Элемент «Задание»
«Задание» это простой в использовании учебный элемент системы Moodle, являющийся эффективным средством методической и организационной поддержки самостоятельной работы студентов по освоению конкретных разделов учебной дисциплины.
Его прототипом являются всем хорошо знакомые школьные домашние задания, выполняемые учениками самостоятельно дома в письменном виде, после чего тетрадки с заданиями проверяются учителем, который красными чернилами отмечает для каждого ученика его ошибки и выставляет ему соответствующую оценку. Важным методическим фактором здесь является именно работа над ошибками, обеспечивающая, помимо контрольных функций, необходимую для процесса обучения индивидуальную обратную связь учителя с учеником и возможность индивидуальной коррекции процесса освоения учеником учебного материала.
Реализуемый в электронной среде Moodle учебный элемент «Задание» позволяет использовать этот эффективный педагогический прием, без использования «бумажных» технологий, максимально используя коммуникационные преимущества электронной учебной среды.
Учебный элемент «Задание» позволяет реализовывать следующие возможности:
– формирование преподавателем для предоставления студентам задания на выполнение определенной учебной работы в рамках соответствующей темы курса;
– установку преподавателем ограничений видимости и доступности задания для студентов, как в рамках определенного временного периода, так и в зависимости от степени успешности выполнения ими какого-либо другого задания или оцениваемого учебного элемента курса;
– предоставление студентами результатов выполнения задания в разнообразных цифровых форматах;
– автоматическое уведомление преподавателя по электронной почте о размещении студентом файла(-ов) своей работы по заданию и уведомление студента о наличии отзыва и оценки за присланную им работу;
– возможность для преподавателя оценивания представленных студентами работ, в том числе и использования нескольких оценок по различным показателям, например, за полноту решения задачи, оригинальность решения, оформление работы и т. д.;
– возможность для преподавателя направлять студенту отрецензированный файл с отмеченными указаниями о сделанных ошибках и вопросами по контексту задания, в том числе возможность аннотирования файлов работ, присланных в формате PDF;
– использование «Задания» для фиксации результатов работ выполненных вне сайта в автономном режиме (например, при создании предметов искусства, работе с лабораторным оборудованием) без представления работы в цифровом виде;
– возможность для студента ответить преподавателю на полученные замечания в виде краткого комментария или путем присылки исправленного файла работы;
– сохранение в базе данных системы присылаемых студентами работ, отзывов преподавателя и ответов студентов;
– сохранение и автоматическую обработку полученных студентами оценок в электронном журнале курса Moodle, доступность этих оценок для преподавателя и студента.
Создание и настройка элемента «Задание»
Создание и настройка элемента «Задание»
Для создания в курсе Moodle учебного элемента «Задание» следует перейти в «Режим редактирования», далее, в соответствующей теме-разделе курса выбрать пункт «+Добавить элемент или ресурс» и в появившемся окне (рис. 1.1.1) с предлагаемым списком элементов и ресурсов выбрать пункт «Задание».
Рис. 1.1.1. Выбор и добавление элемента «Задание»
После нажатия кнопки «Добавить» открывается страница настройки элемента «Задание» (рис. 1.1.2). Эта страница включает в себя секции-разделы, которые могут отображаться в свернутом виде и разворачиваться щелчком по названию секции для развертывания конкретной секции или нажатием кнопки «Развернуть все» в верхнем правом углу страницы.
Рис. 1.1.2. Страница настройки элемента «Задание»
Секция «Общее»
В секции «Общее» (рис. 1.1.2) вводится название задания, которое будет отображаться как ссылка на странице курса, и текст описания задания, то есть формулировка задачи, которая ставится перед студентами. При установке флажка-переключателя, расположенного ниже блока «Описание», текст Описания будет отображаться на странице курса непосредственно под ссылкой с названием задания.
Секция «Доступно»
Рис. 1.1.3. Секция «Параметры задания»
В секции «Доступно» (рис. 1.1.3) устанавливаются следующие параметры задания.
«Разрешить выполнение задания с». Если для этого параметра установлен флажок «Включить», то студенты получат возможность отправить свои ответы на задание только начиная с указанной даты.
«Последний срок сдачи». Ответы студентов могут отправляться студентами после этой даты, но будут помечаться как просроченные. Для отключения возможности отправки ответов после установленной даты следует включить параметр «Запретить отправку с».
«Запретить отправку с». Если включен этот параметр, то ответы не будут приниматься системой после даты, установленной в этом параметре.
«Всегда показывать описание». Если этот параметр выключен, то студенты не смогут видеть описание задания до даты, заданной параметром «Разрешить выполнение задания с».
Секция «Типы представлений ответов»
Рис. 1.1.4. Секция «Типы представлений ответов»
В секции «Типы представлений ответов» (рис. 1.1.4) устанавливаются следующие типы представления ответов на задание.
«Ответ в виде текста». Если включен этот параметр, студенты смогут вводить форматированный текст ответа в редакторе непосредственно на сайте.
При разрешенном представлении ответа в виде текста может быть включено ограничение на максимальное количество слов в тексте ответа.
«Ответ в виде файла». Если включен этот параметр, то студенты смогут загружать в качестве своего ответа один или более файлов. Количество загружаемых файлов ограничивается следующим параметром.
Если ни один из этих двух флажков не установлен, то подразумевается, что задание не требует представления ответа в электронном виде.
«Максимальное число загружаемых файлов». Этот параметр определяет максимальное разрешенное для загрузки количество файлов (при условии, что выбран такой тип ответа).
«Максимальный размер файла». Этот параметр устанавливает максимальный размер файлов, загружаемых студентами.
Секция «Параметры ответа»
Рис. 1.1.6. Секция «Параметры ответа»
В секции «Параметры ответа» (рис. 1.1.6) устанавливаются параметры, устанавливающие следующие режимы предоставления ответов студентов на задание.
«Требовать нажатия кнопки «Отправить». Если для данного параметра установлено значение «Да», то для того, чтобы сообщить системе о завершении загрузки или редактирования своего ответа, студент должен обязательно нажать на кнопку «Отправить». Это дает возможность студентам хранить в системе «полуфабрикаты» своих загруженных ответов под статусом «Черновик». Ответы с таким статусом преподавателем могут не рассматриваться и не оцениваться. Нажатие студентом кнопки «Отправить» означает, что отправленный ответ является окончательным. При этом ответ студента переводится в статус «Ответы для оценки». Если этот параметр установлен в значение «Нет», то студенческие ответы сразу же рассматриваются преподавателем как окончательные и могут сразу оцениваться им.
«Требовать, чтобы студенты принимали условия представления ответов». В случае если этот параметр установлен в состояние «Да», система перед окончательной отправкой задания студента потребует от него в форме устанавливаемого флажка явного подтверждения того, что предлагаемый студентом ответ является его собственной, а не заимствованной работой.
«Попытки возобновлены». Этот параметр определяет для студента варианты возможности/невозможности повторного открытия задания и его выполнения. При настройке возможен выбор следующих вариантов:
– «Никогда» – повторное выполнение задания студенту запрещены;
– «Вручную» – преподаватель может повторно открыть задание студенту для выполнения, вручную переведя его из статуса «Ответы для оценки» в статус «Черновик»;
– «Автоматически до полного прохождения» – задание автоматически запускается для повторного выполнения, пока студент не наберет за его выполнение необходимого количества баллов в журнале успеваемости.
Секция «Типы отзывов»
Рис. 1.1.5. Секция «Типы отзывов»
В этой секции включаются или выключаются виды используемой преподавателем обратной связи со студентом, выполняющим задание.
«Отзыв в виде комментария». Преподаватель может прокомментировать каждый ответ студента, например, указать на ошибки студента, в соответствующем поле на сайте.
«Отзыв в виде файла». Преподаватель при рассмотрении и оценивании задания студента может загрузить и послать студенту файл со своим отзывом. Может, например, отослать студенту файл его ответа с письменными замечаниями, правками и отмеченными ошибками по тексту ответа, или даже аудио-файл с устными замечаниями.
Секция «Настройки представления работ группы»
Рис. 1.1.7. Секция «Настройки представления работ группы»
Установка для параметра «Групповой ответ студентов» значения «Да» разрешает режим коллективной совместной работы студентов над общим заданием (в составе группы или потока). При этом каждый член группы будут видеть изменения в ответах представленных другими членами группы.
Параметр «Требовать, чтобы все члены группы представили ответы» становится активным в случае установки в состояние «Да» предыдущего параметра. Если установить его в состояние «Да», то для того, чтобы ответ группы считался окончательным, все члены группы должны нажать кнопку «Отправить». Если установлено значение «Нет», то ответ группы будет считаться представленным, как только хотя бы один любой член группы студентов нажмет на кнопку «Отправить».
Параметр «Поток из групп студентов». Задание будет предъявляться для выполнения выбранному потоку студентов, состоящему из нескольких групп студентов. Если этот параметр не задан, то будут использованы параметры по умолчанию (то есть группы).
Секция «Уведомления»
Рис. 1.1.8. Секция «Уведомления»
Если параметр «Уведомить преподавателей об отправке ответов» включен, то преподаватели будут получать по электронной почте сообщения каждый раз, когда кто-то из студентов отправит ответ на задание – ранее указанного срока, вовремя или позже.
Если установить для параметра «Уведомить преподавателей о дате закрытия задания» значение «Да», то преподаватели получат специальные сообщения, в случаях когда студенты отправят свои ответы позже указанного срока.
Параметр «Значение по умолчанию для “Сообщить студентам”» устанавливает значение по умолчанию для флажка поля «Сообщить студентам» в форме оценивания задания преподавателем (см. рис. 1.3.2а).
Секция «Оценка»
Рис. 1.1.9. Секция «Оценка»
В секции «Оценка» (рис. 1.1.9) устанавливаются параметры оценивания задания преподавателем.
Параметр «Оценка»устанавливае тип оценивания, который будет использован для этого активного элемента.
– «Отсутствует». Задание не требует оценивания работ студентов преподавателем.
– «Шкала». Если выбран этот тип, то в выпадающем списке можно выбрать нужную шкалу оценивания.
– «Балл». При выборе этого типа оценивания можно задать максимальную оценку в баллах, доступную для этого элемента.
Параметр «Метод оценивания» по умолчанию устанавливает метод оценивания «Простое непосредственное оценивание». Предлагаются также передовые методы оценивания «Справочник оценщика» и «Рубрика», которые могут использоваться для подсчета оценок в заданном контексте.
Параметр «Категория оценки» определяет, в какую категорию оценок должна попадать оценка за данное Задание в журнале оценок. Подробнее о формировании категорий в журнале оценок описывается в разделе 7 – «Журнал Оценок».
«Оценивание вслепую». При выборе этого режима для оценивающего задание преподавателя будут скрыты имена студентов, выполнивших задание. Возможность включения режима слепого оценивания будет заблокирована после представления хотя бы одного ответа или оценивания этого задания.
При включенном параметре «Использовать поэтапное оценивание» оценки должны пройти через ряд этапов процесса оценивания, прежде чем они станут доступны студентам. Это позволит провести несколько циклов оценивания, а затем одновременно опубликовать оценки для всех студентов.
«Использовать закрепленных оценщиков». Это параметр становится активным при включенном предыдущем параметре. Если ему установить значение «Да», то при использовании поэтапного оценивания за конкретными студентами могут быть закреплены конкретные преподаватели-оценщики.
Секция «Общие настройки модуля»
Рис. 1.1.10. Секция «Общие настройки модуля»
В секции «Общие настройки модуля» (рис. 1.1.10) устанавливаются следующие параметры задания.
«Доступность». Этот параметр может принимать два значения: «Показать» и «Скрыть». При выборе значения «Скрыть» настраиваемое задание будет невидимым для студентов, а для преподавателя отображаться на странице серым цветом.
«Идентификатор». Установка идентификатора обеспечивает возможность идентифицировать оценку за данное задание при использовании ее в формулах для вычисления оценок в Журнале оценок. Если оценка за элемент не используется в формулах для вычисления оценок, то тогда поле «Идентификатор» можно оставить пустым. При необходимости идентификатор можно также установить непосредственно в журнале оценок, однако изменить его после этого можно будет только на странице редактирования элемента Задание. Подробнее об использовании формул для обработки оценок описано в разделе – «Журнал Оценок».
«Групповой режим». Этот параметр имеет три варианта значений:
– «Нет групп» – все участники Задания являются членами одного большого сообщества;
– «Изолированные группы» – участники каждой группы работают только в пределах своей группы, другие группы им не видны;
– «Видимые группы» – участники каждой группы работают только в пределах своей группы, но могут видеть другие группы.
Групповой режим, определенный на уровне настроек курса, является режимом по умолчанию для всех учебных элементов, создаваемых в курсе. При этом для каждого элемента, поддерживающего групповой режим, можно указать его собственный групповой режим, отличный от группового режима, используемого для других элементов курса. Однако если в курсе установлен принудительный групповой режим, то индивидуальные установки параметра группового режима для конкретного элемента курса становятся невозможными.
«Поток». Под потоком в Moodle понимается структура, включающая в себя нескольких студенческих групп. Параметр «Поток» может принимать значение «Пусто» (значение по умолчанию), или значение названия конкретного потока, выбираемые из предлагаемого списка ранее образованных в курсе потоков. Если при установке этого параметра выбран конкретный поток, то студенты из групп этого потока будут иметь возможность совместно работать над этим заданием.
Секция «Ограничить доступ»
Рис. 1.1.11. Секция «Ограничить доступ»
Секция «Ограничить доступ» (рис. 1.1.11) предназначена для формирования условия, ограничивающего доступ к данному учебному элементу. В версии Moodle 2.8 этот раздел претерпел существенную переработку и сейчас он предоставляет средства для формирования ограничивающего условия в общем случае представляющего собой логического выражение (предикат) включающий в себя набор параметров-аргументов соединенных логическими связками И, ИЛИ и НЕ.
Для формирования ограничения следует нажать кнопку «Добавить ограничение», после чего открывается окно (см. рис. 1.1.12) для выбора вида параметров, используемых для формирования условия, ограничивающего доступ к элементу и, при необходимости, способа их агрегирования в логическое выражение требуемой сложности.
Рис. 1.1.12. Окно для формирования условия, ограничивающего доступ к элементу
Условие, ограничивающее доступ к элементу, в общем случае представляет собой логическое выражение (предикат), в которое в качестве параметров могут входить: признак выполнения/невыполнения каких-либо других элементов, дата и время, оценки, полученные за выполнение каких-либо других элементов, значения полей профиля пользователя. Отметим, что в Moodle 2.8 система формирования условия, ограничивающего доступ к элементу, претерпела существенную переработку. Более подробно формирование условия ограничения доступа к учебному деятельностному элементу описано в разделе «Выстраивание последовательности изучения элементов курса».
Секция «Выполнение элемента курса»
Рис. 1.1.14. Секция «Выполнение элемента курса»
В секции «Выполнение элементов курса» (рис. 1.1.14) настраиваются параметры отслеживания выполнения задания.
«Отслеживание выполнения». Если включен этот режим, то завершенность выполнения данного задания студентом будет сопровождаться специальной отметкой, отображаемой рядом с названием задания на странице курса (рис. 1.1.15).
Рис. 1.1.15. Секция «Выполнение элемента курса»
Может быть выбрано три варианта установки этого параметра:
– «Не отображать выполнение элемента». Факт выполнения или невыполнения данного задания на странице курса никак не обозначается.
– «Студенты могут вручную отмечать элемент курса как выполненный». В этом случае студент сам отмечает, что данное задание им выполнено.
– «Отображать элемент курса как пройденный при выполнении условий». В этом случае могут быть выбраны условия, при выполнении которых система автоматически отметит, что задание завершено:
Можно устанавливать одновременно не одно, а несколько таких условий. В этом случае элемент будет считаться завершенным при выполнении всех установленных условий.
Параметр «Планируется выполнение до» определяет дату, когда задание ориентировочно должно быть выполнено. Эта дата не отображается для студентов, и выводится только в отчете о выполнении задания.
Более подробно об отслеживании выполнения оцениваемых элементов курса описано в разделе «Отслеживание выполнения элементов курса».
Говоря о возможных настройках элемента Moodle «Задание» еще раз обращаем внимание на широкие возможности варьирования режимами использования этого элемента:
– включения/выключения режима завершения задания студентом по кнопке «Отправить (завершить) задание»;
– представления ответа в виде текста или файла(-ов);
– комментирования ответа, как студентом, так и преподавателем;
– возврат преподавателем студенту файла его ответа со своими пометками, исправлениями и комментариями по тексту работы.
Используя эти возможности, преподаватель получает в свои руки инструмент для реализации различных продуктивных методических моделей применения этого типа учебной деятельности. Например, реализовывать обучающий режим выполнения задания студентом под руководством преподавателя, когда окончательное решение поставленной перед студентом задачи формируется после нескольких итераций выполнения задания, включающих разбор и устранение отмеченных преподавателем ошибок в вариантах работы студента.
Работа студента с элементом «Задание»
При выборе студентом на странице курса пункта-ссылки с названием представленного ему задания ему открывается страница с текстом задания и таблицей, отражающей состояние решения задания (см. рис. 1.2.1).
Рис. 1.2.1. Начальная страница открытого студентом задания
Нажав кнопку «Добавить ответ на задание», студенту становится доступной страница для ввода ответа на задание, вид которой приведен на рис. 1.2.2.
Рис. 1.2.2. Страница добавления ответа на задание
Сразу следует ответить, что блоки «Ответ в виде текста» и «Ответ в виде файла» будут появляться (отображаться) на этой странице только в случае установки в состояние «Да» соответствующих одноименных параметров в секции «Типы представлений ответов» страницы настройки данного задания (см. предыдущий подраздел 1.1 и рис. 1.1.4).
Можно видеть, что у блока «Ответ в виде файла» студенту указываются установленные при настройке задания параметры, определяющие максимальный размер и количество прикрепляемых студентом файлов.
Файл ответа может быть загружен студентом путем простого перетаскивания в зону, показанную на рис. 1.2.2.
После нажатия кнопки «Сохранить» Студент 3 увидит страницу, представленную на рис. 1.2.3.
Рис. 1.2.3. Страница состояния задания после добавления студентом ответа
Обращаем внимание на то, что кнопка «Отправить задание» и касающееся этой кнопки предупреждение внизу этой страницы будут отображаться на данной странице только в случае установки в состояние «Да» параметра «Требовать нажатия кнопки “Отправить”» в секции «Секция «Параметры ответа» при настройке задания (подраздел 1.1 и рис. 1.1.6).
До нажатия кнопки «Отправить» ответ студента считается черновиком, может им изменяться и преподавателем не оценивается.
Если в настройках курса в секции «Секция «Параметры ответа» при настройке задания (подраздел 1.1 и рис. 1.1.6) установлен параметр «Требовать, чтобы студенты принимали условия представления ответов», то после нажатия кнопки «Отправить» на экране появится окно (рис. 1.2.4) с требованием к студенту подтвердить установкой соответствующей галочки своего авторства отсылаемого ответа.
Рис. 1.2.4. Требование подтверждения студентом своего авторства ответа
После установки галочки подтверждения и нажатия кнопки «Продолжить» студент теряет возможность изменения текста своего ответа и/или файла(-ов) с ответом и его ответ становится доступным преподавателю для оценивания (рис. 1.2.5). Статус «Состояние ответа на задание» при этом изменяется с «Черновик (ответ не отправлен)» на «Ответы для оценки». При этом, однако, после отправки задания у студента сохраняется возможность ввода комментариев к отосланному ответу, как это показано на рис. 1.2.5.
Рис. 1.2.5. Страница «Состояния ответа» после отправки ответа студентом
Если при настройке задания параметр «Требовать нажатия кнопки “Отправить”» в секции «Секция «Параметры ответа» установлен в состояние «Нет», то уже сохранение студентом введенного ответа на задание делает его доступным для оценивания преподавателем. При этом у студента сохраняется возможность корректировки своих ответов вплоть до того момента, когда преподаватель выставит ему оценку или заблокирует возможность коррекции ответов.
Обращаем внимание на то, что после отправки студентом своего ответа на задание система автоматически посылает преподавателю по электронной почте соответствующее уведомление об этом действии, что существенно упрощает преподавателю отслеживание заданий, требующих проверки.
После того как преподаватель выставит студенту оценку за присланную им работу страница состояния задания видимая студенту принимает вид, приведенный на рис. 1.2.6.
Рис. 1.2.7. Вид доступной студенту страницы состояния задания после его оценки преподавателем
Работа преподавателя с элементом «Задание»
При выборе преподавателем на странице курса пункта-ссылки с названием соответствующего задания ему открывается страница с текстом задания и таблицей, отражающей состояние выполнения задания студентами (см. рис. 1.3.1).
Рис. 1.3.1. Начальная страница открытого преподавателем задания
Обработка и оценивание ответов студентов
Для перехода к форме обработки и оценивания ответов конкретного студента преподавателю следует в строке, относящейся к этому студенту, в ячейке столбца «Оценка» нажать иконку . При этом открывается страница оценивания ответа студента, состоящая из нескольких секций.
Секция «Состояние ответа» представлена на рис. 1.3.8. Она носит информационный характер, представляя развернутую информацию о состоянии ответа студента.
Рис. 1.3.8. Секция «Состояние ответа»
Секция «Оценка» предназначена для оценивания работы преподавателем и размещением отзывов преподавателя. Оценка за работу проставляется в поле «Оценка». Если используется оценивание работ по показателям, то также проставляется соответствующая оценка по показателю(-ям) (на рис. 1.3.9 в качестве примера представлена возможность ввода показателя «Оформление работы»).
Рис. 1.3.9. Секция «Оценка»
В секции «Оценка» преподаватель имеет возможность вместе или вместо оценок написать и отправить студенту отзыв на работу в виде текстового комментария или в виде файла. Для этого должны быть установлены соответствующие разрешения при настройке элемента Задание (рис. 1.1.5. Секция «Виды обратной связи»).
В последних версиях Moodle в элементе Задание появилась интересная возможность аннотирования (правки) преподавателем файла работы студента, представленного в формате PDF.
Для этого следует нажать ссылку «Запуск редактора PDF» в пункте «Аннотирование PDF» (рис. 1.3.9). При этом присланный студентом PDF-файл открывается в окне редактора (см пример на рис. 1.3.10).
Рис. 1.3.10. Окно редактора для аннотирования файлов PDF
В последней секции формы оценивания задания отображаются и настраиваются параметры, касающиеся попыток выполнения задания, предоставляемых студенту (рис. 1.3.11).
Рис. 1.3.11. Окно редактора для аннотирования файлов PDF
Все изменения, введенные преподавателем при оценивании задания, вступают в силу после нажатия кнопки «Сохранить» или «Сохранить и показать следующее» (рис. 1.3.11).
Если преподаватель ввел значение оценки для ответа студента, то после сохранения соответствующее этому студенту значение поля «Состояние оценивания» изменяется на «Оценено».
Аннотированный преподавателем PDF-файл студент может посмотреть открыв это Задание и, затем, в секции «Отзыв» (см. рис. 1.3.12) нажав ссылку «Просмотреть аннотированный PDF-файл» в пункте «PDF аннотирование».
Рис. 1.3.12. Секция «Отзыв» на странице Задания, открытой студентом и пункт «Просмотреть аннотированный PDF-файл
Работа с элементом курса «Задание»
После нажатия ссылки «Просмотр/оценка всех ответов», преподавателю становится доступной страница, на которой представлена таблица с информацией о состоянии выполнения задания для каждого студента, которому оно предназначено. Из-за большого числа столбцов этой таблицы, представляющих многочисленные параметры состояния выполнения задания, она, как правило, не помещается целиком на экране и для ее просмотра используется горизонтальная прокрутка. На рис. 1.3.2, представлены, соответственно, левая и правая части этой таблицы.
Рис. 1.3.2. Таблица с информацией о состоянии выполнения задания студентами
Наличие в таблице тех или иных столбцов – параметров состояния выполнения задания определяется настройками задания, рассмотренными выше в подразделе 1.1.
На рис. 1.3.2 представлены следующие столбцы-параметры.
– Выбрать. Столбец с элементами, позволяющими отмечать строки студентов, для осуществления над ними групповых операций (см. ниже).
– Изображение пользователя. Изображение, которое введено в профиле пользователя.
– Фамилия/Имя. Фамилия и имя студента из его профиля.
– Адрес электронной почты. E-mail студента.
– Статус. Статус состояния выполнения задания студентом и его рассмотрения преподавателем: «Нет ответа на задание», «Черновик (ответ не отправлен)», «Ответы для оценки», «Оценено».
– Оценка. Выставленная преподавателем оценка и через символ «/» (слэш) максимальная оценка за выполнение задания.
– Редактировать. При нажатии пункта «Редактировать» открывается контекстное меню (рис. 2.3.3).
Рис. 1.3.3. Меню столбца «Редактировать»
Это меню позволяет в зависимости от текущего статуса задания для конкретного студента выбрать одно из следующих действий:
– Последнее изменение (ответ). Дата и время последнего изменения студентом своего ответа.
– Ответ в виде текста. Текст ответа студента, введенного им с помощью встроенного редактора Moodle. Столбец отображается при наличии соответствующего разрешения в настройке задания.
– Ответ в виде файла. Один или несколько файлов, введенных студентом в качестве ответа на задание. Столбец отображается при наличии соответствующего разрешения и максимального количества файлов установленных при настройке задания. На рис. 1.3.2 можно видеть представленные студентами файлы в форматах Word и PDF.
– Аннотирование PDF. Присланный студентом PDF-файл с комментариями и пометками преподавателя.
– Отзыв в виде файла. Загруженный преподавателем файл с отзывом по работе студента. Это может быть, например, файл, присланный студентом, с внесенными в него преподавателем замечаниями и редакционными правками. Столбец отображается при наличии соответствующего разрешения в настройке задания.
– Итоговая оценка. Оценка, попадающая в электронный журнал оценок. Столбец отображается при наличии соответствующего разрешения в настройке задания.
– Показатели. Оценки, выставляемые преподавателем за работу студента по дополнительной системе показателей. Столбец отображается при наличии соответствующего разрешения в настройке задания.
Можно обратить внимание на наличие в заголовках столбцов иконок . Нажатие на такую иконку в заголовке столбца минимизирует ширину этого столбца, позволяя скрывать содержащуюся в нем информацию. В заголовке «свернутого» столбца иконка заменяется иконкой , нажатие на которую позволяет восстановить исходный вид столбца.
Манипулирование этими кнопками позволяет оптимизировать ширину таблицы на экране, скрывая столбцы с информацией, не представляющей интереса.
В нижней части страницы с таблицей-списком студентов – исполнителей задания расположены элементы для управления таблицей задания (см. рис. 1.3.4).
Рис. 1.3.4. Управление таблицей
Для сохранения введенных оценок за работы студентов следует нажать кнопку «Сохранить все оценки». При установлении параметра «Сообщить студентам» в состояние «Да» студентам с оцененными работами будет автоматически посылаться по почте уведомление об этом. Параметр «С выбранными» (рис. 1.3.5) позволяет применить к отмеченным галочками в первом столбце таблицы (столбец «Выбрать») записям-строкам таблицы, относящимися к конкретным студентам, следующие действия:
Рис. 1.3.6. Опции управления отображением таблицы состояния заданий студентов
Приведенные в нижней части таблицы элементы управления позволяют выполнять следующие действия.
– «Заданий на странице». Параметр определяет количество строк таблицы одновременно выводимых на экран.
– «Фильтр». Параметр фильтрации выводимых на экран строк-студентов. Имеет следующие условия фильтрации:
– «Быстрая оценка». Установка флажка этого переключателя переводит таблицу в режим быстрой оценки (рис. 1.3.7), в котором оценка может ставиться непосредственно в поле «Оценка» (рис. 1.3.7) без перехода к форме оценивания работы.
Рис. 1.3.7. Переключение в режим быстрой оценки
Подборка конструкторов, которые позволяют это сделать
Вот девять российских платформ, с помощью которых можно собрать свой курс.
Иллюстрация: hello revival / Unsplash / freepik / rawpixel / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Крупные онлайн-школы и корпоративные университеты, как правило, разрабатывают курсы и проводят обучение на собственных . Чтобы создать такую систему, развивать её и поддерживать, требуется целая техническая команда — не все создатели курсов могут себе это позволить. Поэтому большим спросом пользуются сервисы, на которых можно с помощью типовых элементов собрать онлайн-курс (вроде конструкторов сайтов). И не только собрать, но и разместить и запустить в продажи или открыть для свободного просмотра широкой аудитории.
По формату курсы бывают разные — например, простые в виде слайдов или текстовых лонгридов, с аудиосопровождением или без него, с видеолекциями, тестами и различными интерактивами. Соответственно, и возможности у конструкторов курсов тоже бывают разными. Если платформа допускает ещё и размещение готового курса на ней, то она может предоставлять и инструменты для учебной аналитики, чтобы вы могли отслеживать, успешно ли учащиеся взаимодействуют с вашим курсом.
Такие платформы — удобный вариант для HR-специалистов, перед которыми стоит задача организовать корпоративное обучение при ограниченном бюджете, а также для инфобизнесменов, которые хотят создать собственные авторские курсы, или тематических экспертов, которые планируют с помощью курса раскрутить свой личный бренд (допустим, психолог делает для широкой аудитории бесплатный курс по разрешению конфликтов).
Одной из самых популярных платформ для самостоятельной разработки курсов раньше считалась Articulate 360. Правда, в 2022 году компания прекратила продавать свои продукты в России — купленная лицензия продолжит действовать до конца срока подписки, а вот продлить её нельзя, как и оформить новым пользователям. Поэтому предлагаем список отечественных альтернатив — с разными функциями и в разных ценовых категориях. У многих есть бесплатный тестовый период, а расценки у некоторых очень бюджетные.
Скриншот: курс «Исследователь Арктики», Евгения Брокарева / Stepik
Stepik даёт возможность создать курс в онлайн-конструкторе, а затем бесплатно разместить его в каталоге для 7 миллионов пользователей.
При разработке платных курсов пользователю доступно больше типов заданий, предлагается расширенная статистика и более гибкое управление процессом обучения. Например, можно устанавливать дедлайны и лимит на число попыток при выполнении заданий, проверять их не только автоматически, но и вручную. Есть возможность ограничивать доступ к модулям и отдельным материалам, добавлять экзаменационные модули и выдавать брендированные сертификаты. За всё это Stepik берёт комиссию с каждой покупки курса.
По умолчанию все курсы, размещённые на Stepik, — открытые, то есть любой человек может найти их в каталоге платформы. Создание приватных курсов, доступных только приглашённым участникам, — это опция для платного тарифа Enterprise.
Стоимость: для некоммерческих курсов бесплатно, а для платных курсов — с комиссией от 7 до 40% от суммы продаж. Стоимость тарифа Enterprise для бизнеса и образовательных организаций рассчитывается индивидуально.
Перейти на Stepik
Скриншот: курс «Развитие ЖКХ в мире» от компании «ПИК» / iSpring
Конструктор электронных курсов iSpring Suite работает на базе Microsoft PowerPoint — он подключает к сервису для создания презентаций дополнительные функции. С их помощью можно добавить на слайды интерактивный текстовый контент, видеолекции, тесты и диалоговые тренажёры. Ещё iSpring Suite умеет записывать видео с экрана компьютера и озвучивать текст, превращать в онлайн-курсы обычные презентации, а также PDF- и DOC-файлы. Готовые курсы сохраняются в форматах SCORM 1.2, SCORM 2004, xAPI, CMI5, AICC, HTML5 и совместимы со 156 разными LMS.
Хотя компания Microsoft в 2022 году прекратила продажи своих продуктов в России, это не помешает пользоваться iSpring Suite. Конструктор работает и на компьютере без PowerPoint, правда, с некоторыми ограничениями — например, превратить презентацию в электронный курс не получится.
Также компания iSpring предлагает корпоративным клиентам собственную СДО (LMS) — iSpring Learn. Можно разрабатывать курсы прямо в ней либо загружать созданные в других конструкторах. Платформа позволяет составлять программы обучения для разных групп сотрудников, планировать учебные активности, собирать отчёты об обучении. i Spring Learn работает в облаке, но также есть возможность развернуть СДО на сервере клиента.
Стоимость iSpring Suite: 27 тысяч рублей в год за доступ к базовому набору инструментов, 47 тысяч рублей в год за все функции. Есть бесплатный пробный период в 14 дней.
Перейти на iSpring Suite
Стоимость iSpring Learn: тарифы стартуют от 103 200 рублей за годовой доступ для 50 пользователей. Можно подобрать индивидуальный тариф в зависимости от запроса. На сервер клиента платформа устанавливается за разовый платёж.
Перейти на iSpring Learn
Скриншот: курс «Группа времён Simple», Лоза Эльвира Сергеевна / CoreApp
Эта платформа ориентирована на запуск онлайн-школ и продажу инфопродуктов. CoreApp предлагает конструктор для создания курсов-лонгридов, составления тестов и тренажёров, разработки игровых механик. Можно интегрировать компоненты, созданные в других сервисах (например, в LearningApps или Typeform), а также запланировать вебинары с трансляцией из YouTube, Twitch, «ВКонтакте» или Rutube.
В CoreApp есть инструменты для привлечения аудитории и A/B-тестирования инфопродуктов, для общения со студентами и сбора обратной связи. Разработчики также предлагают перенести на платформу курсы, созданные в других конструкторах.
Распространять свои курсы и вебинары на платформе могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели и самозанятые. На выбор доступно несколько платёжных систем, а чтобы организовать базу клиентов и отслеживать платежи, можно подключить CRM CoreApp.
Стоимость: от 990 рублей в месяц за возможность создать и разместить до десяти курсов. Разработка и поддержка собственного образовательного портала стоит от 30 тысяч рублей в месяц. Чтобы протестировать возможности CoreApp, можно создать один урок бесплатно.
Перейти на CoreApp
Скриншот: курс «We. Study: создаём онлайн-курс быстро и просто» / Webinar
Эта платформа входит в экосистему Webinar Group — набор сервисов для проведения онлайн-встреч, вебинаров и дистанционного обучения. We. Study представляет собой онлайн-конструктор курсов с поддержкой аудио и видео, презентаций, HTML‑документов и других файлов, досок Miro.
Можно добавить в курс тесты и задания, а также запланировать вебинары и онлайн-встречи в реальном времени. После такого занятия студентам будет доступна его видеозапись. Кроме того, We. Study поддерживает формат смешанного обучения — в структуру курса включаются очные уроки, а оценки учащихся легко занести в общую статистику обучения.
Конечно, есть и учебная аналитика — возможность отслеживать, как студенты просматривают материалы и выполняют задания, какой процент проходит курс до конца, сколько человек забросили обучение и на каком этапе это произошло. Поддерживать вовлечённость помогут инструменты обратной связи.
Готовые курсы размещаются на платформе Webinar. Для них можно настроить условия доступа (за деньги или бесплатно), траекторию прохождения модулей (в любом порядке или установленном) и выдачу сертификатов.
Стоимость: от 5995 рублей в месяц с подключением до 500 студентов. Также есть бесплатный пробный период на 14 дней — с запуском неограниченного числа курсов и приглашением до 50 студентов.
Перейти на We. Study
Скриншот: курс «АнтиТренинги: Инструкция к применению» / «АнтиТренинги»
Одна из самых доступных платформ для создания и запуска собственных образовательных продуктов. « АнтиТренинги» предлагают конструктор с поддержкой всех привычных форматов контента, заданий и тестов, онлайн-встреч и вебинаров.
Стоит обратить внимание на возможности анализа данных — сервис собирает данные о слишком сложных заданиях (те, которые студенты выполняют очень долго), заданиях с неясными требованиями (по которым слишком много незачётов) и демотивирующих уроках (после которых бросают обучение). Эта информация поможет оценить и улучшить качество курса. Кроме того, можно посмотреть отчёты об активности учеников и наставников, об успеваемости. Есть простая система геймификации — учащиеся будут получать баллы за прогресс. За эти баллы можно продавать призы — например, книги, курсы или другие награды.
Также предусмотрены выдача сертификатов, дневники рефлексии студентов и общение в чате или в личных сообщениях. Можно воспользоваться и рассылкой по электронной почте.
Продажи настраиваются гибко как для физических, так и для юридических лиц. Например, можно продавать разные уровни доступа к одному курсу — скажем, «базовый» и «продвинутый».
Пример оформления курса в ZenclassСкриншот: Zenclass
Удобный и минималистичный онлайн-конструктор для быстрого создания и запуска своих курсов. Поддерживает изображения, аудио и видео, а также документы, таблицы и презентации Google. Можно загружать файлы для скачивания учениками и проводить прямые трансляции с YouTube. Правда, типы заданий доступны лишь самые простые — тест с автопроверкой либо открытые задания с письменным ответом или загрузкой файла. Статистика собирается тоже стандартная — о регистрации и оплате, активности и прогрессе студентов.
Курс можно открыть для доступа в любое время или в определённую дату. Также есть возможность продавать через Zenclass образовательный продукт, размещённый на другой платформе. Тогда сервис будет лишь отслеживать регистрации и проводить платежи. Для использования платформы не требуется юрлицо — самозанятые и индивидуальные предприниматели тоже могут получать оплату. Правда, есть нюанс: все деньги сначала поступают в Zenclass, сервис берёт комиссию в 3,5%, и уже затем их можно вывести на собственный счёт.
Стоимость: 2700 рублей в месяц со скидками при плате за квартал или за год. Бесплатный пробный период без ограничений длится 14 дней.
Перейти на Zenclass
Примеры блоков в Couerse EditorСкриншот: Course Editor
Продуманный и богатый возможностями конструктор курсов-лонгридов — информация в них подаётся в виде статьи, разбитой на блоки, которые могут содержать различные типы контента (картинки, видео, аудио, таблицы, тесты, упражнения).
Для оформления есть разнообразные шаблоны (например, несколько типов цитат и перечней), цвет всех элементов тоже настраивается. Можно загрузить тренажёр в формате SCORM или PDF-файл, а также встроить HTML-код. Для навигации по лонгриду размещаются кнопки и ссылки, а выбранные блоки можно сделать обязательными — например, не разрешать студентам двигаться дальше, пока они не пройдут тест.
Режим предпросмотра позволяет проверить, как курс будет выглядеть на компьютерах, планшетах и смартфонах. А готовый лонгрид экспортируется в форматах xAPI, SCORM и CMI5 — их поддерживает большинство СДО (LMS). Также есть вариант выгрузить курс в формате WEB и залить на выбранный хостинг или свой сервер. В этом случае для просмотра курса СДО вообще не понадобится.
Course Editor также предлагает подключить собственную обучающую платформу. В этом случае выгружать созданный курс никуда не нужно, достаточно просто добавить учащихся по email-адресам и настроить сроки обучения. Есть и отчёты об учебном прогрессе — по всему потоку курса, отдельным группам и студентам. Хотя аналитика не очень подробная.
Стоимость: только конструктор курсов — от 12 тысяч рублей в год с ограничением объёма хранилища до 5 ГБ. Бесплатный пробный период — 14 дней. Конструктор вместе с платформой для обучения — от 20 тысяч рублей в год.
Перейти на Course Editor
Пример оформления курса в «Nethouse. Академии»Скриншот: «Nethouse. Академия»
Это конструктор курсов и образовательная платформа от известного сервиса для создания сайтов. Поэтому в «Nethouse. Академии» можно самостоятельно собрать не только курс, но и лендинг для его продвижения.
Курс здесь можно сделать из текста, изображений, аудио и видео, заданий и вебинаров. А вот тестов тут нет. Правда, в уроки встраивается HTML-код, а это значит, что можно создать задание в стороннем сервисе (скажем, в том же LearningApps) и добавить его в курс. Учебной аналитики тоже нет. Может быть, для больших сложных курсов функциональности окажется недостаточно, но для мини‑курсов вполне подойдёт.
А вот для продвижения и продаж возможности широкие: можно настроить разные способы регистрации, промокоды, рассылки с уведомлениями. Все денежные и юридические вопросы «Nethouse. Академия» берёт на себя и за это устанавливает комиссию в 4,9% от каждого платежа.
Стоимость: от 849 рублей в месяц с возможностью создать до 10 курсов. Бесплатный пробный период — 10 дней. За дополнительную плату можно получить услуги по продвижению, например настройку контекстной рекламы.
Перейти на «Nethouse. Академию»
Пример лонгрида в TildaСкриншот: Tilda
Изначально Tilda была конструктором сайтов, лендингов и интернет-магазинов, но недавно открыла новые функции для создания курсов — и даже запустила собственную LMS.
Курсы в Tilda состоят из разделов, которые, в свою очередь, содержат отдельные уроки — здесь они называются лекциями. Урок выглядит как текстовый блок, видео, вебинар (стрим с YouTube или другого сервиса), тест или домашнее задание — преподаватель может ставить за них оценки или зачёты, комментировать выполнение и отвечать на вопросы студентов. Ещё один формат урока — лонгрид, то есть свёрстанная в Tilda страница текста. Здесь открывается широкий простор для дизайна и типографических изысков, добавления изображений, анимированных блоков, списков, таблиц и перечней.
Можно открыть все материалы курса сразу или настроить последовательность их прохождения. Правда, инструментов для учебной аналитики на платформе пока нет. Но разработчики обещают в ближайшее время добавить отчёты о прогрессе и успеваемости студентов.
Кстати, комиссию от продаж курсов платформа не берёт. Пользователь оплачивает только выбранный тариф.
Стоимость: от 500 рублей в месяц за один проект — свой сайт. При годовой оплате любого тарифа можно бесплатно зарегистрировать домен в зоне .ru, .su или .рф. Курсов можно создать несколько, главное — уложиться в лимит по количеству страниц-лонгридов и место на сервере. На тарифе Personal, например, пользователю доступны 500 страниц и 1 ГБ для хранения контента.
Перейти на Tilda Publishing
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.