Современное общество нуждается в компетентных гражданах России, инициативных, высокообразованных и предприимчивых молодых людях, способных решать жизненно важные задачи, увеличивать интеллектуальный потенциал страны, восстанавливать русскую духовную культуру. А это значит, основной целью образования должен стать человек как самоцель.
Главными целевыми установками в реализации ФГОС второго поколения являются КОМПЕТЕНЦИИ, полученные учащимися в ходе обучения, при этом под термином понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области.
Главным инструментом формирования компетенции учащимися является личностно-ориентированный подход к обучению, формирование личностно-ориентированной среды.
Начальное образование на сегодняшний день отвечает не только за овладение младшими школьниками общих предметов, но и за развитие личности, обеспечивающее возможность адаптироваться в обществе. Об этом свидетельствуют требования к «портрету» выпускника начальной школы.
«Кто не видит конечной цели – очень удивляется, придя не туда». ( Марк Твен). Поэтому «портрет» прорисован очень чётко. Выпускник выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, он доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, обязательно владеет основами умения учиться, любознательный, любящий свой народ, свой край и свою Родину и т.д. И сегодня ФГОС призван обеспечить реализацию этого «портрета».
Если сравнить ФГОС старого поколения и нового, то мы увидим, что изменились цели образования, планируемые результаты обучения, планируемые метапредметные результаты, планируемые личностные результаты.
В последнее время, в обществе, наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего благоприятную, комфортную для своего ребёнка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность. Здесь мы видим совпадение заказа государства, чаяний общества и желаний родителей в частности на «портрет» выпускника будущего. Мне представляется, что модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных.
Такое образование подразумевает использование определённых принципов, реализацию необходимых факторов, исполнение выработанных правил.
«Личностное развитие обучающихся как одно из составляющих личностно-ориентированного подхода в воспитании.
Цель данного вида воспитания является сложной и включает в себя несколько аспектов.
Личностно-ориентированный подход – это принцип личностного воспитания, предписывающий в качестве главной цели становление и развитие личности и опирается на присущее каждому человеку стремление быть личностью, т. е. проявлять активность, отличаться от других людей, влиять на среду, иметь свои убеждения, личные духовные ценности, самореализоваться и выполнять определенную роль в обществе.
Воспитание, основанное на личностном подходе, создает для этого условия путем включения развивающейся личности в ситуации, требующие проявления личностных свойств: нравственного выбора, рефлексии, ответственности и др.
называют человека, достигшего уровня психологического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью. Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей его жизни по мере прохождения стадий развития через социальные институты (семья, детский сад, школа и т.д.). На каждом этапе происходит развитие личности ребенка: появление эстетических, моральных, интеллектуальных убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.
Итак, с чего начинается воспитание ребенка? –
– С воспитания его в семье.- Какие базовые понятия, ценности формирует семья в первую очередь?-отношение к себе;-стиль отношений с другими людьми;-нравственные ценности, представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;-жизненные смыслы;-стремления, идеалы;-чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.-выбор профессии;Семья — основа жизни ребенка, можно ли ее заменить?
Действительно, ничем семью заменить нельзя.
Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная . Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.
семья — это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие. И школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей.
Многие обучающихся нашей школы воспитываются в приемных семьях, полных и неполных семьях. Данный факт требует особого подхода в воспитании личности, т.к. эти дети считают, что им все обязаны.
С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Экономическая нестабильность, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно складываются на воспитании детей. Сегодня наблюдается , детско-родительских отношений. Это прежде всего рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей.
Многие родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, сокращая время на общение в семье. Часть подростков отдаляется от родителей. К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось ростом детской беспризорности, невоспитанности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Главная задача школы: Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка.
необходимо опираться на принципы личностно- ориентированного подхода в воспитании:
относиться к учащемуся как к личности, индивидуальности, нуждающейся в
учет открытости личности к постоянным изменениям
направлять воспитание на поддержку процессов
на сотрудничество детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку
старший преподаватель кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин Козаев Руслан Хазбиевич
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация. Современная система школьного образования нацелена на развитие личностных особенностей учащихся, формирование его самостоятельности, индивидуальности и развития его творческого потенциала. С каждым днем общество предъявляет к личности все больше требований к его умениям, профессиональным и личностным качествам. Удовлетворение потребностей общества очень сложно в условиях недостатка образования, наличия у личности психологических и социальных проблем. Учащийся испытывает большие трудности в условиях, когда он не получает помощь от семьи и педагогов в своем обучении, саморазвитии и самосовершенствовании. Личностный рост учащегося является главным критерием его самореализации и занятия достойного места в обществе. Проблемы личностного роста учащегося должны быть объектом пристального внимания всех педагогов в образовательных организациях, так как от успешности развития личности учащегося напрямую зависит его дальнейшая жизнь.
Ключевые слова: личностный рост, педагог, саморазвитие, учащийся, психологический фактор, социальные качества, индивидуальность, талант, учебный процесс.
Annotation. The Modern school education system is aimed at developing students ‘ personal characteristics, forming their independence, individuality and developing their creative potential. Every day, society imposes more and more requirements and skills, professional and personal qualities on the individual. Meeting the needs of society is very difficult in conditions of lack of education, the presence of psychological and social problems in the individual. A student experiences great difficulties when they do not receive help from their family and teachers in their learning, self-development and self-improvement. Personal growth of a student is the main criterion for his self-realization and occupation of a worthy place in society. The problems of personal growth of the student should be the object of close attention of all teachers in educational organizations, since the success of the development of the student’s personality directly depends on his future life.
Keywords: personal growth, teacher, self-development, student, psychological factor, social qualities, personality, talent, educational process.
Введение. Личностный рост учащегося зависит от его стремления к саморазвитию и самосовершенствованию. Человек, не стремящийся развивать свои таланты и способности, не сможет занять достойного места в обществе.
Изложение основного материала статьи. Личностный рост является психологической категорией, согласно которой, личность путем саморазвития, выходит за собственные рамки, ищет и реализует свои возможности, самосовершенствуется. Человек преодолевает трудности, отрицательные эмоции, природную лень и неуверенность в стремлении к собственному успеху.
Мы придерживаемся третьей точки зрения, так как человек получает при рождении определенные физические особенности, но со временем, в зависимости от его целей, он развивает в себе определенные таланты, выбирая из того диапазона возможностей, который ему предоставила наследственность.
Хотя каждый человек индивидуален, мы можем выделить обобщенные критерии, к которым стремится каждый человек:
1. желание сохранить свою жизнь;
2. желание быть признанным в обществе, иметь высокую самооценку;
3. стремление быть самостоятельным и независимым;
4. желание развиваться, достичь определенных жизненных высот.
личностного роста, бывают и неудачи, человек не может постоянно добиваться успеха. Степень его противостояния неудачам определяется силой его личности.
Существуют группы факторов, оказывающих влияние на силу личности. Прежде всего, это психофизиологические факторы, влияющие на его развития. Они предопределяют особенности психологического поведения человека, функционирование его центральной нервной системы, психологические особенности, темперамент и т.д.
Социальные факторы влияния на личностный рост, отличаются большим разнообразием. В качестве подобных социальных факторов могут выступать:
– определенные социальные установки личности, появившиеся в процессе его развития, в том числе моральные, этические и нравственные установки;
– наличие повышенной тревожности и стрессового состояния личности;
– наличие какой-либо фобии или комплекса вины;
– навязчивые состояния личности;
– постоянное психическое напряжение;
– отсутствие адекватной оценки действительности и т.д.
Очень важным в личностном росте учащегося является профессионализм педагогов, которые отвечают за создание наилучших условий для раскрытия потенциальных возможностей школьника. Педагог, наблюдая за особенностями личности учащегося должен стимулировать его личностное развитие, его интеллект, творчество, интуицию, логику и т.д.
Здесь можно возразить, что личностный рост выступает процессом саморазвития и самовоспитания, но личностный рост без помощи педагога не сможет достичь больших целей. Только психологически здоровый учащийся, может выбрать правильный вектор личностного роста. Главной задачей учебно-воспитательного процесса всегда является помощь в личностном росте учащегося.
Педагог на всех этапах учебно-воспитательной деятельности должен проводить контроль усвоения знаний, выявлять пробелы в образовании и помогать в освоении проблемных для учащегося тем. Оцениваться в данном случае должны четыре направления уровня знаний:
– достижения учащегося в учебе;
– уровень развития его творческих способностей;
– ответственность в выполнении заданий.
Ключевые компетенции, необходимые для полноценного развития, согласно данным Совета Европы:
1. знание родного языка;
2. владение иностранными языками;
3. базовые знания в математике, технологиях и науке;
4. владение навыками обучения;
5. умение пользоваться компьютером;
6. способность к культурному самовыражению;
Проблемы личностного роста в России стали исследовать относительно недавно. В нашей системе школьного образования упор всегда делался на авторитарные методы обучения, в ущерб развития личностных особенностей учащихся. Проблема школьного образования в России не только в том, что идет ущемление вопросов личностного роста, но и отсутствует четкая идеология, согласно которой педагоги могут осуществлять процесс воспитания учащихся. Школа не выполняет в полной мере своей задачи воспитания в силу отсутствия четкой программы, по которой будет реализовываться данный процесс.
Мы сейчас наблюдаем пограничное состояние воспитательно-образовательной системы в общеобразовательных организациях. Идет уход от авторитарной системы воспитания, начинается осознание значимости личностного роста для учащихся, но еще не создана полноценная система образования и воспитания, направленная на помощь учащимся в их личностном росте.
Выводы. Педагог несет ответственность за организацию условий и помощь в личностном росте учащегося. Сама общеобразовательная организация должна в полной мере осознавать, что без личностного роста учащегося его саморазвитие и самореализация становятся невозможными. Учащийся нуждается в помощи компетентных людей, которые выслушают его проблемы, помогут ему проявить таланты, влиться в общество и найти свой путь в жизни. Если семья не может помочь в этом учащемуся, то школа остается единственным способом для учащегося реализовать себя, стать профессионалом в своем любимом деле и быть успешным человеком.
1. Кругликова А. Ю. Личностный рост как психологический феномен. // Известия ТРТУ. 2005. № 7 (51). С. 104-105.
2. Анохина Г. М. Личностный рост учащихся как результат адаптивного обучения. // Инновации в образовании. 2003. № 1. С. 94-103.
3. Олейник Н. В. Пути и способы повышения мотивации личностного роста учащихся средней школы. // Социальные отношения. 2015. № 4
. С. 33-38.
4. Радомская О. И., Яздовская О. С. Театральные интегрированные педагогические технологии в школе как основа личностного роста учащихся. // Педагогика искусства. 2015. № 3. С. 98-104.
5. Салынская Т. В., Макеева Н. А. Влияние активных методов обучения на личностный рост учащихся на разных ступенях обучения. // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 1-8. С. 129-131.
6. Пономаренко Т. В. Некоторые условия личностного роста учащихся. // Проблемы высшего образования. 2006. № 1. С. 99-100.
7. Скоренко А. А. Методики оценки уровня личностного роста учащихся. // Наука и образование сегодня. 2017. № 12
. С. 100-101.
8. Скоренко А. А. Методики оценки уровня личностного роста учащихся. // Наука и образование сегодня. 2017. № 12
. С. 100-101.
9. Бояринов Д. А. Понятие «личностно-ориентированная обучающая система» в контексте проектирования информационного образовательного пространства личностного развития учащихся. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 810.
10. Панина С. В., Инёшина Л. Г. Социокультурная среда школы как фактор личностного самоопределения учащихся старших классов. // Наука и образование. 2007. № 1. С. 11-115.
11. Зверев А. О. Ранняя профориентация и личностное самоопределение учащихся в условиях школы полного дня. // Вестник Московского государственного агроинженерного университета имени В. П. Горячкина”. 2008. № 6-1
. С. 144-146.
12. Истратова О. Н. Формирование качеств личности безопсного типа у подростков в условиях тренинга личностного роста. // Информационное противодействие угрозам терроризма. 2009. № 12. С. 184-192.
13. Решетников О. В. Оценка личностного развития ученика. // Проблемы современного образования. 2011. № 5, 2011. С. 20-27.
кандидат филологических наук Копытко Виктория Николаевна
Московский государственный областной университет (г. Москва)
КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЛИНГВИСТИЧЕСКОМ
Аннотация. В статье подчёркивается важность применения креативного подхода в обучении иностранному языку в нелингвистическом вузе, т.к. благодаря этому формируется творческая самостоятельность студентов, мобилизуются их творческие ресурсы, и, следовательно, развиваются интеллектуальные способности. Детально анализируются компоненты креативного обучения, говорится о некоторых принципах и условиях его успешной реализации. Автором был подобран комплекс заданий, направленных на развитие креативного потенциала учащихся.
Ключевые слова: креативный подход, проблемно-поисковые задания, ролевые и деловые игры, кейс-задания, индивидуальные и групповые проекты.
Annotation. The article emphasizes the importance of using a creative approach in teaching a foreign language in a non-linguistic university, because thanks to this, students’ creative independence is formed, their creative resources are mobilized, and, consequently, their intellectual abilities develop. The components of creative learning are analyzed in detail, some principles and conditions for its successful implementation are mentioned. The author selected a set of tasks aimed at developing students’ creative potential.
Keywords: creative approach, problem-search tasks, role-playing and business games, case-tasks, individual and group projects.
Введение. Овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешной реализации будущей профессиональной и научной деятельности, а также в целях дальнейшего самообразования, является основной целью курса иностранного языка в нелингвистическом вузе.
Лингвистические навыки (фонетические, лексические и грамматические), являющиеся неотъемлемой частью коммуникативных навыков, позволяют осуществлять различные виды речевой деятельности (говорение, письмо, аудирование и чтение). Формирование данных навыков сопряжено с такими важнейшими задачами, как постановка произношения, обучение лексической стороне речи, закрепление грамматических конструкций. Последовательное и систематическое развитие у обучающихся коммуникативных навыков возможно благодаря многократному целенаправленному выполнению иноязычных действий.
Учебная творческая деятельность студентов способствует формированию их творческой самостоятельности, самоорганизации, мобилизации творческих ресурсов, а, следовательно, и развитию
Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы.
Добрый день уважаемые педагоги и родители!
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию взаимодействия родителей и педагогов, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов – от семьи, семьи – от интересов твopчecкoro и свободного развития личности ребенка.
Поэтому очень важно, чтобы семья обеспечила прочные личностные образования, такие как привязанность и любовь к семье и родному дому, привычки элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру.
Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, – это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой, и широтой влияния.
Педагог не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи.
Когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловлено уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.
С поступлением ребенка в школу семья передает эстафету воспитания школе и продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания – это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом.
Взаимодействие семьи и школы начинает осуществляться по основным принципам:
принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.
принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.
принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.
принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.
принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.
К основным направленням деятельности педагогов и poдителей относятся:
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. В создании такого союза родителей и педагогов важнейшая роль надлежит классным руководителям. Не все родители стремятся к сотрудничеству, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классный руководитель более всех должен быть заинтересован в целенаправленном поиске путей решения этой проблемы.
Чтобы найти пути ее решения, наше образовательное учреждение ищет новые формы взаимодействия с семьей понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей.
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Приоритетные функции семьи:
Приоритетные задачи семейного воспитания:
Основные компоненты семейного воспитания
Я уже говорила, что современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот государства к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются целевые программы по укреплению и ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, увеличение количества не полных семей и имеющих одного ребенка. И это далеко не все проблемы как для семьи, так и для школы. Возможно, стихотворение Э. Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой. Какой?
Отец поздравил сына с днем рождения: «Тебе – семнадцать.
Ну, совсем большой!
И через год получишь разрешение
На прегрешенья взрослых:
На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»
Сын посмотрел задумчиво в окно:
«Спасибо, папа, за слова привета,
Но сигареты, водку и вино
Уж года три, как бросил я все это».
(Значительная часть подростков отдаляется от родителей, родители от детей.)
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется помощь со стороны образовательного учреждения.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Причины привлечения родителей к организации УВП:
Чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней ребенку в школе, тем больше он получает для своего социального развития.
Как же вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс, как сделать их своими союзниками и помощниками? Процесс сложный и длительный
Для себя мы определили главное, что взаимодействие семьи и школы должно строится на идее толерантности. В её основе – принятие любого ребенка с его недостатками и достоинствами, с его талантами и особенностями мышления. Кто лучше знает своего ребенка, чем его родители? Поэтому позитивные изменения, отвечающие интересам детей, происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родителей, помогают семьям в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.
Педагогический коллектив гимназии ясно представляет себе этапность такой работы, ее основные направления и проблемы.
В построении творческого союза можно выделить знакомство (целеполагание), совместная деятельность – партнерство.
этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства.
Родители учащихся могут ознакомиться с целями гимназии: они размещены на сайте учреждения, информационных стендах, буклетах. Традиционным стало проведение публичного отчета о деятельности гимназии. Информация о деятельности нашего учреждения регулярно появляется в СМИ, мы издаем собственную газету «Гимназист».
Публичное обнародование своих приоритетов и результатов деятельности позволяет привлечь именно тот контингент, которому наши идеи кажутся очень близкими. В итоге формируется желание родителей к осуществлению совместной деятельности.
В решении проблемы взаимодействия гимназии и родителей одним из важных шагов является изучение воспитательного потенциала семьи. Чтобы иметь об этом достаточно полное представление, мы создали социальные паспорта классов и гимназии. В них собираются и анализируются по определенным параметрам количественные и качественные данные о семьях. Изучаются семьи, составляется социально-демографический портрет , анализируется организация и принципы семейного воспитания, взаимоотношения родителей с гимназией.
Полученные аналитические данные позволяют выработать стратегию взаимодействия педагогов и родителей, определить участников образовательного процесса.
Совместная деятельность – этап построения партнерских отношений. Здесь важно понятие общего вклада. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:
– соблюдение этических норм и договоренностей,
Каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть, что о нем и его ребенке действительно заботятся? Что он нужен гимназии? Что его интересы, способности, знания востребованы?
Это выражается в регулярном информировании, просвещении, консультировании, социальной и психологической помощи семье
На родительских собраниях классные руководители объясняют важность сотрудничества, предлагают перечень дел, формы работы, которые могут организовать родители. При организации работы используется методика чередования поручений, которые выполняются небольшими группами по очереди. Таким образом, каждый из родителей имеет возможность и обязанность принять участие в организации какого-либо дела с учащимися.
Педагоги, администрация привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в классе, считая мнение родителей определяющим.
Ведется целенаправленная работа по формированию положительного отношения к школе.
В результате была создана модель работы школы и семьи.
Ключевые функции взаимодействия образовательного учреждения и семьи:
• формирование активной педагогической позиции родителей;
• вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями
• активное участие родителей в воспитании детей.
Работа с семьей подразделяется на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.
Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в школе и поддержания контакта в семье.
Еженедельно каждый родитель получает информацию об успехах и проблемах в обучении и воспитании своего ребенка от классного руководителя.
Ежемесячные формы общения с родителями – это:
Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют, прежде всего, совместные дела родителей и детей: это праздники День Знаний, Посвящение в гимназисты, День Матери, Ярмарка Дары Осени, Презентация профильных классов, День рождения гимназии, творческие отчеты, бал призеров предметных олимпиад, Праздник Семьи, классные часы и т.д.
В то же время педагоги используют и специальные средства:
организацию психолого – педагогического просвещения родителей, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем ( организация занятий лектория «Педагогическая азбука», семинары, практикумы, конференции, открытые уроки, внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, создание творческих групп, групп по интересам)
– привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка, его будущего и, соответственно, к разработке программе действий, обеспечивающей достижение намеченных перспектив;
участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;
– поощрение, поддержка, пропаганда успехов и достижений родителей в воспитании детей.
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление воспитательного потенциала.
вводимых форм и методов работы – личностное развитие ребенка. Информированность взрослых о проблемах детей, желание сделать первый шаг навстречу, узнать, чем живет сегодня школа, улица позволяет родителям стать значимой группой
Предложенная модель оптимизации взаимодействия педагогов и семьи позволяет нам не только сформировать открытое информационное пространство гимназии, но и дает возможность родителям самим активно участвовать в планировании работы гимназии, в развитии личности гимназистов
Необходимыми условиями формирования партнерских отношений являются их долговременность, взаимная ответственность. Мы понимаем, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Поэтому не ждем мгновенного результата, а стремимся четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно.
Какой результат можно ожидать по прохождению всех этапов взаимодействия? Что даст развитие социального партнерства между семьей и гимназией?
Мы предполагаем, что результат – не только приобретение новых материальных ресурсов для реализации образовательных проектов, но и приобретение учащимися знаний в предметных областях, развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическая комфортность (в том числе и в детском коллективе). Но самое главное – мы ожидаем, что изменения отношений между детьми и родителями. Сформированное таким образом гуманистическое пространство развития, в котором растет ребенок, будет являться одним из главных факторов воспитания и развития личности гимназиста на всех ступенях обучения.
Приведу высказывание замечательного педагога А,С,Макаренко: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.» Главное – чтобы и опыт, и убеждения были правильными. Научить детей разбираться в сложных жизненных ситуациях, самостоятельно находить правильные решения, отстаивать свои убеждения – задача, которую можно решить только совместными усилиями семьи и школы.
Взаимная договоренность – залог успешности педагогического альянса (объединение, союз)
Как же классные руководители на разных ступенях обучения развивают личность ребенка через взаимодействие семьи и школы?
В связи с этим, одной из главных задач, поставленных коллективом гимназии, на ближайшие годы является:
развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями
Решение этой задачи осуществляется по двум направлениям:
В работе с родителями необходимо:
1. Продолжить формирование у родителей педагогических, культурных представлений о своей роли в воспитании ребенка о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса.
2. Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.
3. Активизировать работу органов родительского самоуправления через создание при родительских комитетах гимназии и классов советов по различным направлениям деятельности, ежегодное проведение общегимназических родительских конференций, внедрение инновационных форм таких, как родительские ринги, тренинги, вечера.
В работе с педагогами:
1. Продолжить формирование понимания значимости сотрудничества гимназии с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми.
2. Формировать у педагогов потребность решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями.