Т. С. Ситнер
Нестандартные формы уроков в рамках ФГОС
Цель обучения ребёнка состоит в том,чтобы сделать его способным развиватьсядальше без помощи учителя.
Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности.
Для обеспечения каждому полноценного качественного образования на уроках и во внеурочное время ученикам предоставляется простор их собственной умственной инициативе как проявлению активности учебной позиции и выражению индивидуальной уникальности, создаются условия для доверительных отношений между учителем и учениками и изменения позиции ученика в учебно-познавательной деятельности. не на среднестатистического, а на конкретного ученикасодержания работы, ориентированного на каждого ребёнка, делает работу по внедрению инновационного обучения в школе успешной. актуально тем, что они:
По результатам диагностических исследований американских учёных Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности.
Ю. К. Бабанский предложил интересную модель выбора методов обучения, включающий шесть последовательных шагов преподавателя:
– принять решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога;
– определить соотношение репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам;
– определить соотношение индуктивной и дедуктивной логик, аналитического и синтетического путей познания, меру и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов;
– определить способы и средства стимулирования деятельности обучающихся
– определить “точки”, интервалы и методы контроля и самоконтроля;
– продумать запасные варианты на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.
“Нестандартные формы проведения учебных занятий в дополнительном образовании”
Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль. Именно от выбранной методики во многом зависит конечный результат. Ежегодно появляются новые техники преподавания. Это неслучайно. « Всё течёт, всё изменяется» – говорил известный античный философ Гераклит. Меняемся мы и дети, которые приходят к нам на занятия. Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свои методы преподавания, изучать и включать в образовательный процесс новые техники. Только в этом случае обучение в вашем детском объединении будет детям интересно, а значит и востребовано.
ции работы на занятия: ронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятия: лекция, беседа, экскурсия и т.д.
занятий в учреждении дополнительного образования в отличие от школы не имеют рамок. Здесь мы можем свободно проводить эксперименты, играя, используя всю свою фантазию (но! учитывая возрастные особенности детей и психолого-педагогическую этику). И сегодня я хотела бы рассказать вам именно о таких нетрадиционных формах проведения занятий.
Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании детей, основывающиеся на играх, конкурсах, тренингах и ролевых играх, чаще всего используют молодые преподаватели. Считается, что такие методы преподавания являются более эффективными, ведь благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.
Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Можно организовать День добрых дел, интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.
Отличие нетрадиционного занятия
– по структуре,
– по организации деятельности
– по использованию средств обучения;
– характер взаимоотношений педагога и обучающегося.
– это одна из наиболее эффективных форм интерактивного занятия, во время которого весь новый материал осваивается на практике. Во время его проведения педагог обменивается опытом со слушателями, а ученики активно участвуют в обсуждениях, предлагают свои темы для анализа и решения проблем.
Структура мастер-класса включает в себя следующие этапы:
анализ наиболее важных моментов;
Форма контроля – ученик предоставляет выполненную практическую работу. Благодаря ей преподаватель выяснит, как обучающийся усвоил полученный материал.
Эту же форму можно немного трансформировать и в качестве «мастера» пригласить выступить ученика, выполняющего тот или иной элемент лучше других и расширившего представление о теме самостоятельно. Также в качестве «эксперта» могут выступить и родители обучающихся.
«мастер-класс по обмену», когда педагоги одного направления приглашают к себе на занятия ребят, занимающихся другим видом деятельности. Например, мастер-класс для обучающихся экологического объединения от педагога «Эстетики быта» – «Весенние цветы в технике «
– интересная форма для ребят младшего школьного возраста. Но при разработке такого занятия необходимо учитывать новые веяния молодежной культуры. Игровая концепция занятия «По следам Гарри » или «Подарок для » – в стиле популярных среди ребят мультипликационных или художественных детских фильмов будет встречена на «Ура!», в отличие от приключений Незнайки/ в стране рукоделия.
можно успешно применить при закреплении изученного материала. Педагог озвучивает тему встречи, вызывает у ребят связанные с ней ассоциации, и предлагает с помощью изученных методик, техник воплотить ее в жизнь. ( – графика/акварель – «Весна» – ассоциации, репродукции – полёт фантазии; Ориентир – метод «Надо-Могу-Хочу» разработать любое мероприятие).
Занятие с использованием кейсов. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Кейс-технологию относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога. Это метод, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество педагога и ученика!
Он может быть использован и с целью соотнесения теоретических и практических знаний, усвоения новой информации, для создания авторского продукта (проекта)повышение уровня коммуникативных навыков (т.к. работа идет в малых группах по 4-6 человек) или появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.
на котором либо полностью, либо частично заимствуются правила популярных «Танцы», «Голос», «», «своя игра», «где логика», «звездный час», «Как стать миллионером (дизайнером, танцором, волонтером), ЧГК, «Умники и Умницы»
Стоит отметить, что методика обучения напрямую связана с взаимоотношением ученика и учителя. Как правило, преподаватели, которые интересно преподносят материал и нестандартно проводят урок, вызывают у уважение. Они с удовольствием посещают их занятия и с легкостью усваивают новую информацию.
В
последние годы некоторые учителя,
неудовлетворенные качеством
общеобразовательной подготовки
учащихся, их слабыми знаниями, иногда
склонны видеть причины этого в том, что
уроки как форма обучения будто бы
устарели, не всегда эффективно стимулируют
познавательную деятельность учащихся
и не открывают простора для методического
творчества. Поиски новых форм обучения
и методическое обновление урочных
занятий, стремление к новизне и
нестандартности в их проведении,
безусловно, заслуживают всяческой
поддержки. Нестандартный
урок
— это импровизированное учебное
занятие, имеющее нетрадиционную
(неустановленную) структуру.
Так,
в школах отдельные учителя пробуют
проводить, например, уроки-состязания,
когда наиболее успевающие учащиеся
состязаются с учителем в решении
задач по математике, физике или химии,
остальные же в это время заняты
выполнением самостоятельной работы.
Некоторые
учителя практикуют уроки-конкурсы
по литературе, родному и иностранному
языкам, на которых учащиеся демонстрируют
свое знание изучаемого материала,
умение рассказывать, выразительное
чтение стихов.
Проводятся
в школах и так называемые межпредметные
(интегрированные)
уроки.
Так, в одной из школ такой урок проводился
по теме «Ода стеклу» под руководством
учителей литературы, химии и физики.
Словесник на этом уроке знакомил
учащихся с литературными произведениями
о стекле и его пользе. Химик раскрывал
технологию производства стекла.
Физик объяснял его физические свойства
и показывал огромное значение стекла
как в строительстве, так и в создании
различных приборов.
В
ряде школ пытаются использовать
уроки-игры.
Например, в одной из школ на уроке
русского языка по теме «Причастия»
учащиеся были разделены на две
«команды». Им поручалось подобрать
антонимы к данным учителем причастиям,
вспомнить пословицы с причастиями,
найти причастия в предложениях, записать
математические определения с причастиями
и т.д. По итогам выполнения задания
объявляется команда-победительница.
Иногда
проводятся уроки
с мини-дискуссиями
по истории, литературе, когда по
изучаемой теме у учащихся обнаруживаются
различные точки зрения.
Конечно,
нестандартные уроки, необычные по
замыслу, организации, методике
проведения, больше нравятся учащимся,
чем будничные учебные занятия со строгой
структурой и установленным режимом
работы. Поэтому практиковать такие
уроки следует всем учителям. Но
превращать нестандартные уроки в
главную форму работы, вводить их в
систему нецелесообразно из-за большой
потери времени, отсутствия серьезного
познавательного труда, невысокой
результативности и т. п.
23.
Виды,
формы и методы контроля.
Контроль–
выявление, измерение и оценивание
знаний, умений обучаемых. Выявление
и измерение называют проверкой.
Поэтому проверка — составной компонент
контроля, основной дидактической
функцией которого является обеспечение
обратной связи между учителем и
учащимися, получение педагогом
объективной информации о степени
освоения учебного материала, своевременное
выявление недостатков и пробелов в
знаниях. Проверка имеет целью определение
не только уровня и качества обученности
учащегося, но и объема учебного труда
последнего. Кроме проверки контроль
содержит в себе оценивание
(как
процесс) и оценку
(как
результат) проверки. В табелях
успеваемости, классных журналах,
базах (банках) данных и т. д. оценки
фиксируются в виде отметок (условных
обозначений, кодовых сигналов, «зарубок»,
памятных знаков и т. п.).
Дидактический
контроль
как своеобразный метод обучения
должен иметь ярко выраженную обучающую,
развивающую направленность,
соединяться с самоконтролем, быть
необходимым и полезным прежде всего
самому обучаемому.
Важнейшими
принципами диагностирования и
контролирования обученности
(успеваемости) учащихся являются
объективность,
систематичность, наглядность (гласность).
Объективность
заключается в научно обоснованном
содержании диагностических тестов
(заданий, вопросов), диагностических
процедур, равном, дружеском отношении
педагога ко всем обучаемым, точном,
адекватном установленным критериям
оценивании знаний, умений. Практически
объективность диагностирования
означает, что выставленные оценки
совпадают независимо от методов и
средств контролирования и педагогов,
осуществляющих диагностирование.
Требование
принципа систематичности
состоит в необходимости проведения
диагностического контролирования на
всех этапах дидактического процесса
— от начального восприятия знаний и
до их практического применения.
Систематичность заключается и в том,
что регулярному диагностированию
подвергаются все обучаемые с первого
и до последнего дня пребывания в
учебном заведении.
Принцип
наглядности
(гласности)
заключается прежде всего в проведении
открытых испытаний всех обучаемых по
одним и тем же критериям. Рейтинг каждого
учащегося, устанавливаемый в процессе
диагностирования, носит наглядный,
сравнимый характер. Принцип гласности
требует также оглашения и мотивации
оценок. Оценка
— это ориентир, по которому обучаемые
судят об эталонах требований к ним, а
также об объективности педагога.
Диагностировать,
контролировать, проверять и оценивать
знания, умения учащихся нужно в той
логической последовательности, в
какой проводится их изучение.
Основные
методы контроля: повседневное
наблюдение за учебной работой учащихся,
устный опрос, письменный опрос,
контрольная работа, проверка домашней
работы, тестирование.
(см.в.16).
– предварительное
выявление
уровня знаний обучаемых. Как правило,
оно осуществляется в начале учебного
года, чтобы определить знание
учащимися важнейших элементов курса
предшествующего учебного года. Такая
проверка возможна и в середине, когда
начинается изучение нового раздела
(курса).
– текущая
проверка
в
процессе усвоения каждой изучаемой
темы. Главная функция текущей проверки
— обучающая. Методы и формы такой
проверки могут быть различными, они
зависят от таких факторов, как содержание
учебного материала, его сложность,
возраст и уровень подготовки обучаемых,
уровень и цели обучения, конкретные
условия.
– повторная
проверка,
которая, как и текущая, должна быть
тематической. Параллельно с изучением
нового материала учащиеся повторяют
изученный ранее. Повторная проверка
способствует упрочению знаний, но
не дает возможности характеризовать
динамику учебной работы, диагностировать
уровень прочности усвоения.
– периодическая
проверка
знаний,
умений обучаемых по целому разделу или
значительной теме курса. Цель такой
проверки — диагностирование качества
усвоения учащимися взаимосвязей между
структурными элементами учебного
материала, изучавшимися в разных частях
курса. Главные функции периодической
проверки — систематизация и обобщение.
– итоговая
проверка
и учет знаний, умений обучаемых,
приобретенных ими на всех этапах
дидактического процесса. Итоговый учет
успеваемости проводится в конце каждой
четверти и по завершении учебного
года. Он не сводится к механическому
выведению среднеарифметического
балла путем сложения полученных
оценок. Это прежде всего диагностирование
уровня (качества) фактической
обученности в соответствии с поставленной
на данном этапе целью.
– комплексная
проверка.
С ее помощью диагностируется способность
обучаемых применять полученные при
изучении различных учебных предметов
знания, умения для решения практических
задач (проблем). Главная функция
комплексной проверки — диагностирование
качества реализации межпредметных
связей, практическим критерием
комплексной проверки чаще всего
выступает способность обучаемых
объяснять явления, процессы, события,
опираясь на комплекс сведений,
почерпнутых из всех изученных предметов.
Формы и виды нестандартных уроков.
Шипилова С. Ю.,учитель начальных классов
МБНОУ «Гимназия №18», г. Ленинск
Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, к сожалению удаётся не всегда. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков.
Такие уроки, как правило, целесообразно проводить или в период введения в тему, или же напротив, обобщая её.
В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и ученики, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних «заготовок». Это обстоятельство позволяет дать задание каждому ученику в соответствии с его склонностями и интересами. В процессе проведения таких уроков решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы. На таких уроках учащиеся наиболее полно реализуют свои способности и творческую самостоятельность. Нестандартные уроки развивают память, мышление, воображение, самостоятельность, инициативность и волю детей, повышают интерес к знаниям.
Нестандартные уроки могут проводиться в форме:
– соревнования и игр (конкурс, викторина, турнир, деловая игра);
– публичного общения (аукцион, дискуссия, диспут, телемост, диалог);
– в форме урока, опирающегося на фантазию (сюрприз, сказка);
– урока – практикума, урока – консультации;
– урока, основанного на имитационной деятельности (заочная экскурсия, литературная прогулка, литературная гостиная, интервью, репортаж);
– перенесённой из внеклассной работы (КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звёздный час»);
– интегрированного урока (когда один предмет проникает в другой).
Коллективные виды работы в классе. Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки учащихся при минимальных затратах времени.
Одним из коллективных видов работы является викторина. Она проводится в любых коллективах и требует долгой подготовки. Такие уроки проходят как праздники, т.к. каждому ученику хочется подобрать такой вопрос, чтобы сразу на него можно было ответить. Но если никто не сможет ответить на вопрос, то ребёнок обязательно должен ответить сам. Количество вопросов нужно определить заранее. Вопросы не должны повторяться. Если они слабые, то оценка не ставится, но нужно поблагодарить ребёнка за участие. Это не отпугивает детей, особенно слабых, поэтому все учащиеся принимают активное участие. В зависимости от уровня подготовленности класса вопросы могут быть как лёгкие, так и сложные. Сложные вопросы поддерживают работу мысли. Каждый класс получает не менее десяти вопросов, которые несли бы в себе информацию, пробуждали бы у учащихся желание думать, сопоставлять факты. Но интерес учащихся, их увлечённость в работе над викторинами окупает все затраты сил и времени.
Викторины можно проводить и при опросе домашнего задания, при закреплении темы в течение 3-5 минут, могут использоваться формы, как «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», а также инсценирование, иллюстрации, аппликации.
Можно использовать конверты или карточки с вопросами, привлечь жюри, сделать красивое оформление и подарки для победителей. После изучения целого раздела время викторины можно увеличить.
На необычных уроках дети активно включаются в урок, творчески мыслят, не ждут конца урока, не следят за временем, урок приносит им большую радость.
Урок – конференция. Урок – конференция тоже является необычным для детей. Для его успеха необходим подлинный интерес к докладам, темы которых учащиеся выбирают сами. Сведения и сообщения учащихся должны быть сделаны в такой форме, которая обеспечила бы доступность излагаемого материала для всех присутствующих. Это требует индивидуальной подготовительной работы с докладчиками. Продолжительность каждого доклада не должна превышать 10-12 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы изложить и постановку проблемы, и основные результаты опытов, и выводы. Задача учителя – помочь учащемуся подготовить сообщение в соответствии с темой, убедиться, что он излагает хорошим языком, в рамках регламента времени. Слушатели не могут воспринять подряд более 4-5 сообщений. Можно провести оживлённую дискуссию по докладам. Если подготовленных докладов много, они делятся на две категории: устные и стендовые сообщения. Класс можно украсить соответствующими плакатами. Итог конференции подводит учитель. Научно-практическая конференция – одна из наиболее сложных и трудоёмких форм работы. Её подготовка требует от учителя значительных усилий и затрат времени. Но всё это окупается тем глубоким впечатлением, которое оставляет у школьников удачно проведённая конференция.
Тематический учёт знаний. Без контроля знаний нельзя добиться осознанности и прочности. После завершения изучения темы учащимся предстоит сдавать тематический зачёт, который может выполняться устно или письменно. С заданиями зачёта нужно ознакомить ребят за 2-3 урока до окончания темы. Оценка тематического зачёта служит основой для выставления четверной оценки. Воспитательные функции зачёта проявляются в его стимулирующем воздействии на учеников, в формировании у них чувства ответственности, долга, дисциплинированности. Существуют различные формы зачёта:
1. Классический зачёт по типу вузовского. Он предусматривает выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся во время индивидуальной беседы ученика с учителем, что даёт довольно полное представление о степени усвоения изученного материала. Его недостаток – большая продолжительность.
2. Групповой зачёт. Класс делится на несколько групп, состоящих из учащихся с разными способностями и уровнем подготовленности. Группы получают карточки-задания, число которых соответствует количеству учащихся в группе. Вопросы должны быть взаимосвязаны, чтобы после сдачи зачёта у учащихся было более полное представление об изученной теме. Каждый член группы по очереди отвечает на свои вопросы, остальные внимательно слушают, исправляют, дополняют и коллективно оценивают своего товарища.
3. Зачёт – карусель («круговой»). Каждый член комиссии принимает зачёт только по одному вопросу. Учащиеся заполняют индивидуальный зачётный лист, в котором указаны номера вопросов и оценки. В итоге учитель по набранной сумме баллов за ответы на все вопросы выставляет каждому ученику общую оценку за зачёт.
4. Зачёт по маршруту. Первая комиссия проверяет степень усвоения теоретического материала. Вторая – решение расчётных задач, третья – умение планировать и проводить эксперименты. Класс делится на три группы, каждая получает «маршрутные листы движения», переходя в указанное время от одной комиссии к другой. Там же члены комиссии делают отметки о сдаче каждой части зачёта, затем выводят общую оценку.
5. « Общественный смотр знаний» проводится в два этапа:
1) подготовительный (оформление стендов, приготовление докладов, схем, таблиц и т.п.; создание комиссии из числа хорошо знающих предмет учащихся);
2) проведение смотра (выбор жюри, отбор лучших, отличившихся учащихся, подведение итогов; успех смотра зависит от тщательно продуманного содержания его и методики проведения).
Общественный смотр знаний развивает и повышает интерес к предмету.
6. Зачёт – конкурс по типу КВН.
7. Зачёт – аукцион. Определённую сумму баллов за ответ получает тот ученик, который последний дополнил ответ на вопрос.
Урок – экскурсия. Любят и уроки путешествия, уроки – экскурсии. Они развивают коллективизм, дружбу, взаимопомощь, мышление, память и кругозор детей. Но к таким урокам нужно готовиться заранее: выбирать место путешествия, цель, гида, заранее подобрать стихи, песни, вопросы. Дети помогают экскурсоводу составлять рассказ, снабжают его дополнительным материалом, готовят оборудование. Уроки-экскурсии могут основываться на имитационной деятельности, например, заочная экскурсия, экскурсия в прошлое.
Учитель обязан сделать серьёзный труд занимательным и продуктивным. Игровые задания должны полностью совпадать с учебными, формировать потребность активно относиться к учебному процессу. Нестандартные уроки должны быть адаптированы с учётом возраста детей.
1. Еланская З. А. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа.-2001.-№6.-с.52-54
2. Троицкая Н. Б. Нестандартные уроки и творческие задания. // Дрофа. Москва 2004
Нестандартные уроки
Нестандартные
формы урока являются исходными
интерактивного обучения, которое по
своей сути выражает новизну и
нестандартность. В зависимости от
целей и задач урока литературы, форм
организации учебной деятельности,
нестандартный урок может охватывать
разные типы технологий обучения. Их
может быть множество, все зависит от
умений и фантазии учителя и учащихся.
Нестандартный
урок – это импровизированное занятие,
имеющее нетрадиционную структуру.
Нестандартные
уроки – одно из важных средств обучения,
они формируют у школьников устойчивый
интерес к учению, снимают напряжение и
помогают формировать навыки учебной
деятельности, оказывают эмоциональное
воздействие на учащихся.
Отличительные
особенности нестандартных уроков:
–
связь с творческой деятельностью,
–
самостоятельный поиск учащимися путей
и вариантов решения проблемы.
–
необычные условия работы,
–
активное воспроизведение полученных
ранее знаний.
–
отказ от шаблона в организации урока,
от рутины и формализма в его проведении;
–
максимальное вовлечение учащихся класса
в активную деятельность на уроке;
–
не развлекательность, а занимательность
и у4влечение как основа эмоционального
тона урока;
–
поддержка множественности мнений;
–
«скрытая» (педагогически целесообразная)
дифференциация учащихся по учебным
возможностям, интересам, способностям,
склонностям.
В
педагогической и методической литературе
предлагаются различные классификации
нестандартных уроков. Например, НН.
Вингливскт предлагает такую классификацию:
урок-конференция, урок-КВН, урок-диспут,
урок-ярмарка, урок-аукцион, урок-концерт,
урок-путешествие, урок-знакомство,
урок-проба на роль, урок-интервью,
урок-тренинг и т.п.
И. В.
Оцабрик в основу классификации кладет
интерактивные технологии обучения. Он
выделяет:
–
интерактивные технологии
коллективно-группового обучения:
обсуждение проблемы в общем круге,
«микрофон», «Броуновское движение»,
анализ ситуации и др.;
–
интерактивные технологии обсуждения
дискуссионных вопросов: «неоконченная
цепочка», «займи позицию», ток-шоу,
дебаты и др.
В. И.
Шуляр выделяет такие методы:
–
литературоведческий анализ художественного
текста,
–
литературоведческая имитационная игра,
–
тренинг-практикум и др.
Американский
профессор Венди Кропид предлагает
приемы
проведения нестандартных уроков:
–
прием джигсов (Класс делится на группы
по 5 человек. В каждой группе выбирается
ученик, который готовит материал заранее,
а потом излагает его всем членам группы.
После этого ученики выполняют определенные
упражнения с целью контроля усвоения
материала, и ведется дискуссия. В группе
выбирается докладчик, который выступает
перед учащимися класса);
–
«три ступеньки интервью» (Ученики
делятся на пары. На первой ступени один
ученик опрашивает другого, на второй
ступени партнеры меняются местами, на
третьей – выступают перед командой);
–
«мозговая атака» (Ученики спонтанно
отвечают на заданный вопрос, а учитель
фиксирует ответы на доске. Потом все
идеи обосновываются, развиваются);
–
«пронумерованные головы» (Учитель дает
вопрос каждой команде, которая состоит
из 4 человек. Ответ обсуждается в группе.
Во время опроса учитель называет номер,
например, 3. И все ученики под номером
«3» отвечают на вопрос);
–
«партнеры» (Класс делится на малые
группы. Половине каждой группы дается
задание, которое они вместе выполняют,
потом объясняют материал другой половине.
Так же поступает и другая часть группы.
Через определенное время все собираются
вместе и обсуждают информацию).
В
методической литературе нестандартными
считаются
–
уроки в форме
соревнования
и игр: конкурс,
турнир, Эстафета, КВН, деловая игра,
ролевая игра, викторина, кроссворд и
т.п.;
–
уроки, напоминающие публичные формы
общения: пресс-конференция, аукцион,
митинг, дискуссия, телепередача, панорама,
телемост, устный журнал и т.д.;
–
уроки, основанные на имитации деятельности
учреждений и организаций: суд, ученый
совет;
–
уроки, опирающиеся на фантазию:
урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок,
урок-сомнение, урок-фантазия и т.п.;
–
интегрированный урок, бинарный урок;
–
перенесенные в рамках урока традиционные
формы внеклассной работы: КВН, концерт,
инсценировка, спектакль, клуб знатоков
и пр.;
–
трансформация традиционных способов
организации урока: лекция-парадокс,
урок-зачет (защита оценки), урок-консультация,
защита читательского формуляра и т.п.
Нестандартными
являются приемы: «аквариум», «круг
идей», «микрофон», «ученый совет», «найди
ошибку», «интересный вопрос», «запретный
вопрос», «конкурс сказочников», «дерево
мудрости», «почта», «почемучка», «ключевое
слово», «напишите письмо», «радуга» и
др.
Выделяют
три периода
подготовки и проведения нестандартных
уроков.
Первый
период – подготовительный.
в нем активное участие принимают не
только учитель, но и учащиеся (они делятся
на группы, команды, получают задания,
готовят материалы и т.п.)
Второй
период – собственно урок,
который имеет три тапа:
1)
постановка проблемы, нахождение путей
ее решения, мотивация деятельности;
2)
сообщение нового материала в «нестандартных»
формах организации мыслительной
активности учащихся;
3)
формирование умений и навыков школьников.
Третий
период урока – его анализ, где
оцениваются не только итоги обучения,
развития и воспитания, но и характер
общения учащихся.
Ценность
методики заключается в том, что
нестандартные уроки
–
делают занятия более запоминающимися,
эмоциональными;
–
способствую глубокому усвоению материала;
–
благоприятно воздействуют на развитие
творческих способностей;
–
развивают логическое мышление,
любознательность, интерес к предмету;
–
организуют связь урока литературы с
другими видами искусства.
Учителю,
планирующему проведение нестандартного
урока, следует помнить, что
–
слишком частое обращение к нестандартным
формам урока нецелесообразно, так как
это может привести к потере устойчивого
интереса к процессу учения,
–
нестандартному уроку должна предшествовать
тщательная подготовка,
–
при выборе формы нетрадиционных уроков
необходимо учитывать уровень
подготовленности и специальные
особенности класса и каждого ученика
в отдельности,
–
целесообразно использовать нестандартные
уроки как итоговые при обобщении и
закреплении знания, умений и навыков
учащихся
Например,
в старших классах учащиеся с удовольствием
принимают
участие
в дискуссии на уроке литературы. Поскольку
дискуссия –
это спор, словесное состязание, в котором
каждый отстаивает свою точку зрения,
то основные цели ее:
– выяснение разных
точек зрения на тот или иной аспект
изучаемого
произведения
(что способствует формированию
читательских компетенций),
– воспитание у
учащихся коммуникативных компетенций.
Дискуссия
позволяет организовать живое общение,
вовлечь большинство
учащихся
в обсуждение проблемного вопроса, она
предполагает напряжение мысли, стимулирует
речевую активность и самостоятельность
суждений, способствует формированию
личности школьника.
(схема 3). Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения учебного занятия.
“Менять педагогические ориентиры- это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня.” В. А. Караковский
Путешественник увидел трёх рабочих, которые
толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у
каждого, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку,
будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей
А третий гордо произнёс: «Я СТРОЮ
5. Нестандартные формы уроков Можно выделить два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Современный урок требует применения новых форм проведения, организации. Это обусловлено развитием общества, широким доступом к получению различной информации, многообразием источников информации. Особенности нестандартных форм уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Главный отличительный признак нестандартных заданий — их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);необычные условия работы;
На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь “с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной”, творческой. Есть и другие признаки:
– самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях;
– нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу “кто быстрее? больше? лучше?”) и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, “расследования”).
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Многие учащиеся с интересом участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Нетрадиционные же формы уроков о своей природе и потому способны даже самую сухую информацию и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.
Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий.
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок – блок, урок – «дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.
Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.
– мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Одним из видов нетрадиционной формы работы можно назвать – метод создания ситуации успеха – метод стимулирования интереса к учению и учащихся, испытывающих затруднения в учёбе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Вот почему надо подбирать такие задания, которые доступны ученикам, а потом переходить к более сложным. Ситуация успеха создаётся путем дифференцированной помощи ученикам при выполнении задания одной и той же сложности. Учащиеся с низкими учебными возможностями даётся задание, которое позволяет им на данном уровне справиться с ним, а потом выполнять его самостоятельно. Ситуация успеха уже организуется и путём поощрения промежуточных действий ученика. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи. томительным. Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения
Обращение к нетрадиционным формам урока предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также – знание учителем законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством. В учебно-воспитательном процессе учителя школы широко и эффективно используют современные образовательные технологии, которые наиболее полно воплотили идеологию личностно-ориентированного образования и являются ключевым условием повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени: исследовательские и проектные методы обучения, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, технология модульного обучения, организационно-деятельностные и игровые технологии, коллективная система обучения, обучение в сотрудничестве, система инновационной оценки «портфолио», разноуровневое обучение и др
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями. целью снятия психологической и физической нагрузки. Разминки также способствуют развитию коммуникативных навыков (общению). Они должны быть уместными по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Так, например, перед упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, не следует проводить слишком подвижные игры-разминки. «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной и/или отношение участников к определенному связи.
Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать. Подводя итог сказанному, следует отметить, что использование современных средств, методов и форм обучения является необходим условием повышения качества образования.
- Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
- Столяренко Л. Д. Психология и педагогика: учебник-М.,2010.
- Смирнова Н. А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. – Псков: ПГПИ, 2004.