ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (английский) язык»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (немецкий) язык»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Технология»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету “Физическая культура”

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Информатика» базовый уровень

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Информатика»  углублённый уровень

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Физика» углублённый уровень

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Химия» углублённый уровень

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету “География”

Федеральная рабочая программа по учебному предмету “Иностранный (английский) язык”

Федеральная рабочая программа по учебному предмету “Музыка”

Федеральная рабочая программа по учебному предмету “Основы духовно-нравственной культуры народов России”

Актуальные программы, рекомендованные Минпросвещения России и Минобрнауки России

В программе рассмотрены вопросы обеспечения информационной безопасности в образовательной организации для соблюдения работниками образований требований Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ.

Дополнительная информация

Бесплатное повышение квалификации с выдачей электронного удостоверения. Программа повышения квалификации позволит слушателям ознакомиться с государственными символами Российской Федерации и педагогическими подходами по их использованию.

Приглашайте коллег, приобретайте вместе курсы и экономьте вместе до 25% от действующей цены.

В программе рассмотрены вопросы формирования культуры питания у обучающихся.

Программа посвящена вопросам современным технологиям обучения астрономии.

В программе рассмотрены основные аспекты преподавания математики, включая алгебры и геометрии, в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы в соответствии с обновленными ФГОС.

Программа направлена на изучение практики применения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с целью последующей реализации его положений в деятельности образовательных организаций.

В программе рассмотрены вопросы применения санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20.

Программа позволит педагогическим работникам ознакомиться с законодательством в сфере прав ребенка для соответствия профессиональному стандарту «Педагог».

В программе представлена методика обучения детей и родителей основам права.

Программа посвящена вопросам методико-педагогическим аспектам преподавания информатики в образовательных организациях.

Бесплатное повышение квалификации с выдачей электронного удостоверения. Программа повышения квалификации разработана в целях повышения уровня знаний работников образования в условиях проведения специальной операции на Украине.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471.

Программа создана для теоретико-методического сопровождения процесса повышения квалификации педагогов по дополнительной профессиональной программе «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)». Цель программы: способствовать совершенствованию общекультурных и профессиональных компетенций слушателей, необходимых для реализации школьного учебного курса ОРКСЭ.

Программа посвящена вопросам организации и проведения уроков информатики в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО.

В программе рассматриваются вопросы преподавания информатики в соответствии с обновленными ФГОС.

В программе рассмотрены вопросы организации и проведения уроков иностранных языков в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО.

В программе рассмотрены основные подходы к преподаванию иностранных языков в соответствии с обновленными ФГОС.

Программа посвящена вопросам организации и проведения уроков обществознания в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО.

В программе рассмотрены основы преподавания обществознания в соответствии с обновленными ФГОС.

Единыйурок.рф – официальный сайт, онлайн-площадка для проведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования.

Информация о средстве массовой информации “Единыйурок.рф”

Соцсети

Подкасты, видеоблоги и дискуссии на профессиональные темы.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

В очередную подборку подкастов об образовании попали выпуски, вышедшие как в январе 2023-го, так и в конце декабря 2022 года.

Кто: продюсер и редактор подкастов Артур Белостоцкий.

Где: в подкасте «Обучение между делом».

Про что: как создавать разговорные аудиопрограммы для обучения.

Большинство людей слушают подкасты, что называется, вполуха. Да и вообще, разве можно ли чему-то научиться по аудиоконтенту?

Артур Белостоцкий считает, что никакой контент не обучает, это всегда только материал для работы учащегося. И аудио в этом плане ничем не хуже текста. Каким-то темам оно подойдёт лучше, каким-то — хуже. Например, в сложных областях вроде программирования аудиоподкаст получится использовать лишь чтобы вдохновить на учёбу, как первый шаг к знакомству с новыми навыками.

В беседе с ведущими подкаста «Обучение между делом» из компании «Лабмедиа» Артур поделился идеями использования аудиоформата в обучении — от развития эмоционального интеллекта сотрудников через моделирование реальных диалогов до классических лекций. Кроме того, в выпуске можно услышать советы по выбору формата для подкаста и по записи.

Кто: председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова и член правления Лиги образования Михаил Кушнир, призёр Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2018», учитель школы №29 г. Химки Григорий Назаров.

Где: в программе «Отражение» на Общественном телевидении России.

Про что: как определить правильное для сегодняшнего дня содержание школьного образования.

Вечные проблемы школьного обучения обсуждают представители родительского движения и педагогической профессии. Среди затронутых тем:

Кто: ex-CBDO Skypro, автор канала «Образование, которое мы заслужили» Михаил Свердлов.

Где: на вебинаре платформы «Первое сентября».

Про что: как EdTech отвечает на перемены в образовании.

В 50-минутном вебинаре Михаил анализирует ключевые тренды прошлого и наступающего года в образовании, сравнивает российский и мировой рынки EdTech и объясняет, почему, с его точки зрения, между офлайн- и онлайн-обучением нет принципиальных различий.

Обратите внимание: вебинары на платформе «Первое сентября» доступны только после простой регистрации.

Кто: менеджер магистерской программы Института образования ВШЭ «Педагогическое образование» Мадина Давлатова.

Где: на регулярной встрече магистрантов и выпускников «Мастерская учителя».

Про что: что затрудняет развитие смешанного обучения в школах.

На предновогодней встрече Марина Давлатова рассказала коллегам и студентам о теоретических моделях смешанного обучения и о результатах собственного исследования того, как их воспринимают российские учителя.

Педагоги часто боятся, что на подготовку и проведение смешанных занятий придётся тратить очень много времени. Смешанное обучение действительно делает более важной подготовительную работу, но препятствием для его внедрения обычно становится всё-таки негативное отношение родителей. Почему им трудно принять новые модели обучения и как учитель может повлиять на позицию родителей, смотрите на канале Института образования.

Кто: директор направления «Развитие человека на основе данных» Университета 2035 и автор телеграм-канала «Дизайн образования» Андрей Комиссаров.

Где: на канале компании «Мегапьютер Интеллидженс».

Про что: разработки и сервисы Университета 2035 для датацентричного дизайна образовательных программ.

Андрей Комиссаров — один из ярких амбассадоров цифровизации в российском образовании. В лекции, которую организовала компания, разработавшая платформу PolyAnalyst (она тоже используется для учебной аналитики), он рассказывает о созданных в Университете 2035 цифровых продуктах. Причём на практических примерах курсов и интенсивов самого университета.

Можно узнать из первых рук, на что способна дата-аналитика в образовании, на какие вопросы она пока точно не отвечает и что нужно знать о своём курсе, чтобы от работы с данными была польза.

Кто: председатель совета попечителей фонда «Айб», куратор программы «Управление и лидерство в образовании» в School of Education Арам Пахчанян и HR-эксперт в образовании, автор телеграм-канала «HR в образовании» Галина Ларионова.

Где: на канале School of Education.

Про что: какие особенности есть в коммуникациях внутри образовательных организаций.

Ключевая линия коммуникации в любой школе или в вузе — между учащимися и преподавателями. Взаимодействию внутри команды традиционно уделяют меньше внимания, и это одно из отличий образовательных организаций от большинства других.

Нюанс в том, что работающие в бизнесе HR-методы в образовании бывают бесполезны, а иногда и вредят. На дискуссии, организованной School of Education, эксперты обсудили, как руководителю школы добиться доверия сотрудников и перестать делить их на «касты» — например, на преподавателей и администраторов.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

Подкасты и дискуссии августа о новых профессиях и интересных трендах в образовании и корпоративном обучении.

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Кто: руководитель образовательной программы 5–11 классов школы «Олимп-Плюс» Алексей Банев.

Где: на конференции «Августовка», организованной «Учи.ру».

Про что: что меняется в школах с 1 сентября 2023 года в связи с унификацией и стандартизацией образовательных программ.

Алексей Банев перечислил по пунктам, что теперь в школах будет по-другому в связи с переходом на единую программу образования, и порассуждал, остаётся ли у педагогов окно возможностей для творческого подхода. Его выступление на записи первое.

Если раньше школам обязательно было ориентироваться на ФГОС, но не обязательно — на примерную образовательную программу (ПООП), то теперь нужно строго придерживаться федеральной образовательной программы. А её содержание регламентировано не только на уровне всей ступени образования, но и на уровне каждого класса. Возможность по своему выбору что-то из этой программы учесть, а что-то нет, отсутствует, её можно лишь расширить, добавив надстройку над основным содержанием.

Рабочие программы, которые раньше школы и учителя разрабатывали сами, по ряду предметов теперь утверждены готовые, и их нужно применять «как есть». То есть тоже — без корректировок. Передвинуть, например, какие-то темы на попозже или пораньше (в зависимости от способности детей их освоить) уже нельзя.

Но при этом сохраняется академическая свобода учителя в выборе форм, методов и технологий обучения. Алексей Банев считает, что за счёт сужения свободы в содержании произойдёт расширение творческого подхода как раз в формах. Кроме того, педагогической отдушиной станут внеурочные курсы. И практика применения индивидуальных учебных планов (а они по-прежнему возможны), вероятно, будет более распространённой.

Кто: руководитель программ методических практик в Skillbox Кирилл Прудников.

Где: на открытой записи подкаста «а смысл?» в Лектории Skillbox.

Про что: как выстраивается профессиональная идентичность сегодня и что приходит ей на смену.

Ведущие подкаста «а смысл?» Тимур Джаббаров и Мария Иванова, как и гость выпуска Кирилл Прудников, немало работали с образованием и профориентацией. А ещё на записи в Лектории Skillbox собрались гости, тоже вовлечённые в эти сферы. Поэтому разговор получился насыщенным.

Участники дискуссии попытались проследить историю появления профессий как общественного института и разобраться в том, насколько ситуация изменилась сейчас. Многих ли затронуло переопределение профессиональных траекторий или это реальность лишь для узкого сегмента творческих направлений? Как молодые люди выбирают профессию сейчас и всегда ли плоха ранняя профориентация? И настало ли время переопределить, что такое профессия?

За полтора часа участники пришли от «отмены» профессий к выводам о том, что в современном мире всё ещё важно чёткое понимание своих компетенций (как и сигнал работодателям о них в виде диплома или портфолио). И высшее образование — далеко не уходящая реальность, а необходимость для многих людей. Правда, далеко не факт, что обучение в вузе даст именно профессию — иногда его главным результатом становятся полезные связи и общие навыки.

Кто: лидер практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко, директор центра социологии образования НИУ ВШЭ Иван Груздев, директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц, директор школы образования ТюмГУ Ульяна Раведовская, консультант по продуктовому подходу и аналитике в образовании, автор телеграм-канала «Образование, которое мы заслужили» Михаил Свердлов.

Где: на онлайн-митапе ИОТ-университета «Опыт студентов в современном университете».

Про что: что такое студенческий опыт, зачем его изучать и что известно о нём в России.

В продолжительном трёхчасовом эфире участники дискуссии обсудили и теоретические, и прикладные вопросы, связанные со студенческим опытом: какие есть определения у этого понятия, как опыт студентов влияет на образовательные результаты, можно ли его измерить и управлять им. Вот ссылки на некоторые интересные моменты в докладах и в обсуждении:

Кстати, в заключительной части руководитель центра социологии высшего образования ВШЭ Иван Груздев представил исследование мотивов, по которым выпускники школ поступают в российские вузы. О результатах этого опроса мы уже рассказывали здесь.

Кто: руководитель службы развития клиентов малого и среднего бизнеса в «Яндекс Рекламе» Анита Краснова.

Где: на онлайн-конференции для участников образовательного рынка.

Про что: какие тенденции спроса на образование видны по поиску «Яндекса» и по опросам.

Презентация Аниты Красновой включала обзор ключевых тенденций на рынке образования. Наиболее интересны в ней выводы на основе данных поиска. Помимо очевидных (интерес ко всем уровням и направлениям образования спадает летом, кроме вузов, по запросам о которых как раз в июле наблюдается пик), подмечены такие тенденции:

Кстати, портреты аудитории показывают, что образовательные возможности ищут как родители, так и сами дети. А из опроса, проведёного «Яндексом» в феврале 2023-го, известно, что две трети студентов выбирают вуз самостоятельно.

Кто: соосновательница образовательного бюро «Розетка» Любовь Дружинина.

Где: в подкасте «Научили».

Про что: о том, как работает над созданием курсов образовательное бюро без постоянного штата методистов.

«Розетка» начиналась как некоммерческое сообщество, где профессионалы сферы образования могут обмениваться идеями. Но постепенно к этому добавился бизнес — производство онлайн-курсов под заказ как для корпоративного обучения, так и для социальных проектов.

В подкасте одна из соосновательниц бюро рассказывает, как ведётся эта работа и как в ней помогает доступ к сообществу. Можно познакомиться с практиками того, как в «Розетке» подбирают методистов на проектную работу, как выстраивают работу с экспертами, как создают гипотезы об эффективности курсов и обеспечивают их качество.

Синхронное онлайн-обучение не ограничивается форматом лекций, семинаров и онлайн-тренингов. Есть ещё масса вариантов — например, мастермайнды и переговорные поединки. Одна из «болевых точек» методистов и методологов в инфобизнесе — как правильно выбрать формат для конкретного проекта. Заказчики часто приходят уже с готовыми пожеланиями и предпочтениями («Сделайте нам так-то!»), но не факт, что именно этот формат действительно лучший для их задач. Как подобрать подходящий формат и донести до своих клиентов его пользу и ценность? Это обсудили эксперты, члены образовательного клуба методологов EdClub.

Спикеры рассказали, что из форматов сейчас в тренде у специалистов по обучению и клиентов из инфобизнеса, а главное — привели много примеров из своей практики. Поговорили даже о том, как особенности характера клиентов влияют на выбор форматов.

Кто: трекер и методист в School of Education и «Яндекс Практикуме» Анна Орлова, менеджер по работе с партнёрами и координатор курса в «Нетологии» Виктория Швырёва, тьютор в School of Education Лина Адамаускене и лид стрима обучений учебного центра в «Яндекс Практикуме» Лев Мареев.

Где: в подкасте EdU. Radio.

Про что: какие существуют поддерживающие роли в онлайн-образовании и что требуется от таких профессионалов.

Выпуск подкаста EdU. Radio сделан на основе записи одного из занятий по курсу «Инструменты поддержки и поддерживающие роли в образовании» School of Education. В открытом доступе его опубликовали, чтобы популяризировать поддерживающие роли в образовании. За час можно узнать о работе трекера проектных команд, куратора онлайн-обучения, тьютора, проверяющего преподавателя.

Спикеры признают: пока что названия этих ролей не слишком устоялись, и нередко случается, что одним и тем же словом в разных компаниях обозначают разную работу. Или наоборот: специалисты с разными названиями ролей заняты на самом деле одним и тем же. Но в том, что такая поддерживающая студентов работа необходима, сомневаться не приходится. Участники рассказывают, какие ситуации в обучении — сигнал, что студенту нужна помощь, и как удержаться в рамках рабочих задач и не начать «спасать» отстающих в ущерб себе.

Кто: специалист по анализу рынка платформ дистанционного обучения Ростислав Полешко-Островский, разработчик учебных курсов Евгений Нагорный, эксперт EdTech и HRtech Леонид Бутаков.

Где: на вебинаре проекта «HR-кухня».

Про что: чем различаются лонгриды и SCORM-курсы и какие инструменты эксперты рекомендуют для их разработки.

Этот вебинар задумывался как дебаты между сторонниками разных форматов: SCORM-курсов (под которыми чаще всего понимают слайдовые курсы, хотя это не обязательно так) и лонгридов. Но спора не получилось: и эксперты, и слушатели с самого начала были уверены, что любой формат хорош для одних условий и задач и не подходит для других.

Кроме того, в обсуждении быстро выяснилось, что SCORM — не синоним словосочетания «слайдовый курс», а стандарт технических характеристик и структуры контента. Проще говоря, это контейнер, внутри которого могут быть и слайды, и тесты, и тренажёры, и те самые лонгриды. С другой стороны, лонгриды сегодня всё чаще делают как не просто длинные тексты, разбитые на главы. Они тоже могут включать интерактивные элементы и подчас дают много данных о процессе обучения.

Но хотя дебаты не вполне удались, в вебинаре немало полезного — например, характеристика данных, которые организатор обучения может получить из SCORM-курса, и экспертная оценка различных конструкторов для создания курсов.

Кто: профессор Сколтеха Дмитрий Кулиш, декан экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Аузан, профессор школы управления «Сколково» Андрей Щербенок, ректор МГПУ Игорь Реморенко, директор Profilum по продукту Евгений Лурье, руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета 2035 Андрей Комиссаров.

Где: на Международном форуме инноваций БРИКС (видеозапись дискуссии опубликовал канал «НПО игровое образование»).

Про что: как большие языковые модели меняют образование и как учить и учиться дальше.

На дискуссии «Что отдать в облако? Образование и развитие в эпоху AI» обсуждали, чему учить студентов, если аналитические задачи возьмёт на себя ИИ. Мнения участников оказались разнообразными. Некоторые проявили сдержанный оптимизм: образование переключится на творчество, искусство и всё прочее, что нельзя описать в алгоритмах. Но прозвучали и описания негативных сценариев. Например: университеты станут имитацией — одни модели ИИ будут генерировать лекции, а другие — выполнять «студенческие» работы.

Тем не менее практически все согласились, что перемены требуют изменений в оценивании: перехода от стандартизированных тестов и письменных экзаменов к предоставлению результата проектной работы и личному диалогу ученика и учителя. На обсуждение того, как массово отследить эффективность обучения при таких форматах оценки, времени, увы, не хватило.

Кто: соосновательница сервиса карьерных консультаций Careerspace Арина Хромова.

Где: в подкасте «У кулера».

Про что: как понять, какая работа на самом деле вам нравится и как выбрать что-то, что будет хорошо получаться.

Гостья этого выпуска считает, что обычно взрослые люди, которым не нравится их профессия, выбирают новую не слишком осознанно. С ведущими подкаста она обсуждает, почему списки самых востребованных профессий — не лучший помощник в выборе нового карьерного трека.

Из дискуссии можно узнать, что такое кросс-индустриальные и кросс-функциональные переходы, на какие бесплатные тесты опереться при поиске своего призвания, стоит ли при выборе вспоминать о детских увлечениях и сколько времени занимает полноценный переход в новую сферу.

Кто: сотрудники университета ИТМО — заместитель декана факультета информационных технологий и программирования Александр Маятин, декан факультета инфокоммуникационных технологий Александр Капитонов, заместитель директора физико-технического мегафакультета Яна Музыченко, директор центра изучения иностранных языков Анастасия Никуленко, доцент факультета систем управления и робототехники Дмитрий Лукичев.

Где: на онлайн-интенсиве ИТМО «Наставничество как вид лидерства».

Про что: как в естественно-научном, инженерном и IT-образовании используют наставничество.

Для современного высшего образования наставничество — дорогая, пожалуй, даже элитная практика. Далеко не везде можно найти профессионала, готового уделять время индивидуальному общению со студентами и следить за их развитием.

На дискуссии в рамках онлайн-интенсива спикеры обсудили, как можно распространить наставничество на всех студентов или даже на старшеклассников. Участники поделились опытом привлечения наставников — из числа преподавателей или сотрудников компаний-партнёров — на разных образовательных программах в ИТМО. Могут ли студенты быть менторами друг для друга, почему преподавателям полезно быть наставниками, какие навыки для этого необходимы, и какие подводные камни есть в этой практике — слушайте в записи дискуссии.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Что такое образовательная программа

Это вообще один документ или несколько? Что должно быть в программе?

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Из этой статьи вы узнаете:

Образовательная программа — это, с одной стороны, фактическое содержание учебного курса, а с другой — документация, определяющая содержание образования (знания, умения, навыки или компетенции), его объём и планируемые результаты обучения.

Всё, что касается образовательных программ в детсадах, школах, колледжах, вузах и организациях дополнительного образования (ДПО), регулирует Федеральный закон «Об образовании в РФ».

В законе приведено такое определение, которое к тому же объясняет, что именно входит в образовательные программы:

«Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

Получается, что образовательная программа описывает, сколько длится обучение (обычно в академических часах), какие предметы, курсы или дисциплины преподаются и сколько часов уделяется тому или иному содержательному компоненту обучения, какие материалы используются для обучения, в каких формах и когда проходит аттестация. Причём всё это описание может содержаться даже не в одном, а в нескольких разных документах.

Есть ещё определение образовательной программы из Международной стандартной классификации образования (МСКО). Там образовательная программа описана как единый комплекс или последовательность видов образовательной деятельности или коммуникации, спланированной и организованной для достижения заранее поставленных целей обучения или конкретных образовательных задач в течение определённого периода времени. Общей характеристикой образовательной программы является то, что, по достижении целей обучения или после выполнения образовательных задач, выдается документ, подтверждающий успешное её завершение.

Для каждого уровня образования — от детского сада до профессиональной переподготовки — существуют свои разновидности образовательных программ. Вот как они классифицируются в статье 12 закона «Об образовании в Российской Федерации».


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

В эту категорию входят, во-первых, основные общеобразовательные программы — те, которые используются в детсадах и школах. То есть программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Во-вторых, к этой группе относятся и основные профессиональные образовательные программы. Они, свою очередь, делятся ещё на два вида:

И в-третьих, закон включает сюда же основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих.

Требования к образовательным программам школ, колледжей и вузов определяются в федеральных образовательных стандартах — ФГОС. О них мы расскажем ниже. Причём в эти образовательные программы в обязательном порядке включается также программа воспитания и календарный план воспитательной работы (это предусмотрено статьёй 12.1, которая появилась в законе «Об образовании в РФ» в 2020 году). В этой сфере также применяются примерные и федеральные образовательные программы. Иными словами, школа или колледж может вообще не разрабатывать свои программы на основе ФГОС, а просто взять и использовать готовые. Подробнее об этом тоже расскажем далее.

Таким образом, в сфере формального образования образовательные программы строго регламентируются государством. И если в сфере высшего образования ещё возможно некоторое разнообразие, то в школьном образовании всё движется к унификации.

В этой категории находятся дополнительные общеобразовательные программы, их может быть два вида:

Ещё сюда входят дополнительные профессиональные программы. Они тоже делятся на две разновидности:

В отличие от основных образовательных программ, подход к проектированию программ дополнительного образования может быть довольно свободным. Государственных стандартов для этого типа образования нет, а это значит, что методисты могут довольно творчески подходить к проектированию содержания, используя для этого различные модели и опираясь на принципы педагогического дизайна. Однако для разработки дополнительных профессиональных программ закон всё же предусматривает некоторые правила.

Согласно закону «Об образовании в РФ», образовательная организация самостоятельно разрабатывает образовательные программы. Но на самом деле, как мы уже пояснили выше, очень многое зависит от того, о каких образовательных программах идёт речь — основных или дополнительных.

Дело в том, что основным общеобразовательным и профессиональным программам обязательно нужна государственная аккредитация — иначе организация не сможет выдать выпускнику аттестат или диплом государственного образца. Иными словами, какой бы интеллектуальной и креативной ни была программа, например, в частной школе, частном колледже или в частном вузе, но если у неё нет госаккредитации, то с формальной точки зрения считается, что у выпускника этой программы нет образования соответствующего уровня (основного, или среднего профессионального, или высшего).

Чтобы программа получила государственную аккредитацию, она должна соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам.

А вот программы дополнительного образования, и аспирантуры, а также образования обучающихся с нарушением интеллекта и основные программы профессионального обучения государство не аккредитует. То же относится и к дополнительным образовательным программам.

В любом случае образовательная программа, будь она, например, по школьному предмету, или это программа бакалавриата в вузе, или программа какого-то онлайн-курса, — это труд методиста и педагога (преподавателя, эксперта по теме курса).

Требования к основным образовательным программам — их структуре, условиям реализации и результатам освоения — сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Цели стандартов — обеспечить единство образовательного пространства РФ, учитывать потребности общества и государства в квалифицированных кадрах, гарантировать качество образования и его преемственность. Это означает, что, например, ребёнок, изучивший программу начальной школы, должен быть готов перейти в пятый класс в любой школе России и приступить к освоению следующего образовательного этапа, а подросток, оканчивающий школу, должен быть готов сдать стандартные ОГЭ и ЕГЭ. В свою очередь, выпускник любого колледжа или вуза должен обладать одним и тем же базовым набором знаний и компетенций, чтобы работать по конкретной специальности, на которую он выучился.

Федеральные стандарты предусматривают обязательную часть (например, строго определённое количество часов изучения конкретных предметов), а также часть, которую формирует само учебное заведение. Например, в школе с углублённым изучением естественных наук образовательная программа может включать уроки биологии, химии и физики сверх обязательного минимума.

Для детских садов и школ существует по одному ФГОС для каждого уровня образования. А вот в среднем профессиональном и высшем образовании есть стандарты для каждого направления подготовки. Например, только для бакалавриата, специалитета и магистратуры действует около 720 ФГОС.

При этом для некоторых вузов предусмотрены специальные условия. Например, МГУ, СПбГУ, вузы категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также другие университеты из перечня, утверждённого президентом РФ, имеют право самостоятельно разрабатывать стандарты образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Это обеспечивает им относительную свободу в формировании программ. Правда, требования к результатам обучения в таких стандартах не могут быть ниже федеральных.

Кроме ФГОС, детсадам, школам и колледжам необходимо ориентироваться ещё и на разработанные Минпросвещения готовые образовательные программы.

Так, в сентябре 2022 года принят законопроект, унифицирующий дошкольные и школьные образовательные программы. Появились понятия федеральной образовательной программы дошкольного образования и федеральных основных образовательных программ (ФООП).

ФООП обозначает учебно-методическую документацию, которая включает федеральные рабочие программы учебных предметов, учебный план, календарный учебный график, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.

Школа или детсад могут сами определять, принимать им федеральную образовательную программу полностью (тогда собственную учебно-методическую документацию разрабатывать не нужно) или частично. Однако в обновлённом законе «Об образовании в РФ» указаны обязательные части этих программ:

Предполагается, что уже к 1 сентября 2023 года школы перейдут на использование ФООП.

Ранее детские сады и школы могли ориентироваться на примерные образовательные программы, собранные в официальном реестре. А вот новая редакция закона «Об образовании» допускает их использование только в среднем профессиональном образовании. Примерные программы для колледжей также включают в себя рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

У организаций ДПО ситуация иная — общеобразовательные программы образовательная организация разрабатывает самостоятельно, как правило, без каких‑либо ФГОС. Программы дополнительного профессионального образования — тоже, но для них, во-первых, в законе есть правило: их содержание должно учитывать профессиональные стандарты и квалификационные требования к профессиям, специальностям и должностям (конечно, если такие установлены, потому что далеко не для всех профессий, особенно новых, есть профстандарты и квалификационные требования).

Во-вторых, для некоторых особенных программ дополнительного профессионального образования утверждаются типовые программы — так предусмотрено в статье 76 закона «Об образовании в РФ». Например, типовые программы по пожарной безопасности утвердило МЧС России, а программы дополнительного медицинского и фармацевтического образования — Минздрав.

В-третьих, особый статус у программ профессиональной переподготовки. Поскольку такая программа направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (то есть это фактически получение новой профессии), то при её разработке нужно учитывать не только квалификационные требования, но и ФГОС соответствующих программ высшего или среднего профессионального образования (это тоже предусмотрено статьёй закона «Об образовании в РФ»).

Ещё при реализации программ дополнительного профессионального образования нужно учитывать Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утверждён приказом Минобрнауки от 01.07.2013 №499. Специальных правил там на самом деле немного. Например, установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Во всех остальных случаях и во всём остальном, что не урегулировано нормативными требованиями, образовательную программу дополнительного образования можно строить так, как считают нужным преподаватели и методисты. Сейчас сфера методических подходов к созданию образовательных программ очень активно развивается и включает в себя множество интересных инструментов, позволяющих сделать учебный курс действительно увлекательным.

Итак, образовательная программа — это содержание конкретного образовательного курса. А что именно там должно быть написано? У каждой программы должны быть указаны как минимум цели и планируемые результаты освоения, она должна содержать учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы — словом, всё, что перечислено в определении образовательной программы из закона.

Если подробнее, то требования к структуре программ, для которых установлены ФГОС, нужно смотреть как раз в соответствующих стандартах. Например, программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный — и ФГОС регламентирует, что должно быть в каждом из них.

Учебный план в структуре дополнительной профессиональной программы, согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.