негативным фактором влияния среды на формирование личности ребенка является тест единый урок

Педагогика

Задания с выбором одного  ответа

1. Сформулируйте основную цель дошкольной педагогики:  научно обосновать технологию и методику образовательно-воспитательной работы с дошкольниками различных возрастных групп;

2. Дайте определение понятию «образование»:  процесс и результат обучения и воспитания;

3. Разработкой теоретических основ методики физического воспитания дошкольников в России занимались:  В.Г. Алямовская, М.Ю. Кистяковская, М.А. Рунова;

4.  Дайте определение понятию умственного воспитания дошкольников:  развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающее формирование интеллектуальных умений и навыков, любознательности и умственных способностей

5. Выделите из предложенных факторы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей в ДОО:  двигательная активность;

6. На что следует обратить внимание воспитателям при организации процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОО:  на взаимоотношения детей в коллективе сверстников;

7. На что направлена продуктивная деятельность дошкольников:   на моделирование предметов окружающего мира;

8. Какие показатели наиболее важны в оценке эффективности работы с родителями дошкольников:  согласование целей, задач и методов воспитания и обучения детей в семье и ДОО.

9. Дайте определение понятию художественно-эстетического развития дошкольников:   организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве.

10. Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка – это:  задача физического воспитания

11. Кто из современных педагогов раскрывает особенности конструктивной деятельности детей:  А. Н. Давидчук;

12.Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя:  умением проектировать педагогическую деятельность

13. Кто из педагогов и психологов рассматривал игру с позиций психологической теории деятельности:  А. В. Запорожец

14. Выделите понятие, характеризующее один из этапов педагогической деятельности воспитателя:   изучение воспитанников и определение задач воспитания;

15.  Вычлените неэффективное условие преемственности работы ДОО и школы:  необходимость согласования программ обучения и воспитания в смежных звеньях непрерывной системы образования;

16. Кто в отечественной педагогике разрабатывал проблему сенсомоторной готовности дошкольников к школе (в т. ч. леворуких детей):   М. М. Безруких.

17. Что НЕ является формой организации педагогического процесса?  конкурс;

18. Какая игра отличается от остальных по форме организации?  подвижная;

19. Что такое развивающая предметная среда детства?   система условий, обеспечивающая полноту развития детской деятельности и его личности;

20. Какая наука изучает закономерности воспитания человека:  педагогика

21. Какой метод применяется при изучении взаимоотношений, складывающихся между детьми:  метод социометрии.

22. Эксперимент как метод научного исследования – это …  исследование некоторого явления в управляемых условиях, отличающееся  активным взаимодействием с изучаемым объектом, служащее для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами;

23. Откровенному обсуждению разных сторон жизни ребенка способствует следующие формы работы с родителями:  индивидуальные беседы

24. В режиме дня для детей 3-7 лет самостоятельная деятельность детей составляет:  не менее 3-4 часов;

25. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности должны быть:   не менее 10 минут;

26. Разработчиком метода параллельного педагогического действия, когда в воспитательном процессе взаимодействие “учитель-ученик” дополняется взаимодействием “коллектив-ученик”, является:   Макаренко А.С.

27. Какой педагогический принцип называют «золотым правилом дидактики»?  наглядности.

28. Содержание развивающей предметной среды (по С.Л. Новоселовой) НЕ должно удовлетворять потребности:  ускоренного развития ребенка.

29. Процесс обучения призван осуществить функции:  образовательную;

Задания с множественным выбором ответа

30. Система взаимодействия ДОО с семьей представлена следующими направлениями: выявление уровня педагогической грамотности родителей;

поручения по изготовлению дидактических материалов и пособий;

ознакомление с условиями воспитания ребенка в семье;

31. Авторами книг о семейном воспитании являются:  К.Д. Ушинский; А.С. Макаренко; В.А. Сухомлинский;

32. Ведущими показателями, по которым можно судить о том, что ребенок адаптировался к дошкольному учреждению, являются:    хороший аппетит;  хороший сон.

33. Основными условиями развития интереса, способностей ребенка к двигательной деятельности в условиях ДОО является: оптимальный двигательный режим;; выделение достаточной площади для движений; разнообразие физкультурно-игровой среды.

34. К методам обучения относятся:  наглядные; словесные;; практические

35. Определите формы работы с дошкольниками по организации различных видов детской деятельности в соответствии с ФГОС ДОО:  детское экспериментирование;

мастерские по изготовлению продуктов детского творчества;

беседы;

педагогические ситуации;

проектная деятельность.

36. Вариативные модели организации государственного дошкольного образования предполагают:  дошкольные образовательные группы полного пребывания; дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания; семейные детские сады.

Задание на установление последовательности

37. Установите последовательность  структурных компонентов анализа проведенного мероприятия:

1 Соответствие содержания поставленным целям

2 Соответствие методов поставленным целям

3Анализ уровня активности детей на занятии

4. Культура общения воспитателя с детьми

5Анализ целей мероприятия

6. Общие выводы и предложения

Психология

Задания с выбором одного правильного ответа

38. Основным критерием периодизации психического развития детей, по Д.Б.Эльконину, является:   ведущий вид деятельности;

39. Социально-личностное развитие ребенка-дошкольника предполагает:  формирование положительного отношения к себе, к другим людям, к миру, коммуникативной и социальной компетентности;

40. Ведущим видом деятельности дошкольника является:   игровая деятельность;

41. Наиболее эффективной формой взаимодействия педагога с ребенком является:  ; субьект-субьектная;

42. Одним из важнейших свойств воображения, которое развивается в игре, является:    способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями;

43. Наиболее важный фактор, влияющий на социально-эмоциональное развитие ребенка, это – …  семейные ценности, эмоциональная атмосфера в семье. 

44. Сензитивный период развития – это …   период в жизни ребенка, создающий наиболее благоприятное условие для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения;

45. Депривация – это …  лишение ребенка каких-либо условий, необходимых для его нормального существования, удовлетворения его основных жизненных потребностей;

46. Профессионально-значимой характеристикой личности педагога НЕ является следующая:  конформность;

47. Из нижеприведенных реплик воспитателя к «Я-замечанию» относится фраза:  «Мне трудно говорить и объяснять, когда кто-то разговаривает в этот момент»;

48. Что в современных педагогических концепциях рассматривается как основной путь приобщения детей к социальному миру?  единство социализации и индивидуализации.

49. Социализация – это…   процесс усвоения и активного воспроизводства ребенком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, и его результат;

50. Диагностика уровня усвоения детьми социальных норм – это изучение представлений детей…  о правилах поведения в социуме; 

51. Фрустрация – это …  психическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения;

52. Эмпатия – это …  способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояния, готовность оказать им посильную помощь.  

53. Диагностика уровня сформированности эмпатии у дошкольников предполагает оценку уровня…  умений сопереживать взрослым и сверстникам. 

54. Какой прием помощи со стороны взрослого наиболее эффективен для ребенка в преодолении отчуждения сверстников?   создание реальных жизненных ситуаций, обеспечивающих социальный успех в группе сверстников и их родителей.

55. Роль игры в ознакомлении дошкольников с социальным миром заключается в …  

усвоении основных векторов человеческих взаимоотношений;

56. Какое проявление социального развития характерно для «кризиса 7 лет»?   утрата непосредственности.

57. Понятие «зона ближайшего развития» было введено:   Л.С.Выготским;

58. Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста?  по форме общения и типу взаимоотношений;

59. Причиной эмоционального неблагополучия ребенка в группе сверстников является …   отсутствие потребности в общении, неумение общаться и играть со сверстниками; 

60. Что является показателем задержки социального развития старшего дошкольника?   неумение общаться;

61. Уровни сформированности культуры поведения у детей дошкольного возраста предполагают  формирование социальных потребностей и усвоение всех компонентов культурного общения со взрослыми и сверстниками;

62. При диагностике готовности ребенка к общению в школе внимание обращается на…   способность общаться в условиях школьных взаимоотношений.  

63. Какому возрасту соответствует внеситуативно-познавательная форма общения с взрослыми, которую учитывают современные программы?  от 3-4 лет до 5 лет;

64. Какова роль сюжетно-ролевой игры в социально-психологическом развитии дошкольника?  игра формирует начальные формы организованности, межличностных отношений детей;

65. Что НЕ является формой психического насилия над ребенком:  ; педагогический анализ недостатков в поведенческой сфере ребенка;

66. Что такое развитие личности?  процесс качественных и количественных изменений;

67. «Я-сообщение» в качестве поощрения какой-либо деятельности предполагает следующее высказывание:  «Умница! У тебя хорошо получилось»

Задания с множественным выбором ответа

68. Знание возрастных психологических особенностей социального развития детей помогают воспитателю:  организовывать коллективную работу; диагностировать уровень социального развития; разрабатывать дидактические материалы.

69. К критериям психологической готовности детей к школе относятся:  вербализм; владение способами познания; произвольное поведение; мотивационная готовность; звуковой и слоговой анализ слова; ориентировка в математических представлениях; самостиятельность; овладение диалогической и монологической речью.

70.Ведущими факторами психического развития ребенка являются:  наследственность; активность самого ребенка; предметно-развивающая среда;  общение со сверстниками и со взрослыми.

71.Наказание как метод воспитания, оказывает положительное влияние, если:  не унижает достоинства ребенка; формирует способы сознательного самоконтроля.

72.Профессионально-важными личностными качествами педагога являются:    психолого-педагогическая компетентность; креативность;  ответственность.

73.Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста подразумевает:  идентификацию социального пола; формирование половых различий в поведении;

74.Родительская компетентность предполагает:  сотрудничество с детьми; удовлетворение основных потребностей ребенка; учет возрастных особенностей ребенка; взаимодействие родителей с социумом.

Задания на установление соответствия

75. Соотнесите вид деятельности детей с возрастом, в котором она является ведущей

1. Игровая деятельность  2. Предметная деятельность  3. Учебная деятельность  4. Непосредственно-эмоциональное общение

А. 0-1год Б. 1-3 лет В. 3-7 лет Г. 7-10 лет

1 2 3 4

76. Установите соответствие между возрастом и видом мышления, который преимущественно развивается в этом возрасте

1. Наглядно-логическое  2. Наглядно-действенное  3. Наглядно-образное

А. 1- 2; 3 года Б. 3; 4 – 10 лет  В. 5,5 – 6; 7 лет

1 2 3    

77. Соотнесите компоненты содержания понятий, раскрывающие стиль воспитания детей в семье, с терминами,  определяющими стиль:

1. Авторитарный стиль воспитания (установление жестких требований и правил)  2. Либеральный стиль воспитания (предоставление ребенку избытка свободы) 3.Демократический стиль воспитания (установление разумных правил для

А. Несистематичность оценок действий ребенка Б. Справедливая оценка действий ребенка В. Сверхвысокий уровень контроля  за действиями ребенка  Г. Слабое или полное отсутствие контроля за действиями ребенка

ребенка)  

Д. Разумный контроль за действиями ребенка, признание и поощрение его  самостоятельности  Е. Пристальное внимание  взрослого к поступкам ребенка, восприятие положительного как должного

Нормативно-правовые основы дошкольного образования

78. Какие уровни управления дошкольным образованием существуют на современном этапе:  федеральный;

79. Какой документ определяет цели, задачи и содержание преемственности дошкольного и начального образования:  Концепция содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования.

80. Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется:  -как программа  психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования;

81. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются:   -независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу;

82. Одним из принципов Национальной стратегии действий в интересах детей является:  -участие в международных актах по защите прав детства;

83. Укажите новые государственные формы дошкольного образования:  группы кратковременного пребывания детей в ДОО;

84. Личностно – ориентированная модель построения педагогической работы с детьми впервые определена в:   Концепции дошкольного воспитания.

85. Современный этап дошкольного образования характеризуется: Вариативностью существующих программ и технологий.

86. К образовательной программе ДОО предъявляется определенное требование: множест. ответ  соответствие Федеральному  Закону  «Об образовании в РФ»; соблюдение светского характера образования; построение на принципе личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с детьми;

87. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит:   Семье.

88. Выберите ответы, в которых названы образовательные области согласно ФГОС ДО: множетсв.  познавательное  развитие; речевое развитие ; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие;

89.Выберите ответы, в которых названы виды деятельности согласно ФГОС ДО:  коммуникативная; восприятие художественной литературы и фольклора; познавательно-исследовательская игровая двигательная конструирование изобразительная музыкальная.

90. ФГОС ДО преследует следующие цели:  -обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; – -обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; – -сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

91. Согласно ФГОС ДО содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:  предметно-пространственная развивающая образовательная среда;  характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

92. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:    Овладение установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе; Овладение развитым воображением; Развитие крупной и мелкой моторики; Способность к волевым усилиям; Проявляет любознательность, Достаточно хорошее владение устной речью; Овладение основными культурными способами деятельности;

93. Требования ФГОС  являются ориентирами для педагогов и администрации Организаций при решении задач:  формирования основной образовательной программы; взаимодействия с широкой общественности; анализа своей профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников.

94. Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы предполагает:  ликвидацию дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями; – -формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства; -сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.; модернизация дошкольного образования.

Методика дошкольного образования

95.Первоначальное обучение дошкольников новому формообразующему движению в рисовании следует начинать с:  обследования объекта изображения;

96.Просмотр и анализ детских работ по изобразительной деятельности необходимо проводить:  с позиции создания художественно-выразительного образа;

97.Главная цель организации музыкального сопровождения общего образования?

адекватная организация звучащего пространства процесса образования, в котором взаимодействуют дети и педагог

98.Какие формы организации познавательной деятельности также называют эвристическими?

 поисковые

99.Как называются знаки, при помощи которых записываются числа?  цифры

100.Сенсорное воспитание как основа математического образования дошкольников – это.. . – –целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия;

  101.Развитие элементарных математических представлений нацелены на…   предъявление новых знаний, повторение и систематизацию пройденного материала, закрепление умений и навыков; 

102.В младших группах использование словесного метода  по математическому развитию  сопровождается:  загадочным, сказочным тоном, медленным темпом и многократными повторениями.

103.Развитие познавательного интереса детей к математике требует от педагогов…  создания предметно-развивающей, игровой и бытовой среды;

104. Основанием для введения в мир числа старшего дошкольника является… выполнение действий с величинами, пользование условной мерки;  .

105.Дидактические игры и упражнения на занятиях по развитию математических представлений способствуют…  закреплению знаний, умений и навыков, развитию психических процессов; 

106.Природа используется как средство:  для всестороннего развития детей;

107.Направления экологического образования дошкольников в качестве временного стандарта сформулированы в книге:  «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений»;

108.Какое из суждений не относится к понятию «экологическая культура»:  рассматривается как врожденное свойство личности;

109.Экологический подход к содержанию животных и растений в уголке природы ДОО заключается:  в создании условий, в полной мере соответствующих потребностям и приспособленности живых организмов к ним;

110.Педагогический смысл экологических праздников, досугов заключается в том, чтобы.. .; вызвать положительный эмоциональный отклик у детей;

111.К парциальным программам социально-экологической направленности относится:  ; «Экономика и экология»;

112.Педагогическая модель «Эколог» разработана в рамках парциальной программы:  «Наш дом – природа».

113.Правильно и умело проведенная диагностика экологической воспитанности детей…  все ответы верны в совокупности.  

114.Что является предметом изучения методики развития речи?  -процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия;

115.В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только…   в процессе общения;

116.Словообразование – это компонент . .. грамматической стороны речи;

117.В чем заключается суть планирования работы по развитию речи?   в проектировании становления и развития речи детей прогнозировании динамики педагогического воздействия на речь и его результативности;

118.Определите показатели, характерные для детского восприятия в доизобразительном периоде:   нецеленаправленность.

119.Целью обучения изобразительной деятельности детей является… содействие развитию творческой личности;  .

120.Какой прием  используется на I этапе работы с детьми по знакомству с изобразительным искусством?  -рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отношение педагога к картине;

121.Какие изобразительные движения осваивает ребенок в течение второго года жизни?   разнообразные рисовальные движения орудийного характера;

122.Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде?   глубина мысли;

 123.Процесс формирования и изменения на протяжении жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них  психофизических качеств – это …  физическое развитие; 

124.Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами– это …  ; подвижная игра;

125.Установите соответствие игровых приемов возрастным параметрам:

1) Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия и роли 2) Предметно-манипулятивная 3) Сюжетно-ролевая на стадии сюжетосложения и игры с правилами 4) Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия

первая младшая  вторая младшая средняя старшая и подготовительная

126.Установите соответствие между возрастом ребенка и формой вопроса к детям:

а) вопрос «какой?» – «почему?» б) вопрос «почему ты так думаешь?» в) вопрос «кто?, что?, что делает?» г) вопрос  «как ты думаешь?»

младший возраст средний старший  подготовительная гр.

127.Какую роль выполняют в образовательной деятельности педагог?   педагога, который дает детям знания, умения, навыки.

128.Установите соответствие четырех периодов в познавательном развитии ребенка:

1) накопление информации о ближайшем окружении; 2) упорядочивание информации о ближайшем окружении; 3) накопление информации о большом мире;

4) упорядочивание информации о большом мире.

младший возраст средний старший  подготовительная гр.

129.Что является компонентами познавательной сферы?   познавательные (психические) процессы.

130.Установите соответствие особенностей развития познавательной деятельности согласно возрасту детей:

1) группировка, сравнение, обобщение; 2) накопление эталонов восприятия; 3) причинно-следственные связи; 4) аналитико-синтетическая деятельность.

младший возраст средний старший подготовительная гр.

131.Какие мотивы являются значимыми для детей старшего дошкольного возраста при вступлении в общение со сверстниками?   самооценка и удовлетворение потребности в признании;

132.В каком возрасте дети способны воспринимать  поступки героев литературных произведений, могут понять мотивы этих поступков при обсуждении с взрослым?   5,5 – 7 лет.

133.Какими фразами можно дополнить предложение: «Между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует…»   теснейшая связь;

134.Здоровье – это : состояние полного физического, психического и социального благополучия.

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознания
Системное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Влияние социальной среды на развитие и обучение ребенка.

Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок — обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Школа, класс, друзья — следующий концентр близкого окружения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет.

Зависимость учебной деятельности от темперамента.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам – это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей.

Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Именно поэтому при разработке индивидуальной работы с учащимися необходимо учитывать и особенности темперамента.

Причины изучения данной темы.

Причиной подробного изучения данной темы стала проблема, с которой я столкнулась при подготовке учащихся к ГИА. А именно то, что не все учащиеся в полной мере могут выполнить данные им задания. От чего это зависит? Этот вопрос долго стоял передо мной. Но став изучать связь социальной среды, в которой находится ребенок, а также зависимость учебной деятельности от темперамента, я нашла ответы на свои вопросы.

При подготовке к урокам мы не учитываем тот факт, что некоторое дети очень подвижны и активны, им тяжело выполнять монотонную работу, требующую усидчивости , другие же, наоборот, спокойны, их тяжело настроить на активную деятельность, для таких детей тяжела быстрая, активная работа, обычно они ее избегают, молча отсиживая на уроках.

Также меня беспокоил тот факт, что некоторые дети активно работают в школе, а дома практически ничего не делают, другие – наоборот, хорошо работают дома. Причина оказалась проста. В большинстве случаев подготовка к урокам дома зависит от социальных условий семьи. Проведя анализ, было выявлено, что у многих учащихся есть младшие братья и сестры, а также домашнее хозяйство. Поэтому  дома им просто не до выполнения школьных заданий. Таким учащимся необходимо больше работать в школе, в отличие от тех, кто дома в спокойной обстановке выполняет все необходимые задания.

Естественно, данный факт негативно отражается на успеваемости учащихся. Проведя анализ основных письменных работ, в том числе КДР за предыдущие года обучения, были выявлены низкие результаты у большинства учащихся.

Так как главной задачей для школы является успешная сдача экзаменов выпускниками, базой для формирования представляемого педагогического опыта стал выпускной 9 класс.

Для выявления необходимых данных об учащихся выпускного класса, был проведен анализ от родового анамнеза до социального развития среды, в которой пребывает ребенок, а также проведено тестирование по выявлению темпераментов.

Взяв во внимание данные тестирования, а также анализ взаимоотношения в семье и школе, учебной деятельности была разработана индивидуальная работа по подготовке учащихся к КДР и ГИА по русскому языку.

Психолого-педагогический портрет класса.

В 9-м классе в данный момент обучаются 10 человек, в том числе 5 девушек и 5 юношей.

Класс довольно дружный, ребята доброжелательно относятся друг к другу и в целом дорожат учебой именно в этом классе, не смотря на то, что несколько ребят пришли из других школ в 5-8 классах. Вместе с тем интеллектуальный уровень класса не слишком высо¬кий, что является причиной того, что большинству учеников гораздо интереснее участвовать в различных поездках, походах, дискотеках, спортивных соревнованиях и т.д., нежели в интеллектуальных мероприятиях (олимпиадах, интеллектуальных конкурсах).

Ярким лидером в классе является Дылевая Юлия, которая изначально проявляла себя как хороший организатор, хотя в обучении и не имеет заметных успехов. В данный момент она является организатором всех классных дел. Также в классе есть еще одна ученица, хоть она и является полной противоположностью Юли (лучшая ученица в классе, имеет мягкий характер),но все же активно участвует во всех делах класса и помогает Юле. Это наиболее ответственные люди, они не подведут.

Остальные равнодушны к делам класса и школы, но при этом выполняют  отдельные пору-чения.

Уровень воспитанности в классе довольно высокий. В лексиконе ребят практически отсутст-вуют грубые слова. Крайне редко можно услышать непозволительные интонации в разговорах друг с другом, учителями и родителями.

Состояние учебной деятельности в целом оставляет желать много лучшего. Даже на уроках гуманитарного цикла «расшевелить», разговорить класс, побудить к активной деятельности бывает нелегко, на уроках естественнонаучного и физико-математического цикла вообще активно ра¬ботают 3-4 человека, остальные пассивно следят за ходом урока.

Стараются добиться результатов, хотя и не всегда успешно примерно 4-5 учащихся, остальные равнодушно относятся к своей успеваемости. Юноши более пассивны, чем девушки, и на уроках, и во внеурочной жизни. Но все они очень разные.

Конечно, нельзя не отметить фактор, который во многом мешает обучению детей. Это социальные сети, зависимостью от которых охвачены все учащиеся данного класса. Все свободное время учащиеся проводят именно там, а все это по одной простой причине, что в силу особенностей подросткового возраста, у учащихся проявляются множество комплексов(у нескольких подростков дефект речи, у некоторых комплекс по поводу своей внешности),которые исчезают именно в социальных сетях, там подростки легко и раскрепощенно общаются и чувствуют себя комфортно. На уроках же мы видим совершенно обратное: они стеснительны, молчаливы, ответа добиться от большинства практически невозможно.

Таким образом, мы видим, что перед нами стоит большая проблема в обучении детей и подготовке к итоговой аттестации, которой никому не избежать. В связи с этим необходимо разработать индивидуальную работу с учащимися, которая будет включать в себя не только умственные особенности подростка, но и психологические, ведь чаще всего причиной снижения интереса к учебе заключаются именно в психологическом состоянии учащегося. Для того, чтобы выявить эти причины, необходимо знать особенности подросткового возраста, взаимоотношения в семье и со    сверстниками.

На основании этих исследований, а также взяв во внимание анализ уровня знаний учащегося, можно составить индивидуальный план работы, который будет учитывать все особенности конкретного ребенка(некоторым учащимся проще работать дома, т.к. в школе он не может собраться, другим-наоборот проще выполнять работу в школе, т.к. дома они загружены домашними делами или сидят с младшими сестрами и братьями). Все это необходимо учитывать для того, чтобы индивидуальная работа дала положительный результат.

   Педагогический опыт.

В составлении данного педагогического опыта использовались различные методы:

-анкетирование (учащихся 9 класса);

-тестирование (тест на темперамент);

-анализ( социальной среды, в которой находится учащийся).

Актуальность педагогического опыта.

Проблема наиболее результативной подготовки учащихся к экзаменам всегда стояла перед учителями. Каждый учитель старается подобрать и составить задания так, чтобы они были доступны и понятны каждому. Но всегда ли этого достаточно? Оказывается, нет. Не всегда лишь удачный подбор заданий влияет на успеваемость и уровень подготовки. Именно поэтому данную тему педагогического опыта я считаю актуальной.

Прошли те времена, когда учитель шел в класс и знал, что все дети будут максимально сосредоточены и внимательны, когда большинство детей усваивали информацию сразу и всегда выполняли домашнее задание, не зависимо от того, какие проблемы и обстоятельства дома. Современные подростки стали другими, у них появилось много отвлекающих факторов, таких как интернет, а именно, социальные сети, им доступны многие развлечения. Это, естественно, мешает обучению, подростков тяжело организовать и заинтересовать работой. Современный мир диктует другие правила. Поэтому перед учителями стоит очень важная и тяжелая работа – дать учащимся ту базу знаний, которая им необходима для дальнейшего обучения и развития. В этой работе учителям большими помощниками могут оказаться родители. Но практика показала, что лишь единицы родителей регулярно следят за успеваемостью детей и выполнением задания, большинство же заняты работой и более младшими детьми.

Научность представляемого педагогического опыта.

В современной педагогике ведется постоянный  поиск новых идей и методов преподавания. Это происходит потому, что большинство методов устарели, ведь меняется мир, меняется общество, соответственно должна меняться и методика преподавания. В современном обществе уже другие ценности и принципы, их нельзя не учитывать при обучении детей.

Так как подростки требуют , в большинстве случаев, именно индивидуальный подход, который бы учитывал все его особенности и интересы, данная тема педагогического опыта соответствует современным требованиям к обучению. Данная методика учитывает все необходимые факторы, влияющие на качество обучения ребенка.

Результативность педагогического опыта.

В течение 2012 -2013 учебного года данная методика применялась на  базе 9 класса. Для каждого учащегося разрабатывались задания с учетом особенностей темперамента, а также большинство заданий проводились в удобной для ученика форме: некоторым детям большинство заданий давались на дом, а некоторым приходилось работать в школе, чтобы дома их не отвлекали различные факторы. Данные виды заданий использовались при подготовке учащихся к КДР и ГИА.

По истечению учебного года, был проведен анализ КДР за 2012 -2013 год, который показал 100% обученности учащихся, чего в предыдущие года не наблюдалось. Качество обучения также стало выше, но не намного. Это объясняется тем, что данный метод индивидуального подхода используется в данном классе год, что недостаточно для достижения высоких результатов. Если данный метод использовать с 5 класса обучения, он даст более высокие результаты.

Новизна представляемого педагогического опыта.

Данная методика подготовки учащихся к экзаменам является новой, так как не использовалась ранее. Конечно, нельзя не брать во внимание тот факт, что по отдельности эти методы периодически используются в обучении. Но именно комбинация их в единое целое дает положительные результаты. Эти результаты видны уже по истечению года обучения по данной методике.

Технологичность представляемого педагогического опыта.

На базе 9 класса школы № 24 данная методика применяется первый год, но уже зарекомендовала себя, как эффективный способ подготовки учащихся к экзаменам (возможно применение данной методики для более качественной подготовке к урокам).

Данная методика легка в применении, поэтому ее может использовать каждый желающий педагог любого образовательного учреждения.

   Выводы.

Проведя работу по определению влияния социальной среды, а также зависимости учебной деятельности от темперамента, можно сделать вывод о том, что каждый ребенок индивидуален и требует особого подхода. Именно эти факты дают возможность улучшить качество подготовки учащихся к урокам и экзаменам, проявить интерес к учебе.

Практика показала эффективность  данной методики, уровень обученности улучшился. Нельзя не отметить и тот факт, что дети ценят индивидуальный подход и с большим интересом берутся за работу.

Данная методика еще положительна и тем, что подбирая задания индивидуально для каждого учащегося, им не у кого списать, таким образом сам собой отбрасывается данный вариант выполнения задания, учащемуся ничего не остается, как выполнять задание самому, и со временем это дает положительные результаты.

Простота применения данной методики на практике дает возможность каждому педагогу, использующему ее в своей практике, корректировать и вносить изменения в данный метод подготовки. Таким образом, данная методика в скором времени станет распространенной т более усовершенствованной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector