НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Алёна Булатова

Эксперт по предмету «Психология»

Кунилова Ксения

Эксперт по предмету «Социология»

преподавательский стаж — 5 лет

Евгения Солодова

преподавательский стаж — 8 лет

Формирование ценностных ориентаций — это процесс, проходящий в ходе социального взаимодействия. Дети учатся регулировать собственное поведение и взаимодействие в зависимости от общепринятой в обществе системы ценностей. Дети младшего школьного возраста сензитивны в восприятии и осмыслении ценностей современной культуры.

подросток психологический ценностный

В первые годы своей жизни ребенок устанавливает контакт с внешним миром практически только через родителей, и их представления и оценки влияют на восприятие ребенка. Позднее определенное влияние оказывают школа и сверстники. Однако с ростом самосознания подросток начинает понимать, что его личный социальный опыт не является единственным критерием окружающего. Он присматривается к другим ценностям и правилам, постигая их в процессе общения со сверстниками. Подросток стремится расширить свои социальные горизонты, познакомиться с альтернативным социальным опытом, получить представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира. Именно в этот период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность: выдержат ли они испытание, достаточно ли надежно они укоренились в его сознании.

Поскольку набор
ценностей, которые усваивает индивид
в процессе социализации ему «транслирует»
именно общество, исследование системы
ценностных ориентаций личности
представляется особенно актуальной
проблемой в ситуации серьезных социальных
изменений, когда отмечается некоторая
«размытость» общественной ценностной
структуры, многие ценности оказываются
порушенными, исчезают социальные
структуры норм.

Семья является
источником накопления и стабилизации
физических и духовных сил человека, в
ней каждый удовлетворяет свои жизненно
важные потребности и интересы независимо
от возраста.

Во время пубертатного
периода подростки обращают все больше
внимания на свой внешний вид. Они
наблюдают за изменением своего тела и
колебаниями в своих переживаниях со
смешанным чувством любопытства, интереса,
а порою и страха.

Пытаясь интегрировать
эти новые образы и чувства, они ищут для
себя ролевые модели среди друзей, членов
семьи, людей, известных из средств
массовой информации.

К. С. Дивисенко
выделяет два аспекта ценностей, которые
осваивают подростки: процессуальный и
содержательный.

Содержательный
аспект реализуется через освоение
знаний о ценностях, нормах поведения,
осознание необходимости определенного
поведения в соответствии с ценностями
и готовности поступать в соответствии
с имеющимися знаниями.

Таким образом,
важнейший фактор развития личности
подростка – его собственная большая
социальная активность. Специфическая
социальная активность подростка
заключается в большой восприимчивости
к усвоению норм, ценностей и способов
поведения, которые существуют в мире
взрослых и в их отношениях.

Главным
новообразованием этого периода является
становление самосознания, где ведущим
типом деятельности является общение,
а также самоопределение, которое
опирается на мировоззрение подростка
и связано с выбором профессии. В
подростковом возрасте возникают и
оформляются нравственные убеждения.

Система ценностных
ориентаций у подростков составляет
основу отношений к себе самому, к другим
людям, к окружающему миру и основу
мировоззрения. Именно в это период,
ценности, привитые в детстве ребенку
семьей, проверяются на прочность:
выдержат ли они испытание, достаточно
ли надежно они укоренились в его сознании.

Соседние файлы в предмете Маркетинг

2. Ромм М. В., Ромм Т. А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. – 2010. – № 12.

3. Трушников Д. Ю. Воспитание в вузе: гуманистический аспект: монография. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2006. – 132 с.

4. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ

Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск

Статья посвящена характеристике социально-психологических особенностей переходного возраста, влияющих на формирование ценностных ориентаций подростков. Особое внимание уделяется обоснованию роли семьи в формировании конфликтного поведения подростков.

В поведении подростков часто проявляется агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, – все это принимает устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения. Такое поведение является след-

* Заведующий кафедрой Политологии и социологии, заместитель декана Исторического факультета по отделению социологии, кандидат философских наук, доцент.

* Студент Исторического факультета.

ствием не какой-либо генетической предрасположенности изначальной агрессивности и пр., а выступает лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими. Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков. Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка – он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявлении конфликтности.

В науке принято выделять четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности. Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее. Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, от-

В современном обществе проблема агрессивного поведения является одной из центральных социальных проблем. Выделяют следующие формы агрессивных реакций:

– физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица;

– косвенная агрессия – действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми);

– вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов;

– склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;

– негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства;

– обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

– подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Агрессивные подростки, как правило, имеют некоторые общие черты. Они обладают низким уровнем интеллектуального развития, неустойчивыми интересами, повышенной внушаемостью, подражательностью, недоразвитостью нравственных представлений и бедностью ценностных ориента-ций. Они эмоционально грубы, озлобленны против сверстников и окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка,

она может быть как максимально положительной, так и максимально отрицательной. Их отличают повышенная тревожность, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций. Защитные механизмы преобладают над другими механизмами, регулирующими поведение. Но среди агрессивных подростков встречаются и дети, интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность является средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся в некоторой оппозиции по отношению к взрослым. Возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков.

Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально-ценностного от-

Таким образом, подростковый возраст отличается повышенной конфликтностью и агрессивностью. Все особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием личности подростка. Формирование новой системы ценностей сопряжено со сложностями перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является дальнейшее изучение существующего уровня конфликтности и разработка социально-психологических мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М., 2001.

2. Корчагина Ю. И. Агрессивные дети // Здоровье детей. Приложение к газете «1 сентября». – 2008. – № 2.

3. Крутецкий В. А. Психология подростка. – М., 1965.

4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. – М., 2003.

5. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. – М., 1996.

Современный ребенок постоянно чем-то занят. Взрослые стремятся максимально заполнить его свободное от учебы время, думая, что так он лучше и всесторонне развивается как личность. Школьная программа также не дает детям выдохнуть: внедряется все больше дополнительных/обязательных дисциплин. А за порогом школы уже поджидают родители, стремясь поскорее отправить чадо на секции. Ребенка нагружают занятиями спортом, творчеством, изучением иностранных языков и т.д.

Но где же в этой череде овладевания полезными знаниями, умениями и навыками – формирование системы ценностей?

Но родители, что хотят для драгоценного малыша все и сразу, забывают, что он не «маленький взрослый», который легко справится с многозадачностью, а главное, усвоит каждый полученный им навык. Дети легче переваривают нагрузки, они меньше устают (физически), но это не значит, что усталость (моральная) не скапливается. Что не выльется потом в абсолютное личностное выгорание к восемнадцати годам с ощущением «ничего не хочу» или «не знаю, чего хочу на самом деле». В этой «гонке на выживание» значимый взрослый не прививает ребенку самого важного – понятий о морали, ценностных ориентирах и приоритетах, что составят его картину мира, формирование системы ценностей. Последнее и придает жизни смысл.

В стремлении к лучшему образованию и воспитанию для своих детей не стоит полагаться на авось в столь определяющем компоненте развития личности как ценности. Правильные установки и ориентиры прививаются постепенно, это нужно отслеживать. От них зависит успешная реализация подрастающего наследника в социуме, карьере, семье. Будет ли он пребывать в гармонии с собой и внешним миром, сумеет ли грамотно распорядиться своими возможностями и способностями. Формирование системы ценности и картины мира играют решающую роль в воспитательном процессе.

В каком возрасте ребенок готов к усвоению моральных принципов?

К общекультурным и моральным ценностям можно спокойно начинать приобщать с первых лет. Малыш уже автоматически учится у родителей моделям поведения, усваивает то, как они ведут себя между собой (супружеские роли) и с окружающими (социальные). Семья – первый источник социализации и пример этических норм. До 3 лет ребенок не отделяет себя от матери, а затем и ближайших родственников, находящихся с ним в постоянном контакте. Если мама ведет себя аморально (нецензурно выражается, потребляет спиртные напитки и т.п.), то именно такой тип поведения закрепится и будет считаться малышом нормальным.

В дальнейшем родительский авторитет сильно подрывается. Взрослея, ребенок все больше обращает внимания на других людей и ищет поддержки, примеров для подражания извне. Его друзья-сверстники, старшие товарищи, кумиры из шоу-бизнеса и Интернета, навязываемые стандарты СМИ. Поэтому необходимо успеть до наступления школьного возраста объяснить ребенку элементарные понятия «что такое хорошо», а «что – плохо».

Значимость ценностной системы для личности

Ребенок проходит через несколько жизненных уроков.

Первый, что он должен получить от мамы с папой, – любовь к себе. В прежние времена было не принято развивать это простую и кажущуюся само собой разумеющейся аксиому. Детей учили быть скромными, думать о благе других, но это порождает в будущем множество страхов и комплексов, нежелание выражать мнение, как-либо выделяться, развиваться и стремиться к чему либо. Вопрос лишь в грамотном сочетании системы поощрения-наказания, формирования адекватной самооценки.

Если малыш недолюблен, не получает достаточного внимания и ласки, он не сможет доверять миру. И не сможет воспринимать себя объективно. Он будет выискивать в себе и других недостатки, а похвала покажется ему лестью. Осознание его самоценности приходит от родителей. Лишь мама и папа любят чадо безоговорочно.

Выразить любовь можно через зрительный и тактильный контакт, устно и невербально. Объятия, словесные подтверждения любви, прикосновения, улыбка. Спрашивайте, как дела и искренне, заинтересованно дожидайтесь ответа. Первое, что видит новорожденный, и что фиксируется у него на подкорке, – мамина улыбка. Благодаря улыбке он понимает, что в безопасности. Что с ним рядом любимый и любящий человек.

Нельзя забывать и о привитии дисциплины. Второй урок – за конкретное нарушение следуют последствия. Критика может и должна присутствовать наряду с похвалой. С последним не стоит перегибать, как и с первым. Обоснованная критика позволяет научиться не повторять ошибку, а извлечь и усвоить урок. Она включает объяснение, что он сделал не так, и предложение альтернативы. Это происходит в форме диалога, без лишних эмоций и криков.

Процесс формирование ценностей

С возникновением у малыша чувства привязанности начинается процесс принятия им первых ценностей, что закладываются в его будущую картину мира. Это пока происходит неосознанно, как говорят, впитывает все как губка. Младенец копирует родительское поведение, выдавая те же эмоции, реакции, пытаясь произносить слова или звуки, что нравятся папе с мамой.

Оставаясь эмоционально открытым, учась высказывать ему чувства напрямую, родитель прививает ребенку полезные качества – эмпатии и сопереживания, доверия к окружающим и самому себе.

Ценности формируются в диалоге со значимым близким взрослым. Ребенок должен сам принять то, что ему транслируют, или отринуть. Задача родителя – донести истинные ориентиры, а не заставить их безоговорочно принять.

Важно помнить, что ребенок – отдельная личность. Он имеет право ошибиться – в этом и состоит процесс обучения и развития. Мама и папа могут направлять, поправлять, показывать, что открыты для диалога и обсуждений всех моральных дилемм.

Какие ценности важно привить ребенку?

Итак, каким же ценностям научить чадо?

Без умения выстраивать диалог, налаживать знакомства успеха достичь в обществе трудно. Малыш учится дорожить общением с семьей, если с ним выстраиваются теплые гармоничные взаимоотношения, если ему доверяют. Он научится доверять в ответ и проявлять эмпатию.

Ребенку нужно научиться осознавать, чего он хочет, и понимать, как этого достичь. А взрослый не должен мешать этому внутреннему поиску, уважать границы, позволять ошибаться. При этом быть готовым оказать содействие.

Бережное отношение к природе и окружающим его вещам – тоже важный момент в воспитании. Чаще выбираться с детьми на свежий воздух, прививать культуру общения с природой: убирать за собой мусор, не срывать бездумно и не портить деревья, цветы, не издеваться над насекомыми и т.д. Это можно превратить в хорошую семейную традицию – выезды в лес с палаткой, турпоходы, прогулки в парке. Активные игры, посиделки у костра. Все это только усилит внутренние семейные связи и станет лучшим воспитательным средством, ненавязчивым усвоением жизненных уроков.

Ребенок, так или иначе, выбирает пример для подражания, соответствующий его привычным представлением о морали, нормах поведения. Сначала это герой мультика или детского фильма. Уже потом ровесники и прочее окружение. На первом этапе лучше самим ненавязчиво подобрать малышу «героя». Вместе посмотреть хорошее кино или поучительный мультфильм, а затем непременно обсудить главный посыл, поступок персонажа и его черты.

Полезно выбрать и в качестве образца детских персонажей из книг – классических и современных, сказочных и реалистичных. Предлагать разные варианты и ориентироваться на те, что понравятся ребенку. Из этого может получиться прекрасная семейная традиция – проводить литературные чтения, вечера с обсуждениями. Послушать выводы ребенка и поделиться своими, подискутировать – это возможность научить его строить умозаключения, приводить аргументы, а заодно усвоить нравственные идеи, что несет данная книга, и закрепить уровень доверия между ребенком и взрослым.

Быть осознанным взрослым и родителем – это тоже своего рода урок. Учиться никогда не поздно и не зазорно. Проходить этапы воспитания вместе с ребенком – это неплохо. Мамой и папой не становятся в одночасье. Важно иметь устоявшиеся нравственные и культурные ценности, четко понимать, что приемлемо, а что – нет. И в ненавязчивой форме, через диалог или в игре, в обсуждении подходящих фильмов и книг, доносить до малыша правильные ориентиры в жизни. Помнить, что он – ребенок, а несформировавшаяся личность, имеющий право на ошибку.

Если вам понравилась статья – поделитесь ей с друзьями

Виды ценностей личности

Безусловно, набор базовых ценностей у каждого человека индивидуален, так же, как и индивидуальны факторы их формирования. Далее мы дадим классификацию основных ценностей, а также выявим то, каким образом происходит формирование ценностной системы.

Ценность – это та шкала оценок и мер, при помощи которых человек оценивает свою жизнь и имеет возможность сравнить ее, а при неудовлетворительном результате понять, каким образом он может улучшить условия своего существования.

Стоит отметить, что базовые жизненные ценности людей являются величинами абсолютными, то есть они занимают ведущее место в их мировоззрении, а также оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для человека в приоритете, а что на что он будет ориентироваться во вторую очередь.

Система базовых ценностей достаточно многообразна, и состоит из нескольких основных элементов:

Первые два элемента – общечеловеческие и культурные ценности – обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о добре и зле, о том, что важно для них, а что второстепенно. Индивидуальные ценности относятся сугубо субъективные мировоззренческие особенности.

Формирование системы ценностных ориентации личности в онтогенезе

Описанные Ж. Пиаже и Л. Колбергом стадии
соответствуют определенным уровням
умственного развития, достижение которых
является необходимым условием перехода
на следующий уровень морального развития.
Однако, как признает сам Колберг, одного
этого условия недостаточно, так как
многие люди, несмотря на адекватный
уровень умственного развития, все же
не достигают постконвенциональных
стадий. При этом его концепция не дает
ответа на вопрос, что же в таком случае
является механизмом раз­вития моральных
ценностей.

Возрастные задачи подросткового периода

Подростковый возраст – это период от 11 до 17 лет. Данный возраст является переходным между детством и началом взрослости. В силу такого промежуточного характера в данный период происходит большой скачок в развитии, как биологическом, так и психологическом.

На этом этапе происходят серьезные телесные изменения (меняются пропорции тела, рост, вес, проявляются вторичные половые признаки); гормональные, нейробиологические изменения (изменяется префронтальная кора); социальные изменения (особую значимость приобретают сверстники, их мнение) и параллельно с этим идет психологическое развитие подростка.

Данный период сопровождается подростковым кризисом, основные задачи которого заключаются в следующем:

Таким образом, на данный период приходятся личностно значимые задачи, решение которых определяет дальнейшее развитие. В этот период закладывается основной фундамент личности, который далее будет видоизменяться и дополняться, но сами основы закладываются именно в этом возрасте.

Понятие и особенности ценностных ориентаций

Ценностная ориентация представляет собой категорию социальной психологии, которая включает идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основы оценки индивидом социальных объектов и событий.

Ценностные ориентации — это способы организации индивидом собственного поведения в зависимости от осознанных мотивов, которые возведены в ранг смысложизненных. В последнем определении ценностные ориентации выступают как индивидуальная идеология стиля жизни. Их формирование происходит в ходе усвоения социального опыта, а проявление обусловлено целями, идеалами, убеждениями и интересами.

В рамках структуры деятельности ценностные ориентации напрямую связаны с познавательными и волевыми аспектами личности, обеспечивая ее устойчивость и преемственность соответствующего типа поведения. Система ценностных ориентаций представляет собой содержательную сторону направленности личности, отражая внутреннюю основу отношения к действительности.

Понятие «ценностные ориентации» ученые рассматривают в качестве важнейшего аспекта мировоззрения личности. Б. Г. Ананьев утверждает в своих трудах, что «направленность личности на соответствующие социальные ценности представляет ее ценностную ориентацию».

Л. И. Божович считала ценностную направленность личности результатом существования определенной структуры мотивационной сферы человека, включая наличие в ней устойчивых доминирующих мотивов поведения.

Ценностные ориентации включены в состав ведущей направленности личности, и в любой интерпретации эта категория является важнейшим компонентом структуры личности. Именно она аккумулирует весь жизненный опыт, который накоплен человеком в ходе его индивидуального развития.

«Формирование ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте» 👇

Усвоенные в процессе развития личности, ценностные ориентации используются индивидом как своеобразный эталон, с которым он сопоставляет собственный интерес, потребности и актуальное поведение. Особенно важным является то, что в пространстве социальной коммуникации ребенка ценностные ориентации стали объектом передачи социального и индивидуального опыта.

Формирование системы ценностей

Формирование системы ценностей имеет большое значение для развития нравственного, морального и социального сознания. Основная проблема подростка в том, что он хочет поскорее стать взрослым, не понимая целостно, что это значит. Первый шаг к обретению взрослости – формирование своей системы координат, относительно которой будет выстраиваться собственная жизнь.

Социальная среда в детский период характеризуется высокой степенью гомогенности: детям комфортнее находится в однополых компаниях со схожими интересами и увлечениями. Так происходит в силу активной социализации ребенка. Но в подростковый период начинается этап индивидуализации – формирование индивидуального отношения к имеющимся в обществе ценностям, идеалам и убеждениям, то есть формирование ценностных ориентаций.

«Формирование ценностных ориентаций в период подросткового и юношеского развития» 👇

Ценностные ориентации – это структурные элементы социально-нравственного сознания, которые формируются в результате индивидуального осмысления социально принятых ценностей, идеалов и убеждений. Ценностные ориентации определяют характер постановки жизненных целей, принятия решений и мировоззрение в целом.

Именно поэтому формирование ценностных ориентаций в подростковый период имеет большое значение для всего последующего развития личности. Это первый шаг на пути к самосознанию.

Одним из способов формирования собственной системы ценностей является копирование уже существующих способов отношения к действительности. Нередко подростки уходят в подражание: своим кумирам, авторитетным сверстникам или старшим людям. Это самый распространенный способ осознания себя – примерить “чужое пальто”. Через такую “примерку” и копирование подростков формирует ценностные ориентации – свое индивидуальное отношение к имеющимся в обществе универсалиям, ценностям и идеалам.

Еще одним способом является увлечение философскими концепциями, эзотерическими направлениями, стремление к рассуждению. Не всегда эти увлечения носят глубокий характер, порой подростки опять же копируют какие-то идеи, чтобы отразить их в социальной коммуникации, например, в школе или в диалоге со взрослыми, и услышать реакцию на них, прочувствовать себя в них, насколько это им близко и комфортно быть в такой системе рассуждений. Часто бывает, что подростки уходят в гипертрофированные концепции, максимализм, чтобы на гранях ярче прочувствовать свое отношение, найти себя.

Ценностное самосознание, таким образом, является очень важным началом на пути взросления подростка.

Юношеский возраст

Юношеский возраст завершает подростковый период и открывает начало ранней взрослости. На данном этапе сформированный в подростковом возрасте ценностно-смысловой фундамент подвергается проверке. Основные сферы жизни, в которых происходит личностная перестройка – это семья, профессионально-образовательная сфера, межличностные отношения. Теперь все свои поступки и решения в этих сферах молодые люди склонны соотносить с внутренним сформированным фильтром – идеальное Я. Идеальное С – это внутренний сборник эталонного и желаемого поведения, модель того, каким бы молодой человек хотел быть.

Такая сверка реального и эталонного поведения не проходит гладко. Молодые люди очень резко реагируют на расхождение Я-реального и Я-идеального. И поэтому одна из основных задач данного возраста – выработать принятие себя любым, то есть интегрировать различные образы себя. Этот процесс называется формирование идентичности.

Формирование идентичности нередко сопровождается агрессивным поведением, напускным скептицизмом, равнодушием и неуверенностью в себе, заниженной самооценкой. Но данные проявления – лишь показатель глубинной перестройки индивида. Происходит ломка детских и подростковых представлений, на основе которых вырабатываются новые ценностные ориентиры, свои собственные идеалы и убеждения.

Ценностные ориентиры на данном этапе приобретают более индивидуальную огранку: завершается процесс вторичной социализации, активно проявляющийся в школьном обучении, с помощью которого ребенок мог усвоить социально значимые ценности, идеалы и убеждения. И активно проявляется процесс индивидуации – внутреннего переосмысления усвоенных ориентиров с последующей их перестройкой и выработкой внутреннего отношения. Большую роль в этом процессе играет среда: отношение родителей, сверстников, педагогов.

Ценности, наиболее значимые для данного периода делятся по трём сферам жизни: семья, самоопределение и межличностные отношения.

К семейной сфере относятся ценности самостоятельности и независимости. Они отражают стремление подростка сепарироваться от родительской опеки и обрести личностную автономию, являющуюся психологическое основой для периода ранней взрослости.

К сфере самоопределения относятся ценности самоутверждения, открытости изменения, личностного роста и достижений, которые отражают процесс формирования идентичности. Молодые люди стремятся пробовать, экспериментировать с собой, своей внешностью, своими увлечениями. Такое многообразие формирует почву для выбора, определения себя. Большое значение имеют экзистенциальные ценности, поиск своего предназначения.

К сфере межличностных отношений относятся социально направленные ценности: стремление быть надежным партнером, заслуживающим доверия, важность приобретает ценность репутации в группе. Немаловажное значение имеют социальные ценности гендерной направленности: мальчики стремятся проявлять свою активность, надежность, инициативность и самостоятельность, а девочки – заботу, эмпатичность, толерантность, искренность. Молодым людям важно научиться общаться с разными людьми, в том числе с противоположным полом.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Характеристика ценностных ориентаций младшего школьника

В начале учебы в школе игровая деятельность ребенка сохраняется. Она носит общественный характер. Ребенок до 12 лет выполняет социальную роль в соответствии с ее содержанием, то есть, расширяет область взаимодействия с окружающей действительностью. В это время происходит формирование потребности в общении, познании, признании и самовыражении в социальном мире.

Особая функция образования заключается в его содержании, через которое оно способно закладывать фундаментальные основы культуры личности:

Основная деятельность первоклассника – обучение, которое концентрируется на формировании психических новообразований. Для него характерна результативность, исполнение обязательств и произвольность. На этой основе учебная деятельность младшего школьника является ведущей, позволяя определить важные изменения, которые происходят в развитии детской психики.

Данные изменения отражают самые существенные достижения развития младшего школьника, поскольку определены фундаментом, который обеспечивает развитие на следующем возрастном этапе.

Система базовых ценностей каждого человека, как мы и указали ранее, сугубо индивидуальна, и начинает формироваться с самого раннего возраста (с первых лет жизни).

«Формирование базовых ценностей » 👇

Однако, окончательное формирование и закрепление происходит лишь по достижению ответственного возраста, когда человек уже осмысливает свое существование, свою ответственность. Это возраст исследователи ограничивают примерно 18-20 годами, хотя и после этого человек, его психика и мировоззрение изменяются, что также может поменять его систему ценностей: зачастую то, что ранее не представляла никакого интереса, выходит на первый план, а важные приоритеты становятся второстепенными.

Процесс формирования базовых ценностей происходит по следующей схеме (алгоритму):

Затем между этими устойчивыми пунктами появляется еще один элемент – этика, и алгоритм становится следующим:

Стремление – этика – средства – этика – ценности – этика – цель- этика – идеал.

Как мы видим, в первую очередь, в мыслях человека появляется идеал, а также само стремление постичь его. Идеал, который также можно назвать идеальным образом, если к нему не возникает стремления, и если он не мотивирует человека, не является идеалом, а значит и формирование ценности становится невозможным.

Первая стадия формирования ценности – идеал нейтрален, а стадия сама по себе основывается лишь на инстинктах человека. С этической точки зрения идеалу невозможно дать оценку, и формируется он в виде эмоционально-чувственного элемента. Смысл, который человек придает идеалу, формируется лишь на стадии трансформации идеала в цель. Затем важным становится достижение этой конкретно обозначенной цели, при условии использования средства. Обычно это или материальные ресурсы, или навыки и умения человека, которыми он располагает в определенный промежуток времени.

Формирование ценностных ориентаций

Формирование ценностных ориентаций младшего школьника происходит на основе норм, которые приняты в социуме. Ценности играют роль в формировании личности, но в меньшей степени, поскольку возбудителями и направляющими аспектами поведения выступают мотивы. Ценности отличаются от мотивов тем, что они точно осознаются и принимаются индивидом.

Детский возраст ученые относят к периоду становления ценностных ориентаций, когда закладывается их начальный фундамент. Он формируется в ходе реализации процесса воспитания, направленного на регулирование внешнего влияния на личность. На основании этого ценностные ориентации — это объект целенаправленного формирования.

Младший школьный возраст считается достаточно сенситивным для развития ценностных ориентаций. Эта стадия развития школьника рассматривается в качестве основы формирования психических процессов и новообразований, включая теоретическое мышление, способности оперировать отвлечёнными понятиями, внутренний план действий и др.

Младшие школьники переживают существенный и важный этап развития мотивов поведения, отражающих качество личности любого учащегося. Один из наиболее распространённых мотивов нравственного отношения представлен идеалами.

В. С. Мухина писала, что дети способны приспосабливаться к предлагаемым ситуациям. Потребность соответствовать позитивному эталону поведения может приобретать для ребенка личностный смысл, тогда появляется ответственность в качестве черты личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *