ОБЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИКТ ЭТО

Елена Заиченко Консультация для педагогов «ИКТ-компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС»

ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.

Феоктистова Олеся Николаевна Консультация «ИКТ-компетентность как основная педагогическая компетентность профессионального стандарта педагога ДОО»

Стратегия информатизации системы дошкольного образования определена государственной концепцией, как одно из приоритетных направлений в развитии современного общества. Особую актуальность проблема развития ИКТ приобрела с введением ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога. Современные требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы включают в себя наличие у педагогов основных компетенций, связанных с освоением ИКТ и умением их использовать в педагогической практике. Компетентность педагога в области информационно-коммуникационных технологий является, с одной стороны, условием, детерминирующим создание данной среды, а с другой стороны – это значимый фактор, определяющий профессиональную педагогическую компетентность.

Ирина Иванова Владение ИКТ-компетентностями как необходимое умение воспитателей дошкольного образовательного учреждения

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к воспитателю дошкольного учреждения.

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, согласно профессиональному стандарту “Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Колобок»   х. Денисов

«ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ,  КАК ОСНОВНАЯ   ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА  ДОУ»

Воспитатель: Черемисина Наталья  Гейзовна

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Компетентность педагогических работников в этой области – важнейшее условие эффективного развития детского сада. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно профессиональному стандарту “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”, утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, также отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

В рассматриваемом «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:

К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.

Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.

Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями и педагогами.

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно разделить:

• использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

• использование ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями;

• использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

ИКТ-компетентность педагога ДОУ в соответствии с профстандартом МКДОУ «Детский сад № 24 » старший воспитатель Волосевич Е. В.

« ИКТ-компетентность – это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности “» Л. Н . Горбунова и А. М. Семибратов ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н Знать: основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами , электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием «Профессиональный стандарт педагога» (приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013г. №544) Владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Виды ИКТ – компетентности (основано на рекомендациях ЮНЕСКО): общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность.

Общепользовательский компонент Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе . Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации ). Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе. Клавиатурный ввод. Аудио-видео-текстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками ). Навыки поиска в Интернете и базах данных. Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

Общепедагогический компонент Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в соответствии с задачами: Планирования и объективного анализа образовательного процесса. Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа). Организации образовательного процесса: (выдача и проверка заданий, дистанционное консультирование и т.д.) Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде . Использование инструментов проектирования деятельности Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования. Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и других диаграмм, видео монтажа. Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся

Предметно-педагогический компонент Знание качественных информационных источников своего предмета, включая: Литературные тексты и экранизации, исторические документы. Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание ). Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка ). Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература ). Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика ). Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.

Два уровня требований к ИКТ- компетенциям педагога технологический пользовательское владение информационными технологиями («владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием», «квалифицированно набирать математический текст», «владеть средствами визуализации», «формировать информационную образовательную среду» и т. п.). методический владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе

Использованы ресурсы: ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761Н) Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013г. № 544 ) Казакова О. Как провести диагностику уровня ИКТ-компетентности педагогов. // Справочник старшего воспитателя № 10, 2020г .

Публикация «Консультация „ИКТ-компетентность как основная педагогическая компетентность профессионального стандарта педагога ДОО“» размещена в разделах

Создание руководителем детского сада условий для освоения педагогами ИКТ – компетенций является одной из основных задач в процессе внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А главная задача современного воспитателя – освоить ИКТ – технологии как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, включить их в свою собственную деятельность, применяя по мере необходимости. Для повышения ИКТ – компетентности педагогов используются разнообразные формы. Наиболее эффективными являются работа в паре, наставничество, мастер-классы, семинары-практикумы, неделя педагогического мастерства.

В «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:

• общепользовательская ИКТ-компетентность;

• общепедагогическая ИКТ-компетентность;

• предметно-педагогическая компетентность.

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОО можно разделить:

• использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

• использование ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями;

• использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

ИКТ – технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ в процессе взаимодействия с детьми:

1. Использование сети Интернет:

– дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;

– разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимация, видеоматериалы);

– обмен опытом, распространение идей и пособий.

2. Мультимедийные презентации позволяют представить материал, как алгоритмическую систему структурированных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет детям освоить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде. Презентации используются для обозначения темы или иллюстраций к объяснениям педагога; сопровождения небольших театрализованных сценок, праздника, концерта, родительских собраний.

3. Видеофрагменты, схемы и модели позволяют показать детям те явления, факты и события окружающего мира, которые сложно или невозможно наблюдать в реальной жизни.

4. Использование развивающих и обучающих программ способствует оптимизации перехода ребенка от наглядно-образного к абстрактному мышлению (через умение оперировать символами); увеличивает количество ситуаций, которые ребенок может решить самостоятельно, способствует преодолению неуверенности в себе, снимает и профилактирует страх ошибок.

5. Н ОД с использованием ИКТ побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая поиск в сети Интернет, самостоятельно или вместе с родителями. Дети не только видят результаты своей деятельности, но и осознают те действия, которые к этим результатам привели, а также значимость информации, без которой результат не может быть достигнут. В то же время, ребенок начинает понимать значение информационно-коммуникационных ресурсов как источника информации. Таким образом, формируются предпосылки информационной культуры.

При организации методической работы с педагогическими кадрами ИКТ позволяют распространять и внедрять передовой педагогический опыт, знакомиться с профессиональным опытом не только российских, но и зарубежных педагогов, участвовать во всероссийских и международных интернет – конкурсах, проектах и конференциях, повышая свой социальный и профессиональный статус.

Обсуждение педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами на форумах в сетевых педагогических сообществах позволяют эффективно и быстро расширять собственный профессиональный кругозор. Эффективной формой самообразования является участие в вебинарах, на которых можно пообщаться со многими ведущими специалистами в области дошкольной педагогики и психологии, авторами программ и технологий, получить современные материалы для использования в работе. Кроме того, участие в вебинаре в режиме он-лайн дает возможность задать специалистам актуальные вопросы и получить ответ в режиме реального времени. Сетевые технологии общения дают педагогам возможность профессионально общаться в широкой аудитории пользователей сети Интернет.

Использование ИКТ помогает педагогу в подборе иллюстративного материала к НОД, оформлению стендов, альбомов, групп, кабинетов, позволяет разнообразить пространственно—развивающую среду. Создание дидактических игр, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, с периодикой, оформление групповой документации с использованием ИКТ делают работу педагога более эффективной. Использование компьютера для оформления групповой документации упрощает деятельность педагога, экономит время и усилия.

Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями позволяет: обеспечить диалог партнеров по общению независимо от места нахождения через электронную почту, форум; расширить информационные потоки; продемонстрировать фото и видеоматериалы; провести он-лайн консультации специалистов для родителей часто болеющих детей. Эффективной формой организации взаимодействия с родителями является групповой сайт на сайте ДОО, который позволяет получать оперативную информацию о жизни группы, узнавать подробности прошедшего дня, получать рекомендации педагогов. Такие формы, как общение с родителями в режиме он-лайн через сайт, презентация организации работы в группе, презентация достижений детей, создание электронных страничек для родителей в сети Интернет не только обогащают, но и преобразуют взаимодействие с родителями.

Современное дошкольное образование больше не может обойтись без ИКТ-технологий. Информационно-коммуникационные технологии повышают уровень профессионализма педагога, создают дополнительные возможности для его самореализации, способствуют повышению качества образовательного процесса, делают его освоение намного интересней и разнообразней.

ИКТ-компетентность педагога ДОУ.

Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же  проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий», что является инновационной деятельностью педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Педагог должен уметь сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Использование  ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

4. Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5.    В работе с детьми дошкольного возраста часто используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. Основная цель такого вида обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Воспитатель стремится изложить материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Если нам нужен качественный демонстрационный материал,  которого у нас нет в данный момент,  именно в таких ситуациях компьютер выступает очередной раз в роли помощника. Используя компьютерный инструментарий, педагог может осуществить поиск необходимой информации, ее структурирование и оформление.

6. Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.

7. Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса).

8. Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

9. Оформление буклетов, визитных карточек группы, материалов по различным направлениям деятельности.

10. Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

11. Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

12. Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

Преимущества внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада, на которых следует остановиться:

1. дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

2. позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

3. при создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени;

4. использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

5. одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

6. при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;

7. с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т,д.);

8. использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;

9. занятия с использованием ИКТ   побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

10. высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких  занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Какие умения должны быть сформированы у педагога?

Какие темы наиболее интересны для изучения?

Поиск в сети Интернет.

ИКТ-компетентность в рамках профессионального стандарта педагога

До 1 января 2020 года в образовательных организациях должен состояться переход к новым профессиональным стандартам. Одна из целей нововведения – улучшение подготовки учителей и условий этой подготовки, что включает развитие ИКТ-компетентности. Требования стандарта на бумаге и в жизни, а также список компетенций от ЮНЕСКО разобрал учитель высшей категории, победитель престижных конкурсов Магомедшапи Дибиров.

29 апреля 2019

Информационно-коммуникативная компетентность в новом профстандарте

Хорошая новость: если вы читаете эту статью на сайте, то, скорее всего, владеете основными ИКТ-компетенциями. Рассмотрим подробнее, что именно требует новый стандарт.

«Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно»

Обратите внимание на уточнение про эффективность. Не так давно в школах наблюдалась тенденция: применять технологии везде, технологии ради технологий. Однако те или иные инструменты не всегда бывают уместными (например, на некоторых занятиях по физкультуре). При этом упускаются из виду действительно важные инструменты. Не у всех детей достаточно развит навык использования малой вычислительной техники, а зря: инженерный калькулятор выпускники имеют право использовать на ЕГЭ (по химии, физике, географии). Авторы корпорации «Российский учебник» стараются восполнить этот пробел. Так, ученики часто работают с калькуляторами при прохождении курса
«Алгебра и начала математического анализа. 10 класс» Г. К. Муравина и О. В. Муравиной.

«Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате»

Не секрет, что многим ученикам комфортнее общаться в интернете, чем взаимодействовать вживую с одноклассниками и учителями. Задача педагога в новых условиях: научить правильно пользоваться общедоступными инструментами коммуникации, объяснить ребенку, как использование тех или иных сервисов может повлиять на жизнь, познакомить с лучшим, что предлагает формат гипермедиа. Для этого педагогу, разумеется, необходимо самому разобраться в сервисах и сделать правильные шаги.

Также профстандарт педагога ориентирует на применение ресурсов дистанционного обучения, организацию публичных выступлений детей на интернет-форумах и интернет-конференциях, профессиональное использование элементов информационной образовательной среды (с учетом возможного отсутствия некоторых элементов непосредственно в школе).


ОБЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИКТ ЭТО

Новейший самоучитель. Компьютер и интернет

Новое издание самоучителя представляет вам полностью обновленные курсы по самому свежему «софту», а также описание множества полезных бесплатных программ и новых интернет-сервисов – как для обычного компьютера или ноутбука, так и для мобильных платформ, а также расширенный раздел по безопасности и анонимности в Интернете.

Что теперь должен уметь учитель?

Из профстандарта учителя математики и информатики:


ОБЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИКТ ЭТО

Составляющие ИКТ-компетентности учителя, предложенные ЮНЕСКО

В 2011 году, на два года раньше утверждения российского профессионального стандарта педагога, был представлен документ UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. В структуре компетенций создатели документа выделили 6 основных аспектов работы преподавателя: понимание роли ИКТ в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики, технические и программные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие. Структура ИКТ-компетенций преподавателя, по версии ЮНЕСКО, выглядит следующим образом:

Популярные инструменты ИКТ в образовании

Обращаясь к иностранным ресурсам, необходимо учитывать правила хранения персональных данных учеников на зарубежных серверах.

Публикация «Владение ИКТ-компетентностями как необходимое умение воспитателей дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

В «Профессиональном стандарте «Педагог»» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:

К ИКТ- компетентности можно отнести такие умения :

навыки поиска информации в сети Интернет,

пользование электронными носителями и почтой,

• использование ИКТ в процессе самообразования и распространения педагогического опыта.

Работа с детьми логопедической группы показывает увеличение количества детей с речевыми патологиями. Осознанное отношение ребенка к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т. е. мотивация – одна из центральных задач в коррекционной работе. Ребенок часто не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства и мультимедийное оборудование.

В нашей группе установлена мультимедийная доска SMART. Чтобы использовать все возможности мультимедийной доски воспитателю необходимо пройти специальные курсы.

Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. ; позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, развивает разносторонние умения, которые будут помогать ребёнку учиться в школе.

При этом необходимо помнить о сбережении здоровья детей. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз, физминутку и др. должно длиться от 20 до 25 минут. Использование экрана должно быть не более 7-10 минут.

В непосредственную организованную деятельность я нередко включаю презентацию. Объединение аудио – и видео – анимационных эффектов в презентации компенсирует объем информации, получаемой детьми из литературы. Тематика мультимедийных презентаций самая разнообразная. Я широко использую презентации на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, они позволяют сделать занятия более эмоциональными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.

Большое удовольствие и интерес у детей вызывает рисование специальным электронным маркером и просто пальцем.

Детям гораздо легче ориентироваться в пространстве, запоминать понятия «лево», «право»; закреплять знания о геометрических фигурах и формах, закреплять навыки счета в форме интересных интерактивных задач. Очень удобно использование интерактивной доски для обучения детей графическому диктанту.

Еще одно преимущество использования интерактивной доски в группе – возможность совершать виртуальные путешествия, различные превращения и фокусы, проведение интегрированных занятий.

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной доски в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве. С помощью интерактивной доски повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления.

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня профессионализма воспитателя и соответствовать требованиям профессионального стандарта.

Публикация «Консультация для педагогов „ИКТ-компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ, которые способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности дошкольников.

В педагогической науке существует много различных подходов к определению термина «информационно-коммуникационные технологии». Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. Л. М. Лузиной, информационно-коммуникационные технологии — это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

Введение федеральных государственных стандартов дошкольного образования, предполагает совершенно новое проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с использованием новых технологий. Современная образовательная парадигма, строящаяся на информационно-коммуникационных средствах обучения, берет за основу не передачу детям готовых знаний, умений и навыков, а привитие ребенку умений самостоятельной деятельности. При этом работа детей во время непосредственной образовательной деятельности носит характер общения с педагогом, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Одно из главных условий использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ — с детьми должны работать педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, педагоги должны хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности маленьких детей и особенности диагностики образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Приобщение дошкольников к ИКТ может идти разными путями, но при этом важным является целенаправленное развитие информационной культуры детей, умеющих добывать знания и использовать их в своей повседневной жизни.

В связи с этим необходимым условием внедрения ИКТ в систему дошкольного образования является формирование у педагогов ДОУ как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры.

Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать у него основы информационной культуры.

Как отмечает Горвиц Ю. М., человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере».

Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет интенсифицировать и облегчить его труд, появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности.

Для педагогов информационно-коммуникационные технологии обладают следующими возможностями по использованию их в учебно-воспитательном процессе:

1. Стимулирование интереса к учебной деятельности у детей.

2. Постоянное повышение профессионального уровня педагогов.

3. Восприятие и творческое воплощение уже существующих нестандартных подходов в образовании.

4. Увеличение выбора средств, форм и темпа изучения тем.

5. Использование бесплатных образовательных ресурсов и эвристических программ информационно-образовательного пространства.

На сегодня ИКТ в дошкольном образовании используют немногие педагоги дошкольных учреждений, прошедшие специальную подготовку. Эта проблема активно решается на всех уровнях образования.

В настоящее время введены новые нормативно-правовые документы по аттестации педагогических работников, которые призваны реализовать следующие направления:

• раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования;

• сформировать компетентности в области использования возможностей современных средств ИКТ в образовательной деятельности;

• обучить слушателей курса использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;

• ознакомить с современными приемами методами использования средств ИКТ при проведении разных видов детской деятельности, реализуемых в ДОУ.

Следовательно, профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач.

Квалификационные категории и «Профессиональный стандарт педагога» предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником.

Каждый педагогический работник для подтверждения или повышения своей профессиональной квалификации должен уметь пользоваться современными техническими средствами.

В ДОУ необходимо провести анкетирование педагогов, которое выявит педагогов, недостаточно хорошо владеющими навыками работы на компьютере. Половина педагогов являются пассивными пользователями. Администрацией ДОУ была поставлена цель: создать условия для повышения ИКТ–компетентности педагогов внутри дошкольного учреждения.

Были обозначены основные психолого-педагогические условия решения данной проблемы:

1. Система работы по формированию ИКТ-компетентности у педагогов должна быть направлена на приобретение нового средства профессиональной деятельности, т. е. на освоение значимых для педагогической деятельности средств, техник, методов и технологий.

2. Педагогам должны быть предоставлены возможности повышения уровня мастерства и профессиональной компетентности.

3. Стимулировать повышение мотивации педагогов к самопознанию, наращиванию своего личностного, общекультурного, профессионального потенциала.

4. Обучение педагогов должно проходить на основе активной деятельности и дифференцированного подхода (стажа работы, базового образования, возраста и т. д.).

5. Создание ситуации психологической удовлетворенности педагогов от использования ИКТ в педагогической деятельности и за счет реальной потребности воспитанников в данных средствах.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, показ слайдов, музыка и т. п., стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации объектов и явлений в динамике. Владение педагогами ИКТ позволяет увеличивать поток информации по содержанию и методам работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности, а также уменьшает затраты времени для подготовки к ней.

Педагогам следует помнить, что важнейший компонент дошкольного образования — деятельность занимающихся. Разные виды непосредственной образовательной деятельности могут дополнять друг друга, причем на всех этапах развития ребенка они должны изменяться. Так, в возрасте пяти лет основой такого воспитания должен стать обучающий характер игровой деятельности при использовании ИКТ. Любознательные, эмоциональные дошкольники могут почерпнуть знания в процессе игры на компьютере. Дети запоминают и воспроизводят лишь то, что связано с их интересами, поэтому такая деятельность должна быть конкретной, краткой и понятной. Освоение информации должно основываться на опыте ребенка.

В детском саду разработана система консультативной методической поддержки педагогов в области повышения ИКТ — компетентности. Перечислим некоторые из них:

• индивидуальные консультации продвинутых пользователей «Помоги мне сделать это самому». Темы на самую актуальную информацию, ответы на вопросы педагогов по освоению новых технологий, в т. ч. сети Интернет;

• круглые столы, на собраниях этого типа обсуждаются возможности новых ИКТ, а также демонстрация одним-двумя педагогами работы на компьютере с пошаговым разбором;

Информационно–коммуникационные технологии как феномен современного образования позволяют современному педагогу модернизировать учебно-воспитательный процесс и обладают качественным преимуществом воспитателя перед коллегами, действующими только в рамках традиционных технологий.

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ помогает чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению — перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *