Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Одним из видов исследовательской деятельности выступает учебно – исследовательская деятельность студентов.
Различают учебно-исследовательскую студента и научно-исследовательскую деятельность ученого.
В обоих случаях целью является научное знание. Только результатом научно-исследовательской деятельности ученого является объективно новое научное знание (совершенно новое для педагогической науки и практики), а результатом учебно-исследовательской деятельности – субъективно новое научное знание студента (новое для конкретного студента, но известное в педагогике, хотя может быть слабо изученное).
Результат своих исследований ученые отражают в научных статьях, монографиях, пособиях, брошюрах, кандидатских и докторских диссертациях.
Студент, обучаясь в вузе, выполняет рефераты, курсовые, выпускные квалификационные, работы.
Работа с научной литературой и исследовательская деятельность является необходимой частью овладения студентами профессией. Рефераты, курсовые работы, выпускная квалификационная работа – виды учебно – исследовательской работы студентов, являющиеся формами отчетности и контроля знаний студентов, доказательством их знаний по избранной теме или проблеме.
УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РЕФЕРАТЫ
Реферат – краткое изложение в письменной форме или в виде публичного доклада научного труда по избранной теме.
Требованию к структуре реферата.
«Исследовательская деятельность младших школьников»
«Учение без размышления – тщетный труд,
Размышления без учения – пагубны».
Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, использование исследовательских методов обучения.
Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.
Под личностно-ориентированным образованием понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей познавательных стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии – «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой. Такого рода навыки сегодня необходимые каждому человеку.
Формирование творческого потенциала личности возможно только при условии смены приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого обучающегося с учетом его особенностей и возможностей. Одним из основных путей формирования познавательной активности и самостоятельности обучаемых является использование в системе урочных занятий и внеурочной работы методов учебно–исследовательской и научно – исследовательской деятельности. Остановимся на характеристике этих двух понятий, этапах их осуществления и приведем конкретные примеры тем для учебно – исследовательской и научно – исследовательской деятельности по биологии.
В нашем представлении исследовательская деятельность обучающихся – форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая связана с решением обучающимися творческих исследовательских задач и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Исследовательская деятельность предполагает активное развитие ключевых компетентностей, связанных с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов, действием путем «проб и ошибок».
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.
По статистике обучающиеся сохраняют в памяти:
20% того, что читали;
50% то, что наблюдали;
90% то, что высказывали, обсуждали и практически выполняли
Исследовательская деятельность часто сохраняет все признаки учебной деятельности, поэтому проблемы, решаемые в процессе этой деятельности, чаще всего являются не строго научными, а скорее учебными.
По времени исполнения исследовательская деятельность может быть:
n Краткосрочная (применяется на уроке)
n Долгосрочная (применяется во внеурочное время)
Нами используются все типы исследовательской деятельности. Попытаемся выявить отличия научных и учебных проблем.
Основные отличия учебных и научных проблем, решаемых обучающимися
Перейдем к характеристике понятий «учебно – исследовательская» и «научно – исследовательская деятельность».
Под учебно – исследовательской деятельностью обучающихся мы понимаем организованную педагогом деятельность, направленную на поиск, объяснения и доказательства закономерных связей анализируемых фактов, явлений или процессов, характеризующуюся постановкой учебной проблемы, выдвижением гипотезы для ее разрешения, ознакомлением с литературой по данной проблеме, овладением методикой исследования, сбором собственного материала, его анализом, обобщением, написанием итоговой работы и ее представлением перед сокурсниками и преподавателями.
В учебно–исследовательской деятельности помимо этапа осознания и формулирования проблемы можно выделить такие этапы, как формулировка целей исследования, исследовательских задач, выдвижение гипотезы, поиск путей проверки и сама проверка гипотезы, обсуждение полученных результатов и получение одобрение товарищей и педагогов.
Научно-исследовательская деятельность (в отличие от учебно – исследовательской) направлена на выявление объективно существующих закономерностей явлений и процессов, происходящих в социоприродной среде. В научно – исследовательской деятельности обучающихся можно выделить следующие этапы:
ü мотивация научно- исследовательской работы;
ü выбор направления исследования;
ü выдвижение гипотезы и постановка задач;
ü фиксирование и предварительная обработка данных;
ü обсуждение результатов исследования, выдвижение и проверка гипотез;
ü оформление результатов работы;
ü представление исследовательской работы.
Таим образом, этапы учебно – исследовательской и научно – исследовательской деятельности в основном совпадают. Но, как уже было сказано выше, эти два вида деятельности имеют целый ряд отличий
Отличия учебно – исследовательской от научно – исследовательской деятельности
К научно – исследовательским работам обучающихся предъявляются более высокие требования, нежели к работам, выполненным по результатам учебно- исследовательской деятельности. При рассмотрении научно – исследовательских работ по биологии особое внимание обращается на соответствие формулировки темы работы ее содержанию, на наличие или отсутствие контрольной группы, на статистическую обработку полученных данных и на соответствие выводов и результатов исследования.
Приведу перечень возможных тем для учебно-исследовательской деятельности по биологии
Темы для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся по биологии
Итак, учебное исследование способствует познавательному продвижению, выполняется часто с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учетом возраста и опыта школьника- исследователя.
Научное же исследование решает проблемы, продвигающие науку вперед и способствующие развитию общественной мысли и теоретического задания. Оно подразумевает большую самостоятельность обучающихся как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Для выполнения исследовательских работ требуется хорошая техническая база и организация методически грамотного руководства. При их проведении подразумевается, что студентуже познакомился с основными принципами и методами сбора и обработки данных, освоил их и в состоянии оценить свои возможности.
Способы мотивации школьников на творческую исследовательскую деятельность.
Следует отметить, что после успешной работы (когда исследовательские работы наших обучающихся становились победителями конкурсов городского, регионального, всероссийского уровня) намного легче найти желающих, заниматься на наших курсах. В процессе использования исследовательской технологии были выявлены следующие мотивы, привлекающие школьников:
· Возможность приобщиться к увлекательной деятельности по исследовательской технологии;
· Возможность глубже освоить информационные компьютерные технологии;
· Работа над коллективным проектом дает возможность попробовать в различных профессиональных ролях: журналиста, аналитика, оформителя, Web-дизайнера, администратора, экскурсовода и т.д.
· Успешные выступления на конкурсах различного уровня дает бесценный опыт публичных выступления, общения с единомышленниками, хоть немного, но повышает шансы для поступления в Вузы.
· Материальное поощрение.
Для каждого обучающегося помочь найти ответ на вопрос «Каков я?», а отсюда дать компетентные рекомендации о наиболее благоприятном пути индивидуального развития.
ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА
Калайджян Тамара Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Дошкольное, начальное и специальное образование» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»;
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
В статье рассмотрены вопросы необходимости учебно-исследовательской деятельности в процессе интеллектуального развития младшего школьника. Автором анализируются основные педагогические требования к применению в учебном процессе исследовательской задачи как основной единицы учебно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: школа первой ступени обучения, исследовательская деятельность, исследовательская задача, поисковая задача, проблемная задача, креативная задача.
Tamara V. Kalaydzhyan
PhD in Pedagogical sciences, associate Professor,
Sevastopol State University Russian Federation, Sevastopol
TEACHING AND RESEARCH ACTIVITIES OF YOUNGER STUDENTS AS
AN OBJECTIVE NECESSITY
Abstract. The article is devoted to the consideration of the organization of educational and research activities as a need for the development of primary school children as a subject. The basic objective pedagogical requirements to application in educational process of a research task as the basic unit of educational and research activity are analyzed.
Key words: junior high school student, research activity, research task, search task, problem task, creative task.
Калайджян, Т. В. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников как объективная необходимость // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4
. С. 132-136.
Проблемность рассматриваемого нами вопроса предопределена рядом противоречий между обозначенной требованиями ФГОС НОО организацией активной деятельности младших школьников и реальным состоянием готовности учителей к её осуществлению; между объективной необходимостью учащихся самостоятельно формировать в ходе учебного процесса новые знания и умения и способностью школьников первой ступени обучения реализовать их на практике.
В трудах, посвящённых различным аспектам учебной деятельности, её функциям и структуре (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина), заложены основы понятия «учебно-исследовательская деятельность», обозначены его смысловые границы и обоснована необходимость детального изучения всех аспектов этого явления. Исследовательская деятельность учащихся начальных классов признаётся одним из важнейших условий развития ребёнка как субъекта учебной деятельности и заключается в освоении им таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, абстрагирование, конкретизация. По отдельным содержательным элементам исследовательская деятельность напоминает научную деятельность, базой для которой выступают познавательные стимулы и исследовательские умения. В ходе учебно-исследовательской деятельности, которая должна иметь место не только на
уроках физико-математического и естественного цикла, но и социально-гуманитарного направления, предполагается решение ряда познавательных задач. Такая деятельность формирует интерес к изучаемому предмету, оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ученика и способствует его всестороннему развитию.
При этом следует учитывать особенности учеников младшего школьного возраста, для которых учебные исследования должны быть достаточно простыми в восприятии, без наукообразного оформления и объёмно-пространного представления. Также должен быть учтён тот факт, что исследование обучающихся начальных классов, помимо достижения сугубо
Учебно-исследовательская деятельность постепенно формирует у младшего школьника исследовательский опыт. Его обогащение выступает и осевым фактором организации учебно-исследовательской деятельности, и главной целью вовлечения в неё школьников. Важным при этом является то, что учитель должен ориентировать учебно-исследовательскую деятельность прежде всего на процесс поиска, а не на результат. Планируя общие линии обогащения исследовательского опыта школьника, педагог применяет личностный подход, оказывая помощь каждому ученику, с учётом имеющегося у него опыта развития личности. Результативность исследовательской деятельности обусловлена в немалой степени и субъективными условиями — наличием у учащихся специфических личностных качеств, предопределяющих его способность к поисково-познавательной работе.
Организация учебно-исследовательской деятельности включает возможность использовать метод учебного диалога, наблюдение, опыты; развивать у учащихся умение видеть проблему и задавать вопросы; формировать умение классифицировать объекты изучения, делать умозаключения, доказывать свои идеи, обобщать и резюмировать. Основным средством освоения учебного материала в рамках исследовательского подхода
целей, предполагает также овладение различными
Решения поисковых задач строится на систематизации обучающимися известных им способов деятельности, преобразовании и апробировании их новых комбинаций для реализации исследовательского поиска. Например, пoиcкoвaя зaдaчa: Возвращение блудного сына — радость или горе для семьи? (4 класс, притча «Блудный сын»). Важно, что во время решения этой задачи младшие школьники учатся понимать содержание через внешнюю сторону образа и вникать в смысл через раскрытие внутренней структуры образа.
Исследовательская креативная задача является наиболее творческой и характеризуется наивысшим уровнем исследовательской инициативы
обучающихся. Креативные задачи характеризуются неалгоритмическим способом деятельности в процессе их решения, многие педагоги относят их к творческому типу задач. Например, при изучении повести-сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» решается задача «Планета Земля глазами Маленького принца — гагая oнa?».
По нашему мнению, исследовательская задача любого типа содержит следующие структурные компоненты, которые не нарушают структуры урока: формулировка проблемного вопроса, организация исследования, обсуждение результатов исследования, применение, демонстрация обработанных данных, организация информации. Таким образом, в ходе учебно-исследовательской деятельности на уроке младшие школьники открывают субъективно новые знания и способы действий, выстраивают эффективное межличностное взаимодействие, проявляют познавательную активность и самостоятельность в учении, непосредственно и опосредствованно взаимодействуя с учителем и одноклассниками. Учащиеся концентрируют внимание на способах выполнения действий в составе деятельности и это положительно отражается не только на результативности учёбы в начальной школе, но и на адаптации к качественно новой среде, в которой ребёнок растёт, самореализуется и самоутверждается.
Поскольку в жизни современного человека роль и значение исследовательской деятельности усиливается, то и школа первой ступени обучения, которая закладывает основы всестороннего развития личности, должна реагировать на запросы современного мира.
1. Калайджян, Т. В., Коваль, Н. А. Специфика диалогической речи и проблема её развития у младших школьников // Гуманитарная парадигма. 2018. № 2
. С. 21—26.
2. Колягин, Ю. М., Оганесян, В. А. Учись решать задачи. М. : Просвещение, 2000. 65 с.
3. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2006. 208 с.
4. Семёнова, Н. А Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. 2007. № 2. С. 45—48.
5. Феоктистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2011. 142 с.
УДК 373.31 ББК 74.2
Зимарина Анна Юрьевна
Обоснование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как педагогической цели Justification of the Elementary Schoolchildren’s Educational and Research Activities as a Pedagogical Purpose
В статье определено понимание учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как педагогической цели. Выявлено значение организации самостоятельного поиска субъективно нового знания, обеспечивающего развитие творческих способностей, при взаимодействии со значимым Другим. Обоснована целесообразность построения образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности школьника на этапе начального обучения.
The understanding of the elementary school children’s educational and research activities as a pedagogical purpose is defined in the article. The importance of the organization of an independent search of a subjectively new knowledge providing creativity while the interaction with another person is shown. The expediency of constructing an educational process on the basis of the elementary school children’s educational and research activities is justified.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, самостоятельный поиск, субъективно новое знание, творческие способности, взаимодействие со значимым Другим.
Key words: educational and research activities, independent search, subjectively new knowledge, creativity, interaction with another person.
Организация современного процесса обучения в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода предполагает развитие обучающегося через осуществляемую им самим деятельность. Данный подход предусматривает создание педагогом особого пространства, в котором младший школьник са-
Одним из инструментов, позволяющим решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности школьника на этапе начального обучения. Однако при формировании учебно-исследовательской деятельности в начальной школе педагог сталкивается с неумением младшего школьника организовывать самостоятельную работу, с непониманием им ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности, с неразвитостью навыков самоконтроля и самооценки. Следовательно, возникает необходимость обоснования учебноисследовательской деятельности младшего школьника как педагогической цели.
В разное время проблема учебно-исследовательской деятельности нашла свое отражение в работах Дж. Локка, И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо,
Л. И. Божовича, В. С. Ильина, А. К. Марковой, Ф. К. Савиной, Г. И. Щукиной. Значение развивающего обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания раскрывают в своих исследованиях Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности исследуют Н. М. Борытко, Н. К. Сергеев. Положения деятельностного подхода о взаимосвязи объектов, явлений и процессов современной педагогической реальности представлены в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.
В итоге мы можем заключить, что деятельность представляет собой специфическую человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.
В XVII веке философы пришли к заключению о том, что теоретически можно выделить следующие виды деятельности: познавательную деятельность
Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета было начато отечественными психологами Л. С. Выгодским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьевым и его последователями. Именно А. Н. Леонтьев заложил основы деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое “вообще”. Деятельность младшего школьника, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности, мы рассматриваем как деятельность, направленную на развитие творческих способностей, которые представляют собой совокупность личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности младшего школьника, взаимоотношения с окружающими.
По утверждению В. М. Бехтерева, М. В. Ланге, A. C. Макаренко, К. Маркса, развитие личности возможно только в коллективе, при взаимодействии со значимым Другим. Мы считаем, что в данной ситуации для педагога значимым Другим является младший школьник, а для учащегося начальных классов значимым Другим выступает не только педагог, но и одноклассники. Так как предметом педагогической деятельности является другой человек, обладающий собственной активностью, и поэтому она не может быть ничем иным как взаимодействием, хотя оно и носит чаще всего асимметрический характер. Способность к педагогическому взаимодействию означает универсальную особенность педагога, характерную для выполнения его функций в педагогическом процессе, оказывать влияние на других людей в совместной деятельности зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса.
стоятельно искать пути достижения успехов в своей деятельности, что придает уверенность в собственных силах. Исходя из этого, можно утверждать, что учащийся начальных классов становится субъектом учебной деятельности.
стный подход, который является основой современных образовательных систем на всех ступенях обучения, в том числе и на ступени начального общего образования. В концепциях развивающего образования, будь то система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, система Л. В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Школа России», на первом месте стоит не накопление учащимися начальных классов знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире. Отсюда актуальным становится именно самостоятельный поиск младшим школьником новых знаний.
Исследовательская деятельность и ученого, и школьника имеет общий алгоритм, одну структуру, в ней присутствуют обязательные компоненты исследования. Исследователь оперирует определенным понятийным аппаратом и терминологией. В тоже время существует отличительная особенность исследовательской деятельности школьника и исследовательской деятельности ученого. Если в науке главной целью является получение объективно нового знания, то в школе целью исследовательской деятельности является приобретение умений исследования как универсального учебного действия, развитие творче-
ских способностей, активизация личностной позиции на основе приобретения субъективно нового знания, т.е. самостоятельно получаемого знания, являющегося новым и личностно значимым для конкретного младшего школьника. Таким образом, учащийся начальных классов в учебно-исследовательской деятельностью самостоятельно приобретает субъективно новые знания, являющиеся новыми и значимыми именно для него.
Проведенное нами исследование в МОУ СОШ № 3 Г ородищенского района Волгоградской области и МОУ лицее № 10 Кировского района г. Волгограда с 2009 г. по 2013 г. позволило нам придти к пониманию того, что исследовательская деятельность младшего школьника в учебном процессе или учебноисследовательская деятельность представляет собой переход от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и разрозненных сведений от взрослых, к системе познания, предметом же такой деятельности для учащегося начальных классов является не получение объективно нового (научного) знания, а са-моизменение через «открытие» субъективно нового.
В ходе исследования мы утвердились еще раз в понимании того, что учение представляет собой исследование, проводимое педагогом и учащимся начальных классов, а учебно-исследовательская деятельность младшего школьника является творческим процессом взаимодействия со значимым Другим по поиску или конструированию ранее субъективно-недостающего знания.
Взаимодействие, отражая универсальную общую форму влияния объектов и субъектов друг на друга, позволило младшему школьнику и педагогу апробировать процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния, а также порождение одним объектом другого.
Взаимодействие, по нашему мнению, представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения между педагогом и учащимся начальных классов, направленного на достижение совместных целей и результатов по решению участниками значимой для них про-
блемы или задачи. Взаимодействие со значимым Другим выступает одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации младшего школьника, базирующееся на взаимопонимании и самооценке.
Во взаимодействии педагога и учащегося начальных классов особое место принадлежит общению, которое является атрибутом совместной деятельности и самостоятельной ценностью. Субъект-объектное взаимодействие взрослого и ребенка включает в себя коммуникацию как обмен информацией, взаимодействие как обмен действиями и восприятие на его основе друг друга.
Таким образом, под учебно-исследовательской деятельностью младшего школьника мы понимаем самостоятельный поиск субъективно нового знания, обеспечивающий развитие творческих способностей, при взаимодействии со значимым Другим. Учебно-исследовательская деятельность, по нашему мнению, предполагает выполнение учащимся начальных классов учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, при помощи педагога как организатора и руководителя учебно-исследовательской работы.
http://philosophica.ru/asmus/79.htm. – 27.03.2013.
Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся является относительно новым направлением деятельности учебного учреждения. Она ориентирована на развитие личностных компетентностей учащегося. Такая работа проводится учащимся самостоятельно. Она выходит за пределы учебного процесса и позволяет сформировать знания и навыки, личностные качества, которые необходимы в дальнейшей практической жизнедеятельности и профессиональной сфере.
Разновидности и методики организации исследовательской работы различаются по направлениям деятельности, конкретным целям и задачам, особенностям, изучаемой дисциплины.
Содержание учебно-исследовательской деятельности определяется на основании:
Основными разновидностями исследовательской деятельности в учебном процессе являются следующие:
Как правило, исследовательская деятельность в учебном процессе ориентирована на подведение итогов изученного курса т.е. учащийся выполняет исследовательскую работу, в виде реферата, курсовой работы или диплома, в которой имеется аналитическая часть, предполагающая проведение исследования по заданной тематике, аналитической работы и написание соответствующих научных выводов.
Методы организации исследовательской деятельности в учебном процессе зависят от конкретной дисциплины, ее специфики, необходимости научного исследования тех или иных вопросов данного направления, объема и времени, отводимого на изучение предмета, технического обеспечения учебного процесса.
Понятие и значение научно-исследовательской деятельности
Наука – это сфера деятельности людей, в которой происходит разработка теоретических знаний, их объединение в систему и дифференциация по определенным направлениям.
Научное исследование – это форма реализации на практике научного знания, при котором происходит изучение объектов окружающего мира путем их целенаправленного и системного рассмотрения, посредством применения научных средств и методов, конечным итогом которого становится формирование нового знания о рассматриваемом объекте или процессе.
Научное исследование является определенным направлением деятельности в научной области. Она ориентирована на получение научного знания т. е., по сути, она направлена на его изготовление. Это обуславливает принадлежность науки к динамично развивающимся системам, необходимым для процесса созидания.
Объектами научного исследования являются эмпирические параметры и свойства, рассматриваемого объекта, которые научно обоснованы и доказаны к данному временному периоду.
При изучение какого-то объекта или процесса в научном смысле предполагается его объективное рассмотрение. Научное исследование относится к рациональным и целеориентированным направлениям деятельности, итогом которого является система понятий, теорий и законов.
Основными свойствами научного исследования являются:
«Основы учебно-исследовательской деятельности» 👇
Целевым назначением научного исследования является нахождение идентичных характеристик у нескольких одинаковых объектов и процессов, выявление законов их развития и функционирования, познание их сущности.
Стадии учебно-исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность протекает поэтапно. Она требует обязательной предварительной подготовки, последующего анализа и выводов, связанных с ходом исследования и выявленными научными фактами. В этой связи выделяют три основных стадии прохождения исследования в учебном процессе:
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности
Критерии сформированности познавательной исследовательской деятельности (частично-поисковой):
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
А сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с товарищами и учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Интернет – ресурсы:
Памятка юному исследователю.
1. Тема исследовательской работы. Как будет называться моё исследование?
2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы?
Что я узнал из литературы?
Что я хочу исследовать?
Для чего я хочу провести исследование?
5. Дата и место проведения моего исследования. Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта: при необходимости – название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения.
6. Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.
7. Описание работы. Мои результаты исследования.
Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.
Работа сопровождается фотографиями, рисунками пеньков, вещественными доказательствами.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
Наши результаты исследования и сведения из литературы о жизни совпадают. Наше предположение подтверждается.
9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?
10. Кого я хочу поблагодарить?
11. Использованная литература.
Темы исследования для начальной школы.