«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КУТЕРНИЦКОЙ М. П.
«Традиции моей семьи» Цель:Воспитание бережного отношения к традициям своей семьи. Цель:Бережное к традициям своей семьи
«Мое отношение к природе» Цель:Воспитание бережного отношения к окружающей среде. Цель:Воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде.
«Здоров будешь-все добудешь! Цель:Приобщение детей к здоровому образу жизни. Цель :Приобщение детЦЦЦей к здоровому образу жизни.
«Как прекрасен этот Мир!» Цель:Выявление творческих способностей учащихся.
Первенство Алт.края по волейболу
Новогодний турнир по волейболу
Спартакиада школ района
Лингвари-ум «Чудо на колесах»
Благодарность за успехи в изучении нем.яз.
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
татьяна ашихмина Мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся начальной школы «Спешите делать добро»
Ашихмина Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
МКОУ «Пригородненская средняя
Щигровского района, Курской области.
1.1 Тематическое направление – духовно-нравственное воспитание.
1.2 Тема воспитательного мероприятия : «Спешите делать добро» и обоснование её выбора.
Публикация «Мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся начальной школы „Спешите делать добро“» размещена в разделах
Сегодня особую тревогу у общества и государства вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Не секрет, что в настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, великодушии,милосердии, справедливости.
Школа – это тот островок в нашем сложном и прагматичном мире, где учат добру, справедливости,честности и любви кближнему. Кто, как не школа, должна заботиться о нравственном становлении личности?
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, гражданская и культурная жизнь школьников.
На протяжении веков в нашем обществе существовали ценности, которые «впитывались» в ребенка с молоком матери, ценности, составляющие менталитет нашего человека. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше сочетается с данным вопросом.
Школа призвана развивать эти ценности, а возможно, и формировать их у учащихся. Всё это обусловливает особую значимость данного мероприятия по нравственному воспитанию.
1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).
Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 7-летних обучающихся 1Б класса МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа».
1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Спешите делать добро» имеет большое значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя 1класса. Нравственность не бывает спонтанной, а значит нужна планомерная работа, предполагающая не только личностный, но и системно – деятельностный подход, ориентированный на развитие этой личности. В связи с этим в программе «Духовно – нравственного воспитание младшего школьника» определено место мероприятию «Дорогою добра!». Данный классный час входит в систему мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие личности младших школьников.
1.5 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цели: формировать представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.
– показать значимость положительных качеств личности, важных для построения позитивных отношений между людьми;
– обучать моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
-способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых поступков;
-развивать коммуникативные навыки, речь;
– формировать доброжелательную атмосферу, направленную на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива.
Форма мероприятия – игра-путешествие.
Ученик получит возможность сформировать:
1. Личностные УУД:
– представление о ценностях жизни.
– оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
– положительное отношение к сверстникам;
– стремление жить в гармонии с одноклассниками.
2. Регулятивные УУД:
– осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
3. Коммуникативные УУД:
– учиться высказывать предположение (версию);
– уметь работать в группах.
– развивать умение разрешать внутренние разногласия;
– уметь договариваться и разрешать конфликты.
4. Познавательные УУД
– осуществлять поиск необходимой информации;
– строить речевое высказывание;
– синтез объекта с выделением существенных признаков.
-получат представления о добре и зле, научатся различать данные качества
в различных жизненных ситуациях.
1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование его выбора.
Форма проведения воспитательного мероприятия – игра-путешествие.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка младшего школьного возраста. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства. Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивает детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам, близким.
1.7 Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.
– игровые технологии (моделирование жизненно-важных ситуаций и поиск путей их решения);
-коммуникативно-исследовательские технологии (организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, дискуссия, диалог, поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса).
1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические материально-технические, информационные и др).
Для успешного проведения данного внеклассного мероприятия большое значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации являлся интернет.
При проведении мероприятия необходим проектор, экран, компьютер, колонки, макет сердечек. слова-капельки, чаша, сигнальные карточки- светофоры, слова для составления пословиц.
1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данная методическая разработка может быть использована при подготовке и проведении воспитательного мероприятия,в общеобразовательном учреждении для организации досуговой и внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей, а так же в учреждении дополнительного образования (детском саду).
2 Основная часть
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия
На этапе подготовки мероприятия необходимо продумать:
• определение темы, постановку целей;
• составление плана подготовки мероприятия;
• определение его хода и содержания;
• анализ и подбор литературы (интернет);
• определение методов и приемов;
• составление сценарного плана, разработку и оформление сценария;
• подготовку дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита («ковёр-самолёт», чаща, слова для составления пословиц, сердца из бумаги, «капельки – слова», костюм Бабы Яги);
• изготовление наглядного материала, плакатов (плакат с названием темы мероприятия).;
• определение участников, распределение ролей (чтецы, Баба Яга);
• определение места, времени и даты проведения;
• репетицию, корректировку сценария (выход Бабы Яги, чтецы стихотворений);
• подготовку, проверку и установку оборудования, технических средств (проектор, экран, компьютер, колонки, звукозаписи песен);
• оформление помещения.
2.1 Описание проведения воспитательного мероприятия
Тема:«Спешите делать добро»
Ход занятия
(В центре комнаты находится ковёр. Дети сидят по периметру ковра)
I. Организационный момент. Психологический настрой.
-Я обернулась, но никого не увидела. Я даже немного испугалась, но кто-то мне сразу сказал: «Не бойся, я просто хотел с тобой подружиться».
Я повернула в сторону голову и увидела маленького ангелочка. (слайд Ангел)
-Я ответила, что мне грустно, одиноко
-Скажите, а почему человеку бывает грустно? (ответы детей)
Тогда он сказал: «А хочешь, я буду приходить к тебе, когда тебе будет грустно, и играть с тобой?»
И он на ухо шепнул мне лекарство от грусти, от скуки, от одиночества. Хотите узнать секрет этого лекарства?Сегодня мы сами создадим это волшебное лекарство и будем наполнять вот эту чашу волшебством. ( Показываю чашу)
II. Работа по теме:
1. Понятие «Вежливость».
Но так как наше лекарство будет волшебным, я предлагаю вам отправиться в сказку. В сказках встречаются волшебные предметы. Какой волшебный транспорт нам поможет быстрее отправиться в путь (дети называют волшебные предметы). Вот на этом ковре мы и отправимся в путь.
-Но попасть на ковер могут только вежливые дети. Вы вежливые ребята?
– Попасть на ковер можно только с помощью вежливых слов.
-Я первая. Лиза, у тебя очень красивые и добрые глаза. (подаю руки и приглашаю к себе.)
Теперь Лиза приглашает кого-нибудь.
-Мы все оказались на ковре.
-Что мы использовали, чтобы попасть на ковер? (вежливые слова)
Что же мы добавим первым компонентом в лекарство? – (Вежливость).
(Опускаю в чашу капельку, на которой написано вежливость.)
2. Понятие «Дружба»
-Вот мы и на ковре. Но чтобы волшебный ковёр перенёс нас в сказку, мы произнесём волшебное заклинание, повторяйте его за мной:
-Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! («Волшебник изумрудного города» А. Волкова);
– И куда же мы попали? (слайд Избушка Бабы Яги)
А кто здесь живёт, мы узнаем, если отгадаем загадку.
– Бабка эта кривонога и горбата, как клюка.
-Давайте её послушаем.
Баба Яга (Подготовленный старшеклассник или родитель) :
– Не печалься баба Яга. Мы готовим волшебное лекарство и тебе мы тоже поможем.
-Да чем вы мне сможете помочь? Вы слабые.
– Нет, мы сильные. Возьмемся за руки.
– Вы недружные.
-Нет, мы дружные. Еще крепче обнимемся.
-Нет, мы добрые.
-Нет, мы одна семья.
-Ура – руки вверх
-Мы смогли убедить Бабу Ягу, что нам в этом помогло – наша дружба.
– Что такое дружба? (ответы детей)
-Наша чаша наполнилась еще одним компонентом – это дружба.
(кладём капельку со словом дружба в чашу)
-А Бабу Ягу мы приглашаем присоединиться к нам. (садится с ребятами)
3. Понятие «Доброта»
-Послушайте стихотворение. О чем оно?
(читает подготовленный ребёнок)
Я как-то в дом принёс щенка,
Чтоб подкормить его слегка,
Ну, что ж, – сказала мама, – пусть
в глазах его такая грусть!
Я во дворе нашёлпотом
Котёнка чуть живого,
– Ну, что ж, – сказала мама, – пусть
он поживёт немножко,
Найдётся каши ложка
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца
Мы с ним домой явились.
Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Сказала мама: – Пусть живут –
в квартире так чудесно,
а если потесниться тут
и нам найдётся место
-О чем оно?
-Слово «добро» является исконно русским. Добро, доброжелательность всегда ценились русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Люди издавна с благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. Даже в старинной русской азбуке буква «Д» называлась «добро».
Составление пословиц о доброте
(Работа в группах)
Задание: По группам из слов составить пословицы (карточки со словами выдаются по группам)
-Какие пословицы у вас получились?
Без добрых дел нет доброго имени.
Добрые дела красят человека.
Доброе слово и железные ворота открывает.
О чём эти пословицы? (о доброте)
– Что такое доброта? (ответы детей)
(Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение людей).
– Какого человека можно назвать добрым? (ответы детей)
(Добрый человек – это тот, кто, любит людей, кто готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её, любит зверей и птиц помогает им. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)
-У доброго человека и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».
– Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе? (Полить цветы, помочь ученику, помочь учителю, хорошо себя вести на перемене.)
-Дома? (помогать родителям по дому)
– В природе? (не обижать животных, растения, подкармливать зимой птиц)
-На улице или в транспорте? (уступать место, перевести через дорогу, в магазине говорить спасибо)
Игра «Стоп – красный свет»
-Вы знаете, что когда горит красный свет светофора идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале.
-Я буду рассказывать эпизоды, как только вы заметите плохой поступок – Поднимите красный кружок, добрый поступок – зелёный кружок.
• Брать без спросу чужие вещи.
• Заботиться зимой о птицах.
• После игры убирать на место игрушки, книжки, цветные карандаши.
• Не помогать взрослым.
• Дёргать за хвост собак или кошек, бросать камни в птиц.
• Обижатьтех, кто младше и слабее.
• Не уступить место в автобусе.
• Ломать ветки деревьев и кустов.
• Помогать там, где нужна моя помощь;
• Заботиться о близких;
• Выручать друзей в беде;
• Улыбаться тем, с кем общаешься;
-Что опустим в чашу – Доброта, добрые дела.
(Кладём капельку со словами в чашу)
4. Понятие «Честность».
-Мы живём с вами на планете Земля. Еслина ней живёт добро, значит,есть и зло, значит, люди могут совершать добрые и злые поступки и дела.
-Из вас кто-нибудь совершал в жизни не очень добрые поступки?
-Наверное, каждый в жизни сделал что-нибудь не очень хорошее и потом об этом сожалел и переживал.
-Я вам раздам каждому из вас сердце, а вы очистите свои сердца и пошепчите ему свой не очень хороший поступок и попросите прощения.
-Я могу сказать вслух. Я нечаянно разбила вазу и сказала, что это сделал брат. Прости меня, я всегда буду честной.
-Скажите, когда совершишь не очень хороший поступок, каким надо быть? (Честным, правдивым)
-Что такое честность?
-Сложим в чашу капельку со словом честность.
5. Подведение итогов
-У нас с вами получилась вот такая чаша с волшебным напитком.
-Бабе Яге отольём? («Плескаем» на Бабу Ягу)
– А ещё кому? (ответы детей)
(«Выливаем» на себя, на гостей)
-Сколько добра не отливай, его меньше не становится.
-А теперь давайте посмотрим на Бабу Ягу в волшебные очки. ( Дети имитируют очки)
-Какая она стала? (ответы детей)
Подарок для Бабы Яги.
Дети читают стихотворения для Бабы Яги
(Дети читают стихи)
1. Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок,
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
2. А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Еслидоброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
– А теперь нам пора возвращаться назад. Произнесём волшебное заклинание.
-Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики!Раз, два, три.
-А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
-Ребята, а вы помните, как начиналось сегодня наше занятие? (Мы улыбались друг другу)
– Возьмитесь снова за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.
-Я всё поняла. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
-Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела.
– Много славных дел ждет вас, но прежде вы должны вырасти добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.
– Чтобы стать добрым человеком, что вы для этого будете делать?
(Приём «Живой микрофон» :каждый говорит, что он сделает, чтобы стать добрым. Нафоне песни «Дорогою добра». Звук убавляется.)
Татьяна Кудряшова Роль внеклассных мероприятий в нравственном воспитании
Доклад: «Роль внеклассных мероприятий в нравственном воспитании»
Тема педагогического совета: «Нравственное и духовное воспитание современного человека».
Цель: развитие системы работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности; мотивация деятельности педагогического коллектива на усиление нравственного и духовного воспитания учащихся.
Основные положения доклада:
1. Нравственное воспитание и его роль в развитии личности;
1.2. Формирование нравственных качеств личности;
Публикация «Роль внеклассных мероприятий в нравственном воспитании» размещена в разделах
1.3. Общее понятие о формах нравственного воспитания;
Глава 2. Виды внеклассных воспитательных мероприятий направленных на развитие нравственных качеств в личности;
2.1. Эстетическое воспитание как метод повышение нравственных качеств личности
4. Список используемой литературы.
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков не обладающих определенной культурой. Нравственное воспитание является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б. Т. Лихачёва, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Ф. Свадковского, В. А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления.
1. Нравственное воспитание и его роль в развитии личности.
1.2. Формирование нравственности учащихся.
Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на её моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств, но и является главной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы и методы).
1.3. Общее понятие о формах нравственного воспитания.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного
процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация.
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания :
1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т. д.);
2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т. п.);
3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.
По мнению Н. И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Процесс нравственного воспитания двухсторонний : с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения. Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.
Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.
направленных на развитие нравственных качеств в личности.
2.1. Виды внеклассных мероприятий.
Понятие о видах внеклассной работы. Классные занятия, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.
Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.
Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей, – факультативные занятия. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение.
Организационная структура кружков, творческих объединений, студий весьма разнообразна, хотя можно выделить и общие для всех этих форм принципиальные структурные элементы. Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся. Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность. Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели детской книги, театра, музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами.
Экскурсии – форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам. Олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок, технических конструкций. Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.
2.2. Эстетическое воспитание как метод повышение нравственных качеств личности.
Роль эстетического воспитания в развитии личности. Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты — значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В. Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник — образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.
Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, A. M. Горький называл эстетику этикой будущего.
Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в своих вещевых мешках полюбившиеся им художественные произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Николая Островского, и почти полностью повторившего его судьбу писателя Николая Бирюкова – автора известного романа «Чайка». Роман об отважной партизанке Великой Отечественной войны Лизе Чайкиной. Николай Бирюков около 30 лет пролежал пораженный жестокой болезнью в постели и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы остаться в строю. Такой же страдальческий, но почетный путь прошел белорусский писатель Виссарион Горбук, который после тяжелого ранения в боях с фашистскими захватчиками потерял способность к передвижению и, будучи надолго прикованным к постели, остался в жизненном строю, создал немало художественных произведений для детей и взрослых.
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
Особенно важно показать красоту мужественных патриотических поступков русских людей, их идейно-политической стойкости и преданности своему гражданскому долгу.
Для раскрытия нравственного содержания искусства широко используются различные формы внеклассной работы. В школах проводятся тематические литературно-художественные вечера: «Песни и музыка Великой Отечественной войны», «Мотивы морали и нравственной чистоты в музыке», «Идеи патриотизма в изобразительном искусстве» и др. Эти мероприятия оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей и поведения.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому в данной работе рассматриваются проблемы нравственного воспитания школьников.
Также в данной работе были рассмотрены внеурочные формы организации обучения, которые дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать творчество, тем самым, повышая уровень нравственного воспитания.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются :
1. Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.
2. Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, половозрелые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
1. Каджаспирова Г. М. Педагогика – М. : Гардарики, 2007, -528с.
2. Подласный И. П. Педагогика – М. : Владос, 2005, -574 с.
3. Скалеренко А. Б. Общая педагогика – М. : Юнити-Дана, 2006, -479 с.
4. Харламов И. Ф. Педагогика – М. : Гардарики, 2000, -519 с.
5. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций – М. : Прометей; Юрайт, 1998, 464 с.
6. Рожков М. И. Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 450 с.
7. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 1998, № 9-10.
8. Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.