НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

В 2007 году Венди Копп и Бретт Уигдорц зарегистрировали в Нью-Йорке некоммерческую организацию Teach for All. Сегодня эта сеть существует в 50 странах мира на всех континентах и объединяет образовательные программы, благодаря которым выпускники престижных вузов выбирают карьеру в сфере школьного образования ­— вместо бизнеса или науки. Идея проекта — добиться равных шансов на качественное образование для каждого ребенка и сделать его возможным вне зависимости от обстоятельств: места рождения, достатка и других факторов.

Зарубежный опыт вдохновил социальных предпринимателей из Санкт-Петербурга запустить аналогичную инициативу — «Учитель для России». В ее рамках специалисты из разных сфер берутся преподавать в региональных школах. Жизнь проекту дали трое основательниц: Алена Маркович, Елена Ярманова и Ольга Фогельсон. Они познакомились на Ярмарке волонтерских вакансий в Санкт-Петербурге, организацией которой занималась Ольга, и решили объединить свой опыт в одной масштабной программе.

«Изначально мы не понимали, как это может быть устроено с точки зрения бизнеса, — рассказывает Ольга. — Кроме того, нас волновало, найдутся ли молодые люди, которые почему-то захотят сменить профессию и уехать работать в сельские школы». За полтора года девушки разработали проект, заручились поддержкой Института образования НИУ ВШЭ, а затем и Сбербанка, который выступил стратегическим партнером программы.

Сегодня программа «Учитель для России» действует в шести регионах России и продолжает расширяться. Каждый участник попадает в нее минимум на два года, в течение которых его ждет полное погружение в мир образования, интенсивное обучение, поддержка куратора и методиста. В дополнение к учительской зарплате участники получают ежемесячную стипендию 20–35 тыс. руб.

Как ведется отбор в программу

Первая рекрутинговая кампания стартовала в марте 2015 года. По ее результатам работу в школах получили 42 начинающих педагога. С тех пор количество финалистов выросло более чем в два раза, но оказаться на их месте непросто: каждый претендент должен пройти пятиуровневую систему отбора. Она необходима не только для того, чтобы выявить, сможет ли кандидат работать в школе, но и чтобы определить глубину его знаний, мотивацию и потенциал. Возрастного ценза нет: учителем может стать кандидат любого возраста, который хорошо себя зарекомендует. Тем не менее в программу приходят, в основном, молодые люди, средний возраст участников — 27 лет. Среди обязательных условий: высшее образование (в любой сфере), желание и готовность работать с детьми и признание ценностей гуманистической педагогики.

Чтобы попасть в программу, необходимо заполнить подробную заявку на участие и рассказать о себе. Вторая ступень — интервью по Skype, во время которого организаторы моделируют сложные ситуации, которые могут возникнуть в классе, и оценивают, как кандидат с ними справляется. Третий этап — очный тур, самый масштабный и, по мнению участников, непростой. В течение одного дня нужно доказать серьезность своих намерений, провести пробные уроки, решить непростые ситуации во взаимодействии с коллегами и родителями, продемонстрировать потенциал к быстрой обучаемости и готовность к изменениям. Завершающий этап отбора — проверка знаний по предмету в виде теста или собеседования с методистом.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

После того, как участники проходят отбор, они попадают на летний пятинедельный интенсив, разработанный совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ. Там будущие педагоги знакомятся с секретами профессии, учатся находить общий язык с любым ребенком и готовятся к выходу в школу 1 сентября. По итогам подготовительной программы некоторые из кандидатов отсеиваются. Кто-то возвращается на следующий год, чтобы еще раз испытать свои силы.

Как выбираются школы

Первые два региона, вступившие в программу, — Московская и Воронежская области. Затем к ним добавились Калужская, Тамбовская и Новгородская. В этом году проект впервые запускается в Нижнем Новгороде, а в 2020 собирается расширить свою географию и прийти в отдаленные регионы России. « Учитель для России» принципиально выбирает те субъекты, которые сами заинтересованы в сотрудничестве, в нестандартных педагогах со свежим взглядом на школу, в новых формах и методах работы с детьми. А еще организаторам важно, чтобы школы осознавали важность преобразования своей среды в комфортную, безопасную и внимательную к потребностям каждого ребенка.

Российская программа, как и зарубежные аналоги, направлена на выравнивание шансов детей на получение качественного образования, поэтому предпочтение отдается региональным школам, многие из которых расположены в малых городах и селах. Практика показывает, что новые учителя годами не приезжают в деревенские школы, поэтому программа занимается ими в первую очередь.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Каждому кандидату, прошедшему рекрутинговые испытания, предлагают на выбор несколько школ в разных областях. Для того чтобы адаптация учителей проходила легче, организаторы стараются отправлять в каждую школу сразу по несколько педагогов. Так начинающие специалисты могут делиться друг с другом идеями и переживаниями, образуя небольшие сообщества вдали от дома. В данный момент в 64 школах работают 170 новых специалистов.

Откуда берется мотивация

Ежегодно в «Летний институт», где проходит обучение будущих учителей, приезжают порядка 100 человек, при этом изначальное количество заявок превышает 2 тыс. По мнению Ольги Фогельсон, участники приходят в программу с совершенно разной мотивацией. « Есть тип людей, которые всю жизнь мечтали быть учителем, но, поскольку это низкооплачиваемая профессия, они не могли себе этого позволить, — рассказывает она. — Кто-то просто не прошел в педагогический вуз, другие считали работу не престижной, третьим родители не разрешали. У всех свои причины — и им нужны мы, чтобы все-таки прийти в профессию». Среди участников есть и те, для кого большой драйвер — социальная справедливость. Многие из них отмечают, что регионы находятся не в равном положении со столицей, а сельские школы получают намного меньше внимания, чем городские. Задача учителя в такой ситуации — помочь ученикам поверить в себя, повысить их интерес к образованию и тем самым улучшить результаты учебы.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

«Учитель для России» — программа благотворительного фонда «Новый учитель». Ключевым финансовым донором и стратегическим партнером уже много лет выступает Сбербанк, проект также софинансируют дружественные регионы, компании и предприниматели, количество которых постоянно растет.

Организаторы гордятся тем, что почти все выпускники после двух лет продолжают работать в системе образования. Больше четверти остаются в школах распределения на третий год. На смену уходящим учителям приходят новые. У выпускников есть возможность представить партнерам программы собственный проект и получить финансирование. « Две наши выпускницы предложили провести детский театральный фестиваль. Они сами придумали спектакли, привезли ребят в Москву и выступили вместе с ними. В фестивале участвовали 80 детей из 10 школ. Но за несколько лет проект так вырос, что в 35 наших школах-партнерах заработали театральные студии, а количество вовлеченных детей достигло 300 человек. Было показано полсотни спектаклей в самых необычных жанрах и на самые необычные темы», — делится Ольга Фогельсон.

Что в итоге

Один из лозунгов программы «Учитель для России»: «Каждый ребенок станет автором своей жизни». Организаторы программы считают, что в условиях образовательного неравенства именно учителя могут многое изменить: заинтересовать своим предметом, рассказать о возможностях за стенами школы и помочь детям поверить в собственные силы. Авторская позиция по отношению к жизни приходит с уверенностью, что тебе есть что сказать и что тебя услышат.

Именно поэтому 1 июня, в День защиты детей, в Москве прошла конференция «Мысли вслух», которую провели 200 школьников из 28 городов и сел. Выступления прошли в формате TED: преодолевая волнение, многие из ребят впервые вышли на публику. Свои 10-минутные выступления они посвятили тому, что их волнует: будь то роль патронусов в саге о Гарри Поттере, спасение озера Байкал, феминизм в России или советы родителям.

До пандемии я организовывал авторские туры. А потом осуществил мечту и стал учителем.

Мне 32 года, я из Вологды. По образованию я не педагог, а инженер-электрик и окончил магистратуру по менеджменту. Но я никогда не работал по специальностям, а вместо этого много путешествовал и организовывал авторские туры. Поднимался на Эльбрус, Казбек и Килиманджаро, участвовал в международных мероприятиях и посетил больше 30 стран.

В 2018 году я подумал, как здорово стать учителем, ведь я могу делиться знаниями не только из учебников, но и из жизни и путешествий. Я решил, что стать таким педагогом, какого не было у меня самого. Но никаких шагов к этому не предпринял.

С 1 сентября 2020 года я два года преподавал географию и информатику в éлово Новосибирской области. Перед этим прошел четыре этапа отбора и пять недель осваивал новую профессию. Расскажу, как я попал в Сибирь, какие бонусы дала мне программа и почему работать по ней было сложно, но интересно.

Эта статья — личный опыт автора

Программа «Учитель для России» работает с 2015 года, ее реализует фонд «Новый учитель». В 2022 году в нее входят школы из восьми регионов: Калужской, Тамбовской, Новгородской, Воронежской, Нижегородской, Новосибирской областей, Приморья и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Цель программы — дать детям из глубинки хорошее школьное образование: не хуже, чем в крупных городах. И изменить систему обучения, чтобы дети не зубрили материал, а учились анализировать, принимать решения, просить помощи, работать в команде и быть лидерами. Для этого организаторы привлекают людей разных профессий, учат их преподавать и распределяют в школы.

Часто эти школы находятся в деревнях и селах, куда трудно добираться. И порой там учатся дети из сложных семей: малообеспеченных или неблагополучных. Не все обычные учителя хотят там работать, а участники программы едут ради благого дела.

Кто может участвовать. Вообще, в российские школы не берут учителей без педагогического образования. Но по программе стать преподавателем может каждый, кто пройдет отбор. Заявки принимают и от выпускников педколледжей, и просто от людей с высшим образованием — инженеров, маркетологов, врачей и многих других.

Участники проходят четырехступенчатый отбор, где у них проверяют знания по заявленному предмету, личностные ценности и навыки. Потом идет пятинедельная учеба — так называемый Летний институт. А после него их зачисляют на еще одну программу обучения, от НИУ ВШЭ, и на два года отправляют в школы. По итогам этих двух лет участники получают дипломы о педагогической переподготовке и могут продолжать карьеру в сфере образования.

Условия. Участник должен два года проработать в школе — партнере программы. Все это время ему помогают куратор, методист и ментор. Куратор раз в месяц посещает уроки, проводит и дает советы. Методист прокачивает по предмету. А ментор помогает управлять поведением в классе и обучает преподавательскому мастерству.

На второй год можно реализовать в школе собственный образовательный проект. Например, так появился проект «Одинаково разные» — он помогает детям-мигрантам адаптироваться в российских школах.

Пока длится программа, участник получает стандартную зарплату начинающего учителя — в Новосибирской области это . Дополнительно есть стипендия от программы — 20 000 ₽ в месяц. А тем, кто для участия переехал в другой регион, доплачивают 15 000 ₽ на аренду жилья. В глубинке она как раз недорогая.

Если участник не справляется с работой, он может уйти из программы раньше чем через два года. Его за это никак не накажут.

Спустя два года можно вернуться к прежней работе, а можно продолжить преподавать — в  школе или в  другой. Но стипендии уже не будет, а жилье придется снимать за свой счет. Правда, у программы есть «грант третьего года» — с ним участники могут остаться в своих школах на третий год, чтобы довести свой класс или завершить начатый проект.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

На сайте «Учителя для России» организаторы честно предупреждают, что зарплата в школах будет небольшая

Как я проходил отбор

Организаторы отбирают участников с сентября по июнь, в несколько потоков. Я узнал о программе в мае 2020 года и попал в последнюю волну. Сначала заполнил анкету-заявку, потом прошел собеседование, очный этап и сдал экзамен по предмету.

Вот как это было.

В анкете были и стандартные вопросы, и те, что касались программы. Первые — о том, какое у меня образование, кем я раньше работал и  в общественной деятельности.

А раздел о программе был сложнее. Я написал «Почему я хочу участвовать» и решил несколько кейсов. Они касались сложных ситуаций в школе — например, когда ученики грубят или им скучно на уроке. Я сомневался, как на них ответить, а потом узнал, что единственно верных решений не существует. Кейсы нужны, чтобы раскрыть характер кандидата и узнать, как он поступит в критических ситуациях.

В анкете можно было указать регионы, где я готов работать. Но мне было все равно — недалеко от крупного города. Были вопросы и о школе: я хочу в сельскую или городскую? Сколько должно быть учеников в классе? я работать с детьми с инвалидностью или из неблагополучных семей? Я указал, что просто хочу в небольшую школу с маленькими классами: там проще найти подход к ученикам. К  мне было страшно идти в большой класс без опыта.

Еще я должен был указать предмет, который хочу преподавать. Основным я выбрал английский: думал, что хорошо его знаю. А дополнительным отметил историю, потому что люблю ее с детства.

Я заполнил анкету за один вечер, а через несколько дней получил ответ, что прошел первый этап. Теперь предстояло выбрать время и пройти собеседование по «Скайпу»‎.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

На эссе я потратил примерно полчаса. Все, что я написал, давно было в голове — оставалось только сформулировать


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Кейсы в анкете были сложные, но интересные. Не помню, как я их решил, но сейчас в первой ситуации поставил тройку и отправил ребенка к психологу


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

А во второй — детей уйти с дискотеки, но  не выдал

Собеседование вел рекрутер. Он расспрашивал, почему я хочу преподавать, какие у меня воспоминания о школе и кто из учителей и почему мне запомнился. Еще он узнавал, что я буду делать, если увижу драку на перемене или как из учеников конфликтует с другим учителем. Такие вопросы показались мне неудобными, и я растерялся.

А в конце мы вообще разыграли сценку: интервьюер был учеником, а я учителем, который пришел к нему домой проводить индивидуальный урок. У «ученика» были проблемы с поведением: он крутился и показывал, что предмет ему не нравится. А я должен был его заинтересовать. Я искал слова, которые изменят его отношение, но ничего не вышло.

В общем, я думал, что не пройду собеседование. Но через несколько дней меня пригласили на следующий этап отбора — очный.

Очный тур обычно проходит в Москве и других крупных городах, там участники знакомятся с программой и друг с другом. Но  пандемии мы встречались онлайн, в «Зуме».

По правилам программы я не могу подробно описывать очный тур. Скажу только, что он был сложный, длился весь день и участники показывали там фрагменты уроков на несколько минут. Я выбрал тему Different ways to say “I like” — «Разные способы сказать „Мне нравится“». Я впервые планировал урок для незнакомых людей, волновался и продумывал его больше часа. Было страшно подумать, сколько придется готовиться к настоящим урокам.

После уроков мы поделились друг с другом впечатлениями. В моем отметили хорошую тему, интересный подход и тактичность в общении. Затем я прошел еще одно собеседование с представителями программы и меня пригласили на финальный этап отбора — интервью с методистом по предмету.

За проверку знаний по предмету я не переживал, потому что свободно говорил . Выучил его в путешествиях и на международных мероприятиях. Так что совсем не готовился.

Этот этап отбора проходил в формате беседы: я рассказывал о себе, своих увлечениях и о том, почему решил участвовать в программе. К тому моменту я уже несколько месяцев не общался на английском и был рад поговорить. Мы с методистом приятно побеседовали, и я был уверен в успехе. А через пару дней получил письмо, что экзамен я не сдал. Было обидно, что мой английский оказался недостаточно хорош, ведь считал иначе.

Но мне дали второй шанс — прислали несколько заданий из ЕГЭ и попросили записать аудио о себе. Я сделал все даже раньше срока, но снова не сдал.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Тогда мне предложили сдать историю — я указывал ее в анкете как дополнительный предмет. Я обрадовался, но за проверку переживал сильнее: я изучал историю для себя, по документальным видео и подкастам, а не по учебникам. Но в итоге методист дал мне задания из ЕГЭ и я легко с ними справился.

Так я прошел отбор в программу и меня пригласили в «Летний институт» — учиться преподавать в школе.

Как я учился в «Летнем институте»

«Летний институт» — это интенсивный курс педагогической подготовки, разработанный программой «Учитель для России» совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ. Обычно он длится пять недель в июле и августе и проходит на базе отдыха в Калужской области. Но в 2020 году все было онлайн.

В первые четыре недели шли занятия, а в пятую мы участвовали в онлайн-лагере Leto is, где работали с детьми. Потом мы сдали еще один экзамен, защитили проекты и получили дипломы о том, что прошли программу «Профессиональные основы педагогической деятельности».

Занятия вели организаторы программы, выпускники, методисты и приглашенные эксперты. Некоторые дисциплины были прикладные — о том, как планировать уроки и управлять поведением в классе. Плюс мы проходили педагогику, психологию, информационные и образовательные технологии и даже актерское мастерство.

Мне особенно понравился преподаватель по актерскому мастерству: он давал классные упражнения, чтобы мы раскрепостились, нестандартно мыслили и развили дикцию. Например, мы придумывали крылатые выражения и играли в воображаемые крестики-нолики. В общем, учились вести уроки интересно.

Занятия шли по будням целый день, а вечерами мы созванивались с кураторами и делали домашние работы. Тем, кто успешно их сдавал и прослушал больше 95% уроков, полагалась разовая стипендия — 20 000 ₽. Я тоже ее получил. Но я впервые так долго учился онлайн, это было непривычно. К  времени заниматься было мало: летние туры я отменил, но подрабатывал водителем и иногда слушал сессии прямо за рулем.

20 000 ₽

стипендия, которую я получил за хорошую учебу в «Летнем институте»

В «Летнем институте» должно было сформироваться сообщество учителей. Обычно участники знакомятся друг с другом, а потом поддерживают связь во время работы. Но  онлайн-формата я так и не влился в это сообщество. В «Зуме» проходили неформальные мероприятия вроде маскарада и вечернего вина, но я в них не участвовал. В итоге с ребятами из других регионов потом общался мало.

Зато я часто встречался с теми, кто тоже попал в Новосибирскую область: у нас были похожие ценности и проблемы. Мы рассказывали друг другу о сложностях в классе и перенимали интересные идеи для работы.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

На занятиях всегда была позитивная атмосфера. Но мне не хватало живого общения

Летний лагерь Leto is проходил в последнюю неделю института, и там мы общались с реальными школьниками. Обычно лагерь организовывают в офлайне, на базе под Москвой, и приглашают учеников подмосковных школ. Но в 2020 году он проходил в онлайне и дети участвовали со всей России.

Будущих учителей разбили на группы по  человек в зависимости от предмета. Каждая группа разрабатывала короткий курс по одной теме. Например, моя группа историков сделала курс «Создай свое государство»: дети придумывали страну, в которой хотят жить. Один учитель помогал выбрать форму правления, другой рассказывал про флаг, третий — про герб, а потом дети их рисовали. Так они узнавали об устройстве государств.

У каждой группы был «ангел» — учитель, который уже отработал в школе первый год. Он помогал организовать работу, давал советы и очень нас поддерживал.

На занятиях присутствовали детей. Удерживать их внимание нам было сложно. Зато было интересно применять навыки, которые мы освоили во время учебы. И в целом дети хорошо отреагировали на курс.

Экзамен и проект. Экзамен проходил в формате и охватывал все, чему мы учились в «Летнем институте». Я посещал все занятия, поэтому быстро ответил на вопросы.

А в проекте нужно было спланировать урок. Я выбрал тему «Многообразие стран мира» для десятого класса. Шаблоны уроков мы разбирали на занятиях, поэтому проект показался мне несложным. Но в итоге я придумал недостаточно разнообразные задания для учеников и за экзамен и проект получил общую оценку 4, а не 5.

Те, кто успешно сдал экзамен и защитил проект, получили дипломы НИУ ВШЭ о педагогической переподготовке. А чтобы преподавать в школах, заключили договор с фондом «Новый учитель».

Потом я узнал, что в 2020 году 4000 человек подавали заявки на участие в программе. До «Летнего института» дошли около 200.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

По этому шаблону я планировал свой урок. Потом я пользовался им и в школе


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Этот диплом дал мне право работать учителем

Как я попал в школу в Белове

Обычно к началу «Летнего института» участники уже знают, в какой школе будут работать и какие классы вести. Но моя заявка была в последней волне, так что я определялся со школой уже во время учебы.

Сначала мне предложили место историка в Дзержинске Нижегородской области. Я почитал о городе и даже посмотрел квартиры на «Авито». Но потом было собеседование по «Скайпу»‎ с директором школы. Я честно ей сказал, что по образованию я не историк и опыта преподавания у меня нет. И не стал обещать, что останусь в школе после программы. Директор выбрала другого кандидата, а других вакансий историка не было.

Зато в селе Белово Новосибирской области требовался географ. Я указывал географию как дополнительный предмет, когда не сдал английский. Поэтому мне предложили сдать по ней экзамен и пройти собеседование с другим директором. Я согласился.

На экзамене методист задавала вопросы из ЕГЭ по географии. Но я знал ее хуже истории и времени на подготовку было мало, поэтому экзамен дался мне тяжело. В итоге методист допустила меня к собеседованию, но посоветовала почитать учебники.

На собеседовании директор из Белова тоже спрашивала про опыт и образование, но больше рассказывала сама — о селе, школе и учениках. Мы приятно поговорили, и через пару дней меня пригласили туда работать.

Но школа оказалась очень маленькая, и там предполагалось всего 12 уроков географии в неделю. А для участия в программе нужно было минимум 18 — такая у учителей ставка. Так что мне предложили сдать еще экзамен по информатике и вести по ней 6 уроков в неделю.

Информатики не было в моем списке предметов. Но  я знал и даже пробовал поступать в Парижскую школу программирования. Методист задал мне несколько общих вопросов и сказала, что моих знаний достаточно. Так что к концу «Летнего института» я стал готовиться переезжать в Сибирь.

Как нас встретили в Сибири

Программа выделила мне на дорогу 10 000 ₽. Этого как раз хватило, чтобы добраться из Вологды в Москву, а оттуда вылететь в Новосибирск. Я прилетел 14 августа 2020 года — в этот день была встреча участников, которых распределили в Новосибирскую область.

На встрече было 30 человек, а длилась она два дня. С нами все хотели познакомиться — в первый день даже приехало местное телевидение и заместитель министра образования НСО.

Организаторы программы бесплатно поселили нас в общежитии РАНХиГС и провели заключительные занятия. Мы разбирали, какие сложности будут в первые недели и месяцы работы. Например, нам сказали, что ноябрь — всегда самый сложный месяц: после первой четверти наступает осенняя хандра и сложно концентрироваться. Так что мы написали себе «письмо в ноябрь» со словами поддержки.

А после встречи все разъехались по своим городам и селам. Мне было страшно отправляться в деревню и работать в совершенно новой сфере. Но я был уверен, что детям понравятся мои уроки, они будут послушно учиться и удивлять своими знаниями. Словом, в электричке от Новосибирска до Белова я ехал в розовых очках.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

С этими ребятами я встречаюсь и общаюсь до сих пор. Некоторые работали в моей школе

Как я снял квартиру

В Белове, где находилась моя школа, жило всего 400 человек и жилье никто не сдавал. Поэтому я искал квартиру в поселке Линево — это в 20 км от села. Между ними три раза в день ходил автобус.

Перед вылетом в Новосибирск я несколько недель мониторил объявления на «Авито». Видел неплохие однушки, но потом их арендовали мои коллеги, которые приехали раньше. Так что я собирался снять убитую, а со временем найти получше.

Но мне повезло: уже в электричке я увидел новое объявление. В нем даже не было фото, но квартира находилась рядом /д станцией и я решил ее посмотреть. Позвонил риелтору, который разместил объявление, и сказал, что приеду через полтора часа.

Дом оказался обычной старой хрущевкой, а у подъезда стояли пьяные мужчины. Они впервые увидели чемодан на колесах и попросили его покатать. Зато сам подъезд показался мне тихим, а на стенах висели картины местных бабушек.

В квартире было чисто, но накурено, а ремонт и мебель оказались очень скромными. Я решил снять ее на первое время и смотреть другие варианты. Аренда стоила 9000 ₽ в месяц, а коммунальные услуги — 1000 ₽. Я заключил договор, заплатил хозяину за первый месяц и еще 4500 ₽ отдал риелтору.

я платил за аренду квартиры в соседнем поселке Линево

Когда я остался в квартире один, почувствовал себя очень одиноко. Но через пару дней освоился, сходил в гости к коллегам и понял, что с квартирой мне повезло. Она расположена в самом центре поселка, до автобусной остановки всего пять минут, а во дворе находится пиццерия. Так что потом я здесь и остался.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Вот такие приятные картины висели в подъезде


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

А это моя квартира — маленькая однушка


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

У меня была аккуратная чистая кухня


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

И довольно современная ванная со стиральной машиной и душевой кабиной


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

А так выглядел мой дом

Немного о Линеве и Белове

Коротко расскажу о поселке Линево, где я жил, и о селе Белово — там находилась моя школа.

Линево — поселок городского типа с населением 17,8 тысячи человек. Мне нравилось, что он маленький и там все рядом. В 10 минутах пешком от моего дома было все необходимое — продуктовый, почта, банк, парикмахерская и пункт выдачи «Вайлдберриз».

Вечерами после школы я бегал по территории лыжной базы. Дважды в неделю посещал бассейн, час стоил 210 ₽. Иногда ходил на массаж за  в час или на сеанс в кедровой бочке — 20 минут стоили 200 ₽.

Но в окрестностях Линева несколько угольных разрезов, а в самом поселке — завод, который выпускает электроды для доменных печей. Не знаю, в  дело, но в воздухе постоянно витала черная пыль. Дома она оседала на всех поверхностях, а после дождя плавала в лужах. Я редко открывал окна и купил очиститель воздуха, но это не помогало.

Белово. Я уже упоминал, что Белово — это маленькое село. Здесь у каждого свое хозяйство: огород, птица, скотина. Летом на дорогах гуляли гуси и куры. Когда я это увидел, захотел даже снять фильм о жителях настоящих российских деревень.

В селе работы не было, и большинство местных ездили работать на птицефабрику или на угольные разрезы. А развлечений в селе всего два — продуктовый магазин и клуб, но  пандемии клуб долго не работал. Потом его открыли и там проходили мероприятия в честь государственных праздников, но я на них не бывал.

Еще в нескольких километрах от поселка расположен Беловский водопад. Он даже отмечен в путеводителях по Новосибирской области, и деревенские дети постоянно там играли. Но  ко мне приезжал друг и мы съездили на этот водопад — ничего особенного там не нашли.

В какой школе я работал

Моя школа очень маленькая, в ней числилось всего 70 учеников. Самый большой класс был восьмой, там училось 10 детей, а самый маленький — одиннадцатый с одной девочкой. Зато в школе была добрая атмосфера, все друг друга знали и много общались.

Но сама школа выглядела грустно. В столовой и спортзале зимой было холодно, хотя везде стояли пластиковые стеклопакеты. В спортзале был старый инвентарь, а волейбольная сетка никуда не годилась.

В кабинете информатики стояло десять компьютеров, но новых было только четыре — остальные тормозили и на них были установлены старые версии Виндоус.

Мне предстояло учить детей пользоваться интернетом, но он был только на шести компьютерах. Так что в больших классах я сажал за каждый по двое детей. На второй год моей работы руководство выдало нам ноутбуки, но они тоже были без интернета, так что проблему это не решило.

В этих условиях я и работал два года.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Спортзал в школе был старенький и облупленный

Как проходил мой рабочий день

Первого сентября 2020 года я впервые приехал в школу и лично познакомился с директором, коллегами и учениками. А сразу после праздника заболел ковидом и две недели провел на карантине. Я записал детям видеоприветствие и скинул задание в чат класса, но его почти никто не сделал. В итоге я начал уроки уже в офлайне, в середине сентября.

Дорога на работу. Все два года я вел занятия три дня в неделю, с понедельника по среду. В эти дни просыпался в 05:30, чтобы спокойно позавтракать и собраться. А в 7 утра выезжал в школу на автобусе. Проезд стоил 50 ₽ в одну сторону, то есть в месяц я тратил около 1200 ₽.

стоил проезд на автобусе из Линева в Белово

Дорога занимала полчаса, но ездить было некомфортно и утомительно, особенно на одном участке. Дети называли его американскими горками, потому что там было много ям и пазик сильно трясло.

Минус был и в том, что уроки заканчивались около двух часов дня, а автобус уходил в Линево в 13:00. Я на него не успевал, оставался в школе и работал дальше до 18:00.

В итоге во второй год я купил на сбережения машину и добирался на работу на ней. Это экономило мне много сил и времени.

Работа в школе. Многим кажется, что у учителей нет обязанностей, кроме уроков. И что они работают мало: у всех рабочая неделя 40 часов, а у них — всего 18. Но к этому нужно прибавить еще разные школьные задачи, проверку домашних заданий и подготовку к занятиям.

В первый год на подготовку одного урока уходило около часа. Я читал учебник, придумывал задания, искал вспомогательные фото и видео. А на второй год набил руку и готовил все уроки на неделю за  часа.

Но еще я заполнял электронный и бумажный журналы, проверял тетради и контурные карты и занимался сайтом школы. Раз я учитель информатики, мне поручили обновить рабочие программы и загрузить на сайт учебные планы по всем предметам. Такие задачи меня демотивировали: я считаю, что школьная бюрократия — это просто показуха, ей было неприятно заниматься.

Например, я понимал, что сайт — формальность, но по правилам он должен быть у каждой школы. Не думаю, что у нашего была большая посещаемость. Скорее всего, туда заглядывали только сотрудники Министерства образования, чтобы убедиться, что сайт в принципе есть. А у многих учеников не было даже смартфонов с выходом в интернет.

Еще я занимался классным руководством. Но в моем классе было всего четыре человека, так что это было не напряжно: я просто проводил с ними классные часы. Мы обсуждали успехи и неудачи, общались и думали, как развивать наш класс. Еще мы обустраивали свой кабинет: детям нравилось его украшать.

В общем, в неделю у меня выходило гораздо больше 40 рабочих часов.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Так мы украшали кабинет на классных часах

Чем я занимался дома. Дома я тоже не отдыхал. Чтобы подтянуть предметы, в первые полгода я прошел три бесплатных курса на портале «Открытое образование»: по экономической географии, HTML и CSS. Дополнительно освоил «Фотошоп» и «Иллюстратор».

Во второй год свободного времени стало больше. Сказался опыт в подготовке уроков, а машина позволила быстрее добираться домой. Так что я смог уделять больше времени внеклассным проектам и подработке.

Как мне помогала программа

В четверг и пятницу у меня были методические дни, без уроков. Дней было два, потому что я вел два предмета. В эти дни у нас бывали онлайн-встречи кураторских групп или методических объединений. А несколько раз нас с коллегами собирали в офлайне.

Кураторские группы. В каждом регионе у участников был свой куратор. На встречах он расспрашивал нас о проблемах и разбирал сложные ситуации. А раз в месяц приезжал в школу и посещал наши уроки. Потом советовал, что можно улучшить. Это помогало держать дисциплину в классе.

На встречах нашей группы мы обсуждали проблемы, делились успехами и неудачами. Это меня хорошо поддерживало.

Методические объединения были по каждому предмету. Например, у историков свое, а у географов свое. На встречах с нами занимался методист, мы задавали друг другу вопросы и обсуждали успехи.

Методист объяснял самые сложные темы по предмету и советовал, как подать их детям. Когда я слушал, какие уроки проводит методист по географии, сам мечтал на них попасть.

Раз в месяц я записывал один свой урок на видео и отправлял методисту. Потом мы разбирали его сильные и слабые стороны. Это было очень полезно: можно было увидеть свой урок глазами ученика и понять, как его улучшить.

По ощущениям, за два года я продвинулся в плане подготовки уроков. Они стали качественнее, плюс у меня накопилась богатая методическая база, где я мог найти нужную информацию.

Встреча в офлайне. До начала 2021 года организаторы хотели собрать всех участников в Москве. Но  ковида состоялась только региональная встреча в Новосибирске. Мы пообщались с коллегами и организаторами программы и поделились трудностями и достижениями.

В Москве должны были быть занятия, но их перенесли в онлайн. Методист рассказал много полезных кейсов, которые можно сразу применять в работе. Но я уже слишком устал от онлайн-формата, поэтому занятия дались мне тяжело.

Весной 2021 года наконец случилась очная встреча в Москве. Там собрали участников со всех регионов. Встреча длилась три дня и проходила на базе под Москвой. Нам оплатили перелет туда и обратно и разместили в номерах по три человека. Условия были не самые комфортные, но встреча прошла классно. Там были занятия по мастерству учителя, но для меня самым ценным оказалось общение с коллегами из других регионов.

А летом у нас была еще одна очная встреча на базе отдыха в Калужской области. Там нас настраивали на второй год работы и снова проводили обучение.

Почему мне было трудно быть учителем

Когда я только начал работать в школе, дети не баловались на моих уроках и старались. Это было похоже на первое свидание: все хотели выглядеть достойно. А я радовался, какие они послушные и активные.

Тогда я и совершил большую ошибку — установил на уроках либеральные правила. Я не ставил плохие оценки в журнал, разрешал делать домашние задания по желанию, а контрольные давал несложные. В итоге дети дома ничего не делали и не пытались исправить оценки, у них начались проблемы с поведением. Работать стало труднее. Особенно сильно я уставал по вторникам, когда вел семь уроков.

Во второй четверти я изменил правила, но когда уже шла третья, я все еще расхлебывал последствия первой. Однажды я особенно долго готовился к уроку и нашел интересный материал, а дети заявили: «Давайте просто посидим, ничего не делая». У меня не хватило энергии с этим справиться, и наступила такая апатия, что я согласился. До сих пор не понимаю: дома детям было скучно, они шли в школу за  интересным, но в итоге выбирали просто поиграть в телефонах.

Еще я заметил, что ученики предвзято относились к школе, а звонок был для них триггером. Даже если урок был интересный, со звонком они сразу уходили. мы играли в настольную игру и дети очень увлеклись — каждый хотел победить. А со звонком все бросили и убежали бесцельно слоняться по коридорам.

Но дети все равно меня к себе расположили, и я горжусь, что всегда относился к ним с уважением и не повышал голос. Даже о хулиганах я не думал плохо: каждый ребенок был хорош. И я понимал, что некоторым вообще не до учебы: у  родители выпивали и занимались рукоприкладством.

Например, я часто думал: как поставить двойку, если ребенка за нее могут побить? Только во второй год я перестал брать на себя ответственность за это и ставил то, что ученик заслуживал. Хоть иногда и оттягивал это до конца четверти.

На второй год преподавать стало легче, ведь мы с детьми друг к другу привыкли и я понял, как искать к ним подход. С  нужно было пошутить, с  — быть построже, удавалось мотивировать оценкой, а  просто хотел узнать интересное.

Я стал проще относиться к нежеланию детей изучать предмет. А с теми, кто потом занимался в турклубе, который я организовал, у нас сложились теплые доверительные отношения. Даже самые беспокойные из них стали стараться на уроках и удивлять успехами. В такие моменты я ощущал, что могу повлиять на детей и дать им возможность проявить себя.

Что в работе меня радовало

Я радовался, когда ребятам со мной было интересно. Я выделял у них три состояния: «не слушаю», «слушаю» и «слышу». Последнее было самое классное. Это когда ученики не только слышали, что я говорю, но и осознавали это и проецировали на себя.

Но за два года я добивался такого всего несколько раз. мы проходили миграцию населения и я рассказал ребятам о сталинских репрессиях. Это важная тема, но она слабо освещена в школьной программе. Сначала мы послушали песню «Сохрани мою речь» на стихи Мандельштама, а потом обсудили, что такое репрессии и почему них люди переезжают из региона в регион. И в  момент я почувствовал, что мои слова откликаются у ребят. Это было непередаваемое ощущение.

Еще мне нравилось, что в работе учителя было место творчеству. Например, я купил для учеников настольную игру по странам мира и регионам России и играл в нее с детьми на уроках.

А перед зимними каникулами мы организовали квест для всей школы на тему «Как празднуют Новый год в разных странах». Девятиклассники живо обсуждали испытания для квеста и генерировали идеи — это тоже меня порадовало.

А однажды два пятиклассника сделали проект «Мировые достопримечательности в игре „Майнкрафт“» и устроили нам вроде экскурсии. Урок прошел классно.

Еще я радовался, что даю детям нечто большее, чем пересказ глав из учебника. Например, в ноябре я попросил знакомых из разных стран отправить моим ученикам открытки. Откликнулось столько людей, что открыток хватило еще на две школы — в деревнях и Сосновка. Там тоже работали мои коллеги из «Учителя для России».

Получив открытку, каждый ученик рассказывал на уроке о месте, откуда она пришла. Мы собрали послания со всех континентов, кроме Антарктиды. Надеюсь, благодаря этому проекту ребята поняли, какой мир большой и удивительный.

Но больше всего радости доставляли мне занятия в туристическом клубе, который я организовал на второй год работы. Расскажу о нем чуть дальше.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

До нас дошла даже открытка из Лас⁠-⁠Вегаса


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

А еще мы с пятиклассниками сделали креативную елку в классном уголке

Как я организовал туристический клуб

Меня расстраивало, что при школе было мало кружков и секций. Уверен, это понравилось. Раньше один учитель вел секцию борьбы и к нему ходило много детей. А потом он уехал и секция закрылась. Так что на второй год работы я организовал туристический клуб.

Все началось с того, что в конце первого года моя коллега из другой деревни поехала с учениками на сплав по реке Бердь. Его организовала районная станция туристов. Я заинтересовался, обратился туда, и станция помогла мне открыть турклуб при школе.

Это пришлось согласовать с директором школы. Но она была не против и даже включила занятия в клубе в программу — получилось 9 часов в неделю. За это мне потом доплачивали 5000 ₽ в месяц.

доплата, которую я получал за организацию турклуба в школе

Я заключил с районной станцией договор, что буду вести турклуб под ее эгидой. И она стала помогать снаряжением: предоставила палатки, спальники, котелки и все, что нужно для походов. В общем, с ней было очень комфортно работать.

В мой клуб записались двенадцать человек, но активно занимались только семеро, из седьмого и восьмого классов. Дети постарше были заняты подготовкой к экзаменам.

Я проводил занятия в кабинете географии и спортзале, а в хорошую погоду на улице. Учил ориентироваться, ставить палатки, вязать узлы и собирать рюкзаки. А потом мы стали заменять такие уроки на походы и поездки.

Например, осенью 2021 года я с шестью детьми поехал на районные соревнования по туризму. Транспорт бесплатно предоставила турстанция. Мы жили в палатке и готовили на костре. В первый вечер мои ребята победили в конкурсе на ночное ориентирование, а на следующий день участвовали в соревновании по ориентированию по карте. Но плохо услышали инструкции и на пять минут опоздали к финишу, так что их результат аннулировали. Дети расстроились, но вынесли хороший урок, а сразу по возвращении уже спрашивали, когда будет следующий поход.

А весной 2022 года мы ездили на сплав по реке и провели три ночи вдали от цивилизации. Детям понравилось, хотя они были без телефонов. Атмосфера была дружеская: все помогали, заботились друг о друге и проявляли свои лучшие качества.

Таких мероприятий было много: мы ездили на скалолазание и боулдеринг, посещали театр и планетарий. Все это доставляло мне и детям большую радость.

Какие еще активности я организовал

Зимой 2022 года я и другие участники программы встречались с руководством электродного завода «Новэз» в Линеве. Руководство хотело, чтобы поселок менялся и развивался, и обещало поддерживать наши инициативы. Мы с коллегой из программы решили этим воспользоваться и организовали в школе соревнования по спортивному ориентированию. Они назывались «Беловские коты». Мы написали на завод, и он предоставил детям подарки и угощения.

Чтобы собрать участников, я рассказал о соревнованиях в чате турстанции района и в чате «Учитель для России в Сибири». В итоге собрались команды из пяти местных школ. А  мы организовали бесплатный транспорт, участников наверняка еще больше.

Соревнования прошли в апреле. Маршрут я разработал сам, вокруг школы. В командном зачете мои ребята оказались вторыми, зато победили в личном. Я гордился ими и был рад, что они хорошо выступили, но при этом не забрали все призовые места. Иначе другие участники подумать, что результат подстроен.

Завод подарил победителям хорошие призы: колонки, беспроводные наушники и пауэрбанки.

А в июне 2022 года мы с другой коллегой из программы организовали соревнования по  Завод в Линеве предоставил площадку, перекус и воду. На этот раз участвовали шесть школ района и наша тоже собрала команду. Это было сложно, и ребята играли плохо, но старались изо всех сил. Я не смог посмотреть все матчи, потому что было много дел, но был рад, когда к вечеру они прислали мне фото кубка за третье место. Выиграли его в серии пенальти.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Мои ребята на соревновании по мини⁠-⁠футболу


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Так выглядел кубок победителей, но на этот раз он достался не нам

Как мы отремонтировали рекреацию

На второй год работы участники программы должны реализовать так называемый Проект второго года. Он должен быть внеурочным и пойти на пользу школе и ученикам.

Я объединился с тремя коллегами из «Учителя для России», и нашим проектом стал ремонт рекреации — такой части коридора, где ученики проводят время на переменах. В школе она была пустая и скучная, а нам захотелось покрасить ее в яркие цвета и наполнить играми и книгами, чтобы ученикам там было интересно.

Чтобы найти деньги, моя коллега варила с учениками мыло, а я отвечал за продажи и выбивал деньги у спонсоров. Рассказываю, как это было и что у нас получилось.

Наше мыло. Идея с мылом родилась так: моя коллега проводила классный час, посвященный Дню матери. И предложила ученикам сделать мамам подарки — сварить мыло ручной работы. Рецепт был простой, а ингредиенты можно было купить на «Озоне».

Детям это понравилось, и перед Новым годом мы решили развить идею: варить мыло на продажу, а на вырученные деньги отремонтировать рекреацию. За работу с мылом отвечала коллега, но в этот момент школа закрылась на карантин, и дети мало участвовали в варке. Так что большую часть мыла коллега сделала сама вместе с другими участниками «Учителя для России». А ученики нарисовали открытки, и потом мы вкладывали их в заказы.

В проекте не участвовали только учителя, которые работали в школе вне программы: они вообще мало интересовались тем, что мы делаем.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Сбор денег. Я занимался продвижением проекта: рассказывал о нем в соцсетях, сделал сайт и организовал доставку и оплату.

Один кусочек мыла стоил 299 ₽, еще у нас были наборы с бомбочками для ванн по  Сначала я получал заказы от друзей, но потом проект пошел в массы: люди рассказывали друг другу об идее и некоторые даже просто так отправляли нам деньги. При этом писали много приятных слов, и я получал большое удовольствие от этой работы.

В  момент проект был похож на конвейер: мы с коллегами из проекта получали заказы, варили мыло, упаковывали подарки и отправляли через СДЭК по всей России. Так за месяц собрали около 120 000 ₽, но из них 40 000 ₽ ушли на оплату доставки и ингредиентов для мыла. Так что чистая прибыль составила 80 000 ₽.


НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

80 000 ₽ было мало для ремонта, и сначала я решил просто купить на эти деньги книжки, настольные игры и кресла-мешки. Но на всякий случай обратился в компанию «Сибантрацит» — она спонсировала программу в Новосибирской области. Рассказал о нашем проекте и попросил добавить денег. Компания выделила 120 000 ₽, то есть в сумме у нас набралось 200 000 ₽. хватило и на отделку рекреации.

Но «Сибантрацит» перевел деньги на счет школы, а с него очень сложно оплатить бюрократии. Поэтому мне пришлось покупать стройматериалы за свой счет и предоставлять в школу чеки, а она вернула деньги только после ремонта. Борьба с такой бюрократией оказалась самой неприятной частью проекта.

Материалы и ремонт. На полученные деньги мы решили покрасить стены, пол и радиаторы. Сделать новые стенды и грифельную доску, обновить шторы, купить книги, настольные игры и мебель: столики, диваны, пуфы и книжные полки.

Но пока я воевал с бюрократией, наступил февраль 2022 года, Россия подпала под санкции и все резко подорожало. По старым ценам я успел заказать в интернет-магазинах только детские книги: они обошлись в 36 000 ₽, а после февраля уже 75 000 ₽. Но насчет остального пришлось выкручиваться.

Например, я написал знакомой, которая работала у производителя настольных игр Hasbro. Она рассказала руководству про наш проект, и компания просто подарила нам несколько игр. Еще я написал в Hobby World, и они тоже прислали несколько наборов бесплатно.

Вместо полноценной ремонтной бригады мы наняли местного строителя, которого нам порекомендовали в школе. Он работал без договора, но школа закрыла на это глаза, потому что он попросил всего 20 000 ₽. Однако ремонт получился некачественный: стены были плохо выровнены и покрашены как попало.

Мы очень расстроились, а денег на переделку уже не было. Тогда мы решили привлечь к ней детей: устроили для них вечеринку, принесли угощения и пригласили присоединиться к нам, чтобы доделать рекреацию. Откликнулись многие дети и наши коллеги из «Учителя для России» из других школ. Вместе мы за один вечер докрасили рекреацию.

А вот обычные учителя школы нам не помогали. Меня это удивляло: мы с коллегой из программы поработали в школе всего два года и все равно хотели оставить после себя красоту. А они преподавали здесь давно и впереди у них были годы работы. При этом у них не было энтузиазма улучшить.

Реакция коллег не из программы. Мы закончили ремонт в июне 2022 года, перед моим увольнением. Но я успел увидеть, как на переменах дети бежали занимать кресла в рекреации, листали книжки и играли в настольные игры. Меня это очень порадовало.

Огорчила только реакция учителей, которые работали в школе вне программы. Они посчитали, что цвет стен бледный, черная доска смотрится некрасиво, а кресла-мешки сыплются. И были недовольны, что я не посоветовался с ними, когда покупал материалы.

Сейчас я переживаю, что после нашего ухода все станет как было: книжки окажутся в библиотеке, где их никто не читает, настольные игры спрячут, а кресла-мешки унесут. Надеюсь только на ребят из «Учителя для России», которые придут нам на смену. Возможно, они отстоят рекреацию, чтобы у детей остался свободный доступ к книгам и играм. Ведь нашей целью было изменить пространство в школе и сделать его доступным, без ограничений и с доверием к детям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *