Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме
«Первоначальные сведения о строении вещества»
– обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»;
– закрепить выработанные умения и навыки при решении качественных задач;
– показать взаимосвязь предметов: физики, химии и литературы;
– способствовать воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка.
2. Карточки с индивидуальными заданиями.
I. Организационный этап.
II. Обобщение и систематизация знаний.
III. Проверка знаний
IV. Заключительный этап.
V. Домашнее задание.
I . Организационный этап (2 мин.)
Обращение учителя к ученикам с приветствием и сообщение темы данного урока
2. Ознакомление с планом урока:
Тема урока и план урока заранее написаны на доске.
II. Обобщение и систематизация знаний
Учитель: Дорогие ребята, на нашем уроке сегодня мы вспомним всё, что изучали по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества».
Сегодня мы обобщим, систематизируем и закрепим свои знания и приобретённые умения и навыки.
Для чего нужно знать строение вещества?
Как ответ на этот вопрос читаются слова М. В. Ломоносова, написанные на доске: «Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».
Знание строения вещества необходимо для того, чтобы понимать все физические явления в природе.
Многие учёные задумывались, из чего состоят все вещества, все окружающие нас тела. Давайте построим цепочку, ответив на вопросы:
1. Как называются окружающие нас предметы? –
2. Из чего состоят все окружающие нас физические тела?-
3. Что можно сказать о строении вещества? – Все вещества состоят из молекул.
4. Делимы ли молекулы?- Молекулы состоят из атомов.
На доске выписывается цепочка из ключевых слов:
Сейчас мы послушаем сказки, которые позволят нам сделать очень важные выводы. Затем вы услышите несколько пословиц и поговорок, которые отражают ряд физических явлений. Эти явления вы должны будете отгадать и назвать.
В 985-м царстве, 2597-м государстве жил-был король Энергиус, Он управлял страной Молекуляндией, где жили молекулы. Молекулы – суетливый народ, постоянно куда-то спешат, бегают, сталкиваются и никогда не извиняются. Если они столкнуться меньше 2000 раз в секунду, то температура в стране понизится, наступит зима, А это Энергиусу ни к чему, так как в Молекуляндии курортный сезон, туристы из всех соседних стран диффундируют туда, а если наступит зима, то туристы продиффундируют обратно. И в стране не будет денег на прокорм такого количества жителей. Иногда полиция поймает молекулу и начнёт её трясти, та сразу увеличивает свою энергию, Вот так в Молекуляндии поддерживается лето.
Вопросы учителя к ученикам:
1. Кто жил в стране Молекуляндии, какими были её жители?
2. Почему молекулы должны сталкиваться 2000 раз в секунду?
Ученики отвечают на вопросы, после которых делают вывод: молекулы непрерывно движутся, а скорость их движения зависит от температуры.
Жила-была на свете маленькая-премаленькая молекула Узнавайка, она всё время пыталась что-нибудь узнать. Она жила в газообразном состоянии и поэтому бегала везде, её не могла остановить ни одна молекула. У неё был сосед по имени Узнавай. Однажды они решили побывать в жидком и твёрдом состояниях. Друзья сначала хотели побывать в твёрдом состоянии и побежали к первому попавшемуся камню. Они еле-еле начали залезать внутрь. Там теснота, все обитатели очень ленивы и не пытались бегать, а только колебались на своей жилплощади . Нашим друзьям стало неудобно. Вдруг кто-то начал тереть этот камень о другой. Температура внутри него подскочила, внутренняя энергия тоже. Друзьям стало не по себе. Они решили во чтобы то ни стало выбраться, а выбравшись, так обрадовались своему родному дому, что не захотели лететь в жидкое состояние.
1. В каких состояниях могут жить все молекулы?
2. Каков характер движения молекул в газах и твёрдых телах?
3. Как располагаются молекулы в газах и твёрдых телах?
После ответов учеников делают выводы: в твёрдых телах молекулы расположены очень близко друг к другу, они движутся около положения равновесия, оставаясь на одном месте; в газах молекулы движутся свободно во всех направлениях, расстояние между молекулами очень большие, молекулы практически не взаимодействуют друг с другом.
Учитель: Ребята, мы слышали в сказке, что друзья не захотели побывать в жидком состоянии. Можете ли вы объяснить, почему? Связано ли это с тем, как располагаются и движутся молекулы жидкости? Какое свойство жидкости отражено в поговорке «У воды гибкая спина»?
Дети объясняют, что в жидком состоянии молекулы тоже близко располагаются друг к другу, но это расстояние больше, чем у твёрдых тел; молекулы колеблются около своих положений, но могут иногда их покидать и переходить в другие положения; жидкость обладает текучестью, т. е. может принимать форму сосуда.
Три важных свойства:
– все тела состоят из маленьких частиц (молекул);
– эти частицы беспорядочно движутся;
– эти частицы взаимодействуют между собой.
По картинкам повторить явления диффузии, смачивания, несмачивания.
Учитель предлагает послушать загадку, отгадать её и объяснить. Я и туча, и туман, и ручей, и океан Я летаю, я бегу, я стеклянной быть могу. Ученики называют отгадку – ВОДА – и объясняют, что вода, как и любое другое вещество, может быть твёрдой – стеклянная, жидкой – ручей и океан, газообразной – туман.
Какие явления отражаются в народных пословицах?
В левом столбце приведено 5 задач. В правом даны краткие ответы. Подберите к каждой задаче нужный ответ. Впишите в тетрадь в столбик номера задач, а напротив букву, которой обозначен подходящий ответ.
Дан перечень из семи слов: лодка, метеорит, мензурка, вода, планета, линейка, иголка. Шесть слов могут быть названы одним и тем же физическим термином, и только к одному слову этот термин не подходит. Какое это слово? Какой термин не подходит к нему и подходит к шести остальным?
После того, как учащиеся сдадут выполненные задания, подводится итог урока: какие знания по теме «Строение вещества» мы обобщили и закрепили, как работали дети на уроке. Объясняю, что итоговая оценка это средняя арифметическая из всех, полученных на каждом этапе.
Сделать рисунки к сказкам, услышанным на уроке.
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«МОБУ СОШ №90»,р.п. Чунский
к уроку физики 7 класса
«Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»
Выполнила: учитель физики
Фролова Надежда Михайловна
Актуальность: создание технологической карты необходимо при переходе на ФГОС
Цели: создать технологическую карту, реализовать в ней планируемые результаты ФГОС; определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.
Задачи: 1) спроектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;
2) использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке;
3) осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности;
4) определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
5) на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
6) выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Гипотеза: если урок проводить, используя технологическую карту, то он будет более продуктивный
Новизна: современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
Объект: процесс обучения физике
Предмет: урок физики
Практическая значимость: применять на уроке
Методы исследования: анализ литературы, интернет ресурсы, эксперименты.
Заключение: Урок разработан в рамках системно- деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся, что соответствует задачам новых ФГОС. Урок направлен на усвоение не только предметного содержания (частные предметные результаты), но и овладение метапредметными умениями. Учащиеся осваивают способы действий, которые будут актуальны не только в учебно-познавательной деятельности, но и в реальной жизни, в дальнейшей профессиональной деятельности.
Технологическая карта урока № 10
Учебный предмет: физика
Класс: 7
УМК: Перышкин А. В., Гутник Е. М.
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: организация усвоения и закрепления основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся, формирование умения объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства физических тел в различных агрегатных состояниях, устанавливать взаимосвязь свойств вещества с его строением, движением и взаимодействием частиц, организация контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся по данной теме.
Задачи урока: а) развитие способностей связывать свойства веществ с их строением, движением и взаимодействием частиц (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая. Средства обучения:
-учебник, лабораторное оборудование.
– Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А. В. Перышкин. – 14-е изд., М.: Дрофа, 2010.
– Сборник задач по физике для 7-9 классов образовательных учреждений /В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – 21-е изд. М.: Просвещение, 2007.
– Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» /О. И. Громцева. – 2-е изд., – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Цели урока: повторение, обобщение и
закрепление знаний и выработанных умений
учащихся по основам молекулярной физики;
развитие познавательных и творческих
способностей; формирование навыков коллективной
работы в сочетании с самостоятельной работой
учащихся (слайд 2).
Оборудование: бутылка и медицинская
перчатка с резинкой, яблоко и нож, надутый
воздушный шарик, красные чернила, пузырёк с
кристаллами KMnO4 и пинцет, пипетка, 4
одинаковых сосуда с водой, глубокая миска,
чайник, стеклянная палочка, карточки с заданиями
для коллективной и индивидуальной работы,
рисунки серий “Характер движения молекул”,
“Расположение молекул”, “Основные свойства
различных состояний вещества”, книга “Домашние
заготовки”, модели молекул воды, метана,
ацетилена, мультимедийный проектор, презентация
“Первоначальные сведения о строении вещества”.
План урока (Приложение 1).
Мы завершили изучение раздела физики,
посвящённого строению вещества. Цель нашего
сегодняшнего урока – обобщить, систематизировать
и закрепить полученные вами знания и
выработанные умения. Сегодня на уроке мы
вспомним ключевые понятия данной темы, учёных,
которые внесли вклад в развитие теории строения
вещества, повторим основные свойства частиц
вещества, а также в завершении обратимся к
разделу “Агрегатные состояния вещества”.
Открыли тетради, записали число и тему урока
“Первоначальные сведения о строении вещества”.
Для начала давайте, отвечая на мои вопросы,
построим логическую цепочку: “Как называются
окружающие нас предметы? Приведите примеры
физических тел. Из чего состоят окружающие нас
тела? Ответ поясните примерами”.
Начинается заполнение первого луча (слайд 3):
записываются термины “физическое тело”,
“вещество” (Приложение 2).
Наука познаёт строение вещества. На основе
этого познания люди научились создавать новые
материалы, которые не могла создать природа,
причём не вообще новые материалы, а материалы с
заданными свойствами. В одном случае этим
свойством может быть лёгкость, в другом –
механическая прочность, в третьем – стойкость
против коррозии и т.д. Но прежде чем люди
научились создавать новые материалы, они
исследовали внутреннее строение вещества.
Первые высказывания по вопросу строения тел
принадлежит учёным античного мира – Древней
Греции и Древнего Рима. Это Фалес Милетский,
Анаксимен, Гераклит. Фалес утверждал, что началом
всех вещей является вода, из неё образуются все
вещи, Анаксимен учил, что весь мир построен из
воздуха, Гераклит считал, что первичной формой
вещества является огонь. Все эти учёные впервые
поставили вопрос: “Из чего состоят окружающие
нас тела?” Впервые гениальное предположение о
том, что все тела состоят из мельчайших частичек,
которые находятся в движении и, взаимодействуя
между собой, образуют все тела природы, высказал
древнегреческий учёный Демокрит. Данные
частички вещества были названы атомами, что в
переводе означает “_____”. ( Учащиеся должны в
качестве ответа дать слово “неделимый”).
Демокрит писал: “Не существует ничего, кроме
атомов”. И далее: “Атомы бесчисленны по величине
и множеству, носятся же они во Вселенной, кружась
в вихре, и таким образом рождается всё сложное:
огонь, вода, воздух, земля” (слайд 4, 5).
Но, к сожалению, замечательная догадка
древнегреческих мыслителей, родившаяся 24 века
назад, позднее была надолго забыта. Показателен в
этом отношении следующий исторический факт: в 1626
г. парижский парламент издал декрет, запрещавший
под угрозой смертной казни распространение идей
об атомном строении вещества. Однако, несмотря на
преследования церкви, блестящие мысли, а скорее
догадки, античных атомистов получили
распространение и дальнейшее развитие в
середине XVII века.
В 1647 г. французский учёный _____ (Пьер Гассенди)
издал книгу, в которой утверждал, что вещества в
мире состоят из атомов. Соглашаясь с учением
древних атомистов, этот учёный развил это учение
дальше. В частности, он ввёл в обращение понятие
_____ (молекула).
О ком идёт речь? Какое понятие он ввёл? (Слайд 6,
7)
В сочинениях российского учёного, которого А. С.
Пушкин назвал “нашим первым университетом”,
содержатся следующие мысли, получившие
подтверждение на опыте много позднее. В
частности, он пишет, что молекула может быть
разнородной (состоит из атомов отличных друг от
друга) и однородной (когда группируются
одинаковые атомы). При этом образуются
соответственно “смешанные” (сложные) и простые
вещества. Движением “нечувствительных
частичек” (так он называл молекулы) и их
взаимодействием этот учёный объяснял
особенности агрегатных состояний вещества, а
также переход из одного состояния в другое. Этого
российского учёного звали _____ (М. В. Ломоносов)
(Слайд 8, 9).
По-настоящему ввёл атомы в науку и сделал их
предметом исследования английский учёный _____ (учащиеся
должны в качестве ответа дать “Джон
Дальтон”). Дальтон показал, что существуют
химические закономерности, которые можно
объяснить, лишь используя представления об
атомах (слайд 10. 11).
По ходу беседы идёт заполнение первого и
второго луча на схеме. При этом ученики должны
дать определения понятиям “молекула” и “атом”.
Давайте теперь вспомним известные вам свойства
молекул (идёт заполнение третьего луча).
Молекулы вещества обладают уникальным
свойством, которое можно проиллюстрировать
следующим образом. Учитель показывает модель
молекулы воды, комментируя свои действия
следующими фразами: модель молекулы холодной
воды; модель молекулы горячей воды; модель
молекулы льда; модель молекулы водяного пара;
модель молекулы метана; модель молекулы
ацетилена. О каком свойстве молекул идёт речь?
Вывод: молекулы одного и того же вещества
одинаковы, а у различных веществ – разные.
Давайте запишем это свойство следующим
образом: “на одно лицо” у данного вещества (слайд
11).
Кроме того, молекулы обладают следующими
основными свойствами.
Я покажу опыт, а вам, работая в группах (класс
предварительно разбит на четыре группы: “Научные
работники” (“Н.р.”), “Лирики”
(“Л. ”) и “Практики” (“П. ”);
на столах у каждой группы лежат два комплекта
карточек: серия “Свойства молекул” и
рисунки серии “Агрегатные состояния
вещества”; отдельную группу составляют “Лаборанты”,
которые проводят опыты №1, 3 и 5 с
комментариями к своим действиям по ходу их
выполнения; остальные опыты проводятся учителем),
необходимо будет догадаться иллюстрацией какого
свойства является этот опыт и найти, среди
имеющихся у вас карточек, соответствующую
данному свойству.
ОПЫТ № 1: с растворением крупинки
марганцовки и многократным разбавлением
полученного раствора.
“Н.р.”: “Размеры молекул растут с увеличением
числа атомов в них и лежат в пределах 10-8-10-5
см. Но есть возможность пронаблюдать
отдельные крупные молекулы с помощью
электронного растрового микроскопа”.
ОПЫТ № 2: на горлышко предварительно
охлаждённой бутылки надеть резиновую перчатку,
опустить бутылку в кипяток (перчатка начнёт
раздуваться).
“П.”: “Один конец больших мостов не
закрепляют, а располагают на катках; две
одинаковые полоски из разных металлов, например,
из стали и латуни, склёпанные вместе, образуют
так называемую биметаллическую пластинку. При
нагревании такие пластинки изгибаются
вследствие того, что одна расширяется больше
другой. Та из полосок, которая расширяется
больше, оказывается всегда с выпуклой стороны.
Это свойство биметаллических пластинок широко
используется для измерения температуры и её
регулирования”.
“Но не заполнено всё веществом и не держится
тесно
Сплочённым с разных сторон: в вещах пустота
существует”.
Вывод: “мельчайшие частицы с промежутками” (слайд
11).
Переходим к следующему свойству.
ОПЫТ № 3: капля красных чернил в сосуде с
водой растекается по всему стакану.
“П.”: “Бельё разного цвета, замоченное вместе,
закрашивается”.
“Н.р.”: “данное свойство можно опытно
обосновать с помощью двух явлений: во-первых,
самопроизвольного проникновения веществ друг в
друга; название данного явления в переводе с
латинского означает “распространение,
растекание”. О каком явлении идёт речь? Укажите
причину данного явления.
Во-вторых, “явления открытого в 1827 г.
английским ботаником _____ (учащиеся должны в
качестве ответа дать “Р. Броун”). Качественно
объяснил данную теорию Ш. Перрен. Полная теория
данного явления была дана А. Эйнштейном в 1905-1906г.
и польским физиком М. Смолуховским в те же годы”.
О каком явлении идёт речь? Дайте определение и
укажите причину данного явления (слайд 12).
Вывод: запишем ещё одно свойство: “частицы
непрерывно и хаотически движутся” (слайд 13).
Небольшое дополнение. Обратимся к книге
“Домашние заготовки”:
“Малосольные огурцы: одинаковые по размеру
огурцы кладут в стеклянную или эмалированную
посуду, пересыпая каждый слой укропом, чесноком,
хреном, листьями чёрной смородины. Заливают
тёплым рассолом, сверху кладут груз. Огурцы
готовы через два-три дня”. Какое физическое
явление используется при засолке огурцов? Если
хотят иметь малосольные огурцы на следующий
день, их заливают кипящим рассолом. Объясните
почему?
Вывод: чем выше температура тела, тем больше
скорость движения его молекул, а значит – быстрее
происходит диффузия (слайд 14).
Осталось вспомнить последнее свойство частиц
вещества.
ОПЫТ №4: яблоко разрезают поперёк, а затем
обе половинки плотно прижимают друг к другу, при
этом некоторое время обе части яблока
удерживаются относительно друг друга.
ОПЫТ №5: если надавить на надутый воздушный
шарик, а потом отпустить, то первоначальная форма
шарика восстановится (показываем).
“Н.р.”: “О существовании данного свойства
свидетельствует сопротивляемость всех тел
растяжению и сжатию”.
“Не подходи ко мне – я обиделась, я обиделась,
Больше никогда не подходи ко мне”.
“Я без тебя ни живу, ни пою,
Лишь о тебе мечтаю,
Только сейчас начал я понимать,
Как мне тебя не хватает”.
“П.”: “Кассир, считая бумажные деньги, время от
времени опускает пальцы во влажную губку”. Зачем
он это делает? “Сильно вспотевшему или попавшему
под дождь человеку трудно снять с себя рубашку,
тогда как сухая рубашка снимается легко”.
Объясните почему?
Вывод: между частицами вещества существуют
силы взаимодействия: притяжения и отталкивания (слайд
15).
Подведём итоги. Изучение строения вещества
показывает, что: все вещества состоят из
мельчайших частиц: молекул и атомов; частицы
вещества непрерывно и беспорядочно движутся;
частицы вещества взаимодействуют друг с другом.
Эти три положения называют основными
положениями молекулярно-кинетической теории
строения вещества (слайд 16, 17).
Последнее, что нам необходимо вспомнить – это
раздел “Агрегатные состояния вещества”.
Перечислите известные вам состояния вещества (термины
“газообразное”, “жидкое”, “твёрдое” на
четвёртом луче (слайд 17)). Каждая группа
должна подобрать карточки, соответствующие
перечисленным состояниям вещества.
Твёрдое состояние вещества
“П.”: сохраняет объём и форму.
“Л.”: “Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит”.
Жидкое состояние вещества
“П.”: сохраняет объём, но легко меняет форму.
“Л.”: “Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью,
Воскресших вод напор последний
Победу разглашал свою”.
Газообразное состояние вещества
“П.”: не имеет постоянного объёма и
собственной формы.
“Л.”: “Клубит и пляшет дым болотный
Но и в кошме певучей тьмы
Неизреченностью животной
Напоены твои холмы”.
– Давайте ещё раз посмотрим на полученную схему.
Закрыли тетради. Небольшая проверочная работа,
которую мне поможет провести барон Мюнхгаузен.
Найдите и исправьте неточности в рассказе барона
Мюнхгаузена.
Новые приключения барона Мюнхгаузена
-Господа, друзья и товарищи! – так начинал свои
рассказы барон Мюнхгаузен, потирая по привычке
руки (слайд 21). Затем, улыбаясь, продолжал:
– А вчера утром в 19 ч. 30 мин. меня пригласил к себе
в гости мой друг, древнегреческий учёный
Демократ в тридевятое царство тридесятое
государство под названием Овтсещев. Жителей
этого государства зовут молекулы. Это он,
Демократ, их изобрёл. Какие они все эти молёкулы
одинаковые, а вместе они образуют дружные
семейки под названием атомы.
Ой, сколько их там! Так тесно, что эти молёкулы
сидят неподвижно, даже не шевелятся, вплотную
друг к другу. Мне их жаль: между ними полное
безразличие и их друг к другу даже не тянет.
Есть в этом царстве три города или, как их
называют местные жители, состояния: Твёрдое,
Жидкое и Парообразное.
В первом городе живут одни военные. Они всегда
ходят строем.
Во втором городе живут художники и музыканты.
Они всё больше дружной толпой держатся.
А в третьем городе живут предприниматели –
“новые молёкулы”. И здесь каждый сам по себе, все
целый день бегают по всему городу, спешат,
суетятся, а если встретятся между собой или, как
они говорят, “столкнутся”, то сразу же
разбегаются в разные стороны.
Ещё есть в этой стране река Дефузия, море
Смачивание и пустыня Несмачивания.
Мне часто случалось замечать, что мои
слушатели, когда я рассказывал эту историю,
выражали на лицах некоторое недоверие.
Чтобы развеять подобные сомнения, хоть это и
нехорошо, но взял я рукой и засунул в карман 7
молёкул. Сейчас я их вам покажу и вы сможете на
них посмотреть.
У меня имеются для недоверчивых людей,
бесстыдно сомневающихся в правдивости моих
рассказов, ещё много веских доказательств. Этим
господа, друзья и товарищи, я закончу на сегодня,
благодарю вас за внимание, которым вы удостоили
мой рассказ”.
Мне остаётся только присоединиться к последним
словам барона Мюнхгаузена и поблагодарить Вас за
работу на уроке.
В качестве домашнего задания я прошу Вас ещё
раз просмотреть записи, сделанные на уроке, а
желающие могут составить кроссворд на тему
“Первоначальные сведения о строении вещества”.
Спасибо за урок! До свидания!
- Большая книга экспериментов для школьников. Под
редакцией Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. И.Э.
Мотылевой.- М.: ООО “Росмэн-Издат”, 2001. - Джером Дж. К. Избранное.- Пер. с англ.- М.:
“Рипол-Классик”, 1999. - Домашние заготовки./ Сост. Н.Г. Новосад.
Переиздание.- Екатеринбург: Изд-во “У-Фактория”,
2000. - Есенин С. А. Стихотворения и поэмы.- Уфа:
Башкирское книжное издательство, 1977. - Наука. Энциклопедия. Аннабел Крейг и Клифф
Росни. Пер. с англ.- М.: “Росмэн”, 1995. - Распе Э. Путешествия барона Мюнхаузена.- М.:
“Стрекоза”, 2000. - Русская лирика XIX века./ Сост. Вл. Орлов.- М.: Худож.
лит., 1986. - Хрестоматия по физике: Учебное пособие для
учащихся./ Сост.: А. С. Енохович, О. Ф. Кабардин, Ю. А.
Коварский и др.; под ред. Б.И. Спасского.- М.:
Просвещение, 1982.
Маменишкина Нина Васильевна,
МБОУ Кутуликская СОШ
п. Кутулик, Иркутская область
Тема: Обобщающее повторение темы
обобщающее повторение изученного материала.
– продолжить формирование умений выявлять известные факты и проверять их в ходе эксперимента, анализировать наблюдаемые явления и самостоятельно выявлять неизвестные закономерности;
развитие интереса к предмету;
сформировать представление о «Строении вещества», умение анализировать наблюдаемые явления и умения применять знания в решении задач.
вызвать познавательный интерес к самостоятельному поиску знаний; развивать творческое мышление.
развивать эстетический взгляд на окружающую действительность; воспитывать ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения
Планируемые образовательные результаты:
– участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
– освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
– мотивация образовательной деятельности
компьютер, проектор, экран;
комплект приборов и материалов для проведения эксперимента: прозрачный цилиндр с поршнем; шланг соединенный с шаром, содержащим воздух; кусок мела, лучина, нитка, две пробирки (с водой и спиртом), сосуд с одеколоном, прозрачный цилиндр с поршнем, заполненный водой; поролоновая губка и гиря, твердый тела различной формы, четыре стеклянных сосуда различной формы.
Проверочная работа «Обобщение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»»
Пояснительная записка к проверочной работе
Проверочная работаPDF / 740.95 Кб
Размер файла: 17.47 Кбайт
Развивающая: развитие мыслительных процессов, творческого воображения, наблюдательности, памяти, внимания, навыков самостоятельной подготовки учащихся.
Учитель. Дорогие ребята! Вы в этом учебном году приступили к изучению интереснейшей и очень важной для человечества науки – физики. Физика есть наука о наиболее общих свойствах всех физических тел и полей, присущих и мельчайшим частицам вещества. Все на свете состоит из мельчайших частиц-атомов, точнее – не просто из атомов, а из групп атомов. Такие группы атомов называют молекулами ведь атомы в природе все равно, что материалы в строительстве. Из немногих видов строительных материалов- кирпичей, досок, бревен, балок – строят сотни различных домов. А примерно из 100 видов атомов природа и человек создали сотни тысяч разных веществ. В каждом веществе атомы соединяются в разные группы, образуют разные молекулы. Свойства веществ зависят в первую очередь от свойств их молекул. « Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей» (М. В. Ломоносова). Чтобы понимать физические явления в природе необходимо знать строение вещества. Ваши первые физические знания – это основа вашего успеха в познании мира.
Поэтому цель сегодняшнего урока:
Борьба за право называться эрудитом пройдет в несколько туров. Желаю всем удачи и достойной победы. ( Все учащиеся делятся на три команды)
I. Разминочный тур.
(Всем учащимся за полные и верные ответы выдаются жетоны, количество которых и определит победителей в первом туре.)
II. “ Историческая викторина”.
Учитель: Мы с вами, ребята, говорили о многих открытиях на уроках, говорили, что развитие физики осуществляется благодаря самоотверженному труду ученых многих стран, говорили о личностях ученых, которые совершали эти открытия.
Сейчас мы вспомним некоторых из них. Итак, историческая викторина. Цель каждого: раньше соперников определить имя и фамилию ученого, используя сведения о нем, которые последовательно (информация за информацией) я буду приводить. В каждом случае дается 5 подсказок. Если правильный ответ получен после первой информации: на счет игрока поступает 5 баллов, если после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, четвертой – 2 балла, пятой- 1 балл.
III. “ Исследовательский тур”.(6 баллов)
Проделайте и объясните следующие опыты:
1) В стакан до краев наполненный водой, осторожно высыпают полную чайную ложку сахара. Вода при этом не переливается через края стакана. Почему? Что доказывает этот опыт?
-Подумайте, как показать на опыте диффузию в твердых телах, имея картофелину и кристаллик марганцовокислого калия
2) Разрежьте кусок мыла, окуните срезом в воду, стряхните и сильно прижмите ко дну мелкой фарфоровой тарелки. Придерживая мыло, поднимите тарелку вверх. Какая сила удерживает ее?
-Подумайте, как показать на опыте увеличение диаметра пятирублевой монеты при нагревании, имея дощечку, молоток, два гвоздя, спиртовку и пинцет.
3) Смешайте два равных объема спирта и воды. Почему объем полученной смеси меньше удвоенного объема. Как это можно объяснить.
-Подумайте, как сделать, чтобы стекло не смачивалось водой? Проверьте опытным путем.
IV. Теоретический тур (5 баллов)
(Количество заработанных баллов – количество правильных ответов за 1 минуту.)
V. “ Ораторский тур”.
От команды выступает один учащийся на тему “Что я знаю о молекулах»
(для выступления дается 1 мин. Максимальная оценка 5 баллов.)
1) Отгадайте загадки и ответьте на вопросы:
Все меня любят, а как раздевают – слезы проливают (Лук)
Почему? (Из-за диффузии молекул лукового сока в слизистых оболочках носа и глаз)
Расту на кочке – душистые листочки.
Меня собирай – заваривай чай. ( Душица)
На каком явлении основана заварка чая? (диффузия молекул)
В белом бархате деревни –
И заборы, и деревья.
И как ветер нападает,
Этот бархат опадает. ( Иней)
Иней – это одно из состояний воды. Какое? (Иней – твердое состояние воды.)
VI. Конкурс « Коллективные упражнения с воздушными шарами».
(Участникам выдаются шары двух цветов. Воздушный шар одного цвета представляет модель атома кислорода, другого цвета- атома водорода. Поэтому объем шара О2 приблизительно в два раза больше, чем объем шара Н2. Показ моделей трех состояний одного и того же вещества с помощью воздушных шаров проходит значительно живее, если есть музыкальное сопровождение. Показ структуры льда хорошо подойдет под строгую мелодию, а показ структуры водяного пара- под веселую.)
Учитель: Ученые, раскрывая секреты внутреннего строения вещества, создают модели. Для этого используют, например, шарики разных цветов, соединяя их стержнями, или при помощи мыльных пузырей, покрывая ими поверхность жидкости. Вы используя воздушные шары двух цветов, можете показать модели строения ЛЬДА, ВОДЫ и ВОДЯНОГО ПАРА в атмосфере.
Надутые воздушные шары сначала сложите в молекулы.
(Первая команда показывает динамическую модель расположения молекул в капле воды. « Молекулы» при этом дрожат, подпрыгивают, вертятся одна возле другой, « липнут» друг к другу.
Вторая команда показывает динамическую модель структуры водяного пара в атмосфере. Так как газ занимает весь предоставленный ему объем, то учащиеся расходятся по всей сцене, а так как промежутки между молекулами велики, то учащиеся далеко стоят друг от друга.
Чтобы показать хаотическое движение молекул, учащиеся непрерывно перебегают с места на место по прямолинейным траекториям.
Третья команда с помощью воздушных шаров демонстрирует двухмерную и трехмерную структуру льда. При этом « молекулы» обязательно колеблются около своих фиксированных положений равновесия – порядок обязательный для кристаллических тел.)
Учитель: Такая структура льда обеспечивает его удивительные свойства. Рыхлый лед легче воды, хотя большинство твердых веществ плотнее своих жидкостей. Без этого лед тонул бы в реках; реки промерзали бы до дна, что привело бы к гибели всего живущего в воде. Лед плавится под давлением снежных масс – это приводит к образованию горных рек. Кристаллы льда не деформируются при ударе, а разлетаются на куски.
Учитель: Составим «характеристику» физического понятия. Это задание – своего рода шутка на физическом материале. Нужно назвать фамилию, имя и отчество, место жительства, характер, отношение к соседям, возраст и т.п.
(Ответ может быть например, таким:
Города Твердое тело (прописка постоянная)
Жидкость (прописка временная)
Газ (БОМЖ – без определенного места жительства)
VII. Подведение итогов
– Наша игра будет состоять из разных этапов.
Первый этап: «Почемучки»
Вам нужно ответить на вопросы, записанные на карточках. На каждый вопрос отвечают разные члены команды. Капитаны команд выбирают по три карточки с вопросами.(карточки перевернуты и сгруппированы по баллам на три части). Время на подготовку-3минуты.
Карточки № 1 ( 3балла, за каждый правильный ответ по 1 баллу)
Среди описанных ситуаций выбери примеры диффузии:
А. На столе вагона поезда лежат фотоаппарат и мяч. Когда поезд тронулся, мяч покатился.
Б. Маленький резиновый шар, наполненный водородом, через несколько часов сдувается.
В. Открытую колбу с углекислым газом уравновесили на весах. Через некоторое время равновесие весов нарушилось.
Г. Дым из трубы дома перестаёт быть видимым через некоторое время( даже в безветренную погоду).
Д. Сплющенный мяч быстро принимает свою прежнюю форму, если на него перестают действовать.
Карточки № 2 (2 балла)
1. Как называется физическое явление, описанное в примере?
При рассмотрении в микроскоп капли сильно разбавленного молока можно увидеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Выбери правильный ответ:
А. Диффузия в газах
Б. Диффузия в жидкостях
Г. Диффузия в твёрдых телах
2. Как называется физическое явление, описанное в примере? Аромат ландышей чувствуется на расстоянии. Выбери правильный ответ:
А. Диффузия в твёрдых телах
В. Диффузия в газах
3. Как называется физическое явление, описанное в примере?
При растворении крупинок марганцовки в воде вода окрасилась в розовый цвет. Выбери правильный ответ:
В. Диффузия в твёрдых телах
Г. Диффузия в газах
Карточка № 3 (1 балл)
В каком состоянии, , силы притяжения между молекулами
3. Летним утром над заливом образовался туман. Какое это состояние воды?
Второй этап соревнований –«Экспериментальный».
Команды получают задания на листках. На демонстрационном столе лежат предметы, которые помогут продемонстрировать явления, описанные в задании и объяснить их. Предметы объединены в группы.
1. Продемонстрировать свойства жидкостей. ( Для этого нужно два сосуда разной формы- перелить воду из одного сосуда в другой – текучесть, не изменяет объем, но меняет форму).
2. Показать явление диффузии в жидкости и зависимость скорости диффузии от температуры.( Кусочек сахара бросить в стаканы часть с холодной водой, а часть –с горячей.
3. Продемонстрировать свойства газов -надуть воздушный шар (занимает весь объем, не имеет собственной формы, сжимается при нажатии).
Третий этап – конкурс капитанов.
По одной задаче каждой команде:
1. Капля масла объемом 0,01ммрастеклась по поверхности воды тонким слоем, площадь которого 10 дм . Оцените размер молекулы масла.(около одной десятимиллионной доли мм)
2. Капля масла объемом 0,003 мм растеклась по поверхности воды. Считая, что средний диаметр одной молекулы 0, 0000001 мм, определите площадь слоя масла.( 300 см
3. Кусочек парафина объемом 1мм , брошенный в горячую воду, расплавился, образовав на поверхности тонкую пленку площадью 1 м . Оцените размер молекулы парафина. (0,000001 мм)
Четвертый этап – «Движение- жизнь!» (физкультминутка)
Представьте, что участники вашей команды это молекулы. Покажите расположение молекул в
-жидкостях ( 1 команда);
-твердых телах (2 команда);
-при диффузии в газах (3 команда).
Итоги четвертого этапа.
(Также после этого этапа проверяются решения задач).
Пятый этап «Кто быстрее?». Задаются вопросы на скорость ответа. За каждый правильный ответ- 1 балл
-Чем отличаются молекулы горячей и холодной воды?
Тело сохраняет объем и форму. В каком состоянии оно находится?
-Различны ли молекулы воды, льда и пара?
-Вещество не имеет собственной формы и объема. В каком состоянии оно находится?
– Из чего состоят вещества?- Как меняется объём тела при нагревании?- Что такое молекула?- Что вы знаете о размерах молекул?- Из каких частиц состоит молекула воды?- Как зависит процесс диффузии от температуры?- Как взаимодействуют между собой молекулы?- Когда действует отталкивание, а когда притяжение между молекулами?- Объясните явление смачивания твердого тела жидкостью.- Какие три состояния вещества вам известны?- Каково расположение молекул газов?- Чем объяснить способность жидкостей сохранять свой объём?- Как расположены частицы в твердом теле?- В каких состояниях может находиться чугун? Назовите их.