Образование единого государства в италии к кавур дж гарибальди конспект урока 9 класс

Тема урока: «Образование национальных государств Италии и Германии в 50-60-е годы XIX века»

  • показать процесс объединения Италии и Германии, завершившийся образованием Итальянского королевства (1861 г.) и Германской империи (1871 г.);
  • продемонстрировать пути объединения Италии и Германии «сверху» и «снизу»;
  • показать предпосылки и особенности объединительного движения в Италии и Германии.
  • развивать навыки сравнения, умения анализировать фактический материал, документы, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
  • вести коммуникативный диалог; участвовать в дискуссии; воссоздавать исторические образы;
  • лю­ди с разными взглядами могут объединиться, если перед ними стоит общая цель;
  • понимать, что только единое государство может улучшить свое экономическое и политическое положение.

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся узнают, что объединение германских государств необходимо для достижения успеха в процессе модернизации; понимают, почему роль лидера в движении за объединение Германии играла Пруссия. Учащиеся узнают, что борьба итальянского народа за национальное объединение своей страны привела к созданию Итальянского королевства, а это способствовало в дальнейшем становлению индустриального общества, хотя Италия еще долго оставалась «полупериферией Европы»; выделяют общие черты и различия национального объединения Германии и Италии.

Оснащение урока: Всеобщая история. История нового времени. 1800-1913. Юдовская А. , Баранов П. , Ванюшкина Л. : учебник для 8 кл. , 2011   Карты: «Объединение Италии», «Революции 1848—1849 гг. в Европе», «Объединение Германии».

Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М. : Аванта +, 1995. — Т. — С. 576—577 (Бисмарк и объединение Германии), С. 553—558 (Джузеппе Гарибальди. Карбонарии). Войнич. Овод.

Репродукции картин: Заседание Франкфуртского парламента, портреты Вильгельма I, Отто фон Бисмарка, портреты Мадзини, Гарибальди, Кавура.

Тип урока: комбинированный с использованием методики «Взаимообмен заданиями» А. Ривина (КСО). Суть методики сводится к следующему: ребята работают по карточкам с заданиями – индивидуально, потом они работают в парах и передают друг другу проработанную ими информацию. Затем в классе создаются малые группы таким образом, чтобы в каждую собирались ученики, работавшие над одной проблемой. Здесь они обсуждают предложенные им задания, готовят выступление перед классом.

Формы работы: проблемный, частично-поисковый метод.

Учитель просит вспомнить решения Венского конгресса 1814 г. по Германии и Италии. Вместо Священной Римской империи был создан Германский союз, состоящий из 35 государств и 4 вольных городов (Гамбург, Любек, Бремен и Франкфурт-на-Майне). Италия делилась на 8 частей. Почти вся Италия, кроме Пьемонта (Сардинского королевства) находилась под властью Австрии.

Цель – сохранение старых порядков (работа с картой).

Во Франкфурте-на-Майне заседал представительный ор­ган Союза — бундестаг, но его решения не являлись обязатель­ными для отдельных членов Союза.

Союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объ­единения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же Союз не мог стать прочным: силь­нейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе, а в будущем и за лидерство в едином германском государстве.

Каковы цели создания Таможенного союза?

Создан в 1834 г. Таможенный союз (по инициативе Пруссии). Начало формирования экономического единства Германии при сохранении государственной раздробленности. На дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, сняли препятствия для свободной перевозки грузов. Но между двадцатью государствами таможенные границы еще сохранились, и перевозка через них товара стоила дороже, чем его доставка в Америку.

Учитель формулирует проблемное задание: Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким и итальянским народами в середине XIX в. Обычно учащиеся сразу определяют эту задачу, говоря, что главная цель – объединение страны. Учитель предлагает ребятам посмотреть, как эта проблема решалась в этих государствах.

Учитель проводит инструктаж.

В процессе работы ребята используют следующую карточку с алгоритмом, где описана определенная последовательность операций, которые необходимы и достаточны для выполнения задания.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

  • Получи карточку с заданием.
  • Подготовь тетрадь к работе:

а) напиши тему урока

А) внимательно изучи текст документа, ответь на задания к нему и напиши ответ в тетрадь.

Б) научись объяснять свое задание.

В) выполни дополнительное задание, если есть.

Расскажи партнеру по парте задание своей карточки, ответь на его вопросы, сделай необходимые записи в его тетрадь.

Выслушай объяснения товарища.

Задай по прослушанному материалу вопросы и проверь, как он сделал записи в твою тетрадь.

Если задания выполнены правильно, поблагодарите друг друга, если неправильно, то найдите и исправьте ошибку.

Материал раскрывается в пределах учебника, но при этом можно привлечь тексты документов, показывающие, какие препятствия лежали на пути модернизации Германии, Италии и какие меры принимались для их устранения в области экономического развития. Учащиеся 1 варианта получают карточки № 1, 2, 3.

Карточка № 1. Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии

Однако немцы все более и более сами себя ограничивают. Тридцать восемь таможенных и мытных линий в Германии парализуют внутренние сношения и действуют почти так же, как если бы каждый член человеческого тела был перетянут веревкой, чтобы воспрепятствовать крови переливаться из одного члена в другой. Ведя торговлю в Гамбурге с Австрией, в Берлине со Швейцарией, приходится проезжать через десять государств, изучать десять таможенных и местных порядков, уплачивать десять раз таможенную пошлину. А кто имеет несчастье жить на границе, где сталкиваются три или четыре государства, тот проводит всю свою жизнь среди враждебно настроенных таможенных и мытных чиновников; у него нет отечества. Это состояние представляется безотрадным для людей, которые хотели бы действовать и вести торговлю.

Они с завистью смотрят на великий народ, живущий по другую сторону Рейна, который ведет торговлю от Ла-Манша до Средиземного моря, от Рейна до Пиренеев, от границы Голландии до Италии, по свободным рекам и открытым столбовым дорогам, не встречая ни одного мытного чиновника.

Задания к документу: подумайте, как влияла раздробленность Германии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.

Карточка № 2. Из договора о Таможенном союзе (1833)

Параграф 1. Существующие между. государствами таможенные объединения образуют на будущее время единый общий союз, устанавливающий общую таможенную и торговую систему и охватывающий все названные государства.

Параграф 2. В этот общий союз включаются все те государства, которые еще раньше по всей своей области. присоединились к таможенной и торгующей системе одного из договаривающихся государств.

Параграф 4. Во владениях договаривающихся государств должны быть согласованы законы о ввозных, вывозных и проходных пошлинах.

Параграф 6. После заключения настоящего договора между договаривающимися государствами наступает свобода торговли и сношений, а одновременно и общность во взимании пошлин.

Вопросы к документу: как создание Таможенного союза влияло на процесс модернизации Германии? Достаточно ли было этих условий для быстрого развития в ней индустриального общества?

«Промышленное производство и длина железных дорог в 50-х гг. (за 10 лет) выросли в 2 раза.

К 1860 г. Германия вышла на 3-е место в мировом промышленном производстве (после Англии и Франции).

Число ремесленных мануфактурных рабочих в Пруссии и других 5 крупных германских государствах составило 2 млн. , а фабричных рабочих – 1,5 млн. человек».

Задание: на основе приведенных фактов сделайте выводы об особенностях экономического развития Германии в 50-60-е годы XIX в.

Учащиеся 2 варианта получают карточки с заданиями по Италии.

Карточка № 1 «В Италии было много таможенных границ, при переезде через которые надо было платить сборы и пошлины: при перевозке товаров из Пармы в Модену — на расстояние в 37 миль — надо было 6 раз уплатить таможенные пошлины, а за товары, провозимые по реке По, таможенные пошлины платили 21 раз. Главной отраслью промыш­ленности являлось производство шелка-сырца. На севере страны развивалось хлопчатобумажное производство ».

Вопросы к тексту: подумайте, как влияла раздробленность Италии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.

Карточка № 2 «Торговая буржуазия Италии была богаче и многочисленнее промышленной. В Милане имелось несколько десятков крупных фирм, ведущих торговлю с зарубежными странами. Среди торговой буржуазии видное место занимали хлеботорговцы, откупщики и банкиры. Многочисленны были различные слои интеллигенции: художники, адвокаты, музыканты, учителя, в большинстве люди нуждающиеся, не находящие в этой бедной стране применения своим силам.

Рабочий класс Италии состоял в основном из ремесленных подмастерьев, рабочих мануфактур и сезонных рабочих. Фабричный пролетариат был немногочисленным и получал нищенскую заработную плату. Рабочее движение чаще всего принимало форму голодных волнений. В больших итальянских городах скопились десятки тысяч полуголодных рабочих, которые вместе с крестьянством представляли собой опасность для существующих режимов».

Задание к тексту: подумайте, как влияла раздробленность Италии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.

Задание к тексту: Как сказалось состояние раздробленности на дальнейшее развитие страны? Ответ аргументируйте.

Учитель просит по окончании работы ответить ребят на вопросы: как вы думаете, какие первоочередные задачи стояли перед Германией и Италией к середине XIX в. ? Школьники отмечают, что разобщенность отдельных частей этих стран мешала внутренней торговле и развитию промышленности. Политическое объединение страны и уничтожение старого порядка становились главными условиями модернизации.

Выводы фиксируются в тетрадях. В 1834 г. По инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств.

Создание Таможенного союза имело большое значение для экономического объединения немецких государств: на дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, были сняты все таможенные ограничения в торговле, способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества. Раздробленность Италии

и Германии являлась серьезным препятствием на пути дальнейшего развития индустриального общества.

Особенности объединительного движения в Германии и Италии

Ведущие социальные силы Способы объединения Германия Прусские помещики, при поддержке буржуазии (Лидер: О. Бисмарк) Объединение «сверху», путем войн и реформ, проводимых Пруссией Италия Народные массы, либеральные помещики, буржуазия (Лидеры: К. Кавур, Д. Мадзини) Объединение «снизу». Народная революция

Итак, закреплена ведущая роль Пруссии в Северогерманском союзе.

Устранены препятствия для развития единой немецкой нации.

Ликвидирована политическая раздробленности.

Развитие хозяйства и культуры.

«Нуж­на ли вам единая и неделимая Италия во главе с конституцион­ным королем Виктором Эммануилом?» На этот вопрос положи­тельно ответило большинство избирателей Неаполитанского королевства, Сицилии и других областей. Так в 1861 г. было про­возглашено Итальянское королевство в составе Пьемонта и соединившихся с ним областей. Новое королевство насчитыва­ло 22 млн. жителей. Однако процесс объединения страны еще не был завершен. Под властью Австрии осталась Венецианская область, а в Риме сохранялась светская власть папы, которую охраняли войска На­полеона III. Летом 1870 г. итальянская армия вошла в Веч­ный город. Вслед за армией прибыл и Виктор Эммануил II. Объ­единение Италии завершилось. Рим сделался столицей объединенного королевства

Тема урока: «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

1) Разделённая Италия;

2) Начало национально-освободительной войны и революция 1848 года;

3) Усиление Сардинского королевства;

4) Война с Австрией. Революция в Центральной Италии;

5) Италия создаётся своими усилиями;

Основные термины и понятия урока:

3) «Тысяча» Гарибальди;

1) 1831 – создание Дж. Мадзини организации «Молодая Гвардия»;

2) 1848-1849 – революция в Италии;

3) 1858 – секретный договор Камилло де Кавура с Наполеоном III;

4) 1859 – Австро-итало-французская война;

5) 24 июня 1859 – Битва при Сольферино;

6) март 1860 – сование первого итальянского парламента;

7) 1860 – восстание на Сицилии; «Тысяча» Гарибальди;

8) 1866 – Битва при Садове; присоединение Венеции к Италии;

9) 1870 – завершение Рисорджименто;

1) Джузеппе Гарибальди;

2) Джузеппе Мадзини;

3) Камилло Кавур;

4) Виктор Эммануил II;

1) Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс. Учебник А. Юдовской, П. Баранова, Л. Ванюшкиной;

2) карта «Европа после Венского конгресса 1815»;

3) карта «Объединение Италии»;

4) карта «Объединение Германии»;

5) видеофрагмент «Путь к единой Италии»;

6) карта «Сардинское королевство после войны с Австрией»;

Литература и электронные источники по теме урока:

Курс: “История Нового времени “

Тема урока: “Объединение Италии”

Форма урока: традиционная

Цель урока: проследить динамику освободительного движения в Италии; познакомить учащихся с различными направлениями Итальянского освободительного движения.

  • Сформулировать представление о причинах и процессах объединения Италии;
  • Познакомить учащихся с выдающимися людьми, оставившими свой след в истории Италии;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • Развитие у учащихся навыков работы с исторической картой;
  • Развитие речи, мышления, а так же коммуникативных навыков учащихся;

Оборудование: учебник – Новая история 1800 -1913: Учеб. для 8 класса общеобразовательных заведений / А. Юдовская, П. Баранов, Л. Ванюшкина, компьютер, презентация “Объединение Италии”, видеофрагмент “Джузеппе Гарибальди”, раздаточный материал (карточки с тестами).

Методы: Устный метод, наглядный метод, печатно-словесный метод.

Основные понятия: карбонарии, революция.

Основные персоналии: Джузеппе Мадзини, Джузеппе Гарибальди, Камилло Кавур, Виктор Эммануил II.

Формы работы: фронтальный опрос, рассказ учителя, работа с учебником и документами, сообщения

Технологическая карта урока

Создание соответствующей рабочей обстановки на уроке

Актуализация опорных знаний

Проверка знаний по ранее изученной теме

Сейчас мы с вами проведём небольшое тестирование по изученной теме (учитель демонстрирует слайд с тестами)

На прошлом уроке мы с вами обсудили проблему объединения Германии, познакомились с личностью Отто фон Бисмарка, узнали об образовании Северогерманского союза.

III. Постановка темы и целей урока

– Цель сегодняшнего урока – определить каким путём и почему началось объединение Италии? Мы рассмотрим различные направления Итальянского освободительного движения. А так же определим, какие задачи были выполнены в ходе объединение Италии.

– Записываем тему нашего сегодняшнего урока: “Объединение Италии”

Тема урока: ” Объединение Италии ” Параграф 17, стр. 129.

Объяснение нового материала

– Обратите внимание на доску.

– Ребята, вспомните, в каком году проходил Венский конгресс?

– Какие территориальные и политические изменения произошли в Италии по решению венского конгресса?

По решению Венского конгресса Италия, объединённая под властью Наполеона I, вновь была раздроблена

на восемь королевств и герцогств, при этом северо-восточную часть — Ломбардо -Венецианскую область присоединили

к Австрийской империи. Повсюду была восстановлена абсолютная

власть монархов, примкнувших к Священному союзу.

Раздробленность политическая сопровождалась раздробленностью экономической. На разных территориях существовали не только разные законы, но и свои особые системы мер и весов, своя денежная система. А вся территория Италии была перегорожена таможенными границами. Это всё пагубно влияло на экономику страны. В промышленном развитии Италия отставала не только от Англии и Франции, но и от Пруссии.

2) Начало национально-освободительной борьбы и революция 1848 г

Борьба за объединение Италии началась ещё в начале XIX в. Уже в 1807-1810 гг. в итальянских государствах стали создаваться тайные революционные общества карбонариев, члены которых боролись за объединение Италии. В переводе с итальянского карбонарий – означает угольщик.

После Венского конгресса движение карбонариев усилилось,

они видели свои задачи в свержении австрийского гнета и

в замене самодержавных монархий конституционными.

Экономический кризис 40-х гг. больно ударил по Италии

1848— 1849 гг. в ряде итальянских государств вспыхнули восстания.

– Прочитайте пункт плана Начало национально-освободительной борьбы и революция 1848 г. на стр. 130 и заполните таблицу, которая лежит у вас на партах “Основные события 1848-1849 гг. в Италии”.

– Национально-освободительное движение распространилось по всей стране. Итальянские государи не посмели отказать народу. Весной по всей Италии, кроме Ломбардо-Венеции, были введены конституции.

– Как вы помните, Милан был под властью Австрийской Империи. После 5 дней кровопролитных боёв восстание закончилось изгнанием из города Австрийский войск. Но северные области Италии оставались под властью австрийцев.

– Целый год Венеция сражалась с Австрийцами, но они не получали никакой помощи извне.

– Как поступил папа Римский?

– Совершенно верно, при всенародном ликовании в Риме упразднили его власть и провозгласили республику.

Республиканцев вдохновляли национальные герои итальянского народа Джузеппе Мадзини и Джузеппе Гарибальди.

– Какое общество создал Джузеппе Мадзини, будучи в эмиграции?

– Какие цели ставили перед собой представители этого общества?

Просмотр видеофрагмента “Джузеппе Гарибальди”

– Согласны ли вы с этой оценкой? Если согласны, то почему?

– В марте 1849 г. против Римской республики выступили войска Австрии, Франции, Испании, Неаполитанского королевства. Свыше 2 месяцев римляне обороняли свой город, но всё таки не могли противостоять противнику.

Падение римской и Венецианской республик означало поражение Итальянской революции. Но движение за объединение страны продолжалось.

3) Камилло Кавур – “ткач единства”.

Австрия, Франция, Неаполитанское королевство нанесли жесточайший удар освободительному движению. На его участников обрушились репрессии, почти во всех Итальянских княжествах были отменены конституции.

В 1849 г. король Пьемонта Карл Альберт отрёкся от престола. Королём стал его сын – Виктор Эммануил II. И в 1850 г. он назначил главой правительства графа Камилло де Кавура, тонкого политика и искусного дипломата.

– Как называлась газета, изданная Кавуром в 40-е гг. XIX века?

– К чему она призывала?

– Какую главную цель преследовал глава правительства?

Для осуществления этих целей Кавуру требовались сильные союзники.

– Как вы думаете в лице кого Кавур хотел найти союзников?

В 1858 г. Кавур заключил с Наполеоном III секретный договор,

который предусматривал совместное изгнание австрийцев из Ломбардии

и Венеции, за что Пьемонт возвращал Франции две провинции

— Савойю и Ниццу (переданные Пьемонту по решению

Венского конгресса).

Война с Австрией началась в 1859 г.

В мае 1859 г. объединенные силы французов и итальянцев под личным

командованием Наполеона III нанесли поражение австрийцам

в битве при деревне Маджента и вошли в Милан, затем

24 июня 1859 г. произошла вторая и последняя битва при Сольферино, одна из самых кровопролитных в истории. Австрийцы

опять потерпели поражение.

Австрия была вынуждена идти на заключение мира в результате которого она теряла Ломбардию, присоединившуюся к Пьемонту, но Венеция оставалась за ней.

5) Завершение объединения Италии.

Пьемонт стал центром притяжения для всей Италии. Парма, Модена, Тоскана, Романья присоединились к Владениям Виктора Эммануила.

В марте 1860 г. начал работать парламент, который представлял уже большую часть Италии.

В апреле 1860 г. вспыхнуло восстание на Сицилии против неаполитанской династии. Восстание было жестоко подавлено. Гарибальди с тысячью своих соратников на двух кораблях — «Пьемонт» и «Ломбардо» вышли

из Генуэзской гавани на помощь освободительному движению на юге Италии.

К “тысяче” Гарибальди присоединилось и местное население. Повстанцы одерживали победы над войсками неаполитанского короля, и вскоре Гарибальди вошёл в Неаполь.

Так в 1861 г. было провозглашено

соединившихся с ним областей. Новое королевство насчитывало

22 млн жителей.

Вспомните, какие итальянские земли пока не входили в состав Италии?

Венецианская область находилась под властью Австрии осталась, а в Риме сохранялась светская власть папы, которую охраняли войска Наполеона

В 1866 г.

когда началась уже известная вам война

между Пруссией и Австрией, тогда же военные действия против

австрийцев начала итальянская армия.

После поражения при

Садове Австрии пришлось отдать Итальянскому королевству Венецию

и Венецианскую область.

Летом 1870 г. в период крушения Второй империи во Франции

путь в Рим стал свободен. Итальянская армия вошла в Вечный

объединенного королевства.

План темы урока:

– 1814- 1815 гг.

– К Австрии отошли две Итальянские области – Ломбардия и Венеция.

Запись в тетрадь:

Карбонарии – название членов тайных организаций, существовавших в Италии в первой четверти XIX века. и боровшихся за объединение страны.

12 января 1848 г. – Начало революции в Италии (восстание в Палермо (Сицилия) )

18 марта 1848г. революционное движение докатилось до Милана.

Март 1848 г. – восстала и провозгласила себя республикой Венеция.

Август 1849 г. – защитники Венеции были вынуждены сдаться.

Начало 1849 г. – вспыхнуло восстание в Риме.

– Папа Римский бежал из страны

Подготовленное сообщение учеников о жизнедеятельности

– “Молодая Италия”

– добиться независимости

и объединения страны, превращения

Италии в демократическую республику.

Учащиеся дают ответ

– Гарибальди был истинным Итальянским героем, самоотверженным, благородным и бескорыстным человеком убеждённым в справедливости революционных идей и отдавшим все свои силы за единство Италии и свободу простого народа.

– “Возрождение”.

– К объединению страны.

– Реальную цель Кавур видел в изгнании австрийцев из Ломбардии и Венеции и включении их вместе с Пармой и Моденой в состав Сардинского королевства.

– В лице Франции и Англии

Обучающие работают с картой на слайде

– Рим и Венеция.

– Обратите внимание на иллюстрацию на стр. 134. На ней изображён бой при Садове.

3 июля 1866 г. – Бой при Садове.

Подведение итогов урока

Вопросы для закрепления:

– Давайте подведём итог

нашего урока, какие две основные задачи были выполнены в ходе объединения Италии?

– Обратите внимание на слайд. Объединение Италии и создание объединённого королевства имело огромное значение для страны так как.

– В ходе объединения Италии были выполнены две основные

задачи — освобождение северо-востока страны от а в австрийского

господства и создание национального государства.

Успех был достигнут совместной борьбой широких

народных масс и правительства Пьемонта. Объединение Италии

создало условия для развития процесса модернизации.

– Так как создавало условия для экономического развития страны, реформирования государственного устройства, установления гражданских прав и свобод и отмены феодальных пережитков.

Заполнение таблицы обучающимися с помощью учителя

Даты События

Таблица. “Основные события 1848-1849 гг. в Италии”

Выставление оценок, домашняя работа

Домашняя работа параграф 17, вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector