Большой вклад в
определение прав человека внёс философ,
экономист и политический мыслитель Д.
Локк. Он отстаивал неприкосновенность
прав человека для государства и законов,
которые оно издаёт, утверждал право
неограниченной частной собственности,
включающее свободу торговли, отмену
ограничений права на землю, права
неприкосновенности личности и полученных
доходов.
К середине 18 в. во
Франции сложилась группа мыслителей,
определивших антифеодальное состояние
общественного сознания своего времени.
К ним относились Вольтер, Монтескье,
Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо.
Энциклопедисты-просветители утверждали
естественное догосударственное
состояние, общественный договор как
способ создания государства для защиты
прав человека. Теории французского
просвещения были источником Декларации
прав человека и гражданина 1789 г.
В
18 в., в период 1776-1783 гг., конституировалось
новое государство – США, утвердившее
свою независимость. Декларация
независимости США провозгласила: все
люди сотворены равными, и все одарены
Создателем некоторыми неотчуждаемыми
правами, к числу которых принадлежат
жизнь, свобода и стремление к счастью.
Но это право не распространялось на
рабов и «дикарей», как называли индейцев.
Значительный
вклад в развитие идеи прав и свобод
человека внесли
известные просветители XVII–XVIII
веков: Вольтер, Гердер, Гоббс,
Локк, Монтескье, Руссо, Шиллер и др.
Просветители
стремились устранить недостатки
существующего общества, изменить
его нравы, политику, быт путем
распространения идей добра,
справедливости, научных знаний. Их
деятельность во многом
привела к подрыву церковно-феодальной
идеологии и утверждению рационализма
в общественной жизни.
Видным
представителем Просвещения был английский
политический
философ Дж. Локк. Он создает теорию
государства и права, основанную
на естественных законах. Эти законы
существуют всегда и одинаково
обязательны как для подданных, так и
для правителей. В работе
Локка «Второй доклад о государстве»,
опубликованной в 1688 году,
впервые была комплексно разработана
теория естественных прав
человека. К числу таковых он относит,
прежде всего, право на жизнь,
право на свободу и право на владение
имуществом. Теория
Локка исходит из того, что на раннем,
естественном этапе
развития общества люди были равными и
обладали естественными
правами. Но
эти права мало что значат в условиях
отсутствия государства. Люди создали
общество, а общество создало государство
именно для того, чтобы иметь возможность
пользоваться своими естественными
правами. Граждане, по мнению мыслителя,
должны подчиняться государству только
тогда, когда оно защищает их человеческие
права, которые с моральной точки зрения
стоят выше государственных требований
и интересов. Права человека и возникли
раньше появления на свет государства.
Государство остается легитимным, пока
оно защищает права своих граждан и
обеспечивает их осуществление на
практике. Итак, государственная власть
не должна быть абсолютной. Все должны
подчиняться законам. Главная задача
государства —
обеспечение
права неприкосновенности собственности
индивида, а главное средство для этого
—
установление законов. Локк
разрабатывает тему частной собственности
и труда, которые рассматривает как
неотъемлемые атрибуты естественного
человека. Он считает, что для естественного
состояния человека всегда было характерно
владеть частной собственностью, что
определялось его эгоистическими
наклонностями, присущими ему от природы.
Без частной собственности, по мнению
Локка, невозможно удовлетворить главные
потребности человека. Переход людей от
естественного состояния к государству
диктуется, согласно Локку, ненадежностью
прав в естественном состоянии. Но свобода
и собственность должны сохраняться и
в условиях государства, так как для
этого оно и возникает.
Английский
философ Т. Гоббс придерживался иной
теории —
теории
«человека-зверя». Согласно этой теории,
человек не ушел далеко от своего
первобытного состояния, для которого
характерна «война всех против всех» во
всех сферах общественной жизни. На
этом основании Гоббс
делает вывод о необходимости сильного
абсолютного государства —
«Левиафана». Так он назвал свое сочинение
о государстве, предназначенном для
защиты человека. « Природа
создала людей равными в отношении
физических и умственных способностей».
Более того, природа сама и человеческое
существо само по себе не являются ни
добрыми, ни злыми. В естественном
состоянии каждый индивид осуществляет
естественное право сохранить свою жизнь
и избежать смерти. Но человеческие
существа, желая безопасности и мира,
постоянно вовлечены в конфликт с другими.
В естественном состоянии люди
руководствуются только природными
законами самосохранения. Здесь каждый
имеет право на все, захваченное силой.
Выход из этого несчастливого состояния
Гоббс видит в создании государства.
Ради самосохранения, для того, чтобы
выжить, каждый в обществе должен
делегировать свою часть первоначальной
свободы суверену, который в обмен на
мир осуществляет неограниченную власть.
Индивиды, таким образом, добровольно
отказываются от своей свободы в пользу
монарха, который единолично обеспечивает
социальную сплоченность. Гоббс
рассматривает
право индивида на самосохранение как
нерушимое и поэтому полагает, что можно
отказаться сражаться за государство
по приказу монарха, если этот приказ
противоречит жизненным интересам
индивида.
Французский
представитель Просвещения Ш. Л. Монтескье
в своем
труде «О духе
законов» пропагандирует республиканскую
форму правления, считая ее наиболее
благоприятной для развития политической
свободы человека. Для обеспечения
политической и гражданской свободы,
безопасности граждан необходимо строгое
соблюдение законов в обществе. Достигнуть
этого можно путем разделения властей
на законодательную, исполнительную и
судебную. Эта идея Монтескье о разделении
властей развивается в целую теорию,
цель которой состоит в том, чтобы
обосновать принцип законности, обеспечить
политическую свободу и сделать право
истинным регулятором взаимоотношений
между государством и гражданами. Он
полагал, что государству должна уступаться
незначительная часть прав человека.
Монтескье отстаивал идеи свободы слова,
печати, свободы совести. Важное значение
имели его идеи устранения крайностей
имущественного неравенства, о долге
государства обеспечивать граждан
средствами к жизни.
Известный
французский политический мыслитель
Ж.-Ж. Руссо во взглядах на права человека
отличался ярко выраженным плебейским
демократизмом. Его труд «Об общественном
договоре» пронизан ненавистью к
деспотизму и угнетателям, любовью к
угнетенному народу и требованием
изменить его положение к лучшему.
Наивысшее благо людей —
свобода и равенство. Мыслитель отмечает,
что сущность правомерного политического
устройства состоит в том, чтобы человек,
соединяясь с другими людьми в общество,
не терял бы своих естественных прав и
сохранял бы свою свободу. Руссо, в
противоположность
Гоббсу, полагал, что человек от природы
добр. Но сильное государство все-таки
необходимо, но оно должно быть выражением
общей воли народа. Государству, считает
Руссо, должна быть передана значительная
часть естественных прав человека с
целью наиболее полного их осуществления.
Эпоха
просвещения
– одна
из ключевых эпох в истории европейской
культуры, связанная с развитием научной,
философской и общественной мысли. В
основе этого интеллектуального движения
лежали рационализм и свободомыслие.
Начавшись в Англии,
это движение распространилось на
Францию,
Германию,
Россию
и охватило другие страны Европы. Особенно
влиятельными были французские
просветители, ставшие «властителями
дум». Сам термин пришёл в русский,
английский и другие из французского и
преимущественно относится к философскому
течению XVIII века. Вместе с тем, он не
является названием некой философской
школы, поскольку взгляды философов
Просвещения нередко существенно
различались между собой и противоречили
друг другу. Поэтому просвещение
считают не столько комплексом идей,
сколько определенным направлением
философской мысли. В основе философии
Просвещения лежала критика существовавших
в то время традиционных институтов,
обычаев и морали. Относительно датировки
этого направления единого мнения не
существует. Одни историки относят начало
этой эпохи к концу XVII в., другие —
к середине XVIII в. Конец связывают со
смертью Вольтера
(1778 г.) или с началом Наполеоновских
войн
(1800—1815 гг.)1
Даная
эпоха заложила основы многих новых
направлений, возродила старые и
культивировала под существующие реалии.
Не прошли великие философы в своём
творчестве и мимо такой проблемы как
права человека и гражданина. Теперь
взгляды по этому вопросу не были
стихийными и случайными у каких-либо
отдельных мыслителей. Теперь это был
совершенно новый уровень. Господствовавшие
идеи гуманизма указали серьёзные
недостатки на взгляды прошлых эпох.
Многие деятели, основываясь на опыте
прошлого ставили перед собой конкретные
цели по исследованию и теоретическому
обоснованию прав человека, взаимодействие
и место в государстве и политической
жизни общества. Основной теоретической
базой просветителей стали взгляды,
сложившиеся в Англии(Т. Гоббс, Дж. Локк)
и Голландии (Б. Спиноза, Г. Гроций). Их
учения о естественном праве дали
отправной толчок, некоторые же видели
в этих идеях либо противоречивость,
либо не полно раскрытую сущность и
принялись за собственное обоснование.
Один
из главных вдохновителей и признанных
лидеров европейского Просвещения по
справедливости считается Вольтер
(1694–1778) – великий французский мыслитель
и литератор. Корнем всех существующих
социальных зол, которые могут и должны
быть уничтожены, Вольтер считал прежде
всего засилье невежества, предрассудков,
суеверия, подавление разума. Главным
оплотом и виновником всего этого он
считал церковь и религию, особенно
католицизм. Поэтому становится понятно
почему во многих произведениях уделяется
мыслителем так много подобных рассуждений.
Человек в его учении занимает одну из
главных ролей. В церкви и доведённый до
фанатизма католицизм убивает как раз
в человеке его лучшее начало – свободу,
свободу совести и слова. Однако не смотря
на довольно мужественное противостояние
Вольтера с церковью отнюдь не означает,
что мыслитель отвергает религию. Не
стоит думать, что Вольтер был приверженцем
демократизма. Его идеи в этом направлении
были достаточно сдержанными. Говоря о
просвещении одно из главных положений
в его учении было обеспечить граждан
образованием, т.е. сделать просвещёнными.
Однако и тут есть оговорка. В образовательном
процессе должны быть задействованы все
кроме так называемой черни. Он говорил:
«если чернь начнёт думать – всё погибло».
1Люди
физического труда сами по себе не
являлись у Вольтера объектом его
трепетного почитания. Скорее даже
наоборот. Вольтера
нисколько не заботили проблемы
переустройства общества на демократических
началах. Больше того, демократии,
народовластия он смертельно боялся. Но
чрезвычайно близки были ему иные
проблемы: естественное право, свобода,
равенство2.
Обращение к концепции естественного
права, естественного закона – способ
легитимировать, придать наивысший
авторитет самым значимым для Вольтера
политико-юридическим ценностями: свободе
и равенству, воплощающим одновременно
разум и интерес, данные природой.
Свобода
у него в первую очередь – свобода
личности, индивида, частная свобода, а
не свобода общества в целом. Стержнем
личной свободы служит свобода слова, а
с нею и свобода печати. В особенности
выделяет он свободу совести в качестве
антипода удручающей католической
нетерпимости. Весьма глубокой была
оценка Вольтером (достигавшим подчас
также вершин политэкономической мысли
своей эпохи) свободы труда – характерного
знамения Нового времени. Эта свобода
предстает как право каждого «продавать
свой труд тому, кто за него дает наибольшую
плату, ибо труд есть собственность тех,
кто не имеет никакой собственности».
Подлинная
свобода, по убеждению Вольтера, проявляется
в том, что люди перестают быть формально
зависимыми друг от друга; они становятся
автономными субъектами. Это, однако,
совсем не равносильно воцарению хаоса
в обществе, возникновению беспорядочных
столкновений в нем автономных воль.
Отношения зависимости, определенной
связанности действий индивидов остаются.
Но теперь такие отношения приобретают
совсем другой смысл. « Свобода,– писал
Вольтер,– состоит в том, чтобы зависеть
только от законов». Так прорастала на
французской почве ставшая позже весьма
известной и популярной на Западе идея
«господства права».1
В
истории политических и правовых идей
свобода и равенство нередко
противопоставлялись друг другу. Вольтер
подобного противопоставления избегает.
Напротив. Завидным считал он положение,
при котором свобода дополняется и
подкрепляется равенством. « Быть
свободным, иметь вокруг себя только
равных, такова истинная жизнь, естественная
жизнь человека». Равенство людей
понимается им в строго политико-юридическом
смысле: обретение всеми людьми одинакового
статуса гражданина, одинаковая зависимость
всех граждан от закона и одинаковая
защита их законом. Такое равенство в
его трактовке весьма содержательно и
социально эффективно. Однако сторонником
имущественного равенства (эгалитаристом)
и общности имуществ Вольтер не был.
Обладание имуществом (либо отсутствие
такового) должно, согласно Вольтеру,
сказываться на положении человека в
обществе. В частности, право голоса в
вопросах общественного блага могут
иметь, по мнению Вольтера, не любой и
каждый, а лишь собственники.2
Эти
представления о свободе и равенстве
Вольтер использовал в своих предложениях
по реформированию феодального общества,
неизменно вызывавшего его протест. С
таких позиций он выступал за уничтожение
сословных привилегий и за упразднение
церковных судов. Аристократию, занявшую
почти все ключевые должности в системе
управления государством, следует, по
Вольтеру, заменить бюрократией. Он
настаивал на необходимости устранить
партикуляризм действующего законодательства,
добиться справедливого судопроизводства
с широким участием адвокатов в процессе,
отменить пытки и т.п. Надежды на проведение
таких реформ он возлагал на сильную и
просвещенную государственную власть.
Трактовка
прав человека тесно связана у Монтескье
с принципом разделения властей. В своем
знаменитом произведении “О духе
законов” он рассматривает проблему
политической свободы людей в двух
аспектах: в ее отношениях к государственному
строю и к отдельной личности, гражданину.
Первый аспект этих отношений политической
свободы, выраженный в правовом (и
конституционно-правовом) закреплении
трех властей (законодательной,
исполнительной и судебной), выступает
в качестве необходимости обеспечения
гражданских прав и свобод, а так же
безопасности личности. Без сочетания
этих двух аспектов политическая свобода
остается неполной, нереальной и
необеспеченной. ” Может случиться, —
замечает Монтескье, — что и при свободном
государственном строе гражданин не
будет свободен, или при свободе гражданина
строй все-таки нельзя будет назвать
свободным. В этих случаях свобода строя
бывает правовая, но не фактическая, а
свобода гражданина фактическая, но не
правовая”. 1 Монтескье
акцентирует на том, что политическая
свобода вообще возможна лишь при
умеренных правлениях, но не в демократии
или аристократии, а тем более в деспотии.
Так же и при умеренных правлениях
политическая свобода имеет место лишь
там, где нет возможности злоупотребления
властью, для чего в государстве необходимо
достичь взаимного сдерживания различных
властей — законодательной, исполнительной
и судебной. Основная цель разделения
властей — это как раз избежать
злоупотребления властью. Есть и другой
аспект свободы, на который обращает
внимание Монтескье, — это политическая
свобода в ее отношении уже не к
государственному устройству, а к
отдельному гражданину. В этом втором
аспекте политическая свобода заключается
в безопасности гражданина. Рассматривая
средства обеспечения такой безопасности,
Монтескье придает особое значение
доброкачественности уголовных законов
и судопроизводства.
Ещё
одним оригинальным и видным мыслителем
эпохи просвещения был Ж. Ж. Руссо. Его
главная работа в политико-правовой
области: “Об
общественном договоре, или Принципы
политического права” (1762).
По иному во взглядах Руссо раскрывается
теория естественного права. Мыслитель
по-новому трактует вопросы естественного
состояния и общественного договора,
развивая при этом теорию народного
суверенитета. В естественном состоянии,
по Руссо, нет частной собственности,
все свободны и равны. Неравенство
существует здесь вначале лишь физическое,
обусловленное природными различиями
людей. Однако с появлением частной
собственности и социального неравенства,
противоречащих естественному равенству.
Выход из создавшегося положения – договор
о создании государства явился заговором
богатых против бедных. Потеряв свою
естественную свободу, бедные не обрели
свободы политической. Государство и
законы, созданные путем договора,
усложнили жизнь простого народа, заковали
их в оковы зависимости от богатых, и
теперь ни о какой свободе, ни о каких
правах говорить не приходится. Рассуждая
об этом Руссо предлагает свою модель
исправления этого положения. Выход он
видел в создании Политического
организма на основе подлинного договора
между народами и правителями.
Главная задача по которому – построить
новое государство, превратить скопление
людей в суверенный народ, а каждого
человека в гражданина, обеспечив его
надлежащими правами. Такое образование
Руссо называет ассоциацией. Члены этой
ассоциации в совокупности именуются
народом,
которому принадлежит суверенная власть.
Для
поддержания порядка в этой ассоциации
и регламентации прав издаются законы.
Руссо различает четыре рода законов:
политические, гражданские, уголовные
и “наиболее важные из всех, – нравы,
обычаи и особенно общественное мнение”.
1По
мнению Руссо, обязательства между людьми
и государством взаимны и предусматривают
равенство их прав и обязанностей. Руссо
отстаивает принцип эгалитаризма.
Он считает, что ни один гражданин не
должен обладать достатком, чтобы иметь
возможность купить другого, и не один
не должен быть настолько бедным, чтобы
быть вынужденным себя продавать. Не
смотря на «демократического типа идей»
Руссо к самому понятию и феномену
демократии относится достаточно холодно.
Он так же отвергал идею представительной
демократии и теорию разделения властей.
Считая, что её расчленение приведёт к
децентрализации, что незамедлительно
повлечёт к беспорядкам в стране и
возможным революциям.
Влияние
идей французских просветителей ощущалось
почти во всех развитых на тот момент
стран западной Европы, особенно в
Германии( С.
Пуфендорф, Х. Томазий, Х. Вольф ),
где основные идеи были направлены на
разработку теории естественного права,
а так же защиту и обеспечение этих прав
и свобод. Так же сильное влияние идей
просвещение было у представителей
Италии (Дж.
Вико и Ч. Бекариа) Здесь мыслители в
основном говорят об
устранении нищеты и постепенном уравнении
всех граждан как в нравственных, так и
в материальных выгодах ,
доставляемых обществом; высказываются
за всеобщее просвещение и хорошее
воспитание, пишут о простых, мудрых
законах и равенстве перед ними всех
людей, о необходимости строгой законности
и точном соблюдении обязательных
гарантий прав личности.
В
Северной Америке идеи просветителей
были настолько популярны, что стали
основной идеологической силой в борьбе
против феодальной Англии. Главные идеи
гуманизма стали отправным пунктом для
создания сначала Декларации независимости
США, а затем и будущей Конституции США. В
основу которых были заложены положения
о верховенстве права и правовом статусе
личности. В этих документах были чётко
обозначены основные права и обязанности
граждан, определены рамки и границы
этих свобод. А так же были изложены
свободы в различных сферах деятельности.
Конституция США была первым подобным
документом в нормативно-правовой
практике и до сих пор считается одной
из самых демократичных по своему
содержанию. Ведущим идеологом в то время
в США был Томас Джефферсон. Именно он
стал концентратом идей, перенесённых
из Европы через океан.
Особое
место в истории данного периода занимает
буржуазная революция во Франции. Итогом
революции стало принятие Декларации
прав человека и гражданина. Декларация
была принята Национальным Учредительным
собранием 26
августа
1789 г.
В основу идей Декларации прав человека
и гражданина положена концепция
равноправии и свободы, принадлежащей
каждому от рождения. Естественными
правами человека и гражданина объявлялись
свобода личности, свобода слова, свобода
убеждений, право на сопротивление
угнетению. Декларация до сих пор лежит
в фундаменте французского конституционного
права.
В
целом, влияние эпохи просвещения на
проблематику прав человека и гражданина
ощущается и по сей день, не говоря уже
о влиянии на воззрения того времени.
Впервые именно в этот период понятие
человека и понятие гражданина были
разведены юридически, хотя фактически
и до сегодняшнего дня эти понятия либо
употребляют вместе, либо вообще объединяют
под одним общим. Именно в эпоху просвещения
наблюдается и подъем «снизу» за борьбу
и обеспечение прав и свобод (Великая
французская революция, Реформация в
Германии, борьба за освобождение
северо-американских колоний, буржуазные
революции в Англии и Голландии). В полной
мере развилась в нескольких вариантах
концепция разделения властей(Монтескье,
Руссо и т.д.), что послужило новым витком
в вопросе права. Это так же способствовало
более эффективному способу ограничения
самодержавия и более успешной реализации
прав и свобод человека и гражданина.
Были приняты основополагающие документы
(Декларация прав человека и гражданина,
Конституция Франции 1791г, Декларация
независимости США, Конституция США),
заложившие основу современного понимания
и обеспечения прав и свобод. В них
заключены фундаментальные положения
о взаимодействии гражданина и государства,
и положения о должном обеспечении этих
прав. Всё вышеперечисленное стало
итоговым импульсом для становления
прав человека и гражданина как актуальной
политико-правовой проблемы.
Эволюция концепции прав и свобод человека в дореволюционной России.
В России в 18 в.
активно развивалась антифеодальная
мысль о правах человека. В этот период
крепостнические общественные отношения
были основательно потрясены крестьянской
войной под руководством Пугачёва.
Восставшие отчётливо сформулировали
свои требования свободы как «воли»,
которые были изложены в «Манифестах»
Пугачёва. В «Манифестах» отменялось
крепостное право, отдавались крестьянину
земли, леса, воды. Изгонялось само слово
«раб» и заменялось понятием «вольные».
Идеи о равенстве
всех людей, о неотчуждаемых правах и
свободах человека А. Н. Радищев использовал
для критики российского самодержавия
и крепостничества. С естественноправовых
позиций он развивал представления о
свободе и равенстве всех людей, о
договорном происхождении государства,
о неотчуждаемых правах человека на свою
жизнь, собственность, равный суд, свободу
мысли и слова, о суверенитете народа и
его праве свергнуть несправедливый
строй.
В 18 в. наиболее
значительным до отмены крепостного
права в 1861 – 1864 гг. было вооружённое
выступление декабристов в 1825 г. Это была
попытка изменить общественное и
политическое устройство России на
основе утверждения прав человека.
Декабристы отстаивали естественную
свободу и равенство всех людей,
неотчуждаемые права человека на
безопасность, жизнь и собственность.
Декабристам не
удалось уничтожить крепостничество и
абсолютизм, но в последующее десятилетие
после разгрома декабристского движения
о правах человека не позволил замолчать
П. Чаадаев своими «Философскими письмами».
В социальном плане мысль П. Чаадаева
была сосредоточена на необходимости
уничтожения крепостного права, на
возмущении фактом, когда одна часть
населения владеет другой.
Б. Н. Чичерин
характеризовал признание человека
свободной личностью как величайший шаг
в историческом движении гражданской
жизни и достижение той ступени, когда
гражданский порядок становится истинно
человеческим. Он обосновывал необходимость
реформирования российского самодержавия
и продвижения страны к гражданскому
обществу и правовому государству.
13. Права
человека в СССР. Правозащитное движение
.
В соответствии с Декретом
об уничтожении сословий
и
другими законами основной целью нового
государства было установление равноправия,
как политического, так и экономического,
и недопущение эксплуатации
человека
человеком, то есть запрет не только
рабства, но и использования наемного
труда в частных хозяйствах. Найм был
разрешён только для государственных
или коллективных хозяйств.
Де-юре
граждане
обладали широким спектром прав, в
частности Конституция
СССР 1936 года и
Конституция
СССР 1977 года всем
гражданам предоставляли равные права:
Провозглашались
неприкосновенность личности и тайна
переписки.
В
Конституции СССР 1977 года говорилось,
что граждане СССР «обладают всей полнотой
социально-экономических, политических
и личных прав и свобод, провозглашенных
и гарантируемых Конституцией СССР и
советскими законами». Вместе с тем
отмечалось, что «использование гражданами
прав и свобод не должно наносить ущерб
интересам общества и государства, правам
других граждан» (ст. 39). Конституция
провозглашала следующие права:
Правозащи́тное
движе́ние — часть
диссидентского
движения в СССР,
сосредоточенная прежде всего на
отстаивании личных или групповых
(национальных, религиозных) прав и свобод
граждан (в отличие от других фракций
диссидентского движения, отстаивавших
те или иные социально-политические
проекты — монархический или
левосоциалистический, требовавших
самоопределения и отделения отдельных
территорий и др.). Под правозащитной
деятельностью, главным образом, понималась
деятельность, направленная в защиту
прав других
людей
высказывать собственное мнение и жить
по своему усмотрению, даже если это
мнение и этот образ жизни не совпадают
с мнениями и образом жизни самих
правозащитников.