ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПЕДАГОГИКЕ И 4 1 ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Санкт-Петербуржское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»

Педтехнологии педагогики сотрудничества или обучения в сотрудничестве.»

1. Понятие и принципы  педагогики сотрудничества        4

2. Плюсы и минусы педагогики сотрудничества        7

3. Педагогика сотрудничества на современном этапе        10

Образование должно быть мощным и доступным инструментом для личностного роста и продвижения. Превращение образования в более эффективный и качественный процесс должно стать одним из ключевых приоритетов в социальном плане.

Помня об этой цели, педагогическое партнерство превратилось в сильный инструмент обучения, который, как было доказано, способствует повышению успеваемости учащихся и удержанию их интереса к обучению, одновременно обеспечивая ряд других положительных результатов.

Педагогика сотрудничества как раз и является таким современным подходом к формированию нового, качественного стиля обучения.

Что это? Педагогика сотрудничества как направление возникла в конце ХХ века. Она объединила в себе наработки не только советских педагогов-новаторов (В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко), но и российских (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) и зарубежных (К. Роджерс, Ж. Ж. Руссо).

Как оценить? На данный момент такая технология не имеет аналогов и лежит в основе педагогического подхода. Она внедрила в систему обучения демократический стиль. Ученик стал иметь право голоса, и модель воспитания начала базироваться на диалоге и восприятии воспитанника как отдельной целостной личности.

Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПЕДАГОГИКЕ И 4 1 ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

В современном информационном обществе знания и навыки становятся приоритетными ценностями в жизни человека. Педагогика, как и любая наука, не стоит на месте, постоянно развиваясь и совершенствуясь.

Времена, когда мнение учителя было единственно верным, а ученики не могли открыто высказать свои пожелания относительно изучения того или иного предмета, постепенно уходят в прошлое.

Для создания идеальных условий для освоения нового материала необходимо выбирать такие методы обучения, которые позволили бы каждому из учащихся проявить активность и индивидуальный творческий подход, направленный на еще большее вовлечение в процесс и формирование желания получать новые знания.

Именно такую цель и ставит перед собой педагогика сотрудничества.

Особенности содержания и методики

В педагогике
сотрудничества выделяются четыре
направления:

Педагогика сотрудничества

Педагогика
сотрудничества является одной из
наиболее всеобъемлющих педагогических
обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни
многочисленные инновационные процессы
в образовании. Название технологии было
дано группой педагогов-новаторов, в
обобщенном опыте которых соединились
лучшие традиции советской школы (Н. К.
Крупская, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский,
А. С. Макаренко), достижения русской (К. Д.
Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) и
зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К.
Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической
практики и науки.

Как
целостная технология, педагогика
сотрудничества пока не воплощена в
конкретной модели, не имеет
нормативно-исполнительского инструментария;
она вся “рассыпана” по сотням статей
и книг, ее идеи вошли почти во все
современные педагогические технологии.
Поэтому педагогику сотрудничества надо
рассматривать как особого типа
“проникающую”
технологию”,
являющуюся воплощением нового
педагогического мышления, источником
прогрессивных идей и в той или иной мере
входящей во многие современные
педагогические технологии как их часть.

Понятие и принципы педагогики сотрудничества

Педагогика сотрудничества – это направление в российской педагогике, возникшее в середине 80-х годов 20-го века, представляющее собой систему методов и приемов воспитания и обучения и основанное на принципах диалога, гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Данное направление объединило в себе опыт и лучшие традиции советской школы, а также достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки. В его основе лежит глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к образовательному учреждению.

Идеи педагогики сотрудничества впервые были выражены педагогом С. Л. Соловейчиком, ставшим идейным вдохновителем концепции.

Именно он, опубликовав в «Учительской газете» несколько своих статей, первым заявил коллегам о новом современном подходе к обучению и воспитанию.  Педагогика сотрудничества была основана на совершенно ином взгляде на образовательный процесс: вместо традиционного авторитета учителя она предполагала переход к формату сотрудничества между ним и учениками.

С. Л. Соловейчик, предложил педагогам уйти от навязывания собственного мнения к открытому диалогу, в котором учащиеся смогли бы открыто озвучивать собственные взгляды, не боясь осуждения и наказания. Автор методики был уверен, что она сможет объединить педагогов с разными стилями работы и подходами к воспитанию, но преследующих общую цель сделать систему образования более демократичной и гуманной.

Рассмотрим основные принципы педагогики сотрудничества.

Необходимость применения новых форм, методик и технологии сотрудничества в педагогике была вызвана социальными процессами вроде гуманизации отношений, усиления роли человеческого фактора и повышения качества образования и воспитания учащихся на основе инновационных процессов.

Педагогика сотрудничества предполагает такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором его объекты и субъекты объединяются в общей деятельности принципами взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма.

Для сторонников концепции, основными ее принципами являются взаимодействие, сотрудничество, партнерские отношения, гуманизм, творчество, развитие личности, коллективизм, совместная деятельность, диалог и взаимообогащение.

Суть метода заключается в том, что он основан не на классическом принципе «делай, как я говорю» и «делай, как я», а на принципе «давай подумаем вместе, как это можно сделать». Именно такой подход позволяет привить учащемуся ответственность и настроить на процесс активного обучения.

Два субъекта одного процесса должны работать вместе, быть товарищами и партнерами, чтобы сформировать союз более опытного наставника с менее опытным учеником, в котором ни один из них не должен стоять над другим.

В таком случае учащийся может смело высказывать свои самые смелые идеи и чувствовать помощь и поддержку, которые так необходимы при решении сложных вопросов.

Идея свободного выбора дает возможность развивать индивидуальные качества личности учащегося. Педагогу же необходимо поставить перед учениками сложную цель, указать на ее исключительную сложность и вселить уверенность в то, что цель будет достигнута.

Развитие творческих способностей. Традиционная образовательная система ориентирована на формирование у учащихся фиксированного набора знаний, что обычно является стандартной формой обучения. Как правило, такое отношение не подразумевает индивидуального подхода к обучению при развитии собственных творческих качеств студента с учетом его индивидуальных особенностей.

Педагогика сотрудничества предполагает использование современных и интересных форм и инструментов обучения, таких как игры, дискуссии, мозговые штурмы, командные соревнования, и т.д. Именно они позволяют найти нестандартный подход к решению самых привычных заданий.

Небольшой выход из зоны комфорта позволяет учащемуся освоить навыки, которые до этого были ему незнакомы, а поддержка педагога и других участников процесса позволяют эти навыки тренировать, не испытывая стресса.

Индивидуальный подход к каждому. Идея индивидуального подхода заключается в использовании таких приемов, при которых каждый ученик чувствует себя так, будто все внимание учителя направлено исключительно на него.

Учителя и преподаватели, придерживающиеся концепции педагогики сотрудничества, стремятся на своих занятиях сделать ученика соавтором урока, вселить в него уверенность и избавить от чувства страха. Они также учитывают психологические особенности и черты характера конкретного человека, воспринимая его, как личность, а не часть группы.

Уважительное отношение к учащимся. Еще одним принципом педагогики сотрудничества является диалог учителя с учениками, доброжелательное и внимательное отношение к их высказываниям, поощрение идей и мыслей, даже плохих или неправильных, содействие активности и сотрудничество в поиске решений.

Что значит педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества – концепция, появившаяся в российской педагогике в середине 80-х годов прошлого века. Это система методологии воспитательных и обучающих приемов, в основе которой лежат принципы диалога, гуманизма и творческого развития индивида.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПЕДАГОГИКЕ И 4 1 ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Идеи педагогики сотрудничества объединяют в себе наработки и традиции советской школы, дополненные достижениями российской и зарубежной психологии и педагогики. Основа этой технологии – индивидуальный подход к личности каждого ребенка, понимание психологии, воспитание в духе коллективизма, высокие нравственные и профессиональные качества учителя и общественный контроль образовательного учреждения.

Автором педагогики сотрудничества и ее вдохновителем, впервые заговорившем о ее идеях, принято считать Симона Львовича Соловейчика.

Данная технология придерживается принципов гуманизма, отражающихся в том, что для каждого ученика создаются подходящие условия для обучения и воспитания исходя из его собственных запросов и возможностей. Соответствие этим условиям помогает наладить связь между наставником и воспитанником, предоставляя при этом ребенку шанс быть самостоятельным в своей учебной деятельности.

Использование педагогики сотрудничества в воспитании младшего поколения подразумевает следующие идеи, на основе которых возможно гармоничное и полноценное развитие личностных качеств:

Педагогика сотрудничества пока не имеет воплощения в виде конкретной группы технологий. В ней нет нормативно-исполнительной базы инструментов; ее отдельные элементы «рассыпаны» по множеству публикаций, книг и исследований. Основные идеи этого направления науки имеют отражение почти во всех современных методиках преподавания и составляют базу «Концепции среднего образования Российской Федерации».

Педагогику сотрудничества стоит оценивать как особую «пронизывающую» технологию, отражающую суть современного учительского мира, как источник, из которого можно черпать самые прогрессивные идеи, активно использующиеся в работе с детьми.

Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный
подход ставит в центр образовательной
системы развитие всей целостной
совокупности качеств личности. Мера
этого развития провозглашается главным
результатом образования, критерием
качества
работы преподавателя, воспитателя,
руководителя, воспитательного учреждения
в целом.

Такой
подход обращает школу к личности
учащегося, к его внутреннему миру, где
таятся еще не развитые способности и
возможности, нравственные потенции
свободы и справедливости, добра и
счастья. Цель школы – разбудить, вызвать
к жизни эти внутренние силы и возможности,
использовать их для более полного и
свободного развития личности.

Гуманно-личностный
подход к учащемуся в учебно-воспитательном
процессе – это ключевое звено,
коммуникативная основа личностно-ориентированных
педагогических технологий. Он объединяет
следующие идеи:

Новый
взгляд на личность
представляют следующие позиции:

Гуманизация
и демократизация педагогических
отношений.
Личностные отношения являются важнейшим
фактором, определяющим результаты
учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение
к учащимся включает:

Учение
без принуждения.
Основным содержанием новых отношений
является отмена принуждения как
негуманного и не дающего результата
средства. Проблема – не в абсолютизации
принципа, а в определении разумной меры.
Вообще воспитание невозможно без
принуждения: это есть усвоение системы
общественных запретов. Но наказание
унижает, угнетает, замедляет развитие,
воспитывает раба. Надо отойти от
принуждения до таких рамок, когда оно
не будет вызывать отторжения.

Учение без
принуждения характеризует:

Новая
трактовка индивидуального подхода.
Суть нового индивидуального подхода в
том, чтобы идти в системе образования
не от учебного предмета к учащемуся, а
от учащегося к учебному предмету, идти
от тех возможностей, которыми располагает
учащийся, учить его с учетом потенциальных
возможностей, которые необходимо
развивать, совершенствовать, обогащать.
Новая трактовка индивидуального подхода
включает:

Формирование
положительной Я-концепции личности.
Я-концепция – это система осознанных и
неосознанных представлений личности
о самой себе, на основе которых она
строит свое поведение.

В
школьные годы Я-концепция – основа
внутреннего стимулирующего механизма
личности. Положительная, мажорная
Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я
значу) способствует успеху, эффективной
деятельности, положительным проявлениям
личности. Отрицательная Я-концепция (Я
не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает
успеху, ухудшает результаты, способствует
изменению личности в отрицательную
сторону.

Личностный подход
включает как одну из важнейших задач
формирование у учащегося положительной
Я-концепции. Для этого в первую очередь
необходимо:

Соседние файлы в предмете Психология и педагогика

Концепция сотрудничества

Как
система отношений, сотрудничество
многоаспектно, но важнейшее место в
нем
занимают отношения “преподаватель
– учащийся”. Традиционное обучение
основано на положении учителя в качестве
субъекта, а ученика – объекта педагогического
процесса. В концепции сотрудничества
это положение заменяется представлением
об ученике как о субъекте своей учебной
деятельности.

Поэтому
два субъекта одного процесса должны
действовать вместе, быть
партнерами,
ни один из них не должен стоять над
другим. Сотрудничество в отношениях
“учащийся – учащийся” реализуется
в общей жизнедеятельности учебных
коллективов, принимая различные формы
(содружества, соучастия, сопереживания,
сотворчества, соуправления).

Принципы педагогики сотрудничества

Педагогика сотрудничества предполагает использование современных и интересных форм и инструментов обучения, таких как игры, дискуссии, мозговые штурмы, командные соревнования, сторителлинг и т.д. Именно они позволяют найти нестандартный подход к решению самых привычных заданий.

Обучение в зоне ближайшего развития

За годы своего существования данная методика подверглась большому количеству изменений, ставших результатом несовершенства системы образования и неготовности общества к изменениям.

Обучение взаимодействию с другими людьми – важная часть педагогики сотрудничества.  Это набор навыков, основанный на компетенциях, как и любой другой, требующий постоянного развития и совершенствования.

Для большинства педагогов концепция сотрудничества оказалась сложной в применении. Главная сложность заключалась в том, что она предполагала адекватное взаимодействие между двумя сторонами. И далеко не всегда одна из сторон была готова идти навстречу другой.

Так, например, не каждый из учителей мог найти индивидуальный подход к ученику.  Далеко не все дети обладали открытым и покладистым характером, а потому не были готовы открыто и деликатно обмениваться мнениями.

Принцип сотрудничества предполагает ответственное отношение к процессу с обеих сторон. Педагогу необходимо научиться принимать во внимание мнение абсолютно любого участника группы. Даже самый категорично настроенный участник имеет право открыто озвучить свою точку зрения на тот или иной вопрос, задача же учителя при этом – помочь всем участникам договориться между собой и прийти к консенсусу.

Для достижения необходимого результата, преподавателю необходимо применять в своей работе не только привычные методы и инструменты ведения занятий, но и проявлять инициативу, задействуя при этом творческое мышление и навыки коммуникации. Его задача – выстроить процесс обучения так, чтобы каждый его участник был максимально в него вовлечен, не теряя при этом интереса и вдохновения.

Еще одной сложностью на пути к переходу на новый формат взаимодействия служит состояние современной педагогической практики, а именно:

Именно поэтому педагогика сотрудничества является достаточно сложной для реализации в большинстве образовательных учреждений, привыкших действовать по старым схемам. Однако это не значит, что сделать это не представляется возможным.

Умение договариваться и находить общий язык с каждым членом группы – задача номер один для любого педагога. Однако навыки отличной коммуникации пригодятся не только учителям и преподавателям, но и всем, кто так или иначе контактирует с другими людьми.

Далеко не всегда установление контакта с человеком, будь то ребенок или взрослый, оказывается легкой задачей. Коммуникация может осложниться разными вещами: от банального незнания предмета до сильной неуверенности в себе одной из сторон. Наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации» поможет вам побороть волнение при общении с людьми. Пройдя ее, вы поймете, как легко можно завязать разговор даже с незнакомым человеком, а также узнаете, как улучшить взаимопонимание с родными и близкими людьми.

И все же, несмотря на все возникающие сложности, подобный стиль взаимодействия учителя с учащимися доказал свою эффективность. Основная идея педагогики сотрудничества – сделать процесс обучения максимально гуманным и демократичным, преодолев инертность мышления. Благодаря возможности открыто проявлять свою индивидуальность, каждый учащийся сможет развить свои сильные стороны и улучшить слабые.

Возможность участвовать в открытом диалоге с педагогом и другими учащимися, позволят тренировать навыки коммуникации, расширять границы и рамки, обмениваться идеями и взглядами, что, несомненно, ведет к росту и развитию.

Уважение всех без исключения участников образовательного процесса позволяет им раскрываться и проявлять больше индивидуальности и творческого подхода при решении даже самых сложных задач. А постановка общей цели для каждого члена команды делает процесс ее достижения максимально эффективным и одновременно интересным. Возможность выбора позволяет каждому учащемуся взять ответственность за свое обучение исключительно на себя.

Целевые ориентации

Педагогику сотрудничества характеризуют следующие классификационные признаки:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПЕДАГОГИКЕ И 4 1 ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Педагогика сотрудничества в наши дни

Совместная работа педагога и учащихся позволяет разработать адаптивные ответы не только на текущие региональные вопросы, но и взглянуть под другим углом на глобальные проблемы и даже принять участие в поиске ключевых решений, способных повлиять на весь мир.

Педагогика сотрудничества предполагает подлинные целенаправленные отношения между партнерами для совместного проектирования, разработки или исследования учебных программ.

В педагогике сотрудничества можно выделить основные практики, которые помогают каждому участнику группы обучаться гораздо более эффективно:

Применяя идеи педагогики сотрудничества, учащиеся начинают испытывать радость не только от взаимодействия с партнерами по группе, но и от самого процесса обучения. Они берут на себя ответственность за получение новых знаний.

В их основе лежат ценности уважения, взаимности и ответственности, в которых признается, что партнеры приносят разный опыт и знания. Работа по такому принципу – не «быстрое решение» для вовлечения студентов, а долгосрочный процесс на перспективу.

Конечно, образование не ограничивается стенами учебного заведения и должно продолжаться на протяжении всей сознательной жизни человека. На помощь в таких случаях приходят онлайн-программы, направленные на развитие и прокачку того или иного навыка. В онлайн-курсе «Лучшие техники самообразования» мы подготовили для вас приемы и инструменты, с помощью которых вы сможете обучаться гораздо быстрее, и эффективнее, не теряя при этом интереса к самому процессу. Пройдя его, вы убедитесь, что обучение может быть не только полезным, но и очень насыщенным и увлекательным.

Педагогика сотрудничества на современном этапе

Партнерские отношения предоставляют возможности для глубокого сотрудничества между всеми участниками процесса, но они также требуют времени для развития и внимания к вопросам власти и свободы воли. Неудивительно, что такие типы партнерства в настоящее время считаются одним из радикальных достижений в сфере высшего образования.

1 Плюсы педагогики сотрудничества

Педагогика
сотрудничества очень трудна. Чтобы
добиться сотрудничества с детьми, надо
иметь доброе сердце, высокую культуру,
современный профессионализм.

Два
главных орудия двух педагогик: у
карательной педагогики – наказания, у
педагогики сотрудничества – успех.

Педагогика
сотрудничества это работа, обладающая
такими характеристиками как индивидуальная
работа, соревновательная деятельность,
кооперативная составляющая процесса
обучения.

Основные
элементы обучения сотрудничества
является то, что работа ученика
контролируется учителем. В группе
обучающихся обязательно должен быть
один сильный и один слабый. Группы не
должны быть постоянными, т.к. в жизни
приходится работать не только с теми
людьми, с которыми им комфортно.

В
педагогике сотрудничества выделяются
четыре направления, которые на сегодняшний
день стали определяющими в процессе
обучения.

1.
Гуманно-личностный подход к ребенку,
который подразумевает развитие в
комплексе всей совокупности качеств
личности через всю образовательную
среду учебного заведения, поддержка и
развитие природных и получаемых
способностей ребенка, развитие личности
как главной цели образования, создание
ситуации успеха. В этом случае приоритетными
качествами личности являются высшие
этические ценности: доброта, любовь,
трудолюбие, совесть, достоинство,
гражданственность. Гуманное отношение
к детям – это заинтересованность в
судьбе ребенка, вера в ребенка, мастерство
общения с ним, отсутствие принуждения,
положительное стимулирование, терпимость
к недостаткам. Демократичное отношение
к процессу обучения и воспитания – это
уравнивание значения прав ребенка и
учителя, право на ошибку, направляющий,
убеждающий, организовывающий стиль
общения.

2.
Дидактический активизирующий и
развивающий комплекс, в котором содержание
обучения рассматривается как средство
развития личности, а не как самодовлеющая
цель школы. Обучение происходит прежде
всего обобщенным знаниям, умениям и
навыкам и способам мышления, можно
наблюдать интеграцию школьных дисциплин,
положительную стимуляцию учения,
вариативность и дифференциацию обучения,
совершенствование методов и форм
учебного процесса.

3.
Концепция воспитания, т.е. превращение
школы знания в школу воспитания,
постановка личности школьника в центр
всей воспитательной системы, формирование
общечеловеческих ценностей, развитие
творческих способностей ребенка, его
индивидуальности, а также сочетание
индивидуального и коллективного
воспитания, постановка трудной цели.

4.
Педагогизация окружающей среды.
Педагогика сотрудничества ставит школу
в ведущее, ответственное положение по
отношению к остальным институтам
воспитания, деятельность которых должна
быть рассмотрена и организована с
позиций педагогической целесообразности.
Важнейшими социальными институтами,
формирующими подрастающую личность,
являются школа, семья и социальное
окружение (среда, социальное партнерство).
Результаты (личность выпускника)
определяются совместным действием всех
трех источников воспитания. Поэтому на
первый план выдвигаются идеи компетентного
управления, сотрудничества с родителями,
влияния на общественные и государственные
институты защиты детства, их общая
забота о подрастающем поколении – будущем
всей страны

Таким
образом, можно выделить целевые ориентации
педагогики сотрудничества: переход
от педагогики требований к педагогике
отношений, гуманно-личностный подход
к ребенку, единство обучения и воспитания.

Сотрудничество
– это идея совместной развивающей
деятельности педагогов и учащихся,
объединенная взаимопониманием,
проникновением в духовный и интеллектуальный
миры друг друга, совместным анализом
хода и результатов этой деятельности.

Если
традиционное обучение основано на
положении учителя в качестве субъекта,
а ученика – объекта педагогического
процесса, то в концепции сотрудничества
это положение заменяется представлением
об ученике как о субъекте своей учебной
деятельности. Два субъекта учитель
(родители, администрация, социальные
партнеры учреждения) и ученик должны
действовать вместе, быть сотоварищами,
партнерами, составлять союз более
старшего и опытного с менее опытным (но
обладающим преимуществами молодости);
ни один из них не должен стоять над
другим.

В
итоге подобного сотрудничества можно
говорить о том, что на выпуске из
организованной таким образом, школы
равных, общество видит молодых людей,
обладающих теми качествами, которые
ценятся в каждом человеке:

1.
Уважение и терпимость к другим.

4.
Справедливое отношение к другим.

5.
Участие в жизни общества.

7.
Мышление: открытое, критическое.

Можно
смело утверждать, что эти качества
прекрасно вписываются в учебный и
воспитательный процессы школы, в которой
педагоги готовы сотрудничать, а не
навязывать свою волю «по старинке».

Таким
образом, можно выделить несколько
основных идей, способствующих реализации
педагогики сотрудничества в классе.

Идея
трудной цели.
Все учителя объявляют тему урока или
нового раздела, но для поддержания духа
сотрудничества нужно ставить перед
детьми как можно более сложную цель,
указывать на ее исключительную трудность
и внушать уверенность в том, что цель
будет достигнута, тема хорошо изучена
(как у В. Ф. Шаталова). Учеников в этом
случае объединяет не просто цель – цель
сама по себе может быть и не такой уж
интересной, а именно вера в возможность
преодоления трудности. Без общего
воодушевления сотрудничества с детьми
добиться трудно.

Идея
опоры.
Поскольку в каждом классе занимаются
дети с очень разными способностями и
поскольку мы отвергаем деление детей
по способностям, дифференциацию детей
даже на уровне помощи или заданий («тебе
задача потруднее, а тебе полегче»),
поскольку мы в принципе против
дополнительных занятий, особенно с
маленькими детьми, словом, поскольку
мы против всего, что может вызвать у
ребенка подозрение, не считают ли его
второсортным, то мы все, порознь
экспериментируя, пришли к одной и той
же идее опоры: опорный сигнал у
В. Ф. Шаталова, схемы у С. Н. Лысенковой,
зримая модель поведения в методике
творческого воспитания И. П. Иванова,
опорная деталь у Е. Н. Ильина.

Формы
опор самые разные, но общий принцип
просматривается четко: чтобы даже слабый
ученик мог отвечать у доски достаточно
свободно, не задерживать класс и не
сбивать темп урока, перед ним должна
быть опора. Это не наглядное пособие в
виде таблиц, а путеводная нить рассказа,
правила, способа решения задачи. Слабые
ученики пользуются опорой дольше, чем
сильные, но это различие в классе
незаметно, все отвечают уверенно и
заслуженно получают хорошие отметки.

Особенно
надо остановиться на опорных сигналах,
изобретенных В. Ф. Шаталовым. Это не
схема, а набор ключевых слов, знаков и
других опор для мысли, особым образом
расположенных на листе. Сигнал позволяет
ученикам свертывать и развертывать
предъявляемый для изучения текст, и
сама эта операция свертывания и
развертывания, доступная каждому
ученику, сильно облегчает понимание и
запоминание материала и, что важно,
полностью исключает возможность
зубрежки.

Ученики
не только следят за мыслью учителя во
время его рассказа, но они теперь могут
сами проходить путями учительской
мысли, как по лабиринту. До сих пор мы
знали лишь один метод развития мышления
– проблемный; мысль вызывается вопросом.
Но у части учеников мысль настолько
слаба, что она окончательно замирает
при встрече с самой небольшой трудностью.
Обычно учителя бранят таких учеников
за нежелание думать или оставляют их в
покое – в покое, но без помощи. Педагогика
сотрудничества предполагает развитие
даже самой малой способности к мышлению.
Ни понуканиями, ни принуждением, ни
индивидуальными дополнительными
занятиями этого добиться нельзя, потому
что на таких низких уровнях способностей
и успешности самолюбие играет решающую
роль.

Оценка
работ.
Конспекты В. Ф. Шаталова привлекли общее
внимание, ими пользуются преподаватели
любых предметов в техникумах и вузах –
от сопромата и самолетовождения до
теории государства и права. Причина
успеха еще и в том, что опорные сигналы
решают самую сложную из педагогических
проблем массового обучения: они позволяют
проверять домашнюю работу ученика в
свернутом виде – одного взгляда учителя
на опорный сигнал достаточно, чтобы
справедливо оценить работу каждого
ученика на каждом уроке.

Когда
ученик работает систематически, каждый
день, не надеясь на то, что его не вызовут
и не спросят, он быстро развивается, он
больше не числится в отстающих. Это так
воодушевляет учеников всех возрастов
– от младших до старших, что дальнейшая
работа в атмосфере успеха не представляет
особого труда. Успех детей зависит, в
частности, от повторения. Сверхмногократное
повторение с включением трех видов
памяти – зрительной, слуховой и моторной
– приводит к тому, что хочет ученик или
не хочет, он все равно будет знать и
уметь все, что требуется; ему можно
ставить отметки, можно и не ставить.

Идея
опережения.
На год, на два опережает программу В. Ф.
Шаталов, за полгода, за год начинает
изучать трудные темы С. Н. Лысенкова.
Задачи для старшеклассников, а то и для
студентов дает шестилеткам и первоклашкам
И. П. Волков. Трудные головоломки,
непосильные и взрослым, дает детям Б. П.
Никитин.

Опережение
программы доставляет ученикам
удовольствие, вызывает гордость; учитель
перестает зависеть от программы, он
свободнее распоряжается временем на
уроках. Важным открытием надо считать
большую и малую перспективу С. Н.
Лысенковой. До сих пор учитель на уроке
лишь повторял материал и объяснял новый,
он знал лишь «вчера» и «сегодня». С.Н.
Лысенкова впервые вводит на урок
«завтра». Кроме повторения и объяснения
нового, она отводит некоторое время для
изучения материала, который будут
проходить через пятьдесят или сто
уроков.

Оказывается,
это совершенно необходимо, потому что
многим из маленьких детей не хватает
предусмотренных программой уроков. На
усвоение темы одним детям нужно пять
уроков, другим – пятьдесят. Исподволь,
заранее подбираясь к будущей сложной
теме, С. Н. Лысенкова дает всем детям
необходимое время для созревания мысли.
При этом сильные дети получают возможность
отвечать на вопросы, которые еще не
изучались в классе, пользоваться
интуицией, догадкой, отчего они быстро
развиваются и не скучают среди более
слабых детей, не отвыкают от работы, как
это часто случается. Наш общий опыт
показывает, что больше всего выигрывают
в сотрудничестве сильные ученики,
«главный резерв учителя». Их ничто не
сдерживает, они ведут за собой коллектив.
Класс становится думающим, трудолюбивым
и улыбчивым.

Идея
крупных блоков.
Часто оказывается, что когда материал
сводится в крупные блоки, то появляется
возможность значительно увеличить
объем изучаемого при резком снижении
нагрузки на ученика. По десять-двадцать
уроков объединяет в один блок В. Ф.
Шаталов, на одном уроке раскрывает смысл
и красоту большого произведения Е. Н.
Ильин, сводит в единое навыки, необходимые
для разных профессий И. П. Волков, подробно
разрабатывает способы преподавания
крупными блоками П. М. Эрдниев, по пять-шесть
крупных творческих дел проводят в день
на коммунарских сборах в методике И. П.
Иванова, экспериментирует с идеей
«погружения» М. П. Щетинин.

В
крупном блоке легче устанавливаются
логические связи, легче выделить ведущую
мысль и показать ее ученикам. Учитель
получает возможность поставить перед
детьми сложную и потому интересную
задачу: справимся с материалом десяти
уроков за один урок? Изучение материала
блоками освобождает ребенка от страха
перед трудностями: блок пройден, основная
мысль схвачена – и ученик не боится, что
он не поймет ее и отстанет. Он спокойно
работает дальше, уясняя детали и
подробности.

Идея
самоанализа.
Трудность школьного учения состоит, в
частности, в том, что это единственный
вид работы, которую человек сам не может
оценить – он нуждается в оценке учителя.
Между тем лишь того можно назвать
самостоятельным, независимым человеком,
кто может сам вынести точную оценку
своей работе, незавышенную и незаниженную,
кто научен и приучен анализировать свою
деятельность.

И
конечно, одним из главнейших элементов
воспитания является коллективный анализ
общей работы в методике И. П. Иванова,
творчески используемой В. А. Караковским,
М. П. Щетининым и многими другими педагогами.
По этой методике каждое общее дело –
будь то производительный труд, или
пионерский сбор, или комсомольское
собрание, или вечер отдыха, или поход –
словом, каждое дело обязательно должно
быть проанализировано его участниками,
иначе работа считается незаконченной.

Обучение
детей коллективному самоанализу – дело
долгое и трудное. Оно требует большого
мастерства от педагога, но именно так
возникает и укрепляется атмосфера
сотрудничества детей и взрослых, ученики
чувствуют себя хозяевами в пионерской
и комсомольской организациях, приучаются
следить за ходом общей работы, болеть
за общее дело; быстро развиваются их
общественные навыки. Невозможно
переоценить дисциплинирующее значение
такой работы. Когда ученики знают, что
их труд будет оценен не только учителем,
но и всем коллективом, они и ведут себя
достойно, и работают гораздо старательнее.

Плюсы и минусы педагогики сотрудничества

Обучение взаимодействию с другими людьми – важная часть педагогики сотрудничества.  Это набор навыков, основанный на компетенциях, как и любой другой, требующий постоянного развития и совершенствования.

Так, например, не каждый из учителей мог найти индивидуальный подход к ученику.  Далеко не все дети обладали открытым и покладистым характером, а потому не были готовы открыто и деликатно обмениваться мнениями.

Принцип сотрудничества предполагает ответственное отношение к процессу с обеих сторон. Педагогу необходимо научиться принимать во внимание мнение абсолютно любого участника группы. Даже самый категорично настроенный участник имеет право открыто озвучить свою точку зрения на тот или иной вопрос, задача же учителя при этом – помочь всем участникам договориться между собой и прийти к консенсусу.

Для достижения необходимого результата, преподавателю необходимо применять в своей работе не только привычные методы и инструменты ведения занятий, но и проявлять инициативу, задействуя при этом творческое мышление и навыки коммуникации. Его задача – выстроить процесс обучения так, чтобы каждый его участник был максимально в него вовлечен, не теряя при этом интереса и вдохновения.

Умение договариваться и находить общий язык с каждым членом группы – задача номер один для любого педагога. Однако навыки отличной коммуникации пригодятся не только учителям и преподавателям, но и всем, кто так или иначе контактирует с другими людьми.

И все же, несмотря на все возникающие сложности, подобный стиль взаимодействия учителя с учащимися доказал свою эффективность. Основная идея педагогики сотрудничества – сделать процесс обучения максимально гуманным и демократичным, преодолев инертность мышления. Благодаря возможности открыто проявлять свою индивидуальность, каждый учащийся сможет развить свои сильные стороны и улучшить слабые.

Заключение

Помня об этой цели, педагогическое партнерство превратилось в сильный инструмент обучения, который, как было доказано, способствует повышению успеваемости учащихся и удержанию их интереса к обучению, одновременно обеспечивая ряд других положительных результатов. Педагогика сотрудничества как раз и является таким современным подходом к формированию нового, качественного стиля обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *