КОНСПЕКТ НОД ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Цель. Способствовать социальной адаптации через формирование основ . Ознакомление детей дошкольного возраста с
: познакомить детей с понятием в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях
, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.
. Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется . В этой книге говорится о . Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые
А что такое
– это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.
Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,
, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любим.
Он на свете не один!
детей говорится в стихотворении?
ребенок при рождении имеет право на имяправо жить в семье на получение медицинской помощи и на безопасные условия жизни.
Нужно хорошо запомнить свои права и правильно ими пользоваться, а также соблюдать права других детей
право на имя, которое дается им при рождении.
У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя?
Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Никто никогда не может забрать у вас имя.
У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково». Как вас зовут ласково? (Дети по очереди называют себя ласковыми именами)
у человека есть и обязанности. Вы должны называть друг друга по имени.
на воспитание в семье.
В Конвенции записаноребенок имеет право жить и воспитываться в семье».
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Русская пословица «В дружной семье и в холод тепло». Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о семье?
Дерево держится корнями, а человек семьей.
На что и клад, когда в семье лад.
Отца с матерью почитать – горя не знать.
При солнышке тепло, при матери добро.
Семьей дорожить – счастливым быть.
Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.
прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности?
Воспитатель. Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться своих родителей.
на медицинскую помощь.
Ребята, если человек заболел, то он имеет обратиться за помощью к врачу. Врач назначит , чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.
Также все дети имеют право на отдых. Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. Как вы отдыхаете?
Дети слушают и выполняют подражательные движения по тексту (движения повторяют за воспитателем)
Отдых нам – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Сели-встали, сели-встали –
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
на бесплатное образование.
Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.
Для чего всем надо учиться?
Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.
В школе дети получают необходимые знания. Затем учебу можно продолжить в техникуме, институте, университете. Каждый человек выбирает сам, кем он хочет стать. Учиться надо, чтобы получить профессию, чтобы быть умными и образованными.
У ребёнка право есть, кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить, на салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой, разбросать свои игрушки!
Исчеркать картинки в книжке, дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав! Разве я, друзья, не прав?
Как вы думаете, прав ли герой стихотворения?
Ребята, надо знать свои Такие же права есть у всех детей, нельзя нарушать права других детей
Воспитатель подводит итог (дети перечисляют какие
Молодцы, ребята! Теперь вы знаете о своих правах!
Цель: познакомить детей с их правами.
Задачи: развивать умение рассуждать, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным- давно, тысячи лет тому назад. Тогда же появились и главные вопросы: что могут люди делать, и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют права и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая Декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу люди написали для себя. А заботясь о детях, они написали вторую книгу – документ «Конвенцию о правах ребенка». И сегодня мы с вами поговорим о ваших правах, ведь, чтобы стать полноправным членам общества, нужно знать о своих правах.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Права ребенка“» размещена в разделах
А что же такое право? (ответы детей)
Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Вы должны знать свои права. А взрослые должны уважать ваши права. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Едва на свете появился
И приоткрыл свои глаза,
Немного миру подивился –
Ты получил свои права :
Права на счастье и улыбки,
Права на новый светлый день,
Права на глупости, ошибки,
Права на озорных друзей.
Права на игры и желанья,
Права на знание и смех,
Права на то, чтоб быть ребенком
И отличаться ото всех.
Права на улице гулять,
Права с ровесником играть,
Права лечиться, заболев,
Права заботиться о всех.
Но есть один большой урок –
Во всех правах и смыслах их –
Ты должен быть самим собой
И уважать права других!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой рисунок нарисовал Максим! Давайте рассмотрим его и поговорим о тех правах, которые здесь изображены. ( Ответы и рассуждения детей).
Воспитатель: Ребята! Посмотрите к нам заглянуло солнышко! Солнышко необычное, посмотрите, у него на лучиках написаны наши права. Воспитатель зачитывает права. Давайте поиграем с солнышком. ( Дети становятся в круг и под медленную музыку играют с солнышком).
Воспитатель: Ребята, какие вы все молодцы! Все внимательно слушали, а теперь я предлагаю отгадать загадки о наших правах.
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Всех по-разному зовут:
Кот — Мурлыка,
Пес — Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Слышен детский крик и плач
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Мы использовать должны
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали. О чем мы с вами сегодня беседовали?
Дети: О правах детей.
Люди всей страны
Это знать всегда должны.
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
У него уже с пелёнок есть очень веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом,
Наталья Вертьянова Конспект занятия по правовому воспитанию в средней группе по теме «Права ребёнка»
МБДОУ Д/С № 4 «Незабудка». М О «Барышский район»
Конспект занятия по правовому воспитанию в средней группе.
Воспитатель Вертьянова Наталья Александровна
Публикация «Конспект занятия по правовому воспитанию в средней группе по теме „Права ребёнка“» размещена в разделах
Цель: Создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.
1. Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка» – документ, определяющий и закрепляющий права детей.
2. Закрепить знания детей о своём имени и своей семье.
3. Уточнить представление детей о продуктах питания.
4. Закрепить умение составлять рассказ о семье.
5. Познакомить детей с правами ребенка.
6. Формировать умение графически изображать свою семью.
7. Способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей.
8. Создать условия для проявления доброжелательных отношений к окружающим.
Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему «Моя семья», беседа «я и моё имя».
Материал и оборудование:
Семейные фотографии, картинки, символизирующие права детей, обруч, мягкие модули, кукла Маша, игрушки «зайчика, мышки, ёжика», картинки с изображением продуктов, 2 корзинки.
Цветные карандаши, листы бумаги.
Воспитатель с куклой Машей привлекает внимание детей.
Воспитатель : Дети, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Вы узнали её?
Дети: Это Маша.
Воспитатель : Машенька пришла к нам рассказать о своих новых приключениях. Хотите узнать о них?
Наша Маша живет в лесу у Мишки. И вот однажды, пошла Маша в лес за грибами, что бы Мише обед приготовить.
Идёт Маша, а навстречу ей Зайчик.
Почему ты, плачешь?
Была у меня избушка, Лиса попросилась ко мне жить, а потом меня выгнала.
У каждого человека есть право на неприкосновенность жилища. Никто не разрешит Лисе его нарушить.
Воспитатель показывает детям картинку, символизирующую это право, дети рассматривают её, затем картинка помещается на доску.
Воспитатель : Давайте поможем Зайчику построить новый домик. У нас есть мягкие модули конструктора. Дети строятся друг за другом. По сигналу они по очереди берут по одной детали конструктора, кладут деталь в обруч, последний член команды построит в обруче домик.
Воспитатель : Какой хороший домик вы построили. Теперь Зайчику будет удобно в нём жить. Молодцы. Нас ждёт продолжение истории Маши.
Воспитатель : Идёт Маша дальше. Видит, сидит Мышка и плачет.
Почему ты, плачешь, Мышка?
Как, же мне не плакать. Приходил волк и сказал, что все грибы и ягоды, в лесу теперь его. Что я буду кушать?
Успокоила Маша Мышку и сказала, что дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды. Воспитатель показывает детям картинку, символизирующую это право, дети рассматривают её, затем картинка помещается на доску.
Воспитатель : Давайте поможем Мышке. На столе лежат картинки. На них нарисованы разные продукты. Давайте разложим их в 2 корзинки. Одна корзинка для Маши, а другая для Мышки.
2 ребенка выбирают картинки с продуктами питания и кладут их каждый в свою корзинку.
Воспитатель : Молодцы ребята. Вы хорошо справились с заданием. Одну корзинку мы подарим Маше, а другую Мышке.
Воспитатель : Идёт Маша лесом, видит на пеньке сидит зверёк и плачет.
Кто ты? Почему ты плачешь?
Как же мне не плакать? Я не знаю, кто я и как меня зовут.
Ребята, а вы знаете кто это? (Ёжик.) А кто его мама и папа? (Ежиха и Ёж).
Ребёнок имеет право знать своих родителей.
Маша: А вы ребята знаете, как зовут ваших родителей?
Воспитатель : Давайте расскажем Маше о семье.
Дети подходят к столу, находят фотографию своей семьи и составляют рассказ. ( Имя мамы и папы, кем они работают, как зовут бабушку и дедушку, любимое занятие семьи).
Воспитатель : Как хорошо, что у каждого есть семья. В семье все любят и заботятся друг о друге, приходят на помощь. В семье все вместе, как пальчики на руке.
Воспитатель : Давайте нарисуем свою семью.
Дети садятся за столы, обводят свою ладошку и рисуют пальчикам лица членов своей семьи.
Маша: Давайте придумаем Ёжику имя. Ребёнок имеет право на имя.
Слушаются все предложения детей. Выбирают самое удачное.
Воспитатель : Много людей живёт на земле и у каждого есть имя. Каждому ребенку при рождении родители дают имя.
Воспитатель предлагает всем обняться, почувствовать тепло и заботу друг друга.
Воспитатель : Подошли к Маше три Зайчик, Мышка и Ёжик.
Расскажи нам, Маша, откуда ты узнала про права детей?
Я хожу в детский сад. Там я узнала, о том, что есть – документ «Конвенцией о правах ребёнка» в нём записаны все права детей. Эта «Конвенцией о правах ребёнка» и защищает детей от несправедливости. Вы тоже можете ходить в детский сад и там много интересного узнать потому, что вы имеете право на обучение.
Вот так выглядит этот документ «Конвенцией о правах ребёнка».
Маша: Давайте поиграем. Внимательно посмотрите на картинки и найдите, на какой картинке нарушены права ребёнка.
Дети находят нужную картинку.
Воспитатель : Вот так закончилась эта история. Вы смогли помочь героям сказок, с которыми встретилась Маша. Спасибо вам. Маше пора возвращаться домой. Давайте с ней попрощаемся.
Дети: До свидания Маша.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №5 г. Бирюсинска
«Я имею право».
Средняя группа «Умка».
Батурина Е. А
Создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний. Довести до ребёнка, что каждый человек имеет право на имя, на лечение и отдых. Развивать связную речь через стимулирование высказываний детей, вопросы, ответы. Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему «Моя семья», беседа: «Моё имя», просмотр презентации «Ребёнок имеет право»
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня отправимся в путешествие в страну под названием «Право».
Сидит кукла и плачет. Что случилось? (у куклы нет имени)
Ребята, у каждого человека есть право на имя.
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно.
Каждый взрослый и ребенок имеет имя. Может мы поможем и придумаем кукле имя?Дети: Да. Поможем! (называют имена, выбирают одно) Например, Маша. Воспитатель: Ну, вот! Теперь у тебя есть имя, Маша. Посмотри, пожалуйста, Маша, мы сейчас с детьми поиграем и назовем свои имена. Запоминай. Игра «Цепочка имен» (с мячом в кругу). ДимаВалерияОлесяМиша и т. д Воспитатель: Маша говорит, что очень красиво звучат ваши имена. Она постарается запомнить. Воспитатель: каждого из вас можно назвать ласково. Ваши мама, папа, дедушка, бабушка дома называют вас ласково. Как?Назовём сейчас свое имя: Миша – Мишенька и т.д. А как мы ласково назовём нашу куклу?Дети: предлагают ответы ( Машенька, Машуня, Машуля)Воспитатель: Итак, у каждого из вас есть какое право? (Право на имя). При рождении ребёнку родители дают имя, которое будет с вами всю жизнь. При рождении человека выдается «Свидетельство о рождении». В нем прописано имя ребенка, отчество и фамилия. Нам пора отправляться дальше. Маша, ты хочешь с нами отправиться в дальнейшее путешествие? Да.
Игра «Все будет хорошо».
В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).
Игрушка- медведь. Ребята, а почему Мишка плачет?(оторвали лапу)
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
– Ребята, как можно помочь мишке? (полечить)
– Ребята, а еще у ребенка и взрослого есть право на лечение.
– Кто может помочь мишке?
– Для чего нам нужны врачи?
Игра «Чудесный мешочек» (инвентарь для врачей)
Если к “У” добавим кол,Значит, сделают (укол)
Я под мышкой посижуИ что делать укажу:Или уложу в кровать,Или разрешу гулять.(Градусник)
В овощах и фруктах есть. Детям нужно много есть. Есть ещё таблеткиВкусом как конфетки. Принимают для здоровьяИх холодною порою. Для Сашули и ПолиныЧто полезно? (Витамины)
Врач полечил мишку. Нам пора отправляться дальше
– Маша и мишка пойдем в путешествие с нами? Да.
3. Прибытие в страну под названием «Право на отдых».
Ребята, вы знаете, что у каждого человека есть право на отдых.
Как можно отдохнуть детям? (играть в игры, смотреть телевизор,
купаться, гулять, спать)
Я вам предлагаю использовать право на отдых – поиграть в
народную игру «Что мы делаем – не скажем»
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок появляются права!
Иметь просторный, добрый дом
Быть веселым и здоровым,
Мы с вами побывали в разных странах. А сейчас нам пора возвращаться в группу.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 13» г. Саратова
Методическая разработка занятия в средней группе
по интеллектуальному развитию дошкольников
на конкурс для воспитателей детских садов
тема «Я ребенок, и я имею право»
воспитателя Когтевой Зинаиды Владимировны
Адрес учреждения: (8452) 410054, г. Саратов, ул. Большая Садовая, 113, тел. 52-86-54
1. Познакомить с документом – Свидетельство о рождении.
2. Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право: на имя, дом, здоровье.
3. Продолжать формировать представление:
4. Закрепить знания о названии страны, города, его жителей.
5. Развивать у детей мышление, внимание, речевую активность, память, умение восстанавливать последовательность в соответствии с порядком действий.
5. Воспитывать положительные эмоции, чувство ответственности за свою жизнь, любовь к родным местам.
знакомство с правами: на имя, дом, семью, здоровье. Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин-иллюстраций, игры, экскурсии в социум.
Материал и оборудование: макет дерева, снежинки с символами в центре, алгоритм последовательности мытья рук, атрибуты к игре «Узнай по голосу», ширма, игрушка – Домовенок. Документ – Свидетельство о рождении ребенка. Магнитный мольберт.
Минута вступления в занятие. (Звучит лирическая музыка)
(дети стоят около воспитателя)
Настал еще один новый день. Я улыбнусь Вам, а вы улыбнетесь друг другу и гостям. Как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, и я думаю, вы готовы к беседе со мной.
(Обращает внимание на дерево с символами)
Посмотрите, на дерево и оно подскажет вам, о чем мы сегодня будем говорить.
Его ветки украшают снежинки, но они необычные тем, что их можно брать в руки и они не тают. В середине каждой снежинки что-то изображено.
Ответы детей ( права)
: Кто хочет показать снежинку под цифрой 1. О чем говорит нам эта картинка-символ?
Ответы детей.(это право на имя)
: У каждого из вас есть свое имя, которое при рождении дали вам родители и называют все, кто вас окружает. Это подтверждает и самый первый документ в жизни человека – Свидетельство о рождении, которое есть у каждого из вас. (показ свидетельства о рождении и рассказ воспитателя о содержании документа: в документе написано имя, фамилия, отчество ребенка, сведения о его родителях, городе и стране в которой он родился и дате рождения. В каждом документе есть печать)
Без имени человеку было бы очень нелегко. Как бы мы называли друг друга, если бы у нас не было имен? Непонятно. И мы с вами убедимся в этом еще раз, поиграв в игру «Узнай, чей голос?»
Игра «Узнай, чей голос?»
: Что мы называли, узнавая, чей прозвучал голос?
Ответы детей – (Имя)
Детям предлагается сесть на стульчики
: Дети, кто хотел бы показать снежинку под цифрой 2? О чем говорит нам эта картинка-символ?
Ответы детей ( право на дом)
: Мы живем с вами в одном большом доме – большой и могучей стране
Как она называется?
Ответы детей ( Россия)
Как называют граждан России?
Ответы детей (Россияне)
: В России много разных городов, среди которых и тот, в котором мы живем. Как называется наш город? (Саратов)
Как Вы думаете, если мы живем в городе Саратове нас называют еще и ? (саратовцы)
: Вы любите свой город? За что?
Да, Саратов – наш родной город, наша малая Родина. Мы родились здесь и живем со своими родными и близкими. Но Саратов еще и большой город. Что необходимо знать каждому из нас, чтобы найти свой дом, свою квартиру?
Ответы детей (дом.адрес)
: Подумайте, кто из вас хотел бы сообщить нам свой домашний адрес? (2-3 ребенка)
Мы продолжаем наш разговор. Какая цифра следует за цифрой 2?
Ответы детей
Я предлагаю поговорить об одном из главных прав человека. Как вы думаете, каком ?
Ответы детей (праве , на здоровье)
: Какого человека называют здоровым?
Кто помогает человеку сохранить здоровье?
Ответы детей (врачи.)
: Мы сами себе можем помочь сохранить здоровье?
Ответы детей ( занимаясь спортом)
Я предлагаю вам немного отдохнуть и вспомнить нашу любимую аэробику, которую с вами проведет Нина Николаевна.
Дети садятся на стульчики
Сюрпризный момент – из-за ширмы появляется Домовенок
Вы узнали нашего старого знакомого
Ответы детей (Домовенок)
Я живу у вас в группе давно . Часто вижу , как вы занимаетесь, играете, отдыхаете. Вы молодцы! Поэтому решил подарить вам интересную игру. Посмотрите на картинки. О чем они вам напоминают?
Ответы детей (о том, как правильно мыть руки)
Но вот беда, карточки я перепутал и не знаю, в каком порядке они должны стоять. Вы поможете расставить их по порядку?
Игра-алгоритм « Разложи по порядку»
Дети восстанавливают последовательность алгоритма мытья рук, комментируя свои действия
Спасибо вам дети за помощь
ь: Тебе Домовенок, спасибо за такую интересную игру. За это мы откроем тебе еще один секрет здоровья.
Игровой этюд «Мы болеть не будем»
Дети стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с текстом:
Каждый день по утрам делаем зарядку
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать и вставать, прыгать и скакать.
Вот здоровье в чем секрет:
Мы болеть не будем – нет!
: Дети, о каких правах мы сегодня говорили?
Человек имеет прав намного больше. Они такие же важные, как и те, которые мы сегодня вспомнили, но поговорим мы о них в следующий раз.
Спасибо вам за беседу.
Интегрированная НОД в средней группе
1. Упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и
2. Развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
Побуждать детей анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
3. Воспитывать чувство уважения к другим людям; корригировать речь,
память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать
Оборудование и материалы: шляпа, волшебный сундучок, свидетельство о
рождении, выставка книг по правам ребёнка, Конвенция о правах ребёнка,
Конституция РФ, сюжетный иллюстрации, детские фото, Спроигрыватель.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских
народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание
иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц,
сюжетноролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и
другие; индивидуальное заучивание стихов.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьито ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является
важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего
нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их
нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача
хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать
– А что же такое ? (
Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная
возможность чтото делать, осуществлять, иметь.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте
посмотрим, что же в нем находится. ( В сундучке свидетельство о
Что же это за документ «Свидетельство о рождении?»
Дети: Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)
Воспитатель: О каком праве он напоминает?
Дети: О праве на имя, фамилию, отчество.
Воспитатель: Зачем нам нужно имя?
Дети: об нас не перепутали, различали.
И у каждого одно!
Воспитатель: Скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим
Дети: Называть друг друга по имени
Игра «Шляпа знакомств».
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны
представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество.
(Дети по очереди называют Ф. И. О.)
Воспитатель: Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка
следующую картинку. ( На иллюстрации семья)
О каком праве говорит нам иллюстрация
Воспитатель: Верно, право на семью. Что вы знаете об этом праве?
Дети: У каждого человека должны быть папа, мама.
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые
заботятся о вас. Теперь я предлагаю вам поиграть в игу “Назови ласково”.
Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду
называть слово, а вы подберите к нему ласковые сло
Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не
случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети
давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
В семье дружат живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте
Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье!
Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга,
взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем,
как это приятно о комто заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
Жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?
Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры
Ребенок: Я заправляю постель
Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома
Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую
картинку. О каком праве нам может она рассказать? (Право на отдых)
Воспитатель: Как можно отдохнуть детям?
(Предположительные ответы детей: играть в игры, смотреть телевизор,
Воспитатель: Я вам предлагаю использовать право на отдых поиграть в
(Дети загадывают движения, затем к ним подходит воспитатель
Человека Рассеянного с улицы Бассейной)
Дети: Человек Рассеянный с улицы Бассейной, прими нас на работу!
Воспитатель: А что вы умеете делать?
Дети: Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!
Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.
Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение,
собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща:
петь, играть и веселиться, бегать, прыгать и резвиться!
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О
каком праве она нам расскажет? (Право на образование)
Воспитатель: Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей
обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего
Воспитатель: Где можно получить образование?
Дети: В школе, в детском саду, в училище, в институте.
Воспитатель: Для чего надо учиться?
Дети: Чтоб получить профессию, диплом.
Воспитатель: Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить
профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.
Воспитатель: В чем заключается ваша обязанность в учебе?
Дети: Стараться хорошо учиться.
Игра «Продолжи пословицу».
Воспитатель: Я начинаю, а вы продолжаете.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках?
Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.
(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)
(Право на безопасные условия жизни)
(Право на жизнь)
• Доктор Айболит
(Право на медицинское обслуживание)
Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве
она напоминает? (О праве на жилье)
Воспитатель: Как люди обязаны относиться к своему дому?
Дети: предположительные ответы детей
Воспитатель: Никто не может без разрешения заходить в дом и брать что
либо.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
говорится о Праве на медицинский уход
– Кто изображен на рисунке?
– Что он делает?
– О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)
Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью:
одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять
спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех
одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет
нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда
вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди и маленькие и
большие имеют права.
Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.
Дети встают в круг, делают 23 глубоких вдоха. Все вместе произносят
стихотворные строки и выполняют движения:
У него уже с пеленок веские права!
Восхищаться чемто новым
Итог: у нас есть и права и обязанности. Права детей защищены Законом РФ
Марина Бурлакова Конспект НОД «О правах играя» (средняя группа)
Цель: Донести до сознания детей в доступной форме права ребенка.
1. Познакомить детей со своими правами через сказку;
2. Учить анализировать поступки сказочных героев, видеть в сказке нарушения права;
3. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
4. Способствовать развитию нравственных представлений.
Публикация «Конспект НОД „О правах играя“ (средняя группа)» размещена в разделах
Предварительная работа: Беседа с детьми «что такое хорошо, а что такое плохо»; Дидактическая игра «Правила поведения воспитанных детей»; просмотр мультфильмов «Ну, погоди», «Мама для мамонтенка», «Крокодил Гена»; чтение произведений К. Чуковский «Доктор Айболит», Ш. Перро «Золушка.
Оборудование: слайды «Права ребенка», танцующих животных; аудио запись песен «Чебурашка», «Песня Мамонтенка», «Волшебный цветок». « Праздничная плясовая»; слайды из мультфильмов «Ну, погоди», «Доктор Айболит», «Мама для мамонтенка», «Золушка», «Крокодил Гена»; цветок «Права детей»; цветы для каждого ребенка; муляж реки; 4 игрушки.
На доске прикреплен цветок с закрытыми лепестками.
Педагог: (обращается к детям) Ребята, этот цветок хотел вам, что-то рассказать, но злая колдунья заколдовала его и лепестки у цветка закрылись. Давайте, поможем цветку раскрыться и узнаем, о чем хотел рассказать цветок. Для оказания помощи вы должны знать много сказок. Вы знаете сказки?
Педагог: Внимание первое задание.
Слайд «Большие права маленького ребенка». Звучит аудио запись песни «Чебурашки» композитора В. Я. Шаинского
Педагог: Вы, знаете, кто поет эту песенку?
Педагог: Это песня Чебурашки. Как вы думаете, почему он поет, что он был игрушкой безымянной?
Звучит аудио запись песни «Чебурашка» композитора В. Я. Шаинского
Педагог: (делает обобщение) У Чебурашки не было имени. А можно жить без имени?
Педагог: Только ты на свет родился право первое твое
Получи, чтоб им гордиться имя личное свое.
показ слайда «Каждый ребенок имеет право на имя»
Педагог: (раскрывает первый лепесток) Вот мы и помогли раскрыться первому лепестку
Дидактическая игра «Дай имя игрушке»
Цель: учить придумывать имена; развитие воображения, фантазии
Показ слайда из мультфильма «Ну, погоди»
Педагог: Узнаете, мультфильм и его героев?
Педагог: Это заяц и волк из мультфильма «Ну, погоди» Как обращается волк с зайцем?
Педагог: Он его обижает, а можно обижать маленьких детей?
Педагог: Я росточком недоволен и пока не так силен,
Но не смей, мне делать больно, есть у нас такой закон.
Показ слайда «Каждый ребенок имеет право на защиту от физического и психологического насилия»
Педагог: Вот и раскрылся второй лепесток
Звучит аудио запись песни Мамонтенка из мультфильма «Мама для Мамонтенка композитора В. Я. Шаинского
Педагог: Вы, узнаете, кто поет эту песенку? К кому плывет мамонтенок?
Показ слайда мамонтенка
Педагог: Очень трудно самому жить на свете одному
Правом с папой жить и с мамой пользуйтесь всегда ребята
Педагог: (раскрывает третий лепесток) Вот мы и помогли раскрыться третьему лепестку. Показ слайда «Каждый ребенок имеет право на семью».
Пальчиковая игра «Семья»
Цель: закрепить знания детей членов семьи; развитие моторики памяти, внимания
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик я – вот и вся моя семья!
Методические указания: на первые четыре строчки разгибания пальцев начиная с большого, на пятую – хлопки.
Педагог: А теперь постараемся раскрыть четвертый лепесток. Ребята, в какой сказке случилось так, что все звери заболели и их некому, было лечить
Показ слайда «Больные страусята»
Показ слайда «Айболит прилетел в Африку»
Педагог: (Педагог раскрывает четвертый лепесток). Конечно – это доктор Айболит
Если жар все тело ломит и совсем не до игры,
То позвать врача на помощь тоже право детворы.
Показ слайда «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь»
Педагог: У волшебного цветка остался один не раскрытый лепесток. Раскрыть пятый лепесток нам поможет загадка
Она была трудолюбива,
Среди сестер не горделива,
На щечках пятна от золы
И ей хотелось на балы
Показ слайда «Золушка»
Педагог: Трудолюбивая Золушка. А какую работу заставляли ее делать?
Педагог: Золушку заставляли делать очень тяжелую работу,
Никто не имеет право заставлять детей делать тяжелую работу,
Показ слайда «Каждый ребенок имеет право на защиту от эксплуатации»
Педагог: (раскрывает пятый лепесток) Вот мы и помогли раскрыться цветку. Называется наш цветок Права ребенка. Цветок благодарить вас и за ваш труд награждает вас еще одним правом – правом на отдых.
Показ слайда «Каждый ребенок имеет право на отдых»
Музыкальная физминутка «Танцуйте с нами»
Цель: учить выполнять простые ритмичные движения под музыку; развитие темпа и ритма.
Педагог: Теперь вы знаете, что у каждого из вас есть права, чтобы цветок снова не закрылся, повторим ваши права.
(Дети называют права)
Педагог: Никто не должен нарушать права детей, а вы ребята должны знать правила поведения воспитанных детей и выполнять их.
Цель: закрепить знания детей правила поведения : на улице, дома, общественных местах, детском саду.
Дети называет правила поведения, педагог раздает им цветы.
Педагог: Ребята, давайте эти цветы назовем «Правила поведения воспитанных детей». Цветку «Права детей» пора отправляться в дорогу, чтобы рассказать всем детям, а их правах. Ребята, вместе с цветком «Права детей, отправим в путешествие и ваши цветы. Пусть они расскажут о правилах поведения воспитанных детей. Отправятся они в путь по волшебной реке
Звучит аудио запись песни Волшебный цветок
Педагог вмести с детьми подходит к «реке», и «отправляют цветы в путешествие».