содержания обучения и достижениями обучающегося в области метапредметных результатов. Это взаимодействие проявляется в следующем:

Федеральная рабочая программа включает:

Занятие 2. Изменения в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным законом № 371-ФЗ от 24 сентября 2022 г. введены единые для Российской Федерации ФООП, которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России. При этом, согласно статьям 1 и 2 Федерального закона № 371-ФЗ, термин «примерные образовательные программы» на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно пункту 10.1 статьи 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральная основная общеобразовательная программа – это учебно-методическая документация (см. Занятие 1), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами.

Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.

Важно отметить, что общеобразовательные организации, согласно части 6.3 статьи 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам:

Федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета.

При этом для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература» и «Второй иностранный язык» по-прежнему могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий (федеральные государственные образовательные стандарты начального общего (далее – ФГОС НОО), основного общего (далее – ФГОС ООО) и среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 г. № 287, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).

Образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ федеральные образовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.

Занятие 12. Федеральный календарный учебный график

ФООП включают федеральный календарный учебный график, которым определено, что организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.

Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели.

Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.

Учебный год в образовательной организации заканчивается 20 мая. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий рабочий день.

С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.

Продолжительность учебных четвертей составляет:

Продолжительность каникул составляет:

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в которых не должна превышать 40 минут.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 20-30 минут, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития.

Занятие 13. План внеурочной деятельности

ФОП НОО включает также план внеурочной деятельности.

Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. При формировании плана внеурочной деятельности образовательная организация предоставляет участникам образовательных отношений право выбора направления и содержания учебных курсов.

Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все её формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики.

При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает:

Направления и цели внеурочной деятельности.

Занятие 16. Корректировка целевого раздела ООП НОО с учетом требований ФОП НОО

Целевой раздел ФОП НОО включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы и систему оценки достижения планируемых результатов. Такая структура соответствует и старому, и новому ФГОС НОО, а вот компоненты разделов отличаются. Обратимся к таблице, которая поможет проанализировать различия и скорректировать целевой раздел ООП НОО по новым требованиям.

Занятие 3. Структурные элементы ФООП

ФООП состоят из трех разделов:

а) федеральные рабочие программы учебных предметов;

б) программу формирования универсальных учебных действий;

в) федеральную рабочую программу воспитания;

а) федеральный учебный план;

б) план внеурочной деятельности;

в) федеральный календарный учебный график;

г) федеральный календарный план воспитательной работы.

Такая структура ФООП соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) к структуре основной образовательной программы.

При этом в структуре ФООП отсутствует раздел, содержащий требования к условиям реализации федеральных основных общеобразовательных программ. Соответствующий раздел основных общеобразовательных программ, включая финансовые, кадровые, материально-технические, психолого-педагогические и информационно-методические условия реализации образовательных программ, формируется образовательной организацией самостоятельно, исходя из имеющихся у неё условий и возможностей.

Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определены в ФГОС общего образования и включают:

В ФОП НОО представлены пять вариантов федерального учебного плана с учетом режима работы школы, языка обучения, возможности изучения родного языка/родной литературы.

Также необходимо учитывать требования санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – Гигиенические нормативы), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. № 62296), а также санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – Санитарно-эпидемиологические требования), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. № 61573).

Функционирование электронной информационно-образовательной среды образовательной организации должно соответствовать Федеральному закону № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г., Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г., Федеральному закону № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г.

При этом необходимо учитывать региональные/муниципальные нормы и требования в случае их закрепления нормативными правовыми актами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *