Марина Сергеевна Баева
Эксперт по предмету «Педагогика»
Нина Петровна Добренко
преподавательский стаж — 8 лет
Однообразие и рутина в учебном процессе непросто дается не только детям, но и учителям. Ищете идеи и вдохновение, хотите порадовать учеников чем-то интересным или готовитесь к профессиональному конкурсу, где нужно использовать необычные фишки и приемы? Нестандартный урок — вот, что вам нужно. Как же его провести?
Нестандартный урок: копилка необычных форматов
Здесь собраны самые ходовые форматы нестандартных уроков, расположенных от несложных, которые можно придумать буквально за перемену, до более эффектных, требующих объемной подготовки.
Общие сведения о нестандартных уроках
Нестандартный урок – оригинальная, интересная форма предоставления учебного материала на занятии, призванная наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учеников интерес к самообучению, стремление к творчеству, умение небанально мыслить и самовыражаться.
Выделяют несколько десятков видов нестандартных уроков, которые имеют одну цель – отработать новые методы, формы, приемы и средства обучения, что приводит к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Нетрадиционные уроки используют импровизированно, в качестве уроков-одиночек, которые не обладают явной связью с ранее проведенными уроками. Целевыми установками таких уроков не предусмотрено обязательное получение новых знаний и умений.
К основным задачам нетрадиционных уроков относят:
Основные принципы, на которых основано построение нестандартного урока:
Признаками нетрадиционного урока являются:
«Нестандартный урок в школе» 👇
Подготавливая нетрадиционный урок, необходимо учитывать, что такие уроки должны использоваться в качестве итоговых, в момент обобщения и закрепления знаний, умений и навыков учеников. Излишне частое обращение к такого рода формам организации учебной деятельности нецелесообразно, так как это может вызывать потерю устойчивого интереса к учебному предмету и целостному процессу учения.
Не следует недооценивать степень подготовленности к нестандартным урокам, так как для успешного проведения нетрадиционного урока, необходима тщательная подготовка.
Выбирая форму нетрадиционного урока, учитель должен учесть особенности своего темперамента и характера, степень подготовленности и специфические особенности целостной группы и отдельных учащихся.
Формы и виды нестандартных уроков.
Шипилова С. Ю.,учитель начальных классов
МБНОУ «Гимназия №18», г. Ленинск
Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, к сожалению удаётся не всегда. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков.
Такие уроки, как правило, целесообразно проводить или в период введения в тему, или же напротив, обобщая её.
В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и ученики, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних «заготовок». Это обстоятельство позволяет дать задание каждому ученику в соответствии с его склонностями и интересами. В процессе проведения таких уроков решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы. На таких уроках учащиеся наиболее полно реализуют свои способности и творческую самостоятельность. Нестандартные уроки развивают память, мышление, воображение, самостоятельность, инициативность и волю детей, повышают интерес к знаниям.
Нестандартные уроки могут проводиться в форме:
– соревнования и игр (конкурс, викторина, турнир, деловая игра);
– публичного общения (аукцион, дискуссия, диспут, телемост, диалог);
– в форме урока, опирающегося на фантазию (сюрприз, сказка);
– урока – практикума, урока – консультации;
– урока, основанного на имитационной деятельности (заочная экскурсия, литературная прогулка, литературная гостиная, интервью, репортаж);
– перенесённой из внеклассной работы (КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звёздный час»);
– интегрированного урока (когда один предмет проникает в другой).
Коллективные виды работы в классе. Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки учащихся при минимальных затратах времени.
Одним из коллективных видов работы является викторина. Она проводится в любых коллективах и требует долгой подготовки. Такие уроки проходят как праздники, т.к. каждому ученику хочется подобрать такой вопрос, чтобы сразу на него можно было ответить. Но если никто не сможет ответить на вопрос, то ребёнок обязательно должен ответить сам. Количество вопросов нужно определить заранее. Вопросы не должны повторяться. Если они слабые, то оценка не ставится, но нужно поблагодарить ребёнка за участие. Это не отпугивает детей, особенно слабых, поэтому все учащиеся принимают активное участие. В зависимости от уровня подготовленности класса вопросы могут быть как лёгкие, так и сложные. Сложные вопросы поддерживают работу мысли. Каждый класс получает не менее десяти вопросов, которые несли бы в себе информацию, пробуждали бы у учащихся желание думать, сопоставлять факты. Но интерес учащихся, их увлечённость в работе над викторинами окупает все затраты сил и времени.
Викторины можно проводить и при опросе домашнего задания, при закреплении темы в течение 3-5 минут, могут использоваться формы, как «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», а также инсценирование, иллюстрации, аппликации.
Можно использовать конверты или карточки с вопросами, привлечь жюри, сделать красивое оформление и подарки для победителей. После изучения целого раздела время викторины можно увеличить.
На необычных уроках дети активно включаются в урок, творчески мыслят, не ждут конца урока, не следят за временем, урок приносит им большую радость.
Урок – конференция. Урок – конференция тоже является необычным для детей. Для его успеха необходим подлинный интерес к докладам, темы которых учащиеся выбирают сами. Сведения и сообщения учащихся должны быть сделаны в такой форме, которая обеспечила бы доступность излагаемого материала для всех присутствующих. Это требует индивидуальной подготовительной работы с докладчиками. Продолжительность каждого доклада не должна превышать 10-12 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы изложить и постановку проблемы, и основные результаты опытов, и выводы. Задача учителя – помочь учащемуся подготовить сообщение в соответствии с темой, убедиться, что он излагает хорошим языком, в рамках регламента времени. Слушатели не могут воспринять подряд более 4-5 сообщений. Можно провести оживлённую дискуссию по докладам. Если подготовленных докладов много, они делятся на две категории: устные и стендовые сообщения. Класс можно украсить соответствующими плакатами. Итог конференции подводит учитель. Научно-практическая конференция – одна из наиболее сложных и трудоёмких форм работы. Её подготовка требует от учителя значительных усилий и затрат времени. Но всё это окупается тем глубоким впечатлением, которое оставляет у школьников удачно проведённая конференция.
Тематический учёт знаний. Без контроля знаний нельзя добиться осознанности и прочности. После завершения изучения темы учащимся предстоит сдавать тематический зачёт, который может выполняться устно или письменно. С заданиями зачёта нужно ознакомить ребят за 2-3 урока до окончания темы. Оценка тематического зачёта служит основой для выставления четверной оценки. Воспитательные функции зачёта проявляются в его стимулирующем воздействии на учеников, в формировании у них чувства ответственности, долга, дисциплинированности. Существуют различные формы зачёта:
1. Классический зачёт по типу вузовского. Он предусматривает выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся во время индивидуальной беседы ученика с учителем, что даёт довольно полное представление о степени усвоения изученного материала. Его недостаток – большая продолжительность.
2. Групповой зачёт. Класс делится на несколько групп, состоящих из учащихся с разными способностями и уровнем подготовленности. Группы получают карточки-задания, число которых соответствует количеству учащихся в группе. Вопросы должны быть взаимосвязаны, чтобы после сдачи зачёта у учащихся было более полное представление об изученной теме. Каждый член группы по очереди отвечает на свои вопросы, остальные внимательно слушают, исправляют, дополняют и коллективно оценивают своего товарища.
3. Зачёт – карусель («круговой»). Каждый член комиссии принимает зачёт только по одному вопросу. Учащиеся заполняют индивидуальный зачётный лист, в котором указаны номера вопросов и оценки. В итоге учитель по набранной сумме баллов за ответы на все вопросы выставляет каждому ученику общую оценку за зачёт.
4. Зачёт по маршруту. Первая комиссия проверяет степень усвоения теоретического материала. Вторая – решение расчётных задач, третья – умение планировать и проводить эксперименты. Класс делится на три группы, каждая получает «маршрутные листы движения», переходя в указанное время от одной комиссии к другой. Там же члены комиссии делают отметки о сдаче каждой части зачёта, затем выводят общую оценку.
5. « Общественный смотр знаний» проводится в два этапа:
1) подготовительный (оформление стендов, приготовление докладов, схем, таблиц и т.п.; создание комиссии из числа хорошо знающих предмет учащихся);
2) проведение смотра (выбор жюри, отбор лучших, отличившихся учащихся, подведение итогов; успех смотра зависит от тщательно продуманного содержания его и методики проведения).
Общественный смотр знаний развивает и повышает интерес к предмету.
6. Зачёт – конкурс по типу КВН.
7. Зачёт – аукцион. Определённую сумму баллов за ответ получает тот ученик, который последний дополнил ответ на вопрос.
Урок – экскурсия. Любят и уроки путешествия, уроки – экскурсии. Они развивают коллективизм, дружбу, взаимопомощь, мышление, память и кругозор детей. Но к таким урокам нужно готовиться заранее: выбирать место путешествия, цель, гида, заранее подобрать стихи, песни, вопросы. Дети помогают экскурсоводу составлять рассказ, снабжают его дополнительным материалом, готовят оборудование. Уроки-экскурсии могут основываться на имитационной деятельности, например, заочная экскурсия, экскурсия в прошлое.
Учитель обязан сделать серьёзный труд занимательным и продуктивным. Игровые задания должны полностью совпадать с учебными, формировать потребность активно относиться к учебному процессу. Нестандартные уроки должны быть адаптированы с учётом возраста детей.
1. Еланская З. А. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа.-2001.-№6.-с.52-54
2. Троицкая Н. Б. Нестандартные уроки и творческие задания. // Дрофа. Москва 2004
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение, и др.
Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования. Одним из способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения.
Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего, должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём термины. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.
Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности.
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО.
Мы, педагоги, постоянно ищем способы оживления урока, стараемся разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма, творческого таланта учителя.
Признаки нестандартного урока (Слайд)
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перед вами наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
1. Уроки “погружения”
2. Уроки-деловые игры
3. Уроки – пресс-конференции
5. Уроки типа КВН
6. Театрализованные уроки
7. Компьютерные уроки
8. Уроки с групповыми формами работы
9. Уроки взаимообучения учащихся
10. Уроки творчества
12. Уроки, которые ведут учащиеся
15. Уроки – творческие отсчеты
18. Бинарные уроки
23. Уроки поиска истины
24. Уроки-лекции “Парадоксы”
27. Уроки “Следствие ведут знатоки”
28. Уроки – ролевые игры
30. Интегрированные уроки
31. Уроки семинары
32. Уроки – “круговая тренировка”
33. Межпредметные уроки
35. Уроки-игры “Поле чудес”.
К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, дидактический материал. Приведу конкретные примеры.
Имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.
Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.
Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.
Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к обучению, служит лучшему усвоению изучаемого материала. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Эти уроки обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на моём уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, я использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, где идёт борьба добра и зла, я ввожу необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Интересно проходят уроки-турниры. На этих уроках предлагаются загадки, скороговорки, кроссворды, которые дети заранее готовят для команды соперника. Обычно такие уроки проводятся в конце четверти на завершающем уроке. Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекалку и укрепляет память. Во время проведения турнира дети учатся работать в группах.
Одним из важнейших приемов при обучении детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости – облегчает обучение. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры. При обобщении знаний по математике в 1-м классе я проводила урок-игру «Приключение Незнайки в волшебном лесу». Тема урока: « «Счет в пределах 20, повторение изученного». Со сказочным героем ребята преодолевали Равнину задач, Низменность разностей, Высокие горы, Долину Таблицы сложения, и, наконец добрались до дворца Королевы Математики, которая тоже не оставила ребят без различных головоломок, математических ребусов, занимательных вопросов. Присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений на уроках совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Уроки КВН. (Слайд)
Эти формы урока “пришли” с внеклассных занятий и стали популярными. Область их применения – преимущественное повторение тем и разделов.
Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может.
В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нестандартные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.
Таким образом, в целях повышения эффективности урока нестандартные уроки заслуживают право дополнять традиционные уроки, которые педагоги используют в своей практической деятельности.
Сущность нестандартного урока
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру.
Внедрение нестандартного урока в отечественную систему образования относится к середине 70-х годов, когда среди учащихся начала отмечаться опасная тенденция по снижению интереса к учебным занятиям. Именно с целью возбуждения и удержания интереса учащихся к обучению, в образовательный процесс массовых школ стали внедряться нестандартные уроки.
В настоящее время мнение педагогов по отношению к нестандартным урокам расходится:
Успешность обучения во многом зависит от интереса, который учащиеся проявляют к изучаемому предмету. Для того, чтобы интерес не только возник, но и постоянно поддерживался на должном уровне педагогами используются разнообразные методы, средства и приемы. Использование в процессе обучения нестандартных уроков, способствует тому, что учащиеся с большей радостью и увлечением посещают уроки, лучше усваивают учебный материал, проявляют самостоятельности в обучении.
Проведение нестандартных уроков, целесообразно в период введения или обобщения определенной темы.
Подготовка к нестандартному уроку требует участия не только педагога, но и учащихся. Это связано с тем, что большая часть урока отведена на представление учащимися своих домашних «заготовок».
Необходимо отметить, что именно домашние задания позволяют применять в обучении индивидуальный подход, так как заданию даются учащимся в соответствии с их интересами и наклонностями.
«Нестандартный урок, их виды» 👇
Нестандартные уроки позволяют не только решить, но и дифференцировать проблемы обучения, расширяют рамки образовательных программ. В рамках нестандартного урока учащиеся имеют возможность реализовать свои творческие способности и творческую самостоятельность. Кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, воображения, инициативности, самостоятельности и воли у учащихся, повысить интерес к знаниям.
Нестандартные уроки проводятся в следующих формах:
Урок-викторина — нестандартный урок
Суть формата: мероприятие по командам, где в игровой форме ученики демонстрируют свои знания.
Что для этого нужно: вариантов этого формата масса — от «Своей игры» с интерактивной презентацией до творческих вопросов и заданий. Главное — туры викторины должны быть разнообразными и не повторяться.
Немаловажно и грамотное деление ребят на команды, чтобы всем было интересно и комфортно участвовать, не было явного перекоса в сторону той или иной группы.
Где применять: на уроках по любому предмету; на обобщающих уроках или уроках-повторениях.
Урок-исследование
Суть формата: в начале занятия перед учениками ставится проблемный вопрос или дается незнакомое понятие, а им необходимо решить эту задачу с помощью набора заданий, новой информации, наводящих вопросов и т.д.
Что для этого нужно: учитель должен максимально четко продумать:
Где применять: при изучении тем, не имеющих однозначной трактовки; для развития критического и творческого мышления учеников.
Понятие нетрадиционного урока
Нетрадиционный урок – это учебное занятие, обладающее нетипичной структурой и характеризующееся нестандартной формой проведения.
В современных условиях, когда активно развивается начальная школа, каждому учителю необходимо проявлять творческое начало. То есть они должны проводить уроки увлекательно и разнообразно. Своеобразие работы учителя в начальной школе заключается в том, что он должен быть специалистом в нескольких разноплановых науках: математике, русском языке, литературном чтении, технологии, так как один учитель должен преподавать все эти предметы.
Урок – основная форма организации школьного обучения. Это педагогическая единица процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения конкретизированы и правильно решаются и воплощаются в жизнь.
Кроме тематического планирования, определяющего систему уроков по той или иной теме, цель каждого урока – правильно отбирать те организационные формы работы с учениками, которые максимально соответствуют задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета и общим целям обучения.
В условиях внедрения ФГОС особую роль играют технологии деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность детей, поддерживая стабильный интерес к учебной работе, а также помогают лучше усваивать программный материал.
Урок-шоу — нестандартный урок
Суть формата: занятие, которое построено как популярная телепередача или шоу на YouTube. Его задача — в формате, интересном и понятном ученикам, обсудить какую-либо учебную тему, проблему, область знания.
Что для этого нужно: убедиться, что две ключевые составляющие — формат шоу и учебная тема — хорошо сочетаются между собой.
Например, спор между славянофилами и западниками, поэтами Серебряного века можно преподнести в формате интернет-баттла; обобщить изученный период правления монарха с помощью шоу типа «Вечерний Ургант», приглашая гостей из различных сфер жизни общества. Большую роль в успехе урока будет играть подготовка учеников, поэтому стоит начать ее заранее.
Где применять: на уроках по гуманитарным предметам; в обобщающих уроках или обзорных темах.
Урок-квест
Суть формата: ученики делятся на команды и выполняют задания, перемещаясь по станциям. В зависимости от сложности задумки ученики могут соревноваться на скорость, за количество выполненных заданий или посещенных этапов и т.д.
В подготовке к такому уроку не помешает помощь коллег! Она понадобится и в придумывании сюжета, и в разработке этапов и даже в подготовке реквизита.
Где применять: для любого предмета или всех предметов сразу. Можно просто провести квест для параллели как урок-закрепление материала или объединить таким мероприятием всю школу!
Урок-дебаты
Суть формата: класс делится на две команды, представляющие позиции «за» и «против». Из них по очереди выбирается по одному представителю, которые в течение 1 минуты защищают позицию своей команды по тезису, выдвинутому учителем. Оценивает ответы учеников преподаватель или приглашенное жюри.
Что для этого нужно: важно дать ученикам возможность заранее разделиться на команды и подготовить аргументы как домашнее задание, тогда урок пройдет более интересно и динамично. Учитель должен сформулировать тезисы понятно и лаконично, учитывая уровень класса.
Где применять: на уроках по гуманитарным предметам при изучении проблемных вопросов или тем, допускающих две противоположные позиции.
Этапы проведения нестандартных уроков
Проведение нестандартного урока предполагает прохождение двух этапов:
При анализе нетрадиционных уроков, следует оценивать и итоги обучения и воспитания, развития учеников, а также картину общения – эмоциональный тонус урока – не только в общении педагога и учащихся, но и в общении учащихся между собой, а также отдельных рабочих групп.
Достоинствами нетрадиционных уроков можно считать то, что они восполняют недостатки репродуктивных методов:
Трансформация традиционных способов организации урока: лекции-парадоксы, парные опросы, опросы по цепочке, экспресс-опросы, уроки-зачеты, уроки-консультации, телеуроки.
Однако при слишком частом использовании таких форм организации уроков, отмечается потеря устойчивого интереса к учебной активности по конкретному предмету, и целостному процессу обучения.
Нестандартные уроки должны быть использованы в качестве итоговых при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учеников.
Выбирая формы нестандартных уроков, преподаватель должен учитывать ряд особенностей своего характера и темперамента, степень подготовленности учеников и специфические особенности отдельных учащихся.
Проводя нестандартные уроки, следует основываться на принципе «с детьми и для детей», рассматривая в качестве основной цели воспитание учеников в атмосфере добра, творчества и радости.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Интегрированный урок
Суть формата: урок, который объединяет в себе одновременно несколько школьных предметов и требует от учеников широкого кругозора, знаний в разных областях.
Что для этого нужно: как правило, такие уроки проводят одновременно преподаватели разных предметов, поэтому самое главное — выбрать коллегу, с которым вы будете совпадать по духу, одинаково понимать цель и результаты. Такое занятие можно провести и в традиционном формате, и в нестандартном — подойдут идеи из этой статьи.
Где применять: в темах, объединяющих гуманитарные, естественнонаучные и другие предметы, но не стоит бояться и необычных сочетаний (например, история и химия, математика и литература, русский язык и биология) — может получиться очень интересно!
Признаки и типы нетрадиционного урока
Нестандартный урок представляет собой учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру. В начальной школе нетрадиционные уроки занимают важное место, что связано с возрастными особенностями младших школьников, игровым базисом этих уроков, оригинальностью их проведения.
Задания, получаемые детьми на нетрадиционных уроках, помогают поддерживать творческий поиск. К признакам нетрадиционного урока относят:
«Нетрадиционные формы уроков в начальной школе» 👇
Выделяют несколько типов нетрадиционных уроков. Наиболее популярные будут охарактеризованы далее.
Урок-экскурсия – предполагает реализацию не в рамках классного кабинета, а на природе, при непосредственном восприятии учениками ее предметов и явлений.
Урокам-экскурсиям свойственна огромная воспитательная роль в развитии детей. Во время выполнения совместных заданий школьники обучаются сотрудничеству и взаимодействию друг с другом.
Эффективность урока-экскурсии заключается в том, что ученики постепенно учатся отбору необходимой информации из большого ее объема. А также описывают наблюдения с использованием рисунков, пояснений, таблиц и графиков.
Видеоуроки помогают развивать различные стороны психической деятельности учеников, в первую очередь, памяти и внимания. При просмотре в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Это помогает непроизвольному вниманию перейти в произвольное, его интенсивность влияет на запоминание. Вместе с формированием интереса детей к литературе, отмечается и лучшее усвоение изучаемого материала. Это активизирует мыслительную и речевую деятельность учеников, углубляя знание материала и способствуя формированию пассивно-потенциального словаря.
Урок-сказка обычно используется на этапе обобщения и закрепления материала. В качестве завязки может использовать проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление сказочного героя в необычном костюме. Стадия кульминации предполагает борьбу добра и зла, где могут вводиться необычные сведения о героях сказки, споры и шутки, помогающие преодолеть трудности. Окончание урока-сказки предполагает развязку, победу добра над злом.
Урок-праздник – интересная и плодотворная форма проведения уроков. Данный тип урока помогает расширить знания учеников, касающиеся традиций и обычаев, развивающих у детей способность к общению и помогающих им принимать участие в разнообразных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок-интервью– своего рода диалог на заданную тему. Ученики на таком уроке овладевают некоторым количеством частотных клише и используют их в автоматическом режиме. Оптимальным сочетанием структурной повторяемости обеспечивается прочное и осмысленное усвоение.
Уроки-турниры – предполагают использование загадок, скороговорок, кроссвордов и пр. Обычно такой тип уроков проводят в конце четверти на завершающем уроке. Разгадывание головоломок, ребусов, ребусов, чайнвордов помогает в развитии смекалки и укрепляет память.
Урок-игра – игра помогает развивать интерес к обучению у младших школьников. Возбуждение, которое вызывает игра, создает зону торможения для всего происходящего за гранью игры. Игре отведено важное место в жизни детей, большое значение в развитии детского организма имеют подвижные игры, позволяющие выйти наружу двигательной энергии.
Урок-аукцион предполагает наличие обязательного условия о том, что ученики должны уметь хорошо рассказать о той вещи, которую продают, представить каждую ее положительную сторону. На уроке обязательно присутствует демонстрационный стол, за которым находится аукционист и его ассистент, который записывает фамилии тех, кто купил какую-либо вещь. Ученики предлагают на продажу свои вещи, подробно описывая каждое их преимущество.
Урок-спектакль – эффективная и продуктивная форма обучения, предполагающая использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках и помогает совершенствовать произносительные навыки учеников, обеспечивая развитие коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.
Формула эффективности любого урока предполагает две части: тщательную подготовку и мастерство проведения. Если урок плохо спланирован или недостаточно продуман, наспех спроектирован, не согласован с возможностями учеников, то он не может похвастаться достаточным качеством. Подготовка урока предполагает разработку комплекса мер, выбор такого типа организации учебно-воспитательной деятельности, которая в рассматриваемых условиях может обеспечить наивысший конечный результат.
Перевернутый урок — нестандартный урок
Суть формата: элементы традиционного урока и домашнего задания меняются местами. Вместо того, чтобы послушать учителя, а дома отработать тему, дети сами изучают теорию, а на занятиях с учителем занимаются практикой. Иногда это используют на обучающих онлайн-курсах и называют методикой «перевернутого класса».
Что для этого нужно: важен подбор материала, который ученикам предстоит освоить самостоятельно. Как правило, это небольшие обучающие видео, понятные конспекты, статьи и пособия.
Если ребенок проигнорирует домашнее задание и придет на урок «пустым», он не сможет включиться в учебный процесс, что тоже важно учитывать.
Где применять: на несложных или дополнительных темах; для развития умения учиться у школьников.
Виды нестандартных уроков
Классификация видов нестандартных уроков:
Важным правилом организации нестандартных уроков является учет педагогом возрастных особенностей учащихся, их индивидуальных возможностей и потребностей.
Урок-конференция — нестандартный урок
Суть формата: ученики делятся на пары или группы и готовят доклады по разным аспектам изучаемой темы.
Что для этого нужно: чтобы урок не превратился в скучную бубнежку и чтение с листа, и вам, как организатору, и выступающим важно сделать материал интересным.
Продумайте четкие критерии оценивания ответов и необычный сценарий конференции, ставьте дополнительные баллы за самые удачные вопросы аудитории и хорошие конспекты выступлений других команд, предложите сделать творческую презентацию с музыкальным сопровождением, костюмами и т.д.
Где применять: на уроках по любому предмету; для обзорных тем или тех, которые требуют изучения большого объема информации.