Я рос, как многие, в глуши,У берегов большой реки,Где лишь кричали кулики,Шумели глухо камыши,Рядами стаи белых птиц,Как изваяния гробниц,Сидели важно на песке;Виднелись горы вдалеке,И синий бесконечный лесСкрывал ту сторону небес,Куда, дневной окончив путь,Уходит солнце отдохнуть.
Я страха смолоду не знал,Считал я братьями людейИ даже скоро пересталБояться леших и чертей. Однажды няня говорит:«Не бегай ночью — волк сидитЗа нашей ригой, а в садуГуляют черти на пруду!»И в ту же ночь пошел я в сад. Не то, чтоб я чертям был рад,А так — хотелось видеть их. Иду. Ночная тишинаКакой-то зоркостью полна,Как будто с умыслом притихВесь божий мир — и наблюдал,Что дерзкий мальчик затевал!И как-то не шагалось мнеВ всезрящей этой тишине. Не воротиться ли домой?А то как черти нападутИ потащат с собою в пруд,И жить заставят под водой?Однако я не шел назад. Играет месяц над прудом,И отражается на немБереговых деревьев ряд. Я постоял на берегу,Послушал — черти ни гу-гу!Я пруд три раза обошел,Но черт не выплыл, не пришел!Смотрел я меж ветвей деревИ меж широких лопухов,Что поросли вдоль берегов,В воде: не спрятался ли там?Узнать бы можно по рогам. Нет никого! Пошел я прочь,Нарочно сдерживая шаг. Сошла мне даром эта ночь,Но если б друг какой иль врагЗасел в кусту и закричалИль даже, спугнутая мной,Взвилась сова над головой —Наверно б мертвый я упал!Так, любопытствуя, давилЯ страхи ложные в себеИ в бесполезной той борьбеНемало силы погубил. Зато, добытая с тех пор,Привычка не искать опорМеня вела своим путем,Пока рожденного рабомСамолюбивая судьбаНе обратила вновь в раба!
Уж скоро полдень. Жар такой,Что на песке горят следы,Рыбалки дремлют над водой,Усевшись в плотные ряды;Куют кузнечики, с луговНесется крик перепелов. Не нарушая тишиныЛенивой медленной волны,Расшива движется рекой. Приказчик, парень молодой,Смеясь, за спутницей своейБежит по палубе; онаМила, дородна и красна. И слышу я, кричит он ей:«Постой, проказница, ужо —Вот догоню!» Догнал, поймал, —И поцелуй их прозвучалНад Волгой вкусно и свежо. Нас так никто не целовал!Да в подрумяненных губахУ наших барынь городскихИ звуков даже нет таких.
В каких-то розовых мечтахЯ позабылся. Сон и знойУже царили надо мной. Но вдруг я стоны услыхал,И взор мой на берег упал. Почти пригнувшись головойК ногам, обвитым бечевой. Обутым в лапти, вдоль рекиПолзли гурьбою бурлаки,И был невыносимо дикИ страшно ясен в тишинеИх мерный похоронный крик, —И сердце дрогнуло во мне.
Бог весть, что сделалось со мной?Я не узнал реки родной:С трудом ступает на песокМоя нога: он так глубок;Уж не манит на островаИх ярко-свежая трава,Прибрежных птиц знакомый крикЗловещ, пронзителен и дик,И говор тех же милых волнИною музыкою полн! О, горько, горько я рыдал,Когда в то утро я стоялНа берегу родной реки, —И в первый раз ее назвалРекою рабства и тоски!
Что я в ту пору замышлял,Созвав товарищей детей,Какие клятвы я давал —Пускай умрет в душе моей,Чтоб кто-нибудь не осмеял!
Но если вы — наивный бред,Обеты юношеских лет,Зачем же вам забвенья нет?И вами вызванный упрекТак сокрушительно жесток?
Не страшат тебя громы небесные,А земные ты держишь в руках,И несут эти люди безвестныеНеисходное горе в сердцах.
Николай Некрасов
«Собрание стихотворений»
И Лев Толстой тоже: персональная цитата каждому гостю
Любите поэзию?
Ни кокетство, ни наряды, ни плечи не могли взволновать его, — а больше ничего у Глорвины не было.
Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Литературный онлайн-тест:
по русской поэзии XX века
Стихи вне времени
Иоганн Вольфганг Гёте
Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.
Как помочь сайту?
Лучшая поэзия, читайте на сайте
Сто самых читаемых стихотворений в Аскбуке литературы
Что стоит прочитать?
О книге «Бартлби и компания» — Энрике Вила-Матас
Ваша любимая поэзия в Аскбуке литературы:
добавьте и своё любимое стихотворение на сайт
«Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасова. Полный текст и аудиоверсия. Краткое содержание. Анализ: тема и проблематика произведения. О чём писать в сочинении по «Размышлениям у парадного подъезда»?
«Размышления у парадного подъезда» — стихотворение Н. А. Некрасова, написанное в 1858 году. Относится к разряду гражданской лирики: поэт обличает общественную несправедливость, рассказывая о крестьянах-просителях, которых швейцар не пустил в дом влиятельного петербургского сановника.
Читать полный текст, слушать аудио
Полный текст стихотворения «Размышления у парадного подъезда» можно прочитать в «Викитеке».
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Анализ стихотворения. Что писать в сочинении
Тема «Размышлений у парадного подъезда» — общественная несправедливость, страдания простого народа. Маленькая уличная драма заставляет лирического героя задуматься о трагической судьбе русского крестьянина.
В Петербурге Николай Алексеевич Некрасов жил на Литейном проспекте напротив дома министра государственных имуществ и своими глазами видел, как к чиновнику приходили в надежде на заступничество ходоки-крестьяне. Под впечатлением от этих наблюдений поэт и написал своё стихотворение, которое цензура сочла слишком критическим и не допустила к печати.
«Размышления у парадного подъезда» созданы за несколько лет до отмены крепостного права в России. Некрасов, как и многие образованные люди эпохи, видел, что страна погрязла в кризисе. Бóльшая часть населения была бесправна, необразованна, обречена на полуголодное существование и изматывающий труд. Зато немногочисленные аристократы пользовались всеми мыслимыми привилегиями и не задумывались, что их богатая и безмятежная жизнь оплачена страданиями миллионов крестьян.
Стихотворение построено на антитезе, художественном противопоставлении. Противопоставляются друг другу самодовольный швейцар и трудяги-крестьяне. Противопоставляются жизнь окружённого почетом министра и жизнь «черни», стонущей по всей стране.
Для одних жизнь — это «аркадская идиллия», а для других — бесконечный стон, констатирует поэт. И разорвать этот порочный круг не удаётся, пока сытый не желает помочь голодному, пока «счастливые глухи к добру».
С грустью размышляет Некрасов о судьбе своих соотечественников. Народ с одной стороны велик (русский мужик — «сеятель и хранитель»), а другой стороны — жалок и ничтожен («всё пропьют бедняки до рубля / и пойдут, побираясь дорогой»). Поэт искренне сочувствует своим соотечественникам и желает им добра, но не знает, можно ли надеяться, что однажды простые русские люди заживут хорошо.
Если в «Железной дороге» лирический герой выражает уверенность, что рано или поздно народ «грудью проложит дорогу себе» в светлое будущее, то в «Размышлениях у парадного подъезда» нет подобной уверенности. Обращаясь к народу, автор задаёт вопрос, не имеющий однозначного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил,Иль, судеб повинуясь закону,Всё, что мог, ты уже совершил, —Создал песню, подобную стону,И духовно навеки почил?
Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова
«Гражданский певец» Некрасов прославился своими обличительными стихотворениями. Поэт отстаивал принципы реализма в своем творчестве. Очень часто его произведения были основаны на сценах и ситуациях из реальной жизни. В 1858 г. Некрасов написал стих «Размышление у парадного подъезда», став свидетелем того, как швейцар прогоняет группу крестьян от подъезда влиятельного министра. Произведение стало хрестоматийным. Отталкиваясь от будничного события, повторяющегося ежедневно по всей стране, автор разворачивает масштабную картину всеобщего беззакония.
Начинается стихотворение с описания парадного подъезда, который в праздники осаждается бесконечными посетителями, спешащими подтвердить свое, по сути, холопское положение. Прогнившая государственная система сделала этот глупый и унизительный обычай нормой.
Изгнание крестьян сменяется контрастным описанием безмятежной жизни вельможи. Он живет в свое полное удовольствие, погрязая во всевозможных пороках. Никто не может осудить министра, так как закон – в его руках. Он совершенно равнодушен к другим людям и не понимает значения народного блага. Безбедное существование омрачено только критическим замечанием автора о том, что любящая семья ждет-не дождется его смерти.
От конкретной ситуации Некрасов переходит к масштабному описанию Руси-матушки, на которой не смолкает великий русский стон. Люди, чьими силами создается все богатство России, и на плечах которых и держится ее могущество, изнемогают под тяжестью жизни. Многомиллионный стон сливается в одну «великую скорбь» и становится песней. Завершается произведение риторическим вопросом автора: является ли эта песня окончательным смыслом жизни русского народа? Или в отдаленном будущем его страдания прекратятся, и «стон бесконечный» наконец-то смолкнет.
Отзывы к стихотворению
Читать стих поэта Николай Некрасов — Размышления у парадного подъезда на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
«Размышления у парадного подъезда» раскрывают тему всеобщего беззакония и участи простого народа. Композиция произведения делится на три части, каждая из которых отдельная история, имеющая собственных героев. Начинается стих описанием парадной, где толпятся просители. Вышеописанная история изгнания крестьян от парадного подъезда, сменяется описанием роскошной жизни государева человека. Тот находится еще в постели, устав от ежедневной лести, обжорства, волокитства и игры. Автор обращается к нему — пробудись! Верни их! Будет тебе спасение! Но вельможа глух к крикам о помощи. Он доволен собой, а его роскошное существование, по едкой реплике Некрасова, омрачается лишь тем, что даже близкие ждут его смерти. Третья часть композиции «Размышлений у парадного подъезда» подводит общий итог масштабным описанием народных бедствий. Именно оттуда и вышла летучая фраза «этот стон у нас песней зовется», характеризующая общий смысл существования русского народа.
Снова возвращаясь к истории этого произведения Николая Некрасова, стоит упомянуть, что в печать его не пропускала цензура около пяти лет, но оно было напечатано в «Колоколе» Герценом. Стихотворение написано одновременно в жанре сатиры и элегии. Наш краткий анализ, его историю создания, и текст предлагаем в материале.
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.
Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью — волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так — хотелось видеть их.
Иду. Ночная тишина
Какой-то зоркостью полна,
Как будто с умыслом притих
Весь божий мир — и наблюдал,
Что дерзкий мальчик затевал!
И как-то не шагалось мне
В всезрящей этой тишине.
Не воротиться ли домой?
А то как черти нападут
И потащат с собою в пруд,
И жить заставят под водой?
Однако я не шел назад.
Играет месяц над прудом,
И отражается на нем
Береговых деревьев ряд.
Я постоял на берегу,
Послушал — черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел!
Смотрел я меж ветвей дерев
И меж широких лопухов,
Что поросли вдоль берегов,
В воде: не спрятался ли там?
Узнать бы можно по рогам.
Нет никого! Пошел я прочь,
Нарочно сдерживая шаг.
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусту и закричал
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой —
Наверно б мертвый я упал!
Так, любопытствуя, давил
Я страхи ложные в себе
И в бесполезной той борьбе
Немало силы погубил.
Зато, добытая с тех пор,
Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока рожденного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба!
Уж скоро полдень. Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды;
Куют кузнечики, с лугов
Несется крик перепелов.
Не нарушая тишины
Ленивой медленной волны,
Расшива движется рекой.
Приказчик, парень молодой,
Смеясь, за спутницей своей
Бежит по палубе; она
Мила, дородна и красна.
И слышу я, кричит он ей:
«Постой, проказница, ужо —
Вот догоню!» Догнал, поймал,—
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких.
В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик,—
И сердце дрогнуло во мне.
Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,—
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!
Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей детей,
Какие клятвы я давал —
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!
Но если вы — наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток?
Анализ стихотворения «На Волге» Николая Некрасова
Характерная черта творчества Н. А. Некрасова — ярко выраженная гражданская позиция. Даже в чисто лирических стихотворениях он никогда не забывал о главной цели своей жизни — освещению страданий простого народа. В 1860 г. Некрасов написал поэму «На Волге», в которой детские воспоминания тесно переплетаются с болью за каторжную участь бурлаков.
Поэма начинается вполне нейтрально: автор с грустью вспоминает о своем детстве, проведенном на берегу Волги. Он сожалеет о том, что покинул эти милые сердцу родные места. Некрасов признает, что главной причиной было стремление к борьбе, неприятие тихой и спокойной жизни. Излишне самокритично звучит строка «жизнь напрасно я убил». Поэт многим открыл глаза на истинное положение простого народа.
Далее Некрасов описывает свой неугомонный и бесстрашный характер. В качестве примера он приводит свою ночную прогулку с целью увидеть настоящих чертей, которыми его пугала няня. В этом стремлении добраться до истины можно увидеть задатки будущего реализма Некрасова.
Вернувшись на берег Волги в зрелом возрасте, поэт с нежностью наблюдает за ее великим неуклонным течением. Его сердце успокаивается и отдыхает от суеты большого города. Внезапно идиллия нарушается прозвучавшими стонами. Автор замечает бурлаков и вспоминает о своей первой детской встрече с ними. Когда-то давно вид измученных людей, тянущих свою лямку, испугал и поразил мальчика. Никто не объяснил ему значения увиденного, лишь няня уговаривала больше не гулять по берегу. Но своенравный ребенок вернулся на Волгу и был вновь поражен тем, что в его сознании река стала совершенно иной. Вероятно, Некрасов преувеличивает, утверждая, что именно тогда назвал Волгу «рекою рабства и тоски». Но несомненно, что вид невыносимого бурлацкого труда произвел на него огромное впечатление.
В финале произведения Некрасов подводит неутешительный итог. Прошло много лет, а на берегах Волги по-прежнему звучат душераздирающие стоны. Несколько поколений бурлаков также занимаются непосильным трудом, получая за это жалкие гроши. Выхода из создавшейся ситуации нет. Тяжелая работа дает единственные средства к выживанию. Однообразие чисто механических действий накладывает на людей отпечаток вечной покорности своей судьбе. Стоны перемежаются лишь такими же однообразными бурлацкими песнями «с болезненным припевом «ой!»». Поэт с горечью отмечает, что молодые здоровые люди быстро растрачивают свои силы и в конце концов погибают на берегу великой реки.