О ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И СЛОВЕСНОСТИ БИЛЕВИЧ ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

Родной язык, как уже признано всеми, должен служить главным проводником образования. Здесь мы под образованием, конечно, разумеем не накопление всевозможных знаний в голове, а то душевное развитие, при котором слово становится делом и оба служат выражением глубочайших нравственных убеждений в человеке. Нельзя ли, однако, несколько ограничить трудную задачу, которую возлагают на преподавателя родного языка? Нельзя ли точнее определить пределы, в которых может он с пользою действовать?

Ф. И.
Буслаев о смысле преподавания
отечественного языка

В этой книге
архаично только слово дитёца женский
род слова метода в значении “метод”.
Суть же дела Буслаев видит глубоко и
трезво.

1. Ребенок
усваивает родной язык естественным
путем — живя в мире родного языка, слыша
обращенную к нему речь и отвечая на нее.
Школа опирается на это практическое
владение родным языком и развивает его.

2. Преподавание
родного языка состоит в том, что ребенок
теоретически осознает ту систему
языковых средств общения, которой
практически владеет. Любые теоретические
сведения о слове или форме могут быть
сообщены ученику только после того, как
он научится понимать эти явления языка
в чужой речи и употреблять в своей.

3. Теоретическое
осознание учеником форм (явлений) родного
языка происходит путем их анализа
(грамматического разбора разного вида).
Исходным материалом анализа должны
быть связные и понятные ученику
высказывания.

4. Для
совершенствования практического
владения языком необходимы разнообразные
упражнения по синтезу (порождению)
высказываний разных жанров и видов.

А. Д. Д ЕЙКИНА Москва

Книга Ф. И. Буслаева
«О преподавании отечественного языка»
(1844 г.) — первооснова методической науки

Широко известное учителям и ученым имя
Ф. И. Буслаева, замечательного фило­лога
и методиста, связано с его капитальны­ми
трудами, первым из которых является «О
преподавании отечественного языка».

В силу исторического значения этой
книги для развития науки о преподавании
русско­го языка, 150-летию ее выхода в
свет была посвящена специальная
межвузовская кон­ференция. Она прошла
25 ноября 1994 г. в МПГУ им. В. И. Ленина. Ее
участниками были представители разных
вузов (Москва, Иваново, Шуя, Ташкент,
Запорожье и др.).

В свое время педагогическая монография
Ф. И. Буслаева вызвала широкий полеми­ческий
отклик, ‘привлекла прогрессивные круги
гуманистической идеей автора, поста­вившего
в центр преподавания личность обучающегося.
Участники конференции под­робно
рассмотрели общие вопросы и частные

методики, изложенные Ф. И. Буслаевым.
По­ражает современное звучание
основных концептуальных позиций ученого.
Это каса­ется прежде всего оценки
отечественного и зарубежного опыта,
определения целей преподавания родного
языка в отличие от иностранного, методики
риторики.

Книга Ф. И. Буслаева появилась в 40-е гг.
XIX в. не случайно. Как
убедительно пока­зал в своем докладе
на конференции М. Т. Ба­ранов, автор
взял на себя задачу подвести итоги в
методике преподавания русского языка
в школе (начиная с 1755 г., от «Россий­ской
грамматики» М. В. Ломоносова). Ис­кусственное
сдерживание преподавания род­ного
языка как самостоятельной дисципли­ны
или расширение задач предмета на осно­ве
энциклопедического подхода, а также
повсеместное увлечение дедуктивным
путем преподавания родного языка
подверглись критике со стороны Ф. И.
Буслаева. Он выступил за иное отношение
к языку и куль­туре родного народа.
Не удовлетворенный многим в преподавании
(эти позиции были четко обозначены в
докладе проф. М. Т. Ба­ранова), Буслаев
выступил за изучение язы­ка «во всех
его проявлениях» и выдвинул ряд новых
положений, в частности о связи изучения
языка с развитием «дара слова», повышении
роли индуктивного способа пе­редачи
знаний и др. Методические ориен­тиры
автора книги глубоко нравственны, они
основываются на убеждении о воспиты­вающем
значении родного языка.

Именно новые подходы Ф. И. Буслаева к
преподаванию родного языка (сознательное
усвоение учебного материала, связь
истории с жизнью, с практикой, разрушение
укоре­нившихся стереотипов в методах
и приемах обучения, более высокие
требования к уча­щимся в усвоении
родного языка) были оце­нены как особо
полезные учителю, как но­вая наука на
широком фоне народной • культуры. Однако
и сегодня, отметила Л. А. Ходякова в своем
докладе об оценке научно-педагогического
труда Ф. И. Бус­лаева, цели соизучения
языка и культуры народа не осуществляются
должным об­разом.

Поэтому особенно важно, что было
под­черкнуто в докладе ведущего
редактора из­дательства «Просвещение»
Г. В. Карпюка, отразить в современных
хрестоматиях и по­собиях по русскому
языку основные идеи и принципы, заложенные
Ф. И. Буслаевым в книге 1844 г. Именно Ф. И.
Буслаев сумел обобщить, как до него не
сделал никто, пред­шествующий опыт.
За 150 лет методика про­шла огромный
путь, но начало этому движе­нию
методической мысли положил Ф. И. Бус­лаев.

В обосновании Ф. И. Буслаевым теории
преподавания русского языка исходными
по­ложениями стали такие, как огромная
роль родного языка в развитии личности,
отли­чия в методах исследования и
методах обучения, разграничение
филологического и лингвистического
подходов в определении содержания
учебного предмета (Запорожье, И. Н.
Ярошенко).

Развернутая характеристика целей и их
широкое понимание в книге Ф. И. Буслаева
позволяет говорить о философской основе
этого вопроса: что есть усвоение учащимися
родного языка – самоцель или средство.
В отношении родного языка, по концепции
Буслаева, в целях важно и то, и другое,
це­ли определяют статус предмета
«родной язык» как первого учебного
предмета; сово­купность целей отражает
процесс обучения, развития и воспитания
учащихся в единстве (Москва, А. Д.
Дейкина).

Идея национальной культуры, впитываемой
на уроках родного языка и родной
литера­туры учащимися, определила
трактовку Ф. И. Буслаевым основных
положений в ме­тодике преподавания
литературы: воспиты­вающее начало
без назидательности, мето­ды лекций,
сочинений, пересказов на основе
заинтересованного отношения учащихся
к языку и литературе и многое другое,
что подлежит возрождению (Москва, В. Ф.
Чер­тов).

Живучесть и пророческая осуществляемость
идей великого ученого подтверждает­ся
анализом частных методик. Так, право­мерно
оценивать методику грамматики как
буслаевскую, учитывающую естественную
практику родного языка. Злободневны
пре­дупреждения ученого о вреде
«произвола, ложного иностранного
влияния, моды» в языке. Он остерегал от
подмены граммати­ки логикой, советуя
развивать логическое мышление на
конкретном содержании, ука­зывая на
органическую связь между изуче­нием
грамматики и воспитанием обучаемых
(Москва, Л. А. Тростенцова).

Методическая система Буслаева в обла­сти
синтаксиса, построенная по принципу
«соединяй внешнее с внутренним, форму
с содержанием», способствовала развитию
науки о предложении и оказала влияние
на развитие методики других языков
(Запо­рожье, В. К. Иваненко).

Интегрированность — особенное свойство
учебного процесса в представлении Ф.
И. Бус­лаева — получила научное
обоснование и в методике орфографии
(Москва, Е. Г, Шатова). Подход к преподаванию
как к единому целому отразился на выборе
приемов, мно­гие из которых сохранились
в арсенале учи­теля. Идеи автора
замечательной книги, от­метила Е. Г.
Шатова, живут и поныне, но реализуются
с учетом обогащенного содер­жания
предметов.

Большую часть труда Ф. И. Буслаева
за­нимает описание функционирования
языко­вых средств — проблема стилистики,
кото­рая решается автором широко: на
уровне межпредметных связей и тесной
взаимосвя­зи с культурой речи (Москва,
С. Н. Молодцова).

Прогрессивным явлением стала методика
Буслаева в области развития речи
учащих­ся, основанная на тезисе
единства языка и мышления и соответственно
отборе перво­классного литературного
материала для из­ложений и сочинений
(Москва, Ф. А. Ново­жилова). Завет
ученого, как было отмечено в докладе,
особенно дорог нам сегодня: це­нить
науку, дорожить русским языком, при­вивать
ученикам интерес и любовь к родной речи.

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы

в условиях введения ФГОС ООО.

МОУ «СОШ им. М.В. Скворцова с. Берёзовая Лука»

Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно

Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

* перегрузка однообразным учебным материалом;

* несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

* ограниченные возможности для творческого самоуправления.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным.

Качество образования  сегодня определяет качество жизни. Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени  зависит от качества образования. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Учителя уже не могут работать по-старому, ведь на смену книжной цивилизации пришли  электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа. Активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов с целью привлечь внимание детей, бросают образованию вызов и вынуждают школу сделать преподавание и обучение методически и технически более богатым и разнообразным, расширять палитру информационных, и в частности компьютерных технологий обучения. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования — их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Специфика работы учителя-словесника заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка интересным и востребованным. Процесс обучения должен быть увлекательным. Часто каждый из нас думает о том, как донести до своих учеников богатство и великолепие русского языка, как провести урок на высоком профессиональном уровне.

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Современные формы, методы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы позволяют:

-формировать умения и навыки умения работы с информацией;

-находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

-анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;

-сравнивать явления и объекты, выявлять их признаки;

-выявлять проблемы и определять пути их решения, используя различные источники информации и т.д.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима.

Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Сейчас в соответствии с изменениями в образовании упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, — это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использованием  элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Работу современного учителя невозможно представить без применения информационных коммуникационных технологий (ИКТ). Применение компьютера на уроках русского языка— новая возможность организации активной и осмысленной работы учащихся. К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку, позволяющим повысить качество знаний, по-моему, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

•        обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

•        психологически облегчает процесс усвоения;

•        возбуждает живой интерес к предмету познания;

•        расширяет общий кругозор учащихся;

•        повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

•        повышает качество знаний.

к урокам русского языка  я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.

задания с последующей проверкой , которые  активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Используя карточки дифференцированного контроля знаний школьников на уроках русского языка, я стараюсь добиваться: повышения общего уровня обученности ученика; развития интеллектуальных способностей, особенностей психического развития (памяти, мышления, познавательной активности); развития индивидуальных особенностей ученика (склонность к гуманитарным дисциплинам, эмоциональность).

Письмо по памяти как метод формирования  умений и навыков рассчитано на развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Форма его проведения такова: текст, записанный на доске, выведенный на экран или данный в учебнике, после разбора закрывается, ученики пишут его по памяти. По окончании работы текст открывается, и ученики сверяют с ним написанное. Другая разновидность такого письма: текст (стихотворный или прозаический) заучивается дома наизусть, на другой день в классе пишется по памяти, и применяется этот метод также как развитие орфографической зоркости.

используется на разных этапах обучения, на разных этапах урока: при объяснении учебного материала, закреплении, повторении, обобщении; при опросе, проверке домашнего задания, контроле знаний, умений и навыков.

формирует умение квалифицировать пунктограмму, определять её границы, выделять условия действия пунктуационной нормы.

Диктант как метод обучения русскому языку прочно вошёл в практику школы наряду с конструированием, подбором примеров, списыванием, орфографическим и пунктуационным разборами.

Также проводятся на уроках различные работы типа , когда учащиеся должны объяснить, почему то или иное слово является лишним; решение кроссвордов  и т. д. Все это позволяет повышать качество знаний учащихся.

Создание проблемной ситуации

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Буквы о-а в корнях –кас- кос»

Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и три словосочетания на новое правило.  Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы:

– Какое было задание? (вставить пропущенную букву)

– Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)

– Все слова смогли проверить? (нет)

– Почему? (правило не подошло)

– А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу)

–Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях –кас- кос-) Запишите тему урока.

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

•Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

•Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

•Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

•Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

Составление кластера на уроках русского языка и литературы помогает включить детей в проблемную ситуация.

•        Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.

•        Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.

•        По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.

•        Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

отношение к бабушке

отношение к Герде

отношение к Снежной Королеве

Проанализировав образ Герды, пятиклассники могут составить такой синквейн:

заботится, любит, верит

должна найти Кая

Предмет «Русский язык и литература»  среди других школьных предметов занимает уникальное место, ведь главная задача этого предмета – обеспечить речевое развитие учащихся. С каждым годом совершенствуются методики, способы и средства обучения. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является  то есть обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую. Целенаправленный отбор текстов для анализа на уроках русского языка создает тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая способна положительно влиять на формирование духовных, нравственных, интеллектуальных качеств личности. При этом не следует забывать о том, что школьников является ключевым требованием ФГОС.

Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

О преподавании русского языка и словесности в высших классах гимназии

Водовозов В. И.

О преподавании русского языка и словесности в высших классах гимназии / В. И. Водовозов — «Public Domain», 1856

В. И. Водовозов. « О преподавании русского языка и словесности в высших классах гимназии»

Василий Водовозов О преподавании русского

Основания грамматики общей в связи с преподаванием логики; при этом можно указать также некоторые идиоматизмы русского языка.

Обзор главнейших свойств русского языка в сравнении с иностранными языками, которые проходят в гимназии.

Обзор главнейших свойств русского языка в их историческом развитии, причем необходимо указать некоторые отличия в языке Остромирова евангелия от языка древних летописей, языка позднейшего, книжного от народного, великорусского. Это служило бы связным повторением того, что прежде объяснялось при чтении отрывков и вместе состав-

ляло бы необходимую часть в истории русской литературы. Возвратимся, однако, к изложению того, чего наиболее от нас требуют. Изучение языка, конечно, развивает прекрасную способность анализа в уме учащихся; но сам язык служит только орудием высшей нравственной силы в человеке: отражая, как чистейшее зеркало, все явления нашей внутренней жизни, он требует для ясности отражения также лучей света. Чтобы возбудить из дремлющей тьмы эти живые лучи, недовольно только выполировать зеркало или объяснить до малейших подробностей его устройство. Мало показать только красоты языка, взятого отдельно: надо с ним усвоить и идеи, их создававшие. Надо помнить, что язык есть сила действующая, и только в своем действии может он пробуждать и двигать другие силы. Развивая наиболее способность суждения в уме воспитанников, преподаватель родного языка может много содействовать общим успехам гимназического образования; но, кроме того, его обязанность сколько-нибудь помочь развитию тех идей добра и красоты, которые уже недвижно дремлют в молодой, восприимчивой душе и легко могут быть возбуждены к деятельности силою слова и примера. Для этого самому ему не нужно иметь ни особенного ума, ни красноречия: перед ним изящные образцы всех веков и народов, стоит только сделать из них искусный выбор. Главнейшие занятия всего гимназического курса по предмету русского языка и словесности состоят в следующем:

Упражнения в сочинениях.

Преподавание теории и истории литературы.

Остановимся на этих двух главных пунктах и постараемся определить себе, что и как в этом отношении может быть сделано полезного.

Касательно сочинений были во времена старой схоластики очень определенные правила. Еще до Ломоносова учили изобретать содержание для темы по вопросам: подлежащая или вещы, аще есть, аще бе, аще может быти, что есть, отчесого есть, чесо ради есть, колико есть, яково есть, когда есть, где есть, како есть.

Ответами на эти вопросы, конечно, очень нетрудно было наполнить две-три страницы по заданной теме, приукрасив предмет ее кое-где сравнениями и другими источниками изобретения, каковы: (Владимир, владетель мира), яко некая благоречивая и избранная питательница риторице и проч. Приискиваемые по этим источникам понятия Ломоносов называет терминами. Так, к понятию «трудолюбие» по источнику сравнения может быть первый термин: «пчела», по источнику времени – «день и ночь»; соединив вместе, выйдет, например: «трудолюбие, подобно пчеле, не знает покоя ни днем, ни ночью».

Воспитанник тогдашнего времени был гораздо счастливее нынешнего: он, вероятно, не затруднялся, как и о чем писать, а едва зададут тему, уже начинал свою риторическую канву с узорами, пересчитывая по пальцам термины и прибирая их к каждому слову, подобно тому, как в игрушечной картинке прибирают к одной половине головы другую вместе с кусочком домика, которого продолжение найдете на новом вырезке. Для большей наглядности предки наши рисовали древо и, назначив на стволе его главные пункты сочинения, расписывали по ветвям все общие места. Но можно ли придать таким образом дереву извне и ствол и ветви, начиная с верхушки? Не будем ли мы ставить его на воздухе без корня? Не нужно ли прежде всего внушить воспитаннику, что всякое красноглаголание останется втуне, если не показана сущность предмета?

Однако разве возможно обойтись без источников изобретения? Не составляют ли они самое основание мышления? Ведь все мы, о чем бы ни писали, задаем себе вопросы: какой это имеет вид? Какие свойства этого предмета? Какие причины этому действию? И проч. Согласен; только эти вопросы более ничего, как формы, в которых является наша мысль, и упражнять в них-дело логики; но составлять по ним искусственно сочинение не значит ли то же, что, например, изображать прелести дружбы для примеров на грамматические правила. Могут ли эти вопросы дать какой-нибудь план сочинению? Нисколько. Содействуют


О ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И СЛОВЕСНОСТИ БИЛЕВИЧ ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

ли они нам к познанию предмета? Не думаю. Покажите мальчику соловья, и он сам собою после расскажет что-нибудь о цвете, полете, голосе виденной им птицы; а поставьте вместо этого: какой? как? – и потом тему: соловей, – что помогут ему вопросы, если он соловья не видел! Но случается, что воспитанник хорошо знаком с предметом, а не знает, как приступить к его описанию. Закон логики говорит: определи род, к которому принадлежит предмет, и укажи его видовые отличия; укажи отношения целого к частям, признаки существенные и случайные и проч. Но ни одна логика верно не даст общих правил, как применить этот общий закон, например в описании известного мне города, потому что применение всякого закона может быть до бесконечности разнообразно. Город можно описывать в отношении его местоположения, зданий, промышленности, нравов жителей и т. д. Возьмем только местоположение. Скажете ли вы так: необходимо объяснить, находится ли город на горе или в долине? Но город может стоять при реке, при море; и река, и море, и гора, и долина могут определять вместе его местоположение. Что же нужно изображать и на чем преимущественно остановиться в описании известного мне города? Ясно, что при упражнении в сочинениях важнее всего указать воспитаннику, как развивается тема из сущности самого предмета, довести его до того, чтобы он сам находил правила для разных видов сочинений, а не руководствовался одними общими правилами, которые приводят к одним общим местам

бесплодным разглагольствиям. И в самом деле, чего в наше время более всего требуют от пишущего? За несколько характеристических черт в изображении предмета мы готовы простить несовершенство формы в сочинении. Но вкус нашего времени, конечно, не может служить указанием для педагога. Совершенство формы, которым так хвалятся наши отцы и деды, составляет, без сомнения, одно из первых требований всякого хорошего сочинения. Не думаю только, чтобы упражнение в одних формах могло иметь существенную пользу: воспитанник приобретает чрез это, пожалуй, понятие о стройности; но мертвый скелет или, что хуже, размалеванная кукла не объяснят никому гармонических линий в устройстве живого тела. Форма является истинно совершенною там, где на ней отпечатлен характер мысли, где во всех ее изгибах движется и говорит незримая душа – словом, форма и красна своим содержанием. Обыкновенной связности и порядку мыслей учат все науки; дело словесности

состоит в том, чтобы показать, как в произведениях слова развивается форма из определенного наперед содержания. Чем разнообразнее это развитие, тем более должно упражнять в нем воспитанников, разбирая с ними образцовые примеры и заставляя их самих обрабатывать в сочинении более или менее сложный материал их сведений.

Положим, что в IV классе воспитанники выучили следующий отрывок из описания Жуковского: «День накануне был утомительно душен; к ночи все небо задернулось громовыми тучами; воздух давил, как свинец, тучи шумели; Нева подымалась и был в волнах ее голос; наконец запылала гроза; молнии за молниями, зажигаясь в тысяче местах, как будто стояли над городом; одни зубчатыми стрелами крестили небо, другие вспыхивали, как багровые снопы, иные широким пожаром зажигали целую массу облаков, и в этом беспрестанном, быстром переходе из мрака в блеск чудесным образом являлись и пропадали здания, кровли, башни, и вырезывались на ярком свете шатающиеся мачты кораблей, и сверкала громада колонны, которая вдруг выходила вся из темноты, бросала минутную тень на оза-

ренную кругом ее площадь, и вместе с нею пропадала, чтоб снова блеснуть и исчезнуть». Вот целое необыкновенно стройное описание бури в одном многосложном периоде!

Этого отрывка достанет еще для упражнения на два или на три класса. Вы прежде всего скажете, какая цель была у Жуковского описать бурю, случившуюся накануне торжества 30 августа 1834 года. В этой буре находит он особенное знаменование: и над Россиею разразилась гроза, которая теперь исчезла, оставя ей славу и мир. Все-таки описание бури не

Описание бури взято из произведения В. А. Жуковского «Воспоминание о торжестве 30-го августа 1834 г.».


О ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И СЛОВЕСНОСТИ БИЛЕВИЧ ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

составляет главной части сочинения: оттого она означена немногими, но резкими чертами. Автор более останавливается на описании самой грозы и вида колонны, озаренной молнией, потому что это составляет главный предмет для придуманного им сравнения. Приступим к разбору частей. Несмотря на краткость описания, буря представлена в постепенном ее развитии: предметы изображены в том порядке, в каком они следуют друг за другом в самой природе. Автор изображает сперва начало бури, ее приближение в следующих признаках: духота дня, небо, совершенно покрытое тучами, тяжесть воздуха, шум туч и волнение Невы.

Здесь избраны главные характеристические признаки приближающейся бури; между ними волнение Невы – признак местный. Шум туч и колыхание реки уже означают последнюю минуту перед разражением бури, и автор мог вслед за тем сказать: запылала гроза. Объясняя далее, надо заметить, что описывается буря, происходившая в городе: предметом описания изо всей грозы служит только действие молний и, наконец, вид предметов, ими озаренных.

Изображая вид предметов, озаренных молнией, автор говорит о зданиях, о мачтах кораблей и, наконец, подробнее о колонне. Мачты кораблей упомянуты здесь кстати по причине близости Невы.

Этот краткий абрис уже покажет стройность описания и необходимость в выборе тех предметов, которые выбрал автор. Разбирая более подобных отрывков, не дадим ли мы воспитаннику лучше всякой теории понять, в чем состоит связность и порядок мыслей в сочинении. Но мы представили только абрис: не остановимся же на этом и поспешим возвратить нашему рисунку краски жизни. Это сделать нам тем легче, что знаем уже общие очертания обрисованных предметов. Здесь объясним мы значение и силу выражений: небо тучами, воздух молнии стояли над городом, на ярком свете мачты и т. д. Если первого рода разбор приучит воспитанника к правильности мысли, то другой – разовьет его вкус, познакомит с богатством русского слова. Но объяснение слога не имеет никакого смысла, если наперед не объясним содержания. Здесь и нужно более всего показать, как каждое слово, каждый оборот зависит от мысли. Возьмем только последние строчки описания: «И сверкала громада колонны, которая вдруг выходила вся из темноты, бросала минутную тень на озаренную кругом ее площадь, и вместе с нею пропадала, чтоб снова блеснуть и исчезнуть». Посмотрим, сколько тут может быть задано вопросов! Отчего сказано а не не Далее говорится же: чтобы снова

блеснуть. громада колонны, громадная колонна! Можно ли сказать: выходила из темноты? Разве колонна двигалась? С каким словом в противоположности слово тень? Какую силу имеет слово минутную и какому из далее следующих слов оно соответствует? В каком смысле сказано: колонна пропадала? Зачем после этого слова еще прибавлено: чтоб снова блеснуть и исчезнуть? Собрать вместе все слова, изображающие действие молнии. При выборе статей, конечно, надо обращать внимание не только на совершенство слога, но

на красоту идей, выражаемых автором.

Далее можно выбрать отрывок из описания Мадонны Рафаэля. В этом описании довольно наглядно объяснено значение гения. Но скажут, зачем занимать воспитанников такими возвышенными предметами? Не лучше ли объяснять им что-нибудь более что имеет прямое применение к жизни? Жаль, если высокие идеи имеют мало применения в жизни; но реальных знаний он довольно приобретает в классе математики,

Описание мадонны Рафаэля В. А. Жуковский дает в письме к великой княгине Александре Федоровне от 29 июня

физики, естественной истории, а с тем, что полезно в жизни, знакомит его уже слишком много самая жизнь. Пусть же из училища вынесет он воспоминание о тех благородных чувствах, которые двигали людьми мимо всякой материальной пользы.

Разбирая классические сочинения, мы, конечно, не скажем воспитанникам: будьте красноречивы, как Жуковский, но можем сказать: старайтесь также стройно выражать ваши мысли. При упражнении в сочинениях мы обратим на это должное внимание, но позаботимся и о том, чтобы пишущий по возможности самостоятельно развивал свою тему. Я полагаю, что сначала можно давать воспитаннику темы без всякого приготовительного плана. Пусть он напишет о знакомом ему предмете, на первый раз, как умеет и что знает. Чем более наделает он ошибок, тем более случаев к объяснению всех свойств хорошего сочинения. Неполнота развития, несвязность мыслей, неясность слога – все это может быть объяснено ему по примерам, им же самим представленным; пусть таким образом он учится по собственным своим ошибкам. Когда уже он знает, в чем состоят недостатки сочинения, можно приступить к составлению планов. Вы заставляете каждого из воспитанников что-нибудь сказать о предмете сочинения; один может записывать все сказанное. Здесь помогают и логические понятия о причине, времени, месте, признаках и проч. Но прежде всего нужно иметь в виду сущность предмета и не подводить насильственно все под эти понятия, не заставлять, например, воспитанника при объяснении пословицы: «Тише едешь, дальше будешь» – угадывать по источнику места, где едешь: по улице, по столбовой дороге или по полю? В уме учащихся, если только навести их на предмет, явятся сами собою другие, более частные вопросы: к кому можно применить вышесказанную пословицу? Какое ее происхождение? Когда скоро едущий может остаться позади? Говорится ли эта пословица только о едущих? Отчего происходит в людях излишняя поспешность и всегда ли она вредит? И т. д.

Ответы воспитанников на подобные вопросы послужат материалом сочинения; сами же они, под руководством преподавателя, и должны привести этот материал в порядок, показав связь между отдельными частями и переход от одной к другой. Какой лучше выбрать план, зависит от цели сочинения и от сущности предмета. Задавая тему «Домик Петра Великого», преподаватель мог бы сам назначить следующий порядок описания:

Его наружный вид.

Его внутреннее устройство и предметы, в нем находящиеся.

Воспоминание о Петре Великом, с ним соединенное, и т. д.

те ошибки, которые сам делает. Как быть? Здесь оправдывается пословица: «В чужом глазу сучок видишь, в своем и бревна не замечаешь».

В предыдущих моих объяснениях на счет составления планов я коснулся изустных упражнений. Такие упражнения, мне кажется, могли бы быть более распространены: сюда особенно входят рассказы читанного или слышанного в классе. В VI курсе назначено в кратком историческом очерке познакомить воспитанников с великими деятелями иностранной литературы. Но неужели имена Платона, Софокла, Шекспира, Сервантеса и проч. должны остаться в уме воспитанника только именами? Между тем, какое могучее средство в руках преподавателя словесности действовать прямо на всестороннее развитие молодых умов! Какой богатый материал для упражнения в рассказе, для сравнений и всевозможных выводов теории! Сколько практической морали в жизни одного только Сервантеса! Возможно ли, однако, требовать от преподавателя словесности, чтобы он был вполне знаком со всеми образцами иностранной литературы? Знакомство поверхностное здесь очень недостаточно, потому что необходимо сделать искусный выбор для рассказа или прочтения в классе. Знать все, конечно, невозможно; да едва ли и достанет времени познакомить воспитанников и с сотой долею того, что, например, создано гением греческим и римским. Но уже самое преподавание теории требует примеров на все роды сочинений. Как объяснить, что такое лирика, не приведши, например, ни одного образца из двух-трех литератур? Необходимо этого рода упражнениям дать какую-нибудь систему. Но исследование этого важного вопроса оставим мы до другого раза.

О преподавании русского языка и словесности в высших классах гимназии

Куда отправить ссылку на приложение?

Не закрывайте это окно, пока не введёте код в мобильном устройстве

Книга доступна читателям ЛитРес бесплатно

Читает Дмитрий Крюков

Эта и ещё 2 книги за 399

Оплачивая абонемент, я принимаю условия оплаты и её автоматического продления, указанные в оферте

Дата выхода на ЛитРес:

Отзывы

Удобные форматы для скачивания

Файл(ы) отправлены на почту

Читайте эту книгу бесплатно


О ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И СЛОВЕСНОСТИ БИЛЕВИЧ ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

После регистрации ссылка на книгу будет отправлена на указанный Вами e-mail

Введите вашу электронную почту

Поделиться отзывом на книгу