ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Что же такое педагогическая технология?

Давайте разберемся в значении этого термина. Мы знаем, что технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата.

Википедия дает нам такое определения педагогической технологии: «Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.»

Иными словами, педагогическая технология – это совокупность методов и средств для достижения определенных результатов в воспитании и обучении детей.

Повсеместное распространение педагогических технологий историки относят к началу шестидесятых годов прошлого века и обуславливают это началом переформирования американской, а после и европейской системы образования.

Инновационные педагогические технологии

  Современное образование требует решения различных задач и проблем современности, в первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся. Какими будут наши выпускники, зависит от всей системы организации образовательного процесса. Сейчас определен результат обучения ребенка в школе – формирование ключевых компетенций. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь учителю  приходят  инновационные технологии.

 называют педагогические технологии,  ставшие популярными в последнее время:

– ИКТ или ММ – технологии,

– интерактивные технологии, 

– проектная технология, метод проектов

– исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,

– АМО и технология модерации,

– здоровьесберегающие технологии,  

– и т.д.

 Инновационные технологии – это педагогические  технологии  нового поколения.

В чем собственно их  новизна или инновационность?

Они представляют собой   педагогическую технологию,  которая  содержит определенный набор методов  и этапы реализации. 

Во – первых,   в отличие от  традиционной   технологии  инновационные ориентированы на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс.  Главное в  данных технологиях  – достижение определенного (конечно,  ИННОВАЦИОННОГО, то есть нового по сравнению с  традиционным  результатом) результата.

 В- третьих, отличие инновационных технологий состоит в способе получения  знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории,  правил и  т.д. , а в процессе деятельности по достижению цели урока,  которая ему интересна.  Он постигает знания в процессе  осознанной необходимости постепенно,   пошагово под руководством учителя. 

В – четвертых, инновационные технологии  создают условия для реализации деятельности детей по достижению ими знаний. Но знания не ставятся  в качестве цели  на  уроках данных технологий. На первое место  выходит организация образовательного пространства урока,  которое выступает образовательной средой для формирования   ЗУНКов учащихся. 

В – пятых, инновационные технологии  меняют суть взаимоотношений учителя и ученика на уроке. Учитель выступает как организатор этого самого образовательного пространства урока. Его роль на уроке – консультанта,  эксперта.   Большая роль отводится  организации урока,  его подготовке –   подготовка выступает краеугольным камнем в  организации  подобных уроков.

 В –  шестых,  инновационные технологии  –  это технологии личностно ориентированные,  то есть  направленные на  личностное,  то есть индивидуальное  развитие,  ориентированное на  личность каждого конкретного ученика.  Другими словами,  это  педагогические технологии,  создающие условия на уроке или во внеурочной деятельности для обучения  каждого  отдельно взятого ученика с учетом его  личностных особенностей ( устойчивость внимания,  запоминания,  скорости и прочности усвоения  материала,   способа восприятия  учебной информации, состояния здоровья,    темпа деятельности,  способностей и задатков и т.д). 

  В – седьмых, инновационные технологии учитывают и факт  социализации детей в процессе обучения и после окончания школы. Именно поэтому в их арсенале  есть  приемы и методы  формирования коммуникативных навыков и навыков  и умений работы в паре,  группе,  коллективе,  команде.  

 По большому счету  их использование  направлено на развитие  всех форм мышления, которое будет  способствовать  становлению творческой и  интеллектуально развитой личности и обеспечит постоянное развитие ребенка и после окончания школы.          

  Таким образом,  можно выделить следующие   признаки инновационных технологий:

–  ориентированы на получение  конкретного результата;

–  цель  урока с их  использованием –   приобретение знаний в процессе деятельности;

–  индивидуализация  процесса обучения;-  способствует социализации детей в процессе обучения  и после  окончания школы;

 –  использует  другие инновационные технологии;

–  требует от учителя  организации образовательного пространства урока;

–  устанавливает качественно новые  взаимоотношения учителя и ученика на уроке;

–  способствует  творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.

Инновационные технологии – технологии особенные!

 Их реализации в образовательном процессе надо  УЧИТЬСЯ!

 Как любая педагогическая технология инновационные технологии имеют свой алгоритм реализации,  свои этапы. Пропуск хотя бы одного нарушает   целостность системы педагогической технологии и  разрушает ее.  

Материалы  педагогов  по инновационным технологиям: 

Научно – исследовательская работа школьников  

Интегрирование экологического компонента в уроки гуманитарного и   естественного цикла 

4. Применение технологии развития критического  мышления на уроках по экологической тематике

Инновационные педагогические технологии 

Веденеева Ольга Анатольевна, Савва Любовь Ивановна, Сайгушев Николай Яковлевич «Педагогические технологии в современном образовательном процессе»

Селевко. П СиТ. Селевко. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М. Народное образование, 1998.

Бардин К. В. Как научить детей учиться. – М., 1987.

 Берне Р. Развитие Я-концегшии и воспитание – М., 1986.

Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. – М., 1989.

Кочетов А. И. Педагогические основы самовоспитания – Минск, 1974.

Маркова А. К. и др. Формирование мотивации ученья. – М., 1990. 

Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

 Селевко Г. К. Доминанта в развитии личности / / Народное образование. – 1995. – № 8; Саморазвивающее обучение. – Ярославль: ИПК, 1996.

Учебная деятельность и развивающее обучение. – М.: Знание, 1985

 Развивающее обучение. – М., 1979.

 Искусство воспитывать. – М., 1979.

Воспитание игрой. – М., 1987.

Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. – М., 1958.

От игры к знаниям. – М., 1983.

Организационно-обучаюшие игры в образовании. – М.: Народное образование, 1996.

Психология игры. – М., 1979

Статьи  Маргариты Павловой, начальника Центра здоровьесберегающих технологий, доцента кафедры социологии и психологии ГАУ ДПО “СарИПКиПРО « Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе» Жоголевой Е. Е.,  руководителя Центра подготовки педагогов к аттестации

Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии./ А. В. Леонтович // Народное образование. – 1999.- №10. 

 Почему у Ильина читают все. – М., 1990.

Герой нашего урока. – М., 1991, Искусство общения. – М., 1982, Путь к ученику. – М., 1988, Шаги навстречу. – М., 1986.

Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. – М., 1984, Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990, Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1990.

 Селевко Г. К, Тихомирова Н. К Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. – Ярославль, 1988, Педагогика сотрудничества и перестройка школы. – Ярославль, 1990.

Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. – 1994. – № 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *