НОВЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ХИМИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ХИМИИ

Современный урок химии в условиях перехода на ФГОС

Павлова Светлана Сергеевна,учитель химии МБОУ «СОШ №12им. В.Д. Волошиной» г. Кемерово

Самое главное – научить человека мыслить. Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения; прогнозировать их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способным к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. « От образования людей страны зависит ее будущее» (Бенджамин Дизраели). Идет модернизация образования.  Принятие нового ФГОС общего образования- основа для построения содержания, форм и методов образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.2. Федеральный государственный стандарт общего образования         Федеральный государственный стандарт общего образования определяет нормы и требования обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственный стандарт общего образования служит основой для разработки учебного плана, примерных программ по учебным предметам; объективного оценивания уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективного оценивания деятельности самих образовательных учреждений; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащения учебного процесса, оборудования учебных помещений. Современный учитель должен при подготовке к урокам обязательно знать требования ФГОС по его предмету.«Мастерство учителя — это специальность, которой надо учиться».      3. Особенности преподавания химии в контексте новых ФГОС         Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования нового поколения, предметными компетенциями по химии на базовом уровне являются : овладение правилами безопасного обращения с веществами, приемами оказания первой помощи при травмах и отравлениях; систематизация основных законов химии и химических теорий в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; овладение химической терминологией и  символикой; распознавание веществ и материалов на основании внешних признаков и важнейших характерных реакций; составление химических уравнений реакций и проведение по ним расчетов; способность пользоваться периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева; понимание энергетических характеристик превращений веществ и их влияния на оптимальные условия протекания этих превращений; способность применять полученные знания при объяснении химических явлений в быту, промышленности и сельском хозяйстве, а также в живой природе; осознание и разъяснение необходимости экологически грамотного поведения в окружающей среде; выявление и описание причин и последствий химического загрязнения окружающей среды, его влияния на живые организмы и здоровья человека. ( С. И. Гильманшина, С. С. Космодемьянская. Методологические и методические основы преподавания   химии в контексте   ФГОС ООО).         В ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО) нового поколения особое внимание уделяется вопросам формирования универсальных учебных действий (УУД). В программе формирования УУД выделены следующие важные их виды: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. У УД не могут быть реализованы без сформированных соответствующих универсальных учебных умений (УУУ). Поэтому химик-педагог должен в своей образовательной практике стремится реализовать важнейший принцип: от УУУ к УУД, которые не могут быть реализованы вне предметных результатов, представляющих «сплав» химических знаний, специфических умений –действий, творческого опыта и ценностных отношений в данной предметной области. ( М С. Пак. Теория и методика обучения химии). Главным содержанием обучения становится таким образом, не усвоение фактов, а овладение методологией творческого использования основ наук              Универсальные учебные действия

Функция УУД-обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться. 4. Классификация уроков и требования к ним в соответствии с ФГОСОсновной организационной формой обучения остается урок. Безусловно урок должен быть систематичным, последовательным и прочным в усвоении знаний учащихся. Эффективность урока во многом зависит от умелого выбора методов обучения и их структуры. рождение любого урока очень сильно зависит от осознания и правильного определения его конечной цели.«Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» (В. А. Сухомлинский). Современный урок химии в условиях реализации ФГОС имеет свои особенности. Цели  урока ставятся с тенденцией передачи функции от учителя к ученику; учитель обучает учащихся осуществлять рефлексивное действие; используются методы, формы, приемы обучения, повышающие активность учащихся в учебном процессе; учитель владеет диалогом, учит учащихся ставить вопросы; он  эффективно умеет сочетать проблемную и репродуктивную формы обучения; на уроке ставятся задачи и определяются критерии самооценки и самоконтроля; учитель оценивает реальное продвижение в познании предмета;  поощряет собственную позицию учащегося.«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант-значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» В. А. Сухомлинский. Современный урок, основанный на требованиях ФГОС, имеет следующие особенности: он носит личностно-ориентированный характер, то есть теперь личностный, а не предметный результат становится целью, потому что важно, какие изменения произойдут с личностью учащегося, а не какая сумма знаний будет у него в результате обучения в школе; методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, а на основе универсальных способов действия развивается личность ученика; в центре внимания современного урока стоят компетенции ученика и его способность применять полученные знания на практике. Учитель химии, используя межпредметные и внутри предметные связи, поможет учащимся понять, что химия не является изолированным предметом.             Классификация уроков в соответствии с требованиями ФГОС

Тему современного урока формулируют сами учащиеся, учитель подводит их к осознанию и формулировке темы. Также сами учащиеся, определив границы знания и незнания по данной теме, ставят цель урока и задачи, с которыми они должны справиться на уроке. Учащиеся планируют и способы достижения намеченной цели, в этом им помогает учитель. Они осуществляют учебные действия по этому плану, учитель же консультирует, осуществляет контроль. Учащимися применяются формы взаимоконтроля и самоконтроля. Далее учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. Проводится рефлексия. Домашнее задание учащиеся выбирают сами из предложенных учителем заданий, оценивая свои возможности.  «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью» (Лев Толстой). Каким будет   урок – решать каждому учителю лично. В возможности выбора и состоит новизна российского образования.                                                                               5. Понятие «современный учитель»Понятие современный урок связано с понятием современный учитель. В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю. « Учитель – это профессионал, который:

Это учитель, применяющий развивающие технологии. Современный учитель обладает информационной компетентностью». Современный учитель – это учитель, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников. Еще К. Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться: «Педагог живет до тех пор, пока учится сам». Учитель, проектируя урок, должен уметь в современных условиях составлять технологическую карту урока. Она отличается от традиционного конспекта урока. Учитель, планируя урок, определяет не только свою деятельность на уроке, но и деятельность учащихся на отдельных этапах урока и на уроке в целом. Главная задача учителя поставить правильно проблемные вопросы для учащихся, с целью достичь результата. Учитель должен уметь сделать анализ успехов на уроке учащихся и своих лично, но он не забывает и про коррекцию ошибок. Анализ и самооценка урока нужна и для учителя, и для учащихся.                                                       Этапы конструирования урока:

1.  Определение темы учебного материала

2. Определение дидактической цели  темы.

3. Определение типа урока.

4. Продумывание структуры урока.

6. Отбор содержания учебного материала.

7. Выбор методов обучения

8. Выбор форм организации обучения

9. Оценка знаний, умений и навыков

10. Контроль и самопроверка знаний

11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия.                       «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» (К. Ушинский).                                                                     «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». ( Уинстон Черчилль).6. Проблемы совершенствования современного урока химии

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок химии выделяют следующие.

Работая по ФГОС, учитель анализирует свой предыдущий опыт. Он должен начать работать по-новому. Ответственность учителя в условиях ФГОС возрастает многократно. Школа и учителя не просто являются источниками информации, а формируют умения самостоятельно добывать знания у учащихся. Обучение должно стать творческой деятельностью. Современный урок должен быть уроком познания, но одновременно и уроком открытия, уроком   самопознания и уроком самореализации. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». В. Ключевский.«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» (Плутарх).«Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью, чтобы зажечь другого, надо самому гореть». ( Ж. Сименон) «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». Б. Шоу. Сложностей при введении новых ФГОС достаточно много. Однако   большинство из   них решаемы на уровне   конкретного   учебного заведения. Необходимо помнить, что даже самые подробные методические материалы, современное оборудование не помогут получит эффективный результат, если специалисты не начнут с себя. Гарантией достижения целей, поставленных ФГОС, являются новая позиция, сознание, отношение, кардинально отличающиеся от прежних представлений об образовательном процессе. Существуют кадровые проблемы: устойчивая методика преподавания, сложившаяся ранее, замедляет реализацию ФГОС; реализация проектной работы требует от учителя владения определенными технологиями в совершенстве. Но положительных моментов гораздо больше:1) улучшились материально-технические возможности образовательных учреждений — это позволяет организовывать урочную и внеурочную работу эффективно и мобильно;2) учащиеся получают положительный коммуникативный опыт, они проявляют себя активной, творческой личностью;3) учащиеся   самостоятельно активно работают с информацией, интерпретируют ее, создают презентации; активно вступают в диалог; рассуждают, делают выводы; анализируют   и оценивают свою деятельность.                                              «Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение, предпринимать различные действия. Оно должно позволить человеку понять себя и окружающую среду и содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе» (Ж. Делор, Международная комиссия по образованию 21 века).   У учителей заметно усиление положительной мотивации в отношении новых ФГОС   расширены представления о содержании стандартов; повышается мастерство в ходе освоения новых технологий. Введение   ФГОС общего образования сопровождается: реализацией национальной учебной инициативы в деятельность образовательных учреждений;  классных руководителей, учителей-предметников; обновление технологий и содержания образовательного процесса в контексте новых ФГОС; ознакомление с информационно- и учебно-методическими материалами, необходимыми для решения поставленных задач; изучением особенностей современного урока, проектно-исследовательской и внеурочной деятельности; разработкой технологии оценивания УУД, качества обучения, подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ; совершенствованием преподавания; мониторингом образовательного процесса; анализом его эффективности.«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». А. Барбюс 8. Информационные материалы:                                                                                                                        1. А. А. Елизаров. Методическое пособие для учителя. Химия. У МК для основной школы. 8-9 классы. Издательство «Бином».2. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения государственного стандарта общего образования».3. С. И. Гильманшина, С. С. Космодемьянская. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте   ФГОС ООО. Учебное пособие. Казань 2012.4. М. С. Пак. Теория и методика обучения химии. Санкт-Петербург. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2015. Учебник для ВУЗов.5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15).6. С. Х. Галимова. Статья на тему: «Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС»

«Особенности преподавания химии в контексте новых ФГОС»

В системе естественнонаучного образования курс химии занимает важнейшее место, которое характеризуется ролью данной науки в познании законов природы, в материальной жизни общества, в разрешении глобальных проблем, а также формировании научной картины мира. Помимо этого, велика роль химии в формировании экологической культуры личности, так как экологические проблемы в своей основе обладают химической природой. Важно отметить, что недостаточность экологической грамотности, а также недооценка роли химии в научно-техническом развитии человечества будет угрожать безопасности человека и природы.

Сегодня отмечается тенденция стремительного изменения школьного образования, стремящееся «догнать» современные социально-экономические и общественные преобразования. Основное же изменение в современном обществе, которое существенно повлияло на ситуацию в области образования – ускорение темпов его развития и совершенствования. Сегодня заметно вырос объем потребляемой и перерабатываемой человеком информации. Все эти факторы вынуждают учителей отходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий и программ.

Важно также отметить, что современная дидактическая образовательная модель, складывающаяся в рамках внедрения новых стандартов образования, базируется на компетентностной образовательной парадигме.

Отличительная особенность стандартов образования второго поколения – их нацеленность на обеспечение перехода от ретрансляции знаний к формированию и развитию творческих потенций обучающихся, подготовке их к жизни на базе системно-деятельностного подхода.  ФГОС, ориентированные на новые образовательные результаты, указывают на ценность системно-деятельностного подхода к процессу обучения, а также устанавливают требования к: структуре программ образования; результатам освоения образовательных программ; условиям и ресурсному обеспечению реализации программ образования.

Таким образом, актуальность данного исследования продиктована тем, что в настоящее время в связи с внедрением образовательных стандартов второго поколения в образовательном пространстве общеобразовательных учреждений, а также организациях среднего профессионального образования осуществляются перемены на концептуальном уровне, которые требуют от педагогов ряда следующих условий: освоения нового содержания образования; перемен в организации учебного процесса; значительного изменения ценностной позиции учителей, а также освоения соответствующей нормативно-правовой базы образования.

Объект исследования – целостный процесс преподавания курса химии.

Предмет исследования – специфика обучения химии в условиях внедрения в образовательное пространство ФГОС второго поколения.

Цель исследования – изучить особенности преподавания курса химии в контексте внедрения в процесс образования новых Федеральных государственных стандартов.

Постановка цели исследования потребовала решения следующих

В ходе данного исследования мы применяли следующие  сбор, анализ и синтез научно-исследовательской и методической литературы; анализ ФГОС первого и второго поколения; анализ структурных моментов современных уроков химии в контексте реализации требований ФГОС нового поколения; системный анализ; метод обобщения.

представлена в следующем виде: введение; три главы; выводы по главам; заключение; список используемой литературы и источников; приложение.

ГЛАВА 1. О СОБЕННОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

На сегодняшний день актуальной является проблема стандартизации школьного химического образования. Это связано в большей степени с тем, что современные общеобразовательные учреждения сегодня стоят на этапе перехода на новые, более свободные формы организации учебного процесса.

Образовательный стандарт второго поколения обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность базовых программ образования начального, основного и среднего общего образования. Помимо этого, ФГОС нового поколения содержит в себе требования к:

– результатам освоения образовательных программ;

– структуре основной программы образования (основные требования к соотношению ее частей, их объему, к соотношению ее обязательной части и части, которая формируется участниками процесса образования);

Процесс внедрения ФГОС в образовательное пространство – трудоемкий и достаточно сложный процесс, требующий обширной разъяснительной работы среди контингента педагогов и родителей о целях и задачах ФГОС, его целесообразности и актуальности для образовательной системы, для учащихся и их семей. Необходимо обеспечить гласность и прозрачность всех без исключения действий, процедур, результативный общественно-государственный контроль над процессом внедрения ФГОС в образовательное пространство.

В рамках данного исследования для нас представляют интерес цикл естественнонаучных предметов. Итак, естественнонаучные предметы по итогу освоения общего образования должны обеспечить выпускнику:

– формирование целостной научной картины мира;

– осознание увеличившейся роли естественных наук в современном мире, неустанного процесса эволюции научного знания;

– овладение научным подходом к разрешению разнообразных проблемных задач; овладение навыком постановки гипотез, конструирования, осуществления опытно-практической деятельности, оценивания полученных результатов;

– овладение умениями сопоставления экспериментальных и теоретических знаний с объективными жизненными реалиями;

– овладение экосистемной познавательной моделью, и ее реализация с целью прогнозирования экологических рисков для здоровья человечества, безопасности жизни, качества окружающей среды;

– осознание важности концепции устойчивого и непрерывного развития;

Итак, целью изучения предмета химии является:

– формирование и развитие первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение учащимися понятийным аппаратом, а также символическим языком химии;

– осознание учащимися объективной важности базы химической науки как сферы современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как базисной основы большинства явлений живой и неживой природы;

– овладение обучающимися основами химической грамотности, то есть способность анализировать и объективно расценивать жизненные ситуации, которые так или иначе связаны с химией, навыком безопасного обращения с веществами, которые используются в повседневной жизни;

– формирование и развитие навыков установления связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями, которые происходят в микромире, умений объяснять причины разнообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения;

– приобретение учащимися опыта применения разных методов изучения веществ: наблюдение за их приращениями при осуществлении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования;

В контексте нового ФГОС, требования к предметным результатам освоения базового курса химии заключаются в следующем:

– сформированное представление о месте химической науки в современной научной картине мира, понимание важности химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека с целью разрешения практических задач;

– владение основным химическим понятийным аппаратом, теориями, законами, а также закономерностями, уверенное и адекватное применение химической терминологии и символики;

– владение ключевыми методами научного познания, которые активно применяются в химии, такие как: наблюдение, эксперимент, описание, измерение;

– сформированное умение предоставлять количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

– владение правилами безопасности и техники при применении химических веществ;

Итак, подводя итоги по данной главе хотелось бы отметить, что ФГОС ООО по общему количеству нововведений носит беспрецедентный характер. Впервые образовательный стандарт расценивают как некую «конституцию школьной жизни». Новый стандарт обладает своими специфическими особенности, ключевые их них: так называемая совокупность трех «Т» – требования к результатам освоения основной образовательной программы, требования к структуре освоения основной образовательной программы и требования к условиям освоения основной образовательной программы; системно-деятельностный подход является методологической базой нового стандарта; новый ФГОС утверждает новые требования к планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы.

ГЛАВА 2. С ПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В СВЕТЕ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

2.1. Системно-деятельностный подход и система построения курса химии в свете ФГОС второго поколения

Как было уже отмечено, основой нового образовательного стандарта является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

– формирование и развитие готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

– проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в образовательной системе;

– активную и непосредственную учебно-познавательную деятельность учащихся;

Вышесказанное фактически означает, что процесс обучения на каждом своем этапе, начиная от планирования курса до этапа итогового контроля, должен быть ориентирован на развитие личности и личностных способностей учащихся. Очевидным становится то, что деятельностный подход в значительной степени меняет саму систему взаимоотношений «учитель-ученик».

Рассмотрим более подробно систему содержания и построения курса химии в контексте нового ФГОС.

Систематичность характеризует последовательность изучения учебного материала, последовательное развитие понятий. При осуществлении данного принципа необходимо учитывать закономерности процесса незнания, движение от известного к неизвестному, от простого к сложному. Так, к примеру, изучение свойств веществ происходит с опорой на знания их состава и строения, а их применение на знания их свойств.

Принцип связи с теории с практикой носит прикладной характер и обеспечивает мотивацию к процессу обучения.

Особенным значением обладает принцип историзма, способствующий осуществлению научной логики в процессе обучения.

I группа – известные теории (атомно-молекулярная теория, теории строения атома и вещества, учение о периодичности, теория электролитической диссоциации, современная теория строения органических веществ).

II группа – законы (закон сохранения и превращения энергии, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон сохранения массы вещества и т.д.).

III группа – химические понятия. Каждое из химических понятий представляет собой сложнейшую систему более мелких понятий. Подобных систем понятий в школьном курсе химии четыре – вещество, химический элемент, химическая реакция и основы химического производства.

IV группа – методы химии. Хотелось бы отметить, что здесь автор имеет в виду не методы обучения химической науки, а именно методы исследования, которые здесь применяются и способствующие новым научным открытиям, созданию химических теорий. В виду того, что химия – экспериментально-теоретическая наука, то она знакомит обучающихся с общенаучными и специфическими методами исследования в химии. Здесь учащиеся обучаются выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальным способом, делать выводы.

V группа – факты, которые обнаруживаются, как правило, посредством проведенных экспериментов либо других методов исследования, зачастую фактический материала получают при помощи специальных приборов. Факты возможно узнать от учителя, вычитать в учебнике либо других источниках информации.

Химические теории рождались не одновременно, а по мере возникновения фактов, которые не представлялось возможным объяснить на основе уже имеющихся теорий, таким образом возникали новые теории, которые расширяли и углубляли имеющиеся понятия. Многие курсы химии построены по такому принципу. Каждая из основных теорий школьного курса химии являет собой своеобразный рубеж, через который проходят химические понятия, которые по мере прохождения нового уровня претерпевают качественные изменения. Данные изменения принято называть развитием понятий. Структуру содержания школьного курса химии мы представили схематически и отразили в качестве приложения 1. Из этой схемы можно понять, что химические понятия как бы объединяют курс химии в единое целое.

Итак, пропедевтический курс дает возможность ввести обучающихся в область простейших химических знаний и умений, начиная с 7 класса. Таким образом, изучение первоначальных химических понятий на 1 год раньше даст возможность, что называется «разгрузить» довольно сложную по содержанию, с большим объемом учебной информации программу по химии в 8 классе. Обучающимся предоставляется время для освоения химического языка, символики, приобретения элементарных практических умений, что даст возможность более осмысленно подойти к использованию некоторых ключевых понятий уже в 8 классе. Помимо этого, пропедевтический курс в значительной степени освобождает часы в 8 классе на более углублённое рассмотрение материала таких разделов, как: «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений», «Периодическая система и периодический закон Д. И. Менделеева. Строение атома».

В 7 классе учащиеся приобретают навыки решения элементарных расчетных задач по химическим формулам, в связи с этим, уже в 8 классе у учителя появляется возможность увеличить количество часов на приобретение умений решать более сложные типы расчетных задач, таких как: вычисление объемов газов, расчеты по химическим уравнениям.

Изучение курса химии, начиная с 7 класса дает возможность на более раннем этапе обучения пробудить у обучающихся интерес и развить склонности к естественным наукам, а это, в свою очередь, даст возможность осознанно выбрать обучающимися химический профиль для дальнейшего образования.

Очевидно, что такие важнейшие понятия курса химии как «вещество», «химические реакции», «химический элемент» и «химическое производство» тесно взаимосвязаны друг с другом и их всестороннее изучение не представляется возможным в отрыве друг от друга.

После названной темы, как правило следует изучение периодического закона и системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периодический закон занимает главенствующее положение в курсе химии. Именно он определяет дальнейшее изучение неорганической химии по группам периодической системы или по периодам. Посредством периодического закона, в своем большинстве, объясняется строение атома, степень окисления и химическая связь.

Все вышесказанное в дальнейшем будет служить базой для прогнозирования химических свойств веществ и основной для формирования представлений о химических реакциях. Собственно, реакции будут подробно рассмотрены в дальнейшем в «Электролитической диссоциации».

Хотелось бы также отметить, что в любом без исключения курсе химии все компоненты системы понятий о веществе находят свое дальнейшее развитие. В случае, если какой-либо компонент не раскрывается, это необходимо считать недостатком курса, и подобный компонент образно принято называть «тупиковым понятием». Его следует либо исключить, либо учитель самостоятельно будет дополнять содержание. Осталось лишь заметить, что школьный курс органической химии, в своем большинстве, выстраивается с ориентацией на развитие системы понятий о веществе.

Таким образом, подводя итоги, хотелось бы отметить, что в свете введения ФГОС нового поколения в процесс образования, методологической основой образовательного процесса является системно-деятельностный подход, подразумевающий всестороннее развитие личности учащихся. Изменения произошли и в системе содержания и построения курса химии в контексте нового ФГОС. До недавнего времени все программы и учебники курса химии в школе соответствовали линейному построению курса, котрая начиналась с изучения неорганической химии в 8 классе. В основе новой структуры обучения химии положен концентрический принцип построения курса, предполагающий изучение основ органической и неорганической химии в 8-9 классах, и углубленное изучение теоретических и практических аспектов химии в старших классах (10-11 классы). Современное содержание курса химии в школе осуществляется в три этапа: 1 этап (пропедевтический); 2 этап (основной) и 3 этап (профильный).

2.2. Методы и подходы к процессу обучения в преподавании химии в свете новых стандартов образования

В процессе анализа ключевых характеристик инновационных технологий образования удалось выделить специфические методы и подходы к преподаванию на разных ступенях образования:

– Проектно-исследовательская деятельность;

– Использование ИКТ;

– Личностно-деятельностный подход;

– Портфолио достижений;

– Здоровьесберегающие технологии.

В рамках данного исследования остановимся более подробно на первых двух технологиях, потому как именно они являются на сегодняшний день наиболее эффективными и популярными в образовательном пространстве.

Необходимо также отметить, что в системе работы по организации проектно-исследовательской деятельности, которая нацелена на формирование и развитие интереса к химии, а также развитие ключевых компетенций обучающихся имеется несколько этапов:

Таким образом, исследовательская деятельность, которая закрепляется новыми ФГОС, обеспечивает доступ к самым разным источникам информации, ресурсам, и дает возможность обогатить содержание образования, придает ему логико-поисковый характер, а также решает проблему поиска путей и средств активизации познавательной активности обучающихся, формирования и развития их творческих потенций, стимуляции умственной деятельности.

Помимо проектно-исследовательской деятельности, формированию и развитию познавательного интереса способствуют ИКТ технологии с применением мультимедийных средств. Наличие компьютерных классов, интерактивных досок на уроках, компьютерных микролабораторий, мультимедийных пособий дает возможность раскрыть новые пути в развитии мышления, открывая новые горизонты для активного обучения и развития.

В процессе преподавания химии применение ИКТ технологий эффективно на разных этапах урока, так к примеру, объяснение новой темы возможно посредством электронных учебников, изданий, презентаций; закрепление пройденной темы возможно проводить в форме обучающего тестирования; во время осуществления химического практикума и при контроле знаний целесообразна виртуальная лаборатория.

Использовать ИКТ технологии в педагогической деятельности возможно по нескольким направлениям, таким как: программная поддержка курса, контроль знаний, презентация к урокам, проектная деятельность, интернет-уроки.

Отдельно хотелось бы отметить интернет-уроки, посредством которых возможно применение ИКТ в процессе обучения. Непосредственно на уроках учитель совместно у учащимися совершает своеобразные виртуальные «путешествия» на производства разных химических веществ, виртуальные музеи, открывают электронные учебники, могут узнать о жизни выдающихся деятелей в области химии, ответить на вопросы online-тестирования.

Таким образом, подводя итоги по данной главе исследования, хотелось бы отметить, что с введением ФГОС в образовательный процесс значительно изменилась система содержания и схема построения курса химии в школе. Помимо этого, произошли перемены в непосредственно преподавательской деятельности. Теперь учитель – участник процесса обучения, соратник и помощник в поиске нового знания, организатор ученого процесса.

На первый план стал выходит самостоятельный поиск учащимися нового знания, продиктованный системно-деятельностным подходом. В связи с этим, возникли и приобрели большую популярность в образовательном пространстве инновационные педагогические технологии, такие как ИКТ технологии и проектно-исследовательская деятельность. Такие технологии обучения позволяют учащимся шире использовать огромный информационный потенциал для решения поставленной проблемной задачи, тем самым развивая познавательный интерес к предмету и творческий потенциал.

ГЛАВА 3. С ОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Помимо этого, современному учителю необходимо не только владеть предметными знаниями, специфическими методическими приемами и современными педагогическими технологиями, но и уметь применять их на практике, при этом моделируя и анализируя разнообразные педагогические ситуации.

Для того, чтобы добиться больших успехов в обучении химии, учителю важно точно понимать сам процесс обучения на всех этапах, начиная уже с пропедевтических курсов и завершая профильными курсами в 10-11 классах.

Известно, что к ключевым компонентам процесса обучения химии относятся следующие: цели и задачи обучения, содержание предмета химии, методы и средства обучения, деятельность учителя, учение (деятельность обучающегося).

Таблица 1 – Функциональные компоненты модели современного учителя химии

Таблица 2 – Основные функциональные обязанности и требования, предъявляемые к учителю химии в современной школе

Продолжение таблицы 2

Таким образом, резюмируя все вышесказанное, важно отметить, что современные требования к педагогической деятельности учителя химии определяются компонентами федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также введением профильного образования с обязательным введением элективных курсов и вариативностью школьных программ обучения.

Отличительной особенностью ФГОС нового поколения – его нацеленность на реализацию идеи перехода от предметно-знаниевого подхода к личностно-ориентированному обучению. В соответствии с этим, основной целью профессиональной деятельности учителя химии, в общем виде, является создание необходимых условий для формирования и развития нравственной, компетентностной личности каждого учащегося посредством образовательной деятельности.

В заключении данного исследования хотелось бы отметить, что все раннее поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

Итак, в соответствии с внедрением в образовательное пространство ФГОС нового поколения, современный урок теперь – урок, на котором обучающиеся из пассивных слушателей превращаются в активных участников непосредственной образовательной деятельности. Современный урок носит личностно-ориентированный характер, в связи с чем личностный, а не как прежде, предметный результат становится целью образовательной деятельности. Ключевыми аспектами урока химии в рамках ФГОС являются: субъективизация процесса образования, то есть учащийся становится равноправным участником процесса образования; метапредметность, то есть развитие универсальных способностей обучающихся; деятельностный подход означает самостоятельный поиск знания учащимися в процессе поисковой и исследовательской деятельности; коммуникативность процесса образования, то есть активное взаимодействие участников образовательного процесса; рефлексивность, то есть постановка учащегося в такую ситуацию, при которой ему необходимо проанализировать свою деятельность в процессе урока.

Методологической основой стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход. На базе освоения универсальных способов деятельности формируются и развиваются личностные качества обучающегося. Именно деятельность, а не комплекс знаний определена новым Стандартом как основная ценность процесса обучения.

В центре современного урока стоит компетентность учащегося. Способность применять на практике приобретённые знания – вот чему необходимо обучать на уроках сегодня. Выпускник образовательного учреждения должен быть конкурентоспособным в современной динамично меняющейся ситуации в мире. Очевидно, что для этого не достаточно владеть суммой знаний, умений и навыков. Необходимо владение ключевыми способностями взаимодействия с миром и с самим собой, такими как: исследование, проектирование, организация, рефлексия и коммуникация, что в комплексе со знаниями, умениями и навыками составит компетентность выпускника.

Обучение химии в большинстве российских школ начинается в 8 классе и по шкале трудности является практически первой. В этой связи основной задачей построения уроков является снижение порога трудности. Особенным компонентом в методической системе обучения химии является наличие развивающего диалога между участниками процесса обучения, наличие практической составляющей по проведению химических экспериментов и решению расчетных и практических задач.  Содержание отдельных уроков химии не должно быть автономным, каждый урок вытраивается на раннее изученном материале и создает базу для адекватного восприятия последующих уроков. Это еще одна специфика логики изложения предметного материала по химии.

Еще одна специфика современных уроков химии – необходимость построения уровневой дифференциации учебного материла по сложности, то есть сначала создаются базовые знания, затем упражнения на их применение в стандартной и новых ситуациях.

Развитию познавательной активности и творческих потенций у учащихся на уроках химии способствуют разнообразные современные педагогические технологии, такие как: компьютерные технологии, проектно-исследовательская деятельность, технология проблемного обучения, использование тестов и т.д. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности дает возможность учителю химии не столько обучать, сколько помогать учащимся учиться, направлять его познавательную деятельность.

Новые образовательные стандарты ставят перед учителями и новые задачи в повышении уровня их профессиональной компетентности, а есть быть точнее, то освоение ими активных и интерактивных технологий, психологических знаний и умений, которые связаны с использованием цифровых и компьютерных технологий, информационной компетентности.

Схема структуры содержания школьного курса химии

Схема основных этапов исследовательской деятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *