НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ

ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШАЮЩИХ КАЧЕСТВО

С. Г. Капустин, студент Л. Г. Зверева, канд. экон. наук

Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ставрополь)

Аннотация. В статье раскрывается значение понятия «нетрадиционные формы контроля знаний». Обосновывается необходимость контроля знаний нестандартными формами, для более эффективного закрепления полученной информации в школьном курсе.

Ключевые слова: нетрадиционные формы, контроль, математика, начальная школа, обучающиеся.

Тестирование и оценка знаний, умений и способностей учащихся по математике всегда проходили в практике школы. Это средство для учителя, чтобы установить, как школьник изучает программный материал, как он прогрессирует в своем развитии на протяжении многих лет.

Основной целью проверки и оценки качества знаний обучающегося учителем является определение качества усвоения им программного материала – уровня овладения знаниями, навыками, предусмотренными стандартом по математике.

Освоение курса математики в настоящее время требует дифференциации уровней подготовки. В основе которого, во-первых, обязательное достижение всеми обучающимися уровня обязательного обучения, а во-вторых, создание условий для усвоения материала на более высоких

Задачами учета и контроля знаний по математике можно считать следующие:

– Определите степень ответственности каждого обучающегося за результаты обучения.

– Оценить уровень умений обучающегося получать знания самостоятельно.

Учитель анализирует результаты контроля и сделает вывод о необходимости совершенствования методики обучения.

Условно контроль знаний обучающихся можно разделить на следующие виды:

Текущий контроль – это контроль над усвоением знаний и умений учащихся на каждом уроке, на отдельных этапах урока. Изучение математики, как известно, сопровождается записями в тетрадях, поэтому проверка тетрадей обучающихся является необходимым элементом текущего контроля.

В качестве нестандартных форм контроля знаний обучающихся можно предложить следующие методы.

Математическая эстафета, этот тип контроля обычно эффективен при проверке возможности использования формул для решения простых задач.

Индивидуальная форма контроля полезна, если вы хотите узнать индивидуальные способности и возможности отдельных обучающихся. Это обзор знаний, конкурсы и соревнования “кенгуру”, выполнение обучающимися презентаций и тезисов докладов. Обзор знаний хорошо проводить в начале учебного года и в начале третьего квартала для выявления

1. Груданов Ж. И. Совершенствование методов работы учителей математики. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.

2. Кульневич С. В. Современный урок. Часть II: научно-практический. пособие для преподавателей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов. – Ростов-на-Дону: издательство “Учитель”, 2015.

3. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 2014.

Конкурсы, проведенные в конце первого, начале второго квартала, помогут выявить кандидатов на городской этап.

Индивидуальный опрос требует много времени, поэтому проводить его часто не представляется возможным. Она подходит для обучающихся, которые пропустили много занятий, или показали результат контрольных работ не соответствуя ее текущим знаниям.

Учебная деятельность обучающихся включает в себя контроль и оценку, что подразумевает контроль воспитательной работы по всем видам и на всех этапах урока, оценку успеваемости обучающихся, их учет и коррекцию.

Вместе с тем преподаватель должен заботиться о накоплении оценок, необходимости оценки знаний и умений по математике отдельных обучающихся, добиваться активного вовлечения учащихся в учебно-познавательную деятельность.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься о том, как поддерживать интерес к предмету, их активность на протяжении всего урока. Важная роль здесь отводится дидактическим играм, современному методу обучения и воспитания, который имеет воспитательные, развивающие и воспитательные функции, функционирующие в единстве. И в этот момент для получения более эффективного результата и к привлечению интереса обучающихся к математики, будет целесообразно использовать нестандартные формы контроля.

Таким образом, можно обосновать важность контроля полученных знаний на уроках математике, а так же использование нетрадиционных форм контроля для получения эффективного результата.

4. Макарычев Ю. Н., Мингук Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра: учебник для 7-го класса общеобразоват. учреждения / под редакцией Челаковского С. А. – М.: Прогресс, 2016.

5. Окунев П. Р. Спасибо за урок, дети! – М., 1998.

6. Окунев П. Р. Игры по математике: учебное пособие. – СПб., 2014.

7. Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. – М.: стиль классики, 2017.

8. Шуба М. Я. Интересные задачи в преподавании математики. – М.: Просвещение, 2015.

9. Зверева Л. Г., Власова А. Н., Решетникова Г. И. Проблемы преподавания математики в современной школе // Аллея науки. 2018. Т. 4. №9

. С. 51-54.

10. Зверева Л. Г. Модернизация маркетингового управления вузом: действенность новой политики // Экономика устойчивого развития. 2014. №4

. С. 90-94.

APPLICATION OF NON-TRADITIONAL FORMS OF CONTROL OF KNOWLEDGE IN MATHEMATICS AS ONE OF THE FACTS INCREASING THE QUALITY

S. G. Kapustin, student

L. G. Zvereva, candidate of economic sciences Stavropol state pedagogical institute (Russia, Stavropol)

Abstract. The article reveals the meaning of the concept of “non-traditional forms of knowledge control”. The author substantiates the need to control the work to consolidate the information received in the school environment.

Keywords: non-traditional forms, control, mathematics, primary school, pupils.

обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный

СИНТЕЗ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ББК 81.2-9: 74.480.223 2

Е. А. Бароненко1, Ю. А. Райсвих2, И. А. Скоробренко3 к

1ORCID № 0000-0001-6638-6610 к

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка °

и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный х

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. °

2ORCID № 0000-0001-5980-5450 J

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики о

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. ^

Магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии факультета О

психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. а

а о № О*

ванности лексико-грамматических навыков. В данной статье авто- 1 о

онных и нетрадиционных форм контроля как для повышения каче- ^ е

ства обучения бакалавров педагогического образования, так и для к &

формирования устойчивой положительной мотивации к изучению иностранного языка.

Материалы и методы. В статье представлены следующие методы исследования: обзор работ отечественных и зарубежных исследователей; рассмотрены преимущества традиционных и нетрадиционных форм контроля, а также дано обоснование необходимости органичного включения нетрадиционных форм контроля в традиционную систему проверки уровня сформированности лекси-ко-грамматических навыков у обучающихся.

Результаты. Опыт работы на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета подтвердил предположение о том, что интеграция нетрадиционных форм контроля в традиционную систему оценки уровня сформированности лексико-грамматических навыков не только повышает результативность объективной оценки, но и способствует повышению эффективности образовательного процесса в целом.

Обсуждение. Приводится обоснование необходимости синтеза традиционных и нетрадиционных форм контроля как для повышения объективности оценивания сформированности лексико-грамматических навыков, так и для более эффективной организации процесса обучения в целом. о

к Заключение. Изучение применения традиционных и нетради-

^ ционных форм контроля в процессе обучения иностранному языку подтвердило их эффективность как в процессе контроля, так и в

процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: традиционные формы контроля; нетрадиционные формы контроля; виды контроля; требования к формам

К” а «о

контроля; лексико-грамматические навыки.

– сделан обзор традиционных форм контроля и их видов, применяемых на занятиях по иностранному языку;

– определены нетрадиционные формы контроля, выявлены их преимущества для проверки уровня сформированности лексико-

^ грамматических навыков;

мир. Основным компонентом содержания дисциплины «Иностранный язык» является формирование знаний, языковых навыков и

Проблеме контроля результатов обучения иностранному языку посвящены работы отечественных и зарубежных методистов (Ю. К. Бабанский, И. Л. Бим, А. В. Конышева, А. А. Миролюбов, Е. И. Пас-

– особое внимание уделено проблеме синтеза традиционных и нетрадиционных форм контроля для более эффективной организации процесса обучения иностранному языку на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

1 Введение (Introduction)

Владение иностранным языком сегодня выступает одним из 3

важных условий успешной интеграции человека в современный к

к о ж ж о* X

речевых умений. Осознание обучающимся правильности своих ж действий способствует дальнейшему развитию формируемых язы- Ц ковых навыков и умений. Не имея объективных данных от учителя, к

обучающийся оценивает себя самостоятельно, что может привести ж

к неадекватной оценке уровня сформированности тех или иных

языковых навыков и умений.

С целью рационального управления процессом обучения иностранному языку необходимо так организовать мониторинг усвоения учебного материала, чтобы получить объективную оценку уровня сформированности целевых навыков и умений. От его §

правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом, который предполагает, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, изучение иностранного языка.

В последние десятилетия ученым-методистам и учителям- I

практикам удалось добиться значительных результатов в приори- ^

тете именно практической роли обучения иностранному языку,

вследствие чего значительным образом расширилась область при- ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менения контроля, увеличилось поле его положительного воздей- ж

ствия на учебный процесс и были созданы предпосылки для со- § ж

вершенствования контроля как компонента данного процесса. р о

сов, Е. Н. Соловова С. Ф. Шатилов и другие). Хотя методика как наука добилась определённых результатов в выборе методов и форм обучения иностранному языку, формы и виды контроля представляют собой сегодня один из проблемных этапов образовательного процесса.

Являясь основой культурного наследия каждой этнической группы, иностранный язык способствует, с одной стороны, формированию у обучающихся национального самосознания, с другой стороны, осознания себя частью поликультурного мира. Владение иностранным языком, позволяющее личности почувствовать себя активным субъектом поликультурного мира, будет способствовать ее духовному и интеллектуальному росту, откроет новые горизонты для получения полноценного гуманитарного образования.

С помощью иностранного языка происходит обогащение ^ лингвистического кругозора обучающихся. Иностранный язык оказывает влияние на общее речевое развитие обучающихся, а также способствует формированию культуры общения. В этом находит выражение междисциплинарность языковых курсов, что в свою очередь закладывает базис филологической образованности человека.

языку заключается в формировании коммуникативной компетенции, которая, в свою очередь, является залогом успешного меж-^ культурного общения, то есть позволяет общаться на равных с но-

ний приведет к формированию коммуникативной компетенции у

сителем языка, а именно, включает в себя умение достичь поставленную цель в решении коммуникативной задачи. Кроме того, сегодня очевиден тот факт, что результатом профессиональной подготовки современного выпускника «должна стать личность, обладающая самой широкой палитрой положительных качеств, таких, как толерантность, другодоминантность, открытость к ведению межкультурного диалога с позиций аксиологических доми- ~

Уровень сформированности умений диалогической и моно- 8

логической речи прямо пропорционален степени овладения лекси- ж

ко-грамматическими навыками, начиная от самых элементарных и 8

обучающихся, которая представляет собой, по мнению Е. В. Беляе- ж вой, «способность к коммуникации в устной и письменной формах ^

на русском и иностранном языках для решения задач межличност- ^

Как лексика, так и грамматика выступают в качестве главных о составляющих в процессе обучении иностранному языку. В акте ре- а

чевой деятельности сложно разграничить лексические и граммати- ^

ческие навыки. Грамматические навыки являются базисом для организации лексических единиц в продуктивное речевое высказывание.

Продуктивная речевая деятельность на иностранном языке невозможна без овладения определённым вокабуляром. Сложность формирования лексико-грамматических навыков выдвигает на первый план задачу поиска адекватных форм проверки уровня их е сформированности. Исходя из этого, текущий контроль служит гарантией качественного обучения иноязычному общению, основой

которого являются сформированные на должном уровне лексико- жо

грамматические навыки. ^ §

Язык как средство общения немыслим без умения граммати- Ж О

чески правильного сочетания слов, генерирования словосочетаний и ^ ^

предложений, исходя из коммуникативной задачи. В качестве базиса * Ж

для овладения всеми видами продуктивной иноязычной речи высту- ^ ^

^ частью этого процесса, направленной на выявление знаний, умений ^ и навыков обучающихся, соответствующих дидактическим и мето-^ дическим требованиям конкретного предмета обучения.

В педагогической и методической литературе обычно выделяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический, итоговый. Предварительный контроль немыслим без диагностики актуального уровня сформированности знаний, умений ^ и навыков, что даёт возможность организовать обучение на адекватном уровне сложности изучаемой темы. Текущий контроль является

ний и навыков обучающихся. Такой контроль позволяет учителю управлять процессом обучения иностранному языку, вносить необ-^ ходимые корректировки. Принято считать, что такой контроль, не

индивидуальный и фронтальный, устный и письменный, одно-

формами контроля, без которых учебный процесс немыслим.

К нетрадиционным формам контроля можно причислить, например, интеграционные формы (сочетание отдельных элементов разных форм в нестандартных комбинациях), деловые игры,

прерывая процесс обучения, не нарушая его логической структуры, предоставляет в распоряжение учителя возможность соответствующим образом управлять обучением, вносить необходимые изменения в свою деятельность и деятельность обучающихся.

Периодический (рубежный, спорадический, тематический) контроль служит диагностике уровня усвоения конкретного материала согласно учебному плану. Его проводят после прохождения § определённых тем. Итоговый контроль нацелен на анализ резуль- ^ татов деятельности на финальном этапе обучения, что делает воз- 8

Сегодня педагоги-методисты делят формы контроля на тра- § диционные и нетрадиционные. К традиционным формам относят ^

язычный и двуязычный опрос. Эффективность процесса обучения ® иностранному языку измеряется и определяется традиционными ^

интерактивные формы проведения контроля. Целью данной статьи ^

ж о № О*

является интеграция нетрадиционных форм контроля в процесс обучения иностранному языку.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В процессе преподавания иностранного языка на факультете

иностранных языков Южно-Уральского государственного гумани- щ

тарно-педагогического университета мы интегрировали в процесс Ж обучения как традиционные, так и нетрадиционные формы контроля, которые соответствовали определенным требованиям. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения позволило жо

не отойти от требований, предъявляемых к формам контроля. По- 3 о

лагаем, что следует рассмотреть эти требования более подробно и Ж R

раскрыть их сущность. ^ ^

Во-первых, контроль за уровнем сформированности исследу- ~ Ж

емых умений и навыков следует производить в системе. Контроль ^ ^

представляет собой лонгитюд. Это способствует формированию умений самообразования, что означает непрерывную осознанную работу по формированию практических умений и навыков иностранного языка.

Во-вторых, контроль должен быть всесторонним. Под этим предполагается проверка уровня владения каждым обучающимся всеми видами речевой деятельности, по возможности всем изученным материалом.

В-третьих, приоритет при контроле отдаётся дифференциации способностей, а также умений и навыков обучающихся, что позволяет учитывать зону развития каждого из них.

В-четвертых, одним из главных условий успешности образовательного процесса является объективность контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Это определяется существующими критериями оценки, при этом учитель должен строго руководствоваться этими критериями для того, чтобы обеспечить объективность оценки.

Традиционные формы контроля позволяют дать достаточно объективную оценку уровня сформированности лексико-грамматических навыков обучающихся, тогда как нетрадиционные формы дают возможность снять психологическое напряжение, раскрыть свои возможности, почувствовать себя увереннее. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются матричный контроль, тестовый контроль, игровые формы проведения контроля. о

к Матричный контроль является одной из первых нетрадици-

^ онных форм контроля. Обучающиеся получают отличные друг от ^ друга варианты заранее предложенных в матрице ответов, обозна-

чая только один верный знаком «X» или «+». По завершении кон-^ троля преподаватель получает матрицы обучающихся и сравнивает их с контрольным вариантом путём наложения. Это позволяет в

значительной мере оптимизировать процесс контроля и суще-

ственно сократить время проверки.

Тестам присуща объективная оценка достижений обучаю-

еЖ щихся, ибо они отвечают конкретным критериям и дидактическим

требованиям к контрольно-измерительным материалам. Это приобретает особое значение в свете Основного государственного эк-^ замена и Единого государственного экзамена, которые представле-

ны по большей части в тестовой форме, что требует от обучающихся особой качественной подготовки.

из нетрадиционных форм контроля, как в процессе парной, так и в процессе групповой работы. Одной из наиболее эффективных ме-

тодик является «обучение по станциям», которая может реализо- д

к -к к о

ляя, кроме того, «подойти к процессу обучения Ж

вывать при ёё правильном наполнении функцию контроля, позво-

ванных в процессе обучения умений и навыков иностранного язы- ^

ка. Подобный контроль возможен на всех уровнях владения иностранным языком.

Сочетание средств изобразительной наглядности с элемен- Ж £

позволяет, с одной стороны, дать объективную оценку творческому а Ж

применению сформированных знаний и умений, то есть объектив- ^ ^

но оценить владение сформированными навыками и умениями в нестандартной ситуации, с другой стороны, они стимулируют познавательный интерес обучающихся, повышают положительную мотивацию к изучению иностранного языка.

Современный методический инструментарий позволяет эффективно видоизменить традиционные формы опроса. В качестве примера хочется остановиться на такой форме письменного контроля лексико-грамматических навыков, как изложение. Обучающимся предъявляется текст объемом 2000 знаков, содержащий изученные лексические единицы. Каждый обучающийся получает карточку с заданием, в соответствии с которым ему следует письменно изложить содержание текста, изменив его стиль: деловая переписка, научная статья, эссе, протокол и так далее. Индивидуальный устный опрос легко можно трансформировать в творческое задание с элементами исследования. Согласно требованиям к устному монологическому высказыванию, обучающиеся должны уметь высказать и аргументировать свою точку зрения. Так, к примеру, при работе над темой «Книги в жизни человека» обучающиеся получают задание взять интервью у представителей различных целевых групп, обобщить полученные результаты, предъявить их в монологическом высказывании, обосновать их.

Следовательно, интеграция нетрадиционных форм контроля

к в традиционную систему проверки качества усвоения знаний поз-^ воляет не только повысить эффективность усвоения учебного ма-

ко териала, но и создать стимулирующий механизм для дальнейшего ^ развития познавательного интереса. Таким образом, нетрадицион-

^ ные формы контроля удачно сочетают проверочную функцию с

правильно и грамотно организованный контроль не только моти-

^ вирует обучающихся к активной познавательной деятельности, но

^ и развивает познавательный интерес.

Опыт работы на факультете иностранных языков ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического уни-^ верситета позволил дать наиболее объективную оценку эффектив-

сделать вывод о том, что при систематическом сочетании традиционных и нетрадиционных форм контроля видна положительная ди-

намика уровня сформированности лексико-грамматических навы- S

высокий уровень, значительно увеличилось, в то время как обучающихся с низким уровнем стало гораздо меньше. Многолетний

опыт преподавательской деятельности позволил убедиться в про- ^

ж -к ж о

ванности проверяемых навыков с целью повышения эффективно- ®

дуктивности нетрадиционных форм контроля уровня сформиро-

сти образовательного процесса. ^ 4 Обсуждение (Discussion)

А. В. Конышева много внимания уделяет обучающей функ- щ

самостоятельной работы студентов, З. М. Султанова утверждает, J 1

что «необходимым условием развития самостоятельности познава- § с

тельных действий, чувства ответственности за результаты собствен- ^ ^

ного учения является контроль и оценка усвоения учебного матери- ~ Ж

Нельзя не согласиться с мнением М. Н. Соломатиной о том,

^ что «для улучшения качества оценки знаний студентов необходимо § пересмотреть соотношение всех элементов, увеличить долю не ито-

» легой К. Н. Машковской, которая утверждает, что «при обучении ж

Мы также полностью соглашаемся с нашей белорусской кол-

иностранному языку нетрадиционные формы контроля благоприятствуют хорошему усвоению материала, представленного на заняти-^ ях, при этом осуществляется не только проверочный контроль зна-

оценку уровня сформированности лексико-грамматических навы- -§

Опыт работы на факультете иностранных языков Южно- 1

Уральского государственного гуманитарно-педагогического уни- д

s -к s о

традиционных и нетрадиционных форм контроля в процессе под- g

верситета наглядно продемонстрировал эффективность синтеза

готовки будущих учителей иностранного языка. ^

Проведенное исследование подтвердило наше предположение о том, что формирование межкультурной текстовой компетенции подразумевает, с одной стороны, необходимость интегрировать в процесс обучения иностранному языку рассмотренные

формы работы, с другой стороны, позволяет осуществлять эту ра- ^

1. Болкунов И. А. Дополнительное профессиональное образование: ор- £ я

ганизация контроля учебной деятельности // Актуальные проблемы гуманитар- ^

ных наук : труды IV Всероссийской научно-практической конференции. Симфе- ж £

рополь : Ариал, 2018. С. 164-168. 8 о

3. Беляева Е. В. Освоение студентами коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2020. Т. 12. № 3. С. 75-86. ( Образование. Педагогические науки).

4. Шамов А. Н. Контроль лексических навыков на уроках иностранного языка и специфика его проведения // Качественное образование: проблемы и перспективы : сборник научных статей. Москва : МГПУ, 2016. С. 333-344.

5. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва : Русский язык. Курсы, 2018. – 496 с.

6. Белова Л. А., Быстрай Е. Б., Слабышева А. В. Развитие механизмов самоконтроля у студентов вузов при изучении иностранного языка // Перспективы науки и образования. 2019. № 5

. С. 229-242.

7. Скоробренко И. А., Ворожейкина А. В. Роль самостоятельной работы студентов педагогического вуза в процессе формирования информационно -аналитической компетенции будущих учителей // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 4

. С. 16-174.

9. Конышева А. В. Контроль результатов обучения иностранному языку. Санкт-Петербург : Каро, 2004. – 144 с .

10. Султанова З. М. Педагогические условия организации самостоятельной работы студентов // Мир детства и образование : сборник материалов Х очно-заочной Международной научно-практической конференции. Магнитогорск : МГТУ, 2016. С. 181-184.

11. Милевич А. С. К вопросу о современных технологиях контроля знаний студентов // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-1. С. 61-64.

12. Юсупова О. В. Контроль как инструмент управления учебной деятельностью в вузе // Новая стратегия оценивания учебной деятельности : сборник статей. Самара : СамГТУ, 2016. С. 10-16.

13. Свешникова С. А. Формы закрепления и контроля лексического минимума по специальности на уроках иностранного языка в неязыковом вузе // Вопросы педагогики. 2018. № 4-2. С. 72-76.

14. Соломатина М. Н. Контроль знаний студентов: опыт китайских вузов // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 168-172.

15. Машковская К. Н. Нетрадиционные формы контроля при обучении иностранному языку // Теория и практика обучения иностранным языкам: Традиции и перспективы развития : сборник статей по материалам IV Международной студенческой научно-методической онлайн-конференции. Москва : ИИУ МГОУ, 2019. С. 185-187.

Ye. A. Baronenko1, Yu. A. Reiswich2, I. A. Skorobrenko3

1ORCID No. 0000-0001-6638-6610 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical

University, Chelyabinsk, Russia. §§

ORCID No. 0000-0001-5980-5450 °

Candidate of Pedagogic Sciences, r

Associate Professor at the Department of German Language and German i

3ORCID No. 0000-0001-6644-4091 §

The master’s student student of Department of Theoretical and Applied a

Psychology of the Faculty of Psychology, South-Ural state tt

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. §

THE SYNTHESIS OF TRADITIONAL AND NON-TRADITIONAL FORMS OF CONTROL

THE EFFICIENCY OF THE PROCESS OF TEACHING s

Intioduction. In the context of ensuring the future foreign language teachers’ training’s quality, one of the urgent problems is the choice of adequate control forms of the level of lexical and §• grammatical skills’ formation. In this article, authors analyze the 5 features of the use of non-traditional control forms, and also sub- i stantiate the need for the synthesis of traditional and non-traditional forms of control, both to improve the quality of teaching pedagogical education bachelors and to form a stable positive 5 motivation for learning a foreign language. 0 0

o 0 5 c

research methods: review of Russian and foreign scientists’ ^^

works; the advantages of traditional and non-traditional forms of U ° control are considered, and the justification for the need for or- s d

ganic inclusion of non-traditional control forms into the traditional system of checking the lexical and grammatical skills formation’s level among students is given.

Results. The experience of work at the Foreign Languages Faculty of the South Ural State Humanitarian-Pedagogical University confirmed the assumption that the integration of non-traditional forms of control into the traditional system for assessing the level of lexical and grammatical skills’ formation not only increases the efficiency of an objective assessment, but also contributes to an increase in the efficiency of the educational process as a whole.

Discussion. The substantiation of the need for the synthesis of traditional and non-traditional forms of control is given, both for increasing the objectivity of assessing the lexical and grammatical skills’ formation and for a more efficient organization of the learning process as a whole.

Conclusion. The study of the use of traditional and non-traditional forms of control in the process of teaching foreign language has confirmed their efficiency, both in the process of control and in the process of teaching a foreign language.

Keywords: Traditional forms of control; Non-traditional forms of control; Types of control; Requirements for forms of control; Lexical-grammatical skills. Highlights:

An overview of traditional forms of control and their types used in foreign language classes is made;

Non-traditional forms of control are identified, their advantages for checking the level of lexical-grammatical skills ^ formation are revealed;

Special attention is paid to the problem of synthesis of tra-

en ditional and non-traditional forms of control for a more effective ^ organization of the process of foreign language teaching at the ^ Faculty of Foreign Languages of the South Ural State Humanitaria ian-Pedagogical University.

ceedings of the IVth All-Russian Scientific -Practical Conference “Actual “s

2. Baronenko Ye. A., Bystraj Ye. B., Rajsvih Yu. A. & Shtykova T. V.

(2017), Aksiologicheskie aspekty podgotovki bakalavrov pedagogiki k ^

mezhkul’turnomu vzaimodejstviyu v ramkah kursa “Osnovy mezhkul’turnoj i

i S’ s a

pedagogicheskogo universiteta, 6, 21-26. ( In Russian). °

4. Shamov A. N. (2016), Kontrol’ leksicheskih navykov na urokah in- °

ya, 5

, 229-242. ( In Russian).

7. Skorobrenko I. A. & Vorozhejkina A. V. (2019), Rol’ samostoyatel’noj raboty studentov pedagogicheskogo vuza v processe formirovaniya informacion- e

university’s students’ independent work in the process of forming the future g- S

stvennogo pedagogicheskogo universiteta, 4

, 169-174. ( In Russian). g a

8. Sorokovyh G. V., Zharkova T. I., Gerasimova A. M., Vishnevskaya g g E. M., Ivanova N. V., Kutepova O. S., Volkova N. S. & Bobunova A. S. (2019), s g

Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 6, 168-172. ( In Russian).

^ dencheskoj nauchno-metodicheskoj onlajn konferencii “Teoriya i praktika

^ tions and development prospects. Collection of articles based on the materi-

§ als of the IVth International Student Scientific and Methodological Online

¡¿j oblstnogo universiteta, Moscow, 185-187. ( In Russian).

Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС.

(1 слайд)Каждый из нас с нетерпением ждёт оценки результатов своей деятельности. Каждый из нас по-разному реагирует на неудовлетворительные результаты. Наши ученики точно так же, ожидая свою оценку за контрольную работу, очень переживают. Вспомним мальчика, которого изобразил на своей картине Ф. Решетников «Опять двойка».

(2 слайд)Мальчику стыдно и обидно, потому что он получил двойку! Стыдно перед сестрой-отличницей, перед матерью, которую он очень любит, но все время огорчает! Когда ребята пишут сочинение по этой картине, то они все советуют главному герою учить уроки.

К сожалению, психология ребёнка такова, что он ещё не в состоянии учиться ради познания. Ребёнок будет стараться учиться в том случае, если он знает и на практике убедился, что за его работой следят, её направляют, замечают его старания и рост. При плохом контроле исчезает интерес к учению. Ученик перестаёт стараться, регулярно готовить уроки. Поэтому наряду с традиционной формой оценивания становится ценным и нетрадиционное.

(3 слайд)Совершенно новым для массовой школы является, вводимая ФГОС, оценка знаний. Нетрадиционные формы контроля знаний значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес.

В чём актуальность нетрадиционной формы оценивания в рамках ФГОС?

Социальный аспект Образование – это особый социальный институт, с помощью которого государство готовит будущих специалистов и профессионалов. Через диагностику и оценивание (комплексная проверка, мониторинг, автоматизированный контроль) можно судить о степени готовности учащихся к той или иной социально значимой деятельности.

Оценка выполняет определённые функции:

2. Педагогический аспект.

Учитель оценивает степень владения учебными умениями, навыками, а учащийся помнит о затраченных усилиях в процессе выполнения задания, о концентрации воли на встретившихся трудностях.

Учитель может похвалить ученика, подчеркнуть его достижения, тем самым стимулируя его к дальнейшей деятельности, либо намеренно поставить ученика в ситуацию неуспеха, чтобы он почувствовал радость не столько от оценки, сколько от самого процесса открытия истины, то есть ученик преодолеет определённые трудности учебного, нравственного, коммуникативного характера.

Очень важно отметить достижения учащегося, показать своё уважительное отношение к его труду, чтобы у него появилось желание учиться дальше.

(5 слайд) 3. Психологический аспект.

Опросные этапы урока, диктанты, контрольные задания воспринимаются учениками как стрессовые ситуации. Это связано с оценкой и её последствиями. Нетрадиционные формы контроля, например, тестирование ставит учащихся в изначально равные условия и обеспечивает равенство в итоговой оценке работы. Таким образом, избегая образования барьеров в учебных взаимодействиях и взаимоотношениях учителя и учащегося, не порождает соперничество между одноклассниками, не провоцирует ссоры в семье.

4. Методический аспект.

Чтобы контрольный этап процесса обучения мог стать не приговором, а стимулом к дальнейшей учебной работе, нужно через оценку и взаимооценку подвести учащегося к самооценке. Для этого надо предоставлять учащимся право на самостоятельный выбор сложности заданий;

Поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения,

(6 слайд) Различают следующие нетрадиционные формы и методы контроля:

зашифрованный диктант, перфокарты, поэтическая пятиминутка, «ассоциативный кроссворд», «пятиминутки»-самодиктанты, викторины, кроссворды, опорные конспекты, составление словарей, создание компьютерных презентаций

Мною опробованы разные виды нетрадиционных форм опроса и контроля

(7 слайд) Перфокарты используют в качестве упражнений, углубляющих, закрепляющих, а также контролирующих знания, умения учащихся, их применение даёт возможность установить степень усвоения учащимися нового материала или пробелы в изученном ранее. Обязательно проводится работа в классе над всеми допущенными ошибками.

Как показывает практика, при использовании перфокарт для отработки написания приставок на -з, -с через три-четыре урока даже слабо успевающие по предмету ученики успешно справляются с темой. Из 27 слов на класс к четвёртому уроку остаётся 4-5 ошибок. Необходимо постоянно помнить обязательное условие: должна проводиться работа над всеми допущенными ошибками.

Таким образом, данный вид работы выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию. Планируя, например, работу по изучению новой темы и заранее определяя, какой диктант будет предложен школьникам в конце её изучения, предусматриваю попутное повторение орфограмм, которые встретятся в диктанте и написание которых может вызвать затруднения у учащихся.

(8 слайд) Касса моих успехов -педагогический прием, который не только способствует формированию орфографической зоркости у ребят 5-6-х классов, но и помогает им полюбить словарную работу и воспринимать её как увлекательную игру. В начале учебного года каждый ученик оформляет карту “Словарная работа”. На лист картона наклеиваем два конверта: «Касса моих успехов», «Касса моих ошибок». Словарные диктанты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на небольших листочках. 10-12 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться, понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идет «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и «4», которые и составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже дается шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов» уже с хорошей оценкой. Да, конечно, несколько увеличивается объем проверки, но зато результат превосходит все ожидания. Здоровая конкуренция заставляет ребят постоянно стремиться к пополнению 1-го конверта, а значит, работать над собой, совершенствовать свои умения и навыки. Для старшеклассников я готовлю подборки из словарных слов, часто встречающихся в вузовских тестах, из литературоведческих терминов и др.

(9слайд) Еще один вариант контрольных работ, который я использую на уроках русского языка, – это зашифрованные диктанты. Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. « Шифровать» учитель может новые понятия, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и многое другое. Например, на обобщающем уроке по теме «Глагол» в 6-м классе я таинственно сообщаю ребятам: «Необходимо зашифровать все, что вы знаете о наклонениях, чтобы информация не просочилась к ученикам, которые еще их не изучали». На доске записываются условные обозначения: И – изъявительное наклонение, П – повелительное, У – условное. Довольно медленно начинаю диктовать:

(10 слайд) Всегда неожиданным оказывается эффект в процессе проведения на уроке литературы в любом классе контрольной работы, которую я условно называю «ассоциативный кроссворд», хотя, возможно, это название не совсем точно отражает содержание работы. Само по себе включение в структуру уроков литературы составления и отгадывания кроссвордов, сканвордов, чайнвордов и т.д. вряд ли можно назвать новаторским приемом: учителя-словесники уже давно используют их в своей практике. Мне же хочется предложить свой вариант, который отличается особой простотой исполнения. Если мне необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по данной теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки), я сама составляю подобный кроссворд (или криптограмму?), вписывая в клеточки подготовленной «решетки» (размеры произвольные) слова, которые имеют отношение к этой теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты., названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решетка заполнена буквами, которые, на первый взгляд, не образуют слова. Мои ученики знают, что достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом , а потом уже не представляет большого труда найти остальные. Но самое главное не это. Ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.


НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ

(11 слайд) К сожалению, готовя выпускников к экзаменационному сочинению, мы уделяем все больше внимания непосредственно анализу стихотворений, чем живому, звучащему поэтическому слову, которое приносится в жертву узким практическим целям. Старшеклассникам в качестве проверки знания текстов лирических произведений я устраиваю поэтические «пятиминутки»: читаю в начале каждого урока, даже не предполагающего изучение поэзии, отрывки из стихотворений, уже изученных и совсем еще незнакомых, а ученики записывают, кому принадлежат эти строки. Ребятам без труда дается «узнавание» стилистической манеры поэта, потому что, кроме заучивания наизусть стихотворений, определенных программой, они готовят к уроку выразительное чтение не менее 10-15 стихотворений. « Пятиминутки» можно составлять и по тематическому принципу: «Любовная лирика поэтов XIX века», «Образ Родины в поэзии XX века», «Мой Пушкин». Чем больше строк вспомнит ученик, чем точнее их воспроизведет, тем выше оценка. Плохих стараюсь не ставить, просто включаю строки, не узнанные учениками, в какую-нибудь следующую «пятиминутку»: второй раз пробел исключен. Параллельно на уроках русского языка можно проводить поэтические «пятиминутки»-самодиктанты по тем же произведениям, которые изучаются на литературе. Это могут быть всего лишь 2-3 строфы, которые нужно диктовать про себя. А какая удивительная тишина царит на уроке! Зная о такой системе контроля, учащиеся более внимательно относятся к орфографическому и пунктуационному оформлению стихотворения.

(12 слайд) Составление опорных конспектов. Чаще всего используется этот вид контроля при изучении учащимися жизни и творческого пути писателя. Ученики должны после изучения материалов учебника, дополнительной литературы отразить в одном конспекте взаимосвязь между событиями жизни писателя, его мировоззрении, личностью и творчеством. ( Приложение № 6)

Опорный конспект по литературе – это форма фиксирования результатов анализа текста.

Такая форма работы может быть с успехом использована с разной целью: во время анализа произведения на уроке, как вид самостоятельной работы учащихся дома, помогающий проверить их знание содержания текста; при повторении основных понятий теории литературы, при подготовке к экзамену для повторения вопросов, связанных с данным произведением и т.д.

(13 слайд) Создание словарей крылатых выражений, афорисмов, высказываний. Например: Словарь афоризмов Базарова; словарь «Эзопова языка» в сказках М. Е. Салтыкова – Щедрина, словарь неологизмов В. Маяковского, словарь крылатых выражений Пушкина в романе “Евгегий Онегин”

(14 слайд) Викторина. Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его закрепления. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 – 6 минут. На стадии закрепления материала вопросы викторины составляют сами учащиеся.

На слайде вы видите пример ученической викторины по творчеству А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

(15 слайд) Формы рефлексии

Практикую на уроках рефлексию с использованием фразеологизмов с целью развития речи учащихся

Выбери фразеологизм, который отражает твою работу на уроке

(16 слайд) Для того, чтобы заинтересовать ребят, я составляю диагностические карты по темам, на изучение которых отводится не один урок (например, «Причастие», «Наречие», «Глагол», Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» и т.д.)

Диагностическая карта по теме “Творчество М. Ю. Лермонтова”

Такие карты хранятся у меня до тех пор, пока не будет выставлена итоговая оценка

Этап учёта знаний, умений, навыков школьников является необходимым звеном в цепи процесса обучения и позволяет “отслеживать” результаты этого процесса

Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами викторин, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ и улучшают свои показатели по предмету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *