Марина Сергеевна Баева
Эксперт по предмету «Педагогика»
Т. С. Ситнер
Нестандартные формы уроков в рамках ФГОС
Цель обучения ребёнка состоит в том,чтобы сделать его способным развиватьсядальше без помощи учителя.
Нина Петровна Добренко
преподавательский стаж — 8 лет
Их особенность заключается в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер.
Проведение таких уроков свидетельствует о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона.
Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения, они не экономичны по времени, в них часто отсутствует серьезный познавательный труд. По самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Классификация типов нестандартных уроков.
1. Уроки в форме соревнований и игр: урок- конкурс, урок- турнир, урок- эстафета, урок- дуэль, урок- КВН, урок- деловая игра, урок- ролевая игра, урок- викторина и т.д.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-“дублер начинает действовать” и т.д.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: урок- пресс-конференция, урок- брифинг, урок- аукцион, урок- бенефис, дискуссия, урок- панорама, урок- телемост, диалог урок- устный журнал и т.д.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок- следствие, урок- патентное бюро, урок- ученый совет и т.д.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно – культурных мероприятий: урок- заочная экскурсия, урок- экскурсия в прошлое, урок- путешествие, урок- прогулки и т.д.
7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз т.д.
8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: урок- “следствие ведут знатоки”, урок- спектакль, урок- “брейн-ринг”, урок- диспут и т.д.
9. Интегрированные уроки.
10. Трансформация традиционных способов организации урока: урок -лекция, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.
11. Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок-бенефис, урок-исторический обзор, урок-портрет и т.д.
Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности.
Для обеспечения каждому полноценного качественного образования на уроках и во внеурочное время ученикам предоставляется простор их собственной умственной инициативе как проявлению активности учебной позиции и выражению индивидуальной уникальности, создаются условия для доверительных отношений между учителем и учениками и изменения позиции ученика в учебно-познавательной деятельности. не на среднестатистического, а на конкретного ученикасодержания работы, ориентированного на каждого ребёнка, делает работу по внедрению инновационного обучения в школе успешной. актуально тем, что они:
По результатам диагностических исследований американских учёных Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности.
Ю. К. Бабанский предложил интересную модель выбора методов обучения, включающий шесть последовательных шагов преподавателя:
– принять решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога;
– определить соотношение репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам;
– определить соотношение индуктивной и дедуктивной логик, аналитического и синтетического путей познания, меру и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов;
– определить способы и средства стимулирования деятельности обучающихся
– определить “точки”, интервалы и методы контроля и самоконтроля;
– продумать запасные варианты на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.
С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На это массовая школа ответила практически нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся:
– одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы.
– другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.
ТИПЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:
1.уроки – «погружения»
2.уроки – деловые игры
3. уроки – пресс-конференции
4. уроки – соревнования
5. уроки типа КВН
6. театрализованные уроки
7. уроки – консультации
8. компьютерные уроки
9. уроки – творчества
10. уроки – аукционы
11. уроки – зачёты
12. уроки – формулы
13. уроки – конкурсы
14. уроки – игры
15. уроки – суды
16. уроки – фантазии
17. уроки – концерты.
В разряд не стандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые фигурировали, как вспомогательные, внеклассные, внеурочные.
Нестандартные уроки больше нравятся учащимся, поэтому следует практиковать такие уроки. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности.
НЕТРАДИЦИОННЫМИ МОГУТ БЫТЬ И ЛЕКЦИИ.
1. Урок – лекция «Визуализация»- т.е.информация такой лекции выполняется в таблицах и опорных схемах.
2. Урок – лекция «Парадокс» – т.е. учитель умышленно допускает неточности, заранее предупредив об этом учащихся.
Цель – развить внимание и критичность мышления учащихся опираясь на их имеющийся опыт и знания.
3. « Бинарные» лекции – т.е. лекции ведут два преподавателя.
Выделяют несколько вариантов её проведения:
1. Лекцию читают два преподавателя по педагогике, но один даёт новый материал, а второй проводит дискуссию или беседу.
2. Учитель педагогики и заместитель директора по воспитательной работе.
3. Преподаватель педагогики и психологии.
ВЫВОД: нестандартные уроки – это не обычные по замыслу, организации и методики их проведения. Они больше нравятся учащимся, чем традиционные уроки. Поэтому практиковать такие уроки нужно всем учителям, но не превращать их в главную форму обучения.
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ КАК РАЗДЕЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1 . Понятие воспитания и его связь с понятием социализации. Основные
Понятия процесса воспитания.
Цели, задачи и движущие силы воспитания.
Особенности воспитательного процесса его функции и структура.
Общие сведения о нестандартных уроках
Нестандартный урок – оригинальная, интересная форма предоставления учебного материала на занятии, призванная наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учеников интерес к самообучению, стремление к творчеству, умение небанально мыслить и самовыражаться.
Выделяют несколько десятков видов нестандартных уроков, которые имеют одну цель – отработать новые методы, формы, приемы и средства обучения, что приводит к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Нетрадиционные уроки используют импровизированно, в качестве уроков-одиночек, которые не обладают явной связью с ранее проведенными уроками. Целевыми установками таких уроков не предусмотрено обязательное получение новых знаний и умений.
К основным задачам нетрадиционных уроков относят:
Основные принципы, на которых основано построение нестандартного урока:
Признаками нетрадиционного урока являются:
«Нестандартный урок в школе» 👇
Подготавливая нетрадиционный урок, необходимо учитывать, что такие уроки должны использоваться в качестве итоговых, в момент обобщения и закрепления знаний, умений и навыков учеников. Излишне частое обращение к такого рода формам организации учебной деятельности нецелесообразно, так как это может вызывать потерю устойчивого интереса к учебному предмету и целостному процессу учения.
Не следует недооценивать степень подготовленности к нестандартным урокам, так как для успешного проведения нетрадиционного урока, необходима тщательная подготовка.
Выбирая форму нетрадиционного урока, учитель должен учесть особенности своего темперамента и характера, степень подготовленности и специфические особенности целостной группы и отдельных учащихся.
По
определению И. П. Подласого, нестандартный
урок – это «импровизированное учебное
занятие, имеющее нетрадиционную
структуру». Нестандартные уроки обычно
завершают изучение темы либо начинают
новую. Анализ педагогической литературы
позволил выделить более двадцати типов
нестандартных уроков.
Учителями
разработано много методических приемов,
новшеств, новаторских подходов к
проведению различных форм занятий. По
форме проведения можно выделить следующие
группы нестандартных уроков:
Особенности
нестандартных уроков заключаются в
стремлении учителей разнообразить
жизнь школьника: вызвать интерес к
познавательному общению, к уроку, к
школе; удовлетворить потребность ребенка
в развитии интеллектуальной, мотивационной,
эмоциональной и др. сфер. Проведение
таких уроков свидетельствует и о попытках
учителей выйти за пределы шаблона в
построении методической структуры
занятия. И в этом заключается их
положительная сторона. Но из таких
уроков невозможно построить весь процесс
обучения: по самой своей сути они хороши
как разрядка, как праздник для учащихся.
Им необходимо найти место в работе
каждого учителя, так как они обогащают
его опыт в разнообразном построении
методической структуры урока.
На
нестандартных уроках учащиеся должны
получать нестандартные задания.
Нестандартное задание – понятие очень
широкое. Оно включает целый ряд признаков,
позволяющих отграничить задания этого
типа от традиционных (стандартных).
Главный отличительный признак
нестандартных заданий – их связь “с
деятельностью, которую в психологии
называют продуктивной”, творческой.
Есть и другие признаки:
Нестандартные
задания могут быть представлены в виде
проблемных ситуаций (затруднительных
положений, из которых надо найти выход,
используя полученные знания), ролевых
и деловых игр, конкурсов и соревнований
(по принципу «кто быстрее? больше?
лучше?») и других заданий с элементами
занимательности (житейские и фантастические
ситуации, инсценировки, лингвистические
сказки, загадки, «расследования»).
Конечно,
нестандартные уроки, необычные по
замыслу, организации, методике проведения,
больше нравятся учащимся, чем будничные
учебные занятия со строгой структурой
и установленным режимом работы. Поэтому
практиковать такие уроки следует всем
учителям. Но превращать нестандартные
уроки в главную форму работы, вводить
их в систему нецелесообразно из-за
большой потери времени, отсутствия
серьезного познавательного труда,
невысокой результативности и другого.
Рекомендации
по проведению нестандартных уроков.
Признаки и типы нетрадиционного урока
Нестандартный урок представляет собой учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру. В начальной школе нетрадиционные уроки занимают важное место, что связано с возрастными особенностями младших школьников, игровым базисом этих уроков, оригинальностью их проведения.
Задания, получаемые детьми на нетрадиционных уроках, помогают поддерживать творческий поиск. К признакам нетрадиционного урока относят:
«Нетрадиционные формы уроков в начальной школе» 👇
Выделяют несколько типов нетрадиционных уроков. Наиболее популярные будут охарактеризованы далее.
Урок-экскурсия – предполагает реализацию не в рамках классного кабинета, а на природе, при непосредственном восприятии учениками ее предметов и явлений.
Урокам-экскурсиям свойственна огромная воспитательная роль в развитии детей. Во время выполнения совместных заданий школьники обучаются сотрудничеству и взаимодействию друг с другом.
Эффективность урока-экскурсии заключается в том, что ученики постепенно учатся отбору необходимой информации из большого ее объема. А также описывают наблюдения с использованием рисунков, пояснений, таблиц и графиков.
Видеоуроки помогают развивать различные стороны психической деятельности учеников, в первую очередь, памяти и внимания. При просмотре в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Это помогает непроизвольному вниманию перейти в произвольное, его интенсивность влияет на запоминание. Вместе с формированием интереса детей к литературе, отмечается и лучшее усвоение изучаемого материала. Это активизирует мыслительную и речевую деятельность учеников, углубляя знание материала и способствуя формированию пассивно-потенциального словаря.
Урок-сказка обычно используется на этапе обобщения и закрепления материала. В качестве завязки может использовать проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление сказочного героя в необычном костюме. Стадия кульминации предполагает борьбу добра и зла, где могут вводиться необычные сведения о героях сказки, споры и шутки, помогающие преодолеть трудности. Окончание урока-сказки предполагает развязку, победу добра над злом.
Урок-праздник – интересная и плодотворная форма проведения уроков. Данный тип урока помогает расширить знания учеников, касающиеся традиций и обычаев, развивающих у детей способность к общению и помогающих им принимать участие в разнообразных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок-интервью– своего рода диалог на заданную тему. Ученики на таком уроке овладевают некоторым количеством частотных клише и используют их в автоматическом режиме. Оптимальным сочетанием структурной повторяемости обеспечивается прочное и осмысленное усвоение.
Уроки-турниры – предполагают использование загадок, скороговорок, кроссвордов и пр. Обычно такой тип уроков проводят в конце четверти на завершающем уроке. Разгадывание головоломок, ребусов, ребусов, чайнвордов помогает в развитии смекалки и укрепляет память.
Урок-игра – игра помогает развивать интерес к обучению у младших школьников. Возбуждение, которое вызывает игра, создает зону торможения для всего происходящего за гранью игры. Игре отведено важное место в жизни детей, большое значение в развитии детского организма имеют подвижные игры, позволяющие выйти наружу двигательной энергии.
Урок-аукцион предполагает наличие обязательного условия о том, что ученики должны уметь хорошо рассказать о той вещи, которую продают, представить каждую ее положительную сторону. На уроке обязательно присутствует демонстрационный стол, за которым находится аукционист и его ассистент, который записывает фамилии тех, кто купил какую-либо вещь. Ученики предлагают на продажу свои вещи, подробно описывая каждое их преимущество.
Урок-спектакль – эффективная и продуктивная форма обучения, предполагающая использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках и помогает совершенствовать произносительные навыки учеников, обеспечивая развитие коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.
Формула эффективности любого урока предполагает две части: тщательную подготовку и мастерство проведения. Если урок плохо спланирован или недостаточно продуман, наспех спроектирован, не согласован с возможностями учеников, то он не может похвастаться достаточным качеством. Подготовка урока предполагает разработку комплекса мер, выбор такого типа организации учебно-воспитательной деятельности, которая в рассматриваемых условиях может обеспечить наивысший конечный результат.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Виды нестандартных уроков
Классификация видов нестандартных уроков:
Важным правилом организации нестандартных уроков является учет педагогом возрастных особенностей учащихся, их индивидуальных возможностей и потребностей.
(схема 3). Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Понятие нетрадиционного урока
Нетрадиционный урок – это учебное занятие, обладающее нетипичной структурой и характеризующееся нестандартной формой проведения.
В современных условиях, когда активно развивается начальная школа, каждому учителю необходимо проявлять творческое начало. То есть они должны проводить уроки увлекательно и разнообразно. Своеобразие работы учителя в начальной школе заключается в том, что он должен быть специалистом в нескольких разноплановых науках: математике, русском языке, литературном чтении, технологии, так как один учитель должен преподавать все эти предметы.
Урок – основная форма организации школьного обучения. Это педагогическая единица процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения конкретизированы и правильно решаются и воплощаются в жизнь.
Кроме тематического планирования, определяющего систему уроков по той или иной теме, цель каждого урока – правильно отбирать те организационные формы работы с учениками, которые максимально соответствуют задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета и общим целям обучения.
В условиях внедрения ФГОС особую роль играют технологии деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность детей, поддерживая стабильный интерес к учебной работе, а также помогают лучше усваивать программный материал.
Сущность нестандартного урока
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру.
Внедрение нестандартного урока в отечественную систему образования относится к середине 70-х годов, когда среди учащихся начала отмечаться опасная тенденция по снижению интереса к учебным занятиям. Именно с целью возбуждения и удержания интереса учащихся к обучению, в образовательный процесс массовых школ стали внедряться нестандартные уроки.
В настоящее время мнение педагогов по отношению к нестандартным урокам расходится:
Успешность обучения во многом зависит от интереса, который учащиеся проявляют к изучаемому предмету. Для того, чтобы интерес не только возник, но и постоянно поддерживался на должном уровне педагогами используются разнообразные методы, средства и приемы. Использование в процессе обучения нестандартных уроков, способствует тому, что учащиеся с большей радостью и увлечением посещают уроки, лучше усваивают учебный материал, проявляют самостоятельности в обучении.
Проведение нестандартных уроков, целесообразно в период введения или обобщения определенной темы.
Подготовка к нестандартному уроку требует участия не только педагога, но и учащихся. Это связано с тем, что большая часть урока отведена на представление учащимися своих домашних «заготовок».
Необходимо отметить, что именно домашние задания позволяют применять в обучении индивидуальный подход, так как заданию даются учащимся в соответствии с их интересами и наклонностями.
«Нестандартный урок, их виды» 👇
Нестандартные уроки позволяют не только решить, но и дифференцировать проблемы обучения, расширяют рамки образовательных программ. В рамках нестандартного урока учащиеся имеют возможность реализовать свои творческие способности и творческую самостоятельность. Кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, воображения, инициативности, самостоятельности и воли у учащихся, повысить интерес к знаниям.
Нестандартные уроки проводятся в следующих формах:
Этапы проведения нестандартных уроков
Проведение нестандартного урока предполагает прохождение двух этапов:
При анализе нетрадиционных уроков, следует оценивать и итоги обучения и воспитания, развития учеников, а также картину общения – эмоциональный тонус урока – не только в общении педагога и учащихся, но и в общении учащихся между собой, а также отдельных рабочих групп.
Достоинствами нетрадиционных уроков можно считать то, что они восполняют недостатки репродуктивных методов:
Трансформация традиционных способов организации урока: лекции-парадоксы, парные опросы, опросы по цепочке, экспресс-опросы, уроки-зачеты, уроки-консультации, телеуроки.
Однако при слишком частом использовании таких форм организации уроков, отмечается потеря устойчивого интереса к учебной активности по конкретному предмету, и целостному процессу обучения.
Нестандартные уроки должны быть использованы в качестве итоговых при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учеников.
Выбирая формы нестандартных уроков, преподаватель должен учитывать ряд особенностей своего характера и темперамента, степень подготовленности учеников и специфические особенности отдельных учащихся.
Проводя нестандартные уроки, следует основываться на принципе «с детьми и для детей», рассматривая в качестве основной цели воспитание учеников в атмосфере добра, творчества и радости.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения учебного занятия.
“Менять педагогические ориентиры- это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня.” В. А. Караковский
Путешественник увидел трёх рабочих, которые
толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у
каждого, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку,
будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей
А третий гордо произнёс: «Я СТРОЮ
5. Нестандартные формы уроков Можно выделить два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Современный урок требует применения новых форм проведения, организации. Это обусловлено развитием общества, широким доступом к получению различной информации, многообразием источников информации. Особенности нестандартных форм уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Главный отличительный признак нестандартных заданий — их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);необычные условия работы;
На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь “с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной”, творческой. Есть и другие признаки:
– самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях;
– нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу “кто быстрее? больше? лучше?”) и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, “расследования”).
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Многие учащиеся с интересом участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Нетрадиционные же формы уроков о своей природе и потому способны даже самую сухую информацию и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.
Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий.
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок – блок, урок – «дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.
Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.
– мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Одним из видов нетрадиционной формы работы можно назвать – метод создания ситуации успеха – метод стимулирования интереса к учению и учащихся, испытывающих затруднения в учёбе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Вот почему надо подбирать такие задания, которые доступны ученикам, а потом переходить к более сложным. Ситуация успеха создаётся путем дифференцированной помощи ученикам при выполнении задания одной и той же сложности. Учащиеся с низкими учебными возможностями даётся задание, которое позволяет им на данном уровне справиться с ним, а потом выполнять его самостоятельно. Ситуация успеха уже организуется и путём поощрения промежуточных действий ученика. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи. томительным. Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения
Обращение к нетрадиционным формам урока предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также – знание учителем законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством. В учебно-воспитательном процессе учителя школы широко и эффективно используют современные образовательные технологии, которые наиболее полно воплотили идеологию личностно-ориентированного образования и являются ключевым условием повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени: исследовательские и проектные методы обучения, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, технология модульного обучения, организационно-деятельностные и игровые технологии, коллективная система обучения, обучение в сотрудничестве, система инновационной оценки «портфолио», разноуровневое обучение и др
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями. целью снятия психологической и физической нагрузки. Разминки также способствуют развитию коммуникативных навыков (общению). Они должны быть уместными по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Так, например, перед упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, не следует проводить слишком подвижные игры-разминки. «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной и/или отношение участников к определенному связи.
Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать. Подводя итог сказанному, следует отметить, что использование современных средств, методов и форм обучения является необходим условием повышения качества образования.
- Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
- Столяренко Л. Д. Психология и педагогика: учебник-М.,2010.
- Смирнова Н. А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. – Псков: ПГПИ, 2004.