ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области
«Филология» учебный предмет «Литература»
тесно связан с предметом «Русский язык».
Русская литература является одним из
основных источников обогащения речи
учащихся, формирования их речевой
культуры и коммуникативных навыков.
Изучение языка художественных произведений
способствует пониманию учащимися
эстетической функции слова, овладению
ими стилистически окрашенной русской
речью.

Специфика учебного предмета
«Литература» определяется тем, что он
представляет собой единство словесного
искусства и основ науки (литературоведения),
которая изучает это искусство.

Курс
литературы в 5—8 классах строится на
основе сочетания концентрического,
историко-хронологического и
проблемно-тематического принципов, а
в 9 классе предлагается изучение линейного
курса на историко-литературной основе
(древнерусская литература — литература
XVIII в. — литература первой половины XIX
в.), который продолжается в 10—11 классах
(литература второй половины XIX в. —
литература XX в. — современная литература).

В примерной программе представлены
следующие разделы:

1. Устное народное
творчество.

2. Древнерусская
литература.

3. Русская литература
XVIII в.

4. Русская литература первой
половины XIX в.

5. Русская литература
второй половины XIX в.

6. Русская
литература первой половины XX в.

7.
Русская литература второй половины XX
в.

8. Литература народов
России.

9.  Зарубежная
литература.

10. Обзоры.

11. Сведения
по теории и истории литературы.

12. Диагностический,
текущий и итоговый контроль уровня
литературного образования.

В разделах
1—10 даются перечень произведений
художественной литературы и краткие
аннотации, раскрывающие их основную
проблематику и художественное своеобразие.
Изучению произведений предшествует
краткий обзор жизни и творчества
писателя.

Материалы по теории и
истории литературы представлены в
каждом разделе программы, однако особый
раздел 11 предусматривает и специальные
часы на практическое освоение и
систематизацию знаний учащихся по
теории литературы и на рассмотрение
вопросов, связанных с литературным
процессом, характеристикой отдельных
литературных эпох, направлений и течений.

В разделе 12 предлагается примерное
содержание занятий, направленных на
осуществление диагностического, текущего
и итогового контроля уровня литературного
образования.

В
начальном обучении предмет «Русский
язык» занимает ведущее место, так как
направлен на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетенции
младших школьников, при этом значение
и функции предмета носят универсальный,
обобщающий характер, поскольку успехи
в изучении русского языка во многом
определяют качество подготовки ребенка
по другим предметам. Специфика начального
курса русского языка заключается в его
тесной взаимосвязи со всеми учебными
предметами, особенно с литературным
чтением.

Цели
и задачи курса

При
распределении часов на изучение русского
языка учитывалось, что 10 % от их общего
количества отводится на реализацию
регионального компонента.

В
результате изучения курса русского
языка обучающиеся на ступени начального
общего образования научатся осознавать
язык как основное средство человеческого
общения и явления национальной культуры,
у них начнет формироваться позитивное
эмоционально-ценностное отношение к
русскому языку, стремление к его
грамотному использованию, русский язык
станет для учеников основой всего
процесса обучения, средством развития
их мышления, воображения, интеллектуальных
и творческих способностей.

Общая характеристика учебного предмета,

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в форме знаний, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы.

В данной программе в обобщённом виде:

1) называются изучаемые школьниками в 6 классе понятия, языковые явления, орфографические и пунктуационные правила, а также те определения и правила, которые необходимо повторить для успешного усвоения новой темы;

2) указываются те умения и навыки, которые приобретаются учащимися в данном классе и владение которыми требуется от каждого ученика:

■ разбирать слово фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) — синтаксически;

■ соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

■ находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

■ находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

■ пользоваться орфографическими, орфоэпическими и толковыми словарями;

3) определяются понятийная основа и инструментальные умения, связанные с развитием коммуникативных умений: ■

формулировать тему и основную мысль устного и письменного текста;

■ подробно, сжато, выборочно излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами рассуждения, описания предметов, животных);

■ составлять простой план исходного и собственного текста;

■ создавать элементарные сочинения-рассуждения, рассказы о случаях из жизни, описания отдельных предметов, животных (по наблюдениям, опыту, по картине). Правильно и уместно использовать языковые средства в разных текстах. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом)

Общая характеристика учебного предмета.

Математическое
образование является обязательной и
неотъемлемой частью общего образования
на всех ступенях школы. Обучение
математике в основной школе направлено
на достижение следующих
целей:

в
направлении личностного развития:

Математическое
образование играет важную роль как в
практической, так и в духовной жизни
общества. Практическая сторона
математического образования связана
с формированием способов деятельности,
духовная —с интеллектуальным развитием
человека, формированием характера и
общей культуры.

Практическая
полезность математики обусловлена тем,
что ее предметом являются фундаментальные
структуры реального мира: пространственные
формы и количественные отношения — от
простейших, усваиваемых в непосредственном
опыте, до достаточно сложных, необходимых
для развития научных и технологических
идей. Без конкретных математических
знаний затруднено понимание принципов
устройства и использования современной
техники, восприятие и интерпретация
разнообразной социальной, экономической,
политической информации, малоэффективна
повседневная практическая деятельность.
Каждому человеку в своей жизни приходится
выполнять достаточно сложные расчеты,
находить в справочниках нужные формулы
и применять их, владеть практическими
приемами геометрических измерений и
построений, читать информацию,
представленную в виду таблиц, диаграмм,
графиков, понимать вероятностный
характер случайных событий, составлять
несложные алгоритмы и др.

Без
базовой математической подготовки
невозможно стать образованным современным
человеком. В школе математика служит
опорным предметом для изучения смежных
дисциплин. В послешкольной жизни реальной
необходимостью в наши дни является
непрерывное образование, что требует
полноценной базовой общеобразовательной
подготовки, в том числе и математической.
И наконец, все больше специальностей,
где необходим высокий уровень образования,
связано с непосредственным применением
математики (экономика, бизнес, финансы,
физика, химия, техника, информатика,
биология, психология и др.). Таким образом,
расширяется круг школьников, для которых
математика становится значимым предметом.

Для
жизни в современном обществе важным
является формирование математического
стиля мышления, проявляющегося в
определенных умственных навыках. В
процессе математической деятельности
в арсенал приемов и методов че­ловеческого
мышления естественным образом включаются
индукция и дедукция, обобщение и
конкретизация, анализ и синтез,
классификация и систематизация,
абстрагирование и аналогия. Объекты
математических умозаключений и правила
их конструирования вскрывают механизм
логических построений, вырабатывают
умения формулировать, обосновывать и
доказывать суждения, тем самым развивают
логическое мышление. Ведущая роль
принадлежит математике в формировании
алгоритмического мышления и воспитании
умений действовать по заданному алгоритму
и конструировать новые. В ходе решения
задач — основной учебной деятельности
на уроках математики — развиваются
творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение
математике дает возможность развивать
у учащихся точную, экономную и информативную
речь, умение отбирать наиболее подходящие
языковые (в частности, символические,
графические) средства.

Математическое
образование вносит свой вклад в
формирование общей культуры человека.
Необходимым компонентом общей культуры
в современном толковании является общее
знакомство с методами познания
действительности, представление о
предмете и методе математики, его отличия
от методов естественных и гуманитарных
наук, об особенностях применения
математики для решения научных и
прикладных задач.

Изучение
математики способствует эстетическому
воспитанию человека, пониманию красоты
и изящества математических рассуждений,
восприятию геометрических форм, усвоению
идеи симметрии.

Структура рабочей программы по учебному предмету,

курсу в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Рабочая программа – это документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.

Рабочая программа составляется на учебный год или ступень обучения. Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса (параллели).  Основой, для разработки программ учебных предметов, являются требования ФГОС.

Программы отдельных учебных предметов  разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) титульный лист

2) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

3) общую характеристику учебного предмета, курса;

4) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса на один учебный год

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

8) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

9) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Структура рабочей программы (ФГОС ООО)

На титульном листе

наименование образовательного учреждения (полностью);

поля для согласования/утверждения программы;

название Программы (предмет, курс);  адресность (класс или ступень обучения)

сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория);

название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;

год разработки рабочей программы

В тексте пояснительной записки следует указать:

–  соответствие рабочей программы Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования

-нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа);

-общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

-роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса);

3. Общая характеристика учебного предмета, курса

В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В разделе указывается количество часов, выделенных на данный предмет в соответствии с учебным планом.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ (В. В. Воронкова) или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются

6. Содержание учебного предмета, курса

В описании содержания указываются разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.

Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание учебного предмета, курса включает:

– наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,

– перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,

– направления проектной деятельности обучающихся,

– использование резерва учебного времени.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год)

Форма тематического планирования может повторять авторскую с внесением необходимых корректировок учителем.

Структура календарно – тематического плана определяется образовательным учреждением самостоятельно

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий): разделы программы; темы, входящие в данный раздел; основное содержание по темам; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.

Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный год

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)

В разделе указываются:

-средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;

-список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника, учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;

– дополнительная литература для учителя и учащихся;

-перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе; ( возможен табличный вариант.)

В списке литературы описание каждого произведения должно приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Пример: Горский Д., Ивин А. А. Краткий словарь по физкультуре. – М: Просвещение. 2006 г. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета

9. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В основной образовательной программе основного общего образования школы в пункте «Планируемые результаты освоения ООП» приводятся результаты на конец обучения, т. е. для основной школы это окончание 9-го класса. Все формулировки в этом пункте, как и в рабочей программе, прописываются по годам

-для базового уровня результатов «выпускник научится»,

-для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться».

Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.

Приложения к программе

– основные понятия курса;    – темы проектов; – темы творческих работ;  – методические рекомендации и др.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников
основной школы, формируемыми при изучении
предмета «Литература», являются:


совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству,
уважительного отношения к русской
литературе, к культурам других народов;

• использование для решения
познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации
(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы
и др.).

Метапредметные результаты
изучения предмета «Литература» в
основной школе проявляются в:


умении понимать проблему, выдвигать
гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных
и письменных высказываниях, формулировать
выводы;

• умении самостоятельно
организовывать собственную деятельность,
оценивать ее, определять сферу своих
интересов;

• умении работать с разными
источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности.

Предметные результаты
выпускников основной школы состоят в
следующем:

1) в познавательной сфере:


понимание ключевых проблем изученных
произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской
литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов
России и зарубежной литературы;


понимание связи литературных произведений
с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного
звучания;

• умение анализировать
литературное произведение: определять
его принадлежность к одному из литературных
родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения, характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;

• определение
в произведении элементов сюжета,
композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейнохудожественного
содержания произведения (элементы
филологического анализа);

• владение
элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного
произведения;

2) в ценностно-ориентационной
сфере:

• приобщение к духовно-нравственным
ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;


формулирование собственного отношения
к произведениям русской литературы, их
оценка;

• собственная интерпретация
(в отдельных случаях) изученных
литературных произведений;

• понимание
авторской позиции и свое отношение к
ней;

3) в коммуникативной сфере:


восприятие на слух литературных
произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;


умение пересказывать прозаические
произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат
из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту;
создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести
диалог;

• написание изложений и
сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений,
классные и домашние творческие работы,
рефераты на литературные и общекультурные
темы;

4) в эстетической сфере:


понимание образной природы литературы
как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений
литературы; формирование эстетического
вкуса;

• понимание русского слова в
его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных языковых
средств в создании художественных
образов литературных произведений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *