Марина Сергеевна Баева
Эксперт по предмету «Педагогика»
19.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ОБУЧЕНИЯ.
Форма
обучения
– это
ограниченная рамками времени конструкция
отдельного звена процесса обучения.
В
настоящее время в учебном процессе
средней школы применяются разнообразные
формы организации учебных занятий,
которые по основной дидактической цели
делятся
на четыре следующих вида:
1)
формы теоретического
обучения,
к которым относятся лекции, семинары,
конференции;
2)
смешанного
обучения
– уроки и экскурсии;
3)
практического
обучения;
4)
формы трудового
обучения.
Традиционные
формы обучения делятся
на индивидуальные, групповые, фронтальные,
коллективные, парные, со сменным составом
обучающихся. В основу такого разделения
положены характеристики коммуникативного
взаимодействия между учителем и
учащимися, а также между самими
обучающимися. (рамки одного предмета,
формирование знаний, умений, навыков,
шаблонность)
Индивидуальные
занятия:
репетиторство, тьюторство (научное
руководство), менторство (наставничество),
гувернерство, семейное обучение,
самообучение, экзамен.
Коллективно-групповые
занятия:
урок, лекция, семинар, конференция,
олимпиада, экскурсия, деловая игра,
практикум, факультативное занятие,
консультация.
Индивидуально-коллективные
занятия:
погружение, творческая неделя, научная
неделя, проект.
Нетрадиционные
формы обучения
направлены на развитие личности учащихся,
характеризуется выходом за рамки
содержания одного предмета, развитием
творческого потенциала личности
учащихся; формы
урока:
урок- учебная игра, учебная дискуссия,
исследование.
Соседние файлы в папке Педагогика
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Девиз нестандартного занятия – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к обучению, воспитывать и развивать играя. Игра – это школа познания, творчества, интеллектуального развития ребенка.
Толковая игра является действенным орудием воспитания и обучения в руках хорошего педагога. Применение познавательных игровых технологий на занятиях дает возможность обучающимся получить дополнительные знания, заявить о себе, раскрыть свои таланты, позволяет увидеть изучаемый материал по — новому. Положительные эмоции хочется переживать снова и снова не только взрослому, но и ребенку, а на положительном эмоциональном поле очень хорошо работает процесс запоминания. Все это, несомненно, повышает воспитательный и качественный аспекты обучения.
Нетрадиционная форма проведения занятия – это возможность для детей развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Сама организация такого занятия подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, событий, особенно результатов деятельности человека, т. е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе, обществу, себе и т. д. В процессе проведения этих занятий складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения занятия, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.
Формы проведения занятий
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими могут быть следующие формы:
Для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста:
Для учащихся среднего школьного возраста:
Для учащихся старшего школьного возраста:
Виды нетрадиционных занятий
Подготовка и проведение занятия в нетрадиционной форме
Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:
Самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:
Выбор формы занятия. Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:
На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип занятия, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.
Выбор форм учебной работы. При выборе форм учебной работы следует учитывать два главных фактора:
Этот этап в подготовке нетрадиционного занятия состоит из подэтапов:
Заключительным этапом проведения нетрадиционного занятия является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
Ибраимова В. М. учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия №22» Горностаева Е. Л. социальный педагог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Ключевые слова: технология, образовательный процесс, проблемное обучение, проект, коммуникация.
Ibraimova V. M. german language teacher Municipal budgetary educational institution “Gymnasium No. 22”
Gornostaeva E. L. social pedagogue
NON-TRADITIONAL FORMS OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF TRAINING
Abstract: Educational technology is a process system of joint activity of students and teachers in designing (planning), organizing, orienting and correcting the educational process in order to achieve a specific result while providing comfortable conditions for participants.
Keywords: technology, educational process, problem-based learning, project, communication.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.
Главная цель, которую ставит во главу угла учитель иностранного языка – это, прежде всего, повышение у учащихся мотивации к обучению, формирование интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей. Таким образом, основная задача педагога заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника образовательного процесса. Для решения поставленных задач необходимо постоянно изучать инновационные формы обучения в отечественной и зарубежной методической литературе, применять ИКТ на уроках иностранного языка как средства повышения результативности обучения, разрабатывать приемы оптимизации образовательного процесса, повышающие образовательную эффективность.
Учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е. И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком.
Современные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции учащихся. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой
Дляповышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков иностранного языка можно использоватьследующие методы и приемы, учитывая возрастные особенности детей:
«Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция
Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.
Метод “М^-Мар”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Метод “Brain Storming”(Мозговой штурм): путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.
Cluster-Method (гроздь) — служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой -либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.
Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн,
Правило написания синквейна
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме.
Таким образом, применение современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным.
1. Муштавинская И. В., Крылова О. Н., Даутова О. Б. Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции.- СПб АППО, 2015.205с.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – С.73.
3. Фоменко В. Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса / В. Т. Фоменко. – Ростов н/Д: ГНМЦ, 1994. – С.70-74.
«Традиционные и нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса как главный фактор решения проблем сотрудничества педагога и ребенка на первой ступени обучения».
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 81
Калининского района Санкт-Петербурга
Лобанова Надежда Ивановна
Урок – это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ребенка. Встреча начинается с первых дней ребенка в школе, на уроке. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее образование.
Одна из основных задач обучения и воспитания, поставленных перед учителем начальных классов, – развитие личности ребенка, творческих способностей на уроках и во внеурочное время. Мы в своей работе используем интеграционное содержание образования (концепция В. В. Серикова); концепцию внутрипредметной интеграции В. И. Загвязинского. С позиции развития личности интеграция создает условия для: совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания; развития свободы мышления. Осуществлению этой задачи во многом способствуют межпредметные связи. Знание всего программного материала, возрастных особенностей, учет психологического климата и возможности класса помогает определить, какие учебные предметы могут взаимно дополнять изучаемый материал. Например, связь уроков трудового обучения с уроками обучения грамоте и развития речи учащихся. Совместно с учениками в течение года мы составляем оригинально оформленную азбуку, рисунки которой составлены из ограниченного количества плоских геометрических фигур (8 треугольников). Для этого я использую материал плоскостного моделирования и опираюсь на изученный материал по обучению грамоте. Такая работа имеет ряд положительных моментов: во-первых, показывает детям, что знакомый по урокам трудового обучения материал сможет предстать в новом функциональном значении – рисунки для оформления азбуки; во-вторых, повышает интерес детей к сознательной поисковой работе, вносит в их деятельность элемент неожиданности, активизирует детское конструкторское творчество, способствует развитию наблюдательности, памяти, воображения; в-третьих, обогащает словарный запас младших школьников новыми терминами, чтобы потом включить их в активную речь.
В основу составления этой азбуки положен принцип доступности и посильности, что способствует более активному и сознательному запоминанию буквы и звука. Название каждого силуэтного изображения в азбуке начинается с одного из звуков – согласного или гласного, твердого или мягкого. Каждое изображение имеет буквенное обозначение, соответствующее звуку, с которого начинается название изображенной конструкции. Количество недостающих звуков (букв) и слогов в названии силуэта обозначено схемой, что намного облегчит «отгадывание» изображения, затем начального звука и буквы, а потом слогов. Также эта работа положительно сказывается на развитии мышц предплечья, кисти и мелкой мускулатуры пальцев.
Начальное обучение всегда, а сейчас в особенности, – это годы становления личности, годы приобретения или неприобретения ребенком желания и умения трудиться в зависимости освоения ими всех базовых видов деятельности – умственных и практических, а также осознания и закрепления личностных свойств и качеств средствами учебных предметов.
В практике начального обучения надо использовать, развивать и внедрять внутри- и межпредметные связи как средство активизации «зоны ближайшего развития» ребенка.
Интегрированный урок – это междисциплинарная форма учебного процесса, которая базируется, главным образом, на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом исследования окружающей действительности.
Интегрированные уроки способствуют развитию умственных способностей учащихся, практических навыков, фантазии, эмоциональному восприятию, обобщению знаний по предметам, учат мастерству, развивают и обогащают речь учащихся. На таких уроках выявляются не только знания, полученные на уроках, но и выявляются творческие возможности детей. Такие уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.
На уроке и во внеурочной деятельности я часто использую работы творческого характера. Они повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать задачи. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.
Мною был проведен обобщающий урок во втором классе по творчеству И. А. Крылова (интегрированный: чтение, русский язык, ИЗО). Уроку предшествовала экскурсия в Летний сад, где находится памятник замечательному баснописцу. На уроке внеклассного чтения было дано задание подготовить рассказ о биографии Крылова. Обобщая знания о творчестве писателя, дети подготовили инсценировку басен, работали над Крыловскими «крылатыми выражениями» и поговорками, с таблицей, при помощи которой дети написали мини-сочинения о творчестве Крылова (см. в приложении).
Обобщая знания о местоимении (3 класс) путешествовали в страну «Местоимению» (работа в группах). Целями урока были: углубление знаний о местоимении, совершенствование навыков учащихся в правильном употреблении местоимений в речи, развитие умений работать в группе. Результатом работы были творческие работы детей (см. в приложении).
Совместно с учителями-предметниками: Ким С. Е. (учитель биологии) и
Михайловой М. Б. (учитель музыки) мы провели ряд классных и внеклассных мероприятий, которые способствовали всестороннему развитию личности учащихся (весь наглядный материал готовился силами учащихся). При участии 9 «А» и 4 «А» классов был организован открытый урок «Все о биологии», урок-путешествие «Лекарственные овощи и фрукты»; классный час «Этикет».
Такие мероприятия проводились в плане преемственности поколений: дети начальной школы постепенно привыкают к учителям старших классов.
На этих занятиях царила атмосфера доброжелательности, положительных эмоций, творческого настроя и живого интереса к происходящему.
Для детей подготовительной группы ГДОУ мы провели внеклассное мероприятие «А. С. Пушкин – великий русский поэт-сказочник» (биографию А. С. Пушкина, инсценировку сказок и рисунки по сказкам Пушкина подготовили ученики 4 «А» класса, а викторину по сказкам подготовили библиотекарь школы Квасниковой Г. С.). Есть отзыв о данном мероприятии.
В плане развития чувства патриотизма, развития правильного отношения к окружающим на основе норм этики и нравственности была поставлена музыкально-литературная композиция «Мой город славы боевой».
Вся проводимая классная и внеклассная работа положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.
Мы в своей деятельности реализуем личностно-ориентированный подход к ребенку, основные положения которого изложены в работах Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского, Б. П. и Л. А. Никитиных. По результатам анализа успеваемости по образовательным предметам качество знаний учеников, обучающихся на «5», увеличилось на 8.45%.
Опыт работы был представлен на педагогическом совете школы, семинаре для слушателей курсов СПбАППО кабинета коррекции развития ребенка.
посредством эффективных мероприятий, которые бы позволили обеспечить население продуктами питания надлежащего качества в достаточном объеме. Поэтому целесообразно разработать стратегию сохранения здоровья нации и обеспечения продовольственной безопасности с соответствующим нормативным ее обеспечением.
1. Богданов С. М. Продоольственная безопасность и международная торговля с Содружестве Независимых Государств. – М.: Издательство «Весь Мир», 2011.- 272 с.
2. Колюник Г. М. Продовольча безпека Украши та особливост И розвитку / Г. М. Колюник // Соцiально-економiчнi проблеми сучасного перюду Украши, Вип. 5 (115). – 2015. – 72-76 С.
3. Немченко В. В. Продовольча безпека Украши / В. В. Немченко // Збiрник наукових праць ВНАУ, Т.2., Вип.4(70). – 2012. – С.179-173.
Мамаджанова М. Р. Рахматова З. М. Хаитбаева Г. И. кафедра языков, педагогики и психологии Андижанский государственный медицинский институт
Узбекистан, г. Андижан ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы планирования и организации нетрадиционных форм обучения на занятиях, так как повышение качества обучения остаётся актуальной в современной системе образования.
Ключевые слова: коммуникативный, принципы и закономерности обучения, индивидуальные задатки, способности.
Mamadzhanova M. R. Rakhmatova Z. M. Haitbaeva G. I.
Department of Languages, Pedagogy and Psychology
Andijan State Medical Institute Uzbekistan, Andijan
Annotation: Questions of planning and organizing untraditional forms of teaching during lessons are considered in the article, because educational quality remains actual in modern educational system.
Key words: communicative, principles and patterns of education, individual inclinations, ability.
Актуальность исследования: Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания технологии.
Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Предмет исследования: Процесс нетрадиционного обучения на занятиях русского и узбекского языков.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения нетрадиционных форм обучения. В рамках преподавания технологии могут быть использованы, разработанные конспекты нетрадиционных уроков.
Применение на занятиях технологии нестандартных форм обучения, то это будет способствовать:
-формирования у студентов таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
-мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
-повышения интереса студентов к предмету и учению;
-более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Практическое занятие – это основная организационная форма обучения в вузе. Оно является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе занятия и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение
определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей обучащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к занятию, тексты, источники по теме, задания и т. д. На занятиях русского и узбекского языков нами используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.
Это помогает студентам вырабатывать тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка).
При планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий и технологий, как и при проведении уроков, учитель должен опираться на общедидактические принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности обучающихся в различных видах деятельности и пр.).
Так, что мы можем подразумевать под понятием “нетрадиционная
форма урока?» О. В. Трофимова дает следующее определение: “Нетрадиционная форма урока – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель-ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, “методе прямого доступа”)”.
Таким образом, нетрадиционные методы обучения прочно вошли в систему образования и стали составной частью проводимых занятий. Интерактивные формы занятий способствуют повышению качества обучения и образования, а личность учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания технологии.
1. Дещёкина М. Ф., Дианкина М. С., Ильенко Л. И., Леничеко В. П. Деловая клиническая игра в медицинском институте// Педиатрия имени Сперанского. 2014 г. -№ 3. – С.69-72.
2. Дианкина М. С.«Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы (психолого-педагогический аспект). Москва, 2000
3. Наумов Л. Б. Учебные игры в медицин е. М., 1986г
4. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2013 г. – 52 с.
5. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. №2.
6. Беспалько В. П. Слагаемое педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
7. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
УРОК С ПОЗИЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО. Т РАДИЦИОННАЯ И НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА УРОКА
В настоящее время российская образовательная система в целом и начальной школы, в частности, постоянно претерпевает изменения, которые, прежде всего, связаны с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе начального общего образования. Эти изменения указывают на то, что современная система образования явно отличается от традиционной, в которой главной задачей было дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. Приоритетными задачами современного образования являются развитие личности, формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Модернизация образовательной системы не могла не повлиять на организацию урока в начальной школе. Сейчас урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса, но наблюдаются изменения требований к проведению урока и его структуре, предлагается другая классификация уроков и форм его проведения.
Для полного понимания сущности феномена «современный урок» рассмотрим основные дефиниции этого термина, а именно «современный» и «урок». Для этого обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова, в котором предлагаются следующие толкования этих понятий:
Исходя из анализа основных дефиниций понятия «современный урок», представляет собой приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа. А также современный урок – это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, которое соответствует уровню своего времени и позволяет сделать вывод для будущего.
Говоря о современном уроке, очень важно понимать отличия традиционной и нетрадиционной формы урока.
Традиционные формы уроков включают структурные компоненты, предложенные методистом А. А. Вагиным:
I. Организационный момент, который включает проверку наличия учащихся с отметкой отсутствующих в классном журнале, подготовку оборудования урока, организацию рабочего места учащихся, психологический настрой учащихся к предстоящей работе.
II. Проверка домашнего задания (исключая вводный урок).
III. Переход к новому материалу (мотивация деятельности).
IV. Сообщение нового материала.
V. Разбор нового материала (осмысление).
VII. Применение новых знаний, умений и навыков.
VIII. Домашнее задание (инструктаж по его выполнению).
Существует два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход под нетрадиционной формой урока подразумевает отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. Здесь основной формой учебного процесса остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Второй подход трактует нетрадиционные формы урока как инновационные, современные формы урока, появляющиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе.
По форме проведения можно выделить группы нестандартных форм уроков:
На наш взгляд использование нетрадиционных форм урока является одним из способов повышения качества обучения в соответствии с ФГОС НОО. Поэтому считаем целесообразным в качестве примера рассмотреть фрагмент нетрадиционной формы урока. Мы предлагаем проведение урока по окружающему миру в 4 классе в форме телепередачи «Пусть говорят».
Тема урока «Мир глазами эколога. Формирование представления о взаимосвязи человека и окружающей среды». Цель: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.
Для проведения урока-телепередачи необходима предварительная работа с учащимися, которая предполагает распределение ролей: телеведущий, гости в студии, специальные гости и приходящие гости – местные жители, которые жалуются на мусор во дворе, грязные родники, тяжелый воздух из-за выхлопов газов и т.д., а также экологи, которые предлагают пути решения этих проблем; подготовку ведущего, в качестве которого предложен ученик; сценария и вопросов для обсуждения; домашнее задание как чтение статей про экологию. Эту форму урока целесообразно использовать для закрепления знаний, как уже второй или третий урок, на которых учащиеся уже ознакомлены с некоторой информацией по данной теме.
Приведем фрагмент урока. Звучит музыка из программы «Пусть говорят», перед всеми учениками, в центре располагается ведущий.
Ведущий начинает урок: Добрый день, уважаемые зрители, гости и все присутствующие! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить очень важную тему «Современная экология». А для этого мы послушаем ряд проблем, с которыми сталкиваются изо дня в день местные жители. Первым гостем нашей программы является местная жительница Анна Петровна, которая жалуется на неприятные запах, исходящий постоянно из мусорных баков. Здравствуйте, Анна Петровна, расскажите нам свою историю.
Анна Петровна: Добрый день! Живу уже много лет здесь и в последнее время стало там невыносимо жить, потому что постоянный запах из мусорных баков не позволяет открыть окна в доме, прогуляться во дворе, там постоянно собаки бродячие. Жить невозможно и никто ничего не делает!
Так выступает каждый из приглашенных гостей по определенной теме. Потом приглашают 1-2 экологов, которые рассказывают, как бороться с проблемами.
Эколог: Здравствуйте студия, гости и ведущий. Я как представитель экологического движения нашей области знаком с вашими проблемами, мы стараемся следить за всем, решать эти проблемы, но не всегда получается так быстро, потому что их объем огромный. Многое зависит от самого человека, если бы правильно выбрасывали мусор – не было бы такого запаха, или вовремя вывозили его.
Следует отметить, что подобные уроки не только активизируют и повышают мотивированность младших школьников в учебе, но и невольно способствуют усвоению и закреплению знаний, которые должен получить младший школьник.
Таким образом, урок является основополагающей организационной формой процесса познания мира учащимися, особенно в начальной школе. В соответствии с государственным стандартом нового поколения начальной школы, образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и направлено, прежде всего, на освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности. Поэтому при организации образовательного процесса учителю необходимо формировать такие условия, при которых у детей возникнет мотивация к учебе, что определяет актуальность использования нетрадиционных форм уроков, которые являются эффективным способом повышения качества обучения.
Виды нестандартных уроков
Классификация видов нестандартных уроков:
Важным правилом организации нестандартных уроков является учет педагогом возрастных особенностей учащихся, их индивидуальных возможностей и потребностей.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Сущность нестандартного урока
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру.
Внедрение нестандартного урока в отечественную систему образования относится к середине 70-х годов, когда среди учащихся начала отмечаться опасная тенденция по снижению интереса к учебным занятиям. Именно с целью возбуждения и удержания интереса учащихся к обучению, в образовательный процесс массовых школ стали внедряться нестандартные уроки.
В настоящее время мнение педагогов по отношению к нестандартным урокам расходится:
Успешность обучения во многом зависит от интереса, который учащиеся проявляют к изучаемому предмету. Для того, чтобы интерес не только возник, но и постоянно поддерживался на должном уровне педагогами используются разнообразные методы, средства и приемы. Использование в процессе обучения нестандартных уроков, способствует тому, что учащиеся с большей радостью и увлечением посещают уроки, лучше усваивают учебный материал, проявляют самостоятельности в обучении.
Проведение нестандартных уроков, целесообразно в период введения или обобщения определенной темы.
Подготовка к нестандартному уроку требует участия не только педагога, но и учащихся. Это связано с тем, что большая часть урока отведена на представление учащимися своих домашних «заготовок».
Необходимо отметить, что именно домашние задания позволяют применять в обучении индивидуальный подход, так как заданию даются учащимся в соответствии с их интересами и наклонностями.
«Нестандартный урок, их виды» 👇
Нестандартные уроки позволяют не только решить, но и дифференцировать проблемы обучения, расширяют рамки образовательных программ. В рамках нестандартного урока учащиеся имеют возможность реализовать свои творческие способности и творческую самостоятельность. Кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, воображения, инициативности, самостоятельности и воли у учащихся, повысить интерес к знаниям.