Тематический классификатор
Вероятность и статистика
ОРКСЭ Светская этика
Богатство и выразительность русского языка
Урок 1 Русский язык 5 класс
Взаимоотношения в семье и с друзьями Я и мои друзья
Урок 1 Немецкий язык 5 класс
Россия – наша Родина
Урок 1 ОРКСЭ Православие 4 класс
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др. ) Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единой целое
Урок 1 Биология 5 класс
Методы научного исследования физических явлений
Урок 1 Физика 10 класс
Урок 1 ОРКСЭ МРК 4 класс
Мир моего «я». Приветствие. Знакомство. Давайте познакомимся!
Урок 1 Испанский язык 2 класс
Числа. Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Число и цифра 1
Урок 1 Математика 1 класс
Представление данных в таблицах
Урок 1 Вероятность и статистика 7 класс
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Персональный компьютер. Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная и долговременная память. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Практическая работа “Включение компьютера и получение” информации о его характеристиках
Урок 1 Информатика 7 класс
Работа с серией сюжетных картинок. Пропись. Ориентировка на странице прописей
Урок 1 Русский язык 1 класс
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Урок 1 География 5 класс
Ряд натуральных чисел и нуль
Урок 1 Математика 5 класс
Урок 1 ОРКСЭ Светская этика 4 класс
Физика – наука о природе
Урок 1 Физика 7 класс
Модуль «Восприятие произведений искусства». Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений
Урок 1 ИЗО 1 класс
Исторические сведения о возникновении геометрии как науки
Урок 1 Геометрия 7 класс
Книга в жизни человека. Урок развития речи
Урок 1 Литература 5 класс
Предмет химии. Роль химии в жизни человека
Урок 1 Химия 8 класс
Урок физической культуры в школе
Урок 1 Физическая культура 1 класс
Экскурсия по школе. Человек и общество. Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. Одноклассники, взаимоотноше- ния между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебноном месте, режим труда и отдыха. Урок 1 Окружающий мир 1 класс
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык – государственный язык Российской Федерации
Урок 1 Русский язык 10 класс
Урок 1 Английский язык 2 класс
Знакомство. Приветствие, знакомство, прощание
Урок 1 Французский язык 2 класс
Знакомство. Приветствие, знакомство, прощание Приветствие одноклассников и учителя
Урок 1 Немецкий язык 2 класс
Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы. Каникулы в различное время года. 1 сентября в школе
Урок 1 Испанский язык 5 класс
Урок 1 ОРКСЭ Буддизм 4 класс
Вводный урок: Для чего изучать обществознание в школе?
Урок 1 Обществознание 6 класс
Миф о зарождении олимпийских игр
Урок 1 Физическая культура 5 класс
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух
Урок 1 Литературное чтение 1 класс
Урок 1 Китайский язык 2 класс
Модуль “Музыка в жизни человека” (А). Стремление человека к красоте. Музыкальное вдохновение. Музыкальные произведения по выбору: вокальный цикл «Пять песен для детей» («Начинаем перепляс»)
Урок 1 Музыка 1 класс
Повторение. Арифметические действия с числами
Урок 1 Алгебра 7 класс
Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы. Переписка с зарубежными сверстниками
Урок 1 Французский язык 5 класс
Урок 1 ОРКСЭ Ислам 4 класс
Предмет органической химии
Урок 1 Химия 10 класс
Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы. Каникулы в различное время года 1 сентября в школе
Урок 1 Китайский язык 5 класс
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии
Урок 1 Биология 10 класс
Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера — условия создания изделия. Бережное отношение к природе
Урок 1 Технология 1 класс
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России
Урок 1 История России 6 класс
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины
Урок 1 Всеобщая история 5 класс
Урок 1 ОРКСЭ Иудаизм 4 класс
Модуль “Декоративно-прикладное и народное искусство”. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве. Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей
Урок 1 ИЗО 5 класс
Модуль “Музыка моего края” (А). Музыка — отражение жизни народа
Урок 1 Музыка 5 класс
Практические вычисления по табличным данным
Урок 2 Вероятность и статистика 7 класс
Знакомство. Приветствие, знакомство, прощание Изучение букв алфавита: Aa, Ee, Ii, Oo, Uu. Соотнесение букв и звуков в словах
Урок 2 Немецкий язык 2 класс
Повторение. Перевод одних единиц измерения в другие
Урок 2 Алгебра 7 класс
Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук. Практическая работа. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных
Урок 2 География 5 класс
Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др. Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками (математика, география, и др. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека
Урок 2 Биология 5 класс
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного
Урок 2 Обществознание 6 класс
Основные положения теории химического строения органических соединений А. Бутлерова
Урок 2 Химия 10 класс
Культура и религия. Введение духовную традицию буддизма
Урок 2 ОРКСЭ Буддизм 4 класс
Духовные ценности человечества. Культура. Религия
Урок 2 ОРКСЭ Светская этика 4 класс
Рисование фигур, периметры и площади
Урок 2 Геометрия 7 класс
Урок 2 Английский язык 2 класс
Культура и религия. Введение в иудейскую духовную традицию
Урок 2 ОРКСЭ Иудаизм 4 класс
Модуль “Музыка моего края” (А). Богатство и разнообразие фольклорных традиций. Музыкальные произведения по выбору: народные музыкальные произведения России, народов РФ
Урок 2 Музыка 5 класс
История и современные тенденции развития компьютеров. История развития компьютеров. Поколения компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Параллельные вычисления. Требования к характеристикам компьютера для решения различных задач. Урок 2 Информатика 7 класс
Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы. Школьные предметы
Урок 2 Испанский язык 5 класс
Модуль “Декоративно-прикладное и народное искусство”. Древние корни народного искусства. Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом
Урок 2 ИЗО 5 класс
Культура и духовные традиции
Урок 2 ОРКСЭ МРК 4 класс
Составление рассказов (устно) по собственым наблюдениям, по сюжетным картинкам на разные темы. Отработка алгоритма действий на странице прописей
Урок 2 Русский язык 1 класс
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности
Урок 2 Русский язык 10 класс
Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Урок 2 Технология 1 класс
Проект «Древние олимпийские игры»
Урок 2 Физическая культура 5 класс
Урок 2 Французский язык 2 класс
Урок 2 Физика 10 класс
Правила поведения на уроке физической культуры
Урок 2 Физическая культура 1 класс
Урок 2 Французский язык 5 класс
Урок 2 ОРКСЭ Ислам 4 класс
Мы – школьники Человек и общество. Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. Одноклассники, взаимоотноше- ния между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебноном месте, режим труда и отдыха
Урок 2 Окружающий мир 1 класс
Модуль “Музыка в жизни человека” (Б). Образы природы в музыке. Музыкальные произведения по выбору: А. Вивальди. « Времена года»; П. Чайковский. Цикл «Времена года»
Урок 2 Музыка 1 класс
Урок 2 Китайский язык 5 класс
Взаимоотношения в семье и с друзьями В торговом центре
Урок 2 Немецкий язык 5 класс
Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе
Урок 2 Литература 5 класс
Заселение территории нашей страны человеком. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке
Урок 2 История России 6 класс
Урок 2 Китайский язык 2 класс
Лингвистика как наука о языке. Язык как знаковая система и средство человеческого общения. Основные единицы языка и речи: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение
Урок 2 Русский язык 5 класс
Десятичная система записи натуральных чисел. Римская нумерация
Урок 2 Математика 5 класс
Числа. Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Число и цифра 2
Урок 2 Математика 1 класс
Урок 2 Физика 7 класс
Модуль «Восприятие произведений искусства». Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. Обсуждение содержания рисунка
Урок 2 ИЗО 1 класс
Химия в системе наук. Методы познания в химии
Урок 2 Химия 8 класс
Урок 2 Испанский язык 2 класс
Урок 2 ОРКСЭ Православие 4 класс
Урок 2 Литературное чтение 1 класс
Историческая хронология(счет лет «до н. » и «н. Историческая карта
Урок 2 Всеобщая история 5 класс
Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний
Урок 2 Биология 10 класс
Взаимоотношения в семье и с друзьями Готовимся к празднику вместе
Урок 3 Немецкий язык 5 класс
Принципы классификации органических соединений. Систематическая и международная номенклатура органических соединений
Урок 3 Химия 10 класс
Будда и его учение. Царевич Сиддхартха Гаутама
Урок 3 ОРКСЭ Буддизм 4 класс
Урок 3 Испанский язык 2 класс
Урок 3 Английский язык 2 класс
О философии и этике
Урок 3 ОРКСЭ Светская этика 4 класс
Мифы народов России и мира. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»
Урок 3 Литература 5 класс
История Олимпийских игр. Олимпийские игры в России
Урок 3 Физическая культура 1 класс
Повторение изученного в начальной школе. Орфография. Правописание гласных и согласных в корне
Урок 3 Русский язык 5 класс
Элементарные фигуры: точка, прямая, плоскость
Урок 3 Геометрия 7 класс
Тора — главная книга иудаизма
Урок 3 ОРКСЭ Иудаизм 4 класс
Урок 3 ОРКСЭ Православие 4 класс
Использование материалов сайта разрешено только при условии активной ссылки на первоисточник – сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
1 августа 2021
Несколько презентаций для проведения классного часа на тему «Год науки и технологий». 1 сентября 2021 г. Материалы для проведения Всероссийского открытого урока 1 сентября, посвящённого Году науки и технологий, для учащихся 1-11 классов «Современная российская наука» на портале «Российская электронная школа» — resh. edu. ru/page/open-lessonСпециально для этого урока разработаны интерактивные электронные образовательные ресурсы, включающие видео- и анимационные материалы, записаны видеоинтервью с молодыми российскими учёными, подготовлены интерактивные задания: карточки-загадки, конкурсы и викторины. 25 декабря 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2021 году в России Года науки и технологий. Задача Года – привлечь талантливую молодёжь в сферу науки и технологий, повысить вовлечённость профессионального сообщества в реализацию Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также сформировать у граждан нашей страны чёткое представление о реализуемых сегодня государством и бизнесом инициативах в области науки и технологий. В Год науки и технологий по всей стране проходят мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаются образовательные платформы и конкурсы. https://www. youtube. com/embed/_gh4jBaxKEY?feature=oembed
Тренировочный вариант по физикеВариант ЕГЭ по физике с подробным разбором.
Разбор тренировочной работы СтатГрад по математикеТренировочная работа №1 профильного уровня прошла 28 сентября.
Методические рекомендации по проведению урока 1 сентября, посвященного Году науки и технологий, в 1-4 классах общеобразовательных организаций Российской Федерации «Люди науки» / «Слава российской науки» Наука для планеты, наука для людей в рамках Всероссийского урока науки и технологий.
«Представитель науки — русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев»
– Обозначить роль науки в жизни людей.
– Подчеркнуть необходимость осторожного использования природы в научных целях.
– Представить младшим школьникам фигуру великого русского ученого, русского химика (и не только):
– Показать многогранность его профессиональных и жизненных интересов.
– Познакомить на пропедевтическом уровне с фактом главного открытия его научной жизни — Периодической системой химических элементов.
– Показать на примерах конкретных предметов прикладное значение открытия
Мо-дульВремя Деятельность учителя Видео/интерактив 12 мин. Вступление Рассказ учителя о том, почему выбрана такая тема урока (почему говорим о науке, почему говорим о Менделееве). 23 мин. « Русские ученые и их открытия». Учитель предлагает к просмотру видеоролик, поддерживающий его вступительный рассказ. Звучит закадровый текст для вводного видео. Вводное видео для 1-4 классов 34 мин. Учитель организует учебный диалог – обсуждение проблемного вопроса: «Наука для планеты, наука для людей» — что значит это высказывание (школьники рассуждают на тему науки, используя текст к просмотренному видеоролику). Возможные вопросы: Почему люди должны заботиться о планете, охранять природу? Как наука и научные открытия помогают нам в повседневной жизни? Посмотри вокруг себя и приведи примеры предметов, которые создали ученые. Учитель подводит обсуждение к личности Д. Менделеева как представителя российской науки. 42 мин. Учитель показывает портрет Д. Менделеева и предлагает предположить (выбрать), чем же он занимался. Портрет Д. Менделеева 59 мин. Что из чего сделано. Учитель предлагает заглянуть в пещеру к гномам и узнать, что у них в мешках (для этого рассмотреть картинки с надписями на экране): Первая группа картинок: на картинках гномы с мешками, на них названия химических элементов – словами: «медь, ртуть, цинк, олово, никель»; «алюминий, титан, магний, калий». Вторая группа картинок: на картинках изображения предметов: самовар, украшение-браслет, термометр, витамины, игрушечный солдатик, лейка, провода, ложка, миска, корабль, радиоприёмник и т. Интерактив. Озвучка (общий текст к заданию) Слайд –шоу (химические элементы и предметы) 615 мин. Менделеев и его дела Учитель задает вопрос: «Посмотри, какими важными и интересными делами занимался Д. Менделеев, как он трудился и как отдыхал» и предлагает рассмотреть картинки на экране. Учитель объявляет работу в группах для 2-4 классов. Каждая группа работает со своим текстом, который раздает учитель. В 1-х классах эта работа ограничивается рассматриванием картинок, прослушиванием текста озвучки и обсуждением. Интерактив. Озвучка общего текста к заданию для 1-4 классов. Картинки в соответствии с отрывками текстов. И ЛИНа выбор 10 мин. « Путешествие на воздушном шаре» Ученикам предлагается сначала прослушать несколько текстов, а затем интерактивная игра «Путешествие на воздушном шаре»Интерактивная игра «Путешествие на воздушном шаре» 7 8 мин. Учитель предлагает отгадать загадки на тему «Наши помощники». Интерактив. Карточки-видеоподсказки ИЛИНа выбор 12 мин. « Русские имена на карте мира» Для учащихся 3-4 классов — интерактивный коллективный проект по составлению карты мира с использованием информации о российских учёных и исследователях. Интерактивный коллективный проект «Русские имена на карте мира» 82 мин. Подведение итогов урока.
Грамматическая связь
ПРЕДЛОГ И ОКОНЧАНИЕ
При объяснении таблицы я проговариваю: “Словосочетание
состоит из главного слова и зависимого. Между
ними существует смысловая связь. Она
устанавливается с помощью вопроса.
Грамматическая связь устанавливается с помощью
предлога и окончания”. Затем предлагаю
сначала сильным ученикам, а потом послабее на
время стать учителем и объяснить таблицу. В
результате многократного повторения таблица
запоминается, а в итоге легче делается
синтаксический анализ словосочетания, только с
разницей, что требуется дополнить, с помощью
какого именно вопроса в данном случае
устанавливается смысловая связь и с помощью
какого предлога и окончания – грамматическая.
Ученика, который видит весь объем темы или
раздела в целом, уже не смущает кажущаяся
труднодоступность, ему проще привести знания в
систему. А кроме того, он видит весь материал как
бы с высоты полета птицы и оценивает его.
Крупноблочная подача материала позволяет больше
времени уделять отработке практических навыков.
Положительный эффект в обучении с помощью таблиц
достигается совмещением элементов
занимательности, подбором разноцелевого
материала.
Не секрет, что многие ученики не любят русский
язык. Он у них ассоциируется с бесконечным
списыванием упражнений, заучиванием каких-то
правил. Здесь, в первую очередь, учитель должен
владеть артистизмом + интересные и занимательные
формы и методы работы + систематически, неустанно
прививать осмысленное отношение учащихся к
языковому материалу. И в этом поможет
воспитательная направленность урока.
И первое – пробуждать интерес к изучаемому
предмету. Считаю это фундаментом для изучения
всего курса русского языка и литературы, основой
для всестороннего воспитания учащихся. Решая
проблему воспитания интереса у школьников к
изучению русского языка, учитываю, что русский
язык – предмет огромного мировоззренческого
потенциала, большой функциональной значимости.
Так как русский язык – это не только предмет
изучения, но средство обучения по другим
предметам, то воспитание интереса к изучению
русского языка способствует повышению
эффективности многообразных воспитательных
воздействий, ведущих к формированию всесторонне
развитой личности. По словам того же Ильина, лицо
ученика – зеркало урока, самое эффективное
наглядное пособие. С этим положением нельзя не
согласиться. На мой взгляд, интерес к русскому
языку можно вызвать следующими моментами:
Для эстетического воспитания на уроках пытаюсь
(и не только уроках развития речи) совместить
русский язык и живопись, русский язык и музыку. С
этой целью несколько лет собираю репродукции
картин известных художников, составляю фонотеку
с классической музыкой. Две – три минуты уделяю
рассказу о самом художнике или композиторе.
Предложения для анализа – продолжение рассказа.
Попутно ввожу профессиональную лексику.
Обязательно рассматриваем репродукцию картины
или прослушиваем музыкальный фрагмент (все
обязательно “привязываю” к теме урока).
Практикую 1 – 2 раза в четверть уроки удивления.
Например, при изучении темы “Бессоюзное сложное
предложение” диктую для анализа следующие
предложения:
Среди животных меньше всего боятся холода утки
и гуси: они выносят температуру до ста десяти
градусов, а белые медведи и тюлени только до
восьмидесяти. В ясную погоду муравьи собираются
и закрываются в муравейнике – быть дождю. Бамбук
– одно из самых быстрорастущих растений на
земле: за сутки он вырастает на пятьдесят –
шестьдесят сантиметров. В Австралии и Нижней
Гвинее встречаются гигантские бабочки с
размахом крыльев в двадцать шесть сантиметров –
поймать сачком такого великана почти невозможно.
А затем – беседа: что знали, что удивило. А домой
работа: найдите такие же БСП, которые бы удивили
меня.
“Если урок литературы не сделать
воспитательным, прикладным – значит, к прорехам
семейного воспитания добавить еще одну и вовсе
оголить человека”, – утверждал Е. Н. Ильин. Думаю,
что это уже аксиома. Всегда помню о двух
стихотворениях. Не могу их здесь не привести:
Выпускники, учтите впредь:
Чтоб не бояться сочинений,
Вполне достаточно иметь
Набор простых определений.
Пишите, что поэт – пророк,
Что Гоголь высмеял порядки,
Что Фамусов – скупой и гадкий,
А Чацкий – больше не ездок!
Что с неподдельной чистотой
У Пушкина в конце романа
Уже замужнюю Татьяну
Онегин любит холостой.
Что Ольга хороша собой,
А Ленский слишком романтичный,
Что Герман – человек приличный,
А няня – человек простой;
Рахметов обогнал свой век,
Обломов спал с утра до ночи,
И что Печерин, между прочим,
Всего лишь лишний человек.
Раскольников попал в тюрьму,
Базаров – сложная натура,
Герасим утопил Муму –
Вот вам и вся литература.
Это шуточное стихотворение, к сожалению,
отражает подходы многих учителей к преподаванию
литературы, говорит о том, как не надо
преподавать. А полную противоположность мысли
содержит стихотворение Бориса Слуцкого “Романы
из школьной программы”.
Изначально следует усвоить детям, что
художественное произведение – это не панацея от
всех бед, оно не навязывает, как поступать в той
или иной ситуации, но подсказывает и
предупреждает опытом предыдущих поколений. И
если ученик не любит Пушкина, то это не Пушкина
проблема, это проблема ученика; он должен сам
прочувствовать поэта, а учитель – помочь в этом.
Хорошая литература – это хороший писатель +
хороший читатель. Отсюда вижу свою задачу в том,
чтобы формировать хорошего читателя. Тысяча
вопросов к писателю – это и есть чтение.
Урок-диалог – моя основная форма урока, а главное
– многовариантность ответа на один и тот же
вопрос. Необходимо дать школьнику право на свой
путь и темп развития. Отсюда вывод: наполнить
урок индивидуальными подходами, положив в основу
личностный характер. Необходимо создать такую
структуру урока, где не просто учатся, но и
общаются. А это ведет к увеличению желания
учиться – в нем стимул к общению. Как часто бывает
на уроке, что ученик, не прочитавший роман, но
уловивший ход рассуждений, вступает в разговор.
Таким образом, урок литературы еще и воспитывает
коммуникативные способности через обобщенный
опыт: книги и жизни – свой. Воспитывать внимание
учащихся ко “всем впечатлениям бытия”, любви и
интересу к живой действительности, развивать
культуру эстетических переживаний, чувство
“светлой радости” от созерцания красоты в жизни
и искусстве, постоянно поддерживать эти
переживания, возбуждая любознательность и
потребность в них, – необходимые условия для
воспитания художника в человеке. Нельзя
художественно воспитывать учащихся, если их
эстетические эмоции и мысли пробуждаются лишь по
расписанию уроков литературы. Нужна постоянная,
жизненная необходимость в эстетических
переживаниях, в пытливой, ищущей мысли.
Воспитание этой потребности к прекрасному –
одна из насущных задач преподавания литературы.
Между тем, на уроках литературы должны
возбуждаться прежде всего эстетические
переживания, сами по себе имеющие огромное
воспитательное значение. Эстетическое чувство,
если оно истинное и глубокое, несет огромное
нравственное начало. Поэтому нужны специальные
усилия учителя, чтобы воспитать у учащихся
культуру эстетических переживаний. Важное
значение имеет здесь развитие умения слушать и
слышать поэтическое слово. Принцип и в
преподавании литературы – ошеломление,
удивление. В любом тексте можно найти массу
вопросов. (“Капитанская дочка” Пушкина:
“Миронов – патриот? Пугачев – патриот? Почему же
тогда один патриот хочет повесить другого?”). По
пьесе А. Н. Островского “Гроза”: первые строки
пьесы – песня. В ней сквозит одиночество.
Докажите, что каждый из героев произведения
одинок по-своему; Кабаниха. Почему она такая? В
семье такой росла? А, может, в молодости она была
Катериной? А, может, не могут ужиться две хозяйки
в одном доме? Говорят, если герой злой, найдите то
место, где он смеется, т.е. мы должны всесторонне
подойти к образу. А, может, Кабаниха устала: ведь
она купчиха, все время что-то достает, продает,
весь дом на себе тянет, продолжателей дела нет.
Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру:
“Что скажет Кабаниха, возвратившись домой, после
выступления против нее Тихона?” М. А. Шолохов
“Тихий Дон”: роман начинается с предложения о
том, что дом Мелехова стоит на краю хутора. Почему
так? Это географическое положение? А может это
касается жизненной позиции героя “моя хата с
краю – ничего не знаю”? В романе есть любовь,
драки и т.д., но все это “текучая природа бытия”.
В своем мире развивается Мелехов. А где-то там
есть большой мир, где революция, война, борьба.
Эти два мира не соприкасаются ( по телевизору мы
смотрим, как депутаты от нашего имени спорят,
дерутся, но нас это сильно не трогает). И тут
возникает проблема выбора, вечная,
общечеловеческая: до какого момента человек
может не вмешиваться в этот мир? Мы каждый день
перед выбором: встать с постели сразу или
понежиться, с кем дружить, а потом – за кого выйти
замуж, а потом – в какую партию вступить, а потом
– рисковать жизнью или нет. Что объединяет 2 мира
в романе – гражданская война. Дешевеет
человеческая жизнь. Герои неграмотны, но у всех
есть своя идея жизни. И еще одного вопроса
касаюсь обязательно: темы дома. Нет, не
жилплощади, а дома, где пахнет пирогами, тянет к
маме. Дом в “Тихом Доне” – это родовое гнездо,
где каждый чувствует себя уверенно, дом учит
верности и терпению. За дом воюет Гришка Мелехов
и с красными, и с белыми, ему всегда кажется, что
он воюет за своё.
Если все время на уроке говорится о теме, идее
произведения – это отобьет желание читать.
Только живое рассуждение над произведением
поможет учителю воспитать хорошего читателя.
К каждому произведению можно найти свой ключик.
И как тяжело он дается любому учителю, как долго
мы идем к выковыванию собственной “золотой
розы”, чтобы учить и воспитывать грамотного и
достойного гражданина. “ Знания, даваемые
насильно, душат разум”, – писал Анатоль Франс. Из
своего опыта административной работы знаю, как
мы убиваем желание изучать произведение,
заставляя учеников заучивать непременно те
стихи Пушкина, которые предложены программой,
отвечать на вопросы, которые сами вычитываем в
методической литературе и ждём от них
соответствующих ответов, подталкивая к ним
учеников.
Только единство образовательного и
воспитательного пространства, свободы личности
принесут хорошие плоды. Ведь еще Аристотель
говорил: “Кто двигается вперед в науках, но
отстает в нравственности, тот более идет назад,
чем вперед”.
Рабочий лист “Летнее чтение”
лист предназначен для того, чтобы узнать о том, какие произведения прочитали дети в летний период