6 Цели и задачи применения исследовательской деятельности.
Таблица 2. Цели и задачи применения исследовательской деятельности.
в школе .
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школа № 2048 г. Москва
Исследовательская деятельность в образовании
Филиппов Павел Александрович
учитель первой квалификационной категории ГБОУ гимназия №177 г. Санкт-Петербург.
В статье рассмотрена постановка процесса исследовательской деятельности в образовательных учреждениях и даны рекомендации по выбору тем, проведению самой исследовательской работы, распределению времени, оформлению работы, подготовки выступления и самому выступлению.
исследовательская деятельность, цели и задачи, выбор темы, проведение исследовательской работы, распределение времени, оформление работы, подготовка к выступлению, написание речи, ответы на вопросы.
Интернет – ресурсы:
- Виды исследовательской деятельности 4
- Цели и задачи ученического исследования 5
- Особенности научно-исследовательской работы школьников 7
- Организация работы школьников 9
- Объект исследования 11
- Источники материала исследования 11
- Методика построения и этапы научно-исследовательской работы школьников 12
Список литературы 22
Сегодня все шире внедряются в образовательный процесс методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Исследовательская работа в школе переживает новый этап своего развития и представляет собой одно из направлений модернизации образования. При этом чаще всего научно-исследовательская работа ведется по инициативе учителя. Именно учитель выступает как организатор и руководитель ученических исследований и соответственно несет ответственность за результаты работы.
Деятельность подобного рода требует от педагогов специальных дополнительных знаний и опыта в научной деятельности, поэтому многие сталкиваются с определенными трудностями. Между тем, исследовательская работа школьников получила широкое распространение в современной школе. Во многих образовательных учреждениях действуют научные общества учащихся, ежегодно проводятся конкурсы исследовательских работ, школьные конференции.
Задача данного пособия – помочь педагогу в организации и в осуществлении научно-исследовательской работы школьников. Читателю предложен необходимый методический материал по организации подобного рода деятельности.
Методическое пособие будет полезно всем, кому интересна научно-исследовательская работа в школе.
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ.
1 Основные понятия и характеристики исследовательской деятельности.
Человек по своей природе – исследователь. Особенно ярко поисковая активность проявляется в юном возрасте, когда небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности.
Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является их исследовательская деятельность.
Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь, самого педагога, хорошего владения методиками исследования, и вообще, желания углубленно заниматься исследовательской деятельностью с учащимися.
Очень важно правильно организовать руководство учебно-исследовательской работой. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником обучающегося, в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленный проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования. Это дает возможность учителю более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, т.к. невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. Творческие муки, которые испытывают и ученик-исследователь, и его руководитель, передача навыков практической деятельности задают тон общения на уровне «коллега-коллега» и «наставник-младший товарищ».
Работа по исследовательской деятельности может проводиться индивидуально, с небольшими группами обучающихся, а так же может иметь локальный и фронтальный характер.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося. Можно
Научно-исследовательская работа в школе является одним из этапов развития творческого мышления школьника. Творчески подходить к науке – это главная цель учителя, а затем и научного руководителя в работе с учениками. Исследовательская работа не должна иметь принудительный характер. Заинтересованность ученика к науке должна быть культивирована учителем постепенно, внедряя все более глубинные познания того или иного предмета.
Очень важно дать понять, что учебные предметы дают базовые знания. И есть возможность самостоятельно расширить и углубить их, а также, возможно, открыть и познать непознанное.
5 Исследовательская задача и умения.
Главным признаком исследовательской задачи является наличие гипотезы. – это предположение о способе решения задачи, в котором описана определенная последовательность познавательных средств к элементам условия задачи для нахождения требуемого.
Решение исследовательской задачи может происходить опытным путем или путем логических выводов.
Примером модели решения исследовательской задачи может быть следующая последовательность:
Результатом решения исследовательских задач являются исследовательские умения обучающихся, а также открытие ими новых знаний, новых способов деятельности и формирование у них познавательной мотивации.
Исследовательские умения формируются в ходе поэтапного решения исследовательских задач.
Иллюстрацией исследовательских умений может быть следующий перечень:
11 Подготовка к выступлению, речь, ответы на вопросы.
На подготовку к выступлению необходимо оставить достаточно большое количество времени. Подготовка к выступлению это трудный процесс. Условно ее можно разделить на этапы: ориентировка, исполнение и репетиция. На этапе ориентировки необходимо мысленно отобрать наиболее интересное в работе. При исполнении – записать продуманный на пред идущем этапе материал. На заключительном этапе – репетиции необходимо произнести доклад вслух. Здесь, также важно отработать интонацию и используемые жесты.
Большую важность при выступлении играет иллюстративный материал. Это могут быть таблицы, рисунки, формулы и т.д. Иллюстративный материал позволяет опускать в тексте доклада ряд утверждений, демонстрировать окончательные или промежуточные результаты и т.д. Все иллюстративные материалы нумеруются и размещаются так, чтобы докладчик мог демонстрировать их без особых затруднений.
При произнесении доклада необходимо исключить все слова “паразиты”, заранее проверить и соблюдать произношение сложных слов, выбрать и отрепетировать тон выступления, говорить кратко и точно.
Очень важна та часть выступления, которая обычно следует за докладом, – ответы на вопросы слушателей, порой перерастающие в дискуссию. Именно на этом этапе выступления ярко проявляются типичные недостатки молодых исследователей – неумение спорить, слабое знание логических законов и приемов, ошибки в построении умозаключений, нарушение этических принципов ведения научной дискуссии.
Подводя черту, хотелось бы отметить, что в процессе исследовательской деятельности реализуются те этапы, которые характерны для исследований в научной сфере как то: постановка проблемы, изучение теории, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности. Основная особенность исследования в образовательном процессе то, что оно является учебным. Его цель – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
В данной статье отмечены те важные моменты (правила, рекомендации), которые необходимо учесть при проведении учебного исследования.
7 Выбор темы исследовательской работы.
Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Тема – это некое направление, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы. Для выбора темы можно воспользоваться следующими рекомендациями:
Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема – это своего рода визитная карточка исследования. Сразу оговоримся, что такая формулировка будет носить не окончательный, а предварительный характер. Здесь также целесообразно вспомнить о некоторых традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
1 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Поводом для ученического исследования на уроках или во внеклассное время может стать любое интересное явление, на которое обратили внимание школьники; вопрос, возникший в процессе обучения на уроке; информация, услышанная по ТВ, рекламные ролики и др.
Как видим, темы для исследований могут быть разными. Соответственно, и предметы исследований тоже разные. Главное, чтобы работа представляла собой некий научный интерес для её автора.
Для чего ученики ведут исследовательскую работу? На этот вопрос можно ответить по-разному. Кто-то стремится повысить оценку по предмету, выполняя требования учителя; кому-то просто интересно заниматься подобного рода деятельностью; кого-то просит заняться исследованием преподаватель, кто-то хочет выступить на конференции или принять участие в конкурсе. Но каковы бы ни были причины, польза от подобного рода деятельности достаточно большая, так как ученики учатся самостоятельно добывать информацию, анализировать её, учатся работать с источником. Это представляет особую ценность в наше время, когда информацию легко можно черпать из сети «Интернет», не прилагая особенных усилий.
2.2 ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ
Источник — основа любого исследования как в школе, так и в вузе. Любое исследование всегда опирается на источники. Без источника невозможно написание ни небольшого ученического исследования, ни серьёзного научного труда. Задача руководителя исследования — объяснить школьнику, что источник — основа его работы. Всё знание человечества основано на познании источника.
Что же такое источник? Прежде всего, — это продукт целенаправленной деятельности человека, который отражает объективную реальность прошлого времени. Источником ученического исследования могут стать различные исторические факты, вызывающие споры; литературные произведения; «вечные» вопросы в науке; личные документы, фотографии (например, при исследовании родословной).
Ученику нужно объяснить, что именно толкование источников вызывает различные научные споры, заставляет учёных вести научные дискуссии, тем самым, продвигая науку вперёд.
Источник для ученического исследования выбирает учитель-руководитель исследования.
При выборе источника необходимо учитывать
—доступность для ученика;
—надёжность и достоверность; —понятность ученику.
Например, источником для написания научно-исследовательской работы по русскому языку может стать Толковый словарь Даля, а по литературе — стихотворения того или иного автора или напротив, источником может стать окружающая реальность, например, рекламные вывески, названия магазинов, речь современных подростков.
Главное, чтобы источник объективно воспринимался учеником. Он должен иметь понятное для ученика происхождение. Задача учителя при организации научно-исследовательской работы – научить ученика работать с источником. Задача ученика – научиться видеть в источнике основу своего исследования.
МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ И ЭТАПЫ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
2 СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
Существуют определённые правила оформления научной работы. Это представляется очень важным этапом в работе над исследованием. Правильное оформление способствует социализации школьника, так как эти правила действуют во всей науке, а единые требования приучают ребёнка следовать общепринятым правилам, дисциплинируют, вырабатывают аккуратность и воспитывают чувство ответственности. Школьнику необходимо объяснить, что научная работа пишется для того, чтобы её читали другие. Кроме того, школьник в ближайшем будущем станет студентом, а в вузе предъявляются чёткие требования к написанию и оформлению работ. А если работа должна принять участие в конкурсе, ошибки в оформлении могут повлиять на оценку работы.
ученическая работа должна обязательно включать следующие элементы
Остановимся подробнее на элементах оформления.
должен содержать сведения об учебном заведении (ведомственная принадлежность, название), ФИО учащегося — автора работы, ФИО научного руководителя, тему работы, год написания.
обычно это 1-3 страницы, дающие информацию о выборе темы, её обосновании, о предпосылках к написанию работы.
могут делиться на отдельные части (параграфы). Главы имеют нумерацию. Каждая глава начинается с нового листа. В главах размещается основное содержание работы.
обычно 1-2 страницы. Обычно в заключении содержатся обобщения по работе, выводы автора.
Список источников и литературы содержит информацию обо всех цитируемых текстах и источниках. Список должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТа, принятыми в нашей стране.
Нумерация должна быть сплошной, список литературы расположен строго по алфавиту. Помимо автора и названия, необходимо указывать название издательства, год издания, номера страниц, если использована статья.
Часто в работах школьники используют Интернет– ресурсы. Это вполне допустимо, но автору необходимо помнить, что ссылка должна быть на сайт в интернете с указанием автора материала и его названия.
к работе содержат схемы, фотографии, таблицы, иллюстрации.
Ссылки или сноски обязательно должны быть при цитировании или упоминании книг или статей других авторов. Существует несколько видов сносок, учитель может выбрать любую.
4.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Представление своей работы — важный этап исследовательской деятельности. Каждому исследователю всегда важно услышать мнение коллег, оппонентов, простых слушателей или читателей. В школе возможностей для публичного выступления достаточно много: выступление в классе, перед членами научного общества учащихся, перед учителями, родителями, но особое место занимают, на наш взгляд, школьные научные конференции.
Научные конференции школьников — необходимый элемент школьной жизни, особенно там, где на высоком уровне ведётся научно-исследовательская работа школьников. Конференции выполняют следующие задачи:
Конечно, только этими пунктами задачи конференции не ограничиваются. Проведение научной конференции требует серьёзной подготовки. Ниже будут приведены несколько рекомендаций, которые необходимо учесть при подготовке ученической конференции в школе.
4.2 ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Большую роль в научно-исследовательской работе играет этап, связанный с выступлениями на научных конференциях. Рекомендуется устраивать обязательные публичные выступления школьников в рамках конференций. Подготовке выступления следует уделить особое место.
От выступления зависит очень многое. Публичное выступление развивает смелость, уверенность в себе, позволяет почувствовать себя важной частью коллектива, развивает умственные способности. В жизни тяжело добиться успеха тому, кто не умеет говорить перед аудиторией.
Предлагаем несколько практических рекомендаций, которые следует учитывать при подготовке публичных выступлений школьников.
Учитель-руководитель должен объяснить ученику, что доклад должен быть чётко продуман и всегда состоит из нескольких частей:
Ее необходимо изложить кратко и понятно.
. Доклад должен иметь логическое завершение. Лучше всего в заключении резюмировать выступление, показать проблему, ее решения, выводы, к которым пришел докладчик.
Помните, что выступающий должен быть уверен в себе. Уверенность и хорошая подготовка – залог успеха. Предложенные части выступления условны и могут меняться.
4 Исследовательская деятельность и требования ФГОС.
Кроме того, программа развития УУД способствует овладению учащимися приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской деятельности; а также формированию и развитию компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования:
Программа развития УУД должна включать описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений.
9 Распределение времени.
Надо отметить, что исследовательская деятельность представляет собой достаточно длительный процесс, который включает и этап предварительного обучения учащихся, и практику проведения, и анализ, и оформление результатов, и их публичное представление на конференции. Поэтому вопрос о распределении времени по подготовке и проведению исследования – один из самых важных.
Если планируется представление результатов работы на городскую конференцию, то сроки ее проведения будут определять последовательность и примерные сроки всех предшествующих этапов. Обычно подготовка и проведение исследовательской работы занимают от года до полутора лет. Необходимо рассчитывать время таким образом, чтобы до проведения конференции можно было не только оформить результаты исследования, но и провести обсуждения по данной работе на классном и общешкольном уровнях.
10 Оформление исследовательской работы.
Принято считать, что оформление – незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы.
Для того чтобы написать оформить исследовательскую работу, надо прежде всего познакомиться с правилами ее построения, особенностями структуры. Все научные тексты, независимо от области науки и жанра, строятся по определенному стандарту: вводная часть (ее еще называют обзорной), основная часть (так называемая описательная) и заключительная часть (выводы). Содержание всех трех частей необходимо согласовать со следующими содержательными стандартами:
При написании отчета об исследовании необходимо соблюдать научный стиль речи. Особенности научного стиля речи определяются его главной целью – сообщать новое знание читателям, которые сами являются специалистами в данной области. Именно сообщать, а не объяснять, не растолковывать, не “разжевывать”. Для выполнения этой задачи необходимо придать работе стилевые черты, которые отличают язык науки от любого другого, а именно: точность и логичность текста в целом. Рассмотрим подробнее:
Стандартность текста. Примером стандартности документа может служить документ, написанный в официально-деловом стиле. Так в верхней части заявления (“шапке”) пишут “кому” и от “кого”, а так же само слово “заявление” – это языковое клише. Работа не будет воспринята в качестве научного исследования, если в первой (описательной) ее части не выделить пункты: “тема”, “актуальность”, “цели” и “задачи”.
— это краткое, обобщенное описание текста работы, книги, статьи, рукописи. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?» и перечисляет вопросы, которые освещены в первоисточнике, но не раскрывает самого содержания этих вопросов. В аннотации также необходимо указать ФИО автора, краткие данные о нем, название исследования, его краткое описание, его практическое назначение.
Тезисы являются маленькой, но самодостаточной статьей. Она включает в себя основные положения ваших научных изысканий, При этом она написана простым и четким языком и является короткой выжимкой всей большой работы. Есть определенные требования, как писать тезисы к статье, на конференцию, к защите диссертации, но, в принципе, суть такого очерка одна: дать понять читателю, о чем работа, какова ее новизна и уникальность, какие постулаты вы отстаиваете и какова ваша доказательная база. При этом в работе должен четко прослеживаться ход ваших логических рассуждений.
– краткое изложение основных результатов исследовательской работы составленное автором диссертации по определенным стандартам.
— это публичное сообщение о вашем исследовании: о постановке проблемы, о возможных путях ее решения, о ходе исследования, о его результатах. Доклад на конференции должен быть предельно четким, ясным и лаконичным. По установившейся традиции он не должен превышать 10-12 минут, в самом крайнем случае – 15 минут. Форма доклада – произвольная, но строится в виде четкой логической последовательности – от цели к результатам.
– это критический отзыв о работе, где научные рецензенты комментируют основные положения работы, дают общую аргументированную оценку и делают выводы о ценности работы.
8 Проведение исследовательской работы.
Несмотря на разнообразие научных дисциплин и их, казалось бы, совершенную несводимость к общему знаменателю (например, физика и литература) при написании исследовательской работы в любой отрасли знания сохраняется общая логика построения. Поэтому описываемое построение исследовательской работы школьников, естественно, с учетом специфики предмета, соотносимы с проведением исследования по любой из школьных дисциплин.
Надо отметить, что в исследовательской работе школьников главным является не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а в большей степени научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводится под руководством опытного компетентного специалиста.
Отметим, что такое деление очень условное и в процессе проведения исследовательской работы, блоки подготовки к проведению работы и собственно проведение могут перекликаться.
При проведение исследования можно выделить
исследования, а также объектной области. Научное исследование, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является чёткое определение сферы научно – исследовательской деятельности – её объекта и предмета, своеобразной “системы координат” исследования. Работа над любым исследованием начинается с определения названной “системы”. Ее составляют три элемента: “объектная область”, “объект” и “предмет” исследования.
– это определенный процесс или явление, непознанное, неизвестное науке ранее, которое предполагает исследовать данная наука. В науке под ним подразумевают главное поле приложение сил ученых.
– это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонам и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.
Например, тема будущей исследовательской работы – “Влияние А и Б на В”. Тогда объекты исследования – это А, Б, В, а предмет исследования – это самое “влияние”, то есть зависимость В от А и Б.
Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.
– это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы, а – это этапы, по которым исследователь двигается к цели, как по ступеням, поэтому задачи должны быть логически последовательны и необходимы для достижения цели. Перечисление задач строится по принципу от менее сложных к более.
Зачастую задачи определяют жанр будущей научной работы – будет ли это просто наблюдение, собственно исследование или же самостоятельная разработка не исследованного никем вопроса, выдвигающая какую-то научную гипотезу.
Применительно к учебно-научным работам, принято выделять задачи практикума, исследовательские и собственно научные.
служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-нибудь параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение (например, объема). Анализ результатов в задачи практикума не входит.
представляют собой класс задач, в которых исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности – от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину и будет являться предметом для анализа.
предполагают много факторов, влияние которых на исследуемые величины довольно сложно. Постановка и решение таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции, вот почему именно для такого вида работ неоценима помощь вашего научного руководителя.
– изучение истории вопроса. Этот этап необходим для понимания того, что уже было сделано в этой области. На этом же этапе делают обзор и изучение литературы по выдвинутой проблеме и анализируют существующие подходы к решению оной.
– постановка проблемы и актуальность. Этот этап логически вытекает из предыдущего. Когда исследователь систематизировал различные подходы к решению проблемы, он выдвигает собственный подход к решению данного вопроса, при этом собственный подход должен быть новым, таким, какого еще никто не делал, но нужным и важным. А если он будет нужным и важным, то он будет актуальным. Актуальность следует обосновать. Это значит объяснить необходимость данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе.
. В результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. В современной научной практике определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога.
Далее идет непосредственно сбор материала для работы, в том числе и экспериментального.
– после сбора фактического материала, выбора методик следует аналитический этап работы. В ходе этого этапа производится изучение и анализ собранного материала, выдвижение и проверка научной гипотезы и формирование выводов. На этом этапе возможен возврат на пятый и шестой этапы.
– написание научного текста. На этом этапе происходит написание научного текста, в котором описывается ход исследования, показываются его результаты, излагаются выводы, вытекающие из этого результата и подготовка к конференции. Здесь также будет полезно продумать способ представления результатов своего исследования, отобрать
формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировать внедренческий этап исследования.
2 Отличительные особенности учебно-исследовательской деятельности.
Таблица 1. Отличие результатов и процедуры учебного и научного исследования.
Педагог в роли руководителя исследовательской работы организует те формы и условия исследовательской деятельности, которые способствуют формированию внутренней мотивации поиска. Это одна из трудных его задач – перевод внешней необходимости поиска нового значения во внутреннюю потребность обучающихся.
Новые знания можно получить разными способами. В учебно-исследовательской деятельности для этого обязательно применяют методы научного поиска
В рамках школы рассматриваемую деятельность называют
Главной целью учебного исследования является приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е., с функциональной точки зрения, самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно-значимыми для конкретного учащегося).
Отличительными признаками учебно-исследовательской деятельности являются элементы:
Критериями сформированности исследовательской деятельности являются следующие умения обучающихся:
3 Новизна и интерес.
Ведущими стимулами познавательной инициативы обучающихся в исследовательской деятельности являются новизна и интерес. Стремление ко всему новому заложено в организации головного мозга человека. Отсутствие новизны в обучении приводит к снижению мотивации и успеваемости, тревожности, неудовлетворенности жизнью, нарушениями дисциплины, различного рода трудностям и другим негативным явлениям у обучающихся.
Педагогу важно определить в исследовательской деятельности, так как если она чрезмерна, то она не сможет вызвать энергию познавательного поиска у всех обучающихся. С другой стороны, “слабая” новизна также не организует продуктивную деятельность обучающихся.
Другим стимулом исследовательской деятельности является интерес. Интерес представляет собой состояние человека, побуждающее его к познавательной или практической деятельности.
Интерес связан с эмоциональной оценкой выполняемой исследовательской деятельности. Взаимодействие интереса и эмоций создает мотивационную основу для продуктивной деятельности.
1 ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современное развитие образования диктует и новые подходы в организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, навыка самостоятельного движения в информационных полях. Сегодня учитель формирует у обучающегося универсальные умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чѐтко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся. Остановимся подробнее на различных видах исследовательской деятельности школьников. Всю исследовательскую деятельность обучающихся условно можно разделить на несколько групп:
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
— деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Ниже пойдёт речь об организации научно-исследовательской работы школьников. Такая работа имеет ряд своих особенностей.
Научно-исследовательская работа занимает значительное место в системе внеурочной работы. Но для того, чтобы достичь в этом направлении определённых результатов необходимо выполнение целого ряда условий. Главное — высокий уровень преподавания в школе и наличие педагогов, готовых осуществлять эту работу. Немалую роль сыграет благоприятный микроклимат в коллективе учащихся, и решающую роль сыграет наличие учащихся, способных к данному виду деятельности.
В школе всѐ чаще говорят о ведении исследовательской работы учащимися среднего и старшего школьного возраста, а иногда даже младшими школьниками. Что же отличает ученическую исследовательскую деятельность от научного исследованиям? В чём особенность организации такой работы в школе?
Исследовательская ученическая деятельность в школе имеет существенные отличия от научно-исследовательской деятельности профессиональных учёных. Попробуем их охарактеризовать.
4 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ
Как правильно организовать работу со школьником? Необходимо разработать план работы и чётко его выполнять, причём работа должна вестись поэтапно, шаг за шагом. Неплохо, если на каждом этапе будет оформлен некий краткий отчѐт в письменном виде о проделанной работе.
Что необходимо для организации научно-исследовательской работы в школе?
Прежде всего, должны быть созданы необходимые условия в образовательном учреждении:
Исследование подразумевает некоторые , которые могут быть представлены в виде следующего плана:
Постановка проблемы или вопроса исследования.
Изучение теории, посвященной данной проблеме.
Подбор методов исследования.
Сбор собственного материала (составление карточек, выписок и т.п.).
Основная часть работы. Обработка и сопоставление данных.
Важным для школьников является такая часть работы, как представление своего исследования, выступление перед сверстниками, педагогами или экспертами. Поэтому важно, чтобы в школах была предоставлена такая возможность. Это могут быть ученические конференции, конкурсы научно-исследовательских работ, конкурсы публичных выступлений.
Учителю надо учитывать, что теоретическая часть работы и основная часть имеют одинаково важное значение, так как без предварительной подготовки невозможно полноценное исследование. Представленная схема проста и логична. Она легко накладывается на основные этапы научно-исследовательской работы, о которых пойдёт речь ниже. Но подобного рода план действий должен быть понятен каждому ученику. Причём в более старших классах план работы может быть более подробным. Каждую часть плана учитель должен подробно прокомментировать исходя из темы и задач исследования. Но необходимо помнить, что нельзя навязывать своё мнение ученику, лишать его самостоятельности. Это может привести к потере интереса к исследовательской деятельности, особенно если ученик обладает высоким уровнем творческого мышления и лидерскими качествами. Поэтому всегда при организации исследования в школе нужно учитывать индивидуальные особенности школьников.
Совершено очевидным является тот факт, что успешность научно-исследовательской работы школьника целиком зависит от педагога-руководителя. Успех ученика — результат грамотной работы руководителя исследования. Именно руководитель исследования способен и должен правильно организовать работу на каждом этапе, поддерживать интерес ученика, ненавязчиво контролировать его деятельность, направляя юного исследователя в нужное русло.
Сделаем некоторые выводы.
II. О СНОВЫ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ