«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49
имени Ю. А. Г АГАРИНА»
Малушко Ларисы Ивановны.
Цель: на примере конкретных ситуаций проверить знания ребят о культуре поведения, учить их видеть себя со стороны и анализировать свое поведение.
Изучить правила поведения в школе, общественных местах и т.д.
Проанализировать, всегда ли вы выполняете эти правила.
Формируются де команды по 5-6 человек.
Б. Окуджава MP3 / 3.95 Мб
1 ведущий. Жил когда-то на свете неудачник, делавший все невпопад. Когда нужно смеяться — плакал, когда следовало поздороваться — говорил «до свидания». Такой уж он был странный. А, может, просто с детства его никто не научил, как нужно поступать в том или ином случае.
2 ведущий. Есть люди, у которых все ладно да складно получается.
Пройдет по улице — прохожие залюбуются, начнет говорить — слушаю, а пошутит — со смеху покатываются. И платье на нем сидит, как влитое, и каждый жест, движение к месту, ко времени. А у другого, наоборот, всё не в лад да невпопад. Как у нашего неудачника.
1 ведущий. Нет человека, которому с раннего детства не говорили бы: первым здоровайся со старшими, мой руки перед едой, не ломай игрушки. И в школе твердили: учись прилежно, будь трудолюбив, честен, аккуратен, веди себя вежливо и тактично.
2 ведущий А некоторые ребята от всех правил поведения отмахиваются. Мол, и без этих церемоний можно отлично прожить.
Можно-то можно, но вопрос в том, как жить удобнее, приятнее и легче. Главное помнить: «Ты живешь на свете не один! И относиться к окружающим нужно так, как бы ты хотел, чтобы окружающие относились к тебе».
Итак, что значит быть воспитанным? Вот три правила воспитанности
1 ведущий. С ЛАЙД :
Культура общения. PPTX / 1.13 Мб
Первое: Воспитанность — это знание общепринятых норм и правил поведения.
Второе: Обязательно нужно тренироваться, упражняться в правильном поведении.
Третье: Нужно выработать прочные и устойчивые привычки культурного поведения.
Вот и мы сейчас поупражняемся в правильном поведении. Давайте поиграем и подумаем.
Учителя представляют жюри и команды.
Вместе Конкурс 1. « Приветствие»
1 ведущий. « ЗДРАВСТВУЙТЕ!»
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостной сделалась жизнь?
1 ведущий. Куда бы ни пришел человек и кем бы он ни был, он должен поздороваться. Приветливая улыбка и небольшой вежливый наклон головы подчеркивает ваше расположение к людям.
2 ведущий. Владимир Солоухин пишет:
«Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза — смотреть, рот — поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда даже бы не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, легко и радостно. Это ужасно, если за несколько дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».
Улыбнитесь человеку, если вы встретили сегодня его второй раз, и не делайте вид, что вы его не заметили.
1 ведущий. А еще нужно помнить, что есть определенные нормы приветствия. Давайте вспомним эти нормы:
Блиц-турнир по правилам приветствия.
Кто кого первым приветствует:
1. Молодая девушка спешит навстречу юноше;
2. Женщина 30 лет встречается с пожилым человеком;
3. Стоящий человек прохожего или прохожий стоящего;
5. Вам встретилась супружеская пара, как вы поприветствуете супругов;
6. Как быть, если вас ошибочно поприветствовали?
7. Нужно ли здороваться с жильцами своего дома, если вы незнакомы?
8. Можно ли вместо «ЗДРАВСТВУЙТЕ» говорить ПРИВЕТ?
9. Вошли в автобус. На задней площадке друзья, как с ними поздороваться?
10. Может ли женщина подавать руку в перчатке, а мужчина?
Учитель делает вывод:
Все эти правила необходимо не только знать, но и стараться их придерживаться. Ведь слово, жест, внешний вид не только средство связи с другими людьми. Это наша визитная карточка.
1 ведущий. Чтобы люди, живущие рядом, не могли упрекнуть нас в невоспитанности, мы решили открыть школу хороших манер. Древний восточный мудрец, когда его спросили, у кого он учился благовоспитанности ответил: — ««У невоспитанных. Я избегал делать то, что делают они».
2 ведущий. Наш следующий конкурс «Найди ошибку». Команды подготовили друг другу сценки. Ваша задача: внимательно посмотреть их и определить, какие ошибки допущены героями этих историй. Каждая найденная ошибка 1 балл.
(команды показывают сценки, озвучивают ошибки, жюри подводит итоги)
Найди ошибку DOCX / 12.63 Кб
1 ведущий. А теперь наш следующий конкурс «Проверь себя. Закрепление пройденного».
(учитель рассказывает суть конкурса, ведущие задают вопросы командам, подведение итогов)
Ассистенты задают вопросы по очереди:
1) В дверях столкнулись два мальчика, один из седьмого, другой из восьмого класса. Кто кого должен пропустить?
2) Должен ли мальчик пропускать вперед одноклассницу, если они одновременно подошли к двери класса?
3 Должен ли мальчик пропускать вперед одноклассницу, если они одновременно подошли к лестнице и поднимаются вверх? Опускаются вниз по лестнице?
4) Кто должен первым заканчивать разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?
5) Если тебе принесли завернутый подарок на день рождения, как поступить? Можно ли его развернуть и посмотреть?
6) Вам подарили вещь, которая у вас уже есть или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто ее подарил?
Жюри подводит итоги конкурса
2 ведущий. А теперь видеоурок. Командам по-очереди предлагаем посмотреть видеофрагмент и определить, какие ошибки были допущены героями этих фильмов. Соперники тоже внимательно смотрят и дополняют ответ .
(фрагменты фильмов, ответы, подведение итогов)
Фрагменты для конкурса ZIP / 38.68 Мб
“Шаг на встречу”
1 ведущий. К доске прошу выйти по одному участнику от каждой команды и встать лицами друг к другу с разных сторон класса. Ваша задача: сделать шаг навстречу друг другу с разных сторон класса и сказать другу что-либо приятное. Кто раньше дойдёт до середины класса, тот и победил. При встрече нужно пожать друг другу руки.
(участвуют несколько пар, подведение итогов).
«Как построить дружбу?»
2 ведущий. Мы повторили правила поведения. А теперь поговорим о дружбе.
Товарищество и дружба — удивительные отношения, которые возникают между людьми. Настоящий друг лучше другого человека поймет ваше переживание, настроение, разделит вашу радость, посочувствует в горе, утешит в трудную минуту и поможет.
1 ведущий. Вот как мудрые люди разных времен говорят о дружбе: «Дружба» — самое необходимое для жизни, т. к. никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».
«В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других».
А. Н. Толстой.
Много пословиц создано народом о дружбе и товариществе. Какие вы знаете?
2 ведущий. Зрители могут выручить свою команду. Вспомните пословицы, поговорки, песни о дружбе. Каждый правильный ответ принесёт один балл команде.
(ответы, подведение итогов)
«Хороший ли это друг? Узнай себя.»
1 ведущий. Наши добровольные помощники подготовили вам небольшую инсценировку реальных событий, часто происходящих в нашей школьной жизни. Команды запоминают, а потом записывают на листочках ошибки поведения друзей. Победитель тот, кто запишет больше ошибок.
(сценка, записывают ошибки команды)
Сценка 1 (3 девочки) (1 с грамотой, нарядная; 2-ое её обсуждают, грамота, моб телефон)
Ты знаешь, твоя подружка Юлька заняла первое место в школьном конкурсе красоты? Ты её поздравила?
Ещё чего? Подумаешь, красавица! Ой, что это у тебя? (подружка достала новый айфон)
Родители на день рождения подарили новый айфон.
Фу, барахло какое!
Сценка 2 (2 мальчика+ 1 девочка) (девочка – ведущая; учебник, часы)
Вася! Ты мне друг? Выручи! Дай мне учебник, я сделаю домашнюю работу и через час верну!
Девочка: Прошло 2 часа (2-ой ждёт) прошло 4 часа; прошло 2 дня; прошёл месяц
Где мой учебник?
Сценка 3 (все участники, беседуют 2-е подружки, остальные стоят в сторонке)
Я тебе хочу рассказать свою тайну! Это очень важно для меня! Мне нужен совет подруги, но я не хочу, чтобы об этом ещё кто-то узнал. Поклянись, что никому не скажешь!
Клянусь! Рассказывай! (шепчутся)
Смотри, ты обещала! Никому! (уходит)
Сценка 4 (3 девочки)
3-ий проходит мимо и слышит слово секрет, подслушивает, кричит ребята, ребята, у меня такая новость.
Сценка 5 (девочка и 2 мальчика, письмо в конверте, книга, стол)
Девочка распечатывает письмо, читает, убирает в книгу, оставляет на столе и уходит, за ней подглядывает брат, достаёт письмо, читает и бежит к другу
Сценка 6 (все участники: учитель и ученики)
Учитель: ребята, нужно выпустить газету к празднику! Кто это сделает?
Ученики: 1 Я могу с Сашей и Серёжей (смотрят на него удивлённо) завтра принесём
Что ты за нас расписываешься
Ничего, нарисуете без меня, а мне сегодня некогда, у меня тренировка!
Учитель: ребята, прошла неделя, а где же ваша газета?
Да некогда было, не успели! Что здесь такого!
Сценка 7 (все участники, идут, один спотыкается и падает)
Так ему и надо, он мне надоел, может в школу ходить не будет?
Громко смеётся. Смотрите, у него всё лицо в грязи
Хм, подумаешь, упал, сам поднимется?
Быстро уходит. Я тороплюсь, некогда мне с тобой возится.
2 ведущий. Пока команды готовятся, приглашаем по 4 зрителя из каждой команды.
Вы получаете по одному набору слов из которых нужно сложить пословицу. Если справитесь с заданием, то принесёте 1 балл своей команде.
Музыкальное сопровождение конкурса MP3 / 3.2 Мб
Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.
Доброе слово железные ворота отопрет.
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Красно поле пшеном, а беседа умом.
Выпустил словечко – не догонишь и на крылечке.
(итог зрительского конкурса и конкурса 6)
1 ведущий. У каждого человека должен быть друг, иначе жизнь пуста и одинока. Ведь друга, в отличие от родственников, мы выбираем сами. Настоящих друзей не так уж много, поэтому их надо беречь. Иногда быть снисходительными к их слабостям, уметь прощать их.
2 ведущий. Все мы мечтаем о настоящих друзьях. Чтобы мечты стали реальностью, предлагаем несколько советов, как сделать дружбу крепкой.
СЛАЙДЫ ведущие читают по-очереди:
1. Выбирайте друзей мудро. Вы не должны дружить со всеми. Выбирайте друзей с которыми вам комфортно, которые вдохновляют вас и относятся к вам уважительно.
Мы не выбираем семью, но мы можем выбрать друзей.
2. Будьте честными. Не пытайтесь обмануть своих друзей, иначе они больше не захотят иметь с вами дела.
3. Будьте искренни. Никогда не притворяйтесь кем-то другим и не отказывайтесь от своих взглядов, чтобы понравится. Будьте собой.
4. Общайтесь открыто и честно. Предлагайте свою помощь и не бойтесь попросить поддержку у друзей. Решайте проблемы вместе.
5. Принимайте друзей такими, какие они есть.
6. Будьте чуткими, хвалите, выражайте благодарность. Дайте понять, что вы цените вашу дружбу.
7. Умейте признать вину и извинится. Умейте прощать.
8. Держите свои обещания. Лучше честно сказать: «Я не могу это сделать», чем отказать в последний момент.
9. Не болтай, не сплетничай. Храни, доверенные тебе личные тайны и секреты. Не предавайте друга.
10. Если нужно, отпустите дуга без скандалов и ссор. Если нет общих интересов, не пытайтесь держаться за то, чего нет
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ.
1 ведущий. Хоти ещё раз напомнить о тех чертах, которые мешают каждому из нас стать по-настоящему воспитанным, вежливым и культурным человеком.
2 ведущий. Это неумение держать соё слово, безответственность, непунктуальность, нескромность, неумение хранить чужую тайну и другие. С ними мы должны бороться.
1 ведущий. Поэтому наш последний конкурс для всех называется
«Посмотрим в зеркало. Портрет в лучах солнца.»
У каждого учащегося зеркальце, перед каждым чистый лист бумаги и вопросы анкеты.
Учитель. Помните, в сказке А. С. Пушкина о мертвой царевне: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее», — так спрашивала злая царица волшебное зеркальце, имея в виду красоту внешнюю, данную ей природой. Но есть еще красота внутренняя, духовная.
Представьте, что у вас у всех зеркальца волшебные, посмотрите в них внимательно и задайте зеркальцу вопросы, которые лежат перед вами. А те ответы, которые вы «получите» от зеркальца, запишите на лучиках солнца. Пусть на этих лучах будут ваши хорошие качества, а на тучке, те что мешают вам быть совершенными.
Я – это я. Мне принадлежит всё, что я имею: моё тело, мои фантазии, мои мечты, надежды и страхи, мои победы и поражения. Я принадлежу себе и потому могу себя совершенствовать.
В лучах солнца напиши свои лучшие черты характера, а в туче – всё, что мешает твоему совершенству. Если необходимо, добавь новые лучи или увеличь тучу.
Желаем, чтобы туча не затмила солнце
У вас у каждого на столе листочек. Впишите свои качества и поставьте на нем определенный знак:
? – не вижу значимости классного часа для себя. Почему?
! – здорово, мне нравится.
: – Еще хотел бы поговорить на эту тему.
Желаем успеха. Песня о дружбе MP3 / 5.35 Мб
План-конспект проведения классного занятия
«Общение и конфликты».
беседа с элементами тренинга.
улучшить коллективные взаимоотношения, поднять класс на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания.
• определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию;
• изменить позиции отдельных кадет в системе межличностных отношений и улучить отношения в классе;
• развивать умения аргументировать свою точку зрения;
• воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
презентация, видеоролики, план-конспект.
Ребята в классе рассажены на стульях по кругу.
Ведущий читает притчу.
1. Притча о соревнованиях в лесу.
Цель: введение в тему занятия
Ведущий читает: «Однажды в лесу звери устроили соревнования по многоборью. Заяц быстро бегал, но не умел плавать; утка хорошо плавала, но не умела прыгать; обезьяна высоко прыгала, но тоже не умела плавать. А медведь как не старался, не мог прыгать в высоту. О чём это говорит? Все звери разные, у каждого свои особенности, не свойственные другим. Нельзя требовать от медведя, чтобы он прыгал, как обезьяна, и плавал, как утка. Так же и люди. Каждый человек неповторим, в мире нет двух людей, во всём похожих друг на друга. У каждого есть свои сильные и слабые стороны.
Ведущий: возникает вопрос: как же такие разные люди могут общаться и понимать друг друга?»
Ведущий: Как вы думаете о чём мы будем с вами говорить.
Дайте ребятам высказаться.
Ведущий: Тема нашего классного часа: «Общение и конфликты»
Ведущий: Давайте выполним упражнения.
2. Упражнения «Найди пару без слов» и «Разожми кулак»
Цель: показать участникам, что у них есть проблемы с общением.
Ведущий просит каждого из участников найти себе пару без слов и сесть вместе. Затем ведущий просит одного из двух зажать кулак, а второму даёт задание – сделать так, чтобы зажавший кулак его разжал. Обычно ребята начинают с силой разжимать руку. После определённой паузы ведущий подходит к одному из зажавших кулак и любезно просит его разжать кулак, демонстрируя участникам правильный подход к выполнению задачи.
Ведущий: Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? Почему?
Я хотела бы познакомить вас со стилями общения.
Цель: рассказать о том, какие мотивы у каждого стиля общения.
Ведущий: Посмотрите на слайд презентации
Показывается на слайде таблица и она обсуждается с ребятами.
Ведущий: А теперь давайте обыграем эти стили общения.
Ребята, которые подготовили заранее сценки показывают их в классе своим одноклассникам.
4. Сценки «Стили общения»
Цель: рассмотреть стили общения и выявить один приемлемый.
Сценка 1. Агрессивное поведение.
Ситуация: одна сестра учит уроки. Другая сестра входит, включает магнитофон.
1-я сестра: – Ты что глухая? Сделай тише.
2-я сестра: – Отстань. Нормальный звук.
1-я сестра: – Для тебя, может быть, и нормальный, а у меня аж уши закладывает. Мне надоело слушать одно и то же каждый день.
2-я сестра: – А мне надоело слышать твои обвинения.
Сценка 2. Зависимое поведение.
1-я сестра: – Мне надо сделать очень много домашних заданий. Выключи.
1-я сестра: – А мне родители обещали тоже купить магнитофон, и я у тебя не буду просить.
2-я сестра: – А! Так ты хочешь, чтоб я рассказала родителям, когда ты вчера вернулась и с кем гуляла?
1-я сестра, расстроенная , обхватывает голову руками.
Сценка 3. Ассертивное поведение.
1-я сестра: – Что у тебя за диск? Классная музыка.
2-я сестра: – Тебе правда нравится?
1-я сестра: – Да, вот закончу читать и с удовольствием послушаю. А сейчас сделай, пожалуйста, потише.
2-я сестра: – Ладно, потом послушаем вдвоём.
Ведущий: интересно было со стороны посмотреть на стили нашего общения? Давайте сделаем вывод: каким стилем лучше общаться. Правильно во время общения необходимо использовать ассертивный стиль поведения.
Ведущий: Давайте поиграем.
Цель: показать ребятам, что все мы разные, и каждый воспринимает информацию по-своему. Вторая задача – профилактика сплетен, которые разрушают отношения.
Ход игры: попросите 3 ребят выйти из аудитории. Они не должны слышать то, что будет читать ведущий. Прочитайте оставшимся участникам краткую историю. Чтение этой истории должно занять 2-3 минуты. В истории должно быть много ярких подробностей. Попросите зайти в комнату одного из троих ребят, стоящих за дверями. Пусть один участник из аудитории перескажет историю вошедшему. Он должен её выслушать и как можно подробнее рассказать второму, который тоже входит в комнату. Второй участник как можно подробнее должен пересказать её третьему, вошедшему в комнату после него, а затем, тот пересказывает эту историю всему классу. В конце ещё раз зачитывается история.
Ведущий: Давайте сделаем выводы. А бывают ли подобные ситуации в нашей жизни? В этот момент дать ребятам высказаться.
История Она есть на слайде.
На одном из перекрёстков города произошла авария, в которой столкнулись красный «Мерседес», чёрный «запорожец» и велосипедист. Никто не погиб, но 3 человека были серьёзно травмированы. Водитель красной машины, который и создал аварийную ситуацию, сломал руку. Водитель чёрной машины и его пассажиры получили травмы головы. Велосипедист был единственным, кто не получил каких-либо ранений. Однако велосипед был полностью сломан. Полиция прибыла через несколько минут после аварии. За ней приехала «скорая» и даже журналисты, которые рассказали про аварию в газете.
Ведущий: Давайте ещё сыграем в интересную игру.
6. Игра «Сказочный герой»
Цель: побудить детей общаться, привить навык построения открытых вопросов.
Ход игры: один из ребят выходит за дверь. Ведущий показывает оставшимся рисунок с изображением сказочного героя (или известной личности), например, Буратино, Шрека, Красной Шапочки (Майкла Джексона, Димы Билана и т.д.) Водящий возвращается в класс. Ведущий прикалывает ему на спину рисунок, так, чтобы он не видел. Водящий должен отгадать, кто на рисунке, задавая закрытые вопросы ребятам.
Рекомендации: ведущий должен рассказать о разнице между открытыми и закрытыми вопросами, сделайте вывод после игры, что для общения и строительства отношений надо уметь задавать открытые вопросы.
Ведущий: для следующей игры нам необходимо разделиться на команды 2-4 человека.
7. Игра «Золотое» правило общения».
Цель: запомнить «золотое» правило общения.
Ход игры: разделить участников на 2 команды. Ведущий выдаёт каждой команде пазл с фразой «Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними» и панно. Команды соревнуются в складывании фразы на скорость.
Рекомендации: части фразы (пазл) можно напечатать на клейкой разноцветной (или золотой) бумаге или на бумаге с разноцветным скотчем, панно можно обклеить золотой бумагой. Это упражнение должно быть творческим и красивым.
Ведущий: Вы сегодня на занятии были молодцы, хотелось бы отметить всех. А теперь в завершении хочу попросить вас заполнить одну анкету и очень вас прошу максимально будьте откровенны. Это важно, не только для меня, но и для вас.
8. Анкета по проблемам общения.
В конце занятия проводится анкета, ребята заполняют её письменно, педагог должен обработать эти анкеты и знать какая картина в его классе по данной теме.
Цель: выявить проблемы общения каждого участника и помочь ему в этом разобраться.
Отметь галочкой, если это про тебя.
1. У меня есть проблемы в отношении с:
2. Я считаю, что конфликты между мною и другими людьми возникают потому, что
Меня не понимают
Меня не любят
Ко мне не прислушиваются
Я не люблю
Я не прислушиваюсь
Непонимание с родителями
Плохие условия жизни в семье
3. Кто виноват в плохих отношениях
Между мною и родителями
Другие люди (напиши кто именно)
Между мною и друзьями
Между мною и учителями
4. Я хотел бы,
Чтобы люди относились ко мне
Я относился к другим людям с
Люди больше всего ценили во мне
5. Для достижения хороших отношений с людьми не хватает
Доверия к людям
Людям, с которыми у меня есть проблемы
Любви к ближнему
В заключении ведущий благодарит ребят за работу и прощается.
Классный час «Искусство общения. Скажем «нет» конфликту».
Цели: – разъяснить детям понятие “Конфликт”. Способствовать формированию позитивного отношения к людям.
Задачи. – Дать характеристику понятия “конфликт”.
– Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.
– Познакомиться с методами выхода из конфликтной ситуации.
– Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу.
Эпиграф: «Для того чтобы жить среди людей
и добиваться от них того, что вам надо,
нужно уметь общаться с ними» Д. Карнеги
– В чем причина конфликтов? – Что такое конфликт?
– это спор, ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые порождают враждебность, страх, ненависть между людьми.
Слайд 3. Причины конфликтов: НЕСОВПАДЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЖЕЛАНИЙ.
НЕУВАЖЕНИЕ К ДРУГИМ. Н ЕУМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ. Р АЗНИЦА ЧУВСТВ И СОСТОЯНИЙ. Н ЕЗНАНИЯ ПРАВИЛ И НОРМ ПОВЕДЕНИЯ, ЗАКОНОВ.
Слайд 4. Виды конфликтов.
Слайд 5. Вред от конфликтов:
– падает настроение;
– от конфликтов страдает достоинство человека;
– конфликт может отрицательно сказаться на здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды;
– возникает желание больше не находиться в коллективе, где произошёл конфликт;
– на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук;
– появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении с другими людьми;
– плохое настроение может передаваться на близких людей.
2. Проблемная ситуация.
Задание. Предлагаем несколько ситуаций, в которых можно поступить двояко. Используйте прием «светофор». Разделите все конфликтные ситуации на 3 группы: зеленые, желтые и красные.
Зеленые – самые позитивные отношения, которые у вас могут быть.
Красные – ситуации, в которых просто необходимо что-то предпринять.
Желтые – среднее между зелеными и красными (нейтралитет)
Эти ситуации следует относить к категории желтых. Избавьте себя от стрессов. Или вы неуверенны в себе? Поберегите силы для чего-нибудь более важного. Если вы уверены в себе, то препятствие лишь призывает вас к преодолению его, а преодоление – это путь к успеху.
Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.
1) Первый способ предупреждения конфликтов – мягкое противостояние, то есть решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию и не обидеть другого человека.
2) Второй способ предупреждения конфликтов – «конструктивное предложение», то есть попытка найти компромисс, выход, который мог бы устроить всех.
В каждом конфликте всегда виноваты обе стороны. Не бывает полностью правых или нет. Это как две ладони. Сильно хлопните в них – обеим больно, но и обе в этом виноваты.
«Заповеди поведения в конфликтной ситуации» очень легко запомнить при помощи ключевого слова КОНФЛИКТ.
– критику по возможности устранить! Критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.
– ответственность на 100 % брать на себя! Как сказал И. Гете «В споре виноват тот, кто умнее».
– непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять! Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.
– фон конфликта не расширять! Шаг влево, шаг вправо (то есть прошлые прегрешения, переход «на личности») – это расстрел самого себя!
– «леди-джентльмен» (из этого образа не выходить!) По словам Б. Рассела, «Джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.
– интересы искать общие! Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?». Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – его интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.
– конструктивное решение искать сообща! Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».
– терпимость сохранять в любых ситуациях!
Слайд8. Слайд 9.
– Как вы думаете, сколько слов в русском языке? Большой Академический словарь в 17 томах содержит 131 257 слов. Но этот ответ весьма условен, потому что это издание содержит только слова литературного, т.е. нормированного языка. В словаре не указаны термины, имена собственные, диалектизмы, наречия, образованные от прилагательных и многое, многое другое.
– А сколько же слов мы используем в нашей речи?
В словаре языка А. С. Пушкина зафиксировано 24000слов. По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 10 тыс. слов, эрудиты — до 50 тыс. слов. Вывод: есть много разных других слов, с помощью которых можно высказать свое мнение и при этом не обидеть другого.
Упражнение «Встань в строй!»
Прошу всех быстро выстроиться: 1.по алфавиту(имя) 2. По росту. 3. По дате рождения.
Мы все разные, но никого нет среди нас хуже или лучше, в одном признаке мы можем стоять впереди, а в другом – на последнем месте.
И Никто не имеет право оскорблять другого.
: понять. Что мы все люди, которые чем-то отличаются, а чем-то похожи.
Вывод: надо уважать друг друга.
№. Видеоролик. Мудрый выход из ситуации.
обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты. А для этого необходимо научиться понимать, договариваться и помнить, что кроме выражения наших собственных интересов необходимо уметь выслушать интересы другого человека. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. А если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Важно понять причину конфликта, попытаться встать на место другого и почувствовать то, что он чувствует.
Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях. И тогда решение окажется верным.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Тема: ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ».
Класс: 10 – 11
Продолжительность мероприятия: 6
Участники собрания: классный руководитель, педагогпсихолог, обучающиеся.
Цель: развитие коммуникативной компетенции обучающихся через групповые формы
1. Создание условий для формирования у обучающихся навыков продуктивного общения
2. Создание эмоционального настроя на эффективную совместную работу в группе
3. Создание условий для развития
Форма проведения собрания: интерактивная деловая игра.
пути разрешения проблем, возникающих при общении
Время проведения: в 10 классе –неделя нового учебного года (если класс «сборный»
в 11 классе – по необходимости.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал (листы
ватмана по числу групп, цветные маркеры, цветные жетоны, 4 цветных флажка
Вступительное слово учителя
1) Знакомство с правилами игры
2) Участие в игре
1 этап – 3 минут
2 этап – 3 минут
3 этап –минут
5 этап – до 5 мину
Внеклассное мероприятие «Проблемы общения» адресовано обучающимся 10
классов. Форма проведения – интерактивная игра «вертушка». Данная форма
соответствует возрастным особенностям школьников. В ходе игры участники получат
возможность увидеть и проанализировать проблемы, которые могут возникнуть у
школьников при общении с разными категориями. Наметить пути их разрешения.
Апробация такой формы проведения внеклассного мероприятия показала, что в ходе игры
достигается оптимальная активность участников на протяжении всего мероприятия. У
школьников формируются навыки аналитической деятельности, развивается
Во время проведения всего мероприятия педагог-психолог наблюдает за детьми,
анализирует их действия. С необходимой информацией делится с классным руководителем
или с конкретными ребятами.
Особенность данной формы: на каждом этапе игры обучающиеся прежде чем
выполнить свое задание, должны проанализировать ответы предыдущих групп, найти
связь со своим мнением. Это позволяет поддерживать активность школьников в течение
Данная технология была успешно применена при проведении родительского собрания,
городского слета молодых учителей.
Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на внеклассном мероприятии
«Проблемы общения»Тема выбрана не случайно.
Невозможно представить себе развитие человека, его существование как личности, без
связи с обществом, вне формального общения с другими людьми. Поэтому общение
является существенным условием любых форм социальной и индивидуальной
жизнедеятельности человека. Социальный опыт и повседневные практики.
последние годы люди стали значительно меньше взаимодействовать друг с
другом вербально. Общение в соцсетях многим из вас почти заменило реальное.
Ситуация, когда рассказываешь собеседнику свои мысли и при этом не смотришь в глаза,
сегодня типична. И как следствие, отсутствие социального опыта коммуникации со
взрослыми и сверстниками. И как следствие, возникают проблемы в общении, которые
нужно научиться правильно разрешать. Мы постараемся вместе рассмотреть проблемы,
связанные с общением, найти пути их преодоления
Эпиграфом нашего мероприятия могут стать слова Экзюпери: «Самая большая
роскошь на свете – это роскошь человеческого общения».
, сегодня наше мероприятие мы проведем в виде интерактивной игры. Нмоем
столе находятся цветные жетоны: красные, зеленые, желтые, синие. Я прошу вас подойти и
выбрать жетон определенного цветапо вашему усмотрению.
(школьники выбирают жетон, далее группы формируются по цветам жетонов).
Я вижу, что с выбором цвета вы все определились. Прошу вас подойти к тому столу, на
котором стоит флажокцвет которого совпадает с цветом вашего жетона. Спасибо! Таким
образом, у нас получились 4 группы.
Прошу вас прослушать правила. Игра состоит из пяти этапов.
На каждом столе лежат листы ватмана. Каждой команде нужно за три минуты записать по
– команде «красных» при общении с родителями;
– команде «синих» при общении с учителями
– – при общении с одноклассниками;
– – при общении со сверстниками по месту жительства.
(По сигналу ведущего (классного руководителя) этой игры переход команды к другому
На этом этапе нужно написать по три задачи, которые необходимо решить, чтобы
преодолеть обозначенные проблемы. Время 3 минуты.
– команде «красных» задачи при решении проблем общения со сверстниками;
– команде «синих» задачи при решении проблем общения с одноклассниками;
– – задачи при решении проблем общения с учителями;
– команде «желтых » – задачи при решении проблем общения с родителями;
(По сигналу ведущего (классного руководителя) этой игры переход команды к другому
На этом этапе нужно написать по три мероприятия, которые необходимо провести, чтобы
преодолеть обозначенные проблемы и решить намеченные задачи. Время 3 минуты.
– команде «красных» с одноклассниками
– команде «синих»задачи при решении проблем общения со сверстниками
– – задачи при решении проблем общения с ;
– команде «желтых » – задачи при решении проблем общения с учителями
(По сигналу ведущего (классного руководителя) этой игры переход команды к другому
Время работы на этом этапе – 15 минут. У каждой команды есть категория проблем, задачи
и мероприятия, направленные на разрешение обозначенных проблемы. Вам необходимо
проанализировать все то, что вам оставили предыдущие группы и за 15 минут подготовить
защиту мини – проекта. Форма представления проекта любая, время до 5 минут.
(В результате переходов, участники каждой группы получили незнакомый набор проблем,
задач, мероприятий по их преодолению. На этом этапе уместно напомнить школьникам и
о «мозговом штурме», и о распределении ролей при подготовке минипроекта).
Каждая команда представляет свой минипроект.
(Опыт проведения мероприятий в данной форме показал, что ребята представляют свои
мини – проекты в различных в видахразыгрывания какойто реальной ситуации,
агитбригады, в форме «облака», квеста)
Ребята! Я благодарю вас за активное участие в нашем мероприятии. Мне понравились
ваши проекты. Вы подняли очень важные проблемы, которые при общении может
испытать каждый. Вы выдвигали нужные задачи и намечали правильные пути решения.
Хотя, я могу предположить, что это было не всегда легко.
Мне хотелось бы от вас услышать мнения о нашем мероприятии в целом, что
полезного для себя вы возьмете при дальнейшем общении
(звучат ответы школьников )
Дорогие ребята! Спасибо за ваши ответы и рассуждения. Я думаю, что наше «живое»
общение принесло вам массу положительных эмоций. Я уверена, что сегодня многие из вас
открыли своих одноклассников, как приятных собеседников, единомышленников, с
которыми приятно общаться. До новых встреч!
Классный час в 9 классе на тему: «Культура общения»
Цель классного часа: Изучение правил эмоционально-доброжелательного общения с людьми, развитие потребности в общении.
Проблема: В наше время многие подростки предпочитают живому общению общение «виртуальное», приобретают зависимость от социальных сетей, от компьютерных игр. Они даже не представляют, что реальное общение может сделать жизнь наполненной, интересной, увлекательной. Проблема неумения общаться со взрослыми и сверстниками стоит сегодня очень остро. Поэтому мы выбрали тему классного часа «Культура общения», надеясь помочь учащимся задуматься над этой проблемой.
Гипотеза: Овладение культурой общения делает жизнь человека ярче, интересней, даёт возможность приобрести новых друзей.
Актуальность выбранной темы: Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста, особенно оно важно в подростковом возрасте, когда происходит формирование личности человека. Неумение общаться, зажатость, неуверенность в себе часто становится бедой для ребёнка. Непонимание другого часто становится причиной недоверия, отчуждённости, враждебности. Поэтому необходимо развивать потребность ребят в общении и научить их «золотым правилам общения».
Вопросы, на которые мы найдём ответы в ходе изучения темы «Культура общения»:
Что такое общение?
Какова его роль в жизни человека?
Каковы «Золотые правила общения»?
В ходе проведения классного часа вы познакомитесь с новыми понятиями и узнаете, что потребность в общении, переходящая в потребность в понимании и одобрении, является одной из главных человеческих потребностей. Общение – источник радости и счастья (дружеское общение, общение с природой, общение с искусством).
1. Что такое общение? Общение – процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, в восприятии и понимании друг друга.
2. Какие бывают виды общения? Общение бывает вербальное (с помощью слов) и невербальное (мимика, жесты, телодвижения);
непосредственное (человек перед нами) и опосредованное (через интернет, книги, письма);
формальное (в школе, на работе) и неформальное (в кругу близких, друзей).
3. Какие бывают стили общения? Авторитарный, деловой, манипулятивный, примитивный, диалогический. Самый высший из них – общение – диалог, когда собеседники внимательны друг к другу и общаются доверительно, на равных.
4. Что такое «золотые правила общения»? Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формулы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как знакомиться и общаться и т.д.). Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Общение – основное условие развития человека, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Важную роль играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Как бы ни менялся мир и наши взгляды, всегда будет актуальным основное правило общения между людьми – это уважение. Родственник, одноклассник, попутчик в поезде – не имеет значения, каждый человек достоин уважительного отношения. Постигнув эту истину, каждый получит шанс стать самой интересной личностью для других. Для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, много читать, важно уметь сообщить людям эти сведения. Необходимо обладать культурой речи (чёткость, логичность построения высказывания).
На тему правил общения написана масса книг, в которых можно найти рекомендации и советы на все случаи жизни. Из всей литературы мы выделим 10 самых важных правил, которые остаются важными и уместными уже многие годы, так сказать «золотые правила общения». К ним можно отнести следующее:
5. Будьте искренними и честными – это самые лучшие позиции в общении.
6. Думайте, прежде чем сказать.
7. Не перебивайте собеседника, давая ему возможность высказаться.
8. Избегайте высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику. Старайтесь понять человека.
9. Придерживайтесь уверенного, но дружелюбного тона.
10. Уважайте точку зрения собеседника, даже если вы с ней не согласны.
Начните применять эти эффективные правила в своей жизни и увидите, как быстро начнёт меняться и расти ваше окружение. И, возможно, вы приобретёте не только уважение одноклассников, а и много новых и интересных друзей.
В процессе подготовки классного часа с учащимися были проведены учебные упражнения: «Чувство без слов», «Речевая ситуация», «Пересказ», «Сиамские близнецы», «Угадай стиль общения», «Ищу друга». Эти упражнения очень понравились учащимся, выполняя их, ребята задумались над необходимостью совершенствовать свою культуру общения.
1. В процессе проведения классного часа учащиеся освоили понятия общение, стили общения, культура общения.
2. Учились анализировать, сравнивать, оценивать свои действия, прогнозировать результаты.
3. Пополнился словарный запас, развивалось мышление, воображение, любознательность, обогащался жизненный опыт.
4. Была сделана донести до учащихся мысль, что умение выражать себя через общение является путём к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
1. Плотников В. А. Стать гением может каждый – М.:1998. – 231с.
2. Микляева А. В. Я – подросток. Встречи с самим собой.- С. Пб.:2008 – 366 с.
3. Соловейчик С. А. Учение с увлечением – М.: 1997.