нормативные критерии профессионального уровня педагогического работника устанавливаются единый урок

Педагог дополнительного образования

1. Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается:

  • коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного учреждения
  • исполнительным органом государственной власти субъекта РФ
  • постановлением Правительства РФ

2. Комплексная проверка – это

  • проверка, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений
  • проверка, направленная на всестороннее изучение и оценку соответствия деятельности проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям
  • проверка, направленная на изучение и оценку соответствия деятельности проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям по отдельному направлению или отдельному вопросу их деятельности

3. Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:

  • при получении образования соответствующего уровня впервые
  • при получении образования в соответствии с занимаемой должностью
  • при согласии руководителя образовательного учреждения
  • если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения

4. Условия трудового договора могут быть изменены… 

  • в письменной форме по решению работодателя
  • трудовой кодекс РФ не устанавливает форму изменения трудового договора
  • в устной форме по соглашению сторон
  • в письменной форме по соглашению сторон

5. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первыми получают:

  • защиту и помощь
  • пособия и льготы

6. Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут:

  • только физические лица
  • только должностные лица, нарушившие или допустившие нарушение законодательства
  • только юридические лица, нарушившие законодательство
  • все юридические или физические лица, нарушившие законодательство

7. За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • перевод на нижеоплачиваемую должность
  • увольнение по соответствующим основаниям
  • лишение доплат, надбавок и других поощрительных выплат

8. При проведении мероприятий по контролю (надзору) проверяющим обязательно должны быть предъявлены следующие документы:

  • распоряжение (приказ) о проведении проверки
  • план-задание на проведение мероприятий по контролю (надзору)

9. Для работников образовательного учреждения работодателем является:

  • данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации
  • региональное управление образованием
  • данное образовательное учреждение
  • районное управление образованием

10. Полное название документа: Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях … в Российской федерации» 

  • прав человека
  • прав ребёнка
  • свободы личности

11. Общее образование включает в себя:

  • четыре ступени
  • три ступени
  • две ступени
  • одну ступень

12. Согласно Закону РФ «Об образовании» организация питания в образовательных учреждениях возлагается:

  • на организации общественного питания
  • на образовательное учреждение
  • на органы местного самоуправления
  • на все вышеперечисленные организации

13. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

  • общеобразовательные (основные и дополнительные)

14. Необходимый нормативный документ, предусмотренные в требованиях квалификационной характеристики учителя и отражающий цели, задачи и пути реализации содержания учебного предмета – это

  • все ответы верны

15. Законодательство устанавливает для педагогических работников:

  • полную 40-ка часовую рабочую неделю
  • сокращенную 32-часовую рабочую неделю
  • сокращенную 36-ти часовую рабочую неделю
  • неполную рабочую неделю

16. Учредителями муниципального общеобразовательного учреждения могут быть:

  • орган управления имуществом муниципального образования
  • любые муниципальные образования
  • только муниципальные районы и городские округа
  • глава местной администрации

17. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется:

  • учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения
  • уставом образовательного учреждения
  • решением родительского собрания
  • учредителем образовательного учреждения

18. Споры, возникающие между работником и работодателем, рассматриваются

  • комиссией по трудовым спорам
  • органами местного самоуправления

19. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным:

  • органом образования субъекта
  • органом местного самоуправления

20. Плановые проверки проводятся не чаще, чем:

  • один раз в полгода
  • один раз в год
  • один раз в 2 года
  • один раз в 3 года

21. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является:

  • органы местного самоуправления
  • правительство Российской Федерации
  • Президент Российской Федерации

22. Отметьте признаки, отличающие нормативные правовые акты от иных правовых документов, издаваемых органами власти:

  • нормативные правовые акты всегда регистрируются в Минюсте России
  • нормативные правовые акты содержат правовые нормы и применяются неоднократно
  • нормативные правовые акты имеют официальные реквизиты
  • нормативные правовые акты могут издаваться только в форме федеральных законов, указов и постановлений

23. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ «Об образовании» образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

  • всеобщее право на образование
  • право на бесплатное общее образование
  • единство образовательного пространства Российской Федерации
  • право на бесплатное общее и дошкольное образование

24. У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента:

  • выдачи лицензии
  • регистрации
  • государственной аккредитации
  • уплаты налогов

25. К нормируемой части рабочего времени педагогического работника относится:

  • организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся (воспитанников)
  • выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов
  • организация и проведение факультативных занятий
  • дежурства в учреждении в период образовательного процесса в целях обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени

26. Образовательное учреждение является:

  • некоммерческой организацией
  • физическим лицом
  • коммерческой организацией
  • юридическим лицом

27. В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя образовательного учреждения переходят к:

  • региональным органам управления образованием
  • местным органам управления образованием

28. Муниципальные образовательные организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

  • только в форме учреждения
  • в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством
  • в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций
  • только в формах учреждения или автономной некоммерческой организации

29. Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный период устанавливается:

  • решением муниципального органа управления образованием
  • локальными актами учреждения
  • решением педагогического совета образовательного учреждения
  • решением общественных органов управления образовательным учреждением

30. Испытание при приёме на работу устанавливается для…

  • лиц, не избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведённому в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права
  • лиц, приглашённых на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями
  • лиц, достигших 18-летнего возраста
  • лиц, заключающих трудовой договор сроком не менее 5 лет

31. Работа с одаренными детьми требует:

  • занятий по индивидуальному расписанию
  • малых размеров рабочих групп
  • воспитания лидерских качеств
  • подготовки к профессиональной деятельности

32. Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике, – это:

  • педагогическая праксиология
  • педагогическое консультирование
  • педагогическое проектирование
  • педагогическая инноватика

33. Сложная социальная система, характеризующаяся органичным единством организации и психологической общности – это

  • воспитательная система
  • общественное объединение
  • коллектив

34. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:

  • проектирование
  • исследование
  • организационно-методическая работа
  • педагогическое общение

35. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов – это

  • эффективность педагогической технологии
  • воспроизводимость педагогической технологии
  • управляемость педагогической технологии
  • концептуальность педагогической технологии

36. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:

  • новшество
  • нововведение
  • инновация
  • технология

37. Вхождение ребёнка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, осуществление жизненного самоопределение – всё это

  • культурная идентификация 
  • социализация
  • индивидуализация

38. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов – это

  • личностные результаты
  • предметные результаты
  • метапредметные результаты

39. Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов, – это:

  • педагогическая деятельность
  • инновационная деятельность
  • проектно-исследовательская деятельность
  • экспертно-аналитическая деятельность

40. Уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющие относительно устойчивую характеристику личности, это:

  • креативность
  • обучаемость
  • развиваемость
  • толерантность

41. Принцип организации воспитания и обучения детей в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими, психофизиологическими и другими природными особенностями – это:

  • принцип личностной ориентированности

42. Привлечение педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их ежегодным оплачиваемым отпуском, к работе в оздоровительные лагеря и другие оздоровительные образовательные учреждения, находящиеся в другой местности, а также в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность может иметь место:

  • в соответствии с Уставом образовательного учреждения
  • в соответствии с коллективным трудовым договором
  • только с согласия работников
  • без согласия работников

43. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) Устава данного образовательного учреждения может быть проведено:

  • только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной или устной форме
  • только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме
  • только по поступившей на него жалобе, поданной в устной форме
  • только по поступившей на него жалобе, поданной по Интернет

44. Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений образования детей регулируется:

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
  • типовым положением об учреждении дополнительного образования детей
  • распоряжением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации учредителем

45. Учебная нагрузка, режим занятий в образовательном учреждении определяется:

  • решением Совета образовательного учреждения
  • Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения
  • расписанием учебных занятий

46. Нормативные критерии профессионального уровня педагогического работника устанавливаются:

  • квалификационными характеристиками должностей работников образования
  • правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения
  • должностной инструкцией работника

47. Рабочее время – это…

  • время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности
  • время, в течение которого работник в соответствии с локальными актами образовательного учреждения должен находиться на рабочем месте
  • время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка обязуется выполнить поставленную перед ним трудовую задачу, а также отчитаться по её выполнению

48. Процедура применения дисциплинарных взысканий к педагогическому работнику, допустившему нарушение Устава образовательного учреждения или норм профессионального поведения регламентируется:

  • правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения
  • Законом РФ «Об образовании»
  • Трудовым кодексом РФ
  • всеми перечисленными документами

49. Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для развития ребёнка в качестве субъекта деятельности – это:

  • социально-педагогическое проектирование
  • педагогическое проектирование
  • психолого-педагогическое проектирование
  • дидактическое проектирование

50. Построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности – это:

  • социально-педагогическое проектирование
  • педагогическое проектирование
  • психолого-педагогическое проектирование
  • дидактическое проектирование

51. Построение образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона – это:

  • социально-педагогическое проектирование
  • педагогическое проектирование
  • психолого-педагогическое проектирование
  • дидактическое проектирование

52. Принцип, обеспечивающий переход от адаптивной и репродуктивной модели образования к деятельностной и преобразующей, – это принцип:

  • принцип полного образования
  • принцип вариативного образования
  • принцип опережающего образования
  • принцип развивающего образования

53. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:

  • новшество
  • нововведение
  • технология
  • эксперимент

Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

1. Согласно Закону РФ «Об образовании» организация питания в образовательных учреждениях возлагается:

  • на организации общественного питания;
  • на образовательное учреждение;
  • на органы местного самоуправления;
  • на все вышеперечисленные организации.

2. Создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования согласно Закону РФ «Об образовании» возлагается на:

  • органы управления образованием;
  • родителей (законных представителей);

3. Правовой акт. регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:

  • трудовым договором;
  • коллективным договором;
  • двусторонним договором;
  • трудовым соглашением.

4. Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:

  • условие об обязательном социальном страховании работника;
  • условие об испытании;
  • условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся;
  • условие о систематическом повышении квалификации работника.

5. За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • перевод на нижеоплачиваемую должность;
  • увольнение по соответствующим основаниям;
  • лишение доплат, надбавок и других поощрительных выплат;

6. Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:

  • при получении образования соответствующего уровня впервые;
  • при получении образования в соответствии с занимаемой должностью;
  • при согласии руководителя образовательного учреждения;
  • если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения.

7. При приёме в образовательное учреждение администрация обязана познакомить ребёнка и его родителей с:

  • должностными инструкциями учителей, которые будут вести занятия с ребёнком;
  • Уставом образовательного учреждения;
  • коллективным трудовым договором;
  • правилами внутреннего трудового распорядка.

8. Согласно действующему законодательству, срочный трудовой договор в обязательном порядке заключается:

  • с поступающим на работу лицом, являющимся пенсионером по возрасту;
  • с заместителями руководителя образовательного учреждения;
  • на время исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется место работы;
  • с лицами, поступающими на работу по совместительству.

9. Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается:

  • Коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного учреждения;
  • исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
  • постановлением Правительства РФ.

10. Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут:

  • только физические лица;
  • только должностные лица, нарушившие или допустившие нарушение законодательства;
  • только юридические лица, нарушившие законодательство;
  • все юридические или физические лица, нарушившие законодательство.

11. Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный период устанавливается:

  • решением муниципального органа управления образованием;
  • локальными актами учреждения;
  • решением педагогического совета образовательного учреждения;
  • решением общественных органов управления образовательным учреждением.

12. Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций – это социальная …

  • реабилитация;
  • компенсация;
  • депривация;
  • адаптация.

13. Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности. – это…

  • квалификационная категория;
  • компетентность;
  • мастерство:
  • творчество.

14. Одна ив главных задач общеобразовательного учреждения:

  • обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования;
  • создание благоприятных условии для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;
  • сохранение школьных традиций;
  • получение образования на родном языке.

15. У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента:

  • выдачи лицензии;
  • регистрации;
  • государственной аккредитации;
  • уплаты налогов.

16. Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей закреплён:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Конвенцией ООН о правах ребёнка;
  • Всеобщей декларацией прав человека;
  • Декларацией «Мир. пригодный для жизни детей».

17. Нормативные критерии профессионального уровня педагогического работника устанавливаются:

  • правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения;
  • должностной инструкцией работника;
  • квалификационными характеристиками должностей работников образования.

18.  Основной обязанностью работника в области охраны труда является:

  • обеспечение сохранности закрепленного за ним оборудования;
  • соблюдение режим труда и отдыха;
  • извещение своего непосредственного руководителя о ситуации, угрожающей жизни, здоровью или законным интересам участников образовательного процесса;
  • разработка инструкции по технике безопасности на рабочем месте.

19. Процедура применения дисциплинарных взысканий к педагогическому работнику, допустившему нарушение Устава образовательного учреждения или норм профессионального поведения регламентируется:

  • правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • Законом РФ «Об образовании»;
  • Трудовым кодексом РФ;
  • всеми перечисленными документами.

20. Работодатель обязан известить работника о предстоящих изменениях в условиях трудового договора, вызванных организационными или технологическими причинами, не позднее, чем за:

  • 1    месяц;
  • 2    месяца;
  • 3    месяца.

21. Споры, возникающие между работником и работодателем, рассматриваются:

  • комиссией по трудовым спорам;
  • органами местного самоуправления.

22. Установите соответствие (дано уже решение):

Приказ – локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, издаваемый исключительно руководителем образовательного учреждения для решения основных и оперативных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением.

Решение – локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, родителей) для реализации права на участие в управлении общеобразовательным учреждением.

Инструкция – локальный нормативный правовой акт,устанавливающий порядок и способ осуществления работником образовательного учреждения должностных обязанностей.

23. Установите правильную последовательность.

Пронумеруйте указанные нормативные правовые акты по иерархии, начиная с акта наибольшей юридической силы (выполнено):

(3) Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

(1) Конвенция о правах ребенка.

(4) Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

(2) Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Оглавление:

  1. Что такое профстандарт педагога
  2. Действующие профстандарты педагогов
  3. Новый профстандарт для педагогов с 1 сентября 2022 года
  4. Требования нового профстандарта к педагогу школы
  5. Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией
  6. Внедрение нового профстандарта в школе
  7. Зачем нужны профессиональные стандарты

Что это? Профстандарт педагога – это документ, в котором содержатся требования к учителю. В нем оговорено все: его образование, профессиональные навыки, требуемый опыт, какие курсы по повышению квалификации он должен проходить. Вводить такие документы в России начали с 2016 года. Очередной вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

На кого распространяется? Новый профстандарт затрагивает не всех педагогов, а только школьных учителей. Предыдущий распространялся и на работников дошкольного образования. В новом документе усилились требования к профпригодности педагогов, а также добавились обязанности владения цифровыми инструментами и ресурсами.

Что такое профстандарт педагога

Работа с детьми в образовательных и дошкольных учреждениях требует от специалистов определенных знаний и навыков. С 2016 года они закрепляются в специальном нормативном акте.

Профстандарт педагога представляет собой документ, в котором перечислены все требования, которым должен отвечать современный учитель, чтобы продолжать заниматься своей деятельностью. Также на него опираются при переаттестации для присвоения следующей квалификационной категории, при расчете заработной платы и при формировании должностных инструкций.

Профориентация для детей: как помочь ребенку определиться

Профстандарт педагога содержит требования, в основном касающиеся его уровня образования и поведения. В деталях закрепляется перечень необходимых для допуска к работе компетенций. Их набор отличается для каждого предмета и перечисляется в одноименном разделе, количество которых равно числу предметов.

Квалификация педагога — это то, что получится, если к компетенциям добавить опыт. Она различается в зависимости от преподавательского стажа, образования и прочих условий.

В основе профстандарта лежит единство трех процессов: обучения, воспитания и развития. Модули, посвященные первым двум, отличаются понятностью и конкретностью. В них описывается, насколько учитель должен знать предмет и какими методиками владеть для корректной передачи своих знаний ученикам.

профстандарт педагога

При этом требования, входящие в профстандарт, посвященные третьему разделу, реализовать в современных условиях оказывается трудно. В них описываются особенности взаимодействия учителя с узкими специалистами (логопедом, психологом, дефектологом и т. д.), ставки которых все чаще сокращаются для изыскания дополнительных средств на нужды школы, в частности — выплату зарплат сотрудникам.

В итоге он оказывается в положении, когда корректное выполнение требований обозначенного раздела затруднено.

Действующие профстандарты педагогов

Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:

  • Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
  • Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
  • Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
  • Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
  • Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).

Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.

Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.

В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, становится актуальным с 1 сентября 2022 года.

Его действие распространяется только на школьных учителей, хотя раньше им обязаны были руководствоваться и работники дошкольного образования. Приказ актуален до 1 сентября 2028 года.

Причины принятия нового закона

  • Изменения в ФЗ «Об образовании», согласно которым в школе могут преподавать студенты профильных вузов, а учебные программы приводятся к общему образцу.
  • Старый профстандарт педагога, нормы которого не соответствуют проекту «Кадры для цифровой экономики», входящему в национальную программу «Цифровая экономика в РФ».
  • Обновленные в 2021 году квалификационные категории и правила.

Требования нового профстандарта к педагогу школы

Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.

Действующие профстандарты педагогов

Также профстандарт педагога школы 2022 года закрепляет за ними определенные функции:

  1. Учителя 5А категории работают в рамках реализации 9/11-летней образовательной программы.
  2. Представители категории 6В и 6С имеют несколько видов обязанностей:
    • обучают школьников в рамках начальной (3-4 года)/ основной (9 лет)/ средней (11 лет) образовательной программы;
    • решают профильные задачи в рамках своей деятельности;
    • разрабатывают методические пособия для реализации в начальной, основной и средней школе.

Дидактика в педагогике: какие проблемы решает

Новый профстандарт педагога предполагает профильное обучение. Помимо этого, с осени 2022 года учитель должен соответствовать следующим требованиям:

  • Для пятой квалификационной категории обязательно наличие документа, подтверждающего успешную промежуточную аттестацию по итогам трехлетнего или более обучения по направлению «Образование и педагогические науки».
  • Для шестого уровня понадобится уже диплом по определенной специальности также в рамках направления «Образование и педагогические науки». Выдается по результатам освоения вузовской программы, а также программы высшей и средней профессиональной подготовки кадров.

Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией

Жизнь не стоит на месте, поэтому процесс обучения также подлежит пересмотру. В соответствии с новым приказом о профстандарте педагога, который вступает в силу 1 сентября 2022 года, каждый школьный преподаватель обязан уметь применять цифровые технологии в рамках занятий.

Новшества профстандарта

Выражается это в следующих компетенциях.

  1. Навыки работы с ИКТ совместно с применением возможностей информационной образовательной среды (ИОС):
    • общепользовательские (использование цифровой техники, соблюдая правила защиты информации и персональных данных);
    • общепедагогические (организация своей и деятельности учащихся при работе с ИКТ).
  2. Непосредственно работа с ИКТ и видеотехнологиями в рамках занятий с соблюдением правил информационной защиты и безопасности.
  3. Использование возможностей ИОС для развития навыков у учеников с учетом их индивидуальных особенностей (здесь раскрывается, когда и как должен применяться профстандарт педагога).
  4. Работа со школьным информационно-техническим оснащением с соблюдением норм информационной безопасности.
  5. Комбинирование приемов обучения (дистанционных, электронных, цифровых) в рамках реализации образовательной программы в классе и индивидуально для достижения оптимальных результатов. Обеспечение применяемыми технологиями всех участников процесса.

Внедрение нового профстандарта в школе

Закон предусматривает изменение квалификационных требований для учителей, однако порядок перехода со старых правил на измененные остается на усмотрение администрации. Так, введение в профстандарт педагога должна осуществлять специальная комиссия. В ее состав входят представители местной администрации (от образовательного учреждения) и профсоюзов.

Обязанностью комиссии является поэтапное приведение штата сотрудников в соответствие с новыми требованиями. Таким образом должен происходить переход на новый профстандарт педагога. Функции комиссии могут быть следующими:

  • Проверка и сравнение текущих обязанностей и компетенций каждого сотрудника с положенными по новым нормам. Отражение результатов в специальном отчете (протоколе).
  • Изучение организационной документации, включая трудовые договоры. Внесение изменений, если это необходимо. Например, новый профстандарт подразумевает профильное образование у педагога либо наличие диплома о переподготовке.
  • Проверка коллектива на соответствие занимаемым должностям согласно последним изменениям в образовательном законодательстве. При необходимости переаттестация.

По результатам проведенных мероприятий комиссия должна предоставить руководству образовательного учреждения надлежащим образом оформленный документ (протокол), где будут отражены результаты проверки. С учетом полученной информации администрация предпринимает различные действия, вплоть до исключения из штата сотрудников, не соответствующих новому профстандарту педагога.

Однако суть нововведения в том, чтобы оптимизировать учебный процесс, а не испортить его. Возможно, поэтому механизм отработки в случае выявления несоответствия в нем не отражен и выбирается индивидуально для каждого учреждения.

Внедрение нового профстандарта в школе

В частности, такими сотрудниками могут оказаться те, чьи компетенции прежде соответствовали нормам в полной мере. Например, заслуженные учителя со стажем, регулярно проходящие повышение квалификации. В таком случае они могут дополучить недостающие знания. Таким образом, у школ остается масса возможностей для сохранения прежнего штата сотрудников в рамках новой реальности.

Зачем нужны профессиональные стандарты

Чтобы правильно трактовать суть преобразований, необходимо понимать разницу определений. Например, квалификация — это набор знаний, умений и навыков, а стандарт — это образ, какой она должна быть в рамках того или иного предмета. В зависимости от потребностей времени последний меняется, а с ним и компетенции, которыми должен владеть учитель на текущий момент. Например, профстандарт педагога-психолога до появления такой специальности не существовал.

Нововведение в образовательной среде было продиктовано, в первую очередь, необходимостью урегулирования трудовых споров, возникающих в результате несоответствия обязанностей и их оплаты разным преподавателям.

Благодаря ему образовательные организации могут выделить в самостоятельную, согласно профстандарту, и должность педагога-организатора, и педагога по воспитательному процессу. Закрепление новых квалификационных требований позволит упростить принятие кадровых и иных решений.

Впервые подобные нормы стали применяться с 2016 года. Это послужило началом новой эры в образовании. Причина в том, что, в первую очередь, каждый претендент на должность учителя был обязан иметь вузовский диплом. Также ему полагалось уметь составлять поурочные планы и организовывать работу на уроке.

Согласно новому приказу, современный учитель обязан уметь многое: обладать профессиональными компетенциями и работать в том числе с родителями своих подопечных, постоянно оттачивать свои навыки через прохождение курсов повышения квалификации.

Новые квалификационные требования призваны привести образовательную систему в равновесие, пошатнувшееся в результате избытка предложений на рынке образовательных услуг. Спрос на молодых специалистов высок, однако старый профстандарт педагога вовсе не гарантировал, что выпускник с соответствующим дипломом будет взят на должность. Причина кроется в том, что образовательные программы длительные и быстро устаревают.

Однако для изменения этой ситуации также разработает свой пакет нововведений. Согласно ему, программы уже становятся короче и включают в себя дополнительные дисциплины и часы практики, необходимые для полноценного развития будущего преподавателя.

Оглавление:

  1. Цели и задачи аттестация педагогических работников
  2. Аттестация на соответствие занимаемой должности
  3. Аттестация на квалификационную категорию
  4. Требования для присвоения категории
  5. Причины отказа в проведении аттестации
  6. Новый порядок проведения аттестации педагогических работников

Сколько всего? Установлено две категории аттестации педагогических работников – первая и высшая. Подать документы в аттестационную комиссию для присвоения первой категории можно независимо от стажа работы в образовательном учреждении. Высшую категорию присваивают не раньше, чем через два года после первой.

За что дают? Комиссия учитывает успехи учеников на олимпиадах, их участие в конкурсах под руководством педагога, трансляцию опыта учителя на профессиональных площадках. Категория – это, в первую очередь, личная планка педагога, показатель его самореализации как профессионала.

Цели и задачи аттестация педагогических работников

Аттестация позволяет оценить работу учителя, понять, какой уровень квалификации он имеет. Педагог также может пройти подобную проверку для присвоения квалификационной категории, если не входит в профессорско-преподавательской состав учебных заведений.

Цели и задачи аттестация педагогических работников

Аттестация необходима, чтобы:

  • стимулировать педагогов постоянно повышать квалификацию, развиваться в сфере методологии, в профессиональном и личностном плане;
  • определить, что специалисту требуется пройти обучение;
  • увеличить уровень качества работы;
  • определить перспективы и возможности сотрудников школ;
  • формировать кадровый состав на основании требований государственных стандартов федерального уровня в области реализации образовательных программ;
  • обеспечить членам коллектива заработную плату, которая соответствует их категории по итогам аттестации педагогических работников и объему выполняемых обязанностей.

Аттестация на соответствие занимаемой должности

Проверка данного типа состоит из нескольких стадий:

  1. подготовка приказа о проведении аттестации;
  2. представление документа преподавателям – они ставят подпись в знак того, что ознакомлены с информацией;
  3. составление характеристики на каждого специалиста, который будет проходить аттестацию;
  4. утверждение состава комиссии;
  5. формирование списка учителей, участвующих в аттестации;
  6. согласование графика;
  7. аттестация;
  8. оформление итогов;
  9. представление участникам решения, принятого комиссией.

В состав аттестационной комиссии входят сотрудники школы, при условии, что они не являются непосредственными руководителями и не состоят в родстве с кем-либо из учителей.

В комиссии выбирают председателя, заместителя председателя и секретаря. Директор школы организует весь процесс и имеет немало иной работы, поэтому его не стоит вводить в комиссию.

Аттестацию проходят специалисты, у которых с момента последней аналогичной процедуры прошло пять лет. Это же правило распространяется на учителей, работающих по совместительству. На обязательную проверку направляются сотрудники, не имеющие квалификационной категории, стаж которых в школе составляет два года.

По правилам, необходимо минимум за 30 календарных дней до аттестации составить и передать в комиссию представление на каждого аттестуемого. Речь идет о документе, содержащем данные работника, информацию о его деловых и профессиональных качествах. Дополнительно можно подать портфолио учителя.

Аттестация на соответствие занимаемой должности

Во время заседания, которое проводится в назначенный день, комиссия рассматривает документы и задает учителю вопросы. Данное мероприятие переносится или проводится без педагога, если тот не может присутствовать, и у него для этого есть уважительная причина. После сбора всех необходимых сведений члены комиссии принимают решение в формате открытого голосования. «За» должны проголосовать более половины членов, чтобы результат проверки считался положительным.

Далее составляется протокол с итогами, после чего у секретаря есть два рабочих дня, чтобы подготовить выписку из протокола для каждого педагога.

Сотрудник может узнать результаты сразу после голосования экспертов, если лично присутствовал на аттестации. Тогда секретарь заносит в протокол факт ознакомления. Педагог имеет право не согласиться с решением комиссии и обжаловать его в судебном порядке.

Эксперты могут выдать рекомендации о поощрении, например, в виде премии, направлении преподавателя на обучение.

Осенние каникулы в школе

После того как комиссия установила несоответствие педагогического работника занимаемой должности и недостаточный уровень его квалификации, у работодателя есть два варианта. В соответствии со статьей 81 пунктом 3 Трудового Кодекса, он может расторгнуть трудовой договор со специалистом. Увольнение допустимо лишь при условии, что невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на любую другую должность. По закону, возможен даже перевод на более низкую должность. Только руководитель решает, уволить или отправить учителя на повышение квалификации.

Аттестация на квалификационную категорию

Получить категорию по результатам аттестации педагогический работник может только по решению комиссии, сформированной на региональном уровне. Данный вид проверки профессиональных навыков доступен для всех учителей, входящих в штат государственных и частных школ.

Порядок аттестации педагогических работников на категорию включает в себя такие шаги:

  1. подача учителем соответствующего заявления;
  2. рассмотрение заявления;
  3. выбор места и времени аттестации;
  4. оповещение педагога в письменном виде о назначенном мероприятии;
  5. проведение аттестации;
  6. присвоение учителю категории на основании решения комиссии;
  7. подготовка протокола с решением;
  8. ознакомление специалиста с решением.

При создании комиссии придерживаются разных подходов, но чаще всего основным является территориальный принцип. Кроме этого принимают во внимание профиль учителя, тип и ведомственную принадлежность образовательной организации, в которой работает педагог.

Экспертный состав, регламент и условия работы комиссии устанавливает уполномоченный орган власти. В качестве одного из экспертов обязательно присутствует представитель профсоюза.

Аттестация на квалификационную категорию

Если педагогический работник собирается сдать аттестацию на квалификационную категорию, он подает заявление, где прописывает должность или должности, по которым планирует пройти проверку. Заявление нужно принести в аттестационную комиссию, отправить по почте с уведомлением о вручении или на e-mail также с уведомлением.

Для прохождения аттестации на высшую категорию педагогическому работнику необходимо иметь первую категорию, причем после ее присвоения должно пройти не меньше двух лет.

У комиссии есть 30 календарных дней, чтобы рассмотреть заявление, после чего она сообщает учителю в письменной форме о времени и месте аттестации.

По закону, педагогу не обязательно лично присутствовать на подобной проверке. Ее продолжительность составляет максимум 60 календарных дней, и далее эксперты голосуют и принимают положительное или отрицательное решение о присвоении категории, которое фиксируется в протоколе. Опираясь на данный документ, уполномоченный орган региональной власти формирует приказ, согласно которому учителю на пять лет присваивается новая квалификационная категория. По истечении этого срока, специалисту предстоит снова пройти аттестацию.

Как стать репетитором

Если комиссия посчитает, что уровень педагога пока не соответствует высшей категории, за ним сохраняется первая категория. Через год работник может еще раз попробовать пройти аттестацию.

Требования для присвоения категории

Требования к педагогу, которые должны выполняться для присвоения определенной квалификационной категории, устанавливает приказ Министерства образования и науки от 07.04.2014 № 276.

При проведении аттестации педагогического работника на первую категорию эксперты должны увидеть, что:

  • ученики успешно осваивают общеобразовательную программу – установить этот факт позволяет внутренний и внешний мониторинг;
  • ученики показывают высокие результаты в направлениях деятельности, связанных с наукой, творчеством, спортом, пр.;
  • педагог занимается развитием школы, то есть повышает качество образования, выступает в роли методиста, обучает коллег, участвует в методических объединениях.

Для аттестации педагогических работников на высшую категорию существуют такие критерии:

  • ученики успешно проходят школьную программу;
  • школьники под руководством учителя проявляют себя в научной, интеллектуальной, творческой сфере;
  • преподаватель участвует в развитии деятельности школы;
  • ученики выступают и занимают призовые места на олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
  • аттестуемый показывает хорошие результаты на педагогических конкурсах, конференциях, заседаниях, пр.

Причины отказа в проведении аттестации

Чтобы понимать случаи, в которых педагогическому работнику могут отказать в аттестации и установлении категории, необходимо четко представлять себе положения Порядка проведения аттестации педагогов. Соответствующие разъяснения сформулированы Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ и Общероссийским Профсоюзом образования, №08-1933/505 от 03.12.14 года.

В указанном выше документе отсутствуют основания, по которым у учителя могут не принять заявление на прохождение проверки для установления квалификационной категории.

Педагогу имеют право отказать в прохождении подобной аттестации уже после рассмотрения комиссией заявления. Для этого Порядок проведения аттестации устанавливает следующие причины:

  • специалист не имеет первой квалификационной категории и впервые направляет заявление для присвоения высшей категории – правило установлено пунктом 30 Порядка проведения аттестации;
  • учитель в первый раз обращается для прохождения аттестации на высшую категорию, но после присвоения первой квалификационной прошло менее двух лет – пункт 30 указанного документа;
  • со дня принятия аттестационной комиссией отрицательного решения прошло менее года, при этом педагог повторно подает заявление для установления той же квалификационной категории – пункт 43;
  • заявление поступает от специалиста, который на данный момент не является педагогом в образовательной организации – пункт 1.
  • заявление направлено работником, должность которого не входит в профессиональную квалификационную группу должностей педагогических работников – состав данной группы зафиксирован приказом Минздравсоцразвития РФ от 5.05.2008 года № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;
  • педагог является сотрудником организации, которая не считается образовательной – у нее нет лицензии на реализацию основных образовательных программ дошкольного, начального или основного общего, среднего (полного) общего образования, либо начального и среднего профессионального образования, а также на ведение дополнительных образовательных программ.

Учебная нагрузка преподавателя: какой должна быть

Комиссия не может использовать следующие причины, чтобы отказать в проведении аттестации педагогического работника для присвоения категории:

  • у специалиста отличается высшее/средне профессиональное образование и направлением подготовки, из-за чего отсутствует набор квалификационных характеристик, свойственных конкретной должности в образовательной сфере;
  • заявление подано после завершения срока действия категории, даже если документы для аттестации подаются для присвоения высшей категории, а истек срок первой категории;
  • учитель планирует защититься на первую квалификационную категорию после отказа в присвоении высшей, даже в том случае, когда новое заявление подается в день получения отрицательного решения экспертов;
  • педагог находится в декретном отпуске до достижения ребенком трехлетнего возраста;
  • работник делал перерыв в профессиональной деятельности, и за это время завершился срок действия квалификационной категории;
  • специалист недавно устроился на новое место работы.

Проведение аттестации

После того как аттестационная комиссия отказала учителю в присвоении квалификационной категории, работодатель сам решает, нужно ли проверить специалиста на соответствие занимаемой должности. Подобная аттестация недопустима только в случае, когда получено отрицательное решение об установлении высшей квалификационной категории, но работник сохраняет первую категорию, о чем говорится в п. 22 Порядка аттестации.

Новый порядок проведения аттестации педагогических работников

Для проведения аттестации на большей части территории России используют традиционно сложившуюся схему. Только в пилотных регионах введен новый сценарий, зафиксированный в распоряжении Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста».

Измененная схема призвана сформировать общий формат проверки квалификации педагогов, ввести единые федеральные оценочные материалы или ЕФОМ, которые позволят рассматривать весь набор необходимых учителю навыков.

Под ними понимают предметные, методические, коммуникативные и психолого-педагогические навыки. В основе ЕФОМ лежат ФГОС общего образования и профстандарт «Педагог», утвержденный приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н.

В число пилотных регионов вошли Татарстан, Чечня, Ингушетия, Хабаровский край, Волгоградская область, пр.

Первый этап шел на протяжении 2021 – 2022 учебного года, а именно с 1 сентября по 1 июня. Результаты будут переданы на общественные обсуждения, после чего планируется создать порядок присвоения обновленных квалификационных категорий. Данный документ должен пройти утверждение до 30.12.2022, причем такие сроки фиксируют Основные принципы Национальной системы профессионального роста педагогических работников, в том числе, Национальной системы учительского роста.

На данный момент аттестация педагогических работников для присвоения категории проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки от 07.04.2014 № 276. Этот документ не содержит в себе информацию о материалах, которые рассматривают эксперты. То есть, комиссия может оценивать портфолио специалиста, либо присутствовать на открытых уроках. Подобная особенность приводит к тому, что требования к учителям отличаются в зависимости от регионов, из-за чего практически невозможно объективно сравнивать степень профессионализма.

Новый порядок проведения аттестации педагогических работников

Вся информация о введении нового порядка аттестации содержится на сайте https://teacherslevel.herzen.edu.ru. Здесь размещены нормативные документы, материалы, рекомендации для учителей, региональных координаторов и экспертов. Кроме того, на портале можно ознакомиться с календарным планом апробации, в который входит подготовка и сама процедура. Для учителей математики и русского языка представлены демоверсии диагностических работ.

На данный момент педагогический работник должен раз в пять лет проходить аттестацию, подтверждая таким образом, что отвечает всем требованиям к должности – подобная проверка является обязательной. Также педагогический работник имеет право пройти аттестацию для повышения квалификационной категории.

Присвоенная категория остается неизменной до окончания срока ее действия, вне зависимости от региона и места работы учителя, в том числе при смене им места жительства. Итоги проверки, а также представление или характеристика специалиста хранятся в образовательном учреждении. Самому работнику по итогам аттестации передается выписка из протокола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector