НУЖНО ЛИ СПЕЦИАЛИСТУ РАБОТАЮЩЕМУ СО СТУДЕНТАМИ ИНВАЛИДАМИ СОЗНАТЕЛЬНО ПРОВОЦИРОВАТЬ СИТУАЦИИ ВЫЗЫВАЮЩИЕ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ

Отвечаем на вопросы слушателей Контур. Школы о правилах обучения по охране труда и пожарной безопасности

С 1 сентября 2022 года действует новый порядок обучения и проверки знаний по охране труда. Разберем основные положения, которые вызывают вопросы у работодателей

Как работает инклюзия, каким требованиям нужно следовать школе и учителям. Методы обучения детей с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ может пойти в любую школу, в том числе по месту жительства. Объясняем основные требования и методы, которые помогут сделать обучение особых детей комфортнее:

Педагогу, работающему с детьми с ОВЗ, нужны не только методические и психологические компетенции, но и знание определенных законов и ФГОС. Задачи и обязанности педагога при работе с такими детьми не сильно отличаются от обычных задач педагога. Но есть нюансы, в которых мы разберемся.

В законе «Об образовании» сказано, что все дети, независимо от их уровня развития, имеют право на образование. Сейчас в детских садах и школах соблюдается принцип инклюзии, когда «особые» дети учатся вместе со всеми. Разбираемся, что говорит закон о работе педагога в инклюзивных группах и организациях: насколько это добровольно, как оплачивается работа и какими компетенциями должен обладать педагог.

Сколько детей с ОВЗ должно быть в начальной школе?

В законах нет отдельной информации по начальной, средней и старшей школе, она представлена в общем виде для 1-11 общеобразовательных классов. Это касается и учителей-предметников: у них те же нормы.

В
компенсирующих классах максимальное количество учащихся – 20 человек. Это зафиксировано в
СанПин 2.4.2.2821-10.

В
таблице Приложения 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15 представлены правила наполнения классов для обучающихся с ОВЗ. Например, общая наполняемость класса при 1 глухом – не более 20 человек, при 2 глухих – не более 15. Нарушение норм ведет к серьезным административным взысканиям.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют со стороны педагога дополнительную подготовку и особое внимание. Сейчас мы говорим не о коррекционных , а об общеобразовательных заведениях. У педагогов возникает много вопросов. Меняется ли количество человек в группе или классе, если в нем есть дети с ОВЗ? Сокращается ли количество рабочих часов? Какие компенсации можно получить?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы изучили нормы по ОВЗ для педагогов. Сначала определим понятие «дети с ОВЗ». В ФЗ «Об образовании» написано, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это лица с подтвержденными комиссией особенностями в физическом и (или) психологическом развитии, для обучения которых нужны дополнительные условия.

Общие положения

Разобраться, как проводить обучение и организовать проверку знаний требований охраны труда, помогут два документа, вступившие в силу 1 сентября 2022 года:

В Порядке № 2464 расширен список видов обучения. Полный перечень выглядит так:

За нарушение требований порядка обучения привлекут к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Формулировка этой части статьи позволяет привлекать к ответственности и накладывать штраф за одного необученного сотрудника в размере до 130 000 руб.

Методы и программы работы с детьми ОВЗ в школе

Дети с ОВЗ требуют индивидуального подхода, поэтому каждая школа самостоятельно формирует адаптированные образовательные программы. Актуальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) задает границы методов работы, а конкретные шаги для развития детей прописывают педагоги на местах (Приказ Минпросвещения РФ

акцентировать внимание на жизненных компетенциях ребенка. Баланс в программах выглядит следующим образом:

Особенности развития детей с ОВЗ многогранны, и уместить все возможные методики в одну статью нет возможности. Поэтому приведем несколько источников для поиска нужного материала.

Чтобы учебным заведениям было проще разрабатывать методы работы с детьми с ОВЗ, Минпросвещения опираться на материалы, подготовленные ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». опубликованы удачные практики разных регионов России. Полезными будут и специализированные выпуски профессиональных журналов, таких как  «Практика школьного воспитания»

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки “Образование и педагогические науки” и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.

(часть 3 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)

3.1. Совершеннолетние лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей “Образование и педагогические науки”, и успешно прошедшие промежуточные аттестации, в последний год обучения допускаются к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного образования и начального общего образования.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 24.07.2023 N 385-ФЗ)

4. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.

(часть 4 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)

4.1. К занятию педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях не допускаются иностранные агенты.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(часть 5 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 385-ФЗ)

6. Порядок допуска лиц, указанных в части 3.1 настоящей статьи, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(часть 6 введена Федеральным законом от 24.07.2023 N 385-ФЗ)

Сколько детей с ОВЗ должно быть в группе детского сада?

В составе группы
компенсирующей направленности должно быть не больше 6 человек (группа до 3 лет) и 10 (группа от 3 лет), если детям поставлен один из диагнозов: тяжелое нарушение речи, задержка психического развития, умственная отсталость легкой степени, слабовидящие. Число детей в группах меняется в зависимости от диагноза, нормы по каждому прописаны в СанПин.

Согласно
п.1.12 СанПиН в комбинированных группах, где пребывают здоровые дети и дети с ОВЗ, должно быть не более 10 человек, в том числе не более 3 с ОВЗ (группа до 3 лет). В группах с детьми старше 3 лет количество варьируется от 10 до 17 человек, в том числе не более 3-5 детей с ОВЗ в зависимости от заболеваний.

Стажировка на рабочем месте

Ведущие эксперты по охране труда. Разбор изменений и практические кейсы.

Руководствуйтесь п. 26 новых Правил обучения № 2464. Согласно требованиям, работодатель с учетом мнения профсоюза должен утвердить Перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте. Обязательному включению в Перечень подлежат наименования профессий и должностей работников, выполняющих работы повышенной опасности.

Также нужно провести стажировку на рабочем месте тем сотрудником, для кого такое требование есть в законодательстве. Например, стажировка обязательна для водителей, которые перевозят пассажиров и грузы. Это определено в руководящем документе Минавтотранса от 20.01.1986 № РД-200-РСФСР-12-0071-86-12.

Образец журнала регистрации стажировок вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Обучение оказанию первой помощи пострадавшему

Эта форма обучения включает освоение знаний, умений, навыков, которые позволят сотрудникам оказывать пострадавшим помощь до приезда медиков при несчастных случаях на производстве, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих их жизни и здоровью. Минимальная продолжительность — 8 часов. Программы должны содержать не менее 50% от общего количества учебных часов практических занятий.

Проходить такое обучение должны:

Когда будете формировать перечень профессий и должностей, в отношении которых надо организовывать обучение по первой помощи, проверьте себя по этому списку, чтобы не пропустить нужную категорию.

Обучать сотрудников можно в учебном центре или внутри организации с привлечением штатных сотрудников или иных специалистов, имеющих соответствующую подготовку по оказанию первой помощи.

Важно! Если организуете внутреннее обучение, помните, что с 1 сентября обучающий должен иметь подготовку по программе повышения квалификации преподавателя по первой помощи. Пройти обучение в стороннем учебном центре обязаны:

Результаты проверки знаний оформляются протоколом. Если она проходит одновременно по нескольким программам, можете сделать общий протокол.

Есть ли требования к компетенциям?

Точных требований к компетенциям педагогов, работающим с «особыми» детьми нет, но есть требования к обязанностям. Педагог должен составить адаптированную образовательную программу и работать по ней. Важно понимать, что педагог остается педагогом и не выполняет функции тьютора, дефектолога и психолога. Как правило, «особым» детям необходим тьютор, значит в любой образовательной организации он должен быть, хотя бы один.

При этом педагог имеет право получить дополнительное профессиональное образование, чтобы эффективнее работать с «особыми» детьми. Он может пройти профессиональную переподготовку или пройти повышение квалификации один раз в три года за счет работодателя. Но вот получить высшее образование он может только за свой счет. Если такой специалист очень нужен организации, то можно договориться об оплате 50 на 50. Но только договориться — законом эта опция никак не регламентирована.

Положен ли мне удлиненный отпуск, если я работаю с ребенком с ОВЗ?

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Дополнительные дни к отпуску и надбавки за работу с детьми с ОВЗ

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, имеют право взять отпуск на 56 (а не 42) календарных дня.

Сколько детей должно быть в группе, чтобы я получила длинный отпуск?

Заработная плата педагогов, трудящихся в инклюзивной среде, однозначно должна быть выше, чем их коллег с обычными группами и классами. Однако органы государственной власти переложили этот вопрос на сами образовательные учреждения.

Педагогам приходится самим выходить на переговоры с работодателем, предлагая изменения в положении об оплате труда и стимулирующих выплатах. Большинство работодателей соглашаются на увеличение зарплаты или доп. выплаты, так как в регионах страны на детей с ОВЗ выделяется повышенный подушевой коэффициент.

Полный перечень нормативных документов в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Поможем с выбором программы

Обучение по охране труда в Контур. Школе

Профпереподготовка, обязательное обучение. Удостоверения. Дипломы

С 1 сентября 2022 года работодатели обязаны проводить:

Вводный инструктаж

Проходить вводный инструктаж должны:

Программу следует разработать на основе примерного перечня тем (приложение № 1 к Порядку) с учетом специфики деятельности организации. Инструктировать сотрудников должен специалист по охране труда или иной уполномоченный работник организации.

Инструктажи по охране труда на рабочем месте

Правила выделяют первичный, повторный и внеплановый инструктажи по охране труда:

Вы можете не проводить первичный и повторный инструктажи, если в отношении рабочих мест отдельных сотрудников установлен оптимальный или допустимый класс условий труда и кроме офисной и бытовой техники они не используют иного производственного оборудования.

Целевой инструктаж

Этот вид инструктажа вынесен в отдельную форму обучения. Его нужно проводить:

Законы, которые регламентируют работу с детьми с ОВЗ

Есть четыре основных нормативных документа, на которые опирается работа педагога:

Проверка знаний по охране труда

Если сотрудник не прошел проверку знаний, допускать его к самостоятельной работе нельзя. Он обязан повторно пройти проверку в течение 30 календарных дней с даты первой попытки.

Результаты проверки знаний требований охраны труда в учебном центре и у работодателя оформляются протоколом на бумажном носителе или в электронном виде с использованием электронной подписи.

Обратите внимание: главную роль для подтверждения обучения по соответствующим программам играет именно протокол. Выдавать или нет слушателю удостоверение, учебный центр или работодатель, организующий внутреннее обучение, будут решать самостоятельно. В протоколе проверки знаний указывается:

Реестр пока не создан, это требование коснется работодателей и учебные центры только в марте 2023 года. Как будет функционировать реестр и что нужно, чтобы зарегистрировать личный кабинет работодателя по охране труда, рассказали в статье «Личный кабинет работодателя и новые реестры по охране труда с 2023 года».

Сколько часов должен работать воспитатель в группе с детьми с ОВЗ?

Согласно
Приложению к Приказу о продолжительности рабочего времени педагог, работающий в группе с детьми с ОВЗ, трудится 25 часов в неделю за ставку заработной платы. При этом неважно 1 ребенок с ОВЗ в группе или несколько.

Детские сады работают по 12-часовому режиму, педагоги работают в две смены по 6 часов, в неделю получается 30 часов – это 1,2 ставки. Фактически воспитатель перерабатывает и может оформить совместительство согласно
ст.282 ТК РФ.

План работы по инклюзивному образованию в школе

Здесь выделим два пласта работы: материальную базу и методические возможности.

Организацией архитектурного и информационного пространства занимаются специальные подрядные организации. В этом нет ничего удивительного, так как законодательство в этом вопросе крайне строгое и ссылается на федеральные, региональные и муниципальные нормативы (Федеральный закон

В целом безбарьерная среда включает такие требования:

Полный свод правил просто не уместится в статью. Полная информация закреплена в своде правил по доступности зданий (СНиП 35-01-2001. С П 59.13330.2016

Чтобы не быть голословными, только адаптацию входной группы здания регламентирует почти 30 нормативов. В нее входит контрастная маркировка прозрачных дверей, требования к поручням, размер площадки между дверью и ступенями и пр.

Согласно новым ФГОС, образовательная организация разрабатывает адаптированную программу основного общего образования, опираясь на действующие рекомендации (Приказ Минпросвещения РФ ). Их можно взять в предыдущей версии , но мы предлагаем воспользоваться

Примеры программ о Института коррекционной педагогики РАО. Включают в себя адаптированные программы по разным предметам и учитывают специфику ОВЗ.

Документы разработаны, чтобы их скачивали и применяли на практике. Об этом прямо заявляется в письме Минпросвещения регионам (Письмо Минпросвещения РФ

Институт коррекционной педагогики РАО опубликовал по формированию учебных планов в основной школе. Формально это региональная инициатива Санкт-Петербурга. Однако ее посчитали позитивным опытом, и Минпросвещения рекомендует к ознакомлению.

Работа с детьми с ОВЗ, согласно ФГОС третьего поколения

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

В законах и ФГОС нет четких требований к формату плана работы по инклюзивному образованию в школе. Главное, чтобы документ отражал содержание занятий, формы и методы преподавания, сроки проведения и предполагаемый результат.

Основная задача работы с детьми с ОВЗ в школе — дать ученику достойное образование и социальные навыки. Крайне желательно, чтобы такой ребенок находился среди сверстников, что поможет лучше адаптироваться к самостоятельной жизни.

Обучение СИЗ

Какие СИЗ требуют практических навыков применения, определяет работодатель. Если он считает, что выдаваемые средства защиты не требуют таких навыков, то обучение по программе СИЗ можно не проводить. Например, выдаваемые водителям перчатки, костюмы от загрязнений, сигнальные жилеты — это категория СИЗ, для использования которых обучение не требуется.

Можно ли обучать применению СИЗ в рамках инструктажа?

В рамках инструктажа можно и нужно инструктировать, как применять простые СИЗ, которые не требуют практических навыков применения. А вот сотрудников, кто использует более сложные средства защиты, применение которых требует наработанных навыков, нужно обучить строго по программе.

Обучение первой помощи

В НПА нет нюансов в организации обучения по первой помощи в зависимости от специфики деятельности работодателя и профессии работника. Все сотрудники должны пройти курс «Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим».

Чтобы организовать такое обучение есть два варианта:

Чтобы проводить обучение внутри компании нужно, чтобы у работодателя были:

Обязательно ли у работодателя должен быть тренажер Гоша для обучения сотрудников?

Чтобы проводить обучение внутри компании нужно, чтобы работодатель выполнил требования Постановления № 2464, в том числе он должен иметь материально-техническую базу — места обучения работников или учебные помещения, а также оборудование и технические средства обучения.

Тренажер Гоша относится к техническим средствам обучения. Он должен быть у работодателя, который планирует обучать сотрудников внутри компании.

Обучение по охране труда

В Порядке № 2464 уточнены категории сотрудников, которые должны проходить обучение:

Не забывайте, что есть сотрудники, которые должны учиться только в сторонних учебных центрах. Проверьте, чтобы он был внесен в реестр аккредитованных Минтрудом России обучающих организаций.

К таким категориям сотрудников относятся:

Обратите внимание: руководители структурных подразделений тоже должны проходить обучение в учебных центрах. С 1 сентября сотрудник, который проводит первичный и повторный инструктажи по охране труда (в филиалах это чаще всего их руководители), должен обучаться в учебном центре.

Приложение № 4 к Порядку устанавливает минимальное количество работников, которых нужно отправить на обучение в стороннюю организацию. Оно определяется с учетом среднесписочной численности и категории риска организации.

Как составить программы обучения

Комментирует Наталья Герасименко, руководитель экзаменационного центра по НОК в области безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, Москва

Порядок № 2464 четко установил, что должна включать в себя программа обучения: информацию о темах теоретических и практических занятий, формах обучения и проверки знания требований охраны труда, а также о количестве часов, отведенных на изучение каждой темы, выполнение практических занятий и проверку знания требований охраны труда.

В каждой программе должны быть практические занятия, которые помогут сформировать умения и навыки безопасного выполнения работ, с применением технических средств и наглядных пособий. Минимальный объем — не менее 25% от общего количества учебных часов.

Возникает вопрос, а можно ли будет учиться дистанционно? Да, если учебный центр или работодатель смогут организовать практику с помощью технических средств и наглядных пособий. В зависимости от категории сотрудников учебные центры и работодатели проводят:

Примерные перечни тем к каждой из программ указаны в приложении № 3 к Порядку № 2464.

Если работнику надо изучить несколько программ, их общая продолжительность суммируется.

Актуализировать программы необходимо:

Если вы сталкиваетесь с одним из этих оснований, актуализируйте программу и в дальнейшем действуйте с учетом изменений.

Как часто проводить обучение

Порядок № 2464 утвердил следующую периодичность:

Если у индивидуального предпринимателя нет сотрудников, эти требования его не касаются. Но если ИП планирует нанять персонал, он должен сначала сам пройти внеплановое обучение и только потом заключать трудовой договор. Дальше предприниматель учится с установленной периодичностью.

Что делать с уже пройденным обучением

Комментирует Лариса Кочерова, эксперт‑практик в области охраны труда и экологии, преподаватель Контур. Школы, внешний эксперт и участник научно‑практических мероприятий ФГБУ «ВНИИ труда», участник рабочих групп Минтруда, Роструда и Росаккредитации

То обучение, которое пройдено вашими сотрудниками в учебном центре или на самом предприятии до вступления в силу Порядка № 2464, действительно до окончания срока действия самих удостоверений. Следующее обучение или плановое обучение вам предстоит организовывать в установленные локальным документом сроки по уже новым программам.

Насколько добровольна работа в инклюзивных группах и организациях?

По закону «Об образовании» дети любыми потребностями могут обучаться в детских садах и школах, если на это согласны родители и есть заключение от ПМПК. Дети могут обучаться, как в специальных организациях и специальных группах, так и в обычных группах. Если педагог работает с обычной группой и в нее попадает «особый» ребенок, то педагог не может отказаться от работы. Но таких детей должно быть не больше трех — это не прописано в законах, но рекомендуется экспертами.

Если дети обучаются в комбинированной группе, то есть с детьми без особых возможностей и потребностей, или в компенсирующей группе, то педагог может отказаться от работы в такой группе. Но часто педагогов не хватает и поэтому им приходится соглашаться. Но и в таком случае, они должны добиваться особых условий оплаты труда, особых норм по количеству детей в группе и обучения. В
СанПиН можно узнать точные нормы.

В школах, как правило, также «особые» дети учатся в обычных классах или комбинированных. Нормы о наполняемости можно также посмотреть в СанПиН.

Нормы для педагогов по обучению детей с ОВЗ

Какие есть права и обязанности у родителей детей с ОВЗ?

Право на получение образования.  По закону “Об образовании” право на получение образования есть у каждого независимо от его здоровья. Там же сказано, что гражданам с особыми возможностями здоровья государство создает особые условия для получения образования. Есть несколько вариантов: домашняя форма обучения, обучение в обычной школе, обучение в коррекционном классе обычной школы, в коррекционной школе, в негосударственной организации.

Родители, в России действует “Конвенция о правах инвалидов” (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006. Подписана Россией 24.09.2008). Согласно этому документу, государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни!

Право представлять интересы ребенка. Это право есть у всех родителей, но в случае с детьми с ОВЗ оно становится наиболее важным. Школа не может решить за родителя судьбу ребенку: именно законный представитель обращает внимание на состояние ребенка, его желания и особенности и решает, как именно получать образование. Родитель должен спорить с психолого-медико-педагогической комиссией, если он не согласен с их решением. Но если родитель берет на себя ответственность учить ребенка по более сложной программы, то ему и помогать.

Право сопровождать ребенка в учебном процессе. В школу с особым ребенком может (но не должен) ходить сопровождающий. Если правильно оформить документы, то можно получать за это деньги, чтобы не метаться между работой и учебой ребенка.

Право на материальное обеспечение.  Если ребенок с ОВЗ учится в интернате, он находится на полном государственном обеспечении и получает питание, одежду, обувь, мягкий и жесткий инвентарь. Также бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Организация работы с детьми с ОВЗ в школе

Чтобы специалиста допустили к детям с ОВЗ, ему необходимо пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07). Минимальный объем занятий — 72 часа. Для подтверждения квалификации придется показать диплом или удостоверение о повышении квалификации.

Одна ставка педагога — 18 часов в неделю (Приказ Минобрнауки РФ ). В классах компенсирующего обучения количество учеников не превышает 20 человек. Уроки длятся 40 минут, и в начальных классах действует лимит не более 5 занятий в день.

Минобрнауки России установило, со сколькими детьми с ОВЗ может заниматься один педагог (Приказ Минпросвещения РФ). Нормы следующие:

Работа с детьми с ОВЗ в основной школе проходит более комфортно для учеников и педагогов, если соблюдать оптимальную наполняемость классов. Этот момент регламентируют требования

Если дети с ОВЗ получают образование вместе с другими учениками, их максимальное количество в классе — 3 человека.

Согласно нормативам наполняемость класса для учеников с ОВЗ распределяется следующим образом:

Правила обучения (Постановление № 2464) не требуют регистрировать проведение инструктажей в журнале, не устанавливают конкретную форму или название документа, который должен оформить работодатель. Вы можете продолжать фиксировать инструктажи как в журналах, так и в иных ЛНА.

Рекомендуем продолжать использовать журналы и хранить их у ответственных сотрудников. Так будет проще контролировать сроки. При регистрации вводного инструктажа укажите в журнале информацию из п. 86 Правил № 2464. При регистрации инструктажа на рабочем месте и целевого укажите информацию из п. 87 Правил 2464.

Образцы журналов регистрации инструктажей вы найдете в конце статьи

Нужно ли проводить инструктаж по ОТ руководителю организации и кто его проводит?

Да, нужно. Инструктаж руководителю проводит специалист по охране труда или сотрудник, ответственный за инструктажи.

Можно ли провести внутреннее обучение для заместителей подразделений, которые проводят инструктажи?

Нет, если они проводят инструктажи или обучение по охране труда, вы обязаны направить заместителей подразделений в сторонний учебный центр. Обязанности заместителей в сфере охраны труда работодатель определяет в зависимости от структуры организации и их должностных обязанностей.

Согласно приложению 4 к Постановлению № 2464 работодатель может направлять в учебный центр не всех руководителей, которые проводят инструктажи по охране труда, верно ли это?

Нет, приложение 4 лишь обозначает минимальное количество сотрудников, кто должен пройти обучение в учебном центре. Руководители организации и филиалов, а также те, кто проводит инструктажи или обучение по охране труда, обязательно должны быть обучены по новым курсам в стороннем учебном центре.

Что должен делать учитель с точки зрения закона?

Выполнять требования закона “Об образовании”. Все то же самое, что и с другими детьми. То есть заботиться о психологическом и физическом здоровье учеников, уважать их границы. Он должен учитывать особенности учеников с ОВЗ, также как и должен учитывать особенности других учеников. То есть не смотреть на детей с ОВЗ, как на более слабых — просто знать об их ограничениях и работать с ними.

Выполнять требования ФГОС.  По стандарту учитель в рамках ОПОП должен решать такие задачи:

То есть почти те же задачи, что стоят перед учителем в рамках других ФГОС. Другое дело, что речь идет об адаптивных образовательных программах и учитель должен хорошо знать особенности детей с ОВЗ, чтобы не нагружать их сверх меры и при этом давать новые знания.

Взаимодействовать с тьютором. Обязанности учителя зависят от того, есть ли у ученика с ОВЗ тьютор или другой сопровождающий. Если тьютор есть у каждого нуждающегося ребенку, то учителю проще вести урок и меньше думать о безопасности детей.

Сколько часов должен работать педагог в школьном классе с детьми с ОВЗ?

В
приказе Минобрнауки России № 2075 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников» для учителей 1-11 классов образовательных учреждений, работающих с учащимися с ОВЗ, установлена норма в 18 часов в неделю.

По нормам
СанПиН В классах компенсирующего обучения уроки длятся не более 40 минут. У начальных классов (кроме первого) может быть не более 5 уроков в день, и не более 6 уроков у 5-11-х классов. Учеба первых, пятых, выпускных девятых и одиннадцатых классов должна быть в первую смену.

Коррекционно-развивающие занятия идут не сверх недельной нагрузки учащихся, а в ее пределах. Для избежания переутомлениях в компенсирующих классах устраивают облегченный день (четверг или пятницу).

Изменения

Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464, которое утвердило новые правила обучения, вступило в силу еще в сентябре, но вопросов до сих пор возникает очень много. Полный обзор изменений вы найдете в статье «Изменились правила обучения по охране труда: что учесть работодателям».

В этом материале предлагаем вам разбор частных случаев применения новых правил. Наверняка, вы найдете для себя много полезного.

Как оплачивается работа в инклюзивных группах?

Решение об условиях оплаты принимает образовательная организация. Для этого должны быть указаны особые условия в коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о стимулирующей части оплаты труда.

А вот рабочее время педагога определено
приказов Министерства образования — педагог, работающий с детьми с ОВЗ, работает 25 часов в неделю на ставку. Но для этого он должен работать в комбинированной или компенсирующей группе.

Да, удостоверения действуют до окончания срока их действия. Но рекомендуем как минимум провести обучение по новым программам для членов комиссии по проверке знаний, а также для лиц, проводящих обучение и инструктажи по охране труда.

В штате компании 8 человек, может ли быть только 1 специалист по охране труда, который будет проводить обучение сотрудников и проверку знаний?

Да, может. С 1 сентября 2022 действуют послабления для микропредприятий. Ответственный сотрудник должен пройти обучение в учебном центре по соответствующим программам.

Организация обучения

Если сотрудник проходит обучение с отрывом от производства, в табеле нужно проставить буквенный код «ПК» или цифровой «07». Это специальные коды, предусмотренные для повышения квалификации с отрывом от работы (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1). Их нужно использовать, отмечая все дни отсутствия сотрудника.

Что входит в одно учебное место? Как правильно организовать его, чтобы не было замечаний от ГИТ?

Оснастите учебные места так, чтобы работник освоил программы обучения по охране труда и прошел проверку знания требований охраны труда. Для этого:

Рабочие места тоже можно использовать для обучения и проверки знаний, если на них есть оборудование, необходимые НПА, материалы и информационно-справочные материалы.

Особенности работы с детьми ОВЗ в школе

В российском образовании действует принцип — дети с особыми образовательными потребностями посещают школы наравне со сверстниками (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Главное — дать социальные компетенции, знания в предметных областях и подготовить к следующим этапам образования.

такой алгоритм освоения образовательных стандартов:

Более подробная карта профессиональной траектории людей с ОВЗ

Для обучения детей с особенными потребностями нужен специальный персонал: ассистент (помощник) и тьютор (Приказ Минпросвещения РФ ). Их функции и зоны ответственности иногда путают.

— педагогическая должность (Приказ Минздравсоцразвития РФ ). Специалист организует процесс индивидуальной работы с обучающимся, участвует в педагогическом процессе. Тьютор назначает ПМПК и только некоторым группам детей.

К должности предъявляют серьезные требования: минимальный стаж педагогической работы два года, а также диплом о высшем образовании по направлению «Образование и педагогика».

(помощник) оказывает техническую помощь. В обязанности входит сопровождение ребенка с ОЗВ в школу, содействие ему в ориентации и передвижении по школе, ведении записей и пр. Функции ассистента способен выполнять помощник воспитателя и младшего воспитателя (Письмо Минпросвещения РФ

Ассистенту для работы с детьми с ОВЗ предъявляют не такие строгие требования. Чтобы претендовать на должность, достаточно среднего общего образования и курсов, соответствующих

ПМПК и варианты программ

Признать, что у ребенка есть ОВЗ, может только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Если диагноз подтвержден, формируется заключение, которое включает требования по условиям обучения и программе. Школа должна обеспечить все пункты.

Есть нюанс — первое заключение комиссии действует до окончания четвертого класса. После ребенок снова проходит ПМПК, и возможны три сценария: диагноз снимают, диагноз продлевают или меняют, тогда комиссия оформляет новые рекомендации.

Рекомендации закрепляют варианты образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в школе:

Стажировки на рабочем месте

Стажировка обязательна для сотрудников, которые заняты на работах повышенной опасности, или по решению работодателя. Также стажировку проводят, если это прямо указано в законодательстве, например, водителям, которые перевозят пассажиров и грузы (руководящий документ Минавтотранса от 20.01.1986 № РД-200-РСФСР-12-0071-86-12). Если таких работников нет, стажировка не обязательна, но возможна, если руководитель утвердит ее в ЛНА.

К стажировке на рабочем месте допускаются только те работники, которые успешно прошли инструктаж и обучение по охране труда. Что надо учесть:

Обучение по использованию средств индивидуальной защиты

Обучение касается тех, кто использует средства индивидуальной защиты (СИЗ), требующие практических навыков. Перечень таких СИЗ утверждает работодатель.

Если сотрудники пользуются средствами, не требующих практических навыков применения, работодатель может просто научить сотрудников, как проверять работоспособность и исправность СИЗ. Сделать это можно во время инструктажа на рабочем месте.

Периодичность обучения по использованию СИЗ — такая же, как при обучении первой помощи.

Сколько должно быть детей с ОВЗ на одну ставку педагога?

Число детей с ОВЗ на ставку специалиста закреплено приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015. Обратите внимание, что это приказ для школ, для детских садов есть Приказ № 1014 тоже с изменениями от 21.01.2019.

Разъяснения о должностях “тьютор” и “ассистент (помощник)” были направлены ранее письмом Минпросвещения России от 20 февраля 2019 г. N ТС-551/07.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *