Комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
· представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
· представления о символах государства – Флаге, Гербе России, символах города СПб;
· представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
· представления о правах и об обязанностях гражданина России;
· интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
· уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
· представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
· представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
· интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, города СПб;
· стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;
· любовь к школе, городу, народу, России;
· уважение к защитникам Родины;
· умение отвечать за свои поступки;
· негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
· ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению;
· представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии народов России; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
· опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
· опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
· опыт социальной и межкультурной коммуникации;
· представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
· представления о национальных российских ценностях;
· различение хороших и плохих поступков;
· представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
· представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
· уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
· установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
· бережное, гуманное отношение ко всему живому;
· знание правил поведения в коллективе, культуры речи;
· стремление избегать плохих поступков; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
· представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
· отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
· представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
· нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
· уважительное отношение к традиционным религиям;
· неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
· способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
· уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
· знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
· представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
· уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
· представления об основных профессиях;
· ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
· представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
· навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
· умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
· умение соблюдать порядок на рабочем месте;
· бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
· отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
· ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
· ценностное и творческое отношение к учебному труду;
· представления о различных профессиях;
· навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
· осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
· опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
· потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
· мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
· ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
· представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
· представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
· понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
· знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
· интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
· представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
· представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
· отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
· ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
· представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
· личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
· представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
· знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности:родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
· развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
· ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
· элементарный опыт природоохранительной деятельности;
· бережное отношение к растениям и животным.
· ценностное отношение к природе;
· опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
· знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре русского народа и народов России, нормах экологической этики;
· опыт участия в природоохранной деятельности ЦО, на пришкольном участке, по месту жительства;
· личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности:красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
· представления о душевной и физической красоте человека;
· умение видеть красоту природы, труда и творчества;
· интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
· интерес к занятиям художественным творчеством;
· стремление к красоте внешнего вида;
· отрицательное отношение к некрасивым поступкам.
· умение видеть красоту в окружающем мире;
· умение видеть красоту в поведении, поступках людей;
· представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
· опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора русского народа и народов России;
· опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
· опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
· мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
• учебном(в рамках изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом, а также дисциплин, изучаемых по выбору);
• внеурочном(организация педагогического сопровождения и педагогической помощи учащихся с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности; организация работы как с несомненными позитивными феноменами культуры своей страны, так и в режиме проблематизации, критического осмысления – с проблемными феноменами культуры);
• институциональном(жизнь в школе организована таким образом, чтобы в условиях щкольного сообщества как демократического правового пространства востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникала ситуативная гражданская активность, побуждающая их обращаться к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними);
• социально-проектном(предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями школьников и местных органов власти).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 46 «Жемчужина»
693023, Российская Федерация, Сахалинская область,
г. Южно-Сахалинск, ул. А.М. Горького 54
Программа комплексных мероприятий по духовно – нравственному воспитанию
«Мы будущее России»
Рассчитана для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет
срок реализации программы – 2 года
Е. Н. Медюкова – воспитатель
Н. Е. Кучина – воспитатель
И. А. Молчанова – ст. воспитатель
Сахалинская область г. Южно – Сахалинск.
Южно – Сахалинской и Курильской епархии Русской Православной Церкви.
+7 914 086 56 21
В современном мире на сегодняшний день все больше идет уклон на духовное возрождение России и проблема воспитания духовно, психически и телесно здоровых детей стоит особенно остро. Специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей, в том числе, и дошкольного возраста в сфере нравственного и духовного здоровья. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от духовно-нравственной культуры, высшие сферы личности ребенка-дошкольника, его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями взрослых и мистикой (как говорит Русская Православная Церковь). Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей возможны только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего народа, при формировании подлинно нравственных граждан. И этого можно достигнуть силой православия, которая показывает нам приоритет духовных ценностей над материальными благами и назначение человека. Духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. И это должно стать нормами нашей жизни, и жизни детей. Поэтому необходимо укрепление взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно нравственному воспитанию и образованию граждан.
Православная педагогика обогащает педагогику цельностью миропонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности. Это доказывает особую значимость и актуальность православия в духовно-нравственном образовании и воспитании детей. А воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирован национальный воспитательный идеал – государственный заказ в образовании. Одной из главных его составляющих является «укорененность (личности) в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Речь идет не просто о знакомстве с традициями и даже не о приобщении к ним, а именно об укорененности как онтологической характеристике личности в пространстве культуры.
Методологической основой духовно- нравственной организации нашего детского сада является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где отмечается, что «традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Актуальным направлением и педагогическая целесообразность будут заключаться в решении задач воспитания духовно-нравственной культуры детей, которые в настоящее время являются актуальнымидля системы дошкольного образования.
Данная программа комплексных мероприятий – это поиск новых подходов нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании и развитии у детей духовности и нравственности.
Материалы могут использоваться в практике работы дошкольной образовательной организации, они будут интересны старшим воспитателям, педагогам дополнительного образования, молодым специалистам, семьям воспитанников.
Тип программы мероприятий:
Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает ее взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышление, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно – эстетическим и патриотическим воспитанием родной речью, здоровым образом жизни.
Первыми, кто передает знания и культурные традиции новому поколению, являются семья и дошкольное образовательное учреждение. Но противоречие состоит втом, что не все педагоги образовательных учреждений в работе с духовно-нравственным уклоном готовыпрофессионально отражать результаты своей работы с детьми и семьями воспитанников. Поэтому наша задача помочь воспитателям дошкольных учреждений работать в правильном направлении с духовно-нравственным уклоном. Они станут более подготовленными в этом направлении, смогут реализоваться в профессиональном плане, направить весь свой потенциал на воспитание детей в духе преемственности поколений, уважения православных ценностей и семейных традиций, что будет способствовать укреплению и приобретению опыта общения в православной среде. Все это создаст условия для традиционного религиозно-культурного понимания мира и человека, где есть место совершенству, нравственности, общим ценностям и мирному настроению сердца, без чего невозможно здоровое воспитание современных детей.
сохранение духовно – нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям культуры, изучение истории, культуры, природно – экологического своеобразия Сахалинской области, России, стремление возродить традиции семейного воспитания.
В целях воспитания духовно обогащенной личности в МАДОУ №46 «Жемчужина» города Южно-Сахалинска ведется инновационная деятельность по проблеме сотрудничества дошкольного учреждения с семьей в приобщении детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в рамках духовно-нравственного воспитании. В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание является приоритетным направлением, поэтому мы стараемся создать все необходимые условия, чтобы дети прикоснулись к азам православной культуры. Мы повышаем духовно-нравственный потенциал педагогов, заинтересовываем родителей в духовной жизни ребенка. Воспитательная система по этому направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.
Основной идеей работы является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Задачи программы мероприятий:
Обучающим компонентом программы является:
– знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, художественной, бытовой, детской игровой культурой народа;
– формирование первоначальных представлений о духовном мире, о заповедях нравственной жизни человека через знакомство с православной культурой русского народа;
– знакомство с элементарных сведений из Священной истории, образно и тематически связанными с нею произведениями художественной литературы, живописи, иконописи (доступными пониманию детей);
– первоначальное ознакомление с важнейшими вехами отечественной истории, великими победами и полководцами, русскими святыми;
– формирование представлений о целесообразном и культуросообразном устройстве предметной среды дома, детского сада и возможности совместно со взрослыми участвовать в создании этой среды через трудовые дела, оформление интерьера, изготовление подарков для близких к праздникам и другую социально значимую деятельность.
Развивающим компонентом будет:
– содействие общему развитию ребенка;
– помощь в освоении социальных навыков и норм поведения (приветливости, чуткости, доброжелательности, отзывчивости, благодарности и т. п.), налаживании взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
– развитие умения замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь ее;
– развитие нравственного и эстетического чувства ребенка, формирование системы ориентированных на национально-культурную традицию нравственных и эстетических эталонов (добро — зло, хорошо — плохо, красиво — некрасиво), поддержка в детях стремления поступать по-доброму, проявлять участие и заботу, приумножать красоту;
– помощь в становлении творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя, развитие навыков художественного творчества в контексте социокультурной традиции;
– содействие развитию речи детей: обогащению словаря лексикой социокультурного содержания, повышению выразительности речи, получению навыков речевого общения в совместной деятельности;
– развитие чуткости к художественному слову (поэтическому и прозаическому), воспитание трепетного отношения к образам Родины и образам детства, представленным в произведениях русских поэтов и писателей;
– развитие навыков художественной деятельности и элементарных ручных умений, навыков усидчивости и аккуратности.
Воспитывающий компонент предполагает следующее:
– помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям отечественной культуры, традиционному укладу жизни;
– содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;
– содействие воспитанию у детей привычки к занятиям, деятельному, непраздному проведению времени;
– воспитание желания подражать благим образцам, жить по совести;
– воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним;
– воспитание любви, заботливого, бережного отношения к растительному и животному миру;
– воспитание основ художественного вкуса и эстетических предпочтений на основе образцов традиционной культуры;
– воспитание уважения к труду и бережного отношения к результатам труда.
Принципы отбора содержания мероприятий.
Научность и каноничность. Сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью.
Многоуровневость. Показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей.
Организация работы педагогических кадров.
Для успешного достижения целей в деятельности ДОУ необходимо стремление педагогов работать эффективно. В результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых форм повышения профессионального мастерства педагогов.
Поэтому был разработан проект по повышению профессиональной компетенции педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, цель которого создать систему работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через повышение педагогического мастерства педагогов ДОУ.
В реализации проекта помогли различные методические мероприятия:
На начальном (первом) этапе:
«Современное состояние проблемы духовно-нравственного воспитания детей», способствовал развитию самоанализа педагогической деятельности воспитателей, позволил им понять актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей и мотивировать их на познавательную деятельность.
«Система работы дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию».
Экспресс-консультация помогла активизировать педагогов, еще больше заинтересовать их проблемой духовно-нравственного воспитания.
На втором этапе:
«Тематическое планирование занятий: по ознакомлению детей с родным краем; по ознакомлению детей с Родиной, защитниками отечества; по ознакомлению детей с русским народным творчеством, проектирование культурно-образовательной среды ДОУ»
Семинарские занятия помогли воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, определить наиболее эффективные методы и приемы.
«Схема реализации проекта через разные виды деятельности» («Моя малая Родина» (семья, дом, детский сад); «Россия-Родина моя»; «Мой город и область, в котором я живу»; «Работа с семьей», «Обряды и традиции); «Педагогическая диагностика».
Консультации пополнили недостающей информацией теоретические и практические знания педагогов, а также расширили, углубили и систематизировали их.
Деловые игры вызывали желание у педагогов действовать, способствовали совершенствованию их умения разрешать реальные проблемы, формированию профессионального творческого мышления, что в результате позволило им самореализоваться.
4. Неделя педагогического мастерства.
На неделе педагогического мастерства опытные педагоги проводили открытые показы, воспитатели на практике могли познакомиться с эффективными формами работы с детьми, наиболее интересными методами и приемами обучения. Это позволило им соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.
5. Работа творческих микрогрупп. Работа творческой группы оказалась продуктивной. Организуя поисковую деятельность, воспитателям пришлось освоить новые педагогические концепции, изучить современные взгляды на духовно-нравственное воспитание детей, проявить собственное творчество, ощутить ответственность за общее дело. Результат этой деятельности – разработка перспективно-тематических планов, подбор конспектов занятий, тематики бесед и экскурсий по темам.
Мастер-классы проводили опытные педагоги с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми. Открытый показ дал возможность установить тесный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы.
коллегами из других детских садов, с последующим обсуждением и оценкой.
10. Ролевые игры с инсценировкой возможных ситуаций. Подобные игры помогли развить умение педагогов встраивать любую ситуацию в образовательный процесс, используя ее для решения задач развития ребенка.
На заключительном этапе: педагогическая диагностика профессионального мастерства педагогов.
С этой целью использовались карты диагностики профессионального мастерства, где рассматривался уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога.
Педагогическая диагностика показала, что выбранная модель методической службы для реализации проекта позволила обеспечить рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога.
Созданная модель методической службы, систематизация имеющейся литературы помогла повышению профессиональной компетентности педагогов: осознанию актуальности проблемы гражданского воспитания и организации предметно-развивающей среды, сформированности эффективных способов работы с детьми и взаимодействия с родителями.
В нашем дошкольном учреждении используются самые разнообразные формы и методы работы с педагогами в вопросах духовно – нравственного, патриотического воспитания.
Вся работа ведется по трем направлениям:
1) Самообразование педагогов:
– подбор и анализ материалов по различным направлениям духовно-нравственного развития;
– посещение открытых показов занятий, семинаров, консультаций, что позволяет овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию. В процессе работы происходит знакомство с православными святыми, храмами, их историческим прошлым, внутренним убранством.
2) Взаимодействие с родителями:
– оформлены православные уголки, в которых размещена информация о православных праздниках и семейных традициях;
– выставка книг для семейного чтения о православном воспитании детей;
– папки-передвижки, консультации по вопросам духовно-нравственного развития детей;
– организуются тематические выставки, выставки семейного творчества, а также выставки поделок и рисунков воспитанников по православной тематике.
3) Совместная деятельность с детьми:
– оформление православного уголка для детей, в котором подобраны детские православные журналы, раскраски, детская библия и другая православная литература для детей;
– оформлены альбомы различной тематики: «Храмы», «Святые места России»;
– подобраны подвижные, дидактические, пальчиковые игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой. Имеется большое количество загадок, кроссвордов, пословиц и поговорок.
В нашем детском саду работает музей по духовно-нравственному воспитанию «Русская изба», который посещают все дети ДОУ (Приложение).
Управление деятельностью ДОУ по данному направлению осуществляется по трем блокам:
Организация методической работы с кадрами направлена на решение следующих задач:
1. Информационно-аналитический блок
Изучив работу по данному направлению, проведя анкетирование среди родителей и педагогов, выявили условия состояния работы по духовно-нравственному воспитанию. Часть педагогов прошли курсы по духовно-нравственному воспитанию. Эти курсы помогли педагогам методически грамотно подготовиться к ведению воспитательно-образовательного процесса.
Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако они плохо представляют себе православные учения, не часто бывают в храме. К тому же у родителей очень мало знаний о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей. Практика работы по духовно – нравственному воспитанию показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Наша задача – помочь родителям осознать, что в первую очередь именно родители ответственны за воспитание детей.
2. Практический блок.
1. Изучение воспитателями методических источников и педагогической литературы, организация работы творческой группы педагогов по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического, духовно-нравственного воспитания.
2. Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.
Основные формы работы с педагогами:
Совещание при заведующей:
Основные формы работы с детьми.
В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется комплексно, через разные виды деятельности. Мы используем средства живописи, музыки, декоративно-прикладного творчества, физического развития детей. Мы поставили перед собой следующие задачи: приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). Дать представления о сообществах: о семье, о родственниках, о друзьях, о соседях, о знакомых. Обогатить знания детей о родном крае («малой родине»), Родине – стране, дать знания о символике нашего государства. Познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарем, русскими народными играми.
Развивающая работа была построена в соответствии с разработанным тематическим планом по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. Работа проводилась по всем образовательным областям через:
организованную деятельность детей по темам: «Моя семья», «Я люблю свой детский сад, и район где я живу», «На берегу залива Терпения (путешествие по фотографиям и иллюстрациям»», «Законы, по которым мы живем», «По Новогодней карте», «Наша Родина – Россия», «Живем в России», «Москва – столица нашей Родины», «Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника отечества), «Моя мама» (ко Дню 8 Марта), «Отражение русских традиций в национальном костюме», «Наши космонавты» (ко Дню космонавтики), «Наше государство – Российская Федерация», «Этот День Победы», «Южно – Сахалинск прежде и теперь».
совместную деятельность педагогов и детей: регулярные экскурсии в краеведческий музей. Дети познакомились с культурой коренных жителей Сахалина, особенностями сахалинской форы и фауны, историей освоения Сахалина и Курильских островов; просмотры видеофильмов, картин, прослушивание аудиозаписей, чтение книг и создание проблемных ситуаций с их дальнейшим обсуждением. Это влияет на более глубокое восприятие детьми значимых моментов. Так как мышление детей старшего дошкольного возраста наглядно-образное, это способствует более прочному запоминанию и осмыслению воспринимаемого материала; посещение массовых народных праздников: «День города», «Проводы зимы» и т.д. с целью более глубокого приобщения детей к народной культуре.
игры, досуги, развлечения: КВН «Моя страна – Россия», народные игры, показ вертепа со сценами Христа, акции «Поможем птицам зимой» (изготовление кормушек), постройки горок из снега для детей младшей группы.
свободную деятельность детей и родителей: совместные домашние задания: изготовления поделок и т.д., участие в спектаклях ДОУ, выставка «Семейные реликвии», выставка детских рисунков, семейный праздник «Моя родословная», изготовление русского национального костюма для подиума «Сударушка», участие в спортивных развлечениях «Мама, папа, я – спортивная семья», «Спорт — это сила», совместные экскурсии с родителями по городу.
Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:
Также воспитанники и педагоги нашего образовательного учреждения на протяжении трёх лет тесно сотрудничают с волонтерским общественным движением «Тепло души». Это движение поддерживается представителями храма Николая Чудотворца. В течение этого времени мы с воспитанниками принимали активное участие в различных акциях: изготовление Ромашек ко дню «День семьи, любви и верности», изготовление мишек ко дню «День Матери», изготовление эмблем на продовольственные пакеты. Также с «Тепло души» нами был организован выезд в реабилитационный центр «Маячок», где дети показали спектакль, познакомили с таким светлым праздником, как «Пасха» и подарили подарки в честь этого праздника. Принимаем участие в ежегодном шествии «Бессмертный полк», поздравление Южно –Сахалинского аэропорта с юбилеем (75-летием).
Наши дети неоднократно становились призерами в мероприятиях, посвященных нравственно – патриотическому воспитанию «Белый голубь», «Мы этой памяти верны», «Юный эколог», «Освети путь домой», «Неопалимая купина» (Приложение).
Методы оценки эффективности программы комплексных мероприятий
Опрос детей и родителей.
Риски: Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей.
Отсутствие необходимого материала, информации.
Проведение бесед, показ открытых мероприятий, совместные коллективные дела детей и родителей.
Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек.
Результативность, эффективность формирования духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников 5-7лет через познание основ православной культуры можно выявить путем исследования.
Обследование дошкольников проводится два раза в год в течении периода работы по программе. В конце проводится итоговая диагностика по результатам. На основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.
по программе реализации комплексных мероприятий «Дорогою Добра»
по духовно-нравственному развитию и воспитанию старших дошкольников за 2020 – 2021учебныйгод
Итак, в процессе реализации данной программы проводился мониторинг, в котором приняло участие 50 детей. На начало года было выявлено 2 ребенка с низким уровнем, детей со средним уровнем сформированности основ духовно-нравственного развития и воспитания- 48. За год реализации данной программынаблюдаетсяположительнаядинамикавсформированностиосновдуховно-нравственного развития и воспитания: 1 ребенок – низкий уровень, 35 детей –среднийуровень,14детей –с высоким.