ОТВЕТЫ
НА ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Галина Приходько
Эксперт по предмету «Дизайн»
Олег Белоусов
Эксперт по предмету «Архитектура и строительство»
Цели и задачи проектирования в области дизайна; межпредметные связи учебной дисциплины «Проектирование», основные её разделы.
Цель проектирования:
привнесение в жизнь человека объектов
ранее не существовавших. Но это не
означает, что процесс художественного
проектирования направлен на создание
принципиально новых средовых объектов
и качеств. Он также направлен на сохранение
или воссоздание достигнутых в культуре
качеств, ценностей, вещей.
Дисциплина
«Проектирование» решает следующие
задачи:
– развитие познавательной
деятельности и интереса к дизайн-творчеству;
– всесторонний и
профессиональный анализ объектов
дизайна и изучение истории и теории
дизайн-проектирования;
– развитие
профессиональной компетентности будущих
бакалавров дизайна среды;
– развитие психических
процессов студентов, участвующих в
профессиональной деятельности дизайнера;
– освоение навыков
проектирования различных объектов
дизайна и их практическое закрепление
при выполнении учебных и творческих
работ.
Разделы учебного
курса «Проектирование»:
История дизайна.
Формирование предметно-пространственной
среды, как главной задачи деятельности
дизайнера-проектировщика, невозможно
без общих знаний истории дизайна,
исторических стилей и вообще истории
вещей – орудий труда, оружия, предметов
обихода, мебели, одежды. Данная дисциплина
помогает осознать специфику дизайна и
его место в ряду других сторон человеческой
деятельности. Приобретенные знания,
умения на данной дисциплине, находят
применение при решении стилистических
задач в сфере художественного
проектирования предметно-пространственной
среды.
История ДПИ и
народных промыслов.
Рассматриваются общие вопросы теории
декоративно-прикладного искусства,
история возникновения и развития
различных народных художественных
промыслов, основные их виды и стилистические
особенности, техника выполнения,
находятся стилистические связи изделий
ДПИ с окружающей предметно-пространственной
средой.
Технология изучения
народных промыслов (ремесел).
Осваиваются технологии различных
народных промыслов (ремесел): лоскутное
шитье, художественный металл, ручное
ткачество, ковроделие. Несмотря на
развитие техники: специального
оборудования, новейших технологий,
основным в производстве изделий народных
промыслов, как и раньше, остается ручной
труд. Всегда будет сохраняться потребность
в создании изделий и оформлении ими
интерьера, выполненных по индивидуальным
заказам, находящихся в единичных
экземплярах. Изучение корней своего
народа, культуры своих предков необходимо
для формирования профессиональной
личности дизайнера, умеющей грамотно
ориентироваться в стилистике предметно
-пространственной среды при ее
проектировании.
Художественная
обработка материалов.
Внимание именно к художественному
потенциалу материалов открывает путь
к постижению специфической дизайнерской
пластики, органичности дизайнерских
проектных образов. Занятия по обработке
наиболее распространенных и наиболее
используемых в дизайне материалов –
дерева, металлов, керамики, текстиля
помогают понять их пластические качества,
свойства, особенности и использовать
эти знания при проектировании объектов
дизайна и создания пространственных
композиций различной степени сложности.
Формообразование.
Проектируя тот или иной объект, дизайнер
имеет дело с формой. Формообразование
– процесс создания формы в деятельности
проектировщика в соответствии с общими
ценностными установками культуры,
требованиями эстетической выразительности
будущего объекта, его функции, конструкции
и используемых материалов. Данная
дисциплина даёт знания об основах
композиционной грамоты, правилах,
приёмах, средствах формообразования
для создания целостного, эстетически
значимого, художественно-выразительного
продукта творческой деятельности.
Цветоведение.
В практической профессиональной
деятельности дизайнера большое место
занимает работа с цветом, поиск
гармоничного цветового единства.
Цветоведение – наука о цвете, включающая
знания о природе цвета, основных,
составных и дополнительных цветах,
основных характеристиках цвета, колорите,
цветовой гармонии. Задача проектировщика
знать законы цветовой гармонии и
использовать их в практической
деятельности.
Инженерная графика.
Изображение в дизайне, в любом проявлении,
в любой форме, – это язык, приспособленный
для передачи проектных идей. Для грамотной
передачи необходимо знание языка чертежа
и нормативных аспектов.
Шрифтоведение.
Правильное использование шрифта играет
важную роль. Иногда при помощи шрифта
можно сказать больше чем при помощи
картинки. Знание истории шрифта, его
классификации, эргономических и
психологических особенностей применения
шрифтов помогут грамотно выразить и
быстрее донести информацию или основную
идею проектируемого объекта.
Дизайн интерьера.
На учебной дисциплине «Проектирование»
закладываются основные теоретические
понятия «интерьера», способы его
зонирования, этапы разработки, состав
проекта и др. Выполняются задания по
подбору и компоновке необходимых
изображений проекта, осваиваются
различные варианты подачи проектов.
Проектирование дизайна самих интерьерных
пространств, происходит на учебной
дисциплине «Дизайн интерьера».
Макетирование и
бумагопластика.
Рисунки и чертежи не единственный способ
выражения проектных идей. В проектной
практике они сопровождаются трехмерным,
объемным макетированием. Чаще всего
для этих целей используется именно
бумага. Бумага, как материал, недолговечна.
Поэтому бумажная пластика рассчитана
на занятия развивающего характера.
комплекс
в промышленном дизайне
Промышленный
дизайн
– вид
индустриального
дизайна,
профессиональная услуга по созданию и
разработке концепции и спецификации
изделия, которые позволяют оптимизировать
внешний вид изделий их функции и
стоимость.
2. Функциональность
(конструкционная выверенность;
эргономичность; удобство в транспортировке
и хранении и др.).
Услуги
по
разработке
промышленного дизайначасто
предоставляются в рамках сотрудничества
некоторых компаний. Типичные группы
включают в себя менеджмент, маркетологов,
инженерных и производственных
специалистов.
Эффективная
оптимизация внешнего вида, функции и
стоимости изделия.
Пользователь
(потребитель) + промышленный дизайнер
(разработчик, проектировщик) + производитель
(изготовитель).
Промышленный
дизайнер
должен
собрать воедино всю полученную информацию,
проанализировать ее и воплотить в новом
изделии все соответствующие критерии
дизайна, определяемые группой.
Промышленный
дизайн включает в себя элементы
искусства, маркетинга и технологии.
Промышленный дизайн позволяет
спроектировать: орудия труда; бытовая
утварь и техника; мебель и элементы
интерьера (посуда, столовые приборы);
транспорт, автомобиль; механизмы.
Стандартная
разработка промышленного дизайна
делится на следующие этапы:
Так
же выделяют следующие основные
операции проектирования в промдизайне,
рассмотрим
их поподробнее:
Исследования
и анализ
проводится, как для проекта в целом, так
и для отдельных его составляющих.
Мониторинг существующих продуктов, в
том числе в смежных областях, поиск
ошибок других производителей и выявление
предпочтений потребителей – неотъемлемая
часть работы промышленного дизайнера.
Именно этот этап позволяет защитить
заказчика от повторения своих и чужих
ошибок, максимально оптимизировать
дальнейшую работу.
Эскизирование
позволяет
представить несколько идей для решения
поставленной задачи. На данном этапе
не создается полноценный дизайн, а лишь
предлагается его понятная концепция с
помощью одного из средств визуализации
(к примеру, карандашного наброска или
компьютерной модели). Так заказчик имеет
возможность из нескольких предложенных
вариантов выбрать оптимальный или
внести свои коррективы на ранней стадии
реализации проекта, имея представление
о том, в каком русле идет работа.
Техническое
задание
создается под любой проект – от пластиковой
мыльницы до сложного медицинского
оборудования. В этом документе собираются
все данные по разрабатываемому продукту:
описывается само изделие, его конструкция
и характеристики; отмечаются требования
заказчика к дизайну, защите и безопасности
продукта, а также его пожелания по
технологиям производства; приводятся
исследования рынка конкурентных товаров.
Задача данного документа – дать «точку
отсчета» для всех участников проекта
и обеспечить четкое понимание ожидаемого
заказчиком результата.
3d-моделирование
и визуализация
обеспечивает более детальную прорисовку
созданного эскиза. После выбора общей
концепции, начинается работа над
деталями, к примеру, размещение в корпусе
необходимой электронной начинки,
проработка габаритов. Результаты этого
этапа работы представляются в виде
презентации, что дает возможность
заказчику более полно оценить воплощаемую
идею.
Макетирование
и прототипирование
приближает абстрактный дизайн к реальной
жизни. Несмотря на мощные современные
средства визуализации, до сих пор только
макеты и прототипы позволяют ближе
познакомиться с разработанной эргономикой.
Хотя макеты и полноразмерные прототипы
представляют собой лишь упрощенные
варианты предлагаемой идеи, с их помощью
можно «пощупать идею руками», защитив
себя от возможных ошибок.
Конструкция
и документация
необходимы, если речь идет об проекте
для производства. По желанию заказчика
создается математически-точная модель
продукта с учетом характеристик
используемых материалов и производственных
ограничений, а также обеспечивает полный
пакет необходимых документов для
передачи изделия на любой завод или
фабрику.
Производство
образцов
востребовано в тех случаях, когда речь
идет о предварительном тестировании
изделий целевой аудиторией перед
запуском в производство больших и
дорогостоящих тиражей. При масштабных
затратах на производство несколько
экземпляров-образцов, созданных с
помощью технологии микротиражного
производства, не существенно повысят
общую стоимость проекта, но послужат
еще одним проверочным этапом для
разработанного дизайна и эргономики.
Авторский
надзор позволяет
избежать изменения определенных свойств
или характеристик продукта на
производственном этапе. К сожалению,
приходится сталкиваться с ситуациями,
когда на производстве для упрощения
задачи вносятся коррективы в разработанный
проект, а в результате выпущенное
изделие, на которое было затрачено
столько сил и средств, теряет свою
конкурентоспособность. Авторский надзор
помогает исключить возможность
возникновения этой неприятной ситуации.
Подрядчики
обеспечивают решение самого широкого
спектра задач, в том числе и не стандартных
для нашей промышленности, как, например,
микротиражное производство образцов,
быстрое прототипирование, разработка
и изготовление упаковки и т.п.
Помимо
выполнения отдельных предметов в
промышленном дизайне существует понятия
«многочастной композиции»,
состоящей из нескольких частей. Рассмотри
несколько из них.
Серия-цикл
– группа предметов или монокомпозиций,
объединенных способом дизайна, формой
решения художественного образа. Моносерия
– комплект
объектов дизайна, расположенных в
фиксированной последовательности, в
заданном количестве с целью запечатления,
например, процесса изменений,
упорядочивания, движения, роста,
направленности формы и других процессов
её изменения по истечению определенного
времени (в графическом дизайне – серийные
тексты). Партия
– состав
изделий массового производства,
поставленных на «поток». Ансамбль
– взаимная
согласованность частей, каждая из
которых представляет собой самостоятельное
целое.
Дизайн в промышленном производстве
Широкое вовлечение художественных сил в промышленность на этапе научно-технической революции значительно раздвинуло границы приложения сил дизайнера. Объектами дизайна стали практически все продукты промышленного производства. В этой связи дизайн-деятельность стали трактовать как художественное конструирование, дизайн в производстве или промышленный (индустриальный) дизайн. Рассматривая феномен дизайна в данном контексте, автор книги «О дизайне» В. Л. Глазычев писал:
Форма как самоценная составляющая
Облагораживание внешнего вида объектов промышленного производства (машины, станки, механизмы и пр.) стало основной задачей дизайнера, обеспечивающего «высокие эстетические качества промышленной продукции в соответствии с актуальными представлениями массового потребителя о красивом» и, одновременно, способствующего исключительно достижению практических целей: «максимальная прибыльность для промышленной компании, производящей продукт, в создании которого дизайнер принимает участие».
Системное развитие дизайна, культивирующее представления о комплексном преобразовании средового пространства, предполагало поиски преодоления антагонизма между художественным творчеством и машинным производством, создавая оригинальные, эстетически безупречные, функциональные объекты средового наполнения (рис. 3, 4). Возникновение новых стилевых направлений в интерьере, бытовых приборах, костюме и др., привносящих гармонию искусства в действительность, стало одним из факторов формирования новой индустриальной культуры, а основополагающей идеей дизайна − создание эстетичных продуктов с высокими качественными характеристиками, разработка и использование новых технологий.
Рисунок 3. Образцы дизайнерской мебели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 4. Образцы дизайнерской мебели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сущность и определение понятий «предмет дизайна» и «объекты дизайна».
Специфика
сущности дизайна как одного из видов
проектно-творческой деятельности может
быть выявлена при уяснении того, на
что направлена дизайн-деятельность,
каков аспект этой
деятельности, в чем ее отличие от
инженерного проектирования и
художественного творчества (в сфере
изобразительных искусств), в чем родство
с творчеством в архитектуре и прикладных
искусствах при определенных видовых
различиях.
Во-первых,
это вызывает ассоциации с
формально-эстетическим
подходом к разработке
объектов, хотя авторы формулировок
понятия «дизайн» и уточняют, что имеют
в виду не только внешний вид объектов
дизайна, но и их функционально обусловленную
структуру, отражающую единство формы
и сущности вещи. Во-вторых, дизайнеры
не
определяют, а формируют соответствующие
свойства
объектов
разработки в
процессе их композиционного
формообразования. Совокупность
этих свойств, проявляясь
в неразрывности красоты и пользы,
предстает
как потребительское
качество, потребительная ценность вещи
для
тех, в расчете на кого она спроектирована.
В этом и проявляется специфика предмета
дизайн-проектирования.
Предметом
дизайнерской деятельности является
создание гармоничной, содержательной
и выразительной формы объекта, в которой
отражается целостное значение его
потребительной ценности.
Инженерное
проектирование ориентировано на
техническую
реализацию рабочей функции объекта
разработки при соблюдении требований
конструктивности,
технологичности, экономичности его
изготовления в промышленном производстве.
Удовлетворяя требования рентабельности
производства,
инженер-конструктор одновременно
стремится к удовлетворению требований
потребителя (эксплуатационника,
пользователя) объекта, воплощаемых в
свойствах функциональности,
надежности, долговечности, безопасности,
удобства в эксплуатации (эргономичности)
в
той мере, в какой достижение этих свойств
может быть обеспечено измерительно-расчетными
и экспериментально-регистрационными
методами.
Как
правило, инженер не ставит задачи
достижения эстетического совершенства
объекта разработки, поскольку это
прерогатива художника-конструктора, с
которым он сотрудничает. Многие
потребительские свойства разрабатываемого
объекта являются либо результатом
совместной проектно-творческой
деятельности инженера и дизайнера
(иногда и эргономиста), либо плодом
только инженерного проектирования. В
технически несложных объектах опытный
квалифицированный дизайнер самостоятельно
способен решать задачи обеспечения
высокого уровня практически всех
потребительских свойств проектируемого
объекта соответствующего вида и типа,
прибегая при необходимости к консультациям
специалистов и (или) справочной литературе.
Творческая
деятельность в сфере изобразительных
искусств направлена на духовно-ценностное
отражение всего мира, окружающего
человека, многих
форм человеческого бытия, духовного
мира самого человека, его
деятельности, переживаний, миропонимания,
мироощущения, идеалов. Это отражение
реализуется через призму индивидуального
отношения художника к
изображаемому с учетом специфики
воплощения художественного замысла в
конкретных видах и жанрах искусств.
Дизайн
же не изображает мир и человека во
всем многообразии проявлений его бытия,
а
выражает отношение к человеку и значение,
смысл для человека всех тех объектов,
которые им проектируются.
Кроме
того, в дизайне (как и в архитектуре, и
инженерном проектировании) творческий
труд придумывания объекта разработки
отделен от реализации творческого
замысла в материале на основе
соответствующих технологий машинного
производства.
Если
художник изобразительного или прикладного
искусства, как правило, сам воплощает
свой творческий замысел в материале
(методами ручного ремесленного труда),
то замысел дизайнера, воплощенный в
проекте (графической документации,
макете, модели, авторском образце),
реализуется другими людьми по аналогии
с процессом внедрения проекта в инженерной
и архитектурной творческой деятельности.
Объектом
дизайна может стать практически любое
техническое промышленное изделие
(комплект, ансамбль, комплекс, система)
в любой сфере и среде жизнедеятельности
людей, где социально-культурно обусловлено
(в той или иной мере) человеческое
общение.
Следует
отметить, что фактор человеческого
общения вообще обусловливает потребность
в красоте не только в сфере предметного
художественного творчества, но и во
всем многообразном мире искусств. Чем
выше роль этого общения, тем выше
потребность в красоте, и наоборот.
Произведения
художественного творчества стимулируют
духовный контакт, сопереживание, духовное
взаимодействие людей, их активность в
процессе эстетического восприятия,
выявления смыслового содержания
художественного образа и эстетического
наслаждения произведением (при
соответствии данного объекта эстетическим
запросам, ценностям, идеалам субъектов
эстетического отношения).
За
пределами сферы дизайнерского творчества
остаются сугубо технические объекты,
которые (вне зависимости от степени их
сложности) ориентированы лишь на
утилитарно-функциональные контакты
человека с ними: не предполагают
межличностного духовного общения людей
в процессе их использования и восприятия,
не рассчитаны на роль артефактов
материально-художественной культуры.
Это могут быть и структурные элементы
технических объектов (блоки, узлы,
детали, механизмы), скрытые от их
постоянного зрительного восприятия
человеком внутри корпуса, кожуха, футляра
изделия, имеющего закрытую (частично
или полностью) объемно-пространственную
структуру.
Разумеется,
не являются объектами дизайна такие
объекты, которые относятся к сфере
разнообразного инженерно-технического
строительства и гражданской архитектуры
(градостроение, домостроение, создание
общественных зданий разного назначения
с их инфраструктурой).
Тем
не менее, за истекший век дизайн освоил
немало объектов проектирования,
относившихся ранее к сфере деятельности
архитекторов. Это – интерьеры разных
видов общественных, жилых, производственных
зданий; вся сфера транспорта (всех его
видов); «архитектура малых форм» (ныне
– «дизайн предметной городской среды»);
ландшафтная и садово-парковая архитектура;
оформление массовых празднеств,
спортивных соревнований, экспозиций,
шоу, презентаций и т. п. Нередко здесь
дизайнеры сотрудничают с архитекторами.
Что
касается разделения или взаимопроникновения
сфер творчества дизайнеров и художников
декоративно-прикладного искусства, то
оно обусловлено как видами объектов
разработки, так и подходом к их созданию,
определяемым социально-культурной
ролью тех или иных вещей в предметном
окружении человека.
Естественно,
что художники декоративно-прикладного
искусства не занимаются многочисленными
группами, видами и типами изделий
производственного, общественного и
бытового назначения, порожденными
научно-техническим прогрессом, не
имеющими аналогов в доиндустриальную
эпоху предметного творчества, производство
которых возможно и рационально только
машинным способом. Хотя некоторые,
некогда традиционные для ремесленного
творчества группы изделий бытового
назначения (различные ткани, мебель,
светильники, посуда, одежда и обувь) уже
давно стали объектами машинного
производства и дизайнерского творчества.
Среди
изделий бытового назначения есть такие,
которые в зависимости от подхода к их
художественному освоению могут быть
как объектами дизайна для их массового
производства, так и объектами прикладного
искусства или народных художественных
промыслов для их мелкосерийного или
индивидуального изготовления кустарным
ремесленным способом. Если в дизайне
таких изделий превалируют соображения
конструктивности, технологичности,
экономичности серийного производства
(сочетаемые с возможной в таком
производстве вариантностью формы,
цвета, декоративного рисунка в различных
моделях изделий одного вида и типа в их
ассортименте), то в декоративно-прикладном
искусстве приоритет остается за
индивидуализацией художественного
решения изделий, а также различных
способов и приемов их выполнения и
отделки.
Как
правило, такими объектами могут быть
традиционные для прикладного искусства,
технически несложные вещи утилитарного,
утилитарно-декоративного или чисто
декоративного назначения. Например:
некоторые изделия мебели; декоративные
светильники; керамическая и стеклянная
посуда; штучные текстильные изделия;
небольшие изделия из металла, древесины,
камня, кости, керамики, стекла, кожи,
меха, тканей, трикотажа, используемые
как для украшения помещений, так и для
украшения человека (ювелирные изделия,
бижутерия); некоторые виды игрушек;
различные виды сувенирных и подарочных
изделий из разнообразных материалов и
т. п.
дизайн
является специфическим видом проектной
деятельности, объединившей
художественную
идеологию предметного творчества с
инженерной проектной практикой,
ориентированной
на индустриальное
производство. Наряду
с существовавшими видами проектирования
(архитектурным, инженерным) в начале ХХ
в. сформировался еще один его вид –
художественное
конструирование и соответствующий
ему социальный институт деятельности
– дизайн.
Основным
методом дизайна
(воплощающим наиболее плодотворный
методический идеал дизайн-деятельности)
является
художественно-образное моделирование
объекта дизайн-проектирования посредством
композиционного формообразования. Оно
базируется на результатах анализа
утилитарных
и эстетических запросов и предпочтений
определенных
групп потребителей,
характеризующих
их образ
жизни, с учетом ситуаций и среды
использования
и восприятия объекта, а также анализа
функций
объекта (как средства предметного
обеспечения соответствующих потребностей),
свойств конструкционных
и отделочных материалов и технологии
изготовления
изделия (изделий), обусловленной
материально-техническими возможностями
конкретного предприятия.
Дизайн
призван включать продукты техники в
мир материально-художественной культуры
путем создания культурных образцов
изделий (их комплексов, систем), способствуя
формированию гармоничной предметной
среды в зависимости от условий социального
функционирования дизайн-деятельности.
Правовые аспекты промышленного дизайна
Технический дизайнер соединяет технологию, конструктивное решение и художественное оформление, создавая, тем самым, новый рыночный продукт. При этом любой объект промышленного дизайна, рассматриваемый как инновационный продукт, может быть запатентован. Достаточно наглядно это может быть рассмотрено на примере дизайна мебели (как элемента интерьера) (рис. 5, 6) или дизайна одежды, как объекта повышенного спроса на рынке, производимых легкой промышленностью. Патентование права на новую дизайн-разработку (незарегистрированного промышленного образца в рамках права интеллектуальной собственности) стимулирует творческую активность дизайнера, в первую очередь, молодых участников творческого процесса.
Рисунок 5. Образец инноваций дизайна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 6. Образец инноваций дизайна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, огромный потенциал багажа проектных средств дизайнера в различных сферах промышленного производства позволяет создавать инновационную средовую атмосферу обитания человека, улучшать эргономику, функциональность, эстетику объектов дизайна, формируя, тем самым, образ культурного предметного мира и мира коммуникации.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Сущность промышленного дизайна
Промышленный дизайн – деятельность, заключающаяся в создании проекта эстетических свойств промышленных изделий.
Как правило, разработка промышленного дизайн-проекта включает в себя следующие этапы:
Если рассматривать промышленный дизайн как вид деятельности, то он может включать в себя элементы искусства, маркетинга и технологии. Промышленный дизайн может охватывать широкий круг объектов, начиная от домашней утвари и заканчивая высокотехнологичными и наукоемкими сооружениями. Традиционными задачами промышленного дизайна называют прототипирование бытовой техники, производственных установок и их интерфейсов, разнообразного инвентаря. Следует отметить, что особое место отводится дизайну мебели и интерьеров, посуды и столовых приборов, разработка форм и концептов которых имеет исторические предпосылки.
Рисунок 1. Джозайиа Веджвуд. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Промышленный или индустриальный дизайн занимается художественным проектированием определенных элементов среды обитания человека. Промышленные дизайнеры стремятся определить облик окружающих нас предметов и пытаются сделать их максимально функциональными или декоративными.
Технический дизайн
Определение дизайна в контексте промышленного производства был в очередной раз сформулирован в 1964 г. на Международном семинаре по дизайнерскому образованию и звучал следующим образом:
«Дизайн − это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя».
Несмотря на некоторую пространность данной формулировки, ее целеполагание полностью соответствует содержанию проектно-художественного творчества в сфере производства.
Дополненное и обобщенное толкование сути дизайн-деятельности в условиях современности, включающее процесс разработки/проектирования всевозможных объектов промышленного производства формулируется как: «Дизайн (англ. design – проектировать, конструировать) − проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер. Объектами промышленного дизайна являются промышленные изделия (производственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.)».
«Объекты дизайна: промышленное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда» 👇
Наиболее объективным определением дизайна автор ряда статей, посвященных истории и проблематике дизайна, Ермолаев М. И. считает лаконичное и емкое определение: «Дизайн − это современное искусство художественного конструирования». Данное определение было сформулировано в результате анализа охвата дизайном принципиально новых промышленных изделий (рис. 1, 2), реновации продуктов, создания фирменного стиля и др. во всех сферах производственной деятельности человека.
Рисунок 1. Дизайн готового промышленного изделия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Процесс разработки дизайна изделия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
«Самостоятельность» дизайна
Надо сказать, что промышленный дизайн выделился в самостоятельное направление из архитектуры. Именно поэтому многие деятели, занимающиеся формированием основ индустриального дизайна, являлись выдающимися архитекторами своего времени. Надо сказать, что именно архитектуре и дизайну интерьеров люди обязаны формированию окружающей предметно-пространственной среды.
«Промышленный дизайн» 👇
Специалист в области промышленного дизайна нацелен на потребности рынка, поскольку для того, чтобы заинтересовать покупателя производителям приходится применять определенные хитрости, самой эффективной из которых является интересный и яркий дизайн выпускаемого изделия. Такие решения способствуют привлечению и заинтересованности потребителя. Однако, такая нацеленность на рынок в некоторых своих проявлениях присуща и другим видам дизайна.
В этой связи главным отличием промышленного дизайна от всех остальных видов дизайнерского искусства является его связь с потребностями человека (бытовыми и производственными). Индустриальный дизайн может иметь дело с промышленным оборудованием, техникой, а также продукцией, занимающей новое промежуточное положение между человеком и окружающими его природными структурами. Промышленные дизайнеры занимаются созданием художественных проектов продукции массового производства, например:
Развитие промышленного дизайна
Надо сказать, что сфера разработки промышленного дизайн-проекта имеет весьма глубокие исторические корни, хотя окончательно данное направление сформировалось лишь к XX веку. Мнение большинства специалистов сходится на том, что точкой отсчета для зарождения промышленного дизайна являются те времена, когда продукцию начали изготавливать на станках, а не вручную. В этой связи многие изделия начали терять некоторые индивидуальные черты. Некоторые производители были обеспокоены тем, что появление таких предметов негативно скажется на внутренней гармонии человека.
На этом этапе и начало свое формирование отрасль промышленного дизайна. В качестве иллюстрации данного процесса обычно приводят пример английского предпринимателя Джозайиа Веджвуда, жившего еще в XVIII веке. Он занимался изготовлением набивных тканей в промышленных масштабах и впервые в истории уделил пристальное внимание промышленному дизайну и внешнему виду своей продукции.
Примечательно, что до начала XX века подобные изделия лишь украшались декоративными элементами, которые могли создать впечатление о ручной работе ремесленника.
Рисунок 2. Петер Беренс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В начале XX века появилось множество различных архитектурных стилей, и в поисках новых областей для творчества многие художники и архитекторы обращались именно к промышленным изделиям. В свою очередь предприниматели и владельцы промышленных предприятий начали осознавать важную роль дизайна в подготовке продукции.
Одним из наиболее известных представителей в сфере промышленного дизайна является архитектор П. Беренс, занимавшийся разработкой собственных интересных форм светильников, электрической посуды и вентиляторов. Примечательно, что данные продукты на тот момент не имели какого-либо конкретного визуального осмысления. Беренс использовал концепцию эстетического функционализма для того, чтобы сделать свою продукцию узнаваемой и уникальной.
На сегодняшний день промышленный дизайнер руководствуется такими понятиями, как мода и образ жизни потенциального заказчика или покупателя. При реализации бытовых предметов выходит на первый план вопрос сбыта продукции, поэтому промышленный дизайн здесь приобретает ярко выраженный коммерческий характер. Однако даже сегодня при создании некоторых промышленных объектов (станков, сельскохозяйственного оборудования) по-прежнему доминирует ряд технологических требований, например, эргономика, экономичность и безопасность. Данные факторы игнорировать невозможно, поскольку при помощи данных объектов формируется производственная среда, которая должна быть комфортной для человека. Получается, что сущность современного промышленного дизайна тесно связана с характером создаваемых изделий. Промышленный дизайн сегодня охватывает самые различные сферы производства, начиная от деревообрабатывающей промышленности и заканчивая сферой высоких технологий.