Формы и виды нестандартных уроков.
Шипилова С. Ю.,учитель начальных классов
МБНОУ «Гимназия №18», г. Ленинск
Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, к сожалению удаётся не всегда. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков.
Такие уроки, как правило, целесообразно проводить или в период введения в тему, или же напротив, обобщая её.
В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и ученики, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних «заготовок». Это обстоятельство позволяет дать задание каждому ученику в соответствии с его склонностями и интересами. В процессе проведения таких уроков решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы. На таких уроках учащиеся наиболее полно реализуют свои способности и творческую самостоятельность. Нестандартные уроки развивают память, мышление, воображение, самостоятельность, инициативность и волю детей, повышают интерес к знаниям.
Нестандартные уроки могут проводиться в форме:
– соревнования и игр (конкурс, викторина, турнир, деловая игра);
– публичного общения (аукцион, дискуссия, диспут, телемост, диалог);
– в форме урока, опирающегося на фантазию (сюрприз, сказка);
– урока – практикума, урока – консультации;
– урока, основанного на имитационной деятельности (заочная экскурсия, литературная прогулка, литературная гостиная, интервью, репортаж);
– перенесённой из внеклассной работы (КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звёздный час»);
– интегрированного урока (когда один предмет проникает в другой).
Коллективные виды работы в классе. Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки учащихся при минимальных затратах времени.
Одним из коллективных видов работы является викторина. Она проводится в любых коллективах и требует долгой подготовки. Такие уроки проходят как праздники, т.к. каждому ученику хочется подобрать такой вопрос, чтобы сразу на него можно было ответить. Но если никто не сможет ответить на вопрос, то ребёнок обязательно должен ответить сам. Количество вопросов нужно определить заранее. Вопросы не должны повторяться. Если они слабые, то оценка не ставится, но нужно поблагодарить ребёнка за участие. Это не отпугивает детей, особенно слабых, поэтому все учащиеся принимают активное участие. В зависимости от уровня подготовленности класса вопросы могут быть как лёгкие, так и сложные. Сложные вопросы поддерживают работу мысли. Каждый класс получает не менее десяти вопросов, которые несли бы в себе информацию, пробуждали бы у учащихся желание думать, сопоставлять факты. Но интерес учащихся, их увлечённость в работе над викторинами окупает все затраты сил и времени.
Викторины можно проводить и при опросе домашнего задания, при закреплении темы в течение 3-5 минут, могут использоваться формы, как «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», а также инсценирование, иллюстрации, аппликации.
Можно использовать конверты или карточки с вопросами, привлечь жюри, сделать красивое оформление и подарки для победителей. После изучения целого раздела время викторины можно увеличить.
На необычных уроках дети активно включаются в урок, творчески мыслят, не ждут конца урока, не следят за временем, урок приносит им большую радость.
Урок – конференция. Урок – конференция тоже является необычным для детей. Для его успеха необходим подлинный интерес к докладам, темы которых учащиеся выбирают сами. Сведения и сообщения учащихся должны быть сделаны в такой форме, которая обеспечила бы доступность излагаемого материала для всех присутствующих. Это требует индивидуальной подготовительной работы с докладчиками. Продолжительность каждого доклада не должна превышать 10-12 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы изложить и постановку проблемы, и основные результаты опытов, и выводы. Задача учителя – помочь учащемуся подготовить сообщение в соответствии с темой, убедиться, что он излагает хорошим языком, в рамках регламента времени. Слушатели не могут воспринять подряд более 4-5 сообщений. Можно провести оживлённую дискуссию по докладам. Если подготовленных докладов много, они делятся на две категории: устные и стендовые сообщения. Класс можно украсить соответствующими плакатами. Итог конференции подводит учитель. Научно-практическая конференция – одна из наиболее сложных и трудоёмких форм работы. Её подготовка требует от учителя значительных усилий и затрат времени. Но всё это окупается тем глубоким впечатлением, которое оставляет у школьников удачно проведённая конференция.
Тематический учёт знаний. Без контроля знаний нельзя добиться осознанности и прочности. После завершения изучения темы учащимся предстоит сдавать тематический зачёт, который может выполняться устно или письменно. С заданиями зачёта нужно ознакомить ребят за 2-3 урока до окончания темы. Оценка тематического зачёта служит основой для выставления четверной оценки. Воспитательные функции зачёта проявляются в его стимулирующем воздействии на учеников, в формировании у них чувства ответственности, долга, дисциплинированности. Существуют различные формы зачёта:
1. Классический зачёт по типу вузовского. Он предусматривает выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся во время индивидуальной беседы ученика с учителем, что даёт довольно полное представление о степени усвоения изученного материала. Его недостаток – большая продолжительность.
2. Групповой зачёт. Класс делится на несколько групп, состоящих из учащихся с разными способностями и уровнем подготовленности. Группы получают карточки-задания, число которых соответствует количеству учащихся в группе. Вопросы должны быть взаимосвязаны, чтобы после сдачи зачёта у учащихся было более полное представление об изученной теме. Каждый член группы по очереди отвечает на свои вопросы, остальные внимательно слушают, исправляют, дополняют и коллективно оценивают своего товарища.
3. Зачёт – карусель («круговой»). Каждый член комиссии принимает зачёт только по одному вопросу. Учащиеся заполняют индивидуальный зачётный лист, в котором указаны номера вопросов и оценки. В итоге учитель по набранной сумме баллов за ответы на все вопросы выставляет каждому ученику общую оценку за зачёт.
4. Зачёт по маршруту. Первая комиссия проверяет степень усвоения теоретического материала. Вторая – решение расчётных задач, третья – умение планировать и проводить эксперименты. Класс делится на три группы, каждая получает «маршрутные листы движения», переходя в указанное время от одной комиссии к другой. Там же члены комиссии делают отметки о сдаче каждой части зачёта, затем выводят общую оценку.
5. « Общественный смотр знаний» проводится в два этапа:
1) подготовительный (оформление стендов, приготовление докладов, схем, таблиц и т.п.; создание комиссии из числа хорошо знающих предмет учащихся);
2) проведение смотра (выбор жюри, отбор лучших, отличившихся учащихся, подведение итогов; успех смотра зависит от тщательно продуманного содержания его и методики проведения).
Общественный смотр знаний развивает и повышает интерес к предмету.
6. Зачёт – конкурс по типу КВН.
7. Зачёт – аукцион. Определённую сумму баллов за ответ получает тот ученик, который последний дополнил ответ на вопрос.
Урок – экскурсия. Любят и уроки путешествия, уроки – экскурсии. Они развивают коллективизм, дружбу, взаимопомощь, мышление, память и кругозор детей. Но к таким урокам нужно готовиться заранее: выбирать место путешествия, цель, гида, заранее подобрать стихи, песни, вопросы. Дети помогают экскурсоводу составлять рассказ, снабжают его дополнительным материалом, готовят оборудование. Уроки-экскурсии могут основываться на имитационной деятельности, например, заочная экскурсия, экскурсия в прошлое.
Учитель обязан сделать серьёзный труд занимательным и продуктивным. Игровые задания должны полностью совпадать с учебными, формировать потребность активно относиться к учебному процессу. Нестандартные уроки должны быть адаптированы с учётом возраста детей.
1. Еланская З. А. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа.-2001.-№6.-с.52-54
2. Троицкая Н. Б. Нестандартные уроки и творческие задания. // Дрофа. Москва 2004
Т. С. Ситнер
Нестандартные формы уроков в рамках ФГОС
Цель обучения ребёнка состоит в том,чтобы сделать его способным развиватьсядальше без помощи учителя.
Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием семьи, школы, труда и других социальных факторов. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения учебе. Единственной формой обучения в школе является урок.
– это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты. Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок – это показатель производительности труда учителя и учащихся. Конечно же, степень активности на уроке во многом зависит от самого ученика. Поиски новых методов и форм организации обучения, которые обусловлены требованиями современного общества к школе, породили новый термин в методике обучения – «современный урок», который противопоставляют традиционному уроку. Современный урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходят его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность. рассматривать только как форму передачи содержания образования, его надо оценивать как источник их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и учащихся.
Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего Современное образование должно , когда каждый учащийся смог бы получать необходимую ему личностно значимую информацию, должно помочь в раскрытии внутреннего потенциала каждого школьника, в его движении по пути самореализации.
Главное на уроке (и самое сложное) – соблюсти разумный баланс между “увлекательными элементами” и кропотливым трудом. Применяя информационные технологии, нельзя забывать, что все они должны быть вместе с учителем, а него. Ибо никакие современные электронные образовательные ресурсы не заменят
Создавая условия для получения каждым человеком информации, нельзя допускать беспорядочного поглощения информации. Необходимо развивать у школьников способность критически анализировать и продуктивно использовать эту информацию, научить их понимать, какая информация обогащает возможности человека, а какая больше отвлекает от работы, чем помогает.
Информатизация общества и образования, развитие новых информационных технологий – объективный и закономерный процесс. Понятие “новая грамотность” включает в себя помимо всего прочего и умение ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать медиаобъекты для сети Интернет.
Следовательно, необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.
Что отличает современный урок
1. Обучение происходит через открытие нового.
2. Происходит самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
3. Наличие дискуссий, различных точек зрения, поиск истины.
5. Развитие личности.
6. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность.
7. Осознание учениками деятельности, того как, каким способом получен результат, какие были затруднения, как они были устранены.
8. Поиск новых путей решения.
9. Педагог не доминирует, а управляет проблемно-поисковой деятельностью, исследованием.
10. Использование прогрессивных методик и технологий.
Методические требования к современному уроку:
Основные дидактические требования к уроку современного типа
1. Тему формулируют сами учащиеся.
2. Цели и задачи урока формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.
3. Обучающиеcя сами планируют способы достижения намеченной цели.
4. В практической деятельности обучающиеся осуществляют учебные действия, применяя групповые и индивидуальные методы.
5. Контроль осуществляется обучающимися в виде самоконтроля и взаимоконтроля.
6. Обучающиеся дают оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.
8. Домашнее задание на выбор обучающихся.
Зачастую при подготовке во время аттестации педагогических работников вам уважаемые коллеги хотелось бы показать что-то новое и интересное, но в тоже время продуктивное. В этом поможет нетрадиционные уроки
Нетрадиционные уроки – это способ достижения эффективности познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
4. Определение форм и методов работы.
Чему учить? Знаем. Зачем учить? Знаем. Как учить результативно? Знаем не всегда. Вместе ответ на данный вопрос в педагогике найден давно – учить, применяя интерактивные формы и методы организации учебного процесса.
Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.
Исследование, описываемое в статье А. Зверева «10 и 90 – новая статистика интеллекта», начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.
Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.
К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя, иногда, кажется, что обучение проходит успешно».
Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется всё теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое: «только 10% людей способны учиться с книгой в руках». Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».
Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса – использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.
– это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные методы, активные методы, интерактивные методы. Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
(схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается
(схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Многие между активными и интерактивными методами ставят , однако, несмотря на общность, они имеют различия. методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
(схема 3). Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности.
Для обеспечения каждому полноценного качественного образования на уроках и во внеурочное время ученикам предоставляется простор их собственной умственной инициативе как проявлению активности учебной позиции и выражению индивидуальной уникальности, создаются условия для доверительных отношений между учителем и учениками и изменения позиции ученика в учебно-познавательной деятельности. не на среднестатистического, а на конкретного ученикасодержания работы, ориентированного на каждого ребёнка, делает работу по внедрению инновационного обучения в школе успешной. актуально тем, что они:
По результатам диагностических исследований американских учёных Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности.
Ю. К. Бабанский предложил интересную модель выбора методов обучения, включающий шесть последовательных шагов преподавателя:
– принять решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога;
– определить соотношение репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам;
– определить соотношение индуктивной и дедуктивной логик, аналитического и синтетического путей познания, меру и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов;
– определить способы и средства стимулирования деятельности обучающихся
– определить “точки”, интервалы и методы контроля и самоконтроля;
– продумать запасные варианты на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения учебного занятия.
“Менять педагогические ориентиры- это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня.” В. А. Караковский
Путешественник увидел трёх рабочих, которые
толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у
каждого, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку,
будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей
А третий гордо произнёс: «Я СТРОЮ
5. Нестандартные формы уроков Можно выделить два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Современный урок требует применения новых форм проведения, организации. Это обусловлено развитием общества, широким доступом к получению различной информации, многообразием источников информации. Особенности нестандартных форм уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Главный отличительный признак нестандартных заданий — их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);необычные условия работы;
На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь “с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной”, творческой. Есть и другие признаки:
– самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях;
– нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу “кто быстрее? больше? лучше?”) и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, “расследования”).
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Многие учащиеся с интересом участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Нетрадиционные же формы уроков о своей природе и потому способны даже самую сухую информацию и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.
Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий.
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок – блок, урок – «дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.
Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.
– мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Одним из видов нетрадиционной формы работы можно назвать – метод создания ситуации успеха – метод стимулирования интереса к учению и учащихся, испытывающих затруднения в учёбе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Вот почему надо подбирать такие задания, которые доступны ученикам, а потом переходить к более сложным. Ситуация успеха создаётся путем дифференцированной помощи ученикам при выполнении задания одной и той же сложности. Учащиеся с низкими учебными возможностями даётся задание, которое позволяет им на данном уровне справиться с ним, а потом выполнять его самостоятельно. Ситуация успеха уже организуется и путём поощрения промежуточных действий ученика. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи. томительным. Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения
Обращение к нетрадиционным формам урока предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также – знание учителем законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством. В учебно-воспитательном процессе учителя школы широко и эффективно используют современные образовательные технологии, которые наиболее полно воплотили идеологию личностно-ориентированного образования и являются ключевым условием повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени: исследовательские и проектные методы обучения, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, технология модульного обучения, организационно-деятельностные и игровые технологии, коллективная система обучения, обучение в сотрудничестве, система инновационной оценки «портфолио», разноуровневое обучение и др
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями. целью снятия психологической и физической нагрузки. Разминки также способствуют развитию коммуникативных навыков (общению). Они должны быть уместными по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Так, например, перед упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, не следует проводить слишком подвижные игры-разминки. «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной и/или отношение участников к определенному связи.
Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать. Подводя итог сказанному, следует отметить, что использование современных средств, методов и форм обучения является необходим условием повышения качества образования.
- Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
- Столяренко Л. Д. Психология и педагогика: учебник-М.,2010.
- Смирнова Н. А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. – Псков: ПГПИ, 2004.