Марина Сергеевна Баева
Эксперт по предмету «Педагогика»
Нина Петровна Добренко
преподавательский стаж — 8 лет
Общие сведения о нестандартных уроках
Нестандартный урок – оригинальная, интересная форма предоставления учебного материала на занятии, призванная наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учеников интерес к самообучению, стремление к творчеству, умение небанально мыслить и самовыражаться.
Выделяют несколько десятков видов нестандартных уроков, которые имеют одну цель – отработать новые методы, формы, приемы и средства обучения, что приводит к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Нетрадиционные уроки используют импровизированно, в качестве уроков-одиночек, которые не обладают явной связью с ранее проведенными уроками. Целевыми установками таких уроков не предусмотрено обязательное получение новых знаний и умений.
К основным задачам нетрадиционных уроков относят:
Основные принципы, на которых основано построение нестандартного урока:
Признаками нетрадиционного урока являются:
«Нестандартный урок в школе» 👇
Подготавливая нетрадиционный урок, необходимо учитывать, что такие уроки должны использоваться в качестве итоговых, в момент обобщения и закрепления знаний, умений и навыков учеников. Излишне частое обращение к такого рода формам организации учебной деятельности нецелесообразно, так как это может вызывать потерю устойчивого интереса к учебному предмету и целостному процессу учения.
Не следует недооценивать степень подготовленности к нестандартным урокам, так как для успешного проведения нетрадиционного урока, необходима тщательная подготовка.
Выбирая форму нетрадиционного урока, учитель должен учесть особенности своего темперамента и характера, степень подготовленности и специфические особенности целостной группы и отдельных учащихся.
По
определению И. П. Подласого, нестандартный
урок – это «импровизированное учебное
занятие, имеющее нетрадиционную
структуру». Нестандартные уроки обычно
завершают изучение темы либо начинают
новую. Анализ педагогической литературы
позволил выделить более двадцати типов
нестандартных уроков.
Учителями
разработано много методических приемов,
новшеств, новаторских подходов к
проведению различных форм занятий. По
форме проведения можно выделить следующие
группы нестандартных уроков:
Особенности
нестандартных уроков заключаются в
стремлении учителей разнообразить
жизнь школьника: вызвать интерес к
познавательному общению, к уроку, к
школе; удовлетворить потребность ребенка
в развитии интеллектуальной, мотивационной,
эмоциональной и др. сфер. Проведение
таких уроков свидетельствует и о попытках
учителей выйти за пределы шаблона в
построении методической структуры
занятия. И в этом заключается их
положительная сторона. Но из таких
уроков невозможно построить весь процесс
обучения: по самой своей сути они хороши
как разрядка, как праздник для учащихся.
Им необходимо найти место в работе
каждого учителя, так как они обогащают
его опыт в разнообразном построении
методической структуры урока.
На
нестандартных уроках учащиеся должны
получать нестандартные задания.
Нестандартное задание – понятие очень
широкое. Оно включает целый ряд признаков,
позволяющих отграничить задания этого
типа от традиционных (стандартных).
Главный отличительный признак
нестандартных заданий – их связь “с
деятельностью, которую в психологии
называют продуктивной”, творческой.
Есть и другие признаки:
Нестандартные
задания могут быть представлены в виде
проблемных ситуаций (затруднительных
положений, из которых надо найти выход,
используя полученные знания), ролевых
и деловых игр, конкурсов и соревнований
(по принципу «кто быстрее? больше?
лучше?») и других заданий с элементами
занимательности (житейские и фантастические
ситуации, инсценировки, лингвистические
сказки, загадки, «расследования»).
Конечно,
нестандартные уроки, необычные по
замыслу, организации, методике проведения,
больше нравятся учащимся, чем будничные
учебные занятия со строгой структурой
и установленным режимом работы. Поэтому
практиковать такие уроки следует всем
учителям. Но превращать нестандартные
уроки в главную форму работы, вводить
их в систему нецелесообразно из-за
большой потери времени, отсутствия
серьезного познавательного труда,
невысокой результативности и другого.
Рекомендации
по проведению нестандартных уроков.
Соседние файлы в папке Практикум
Управление конфликтами как объект воспитательной работы
Представленная система управления конфликтами в студенческой среде может сделать конфликтные ситуации и конфликты мощным пела готических! средством, способным вовлечь студентов в реальное образовательное пространство факультета и обеспечить равноправное и ответственное участие всех сотрудников и студентов в жизнедеятельности факультета.
1. Майорова А. В. Некоторые аспекты изучения конфликтогенности студенческого социума / / Конфликтология как составляющая гравданского воспитания молодежи. М., 2001. С. 53 — 55.
2. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. М., 2002.
О. Г. Кузьмина — зам. директора по воспитательной работе, Институт экономики и менеджмента Калининградского государственного технического университета.
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК В СТАРШИХ КЛАССАХ: сущность, ПРИЗНАКИ, типология, Функции
Рассматривается проблематика нестандартного урока. Предпринята попытка унификации определения данного дидактического феномена, выделены его сущностные черты, приведены примеры типологий нестандартных уроков, а также определена его основная функция.
The article is devoted to non-standard lessons. It attempts to unify the definition of this particular didactic phenomenon; to distinguish its main features. The article also provides some examples of typologies of non-standard lessons and defines its basic function.
Ключевые слова-, педагогическая теория и практика; нестандартный урок; формы школьного урока; виды учебной деятельности; игровая деятельность.
Вестник РГУ им. И.Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 108-111.
чертах нестандартных уроков. В дидактике нет единого мнения даже относительно термина, этот урок определяющего.
Наряду с атрибутивным определением «нестандартный» в педагогике употребляется определение «нетрадиционный».
Отсутствие единства в терминологии вносит путаницу в теорию и практику проведения урока, затрудняет работу с самим понятием.
Нам представляется наиболее приемлемым употребление термина «нестандартный урок». Традиции в организации урока, накопленные в российской и советской дидактике с конца XIX века, — это гордость отечественной педагогики, и нерезонно демонстративно отказываться от них, вводя в обиход новый научный термин. Кроме того, термин «нестандартный урок» уже широко используется в современной научной и методической литературе.
Нестандартный урок — это дидактический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Поэтому в педагогической теории и практике активно разрабатываются и критерии, разграничивающие стандартный и нестандартный урок, обсуждаются существенные признаки последнего.
Данное теоретическое обоснование, на наш взгляд, нуждается в некотором уточнении и дополнении. Нестандартный урок действительно характеризуется особым взаимодействием учителя и ученика и управлением деятельностью ученика и в рамках урока, и за рамками. Особенность эта заключается прежде всего в том, что в ходе подготовки и проведения нестандартного урока учитель выступает не столько как предметник, сколько как организатор учебной деятельности. Он ставит проблемы, создает учебные группы, указывает источники информации, формирует навыки работы с разнообразными источниками информации, ее систематизации и анализа. Консультации и рекомендации, ко-
торые проводятся учителем за рамками 45-минутного учебного занятия, фактически делают нестандартный урок неограниченным во времени.
Подлинное сотворчество на уроке возникает вовсе не тогда, когда учитель «снисходит» до уровня ученика и работает на уровне его интересов, — напротив, необходимо приобщать учащихся к современным научным достижениям, включать учеников поисковый диалог. Поэтому при выборе средств и методов обучения на нестандартном уроке предпочтение отдается тем, которые активизируют мыслительную деятельность школьников. А значит, одной из определяющих черт подобного урока можно считать возникновение у школьников интеллектуальных чувств (интереса, удивления, сомнения), инициативы, стремления участвовать в коллективной познавательной деятельности.
Общеизвестно, что источник знаний или комбинация источников значительно влияет на выбор формы урока. В процессе подготовки к нестандартному уроку у чей и к может использовать различные источники знаний: слова учителя, учебные пособия, книги, журналы, Интернет и т.п. Кроме того, на нестандартном уроке источником информации становится сам ученик.
Обратимся к проблеме типологии нестандартных уроков.
В настоящее время описаны более ста вариантов (примеров) нестандартных уроков, но сих пор не существует единой их типологии. Очевидно, что такая необходимость назрела давно.
Анализ научной и научно-методической литературы показал, что особенно активно разрабатывались типологии нестандартных уроков для отдельных предметов и для начальной школы (реже — для среднего звена). В практике старших классов подобные уроки используются гораздо реже, и единая типология для них не разработана.
В области гуманитарных наук нестандартные уроки в большинстве типологий различаются видами учебной деятельности, однако в основном разрабатываются уроки, основанные на игровой деятельности.
Нам представляется целесообразным предложить унифицированную типологию нестандартных уроков в старшей школе в зависимости от их целей:
1. Уроки изучения нового материала: урок-лекция, киноурок, урок-путешествие, урок-заочная экскурсия, урок-диалог, урок-беседа и др.
2. Уроки совершенствования знаний и умений: урок-практикум, урок-исследование, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-консультация, урок-соревнование, урок-диспут, урок-митинг, зроки-интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Эрудит-лото») и др.
3. Уроки обобщения и систематизации знаний: урок-творческий отчет, урок-конференция, урок-суд, урок-аукцион, урок-заседание ученого совета, урок-концерт, урок-портрет и др.
4. Контрольные уроки: урок-зачет, урок-семинар и др.
В литературе нет описания функций нестандартного урока. Полагаем, что наряду с другими функциями, которые мы здесь не станем обсуждать, основной функцией нестандартного урока является формирование познавательной самостоятельности. Под функцией урока, опираясь на большинство словарно-справочных определений, мы понимаем роль, которую он выполняет. Л.А. Аристова еще в начале 60-х годов XX века утверждала, что «использование разнообразных организационных форм в единой системе занятий школьников очень важно для решения проблемы воспитания познавательной самостоятельности школьников». На наш взгляд, этот тезис не утратил актуальности и сегодня. Широко распространенньгй в школьной практике комбинированный урок не вполне гарантирует развитие творческих способностей учащихся. Развитие познавательной самостоятельности старших школьников происходит более успешно на нестандартном уроке.
Модель развития познавательной самостоятельности есть последовательный процесс, имеющий целью изменить количественные и качественные показатели содержательного, операционною и мотивационного компонентов данного качества путем внедрения в учебный процесс специально разработанной для этих целей системы нестандартных уроков, направленных на увеличение объема и уровня преимущественно самостоятельной деятельности учащихся, с одной стороны, и уменьшения помощи учителя — с другой.
С нашей точки зрения, проблема повышения уровня познавательной самостоятельности может быть решена путем использования в учебном процессе нестандартных уроков разных типов.
1. Подласый И. П. Педагогика; Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М., 1996.
3. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: Учеб. пособие для студ., преп., асп. М., 1998.
4. Тимошенко Т. И. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках. Белгород, 1997.
Понятие нетрадиционного урока
Нетрадиционный урок – это учебное занятие, обладающее нетипичной структурой и характеризующееся нестандартной формой проведения.
В современных условиях, когда активно развивается начальная школа, каждому учителю необходимо проявлять творческое начало. То есть они должны проводить уроки увлекательно и разнообразно. Своеобразие работы учителя в начальной школе заключается в том, что он должен быть специалистом в нескольких разноплановых науках: математике, русском языке, литературном чтении, технологии, так как один учитель должен преподавать все эти предметы.
Урок – основная форма организации школьного обучения. Это педагогическая единица процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения конкретизированы и правильно решаются и воплощаются в жизнь.
Кроме тематического планирования, определяющего систему уроков по той или иной теме, цель каждого урока – правильно отбирать те организационные формы работы с учениками, которые максимально соответствуют задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета и общим целям обучения.
В условиях внедрения ФГОС особую роль играют технологии деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность детей, поддерживая стабильный интерес к учебной работе, а также помогают лучше усваивать программный материал.
Нестандартные уроки
Нестандартные
формы урока являются исходными
интерактивного обучения, которое по
своей сути выражает новизну и
нестандартность. В зависимости от
целей и задач урока литературы, форм
организации учебной деятельности,
нестандартный урок может охватывать
разные типы технологий обучения. Их
может быть множество, все зависит от
умений и фантазии учителя и учащихся.
Нестандартный
урок – это импровизированное занятие,
имеющее нетрадиционную структуру.
Нестандартные
уроки – одно из важных средств обучения,
они формируют у школьников устойчивый
интерес к учению, снимают напряжение и
помогают формировать навыки учебной
деятельности, оказывают эмоциональное
воздействие на учащихся.
Отличительные
особенности нестандартных уроков:
–
связь с творческой деятельностью,
–
самостоятельный поиск учащимися путей
и вариантов решения проблемы.
–
необычные условия работы,
–
активное воспроизведение полученных
ранее знаний.
–
отказ от шаблона в организации урока,
от рутины и формализма в его проведении;
–
максимальное вовлечение учащихся класса
в активную деятельность на уроке;
–
не развлекательность, а занимательность
и у4влечение как основа эмоционального
тона урока;
–
поддержка множественности мнений;
–
«скрытая» (педагогически целесообразная)
дифференциация учащихся по учебным
возможностям, интересам, способностям,
склонностям.
В
педагогической и методической литературе
предлагаются различные классификации
нестандартных уроков. Например, НН.
Вингливскт предлагает такую классификацию:
урок-конференция, урок-КВН, урок-диспут,
урок-ярмарка, урок-аукцион, урок-концерт,
урок-путешествие, урок-знакомство,
урок-проба на роль, урок-интервью,
урок-тренинг и т.п.
И. В.
Оцабрик в основу классификации кладет
интерактивные технологии обучения. Он
выделяет:
–
интерактивные технологии
коллективно-группового обучения:
обсуждение проблемы в общем круге,
«микрофон», «Броуновское движение»,
анализ ситуации и др.;
–
интерактивные технологии обсуждения
дискуссионных вопросов: «неоконченная
цепочка», «займи позицию», ток-шоу,
дебаты и др.
В. И.
Шуляр выделяет такие методы:
–
литературоведческий анализ художественного
текста,
–
литературоведческая имитационная игра,
–
тренинг-практикум и др.
Американский
профессор Венди Кропид предлагает
приемы
проведения нестандартных уроков:
–
прием джигсов (Класс делится на группы
по 5 человек. В каждой группе выбирается
ученик, который готовит материал заранее,
а потом излагает его всем членам группы.
После этого ученики выполняют определенные
упражнения с целью контроля усвоения
материала, и ведется дискуссия. В группе
выбирается докладчик, который выступает
перед учащимися класса);
–
«три ступеньки интервью» (Ученики
делятся на пары. На первой ступени один
ученик опрашивает другого, на второй
ступени партнеры меняются местами, на
третьей – выступают перед командой);
–
«мозговая атака» (Ученики спонтанно
отвечают на заданный вопрос, а учитель
фиксирует ответы на доске. Потом все
идеи обосновываются, развиваются);
–
«пронумерованные головы» (Учитель дает
вопрос каждой команде, которая состоит
из 4 человек. Ответ обсуждается в группе.
Во время опроса учитель называет номер,
например, 3. И все ученики под номером
«3» отвечают на вопрос);
–
«партнеры» (Класс делится на малые
группы. Половине каждой группы дается
задание, которое они вместе выполняют,
потом объясняют материал другой половине.
Так же поступает и другая часть группы.
Через определенное время все собираются
вместе и обсуждают информацию).
В
методической литературе нестандартными
считаются
–
уроки в форме
соревнования
и игр: конкурс,
турнир, Эстафета, КВН, деловая игра,
ролевая игра, викторина, кроссворд и
т.п.;
–
уроки, напоминающие публичные формы
общения: пресс-конференция, аукцион,
митинг, дискуссия, телепередача, панорама,
телемост, устный журнал и т.д.;
–
уроки, основанные на имитации деятельности
учреждений и организаций: суд, ученый
совет;
–
уроки, опирающиеся на фантазию:
урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок,
урок-сомнение, урок-фантазия и т.п.;
–
интегрированный урок, бинарный урок;
–
перенесенные в рамках урока традиционные
формы внеклассной работы: КВН, концерт,
инсценировка, спектакль, клуб знатоков
и пр.;
–
трансформация традиционных способов
организации урока: лекция-парадокс,
урок-зачет (защита оценки), урок-консультация,
защита читательского формуляра и т.п.
Нестандартными
являются приемы: «аквариум», «круг
идей», «микрофон», «ученый совет», «найди
ошибку», «интересный вопрос», «запретный
вопрос», «конкурс сказочников», «дерево
мудрости», «почта», «почемучка», «ключевое
слово», «напишите письмо», «радуга» и
др.
Выделяют
три периода
подготовки и проведения нестандартных
уроков.
Первый
период – подготовительный.
в нем активное участие принимают не
только учитель, но и учащиеся (они делятся
на группы, команды, получают задания,
готовят материалы и т.п.)
Второй
период – собственно урок,
который имеет три тапа:
1)
постановка проблемы, нахождение путей
ее решения, мотивация деятельности;
2)
сообщение нового материала в «нестандартных»
формах организации мыслительной
активности учащихся;
3)
формирование умений и навыков школьников.
Третий
период урока – его анализ, где
оцениваются не только итоги обучения,
развития и воспитания, но и характер
общения учащихся.
Ценность
методики заключается в том, что
нестандартные уроки
–
делают занятия более запоминающимися,
эмоциональными;
–
способствую глубокому усвоению материала;
–
благоприятно воздействуют на развитие
творческих способностей;
–
развивают логическое мышление,
любознательность, интерес к предмету;
–
организуют связь урока литературы с
другими видами искусства.
Учителю,
планирующему проведение нестандартного
урока, следует помнить, что
–
слишком частое обращение к нестандартным
формам урока нецелесообразно, так как
это может привести к потере устойчивого
интереса к процессу учения,
–
нестандартному уроку должна предшествовать
тщательная подготовка,
–
при выборе формы нетрадиционных уроков
необходимо учитывать уровень
подготовленности и специальные
особенности класса и каждого ученика
в отдельности,
–
целесообразно использовать нестандартные
уроки как итоговые при обобщении и
закреплении знания, умений и навыков
учащихся
Например,
в старших классах учащиеся с удовольствием
принимают
участие
в дискуссии на уроке литературы. Поскольку
дискуссия –
это спор, словесное состязание, в котором
каждый отстаивает свою точку зрения,
то основные цели ее:
– выяснение разных
точек зрения на тот или иной аспект
изучаемого
произведения
(что способствует формированию
читательских компетенций),
– воспитание у
учащихся коммуникативных компетенций.
Дискуссия
позволяет организовать живое общение,
вовлечь большинство
учащихся
в обсуждение проблемного вопроса, она
предполагает напряжение мысли, стимулирует
речевую активность и самостоятельность
суждений, способствует формированию
личности школьника.
Виды нестандартных уроков
Классификация видов нестандартных уроков:
Важным правилом организации нестандартных уроков является учет педагогом возрастных особенностей учащихся, их индивидуальных возможностей и потребностей.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Этапы проведения нестандартных уроков
Проведение нестандартного урока предполагает прохождение двух этапов:
При анализе нетрадиционных уроков, следует оценивать и итоги обучения и воспитания, развития учеников, а также картину общения – эмоциональный тонус урока – не только в общении педагога и учащихся, но и в общении учащихся между собой, а также отдельных рабочих групп.
Достоинствами нетрадиционных уроков можно считать то, что они восполняют недостатки репродуктивных методов:
Трансформация традиционных способов организации урока: лекции-парадоксы, парные опросы, опросы по цепочке, экспресс-опросы, уроки-зачеты, уроки-консультации, телеуроки.
Однако при слишком частом использовании таких форм организации уроков, отмечается потеря устойчивого интереса к учебной активности по конкретному предмету, и целостному процессу обучения.
Нестандартные уроки должны быть использованы в качестве итоговых при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учеников.
Выбирая формы нестандартных уроков, преподаватель должен учитывать ряд особенностей своего характера и темперамента, степень подготовленности учеников и специфические особенности отдельных учащихся.
Проводя нестандартные уроки, следует основываться на принципе «с детьми и для детей», рассматривая в качестве основной цели воспитание учеников в атмосфере добра, творчества и радости.
Признаки и типы нетрадиционного урока
Нестандартный урок представляет собой учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру. В начальной школе нетрадиционные уроки занимают важное место, что связано с возрастными особенностями младших школьников, игровым базисом этих уроков, оригинальностью их проведения.
Задания, получаемые детьми на нетрадиционных уроках, помогают поддерживать творческий поиск. К признакам нетрадиционного урока относят:
«Нетрадиционные формы уроков в начальной школе» 👇
Выделяют несколько типов нетрадиционных уроков. Наиболее популярные будут охарактеризованы далее.
Урок-экскурсия – предполагает реализацию не в рамках классного кабинета, а на природе, при непосредственном восприятии учениками ее предметов и явлений.
Урокам-экскурсиям свойственна огромная воспитательная роль в развитии детей. Во время выполнения совместных заданий школьники обучаются сотрудничеству и взаимодействию друг с другом.
Эффективность урока-экскурсии заключается в том, что ученики постепенно учатся отбору необходимой информации из большого ее объема. А также описывают наблюдения с использованием рисунков, пояснений, таблиц и графиков.
Видеоуроки помогают развивать различные стороны психической деятельности учеников, в первую очередь, памяти и внимания. При просмотре в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Это помогает непроизвольному вниманию перейти в произвольное, его интенсивность влияет на запоминание. Вместе с формированием интереса детей к литературе, отмечается и лучшее усвоение изучаемого материала. Это активизирует мыслительную и речевую деятельность учеников, углубляя знание материала и способствуя формированию пассивно-потенциального словаря.
Урок-сказка обычно используется на этапе обобщения и закрепления материала. В качестве завязки может использовать проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление сказочного героя в необычном костюме. Стадия кульминации предполагает борьбу добра и зла, где могут вводиться необычные сведения о героях сказки, споры и шутки, помогающие преодолеть трудности. Окончание урока-сказки предполагает развязку, победу добра над злом.
Урок-праздник – интересная и плодотворная форма проведения уроков. Данный тип урока помогает расширить знания учеников, касающиеся традиций и обычаев, развивающих у детей способность к общению и помогающих им принимать участие в разнообразных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок-интервью– своего рода диалог на заданную тему. Ученики на таком уроке овладевают некоторым количеством частотных клише и используют их в автоматическом режиме. Оптимальным сочетанием структурной повторяемости обеспечивается прочное и осмысленное усвоение.
Уроки-турниры – предполагают использование загадок, скороговорок, кроссвордов и пр. Обычно такой тип уроков проводят в конце четверти на завершающем уроке. Разгадывание головоломок, ребусов, ребусов, чайнвордов помогает в развитии смекалки и укрепляет память.
Урок-игра – игра помогает развивать интерес к обучению у младших школьников. Возбуждение, которое вызывает игра, создает зону торможения для всего происходящего за гранью игры. Игре отведено важное место в жизни детей, большое значение в развитии детского организма имеют подвижные игры, позволяющие выйти наружу двигательной энергии.
Урок-аукцион предполагает наличие обязательного условия о том, что ученики должны уметь хорошо рассказать о той вещи, которую продают, представить каждую ее положительную сторону. На уроке обязательно присутствует демонстрационный стол, за которым находится аукционист и его ассистент, который записывает фамилии тех, кто купил какую-либо вещь. Ученики предлагают на продажу свои вещи, подробно описывая каждое их преимущество.
Урок-спектакль – эффективная и продуктивная форма обучения, предполагающая использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках и помогает совершенствовать произносительные навыки учеников, обеспечивая развитие коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.
Формула эффективности любого урока предполагает две части: тщательную подготовку и мастерство проведения. Если урок плохо спланирован или недостаточно продуман, наспех спроектирован, не согласован с возможностями учеников, то он не может похвастаться достаточным качеством. Подготовка урока предполагает разработку комплекса мер, выбор такого типа организации учебно-воспитательной деятельности, которая в рассматриваемых условиях может обеспечить наивысший конечный результат.
Сущность нестандартного урока
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру.
Внедрение нестандартного урока в отечественную систему образования относится к середине 70-х годов, когда среди учащихся начала отмечаться опасная тенденция по снижению интереса к учебным занятиям. Именно с целью возбуждения и удержания интереса учащихся к обучению, в образовательный процесс массовых школ стали внедряться нестандартные уроки.
В настоящее время мнение педагогов по отношению к нестандартным урокам расходится:
Успешность обучения во многом зависит от интереса, который учащиеся проявляют к изучаемому предмету. Для того, чтобы интерес не только возник, но и постоянно поддерживался на должном уровне педагогами используются разнообразные методы, средства и приемы. Использование в процессе обучения нестандартных уроков, способствует тому, что учащиеся с большей радостью и увлечением посещают уроки, лучше усваивают учебный материал, проявляют самостоятельности в обучении.
Проведение нестандартных уроков, целесообразно в период введения или обобщения определенной темы.
Подготовка к нестандартному уроку требует участия не только педагога, но и учащихся. Это связано с тем, что большая часть урока отведена на представление учащимися своих домашних «заготовок».
Необходимо отметить, что именно домашние задания позволяют применять в обучении индивидуальный подход, так как заданию даются учащимся в соответствии с их интересами и наклонностями.
«Нестандартный урок, их виды» 👇
Нестандартные уроки позволяют не только решить, но и дифференцировать проблемы обучения, расширяют рамки образовательных программ. В рамках нестандартного урока учащиеся имеют возможность реализовать свои творческие способности и творческую самостоятельность. Кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, воображения, инициативности, самостоятельности и воли у учащихся, повысить интерес к знаниям.