НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ ИДЕАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ В ШКОЛЕ

“Великая цель образования – это не знания, а действия” – писал Герберт Спенсер. Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность. Как учителю реализовать деятельностный подход на своих уроках? На этот вопрос попытаемся найти ответ.

Однообразие и рутина в учебном процессе непросто дается не только детям, но и учителям. Ищете идеи и вдохновение, хотите порадовать учеников чем-то интересным или готовитесь к профессиональному конкурсу, где нужно использовать необычные фишки и приемы? Нестандартный урок — вот, что вам нужно. Как же его провести?


НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ ИДЕАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ В ШКОЛЕ

Нестандартный урок: копилка необычных форматов

Здесь собраны самые ходовые форматы нестандартных уроков, расположенных от несложных, которые можно придумать буквально за перемену, до более эффектных, требующих объемной подготовки.

Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам и четвертям

Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.

Наговицина Ольга Витальевна

учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по ХИМИИ

Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по МАТЕМАТИКЕ

Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.

Лосеева Татьяна Борисовна

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса

Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!

Язенина Ольга Анатольевна

учитель начальных классов, ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска”
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок: инструменты и приемы

Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без “воды”. Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!

ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД

Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!

Статья посвящена нестандартным урокам, их видам, особенностям. Даются рекомендации по их проведению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Нестандартные уроки и их эффективность»

Нестандартный урок и его эффективность

Нетрадиционный урок – одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нестандартных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся Нестандартные уроки – альтернатива традиционным, следовательно, они позволяют посмотреть на ученика с позиций личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании. В настоящее время известно огромное число нестандартных уроков. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков. Учителями разработано много методических приемов и новаторских подходов к проведению различных форм занятий. Обратим внимание на некоторые из них:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.2 . Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок.3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.4. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет

Нестандартные уроки, выполняют очень важные функции:- развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их склонности и возможности;- позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся;- развивают творческие способности учащихся;- способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала;- являются хорошим средством от информационной перегрузки.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока. Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки. Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока. Использование уроков в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся; также можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль; нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся; эти уроки способствуют развитию умения работать самостоятельно; в классе меняются отношения между детьми и учителем; ребята с удовольствием идут на такие уроки.

В практике каждого педагога наступает момент, когда привычные уроки
превращаются в рутину, когда уроки проходят, так сказать, по привычному шаблону,
вследствие этого, учитель может обнаружить снижение интереса школьников к
занятиям. Для того, чтобы решить данную проблему, можно использовать в своей
практике нестандартные формы уроков.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее
нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Нестандартные формы проведения уроков привлекают внимание обучающихся,
повышают их интерес к предмету и, как следствие, способствуют лучшему усвоению
материала.

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

Итак, остановимся на различных видах нестандартных уроков.

1. Уроки в форме соревнования и игр:
конкурс, турнир, эстафета, марафон (лингвистический бой), дуэль, КВН,
деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п

Например, в 5-х или 7-х классах закрепляем употребление грамматических
времен, строим различные виды предложений с использованием моделей. Группа
делится на две команды. Проводятся различные виды упражнений, включая игровые.
За каждое правильно и быстро выполненное задание командам выдаются жетоны. В
конце урока считаем жетоны. Дух соревнования оказывает влияние на всех. На таких
уроках смотрю и не узнаю своих учеников: столько горения, желания победить вижу
в их глазах. Здесь же корректируется речевая деятельность отдельных учеников,
если она не согласуется с общим мнением команды.

Остановлюсь на уроке – соревновании “Звездный час”. Данный урок
проводится в виде соревнования между учащимися одного класса в течение одного
урока. Учащиеся объединяются в пары. Первый игрок на протяжении всей игры
движется вперед, а второй сидит на месте. У каждого игрока в руке имеются
таблички с цифрами, которые игроки должны поднимать при выборе правильного
варианта ответа. Вторые участники так же поднимают карточки, при совпадении
правильного ответа, паре вручается звезда, которая может сыграть решающую роль в
финале. Так продолжается до тех пор, пока две пары не выйдут в финал и не
сойдутся в решающей “битве”.

Дуэль – данный вид деятельности можно проводить при составлении различных
рассказов. Ученики парами рассказывают материал. ( По очереди – то один, то
другой) Тот, кто произнесет последнее предложение, выигрывает дуэль.

Изобретательство. Описание несуществующих животных, жителей других
планет.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения
изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме.
В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью –
это своеобразный диалог. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают
определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом
режиме.

3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция,
бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, телепередача, телемост. Такой
урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он
проводится в виде ролевой игры, так как предполагает наличие определенных ролей:
это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения,
прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками
конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в
монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного
характера. Аргументировано отвечать на вопросы.

4. Уроки, опирающиеся на фантазию:
урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Волшебницы, урок загадок.

Игры – загадки.

Для развития навыков устной речи можно использовать игру в загадки. Эта игра
помогает запомнить целые фразы. Важно и то, что ученики привыкают внимательно
вслушиваться в речь собеседника и говорить, не задумываясь над грамматическими
формами. Отгадывание может проводиться на слух или с рисунками.

Загадки о животных.

Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

Загадки можно использовать как один из приемов релаксации, а
также проверить восприятие учащимися речи учителя на слух. Обычно этот прием
использую за 3–5 минут до конца урока. Материал строится на понятном ученикам
языке.

Чье солнышко ярче?

Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и
описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это
один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь
больше лучиков, т.е. больше баллов.

Кто знает лучше цифры.

Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры
(не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит
цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.

Урок – сказка. Игра “Снежный ком”. Эту игру можно применяя при работе
с придаточными предложениями с союзами if / when. Например:

1-й ученик . If I go to the country, I will get up early.

2-й ученик. If I get up early, I’ll see the sunrise.

3-й ученик. If I see the sunrise, I’ll be happy.

Игра № 1.

Учитель предлагает учащимся такую ситуацию: “Вы находитесь в Англии. Зашли в
магазин, чтобы купить нужную вам вещь. Но, недостаточно хорошо владея языком,
пытаетесь объясниться с продавцом жестами, мимикой. Задача продавца – понять
покупателя и помочь ему”.

Чтобы школьники лучше поняли правила игры, учитель может вызвать ученика,
желающего исполнить роль покупателя, и дать ему карточку, на которой написано,
что он хочет купить. Учащийся пытается выразить свою просьбу с помощью жестов.
Остальные ученики исполняют роль продавцов, задавая вопросы, комментируя жесты
покупателя. Группа принимает активное участие в игре, помогая продавцу
догадаться, что хочет купить посетитель магазина. Выигрывает та группа, которая
первая угадала желание покупателя.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:
суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет (ролевые игры).

Составь фоторобот (начальная и средняя ступень).

Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение
милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой
отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а
дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию,
считается, что пропавший найден.

Ведущий: I can’t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She
is not tall. Her hair is dark. Неr eyes are blue. She has а red coat and a white
hat on.

6. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы:
КВН, “следствие ведут знатоки”, утренник, урок – праздник, спектакль, концерт,
инсценировка художественного произведения, диспут, “посиделки”, “клуб знатоков”.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является
урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и
обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников
способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях
межкультурной коммуникации.
В такой ситуации логично прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один
из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником,
тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника. Такая форма
урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над
заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят
вопросы.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к
дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в
результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

7. Трансформация традиционных способов организации урока:
лекция-парадокс, парный опрос, опрос по цепочке, экспресс-опрос, урок-зачет
(защита оценки), урок-консультация, телеурок без телевидения.

Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса
нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к
учебному предмету и процессу учения.

Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и
закреплении знаний, умений и навыков учащихся.

При выборе форм нестандартных уроков преподавателю необходимо учитывать
особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и
специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.

При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом “с детьми и
для детей”, ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра,
творчества, радости.

В современных условиях бурного развития
начальной школы, каждый учитель должен работать
творчески. Это значит, проводить уроки
разнообразно и увлекательно. Своеобразие и
необычность работы учителя начальных классов в
том, что необходимо быть специалистом в области
разноплановых наук: математики, русского языка,
литературного чтения, технологии, так как
приходится преподавать в одном лице математику,
обучение грамоте, чтение, русский язык,
окружающий мир, труд и другие предметы.

Урок-это основная организационная форма
обучения в школе. Он является педагогической
единицей процесса обучения и воспитания. На
уроке принципы, методы и средства обучения
получают реальную конкретизацию и находят свое
правильное решение и воплощаются в жизнь.

Каждый урок вносит свой специфический,
свойственный лишь ему, вклад в решение задач.
Урок выполняет конкретную функцию, в которой
находит выражение определенная часть более
крупных блоков учебного материала.

Преподавание – это организованный процесс
познания. Помимо тематического планирования, в
результате которого определяется система уроков
по теме, цель каждого урока, огромное значение
имеет правильный отбор тех организационных форм
работы с учащимися, которые более всего отвечают
задачам каждой конкретной темы, особенностям
предмета, общим целям обучения.

Учебные предметы включают в себя богатые
возможности для духовного, нравственного,
эмоционального и интеллектуального развития
ребенка, развитие познавательной и творческой
активности, формирования умений и навыков
владения материалом.

Говоря об организации процесса обучения,
нельзя забывать также о нестандартных формах
организации учебно-познавательной деятельности
детей на самом уроке.

Как заинтересовать ребят изучением предметов,
сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на
эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.

Особую актуальность эта проблема приобретает в
1-4 классах. Учеба – труд, и труд не легкий. Ребенок с
малых лет должен понимать, что все достигается
трудом и что трудиться не просто.

При этом учитель должен сделать так, чтобы не
легкий учебный труд приносил школьнику
удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь
и вновь познавать новое.

Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием
идут в школу, им все интересно. Но проходит 5-6 лет
и этот интерес к учению постепенно угасает,
некоторые ученики вообще не хотят учиться.

Что должен делать учитель, чтобы интерес к
учению не только не падал, а наоборот возрастал?

В условиях внедрения ФГОС особое значение
придаётся технологиям деятельностного обучения.
Именно нестандартные формы проведения уроков
повышают познавательную активность учащихся, и
способствует поддержанию стабильного интереса к
учебной работе, а также лучшему усвоению
программного материала.

Я считаю, что нестандартные формы уроков
повышают эффективность и способствуют
поддержанию стабильного интереса к учебной
работе и лучшему усвоению программного
материала.

Основные задачи каждого урока, в том числе и
нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО.

Нестандартный урок – это импровизированное
учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не
установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в
начальной школе по-прежнему занимают
значительное место. Это связано с возрастными
особенностями младших школьников, игровой
основой данных уроков, оригинальностью их
проведения.

При проведении открытых уроков данная форма
является всегда выигрышной, т.к. в ней
представлены не только игровые моменты,
оригинальная подача материала, занятость
учащихся не только при подготовке уроков, но и в
проведении самих уроков через различные формы
коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают дети на
нетрадиционных уроках, помогают им жить в
атмосфере творческого поиска. Задания могут быть
самые разнообразные. Например, по русскому языку:

Нетрадиционными могут быть и организационный
момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от
профессионализма творческого таланта учителя.

Признаки нетрадиционного урока

Каждый педагог вправе выбирать те
педагогические технологии, которые комфортны
для него, и соответствуют индивидуальным
особенностям учащихся:

д) использовать нетрадиционные уроки.

Анализ педагогической литературы позволил
выделить несколько десятков типов нестандартных
уроков. Их названия дают некоторое представление
о целях, задачах, методике проведения таких
занятий. Перечислим наиболее распространенные
типы нестандартных уроков:

1. Уроки “погружения”

2. Уроки-деловые игры

3. Уроки – пресс-конференции

5. Уроки типа КВН

6. Театрализованные уроки

7. Компьютерные уроки

8. Уроки с групповыми формами работы

9. Уроки взаимообучения учащихся

10. Уроки творчества

12. Уроки, которые ведут учащиеся

15. Уроки – творческие отсчеты

18. Бинарные уроки

23. Уроки поиска истины

24. Уроки-лекции “Парадоксы”

27. Уроки “Следствие ведут знатоки”

28. Уроки – ролевые игры

30. Интегрированные уроки

31. Уроки семинары

32. Уроки – “круговая тренировка”

33. Межпредметные уроки

35. Уроки-игры “Поле чудес”.

Мы, педагоги, постоянно ищем способы оживления
урока, стараемся разнообразить формы объяснения
и обратной связи, так как младший школьник имеет
специфические возрастные особенности:
неустойчивое внимание, преобладание
наглядно-образного мышления, повышенную
двигательную активность, стремление к игровой
деятельности, разнообразие познавательных
интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке
внимание детей, необходима организация активной
и интересной мыслительной деятельности. И
главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.

Разумеется, никто не требует отмены
традиционного урока, как основной формы обучения
и воспитания детей. Речь идет об использовании в
разных видах учебной деятельности
нестандартных, оригинальных приемов
активизирующих всех учеников, повышающих
интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих
быстроту запоминания, понимания и усвоения
учебного материала с учетом, конечно, возраста и
способностей школьников.

К таким урокам нужно тщательно готовиться:
давать предварительные задания, объяснять
построение урока, роль и задачи каждого ученика;
готовить наглядные пособия, карты, дидактический
материал. Приведу конкретные примеры.

Урок – экскурсия в наше время, когда все шире и
шире развиваются связи между разными странами и
народами, знакомство с русской национальной
культурой становится необходимым элементом
процесса обучения. Ученик должен уметь провести
экскурсию по городу, рассказать о самобытности
русской культуры и т.д. принцип диалога культур
предполагает использование культуроведческого
материала о родной стране, который позволяет
развивать культуру представления родной страны.

Экскурсия, которая проводится по программе
природоведения в начальных классах – это еще
один из типов нетрадиционного урока.
Особенностью урока-экскурсии является то, что
процесс обучения реализуется не в условиях
классного помещения, а на природе, во время
непосредственного восприятия учениками ее
предметов и явлений.

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное
влияние на детей. Восприятие красоты природы, с
которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее
гармонии, влияют на развитие эстетических
чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого
отношения ко всему живому. Во время выполнения
совместных заданий школьники учатся
сотрудничать между собой.

Главным методом познания на уроке-экскурсии
является наблюдение за предметами и явлениями
природы и видимыми взаимосвязями и
зависимостями между ними.

Использование видеофильма помогает также
развитию различных сторон психической
деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и
памяти. Во время просмотра в классе возникает
атмосфера совместной познавательной
деятельности. В этих условиях даже
невнимательный ученик становится внимательным.
Для того чтобы понять содержание фильма,
школьникам необходимо приложить определенные
усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в
произвольное, его интенсивность оказывает
влияние на процесс запоминания. Использование
различных каналов поступления информации
(слуховое, зрительное, моторное восприятие)
положительно влияет на прочность запечатления
учебного материала. Такой вид работы
активизирует мыслительную и речевую
деятельность учащихся, развивает их интерес к
литературе, служит лучшему усвоению изучаемого
материала, а также углубляет знание материала,
поскольку при этом происходит процесс
запоминания. Наряду с формированием активного
словаря школьников формируется так называемый
пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно,
что учащиеся получают удовлетворение от такого
вида работы.

Эти уроки обычно используют при обобщении и
систематизации знаний учащихся. Как и в любой
сказке, на моём уроке присутствуют положительные
герои и отрицательные. В качестве завязки, я
использую проблемный вопрос, необычную ситуацию,
загадку, появление героя сказки в необычном
костюме. На этапе кульминации, т.е. развития
сюжета, где идёт борьба добра и зла, я ввожу
необычные новые сведения о героях сказки, споры,
шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время
этого этапа урока дети незаметно для себя
отвечают на вопросы учителя по прошедшему
материалу, узнают новый дополнительный материал
по теме урока. Заканчивается урок – сказка
развязкой, победой добра над злом, знания над
незнанием. Урок завершается всеобщей радостью,
удовлетворением.

Весьма интересной и плодотворной формой
проведения уроков является урок-праздник. Эта
форма урока расширяет знания учащихся о
традициях и обычаях, существующих, в странах и
развивает у школьников способности к общению,
позволяющих участвовать в различных ситуациях
межкультурной коммуникации.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным
свидетельством освоения изучаемого предмета
является способность учащихся вести беседу по
конкретной теме. В данном случае целесообразно
проводить урок-интервью. Урок-интервью – это
своеобразный диалог по обмену информацией. На
таком уроке, как правило, учащиеся овладевают
определенным количеством частотных клише и
пользуются ими в автоматическом режиме.
Оптимальное сочетание структурной
повторяемости обеспечивает прочность и
осмысленность усвоения.

Подготовка и проведение урока подобного типа
стимулирует учащихся к дальнейшему изучению
предмета, способствует углублению знаний в
результате работы с различными источниками, а
также расширяет кругозор.

Интересно проходят уроки-турнирыдля учащихся
младших классов. На этих уроках предлагаются
загадки, скороговорки, кроссворды и т.д. Обычно
такие уроки проводятся в конце четверти на
завершающем уроке. Остановимся на кроссвордах.
Их нужно заготовить на отдельных листах, чтобы
они были хорошо видны всем учащимся или
ксерокопировать для каждого учащегося. Это не
должно быть новым видом работы на данном уроке
для учащихся, т.к. в этом случае на выполнение
задания будет уходить много времени. Подобные
задания нужно регулярно выполнять на уроках.

Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов
развивает смекалку и укрепляет память.

Урок-игра тоже в основном проводится для
младших школьников. Одним из важнейших приемов
при обучении детей является игра. Факторы,
сопровождающие игру, интерес, чувство
удовлетворения, радости – облегчает обучение.
Игра конкретна и соответствует развитию младших
школьников. Возбуждение, вызываемое игрой,
создает как бы зону торможения для всего того,
что находится вне игры.

Игры занимают важное место в жизни ребенка.
Большое значение для развития организма ребенка
имеют подвижные игры, дающие выход двигательной
энергии.

Игры – один из наиболее важных методов и
стимулов обучения в этом возрасте. Учитель может
широко использовать подвижные, полуподвижные и
спокойные игры при объяснении и усвоении нового
учебного материала. Игры могут применяться с
различными целями: при введении и закреплении;
для формирования умений и навыков устной речи;
как форма самостоятельного общения детей на
уроках. Усложняя игру в процессе обучения, мы
соблюдаем принципы постепенности,
последовательности и доступности в обучении. На
уроках следует иногда усложнять игры, в которые
дети играют с детства за счет увеличения и
изменения текста, для того, чтобы закрепить
знания нужных конструкций или определенного
лексического материала. Для учащихся проводятся
в основном ролевые игры, хотя не стоит исключать
из учебного процесса и различные лексические,
грамматические, орфографические и т.д. игры: они
также интересны.

Урок-аукцион может проводиться в любом классе.
Обычно он очень нравится учащимся. На этом уроке
они могут “продавать” все, что угодно.
Обязательным условием является то, что учащиеся
должны уметь рассказать о продаваемой вещи,
представить все ее положительные стороны.
Проводится урок следующим образом: за
демонстрационным столом находится аукционист и
его ассистент. У аукциониста есть маленький
молоточек. Ассистент записывает фамилии
купивших какие-то вещи. Учащиеся предлагают свои
вещи на продажу, описывая подробно все их
преимущества. Если у “покупателей” есть вопросы
по поводу вещей, они задают их. Затем аукционист
приступает к продаже.

Урок-мечта может проводиться в любом классе, в
зависимости от выбранной тематики. Школьники
мечтают о многих вещах. Учителю важно выяснить их
мечту и на ее основе построить урок. Подбирается
соответствующий языковой материал, используются
изученные структуры, привлекаются тексты, на
базе которых будет строиться урок. Не стоит
забывать и об оформлении урока. При
необходимости, стоит принести красочные
картинки, открытки, они сделают урок более
интересным и запоминающим.

Эффективной и продуктивной формой обучения
является урок-спектакль. Использование
художественных произведений зарубежной
литературы на уроках совершенствует
произносительные навыки учащихся, обеспечивает
создание коммуникативной, познавательной и
эстетической мотивации. Подготовка спектакля –
творческая работа, которая способствует
выработке навыков языкового общения детей и
раскрытию их индивидуальных творческих
способностей.

Эти формы урока “пришли” с внеклассных
занятий и стали популярными. Область их
применения – преимущественное повторение тем и
разделов.

Формула эффективности урока включает две
составные части: тщательность подготовки и
мастерство проведения. Плохо спланированный,
недостаточно продуманный, наспех
спроектированный и не согласованный с
возможностями учащихся урок, качественным быть
не может. Подготовка урока – это разработка
комплекта мер, выбор такой организации
учебно-воспитательного процесса, которая в
данных конкретных условиях обеспечивает
наивысший конечный результат.

В последние годы интерес к нетрадиционным
урокам в начальной школе значимо усилился. Это
связано с различными преобразованиями,
происходящими в нашей стране, которые создали
определенные условия для переосмысления
процессов в сфере образования ? создания новых
типов уроков, активного внедрения в уроки
различных педагогических методов и способов
развития интереса у детей младшего школьного
возраста, авторских программ и учебников.

Организация нетрадиционного урока
предполагает создание условий для овладения
школьниками приемами умственной деятельности.

Итак, эффективность учебного процесса во
многом зависит от умения учителя правильно
организовать урок и грамотно выбрать ту или иную
форму проведения занятия. Нетрадиционные формы
проведения уроков дают возможность не только
поднять интерес учащихся к изучаемому предмету,
но и развивать их творческую самостоятельность.

Такие формы проведения занятий “снимают”
традиционность урока, оживляют мысль. Однако
необходимо отметить, что слишком частое
обращение к подобным формам организации
учебного процесса нецелесообразно, так как
нетрадиционные уроки могут быстро стать
традиционными, что, в конечном счете, приведет к
падению у учащихся интереса к предмету.

Интегрированный урок

Суть формата: урок, который объединяет в себе одновременно несколько школьных предметов и требует от учеников широкого кругозора, знаний в разных областях.

Что для этого нужно: как правило, такие уроки проводят одновременно преподаватели разных предметов, поэтому самое главное — выбрать коллегу, с которым вы будете совпадать по духу, одинаково понимать цель и результаты. Такое занятие можно провести и в традиционном формате, и в нестандартном — подойдут идеи из этой статьи.

Где применять: в темах, объединяющих гуманитарные, естественнонаучные и другие предметы, но не стоит бояться и необычных сочетаний (например, история и химия, математика и литература, русский язык и биология) — может получиться очень интересно!

Урок-исследование

Суть формата: в начале занятия перед учениками ставится проблемный вопрос или дается незнакомое понятие, а им необходимо решить эту задачу с помощью набора заданий, новой информации, наводящих вопросов и т.д.

Что для этого нужно: учитель должен максимально четко продумать:

Где применять: при изучении тем, не имеющих однозначной трактовки; для развития критического и творческого мышления учеников.

Перевернутый урок — нестандартный урок

Суть формата: элементы традиционного урока и домашнего задания меняются местами. Вместо того, чтобы послушать учителя, а дома отработать тему, дети сами изучают теорию, а на занятиях с учителем занимаются практикой. Иногда это используют на обучающих онлайн-курсах и называют методикой «перевернутого класса».

Что для этого нужно: важен подбор материала, который ученикам предстоит освоить самостоятельно. Как правило, это небольшие обучающие видео, понятные конспекты, статьи и пособия.

Если ребенок проигнорирует домашнее задание и придет на урок «пустым», он не сможет включиться в учебный процесс, что тоже важно учитывать.

Где применять: на несложных или дополнительных темах; для развития умения учиться у школьников.

Урок-конференция — нестандартный урок

Суть формата: ученики делятся на пары или группы и готовят доклады по разным аспектам изучаемой темы.

Что для этого нужно: чтобы урок не превратился в скучную бубнежку и чтение с листа, и вам, как организатору, и выступающим важно сделать материал интересным.

Продумайте четкие критерии оценивания ответов и необычный сценарий конференции, ставьте дополнительные баллы за самые удачные вопросы аудитории и хорошие конспекты выступлений других команд, предложите сделать творческую презентацию с музыкальным сопровождением, костюмами и т.д.

Где применять: на уроках по любому предмету; для обзорных тем или тех, которые требуют изучения большого объема информации.

Урок-квест

Суть формата: ученики делятся на команды и выполняют задания, перемещаясь по станциям. В зависимости от сложности задумки ученики могут соревноваться на скорость, за количество выполненных заданий или посещенных этапов и т.д.

В подготовке к такому уроку не помешает помощь коллег! Она понадобится и в придумывании сюжета, и в разработке этапов и даже в подготовке реквизита.

Где применять: для любого предмета или всех предметов сразу. Можно просто провести квест для параллели как урок-закрепление материала или объединить таким мероприятием всю школу!

Урок-дебаты

Суть формата: класс делится на две команды, представляющие позиции «за» и «против». Из них по очереди выбирается по одному представителю, которые в течение 1 минуты защищают позицию своей команды по тезису, выдвинутому учителем. Оценивает ответы учеников преподаватель или приглашенное жюри.

Что для этого нужно: важно дать ученикам возможность заранее разделиться на команды и подготовить аргументы как домашнее задание, тогда урок пройдет более интересно и динамично. Учитель должен сформулировать тезисы понятно и лаконично, учитывая уровень класса.

Где применять: на уроках по гуманитарным предметам при изучении проблемных вопросов или тем, допускающих две противоположные позиции.

Зачем в школе нужны нестандартные уроки?

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителя разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребности ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.

Проведение таких уроков свидетельствует о попытках учителя выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается положительная сторона нестандартных уроков. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. По своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Таким урокам необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Урок-шоу — нестандартный урок

Суть формата: занятие, которое построено как популярная телепередача или шоу на YouTube. Его задача — в формате, интересном и понятном ученикам, обсудить какую-либо учебную тему, проблему, область знания.

Что для этого нужно: убедиться, что две ключевые составляющие — формат шоу и учебная тема — хорошо сочетаются между собой.

Например, спор между славянофилами и западниками, поэтами Серебряного века можно преподнести в формате интернет-баттла; обобщить изученный период правления монарха с помощью шоу типа «Вечерний Ургант», приглашая гостей из различных сфер жизни общества. Большую роль в успехе урока будет играть подготовка учеников, поэтому стоит начать ее заранее.

Где применять: на уроках по гуманитарным предметам; в обобщающих уроках или обзорных темах.

Особенности нестандартных уроков

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные знания. Нестандартное задание – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь “с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной”, творческой. Есть и другие признаки:

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу “кто быстрее? больше? лучше?”) и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, “расследования”).

Конечно, нестандартные уроки необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям.

Учитель высшей категории МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района
 Карпейкина Ирина Михайловна

Урок-викторина — нестандартный урок

Суть формата: мероприятие по командам, где в игровой форме ученики демонстрируют свои знания.

Что для этого нужно: вариантов этого формата масса — от «Своей игры» с интерактивной презентацией до творческих вопросов и заданий. Главное — туры викторины должны быть разнообразными и не повторяться.

Немаловажно и грамотное деление ребят на команды, чтобы всем было интересно и комфортно участвовать, не было явного перекоса в сторону той или иной группы.

Где применять: на уроках по любому предмету; на обобщающих уроках или уроках-повторениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *